Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЫЛЫБОВ [Гълъбов] Иван Петков (28.05.1918, Чирпан, Болгария - 13.12.1978, Зальцбург, Австрия), болг. языковед. В 1941 г. окончил отд-ние слав. филологии Софийского ун-та. В 1951-1957 гг. директор городского музея г. Бургаса. В 1957-1966 гг. старший научный сотрудник, в 1958-1967 гг. научный секретарь в Ин-те болг. языка при Болгарской АН. В 1963-1965 гг. доцент, 1966-1967 профессор и руководитель кафедры истории болг. языка в Высшем педагогическом ин-те (ныне ун-т) г. Велико-Тырново. В 1967-1970 гг. приглашенный профессор, в 1970-1978 гг. директор Ин-та славистики при ун-те в Зальцбурге. Основатель и с 1977 г. директор Болгарского научно-исследовательского ин-та в Австрии. Редактор 16-го т. «Известий института болгарского языка», 1-9-го томов «Bulletin d " analyse de la littérature scientifique bulgare» (сер. «Philologische Beiträge zur Südost- und Osteuropa Forschung»), соредактор 2-го и 3-го томов «Трудове на Висшия педагогически ин-т «Братя Кирил и Методий в Вел. Търново» (София, 1965-1966). Награжден орденом «Кирилл и Мефодий» 3-й (1963) и 1-й (1978) степени. Г.- автор разносторонних исследований по истории болг. языка и книжности, топонимики и этимологии балканских слав. языков, археологии болг. Причерноморья. Особое внимание он уделял анализу текстов лит. памятников болг. церковной книжности. На основании лексического анализа сочинений свт. Климента Охридского (Климент Охридски и ранните школи на стария бълг. книжовен език//Бълг. език. 1966. Т. 16. С. 440-456; Климент Охридски и старият бълг. книжовен език//Трудове на Висшия педагогически ин-т «Братя Кирил и Методий» в Вел. Търново. София, 1968. Т. 4. С. 475-499), данных древнейших эпиграфических материалов, в т. ч. надписей из Круглой ц. в Преславе, Г. признал несостоятельным лексический критерий сопоставления преславской и охридской книжных школ (Ранни школи на стария бълг. книжовен език//Бълг. език. 1968. Т. 18. С. 141-148) и выделил неск. диалектно и географически нелокализованных болг. книжных школ: кирилло-мефодиевскую, преславскую I (одноеровую с «ь»), преславскую II (двуеровую), одноеровую с «ъ», тырновскую и видинскую. Рассматривал текст Шестоднева Иоанна экзарха с т. зр. использования артикля и относительных местоимений в болг. языке (Към историята на относителните местоимения в бълг. език//Езиковедски изследвания в чест на акад. Ст. Младенов. София, 1957. С. 65-72), на материале Учительного Евангелия свт. Константина Преславского проследил употребление указательных местоимений (Една интересна и важна особеност на Учителното евангелие на Константин Преславски//Преслав. София, 1976. Т. 2. С. 86-90).

http://pravenc.ru/text/168452.html

Скончался один из старейших профессоров Московской духовной академии И.В. Воробьев 14 ноября 2008 г. 13:07 14 ноября 2008 г. на 76-м году жизни от сердечного приступа скончался профессор кафедры филологии Московской духовной академии Иван Васильевич Воробьев. Отпевание И.В. Воробьева состоится в воскресенье 16 ноября в 9.30, в храме Воскресения Словущего , что за московским Даниловым монастырем . Соболезнования в связи с кончиной И.В. Воробьева выразили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент . Иван Васильевич Воробьев родился 8 августа 1933 года в Калининской (ныне — Тверской) области. В 1951 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1958 году (с 1954 г. по 1957 г. служил в вооруженных силах, был награжден грамотой за отличную военную службу). В 1958-1962 гг. учился в Московской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия за защиту работы на тему «Система учения Нового Завета в посланиях святого апостола Павла». В 1962-1963 гг. был оставлен профессорским стипендиатом при академии, а с 1963 г. преподавателем латинского языка в академии и семинарии. С 1963 г. и до своей кончины нес также послушание помощника инспектора (затем — проректора по воспитательной работе) Московской духовной академии и семинарии. В 1971 г. награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени «за высокую оценку трудов на благо Святой Церкви». В 1972 г. утвержден в звании доцента. В 1979 г. награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени «во внимание к воспитательной и преподавательской работе». В 1983 г. в связи с 50-летием награжден орденом преподобного Сергия Радонежского II степени. «Во внимание к усердным трудам и в связи с 65-летием и 35-летием преподавательской работы» в 1998 г. награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени. В 2003 г., в связи с 40-летием преподавательской деятельности и 70-летием, награжден орденом святителя Макария, митрополита Московского, III степени. Постановлением Ученого совета Московской духовной академии от 20 декабря 2007 г., утвержденным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием 26 марта 2008 г., И.В. Воробьеву было присвоено звание профессора. В личном деле И.В. Воробьева можно прочитать такую оценку: «Ивана Васильевича Воробьева отличает тщательное исполнение возлагаемых на него поручений… Иван Васильевич Воробьев всегда предупредителен, вежлив». Именно таковым его, многолетнего «дежурного помощника», запомнят многие поколения воспитанников и студентов Московских духовных школ. Патриархия.ru/ Московская духовная академия Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/488416.htm...

Москва. Церковь Троицы Живоначальной в Очакове. Троицкая церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1813 году владелица данных земель Е.Н. Нарышкина переделала бывший деревянный дом Херасковых в Троицкую «теплую» (отапливаемую в холодные дни) церковь; дом с господской земли перенесли на церковную и освятили престол. Здание церкви имело кирпичный фундамент, было оштукатуренным и побеленным, прямоугольным в плане с четырьмя фронтонами, без апсиды. В центральной части кровли – массивный барабан с куполом, над которым располагался еще один маленький барабан, над ним небольшая главка, сверху которой парил крест. Внутреннее убранство храма было выполнено в стиле позднего классицизма, перед алтарем располагался интересный ампирный иконостас. Церковь была приписана к сохранившемуся восточнее каменному Димитриевскому храму, являлась беспричтной приходской. В 1926 г. она была закрыта. Здание сломали в 1963-65 гг. Троицы в Очакове церковь (уничтожена). Очаково – старинная вотчина князей Лобановых-Ростовских (1623–1717 гг.). Позднее владельцами села были Опочинины (1757–1781 гг.), поэт М.М. Херасков (1781–1788 гг.), Е.Н. Нарышкина (1812–1852 гг.). Последняя владелица построила в усадьбе два стоящих рядом деревянных дома. Один из них Нарышкина обратила в летнюю церковь в честь праздника Живоначальной Троицы. Церковь представляла собой прямоугольное одноэтажное здание с главкою наверху, иконостас стоял на продольной оси здания. Недалеко от усадьбы имелась каменная церковь во имя святителя Димитрия Ростовского, построенная в 1757–1759 гг., которая была приходским храмом села Очаково. Троицкий храм приписали к Димитриевскому, и он действовал, в основном, в летнее время, когда в усадьбе жили ее владельцы. Троицкую церковь закрыли осенью 1930 г. и передали под клуб. Ее престол перенесли в церковь святителя Димитрия Ростовского и сделали там приставным. Поэтому в селе, до закрытия Димитриевского храма, отмечалось два престольных праздника. Деревянный храм, по сведениям старожилов, стоял против старинного дуба у дороги метрах в ста на юго-запад от каменного. Его сломали в 1967 г. По рассказам очевидцев, гвозди, крепившие бревна стен, были кованые, а древесина «всем на удивление» сохранилась совершенно целой и без трещин. В 1960 г. село вошло в черту города. В 1984 г. в Очакове, вокруг застроенном заводами, оставалось пять домов и Димитровский храм, который пустовал. В 1990 г. село окончательно снесли. Площадка от усадебного дома и Троицкого храма тогда все еще «читалась» среди остатков деревьев. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=36728

Преставился ко Господу заштатный клирик Курской епархии протоиерей Анатолий Токмаков 30 мая 2022 г. 13:02 27 мая 2022 года, на 83-м году жизни, отошел ко Господу заштатный клирик Курской епархии митрофорный протоиерей Анатолий Степанович Токмаков. Отпевание новопреставленного состоялось в воскресенье 29 мая в Введенском храме г. Курска (ул. Дубровинского, 40) по завершении Литургии. Будущий священник родился 11 января 1940 года в селе Николаевка Курского района Курской области. В 1957 году окончил семилетнюю школу. В 1960-1963 гг. проходил срочную воинскую службу. В 1965 году успешно окончил Одесскую духовную семинарию. В 1965 году был венчан в Введенском храме г. Курска с Любовью Петровной Паневиной, в браке с которой родились два сына. 4 декабря 1965 года митрополитом Курским и Белгородским Серафимом (Никитиным) был рукоположен в сан диакона, 19 декабря того же года — в сан пресвитера. В 1966-1998 гг. отец Анатолий проходил служение на приходах Покровского молитвенного дома с. Черницыно Октябрьского района, Вознесенской церкви г. Курска, Воскресенской церкви с. Дуров Бобрик Льговского района, Троицкого храма г. Обояни, Введенского храма г. Курска, храма праведных Иоакима и Анны с. Долгое Золотухинского района, храма Иоанна Богослова с. Ноздрачево Курского района, Введенского храма с. Пименово Курского района, храма вмч. Пантелеимона пос. Искра Курского района, Никольского храма г. Курска. В 1998-2003 гг. протоиерей Анатолий нес послушание настоятеля храма Всех святых, в земле Российской просиявших, г. Железногорска. В 2003-2004 гг. — настоятель Сергиево-Казанского собора г. Курска. В 2005 году протоиерей Анатолий Токмаков согласно прошению по состоянию здоровья был почислен за штат Курской епархии с выражением благодарности за многолетние труды. За годы пастырского служения был награжден многими церковными богослужебными наградами, включая право ношения креста с украшениями (1988 г.) и митры (1999 г.). В 2005 году во внимание к 40-летию служения в священном сане и в связи с 65-летием со дня рождения был награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени. Батюшка был также награждён в Курской епархии: юбилейной медалью прп. Серафима Саровского (2004 г.) и медалью преподобного Феодосия Печерского I степени (2015 г.) . Курская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Иона (Зырянов) Иона (Владимир Александрович), еп. Астраханский и Енотаевский. Родился 28 июля 1924 года в г. Каменске-Уральском в семье рабочего. В 1939 году окончил общее среднее образование. В 1944 году окончил специальное художественное образование. В последующие годы был преподавателем черчения в средних учебных заведениях. В 1952 году окончил московскую духовную семинарию. 27 июля 1952 года рукоположен во диакона, а 28 июля 1952 года – во иерея. Был определён священником кафедрального собора гор. Вологды. В 1953 году поступил в Ленинградскую духовную академию, где успешно закончил три курса и перешёл на четвёртый курс в Московскую духовную академию, которую окончил в 1957 году со степенью кандидата богословия и определён сначала священником, а затем настоятелем Никольского храма погоста Заболотье (г. Киржач). В 1961 году – настоятель Троицкого собора г. Александрова Владимирской епархии. С 1963 года – аспирант Московской духовной академии. 26 июня 1964 года пострижен в монашество и возведён в сан архимандрита. 5 июля 1964 года хиротонисан во епископа Астраханского и Енотаевского. Хиротонию совершали: митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, архиепископ Рязанский и Касимовский Палладий, епископ Вологодский и Череповецкий Мстислав и епископ Донат. Труды «Религиозная живопись В.М. Васнецова и её значение в истории русского искусства». (Кандидатское сочинение) Статья: «Первый русский иконописец» «ЖМП» 1964, 9, стр. 64–65 Литература «ЖМП» 1964, 8, стр. 2. 1964, 8, стр. 10–14. 27 .02.1968 B von Stavropol’ und Baku (MP 1968, 3:3). Für seine Friedenstätigkeit wurde er von den lokalen Behörden zweimal ausgezeichnet. Furov zählt ihn zur ersten Gruppe von Hierarchen, die patriotisch sind und durch Wort und Tat den Sowjetstaat unterstützen. In den 7 Jahren seiner Tätigkeit in Stavropo’ hat er keine einzige Dorfpfarrei visitiert, oft war er krank und reiste in die Gegend von Moskau «zur Erholung und um sich den Ärzten zu zeigen». Gestorben am 01.06.197 5, plötzlich, in Chot’kovo, obl. Moskau, begraben in Zagorsk. Literatur MP 1969, 1, 8. 1975, 9, 17–18: Nekrolog Vest. russ. chr. dv. 130 (1979) 279, 282 Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

КОНСТАНТИН I расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНСТАНТИН I предыдущая статья следующая статья печать библиотека 37 , С. 32 опубликовано: 7 июня 2019г. КОНСТАНТИН I архиеп. Охридский эпохи правления визант. имп. Мануила I Комнина (1143-1180). Известен по 2 печатям, одна из к-рых (сохр. в 2 экз.) содержит его полный титул - «Константин Божиею милостью архиепископ всея Болгарии и Первой Юстинианы». Упоминается в списках участников заседания К-польского синода 1170 г., осудившего его племянника Константина, еп. Керкирского, за еретическое толкование догмата о Св. Троице. Ист.: Zacos G. Byzantine Lead Seals. Berne, 1984. Vol. 2. N 410; Йорданов И. Корпус на печатите на Средновек. България. София, 2001. 19. 6. (Сфрагистика; 1). Лит.: Stiernon L. Notes de titulature et de prosopographie byzantines: Adrien (Jean) et Constantin Comnène, sébastes // REB. 1963. T. 21. P. 179-198; Божилов И. Българската архиепископия XI-XII в.: Списък на българските архиепископи. София, 2011. Рубрики: Болгарская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Архиепископы Охридской архиепископии Константин I, архиепископ Охридский эпохи правления византийского императора Мануила I Комнина (1143-1180) См.также: АВРААМИЙ [Аврамий] (Месапса), архиеп. Охридский (в 1629 - 1634) АНФИМ МЕТОХИТ († после 1347), архиепископ Охридский АРСЕНИЙ II архиеп. Охридский в 1763-1767 гг. АФАНАСИЙ II архиепископ Охридский (ок. 1653 - ок. 1658 или 1660) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2057028.html

Симеон, епископ Домодедовский, викарий Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции (Коссек Жерар) Дата рождения: 12 декабря 1942 г. Дата хиротонии: 27 июня 2020 г. Дата пострига: 15 февраля 1986 г. День ангела: 25 марта Страна: Франция Биография: Родился 12 декабря 1942 г. в г. Леваллуа-Перре во Франции. По окончании обучения в школе получил аттестат зрелости с физико-математическим уклоном. Имеет также дипломы педагога и чертежника. В 1963-65 гг. служил в армии. Духовное образование получил в цистерцианском аббатстве Сито. В Католическом институте Парижа специализировался по предмету Литургическое богословие Восточных Церквей. Был социальным работником, а также профессиональным консультантом в сфере социальной помощи для безработных. В 1979 г. принял Православие. 18 февраля 1984 г. поставлен во чтеца, 15 декабря — во иподиакона. 10 февраля 1985 г. рукоположен в сан диакона. 15 февраля 1986 г. пострижен в монашество с именем Симеон в честь прп. Симеона Нового Богослова. 21 декабря 1986 г. рукоположен в сан иеромонаха. 12 февраля 1988 г. возведен в сан игумена. 1 августа 1990 г. по благословению духовного отца архимандрита Софрония (Сахарова), ученика прп. Силуана Афонского, основал монастырь в честь этого святого близ г. Ле Ман, исполнял послушание игумена обители. 24 сентября 2000 г. епископом Корсунским Иннокентием возведен в сан архимандрита. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 октября 2007 г. ( журнал 97 ) предоставлена отпускная грамота для перехода в Западноевропейский экзархат русских приходов Константинопольского Патриархата. 24 января 2020 г. на общем собрании  Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции  избран викарным архиереем Архиепископии.  11 марта  Священный Синод Русской Православной Церкви  утвердил  это избрание, определив новоизбранному викарному архиерею титул «Домодедовский» ( журнал 12 ). Наречен во епископа 26 июня 2020 г., хиротонисан 27 июня. Богослужения в Александро-Невском кафедральном соборе в Париже возглавил глава Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции митрополит Дубнинский Иоанн . Место работы: Архиепископия западноевропейских приходов русской традиции (Викарный архиерей)   Награды: Церковные: Web-caйm: www.monastere-saint-silouane.eu Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг 7 April 2024 year

http://patriarchia.ru/en/db/text/5606577...

Таким образом, можно предположить, что храм Живоначальной Троицы в Останкино строил московский зодчий, руководивший артелью, где работали мастера из разных регионов Руси. В итоге, в облике храма гармонично соединились черты несколький архитектурных школ. В 1640-е – 1660-е годы мастера Ярославля, Костромы, Новгорода и других русских земель не раз работали в Московском Кремле над росписями кремлевских соборов. Возможно, что в Москву приезжали и зодчие этих земель. Именно этой совместной работой объясняется взаимное влияние иконописи и архитектуры Ярославля, Мурома, Костромы, Каргополя с одной стороны и Москвы с другой стороны во второй половине XVII века. Останкинский храм Живоначальной Троицы является одним из примеров этого взаимного влияния. Библиография: Церковь Живоначальной Троицы в Останкино//Сорок сороков. М., 2003. Т.3. С. 157 Соловьев К.А. Останкино. М., 1944. С.: 4,5 Церковь Живоначальной Троицы в Останкино/Под ред. Г.В. Вдовина. М., 1993 Путеводитель по Москве, изданный Московским археологическим обществом для участников V съезда зодчих в Москве/Под ред. И.П. Машкова. С.: CXI-CXLII Красовский М.В. Очерки по истории московского периода древнерусского зодчества. М., 1911. С.: 347, 353. Подмосковные музеи/Под ред. И.В. Лазаревского и В. Згура. М., 1925. Вып. 1. С.: 43-46 Романюк С.К. По землям московских сел и слобод. М., 1998. Ч.2. С.: 237 Центральный исторический архив г. Москвы. Ф. 454. Оп. 3. Д. 78. Метрика Троицкой церкви с. Останкина Московского уезда. Л. 184–189. Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1911. С.: 134-135 Ильин М. Москва. М., 1963. С.: 316-318 Султанов Н.В. Реставрация церкви в селе Останкине//Зодчий. 1877. С.:65-66 Статья подготовлена на основе материала автора на сайте zvon.ru Каменная церковь была выстроена (1677-1692 гг.) вместо обветшавшего деревянного храма. Придел Тихвинской богоматери освящен в 1683 году, а южный придел Александра Свирского - в 1691-м. Главный же престол святой Троицы освятили в начале июня 1692 года. Колокольня Останкинской церкви изначально была шатровой, а в годы между 1739 и 1754 гг. перестраивалась в стиль барокко. В 1767 году - изменяется внешний облик церкви, обновляется иконостас, а также появляются новые святыни и иконы. Однако в 1851-м в храме снова проводятся реставрационные и другие ремонтные работы, кардинальным образом меняется иконостас, по-новому создается роспись на стенах, расписывается паперть, а через год и главный алтарь. В 1856 г. императором Александром II Останкино было выбрано местом говения императорской четы. В это время церковь была обновлена, а вместе с ней иконы, перекрашены кровля и наружные стены, кресты позолочены. В 1875-м владельцем имения становится граф А.Д. Шереметев, по указу которого проводятся ремонтные работы и наружной реставрации Святотроицкой церкви. Через два-три года была возвращена шатровая форма, венчавшая колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=03622

92 Там же. Кн. 3 – Гл. 17. 93 Церковная история. – Гл. 7. С 32. 94 Деяния Вселенских Соборов. ?. 2. – 2-е изд — С. 149. 95 Точное изложение православной веры. Кн. 3. — Гл. 12. 96 Точное изложение православной веры. Кн. 4. — Гл. 14. 97 Простр. катихизис «От чего именно спасти человека пришел на Землю Сын Божий? – От греха, проклятия и смерти Что такое проклятие? – Осуждение греха праведным судом Божиим, и от греха происшедшее на Земле зло, наказание человекам». 98 Архимандрит Сергий (Страгородский). Православное учение о спасении. – Сергиев Посад, 1895. – С. 146—147. 99 Свт. Ириней Лионский. Т. 5. – С. 489. 100 Поучение в Неделю Фомину//Иеромонах Иоанн (Кологривов). Очерки по истории русской святости — Брюссель, 1961 – С. 297—298 101 Митрополит Николай (Ярушевич). Слова и речи. ?. 2. – С. 40. 102 Преподобный Макарий Египетский//Архиепископ Сергий (Страгородский). Православное учение о спасении. – С. 134. 103 Из молитвы чина освящения воды святых Богоявлений. 104 Слово в Великий Пяток, сказанное в 1816 году. 105 Митрополит Антоний. Нравственные идеи важнейших христианских православных догматов: Посмертное издание Северо-Американской и Канадской епархии. 1963 – С. 72. 106 Православно-догматическое богословие 4-е изд. — СПб. 1883. С 10—12, 15 107 Нечаев П. Правда Божия…//Вера и Разум – 1909, С. 592. 108 См.: Левитов ?. В защиту…//Вера и Разум – 1916, 5 – С. 609—610. 109 Гнедич ?. В. Догмат искупления в русской богословской науке последнего пятидесятилетия. – Л., 1953. – С. 285, прим. 1. 110 Скабалланович М. Об искуплении//Христианин. 1909. 3. – С. 492—498. 111 Гнедич П. В. Догмат искупления. С. 164, прим. 3. 112 Журнал Совета Киевской духовной академии за 1909—1910 гг. С. 525. 113 Сведения о жизни и деятельности этих иерархов приведены в статьях: – о митрополите Елевферий: Ведерников А. Блюститель канонической истины//ЖМП. – 1957, — С. 65—76; – об архиепископе Серафиме Ведерников А. Архиепископ Серафим (Соболев)//ЖМП. – 1950, – С. 21—28. 114 Письма к митрополиту Антонию (Храповицкому) в связи с его сочинениями. – Париж, 1937.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

Между 1417 и 1420 гг. Н. К. покинул Гейдельберг и поступил на фак-т церковного права Падуанского ун-та. В каком именно году и по каким причинам это произошло - неизвестно. Традиционная датировка 1417 г. дается лишь на основании стандартного требования итальянских ун-тов, чтобы получающий степень доктора церковного права слушал лекции в ун-те не менее 5 или 6 лет. Однако на практике подобные уставные требования не всегда соблюдались и реальный срок обучения мог быть более коротким. Нек-рое прояснение вопроса о дате переезда из Гейдельберга в Падую возможно благодаря свойственной Н. К. практике оставлять рисунки и пометки в тех рукописях, к-рыми он пользовался. Мн. рукописи богатой личной б-ки Н. К., впосл. оказавшиеся в б-ке основанного им «госпиталя» (т. е. общежития для пожилых лиц) в Кузе и в нек-рых др. европ. б-ках, дошли до настоящего времени. Содержащиеся в них автографы Н. К. являются ценнейшим источником сведений о его круге чтения и интересах, а также о некоторых событиях его жизни (каталоги с описаниями: Marx. 1905; Kritisches Verzeichnis der Londoner Handschriften aus dem Besitz des Nikolaus von Kues. 1963-1986). Наиболее ранние эксплицитно датированные пометки относятся к 1418 г. и представляют собой монограмму имени Н. К. (Cusan. 212. Fol. 309r, 322v; факсимиле см.: M ü ller. 2013. S. 187). Содержащая их рукопись является сборником астрономических и астрологических трактатов, среди которых имеется также математическое соч. «Трактат о пропорциях» Альберта Саксонского (ок. 1316-1390); состав позволяет допустить нем. происхождение сборника. В рукописи встречаются и др. датировки, а именно 1424 и 1425 гг., т. е. время возвращения Н. К. из Италии в Германию (см.: Marx. 1905. S. 203-208; M ü ller. 2013. S. 65, 80-86). Т. о., можно предположить, что этой рукописью Н. К. пользовался во время посещения лекций по астрономии в последний год обучения на фак-те искусств в Гейдельберге, при отъезде в Италию не взял ее с собой, а после возвращения вновь обратился к ней. В таком случае обоснованным представляется заключение, что Н. К. покинул Гейдельберг не в 1417 г., а летом или осенью 1418 г., закончив за 2 года обучение на факультете искусств со степенью бакалавра свободных искусств (baccalaureus in artibus), т. е. философии. Более высокой степени магистра искусств он, судя по всему, так никогда и не получил. На это косвенно указывает свидетельство Йоханна Венка фон Херренберга ( 1460), проф. теологии Гейдельбергского ун-та и идейного оппонента Н. К., к-рый в 40-х гг. XV в. с долей насмешки называл того «бакалавром искусств», намекая на то, что Н. К. не имеет ни полного философского, ни к.-л. богословского образования (см.: M ü ller. 2013. S. 58).

http://pravenc.ru/text/2566118.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010