протестантов к рус. Православию; воспитала не одно поколение немецкоязычных богословов - специалистов по Православию. Соч. (избр.): Die ältesten russischen Heiligenlegenden: Studien zu den Anfängen der russischen Hagiographie und ihr Verhältnis zum byzantinischen Beispiel//Aus der byzantinischen Arbeit der DDR/Hrsg. J. Irmscher. B., 1957. Bd. 1. S. 237-271. (BBA; 5); Der athonitische Hesychasmus des 14. und 15. Jh. im Lichte der zeitgenössischen russischen Quellen//JGO. 1958. Bd. 6. S. 436-448; Josif Volockij und Nil Sorskij, ihre sogenannten «Schulen» und ihre Stellung im gesellschaftlichen und geistigen Geschehen ihrer Zeit: Ein Sammelbericht zur Forschung nach 1945//ZfS. 1958. Bd. 3. S. 786-801; О литературном жанре нек-рых сочинений Нила Сорского//ТОДРЛ. 1961. Т. 18. С. 80-98; Nil Sorskij und seine Schriften: die Krise der Tradition im Russland Ivans III. B., 1963; Das Typikon des Neilos Damilas - ein Zeugnis des gemässigten «sinaitischen» Hesychasmus//Byzantinische Beiträge/Hrsg. J. Irmscher. B., 1964. S. 359-372; Russland und Byzanz im 14. und 15. Jh.//Proc. of the XIIIth Intern. Congr. of Byzantine Studies, Oxf. 5-10 Sept. 1966/Ed. J. M. Hussey, D. Obolensky, S. Runciman. L. etc., 1966. Р. 105-115; Иоанн Тритемий и Федор Курицын (о некоторых чертах раннего Ренессанса на Руси и в Германии)//Культурное наследие Др. Руси. М., 1976. С. 116-123; Das «Laodikijskoe poslanie» des grossfürstlichen D " jaken Fedor Kuricyn: G. Stoekl zum 60. Geburtstag//JGO. 1976. Bd. 24. S. 1-22; Das Bild des «Heiligen Herrschers» in der ältesten Redaktion der Vita des Aleksandr Nevskij//Eikon und Logos: Beiträge zur Erforschung byzant. Kulturtraditionen: FS K. Onasch. Halle, 1981. S. 141-158; Psalmgebet und Dichtung in der kirchlichen und monastischen Praxis des Ostens//Liturgie und Dichtung/Hrsg. H. Becker, R. Kaszynski. St. Ottilien, 1983. Bd. 1. S. 465-507; Von der Taufe der Kiewer Rus zur Oktoberrevolution: Geschichte der Russischen Orthodoxen Kirche (988 bis 1917)//Tausend Jahre Heiliges Russland/Hrsg. G. Adler. Freiburg, 1987. S. 35-56; Раннецерковные традиции миссионерства и крещение св. Владимира//Тысячелетие Крещения Руси: Конф. К., 1986. М., 1988. С. 110-114; Die ersten heiligen Frauen der Kiewer Rus: Drei Frauengestalten aus der Frühzeit des russischen Christentums//StdO. 1988. Bd. 28. S. 24-28; The Spirituality of the Kievan Caves Monastery//Slavic Culture in the Middle Ages/Ed. B. Gasparov. Berkeley, 1993/1994. S. 63-76. (Christianity and the Eastern Slavs; 1); О нек-рых причинах приостановки исследований о Ниле Сорском и его роли в истории: Докл. на конф. «Нил Сорский и исихазм в духовной истории и культуре России» (Италия, Бозе, 22-24 сент. 1994)//Православная община: ж. Преображенского братства. 1995. 26. С. 54-60; Starets Siluan und das Russland seiner Zeit//OS. 1999. Bd. 4. S. 273-298.

http://pravenc.ru/text/2110503.html

78 . Николаев Ю. В поисках божества. – Киев, 1995. 79 . Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: «Респуб.», 1994. 80 . A complet History of the Catholic Church to the present day by Rev. JOHN. LAUX. M. A., N.Y., 1939. 81 . Barr Robert. Main currents in early Christian thought. – NY. 1966. 82 . Chadwic Henry. Early Christian thought and the classical tradition. – Oxford, 1966. 83 . Dictionaire de Spiritualite. – Paris, 1969–1989. 84 . El dinamismo trinitario en divinizacion de los seres racionales segun Origenes. – Roma, 1970. 85 . Encyclopaedia Britannica. – N.Y., 1992. 86 . Hanson, R.P.C. Allegory and Event. – London, 1951. Schmaus M., Grillmeier A., Handbuch der dogmengeschichte. Freiburg, Basel, Wien: «Herder» Faszikel 1a 1965 von Jackues Liebaert. 87 . В. II. Der Trinitarische Gott. Die Schopfung. Die Sunde. 88 . B. III. Christologie, Soteriologie, Mariologie, Reich Gottes und Kirche. Faszikel За (1. Teil) Urstand, Fall und Erbsunde, 1981 von Leo Scheffczyk 89 . Band IV. Sackramente Eschatologie. Faszikel 7a Eschatologie, 1986 von Brian Daley. 90 . Les oevres philosophiques. – Paris, 1995 91 . Nemeshegui Peter. La patemite de Dieu chez Origene. – Toumai (Belg), 1960. 92 . New Catholic Encyclopidya. T 11. – NY., 1995. 93 . Bardenhewer Otto. Geschichte der Altkirchlichen Literatur. T.2. – Freiburg, 1914. 94 . Beatrice Pier Franco. Introduction to the Fathers of the Church. – Vicenza, 1987. 95 . Pietras Henryk. Poczatki teologii Kosciola. – Krakow; «WAM», 2000. 96 . Christentum als neuheitserlebnis. – Freiburg im Breisgaü «Herder», 1939. 97 . Adalbert – G. Hamman. Les peres de l’Eglise. – Paris, 1991. 98 . Pietras Henryk. By nie milczec о Bogu. – Krakow, 1991. 99 . Kania Wojciech. Swiadkowie tradycii. 1998. 100 . Kelly J. N. D. Early Christian Doctrines. – San Francisco, 1978. 101 . Canpenhausen Hans von. Griechische Kirchenvaeter. – Stuttgart, 1994. 102 . Lexikon der antiken christlichen Literatur. – Freiburg: «Herder», 1988 7 “Из толкователей божественного Писания более всего выбирай тех, которые дальше всего отходят от буквы. После Павла такого рода прежде всего Ориген ... Эразм Роттердамский, Оружие христианского воина. Он ценил Оригена в первую очередь как экзегета и знатока метода аллегорических толкований, Принимает его трихотомию души. Там же о трёх частях человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/origen-...

Nikolaj (Škrumko Nikolaj Jakovlevi), В von Zvenigorod, V der Ep. Moskau Geboren am 22.5.1927 im D Kizija, ray. Kamenec Podol " skij obl. Chmel’nickij, sein Vater war Bauer. Nach Abschluß der Volksschule diente er an der Himmelfahrtskirche seines Dorfes, von 1948 bis 1953 als Vorsänger, Hypodiakon und Vorleser an der Kreuzerhöhungskathedralkirche in Petrozavodsk, Ep. Olonec. 1953 trat er in das GS Leningrad ein. Am 13.11.1954 wurde er zum Mönch geschoren und erhielt den Namen Nikolaj (Sel. Nikolaj Koanov von Novgorod, sein Taufname war der des hl. Nikolaus von Myra). Am 21.11.1954 erhielt er die Diakonatsweihe von M Grigorij (ukov) in Valdaj, Ep. Novgorod. Von 1956 bis 1960 diente er in den Pfarreien der Ep. Kalinin, von 1960 bis 1968 an der Verklärungskathedralkirche in Ivanovo, seit 1968 in der Ep. Tula. Von 1966 bis 1968 war er Sekretär der Eparchialverwaltung von Ivanovo. Am 11.5.1969 empfing er von BJuvenalij (Pojarkov) die Priesterweihe und wurde Pfarrer der Allerheiligen-Kathedral- kirche von Tula. 1971 nahm er an einer Pilgerfahrt zum Athos teil. 1970 beendete er das Fernstudium am GS Leningrad, 1973 die GA mit der Arbeit «Professor V.N. Benesevic und seine Kirchenrechtarbeiten». Am 13.12.1974 wurde er Mitglied der Geistl. Mission in Jerusalem, am 26.12.1974 stellvertretender Leiter dieser Mission und 1977 als Archimandrit ihr Vorsteher. Am 16.7.1982 wurde er abgelöst und von M Nikolaj (Jurik) zum Vorsteher der Uspenskaja Lavra von Poaev bestellt. Am 26.6.1985 Ernennung zum Bvon Zvenigorod, V der Ep. Moskau und Vertreter des Moskauer Patriarchen beim Patriarchat von Antiochien in Damaskus. Die Bischofsweihe fand in der Patriarchatskathedrale in Moskau am 21.7.1985 durch Patriarch Pimen, M Aleksij (Ridiger), M Juvenalij (Pojarkov) u.a. Hierarchen εratt (MP 1985,10, 9–11; StdO 1986,1,9–11). Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Конкретных фактов из истории Набатейского царства сохранилось мало. Из 2 Макк 5. 8 известно, что ко двору Ареты I бежал изгнанный из Иудеи первосвященник-эллинизатор Ясон (168 г. до Р. Х.). Арета I назван другом Иуды Маккавея и его брата Ионатана Хасмонея (1 Макк 5. 24-28, 15. 22; ср.: 2 Макк 12.10-12). Вероятно, именно он обозначен в надписи из Халуцы как «А[ре]та, царь набатеев (      )» ( Starcky. 1966. P. 904). Руины Ободата Руины Ободата Арете II не удалось ок. 100 г. до Р. Х. помешать иудейскому хасмонейскому царю и первосвящ. Александру Яннаю захватить Газу ( Ios. Flav. Antiq. XIII 12. 2 Это привело к нарушению контролируемой Н. караванной торговли между Петрой и Газой и к запустению на определенное время набатейских поселений в Негеве ( Negev. 1969. P. 5-10). Ободат I нанес в кон. 94 г. до Р. Х. сокрушительное поражение Александру Яннаю близ Гадары в Гавланитиде; Яннай потерял всю армию и «едва спасся оттуда бегством в Иерусалим» ( Ios. Flav. Antiq. XIII 13. 5 ср.: Idem. De bell. I 90), где против него вспыхнуло народное восстание, которое возглавили фарисеи. На это поражение иудейского царя, вероятно, намекает автор кумран. Комментария на Книгу прор. Аввакума (1QpHab. 11. 8-15 - Tantlevskij. 1995. P. 9-12; Idem. 1997. P. 329-338). Ободат I продолжил политику освоения Негева, и, вероятно, именно он построил там г. Ободат (совр. израильский Авдат) ( Negev. 1986. P. 56-60). Этот царь был обожествлен и почитался как «бог» (  ) (Ibid .; Idem. 2003. P. 101-105; Healey. 2003. P. 164-167). В Петре, напр., существовало культовое сообщество (  ) почитателей «бога» Ободата ( Шифман. 2007. C. 30; ср.: Ball. 2016. C. 74-78). О Раббиле I ничего не известно. Его преемнику Арете III удалось на время присоединить к Набатее Дамаск, где он чеканил монеты по местному стандарту ( Starcky. 1966. P. 907-908). Ок. 82 г. до Р. Х. Арета III разгромил Александра Янная в битве при Адиде в Шефеле, однако впоследствии Яннаю удалось восстановить положение и укрепиться на юго-восточном побережье Средиземного м., а также в Юж. Сирии ( Ios. Flav. Antiq. XIII 15. 2-5 В 72/71 г. до Р. Х. Арета потерял Дамаск. Он вмешался в междоусобную борьбу за власть в Иудее между Гирканом II и Аристобулом II, сыновьями Александра Янная, и вместе с Гирканом осадил Иерусалим, в к-ром находился Аристобул (канун Пасхи 65 г. до Р. Х.). Однако по требованию римлян осада была снята; Аристобулу же это дало возможность атаковать Н. и разгромить их у Папирона в Иорданской долине ( Ios. Flav. De bell. I 114-130; Idem. Antiq. XIV 2. 1-3 Когда Арета III узнал, что рим. проконсул Марк Эмилий Скавр предал огню набатейские поселения в области Петры, он счел за благо признать рим. верховенство ( Ios. Flav. Antiq. XIV 5. 1

http://pravenc.ru/text/2564566.html

Yannaras C., Orthodoxy and the West, в Orthodoxy: Life and Freedom, ed. A. J. Philippou. Oxford: Studion Publications, 1973, 130–147. Zizioulas, J. D. Being As Communion: Studies in Personhood and the Church. Crestwood. N. Y.: St. Vladimir’s Seminary Press, 1997. Preserving God’s Creation: Three Lectures on Theology and Ecology, pts. 1–3, в King’s Theological Review 12, Spring 1989, 1–5, 12; 12, Autumn 1989, 4145; 13, Spring 1990, 1–5. Г. Общая библиография на английском языке Allchin А . М ., The Appeal to Experience in the Triads of St. Gregory Palamas, в Studia Patristica, vol. 8. Berlin: Akademie Verlag, 1966, 323–328. Armstrong A. H., Markus R. A., Christian Faith and Greek Philosophy. L.: Darton, Longman & Todd, 1964. Arnold V. I., Avez A.. Ergodic Problems of Classical Mechanics. N. Y.: Benjamin, 1968. Balaguer М ., Platonism and Anti-Platonism in Mathematics. N. Y.: Oxford University Press, 1998. Balas D., Metousia Theou: Man’s Participation in God’s Perfection according to St. Gregory of Nyssa, в Studia Anselmiana, vol. 55, 1–185. Rome: Herder, 1966. Balashov Y. V., Resource Letter AP-1: The Anthropic Principle, в American Journal of Physics 59/12, 1991, 1069–1076. Transcendental Background to the Anthropic Reasoning in Cosmology, в Man and World 25, 1992, 115–132. Barbour I. G., Religion in an Age of Science. San Francisco: Harper & Row, 1990. Ways of Relating Science and Theology, в Physics, Philosophy and Theology: A Common Quest for Understanding, eds. R. J. Russell et al. Vatican City State: Vatican Observatory, 1988, 21–48. Barrow J. D., The Artful Universe. Oxford: Clarendon, 1995. Between Inner Space and Outer Space: Essays on Science, Art and Philosophy. N. Y.: Oxford University Press, 1999. Unprincipled Cosmology, в Quarterly Journal of the Royal Astrological Society 34,1993, 117–134. Barrow J. D., Tîpler F. J., The Anthropic Cosmological Principle. N. Y.: Oxford University Press, 1986. Bohr N., Atomic Physics and Human Knowledge. N. Y.: Wiley, 1959.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/log...

Из переводов Меламеда наиболее известны стихи Уильяма Вордсворта; он переводил также другую англоязычную поэтическую классику (Джон Донн, Сэмюэл Кольридж, Эдгар По). В 2011 г. в Издательском центре РГГУ вышла в свет целиком переведенная Меламедом книга «Лирические баллады и другие стихотворения», первое издание (1798 г.) знаменитого совместного сборника Вордсворта и Кольриджа. Также писал статьи о русской поэзии. Габриэль Гарсиа Маркес (06.03.1928 – 17.04.2014), колумбийский писатель, лауреат Нобелевской премии Один из немногих писателей, задолго до смерти признанный классиком. Мировую славу ему принес роман «Сто лет одиночества», написанный в 1966 и изданный в 1967 году. Теперь этот роман переведен на 35 языков, продано более 30 миллионов. Один из латиноамериканских писателей сказал про «Сто лет одиночества», что со времен «Дон Кихота» на испанском языке не было такого шедевра. В 1975 году Маркес написал роман «Осень патриарха», где в гротескной форме изобразил диктатора. Это собирательный образ, его прототипом стали несколько глав латиноамериканских государств. Также русскому читателю известны его роман «Любовь во время чумы», повести «Полковнику никто не пишет», «Хроника объявленной смерти» (в 1986 году итальянский режиссер Франческо Рози снял по ней фильм). Бенедикт Михайлович Сарнов (04.01.1927 – 20.04.2014), литературный критик, автор книг о творчестве и судьбе русских писателей XX века Печатался с 1948 года. В 1951 году окончил Литературный институт . Работал в журнале «Пионер», «Литературной газете». Вместе с Лазарем Лазаревым и Станиславом Рассадиным стал автором пародий, печатавшихся в «Литературной газете» (часть из них была издана в 1966 году в виде сборника «Липовые аллеи»). В 1970-е годы вместе с Рассадиным был автором популярных детских литературоведческих радиопередач «В стране литературных героев». В1989 году вёл в журнале «Огонёк» рубрику «Русская проза. Двадцатый век. Из запасников». Протоиерей Михаил Шполянский (22.04.1956 – 25.04.2014) Родился в Ленинграде, детство и юность провёл в Николаеве. Окончил Николаевский кораблестроительный институт, женился, позже вместе с женой принял крещение. В 1980-е годы работал инженером-кораблестроителем, строителем, в лесничестве, в бригаде по декоративному оформлению помещений.

http://pravmir.ru/2014-poteri-goda/

581 David Ray Griffin, God, Power, and Evil: A Process Teodicy (Philadelphia: Westminster Press. 1976); «Creation Out of Chaos and the Problem of Evils, in Encountering Evil, ed. Davis. Теодицея Хартсхорна обсуждается в книге: Barry L. Whitney. Evil and the Process God (Toronto: Edwin Mellen Press. 1985). 582 John В. Cobb, Jr., «What is the Future? A Process Perspective», in Hope and the Future of Man, ed. Ewert Cousins (PhiladeIphlia: Fortress Press, 1972). См. также: Robert Mellert, «А Pastoral on Death and immortality», in Religious Experience and Process Theology, ed. Cargas and Lee. 583 Обзор некоторых из этих позиций см. в: Owen Thomas, ed., God’s Activity in the World (Chico, CA: Scholars Press, 1983). См. также: Ian G. Barbour, Issues in Science and Religion (Englewood Cliffs, NJ: Prentice–Hall, 1966). chap. 13. 584 Thomas Aquinas, Summa Theologica I, q. 22, art. 4; q. 19, art. 4; q. 105, art. 5. etc. См. также: Etienne Gilson, The Christian Philosophy of Thomas Aquinas (New York: Random House, 1956). 588 Richard Creel, Divine Impassibility: An Essay in Philosophical Theology (Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1986). 589 Richard S.Westfall, Science and Religion in Seventeenth–Century England (New Haven: Yale Univ. Press 1958). 590 Etienne Gilson, «The Corporeal World and the Efficacy of Second Causes», in God " s Activity in the World, ed. Thomas. 591 Gilson, «Corporeal World», in God " s Activity in the World, ed. Thomas; см. также: Gilson, The Spirit of Medieval Philosophy (New York Charles Scribner " s Sons, 1940), chap. 7; Brother Benignus Gerrity, Nature, Knowledge, and God (Milwaukee: Bruce Publishing, 1947). 593 Austin Farrer, A Science of God? (London: Geoffrey Bles, 1966), pp. 76, 90. См. также его работу Faith and Speculation (London: Adam & Charles Black, 1967), chaps. 4, 10. 596 William Pollard, Chance and Providence (New York: Charles Scribner " s Sons, 1958); Donald MacKay, Science, Chance, and Providence (Oxford: Oxford Univ. Press. 1978). 597

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/reli...

496 Подробнее о двух версиях сообщения золотопромышленника В.И. Базилевсого о вскрытии гробницы см.: Фомин С.В. Указ, соч. С. 57. 497 я Любимов Л.Д. Тайна старца Федора Кузьмича//Вопросы истории. 1966. 1 (далее – Любимов. 1966.) С. 215. 502 Камергер Александр Адрианович Рудановский назван в перечне придворных в «Памятной книжке» Александра III на 1884 г. (ГАРФ. Ф. 677, Император Александр III. On. 1. Д. 225. Л. 350). 503 Князь Сергей Алексеевич Долгоруков (1809–1891) – Витебский (1848–1849), Ковенский (1849) губернатор, статс-секретарь у Принятия прошений, член Государственного совета. 504 Фетисенко О. «Это не шутка… а дело Божие» (Старец Феодор Козьмич в неизданной переписке С.Ф. Хромова с М.А. Балакиревым)//София. 2006. 2. С. 16–18. 510 Приезд С.Ф. Хромова с зятем И.Г. Чистяковым в Петербург в 1883 г. упоминается в письме Чистякова к Т.И. Филиппову от 14 июля 1893 г. См.: Фомин С.В. Указ. соч. С. 39. 511 Крупенский П.Н. Тайны императора (Александр 1 и Феодор Козьмич). Историческое исследование по новейшим данным. Берлин, 1927. Репринт – 1986. С. 88–89. На составе привезенных материалов мы остановимся в главе V. 512 Письма Н.М. Баранова наследнику с театра военных действий Турецкой войны, действительно, свидетельствуют о добрых отношениях с будущим Александром III. Баранов, в частности, писал в декабре 1878 г., что он видит «какое-то особенное, нисколько мною не заслуженное покровительство Божие в великой милости Вашего Императорского Высочества» (ГАРФ. Ф. 677. Оп. 1. Д. 698. Л. 17). 513 Любимов. 1938. С. 186–188; 3ыЗыкин М.В. Указ. соч. С. 257–259; Фомин С.В. Указ. соч. С. 49–50. 517 Ястребцев Е. Остен-Сакен Д.Е.//Русский биографический словарь. Т. 12. СПб., 1905. С. 396–398. Гр. Остен-Сакен Д.Е. Севастополь (РГВИА. Ф. 170. Оп. 1. Д. 1. Л. 6об.). 521 Д.Е. Остен-Сакен писал о ней в севастопольских воспоминаниях: «Кроме религиозных во мне чувств, письма жены моей (как и во все войны, начиная с Персидской) много способствовали к поддержанию во мне душевного мира и к возбуждению бесстрастия, и потому они имеют тесную связь с обороною Севастополя». Он приводит записку, полученную в страстную пятницу в 1854 г. в Одессе, на батарее, 9 апреля: «Бог со всеми нами», – писала жена. Если и суждено умереть, «какое прекрасное для того мгновенье». И еще в письме: «Исполнение нашего долга относительно Бога и ближних в положении, в которое он нас поставил, вот все. Государь вверил тебе великое дело, действуй, как всегда, не думая ни о себе, ни о мне, иначе как с мыслью, что обязанности твои нам священны и выше всего. Все, что я говорю тебе в эту важную минуту, я говорю и чувствую перед Богом, так сказать под его взором. Хорошо умереть – есть одна из величайших милостей Спасителя (РГВИА. Ф. 170. Оп. 1. Д. 1. Л. 239об. – 240).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лит.: Sacc à V. Michelangelo da Caravaggio pittore: Studi e ricerche//Archivio Storico Messinese. Messina, 1906/1907. Anno 7/8. P. 40-79; Venturi L. Studi su Michelangelo da Caravaggio//L " arte. 1910. Anno 13. T. 3. N 35. P. 191-201, 268-284; Ashford F. Caravaggio " s Stay in Malta//The Burlington Magazine. 1935. Vol. 67. N 391. P. 168-174; Berenson B. Del Caravaggio delle sue incongruenze e della sua fama/Versione dal ms inedito di L. Vertova. Firenze, 1951; Mostra del Caravaggio e caravaggeschi (1951: Milan, Italy): Cat. Firenze, 1951; Sammut E. Caravaggio in Malta. Malta, 1951; 3намеровская Т. Микеланджело да Караваджо, 1573-1610. М., 1955; Friedlaender W. Caravaggio Studies. Princeton, 1955; Graeve M. A. The Stone of Unction in Caravaggio " s Painting for the Chiesa Nuova//The Art Bulletin. N. Y., 1958. Vol. 40. N 3. P. 223-237; Всеволожская С. [Вступ. ст.]//Караваджо М.: Альбом репродукций/Сост. С. Всеволожская. М., 1960; Виппер Б. Р. Проблемы реализма в итал. живописи XVII-XVIII вв. М., 1966. С. 34-54; Urbani G. Il restauro delle tele del Caravaggio in S. Luigi dei Francesi//Boll. dell " Istituto Centrale del Restauro. R., 1966. P. 35-119; Zandri G. Un probabile dipinto murale del Caravaggio per il cardinale Del Monte//Storia dell " Arte. [Firenze], 1969. Vol. 3. P. 338-343; Calvesi M. Caravaggio o la ricerca della salvazione//Storia dell " Arte. 1971. N 9/10. P. 93-142; idem. Arte e alchimia//Art e Dossier. [Firenze], 1986. N 4. P. 36-37; idem. Le realtà del Caravaggio. Torino, 1990; Wright G. Caravaggio " s Entombment Considered in Situ//The Art Bulletin. 1978. Vol. 60. N 1. P. 35-42; Cinotti M. Michelangelo Merisi detto il Caravaggio: Tutte le opere/Saggio di G. A. Dell " Acqua. Bergamo, 1983; idem. M. Caravaggio: La vita e l " opera. Bergamo, 1998; Hibbard H. Caravaggio. N. Y., 1983; Pacelli V. Caravaggio: Le Sette opere di misericordia. Salerno, 1984; idem. L " ultimo Caravaggio, 1606-1611: Il giallo della morte, un omicidio di Stato? Todi, 2002 3; Caravaggio e il suo tempo: Cat.

http://pravenc.ru/text/1470379.html

Так, согласно преамбуле Международной Конвенции о правах ребёнка от 20.11.1989, именно « семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех её членов, и особенно детей, должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества». В соответствии с пунктом 3 статьи 3 указанной Конвенции, «государства-участники обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону». Пункт 1 статьи 8 указанной Конвенции определяет, что « государства-участники обязуются уважать право ребёнка на сохранение своей индивидуальности, включая … семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства». Согласно пункту 3 статьи 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966: «Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов… обеспечивать … воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями». Пункт 4 статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966: «Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются уважать свободу родителей и в соответствующих случаях законных опекунов обеспечивать … воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями». Пункт 1 статьи 24 Международного пакта о гражданских и политических правах: «Каждый ребёнок … имеет право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства» (семья на первом месте). Согласно Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях (принята резолюцие й 41/85 Генеральной Ассамблеи от 03.12.1986), каждое государство должно уделять первоочередное внимание благополучию семьи и ребёнка (статья 1). Благополучие ребёнка зависит от благополучия семьи (статья 2). Забота о ребёнке лежит прежде всего на его собственных родителях (статья 3). И только в случае, «если родители не проявляют заботы о своём ребёнке или она является ненадлежащей, то следует рассмотреть вопрос о заботе о нем со стороны родственников родителей ребёнка, о передаче, ребёнка на воспитание в другую семью или об усыновлении или, в случае необходимости, о помещении ребёнка в специальное учреждение» (статья 4).

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/07/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010