25 янв. 1959 г. папа Римский Иоанн XXIII назвал необходимость обновления церковной дисциплины и C. i. c. 1917 г. одной из целей Ватиканского II Собора ; это было подтверждено энцикликой «Ad Petri Cathedram» от 29 июня 1959 г. Начатый на Соборе курс обновления Римско-католической Церкви (см. «Aggiornamento» ) привел к существенным изменениям, затронувшим почти все сферы церковной жизни, что требовало издания обновленного C. i. c. По окончании 1-й сессии II Ватиканского Собора 28 марта 1963 г. папа Иоанн XXIII создал под рук. кард. Пьетро Чириачи папскую комиссию по пересмотру C. i. c. (Pontificia commissio Codici iuris canonici recognoscendo), поручив ей выработать предложения для Собора по обновлению канонического права. В нояб. 1963 г. папа Римский Павел VI расширил состав комиссии за счет кардиналов, не являвшихся сотрудниками Римской курии, но имевших большой опыт управления диоцезами. В конце 2-й сессии Собора 30 нояб. 1963 г. папа Павел VI выпустил motu proprio «Pastorale Munus» (обнародован на закрытии сессии 3 дек. 1963), к-рым были внесены изменения в ряд канонических норм, расширявших права и обязанности епископов по управлению диоцезами. Предпринятые папой изменения канонических норм основывались на выработанной в ходе соборных дискуссий позиции о пастырском служении епископов и роли епископата в жизни Церкви. В дек. 1963 г. на совещании комиссии было решено приостановить деятельность комиссии до окончания Собора, чтобы учесть при подготовке реформы C. i. c. все соборные решения, к-рые будут приняты. В апр. 1964 г. папа Павел VI вновь увеличил состав папской комиссии по пересмотру C. i. c., включив в нее 18 кардиналов, 3 патриархов Восточных католических Церквей, а также неск. мирян-специалистов в области канонического права (в качестве консультантов). 20 нояб. 1965 г. папа Павел VI на офиц. открытии работы папской комиссии указал на необходимость создания C. i. c. как основного закона католической Церкви (lex fundamentalis), в котором должны содержаться главные канонические принципы и понятия, и призвал комиссию полностью пересмотреть концепцию C. i. c. в соответствии с решениями II Ватиканского Собора, а не создавать новую редакцию C. i. c. 1917 г. 15 янв. 1966 г. кард. П. Чириачи направил епископским конференциям и правящим епископам письмо с приглашением присылать комиссии предложения по реформе канонического права и кандидатурам специалистов, которых можно было бы привлечь для работы в комиссии. В кон. янв. того же года в составе комиссии были образованы 10 исследовательских групп, готовивших проекты (схемы) различных частей нового C. i. c. В апр. 1967 г. новый председатель кард. Перикле Феличи поручил центральному комитету комиссии разработать основные принципы реформы канонического права, к-рые в окт. того же года получили одобрение Всемирного Синода епископов.

http://pravenc.ru/text/1841634.html

Профессор Роберт Тафт является автором более 800 научных работ и публикаций в области восточной литургики, в том числе многотомного исследования «История литургии св. Иоанна Златоуста», продолжающего труд Хуана Матеоса по истории византийской литургии Слова. Как было отмечено в послесловии к русскому переводу монографии о. Тафта «Византийский церковный обряд» (СПб.: «Алетейя», 2000), сегодня «едва ли найдется какая-то область в истории византийского богослужения, научные представления о которой не были бы в той или иной степени сформированы исследованиями о. Роберта Тафта; едва ли среди молодых или среднего поколения ученых-литургистов найдется сейчас хоть один, кто не был бы, в той или иной степени, прямо или косвенно, его учеником». Библиография работ автора: Хронологический список публикаций   1957 г. 1. “From Detroit to Zakho,” Jesuit Missions 31/10 (December 1957) 8-10. 1961 г. 2. “The Neo-Orthodox View on Ecumenical Councils,” Sciences ecclésiastiques 13 (1961) 437-444. 1963 г. 3. “The Nature of the Church. An Eastern Orthodox View,” Irish Ecclesiastical Record 100 (1963) 150-164. 4. Eastern-Rite Catholicism. Its Heritage and Vocation (Glen Rock, NJ: Paulist Press, 1963) 38 pp. 5. “Hieromonk Potapij Emel’janov and the Reunion of Nizhnjaja Bogdanovka, 1918,” OKS 12 (1963) 157-175. 1964 г. 6. Review of Nicholas Zernov, The Russian Religious Renaissance of the Twentieth Century (New York 1963), TS 25 (1964) 700. 1967 г. 7. “The Neo-Orthodox View on Ecumenical Councils,” Diakonia 2 (1967) 266-277 (reprint of no. 2). 8. Review of John Meyendorff, Orthodoxy and Catholicity (New York 1966), TS 28 (1967) 629-630. 1968 г. 9. “Some Notes on the Bema in the East and West Syrian Traditions,” OCP 34 (1968) 326-359. 10. “Il concilio ecumenico secondo i neo-ortodossi,” Russia cristiana 9/96 (1968) 7-13 (Italian version of no. 2). 11. “A Meditation on the Our Father,” Diakonia 3 (1968) 421-427. 1969 г. 12. “A Note on Some Manuscripts of the Liturgy of Saint John Chrysostom,” OCP 35 (1969) 257-260.

http://bogoslov.ru/person/525392

Таким, только таким жаждет сердце православного русского человека видеть своего Патриарха, но несколько лет на страницах патриаршего журнала я ищу упоминание о «спасении души». Нет этих слов. Говорят о спасении целых народов, даже всего космоса. Помощник Патриарха архиепископ Никодим при вручении новопоставленному епископу Варфоламею архиерейского жезла в мае 1963 года говорит, что «и молитвы, и самослужение, и вся деятельность епископа должна простираться к утолению соблазнов, возвещению любви и мира. А чтобы не поползнуться на пути церковного служения, соблюсти православие и иметь открытое сердце ко всем призывающим имя Господне, нужно поступать, как заповедал великий отец Церкви: «Единство в главном, во второстепенном — свобода и во всем любовь». Так только теряют православие, а не сохраняют. Третьего августа 1963 г[ода] при Священном Синоде была создана Комиссия Священного Синода по вопросам христианского единства. В октябре был определен состав комиссии из 13 членов при председателе митрополите Никодиме. В нее входят такие деятели, как архиепископ Сергий (Ларин) и епископ Владимир (Котляров), известны мне очень хорошо. Я знаю, что единство они создадут с кем угодно и когда угодно, но православие уберечь не смогут. Представители Р[усской] П[равославной] Ц[еркви] в 1963 году посетили Францию, США, Африку, Италию, Данию, Голландию, Индию, Польшу, Венгрию. Отчет о положении Р[усской] П[равославной] Ц[еркви] 1963 г[ода] составили и подписали шесть человек: протоиер[ей] М. Отаднюк, Н. П. Иванов, А. П. Козем-Бек, Б. А. Нелюдов, С. А. Преображенский, Г. Н. Скобей. Видимо, для большей убедительности его напечатали во втором номере «Ж[урнала] М[осковской] П[атриархии] за 1964 год. Вот как они характеризуют жизнь Церкви в 1963 году: «Вся жизнь нашей Церкви проходит именно в том духе, к которому призывал ее Первосвятитель в Рождественском послании. С внешней стороны она не была ознаменована какими-то чрезвычайными событиями. Так же благоговейно вел церковный корабль Первоиерарх Святейший Патриарх Алексий, которому в ноябре предыдущего года исполнилось 85 лет жизни, а в мае истекшего года — 50 лет епископского служения. Так же с усердием и страхом Божиим право правили слово истины епископы в своих епархиях, совершая богослужения, посещая приходы и проповедуя слово Божие. Так же проходила повседневная работа духовных школ, подготавливающих будущих пастырей Церкви. Так же истово молились пред Престолом Божиим и окормляли множество верующих пастыри приходских церквей.

http://sedmitza.ru/lib/text/4511062/

64 В.Н. Ильин, «Основные проблемы символизма Креста Господня» Прав. мысль, 1, 1928; Ф. Спасский, «Святое предание в богослужебных книгах», Богословская Мысль, (Париж: 1942); Русское литургическое творчество, (Париж: 1951); A. Schmemann, Introduction to Liturgical Theology, (London: 1966); A. Kniazev: «La Lecture de l " Ancien et du Nouveau Testament dans le Rite Byzantin», La Priere des Heures, Lex Orandi 35 (Paris: 1963), «La Place de Marie dans la piete orthodoxe», Mariologie et Ecumenisme, Bulletin de la Societe Francaise d " Etudes Mariales (Paris: 1962), «La Theotokos dans les offices byzantins du temps pascal», Irenikon, 1, 1961; Mariologie Biblique et liturgie byzantine (Chevetognë 1955); P. L " Huillier, «Theologie de l " Epiclese», Verbum Caro, 56, 1960. 65 Святой Филипп Метрополит Московский, (Париж: 1928); « Св. Женевьева и Симеон Столпник», Путь, 8, 1927; «Св. Мартин Турский – подвижник аскезы», Прав. мысль, 1, 1928; «Житие и терпение св. Авраамия Смоленского», Прав. мысль, 2, 1930; Святые Древней Руси, (Париж: 1921). 66 «Трагедия древне-русской святости», Путь, 27, 1931; Стихи духовные, (Париж: 1935); «Мать Земля», Путь, 46, 1935, (по-немецки, Orient und Occident, 3, 1936). 67 The Russian Religious Mind, Vol. I, Kievan Christianity (Cambridge, Mass.: 1946); Vol. II, The Middle Ages (Cambridgë 1966). See also A Treasury of Russian Spirituality (New York: 1950). 74 N. М. Zernov, The Russian Religious Renaissance of the Twentieth Century, (N. Y.: 1963); см. также: Moscow the Third Rome (London: 1937); The Russians and Their Church (London: 1945). 75 О русских миссиях, см. G. Florovsky, «Russian Missions: A Historical Sketch», The Church Overseas, 6, 1933; S. N. Bolshakov, The Foreign Missions of the Russian Orthodox Church (London: 1943). Общее историческое введение в православие: A. Schmemann, The Historical Road of Eastern Orthodoxy (New York: 1963); J. Meyendorff, The Orthodox Church, Its Past and Its Role in the World Today (New York: 1962). On the Church in Soviet Russiä N. S. Timashev, Religion in Soviet Russia, 1917–1942 (New York: 1942); А.А. Боголепов, Церковь под властью коммунизма (Munich: Institute for the Study of the USSR, 1958);. И.М. Андреев. Краткий обзор истории русской церкви от революции до наших дней, (Jordanville, N. Y.: Holy Trinity Monastery, 1952); N. A. Struve, Les Chretiens en USSR (Paris: 1963).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Взгляды сторонников реформ разделял и папа Римский Иоанн XXIII. Уже на первых заседаниях проявилось отрицательное отношение мн. участников Собора к О. и к политике, к-рую он отстаивал. 30 окт., при обсуждении вопросов, связанных с предполагаемой литургической реформой, О. выступил в защиту традиц. мессы, однако председательствовавший в тот день кард. Б. Й. Алфринк не позволил ему выступать больше, чем было отведено для всех рядовых участников, распорядившись выключить микрофон. Это распоряжение было встречено на Соборе аплодисментами, после чего О. нек-рое время игнорировал заседания. 8 нояб. выступавший на Соборе член Президиума кард. Й. Фрингс назвал верховную Конгрегацию Sanctum Officium во главе с О. «источником скандалов» ( Allen J. L. Cardinal Ratzinger: The Vatican " s Enforcer of the Faith. N. Y.; L., 2000. P. 65). 14 нояб. 1962 г., когда Собору была предложена схема «Об источниках Божественного Откровения», подготовленная предсоборной комиссией под рук. О., первым с критикой документа выступил кард. А. Льнар, затем абсолютное большинство взявших слов участников его поддержали. После голосования схема была отклонена. Мерой, направленной против сторонников католического традиционализма, стало учреждение 28 марта 1963 г. вместо комиссии по аутентичному толкованию Кодекса канонического права комиссии по ревизии Кодекса канонического права, куда было назначено невероятно много для комиссии членов - 40 кардиналов, в т. ч. и О., но он и его сторонники составляли меньшинство. После смерти Иоанна XXIII, в период Sede vacante, когда О. как кардинал не был связан клятвой верности правящему понтифику, он откровенно высказал в интервью ж. «Vie Nuove» свое мнение о II Ватиканском Соборе: «Я надеюсь умереть до окончания Собора, ибо тогда я умру как кардинал Святой Римской Церкви, а не как чиновник пропротестантской и прокоммунистической Церкви» (Vie Nuove. R., 1963. 13 giugno. P. 13). О. участвовал в конклаве, состоявшемся 19-21 июня 1963 г., по окончании к-рого он как кардинал-перводиакон объявил об избрании Павла VI (1963-1978).

http://pravenc.ru/text/2581735.html

1 В конец, песнь псалма воскресения, 65 Боговдохновенный пророк Давид составил этот псалом в безконечное хваление и благодарение Богу за Его неизреченные благодеяния роду человеческому. Написан он от лица пленных иудеев, переселяемых из Вавилона в Иерусалим, но приличествует каждому христианину, поскольку «воскресение» означает переселение от греха к добродетели через покаяние (Феодорит, Иероним, Августин). Пс.65:2.   Воскликните Господеви, вся земля, пойте же имени Его, дадите славу хвале Его. «Вся земля» — все народы земли. Как иудеи освободились от Вавилонского рабства, так все люди вочеловечением Бога и Спасителя избавились от горького мучительства диавола (Феодорит). Пс.65:3.   Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя; во множестве силы Твоея солжут Тебе врази Твои. Зная великую леность и безпечность людей, которые изредка холодными словами славословят Бога, божественный Давид обвиняет их в безчувствии и призывает к тщательному рассмотрению величия страшных дел Божиих, чтобы обуздать их непокорность (Афанасий). Пс.65:4.   Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе: да поет же имени Твоему, Вышний. Это предсказание о настоящем времени, в которое у всех народов земли песнословится «Вышний» Владыка Христос. Восхваляя Бога, мы не Ему доставляем честь, но самим себе. Прославляя Бога, не Ему даруем славу, а самих себя облекаем в безсмертную славу. «Прославляющие Меня , — говорит Бог, прославлю, и уничижающие Мя посрамятся» (1 Цар. 2:30) (Златоуст, Феодорит). Пс.65:5.   Приидите и видите дела Божия, коль страшен в советех паче сынов человеческих. Пс.65:6.   Обращаяй море в сушу, в реце пройдут ногами: тамо возвеселимся о Нем, Пс.65:7.   Владычествующем силою Своею веком. Очи Его на языки призираете: преогорчевающии да не возносятся в себе. Здесь перемена времени: о прошедшем сказано, как о будущем. Какие страшные и чудные знамения употребляет Бог для спасения человека. «Очи Его» зрят на народы, «да не возносятся» мятежники. Испытай, не развлекается ли твой помысл при псалмопении и непременно найдешь, что он развлекается; а следовательно, и ты Бога «преогорчеваешь» , т.е., презирая страх Божий, поешь неразумно и непокорно (Феодорит, Варсонофий В.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

65 страшен Ты. Т.е. велик и грозен. покорятся Тебе враги Твои. Никто не в силах устоять против Господа. Ср. Пс. 109,1 . 65 превратил море в сушу; через реку перешли стопами. В этом стихе псалмопевец напоминает о переходе евреев через Чермное море ( Исх. 14,15 ) и переходе через Иордан сорока годами позже (Нав., гл. 3). Эти деяния показали израильтянам могущество Божие. 65 сохранил душе нашей жизнь. Господь не раз спасал народ Свой: и при исходе из Египта, и при овладении землей обетованной, и при отражении врагов. 65 испытал нас. Временами Господь ставил Свой народ перед сложным выбором, дабы удостовериться, сохранит ли тот верность Ему ( Исх. 15,25 ). как переплавляют серебро. При переплавке серебро очищается, все шлаки отделяются от него. Когда Бог испытывает Свой народ, непокорные отпадают, а верные остаются стойкими. 65 вывел нас на свободу. Другое возможное прочтение этой фразы: «в место изобильное». В этом стихе речь может идти как о каком-то недавнем благодеянии Господа, так и о совершенном по Его воле завоевании земли обетованной. 65 воздам Тебе обеты мои. Вознеся Господу хвалу от имени всего избранного народа, псалмопевец теперь благодарит Его лично от себя (см. ком. к Пс. 21,23 ). 65 Придите, послушайте. Часто исполнение обета Богу происходило при всенародном вознесении Ему хвалы за спасение. Глава 66 Пс. 66 В этом хвалебном гимне псалмопевец призывает Божие благословение на Израиль, а вместе с ним и на весь мир. Широтой взгляда он выделяется не только в Псалтири, но и во всем ВЗ. 66 освети нас лицем Твоим. Псалмопевец в несколько перефразированной форме использует слова, которыми Господь благословлял Своих священников (напр., Чис. 6,25 ). Он просит Господа благословить народ Своим присутствием, ибо знает, что только в присутствии Божием человек может преуспевать и быть счастливым. 66 во всех народах спасение Твое. Псалмопевец призывает Господа благословить не только Израиль, но и все народы земли. Эта мысль прокладывает мост от Ветхого Завета к Новому. 66 да восхвалят Тебя народы все. Желание псалмопевца о том, чтобы и другие народы присоединились к восхвалению Господа, начало исполняться, когда крестная смерть Христова «разрушила стоявшую посреди преграду» ( Еф. 2,14 ), т.е. упразднила непреодолимое прежде различие между иудеями и язычниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

С 23 июля 1962 г.– секретарь Учебного комитета при Священном Синоде. Член Комиссии при Священном Синоде по разработке каталога тем Всеправославного Предсобора с ее учреждения 10 мая 1963 г.; секретарь Комиссии с начала работ по 7 февраля 1967 г. Руководил работами по VIII разделу «Социальные проблемы». Лит.: Иванов Н. Магистерский диспут//ЖМП. 1963. 4. С. 15–19; Кузьминов Л., прот., Русак В. Протоиерей Николай Семенович Никольский//ЖМП. 1975. 1. С. 31–32. Никон (Фомичев Николай Васильевич; Санкт-Петербург, 6 мая 1910 г.– Санкт-Петербург, 13 апреля 1995 г.), архиепископ. С конца 1920-х гг. иподиаконствовал у епископов, служивших в Ленинграде. Окончил Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (1936 г.). С 1936 г. работал на гражданских предприятиях. 17 июня 1945 г. рукоположен во диакона, а 12 мая 1946 г.– во священника. В 1946 г. поступил в Ленинградскую ДА, которую закончил экстерном в 1950 г. Служил в Ленинградской, Олонецкой, Житомирской, Великолуцкой епархиях. 11 августа 1962 г. пострижен в монашество и 26 августа рукоположен во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии; с 16 ноября 1962 г. епископ Лужский, викарий той же епархии. С 27 августа 1962 г. временно управлял Рижской епархией, с 3 августа 1963 г.– епископ Рижский и Латвийский. С 27 января 1966 г.– епископ Архангельский и Холмогорский, с 11 июня 1977 г.– Калужский и Боровский; с 2 сентября 1977 г.– архиепископ. С 16 июля 1982 г.– архиепископ Пермский и Соликамский. С 28 марта 1984 г. на покое. Член Комиссии при Священном Синоде по разработке каталога тем Всеправославиого Предсобора с ее учреждения 10 мая 1963 г. Соруко- водил работами по V разделу «Взаимоотношения Православной Церкви с остальным христианским миром». Лит.: Сергий (Сосновский), архимандрит, Чупов В., свящ. Высокопреосвященный архиепископ Никон (Фомичев). Некролог//ЖМП. 1995. 6–8. С. 56–57. Огицкий Дмитрий Петрович (Санкт-Петербург, 26 октября 1908 г.– г. Щучин Гродненской обл., Беларусь, 5 октября 1994 г.), профессор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Protopresbyter Thomas Hopko, Dean Emeritus of Saint Vladimir’s Orthodox Theological Seminary, Crestwood, NY, and noted Orthodox Christian priest, theologian, preacher, and speaker, fell asleep in the Lord on the afternoon of March 18, 2015. Protopresbyter Thomas Hopko, Dean Emeritus of Saint Vladimir’s Orthodox Theological Seminary, Crestwood, NY, and noted Orthodox Christian priest, theologian, preacher, and speaker, fell asleep in the Lord on the afternoon of March 18, 2015. Father Thomas was the beloved husband of Matushka Anne [Schmemann] Hopko. They were married on June 9, 1963. Together, Father Thomas and Anne are the parents of five children, sixteen grandchildren, and three great-grandchildren. Thomas John Hopko was born in Endicott, NY, on March 28, 1939, the third child and only son of John J. Hopko and Anna [Zapotocky] Hopko. He was baptized and raised in Saint Mary’s Carpatho-Russian Orthodox Greek Catholic Church and educated in Endicott public schools, graduating from Union-Endicott High School in 1956. Father Thomas graduated from Fordham University in 1960 with a bachelor’s degree in Russian studies. He graduated with a theological degree from Saint Vladimir’s Orthodox Theological Seminary in 1963, from Duquesne University with a master’s degree in philosophy in 1969, and earned his doctorate degree in theology from Fordham University in 1982. Ordained to the Holy Priesthood in August 1963, Father Thomas served the following parishes as pastor: Saint John the Baptist Church, Warren, OH (1963–1968); Saint Gregory the Theologian Church, Wappingers Falls, NY (1968–1978); and Saint Nicholas Church, Jamaica Estates, NY (1978–1983). Father Thomas was honored with the clerical rank of Archpriest in 1970 and the rank of Protopresbyter in 1995. Beginning in 1968, Father Thomas began his long service to Saint Vladimir’s Orthodox Theological Seminary. Over the years, Father Thomas held the following positions: Lecturer in Doctrine and Pastoral Theology, 1968–1972; Assistant Professor of Dogmatic Theology, 1972–1983; Associate Professor of Dogmatic Theology, 1983–1991; Professor of Dogmatic Theology, 1991–1992; Dean, Rector of Three Hierarchs Chapel, and Professor of Dogmatic Theology, 1992–2002.

http://pravmir.com/in-memoriam-protopres...

С. 37-48; Зло и отрицание//Грани. 1960. 47. С. 191-202; 48. С. 194-212; Пути Православия на Западе//ВРСХД. 1960. 1(56). С. 26-30; Images Grecques: D " Athènes au Phanar//Contacts. P., 1959. N 25. P. 36-45; N 26. P. 110-120; N 27. P. 185-192; 1960. N 29. P. 44-49 (отд. изд.: P., 1961); Миссия православных на Западе//Рус. мысль. П., 1963. 1984. 20 апр.; 2021. 16 июня; Монашество в творениях Достоевского: (Идеал и действительность)//ВРСХД. 1963. 70/71. С. 55-72 (франц. пер.: Le monachisme: Réalité et idéal dans l " oeuvre de Dostoïevski//Millénaire du Mont Athos: Études et Mélanges. Chevetogne, 1963. T. 1. P. 353-372); О Ф. А. Степуне и о некоторых его книгах//Мосты: Альм. Мюнхен, 1963. Т. 10. С. 318-340; К 50-летию со дня смерти Ш. Пеги//ВРСХД. 1964. 72/73. С. 54-60; Рус. религиозная философия и Правосл. Церковь//Там же. 1965. 75. С. 51-65; Песнь Господня. П., 1981; Предисловие// Булгаков С. Н., прот. Православие: Очерки учения правосл. Церкви. П., 1965. М., 19912; Наш дорогой владыка: [Митр. Евлогий (Георгиевский)]//ЦИВ. 2002. 9. С. 186-191. Пер.: Вундт В. Фантазия как основа искусства. СПб., 1914; Пеги Ш. Мистерия о Невинных младенцах: (Отрывок)//Вестн. церк. жизни. 1947. 8. С. 71-78 (переизд.: Вестн. РХД. 2002. 183. С. 117-125); он же. Мистерия о младенцах Вифлеемских/Пер.: Ю. А. Гинзбург, Л. А. Зандер//Избранное: Проза. Мистерии. Поэзия. М., 2006. Лит.: Вейдле В. В. Печали об ушедшем//ВРСХД. 1965. 75. С. 39-40; Водов В. А. Похороны профессора Л. А. Зандера//Там же. С. 34-35; Горяинова И. Н. Л. А. Зандер и его роль в моей жизни//Там же. С. 47-50; Иоанн (Шаховской), архиеп. Лев Церковный: Памяти Л. А. Зандера//Там же. С. 36-37; Киселев А., прот. Памяти друга и учителя//Там же. С. 40-43; Князев А. П., протопр. Слово на погребение Л. А. Зандера//Там же. С. 75-76; Мейендорф И., прот. Памяти учителя//Там же. С. 46-47; Морозов И. В. Памяти Л. А. Зандера//Там же. С. 44-46; Памяти Л. А. Зандера: Биогр. данные//Там же. С. 26-33; Булгаков С. Н., прот. Из переписки с В. А. и Л. А. Зандер//Там же. 1971. 101/102. С. 71-84; Зандер В. А. Путь моей жизни//Вестн. РХД. 1984. 141. С. 202-227; 142. С. 271-287; Любимов Б. Н. Тайна добра//ППр. 1993. 2. С. 89-95; Братство Святой Софии: Мат-лы и док-ты, 1923-1939/Сост.: Н. А. Струве. М.; П., 2000; Флоровский Г., прот. Экуменическое страдание: Критика экуменических воззрений Льва Зандера//http://www.pstbionline.orthodoxy.ru [Электр. ресурс]; Иркитова А. В. Книжное собрание Л. А. Зандера (1893-1964) в Б-ке РАН//Общество и власть: Мат-лы Всерос. науч. конф. (пам. А. Я. Лейкина). СПб., 2006. С. 186-190. М. В. Никифоров Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/182553.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010