Werke: Denkschrift betreffend die Lage der Orthodoxen Kirche im Ostland, engl, übers, in: Eastern Churches Review VI(1974) 135–161. Literatur: W. Alexeev, Russian orthodox Bishops in the Soviet Union, 1941–1953 (New York 1954) S. 65–97. W. Alexeev – Th.G. Stavrou, The Great Revival. The Russian Church Under German Occupation 73–78. W. Alexeev, Le drame de 1’exarque Serge Voskresenskij et 1’élection du patriarche de Moscou, in Irénikon 1957, 181 bis 202. W. Alexeev, L " Eglise orthodoxe russe sous 1’occupation allemande (1941–1944)243–276. W. Alexeev, The Orthodox Church under German Occupation: An Unpublished Memorandum by the Exarch of the Baltic Area, Metropolitan Sergii, in: Eastern Churches Review VK1974) 131–161. Treulieb, Metropolit Sergij von Riga und die «Orthodoxe Mission» in Pleskau, in: KiO 8(1965)55–66. W. Kahle, Die Orthodoxie im baltischen Raum. Ein Überblick, in: KiO 21/22(1978/9)97. Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte III, 31–33, 65. A. Ionov, Zapiski missionera (Pskovskaja missija), in: Prav. Rus’ 1982 ,22,9–11; 23,7–10. Regel " son 511, 512. N. Struve 49, 72, 77, 523. A.E. Levitin-Krasnov, Die Glut deiner Hände 121. D. Pospielovsky, The Russian Church 6, 147, 187f, 190, 377; Exarch 183, 227, 232. Vest.russ.ehr.dv. 127(1979)246 (Pamjati o. Nikolaja Trubeckogo) W. Fletcher, Study in Survival. New York 1965, S. 101f. W. Fletcher, The Russian Orthodox Church Underground 81f, 154. A. Andreev, G. Gerodnik, Krest na slufcbe u svastiki, in: NiR 1963,11,43–48 Literatur: A. ertkov, Krach· Moskau 1968, 161f. N. Kitev, Ispovedniki i mueniki 30-ch godov, in: Vest.russ. chr.dv. 150(1987)235–248. Byla i drugaja pravda, in: NiR 1988,5,14–15. Heyer, Die orthodoxe Kirche 166, 168. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 67, 170. Die Orthodoxe Kirche in Rußland. Dokumente ihrer Geschichte (860–1980), hg. von P. Hauptmann und G. Stricker (Göttingen 1988): R. Rössler, Die Russische Orthodoxe Kirche im Sowjetstaat (seit 1917), hier: Dokument Nr. 280. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Цель написания Рюссовым книги — оправдание политики Ревеля во время Ливонской войны перед ганзейскими городами и общественным мнением Германии. Он стремился доказать, что переход Ревеля и Северной Эстонии под власть Швеции вызван был как ходом военных событий, так и сложившейся в результате войны политической обстановкой. В изображении московской политики в Ливонии Рюссов тенденциозен. Нельзя назвать его вполне объективным и по отношению к Ордену или епископам. С хроники Рюссова начинается ряд исторических работ, оправдывавших и прославлявших шведскую политику в Ливонии. Другим весьма важным источником сведений по истории Прибалтики рассматриваемого периода является шеститомное собрание лифляндских актов, изданное в 1862–1873 гг. профессором права Дерптского университета Ф. Г. фон Бунге . В это собрание вошли документы архива Ревельской думы, Эстляндского общества, архив частных актов Толль-Кукерса. Были использованы также различные сборники лифляндских актов из местных и иностранных архивов.   Юрьенс Ив. А. Древнейшая Ливонская хроника. СПб., 1904. С. 17.   Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. XXIX. 9.   Там же.   Там же. 1. 13.   Там же. XXX. 1.   Там же. XVI. 6; XXIX. 3.   Origines Livoniae sacrae et civilis seu Chronicon Livonicum vetus. Francofurti; Lipsiae, 1740.   Der livlandischen Chronik. Halle, 1747. Th. 1.   Генриха Латышского Ливонская хроника, верный рассказ о том, как христианство и немецкое господство проложили себе путь в земли ливов, латышей и эстов//Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Рига, 1876. Т. 1. С. 65-285.   Генрих Латвийский. Хроника Ливонии/Введ., пер. и коммент. С. А. Аннинского; предисл. В. А. Быстрянского. М., 1938.   Трусман Г. Древнейшая ливонская хроника и ее автор. СПб., 1907. С. 3.   Arbusow L. Mittelalterliche Schriftiiberlieferung//Baltische Lande. Leipzig, 1939. Bd 1. S. 189.   Зутис Я. Очерки по историографии Латвии. Рига, 1949. Ч. 1: Прибалтийско-немецкая историография. С. 19.   См. об этом: Пашуто В. Рифмованная хроника как источник по русской истории//Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. М., 1963. С. 102-107; он же. Очерки истории СССР XII-XIII веков. М., 1960. С. 152-154, 210—211; Тихомиров М. Н. Борьба русского народа с немецкими интервентами в XII-XV вв. М., 1941. С. 32-33.

http://sedmitza.ru/lib/text/430073/

Римско-католическая Церковь Кафедральный собор во имя ап. Иакова в Манагуа (Старый собор). 1946 г. Кафедральный собор во имя ап. Иакова в Манагуа (Старый собор). 1946 г. Представлена архиепископством-митрополией Манагуа, к-рому подчинены еп-ства Блуфилдс, Гранада, Леон, Матагальпа, Сьюна, Хинотега, Хуигальпа, Эстели. В Н. насчитывается более 2,65 млн католиков (по данным An. Pont. за 2014 - 6,27 млн католиков в 340 приходах). В 1933 г. образована нунциатура в Н. С 1963 г. действует Епископская конференция Никарагуа, член Епископской конференции Лат. Америки. Протестантские церкви, деноминации и секты Англиканская Церковь представлена диоцезом Никарагуа, к-рый входит в состав Англиканской Церкви центрального региона Америки (Iglesia Anglicana de la Región Central de América), являющейся членом Англиканского содружества . В нач. XXI в. англикан в Н. насчитывалось ок. 8 тыс. чел., гл. обр. афроникарагуанцев (70%) и мискито (20%). Лютеранство представлено Никарагуанской лютеранской церковью «Вера и надежда» (Iglesia Luterana de Nicaragua «Fe y Esperanza»), возникшей в 90-х гг. XX в. (зарегистрирована в 2008) при поддержке Евангелическо-лютеранской церкви в Америке и Лютеранской церкви в Канаде. В 1994 г. вступила во Всемирную лютеранскую федерацию . В наст. время насчитывает ок. 7 тыс. чел. в 35 общинах, большинство к-рых расположено в сев. и зап. частях страны (гл. обр. в городах Сомото и Чинандега). Деятельность церкви сосредоточена на подготовке священников, работе с молодежью, профилактике заболеваний и борьбе с ними, развитии земледелия, предотвращении природных катастроф и ликвидации их последствий. Моравская церковь в Туапи (муниципалитет Пуэрто-Кабесас). Фотография. Нач. XXI в. Моравская церковь в Туапи (муниципалитет Пуэрто-Кабесас). Фотография. Нач. XXI в. Моравская церковь Никарагуа (Iglesia Morava en Nicaragua) (см. Чешские братья ), присутствующая в стране с 1849 г., когда в Блуфилдс прибыли первые моравские миссионеры-немцы, в наст. время насчитывает ок. 200 приходов (83 тыс. чел.). Наибольшее распространение получила на востоке страны, вдоль побережья Карибского м. 96% верующих - чернокожие (вест-индские негры), индейцы мискито, сумо и рама. Раз в 3 года собирается провинциальный синод, к-рый принимает программу развития церкви на ближайшие годы. За ее претворение в жизнь отвечает исполнительный комитет. Церковь содержит школы, колледжи, больницы, теологические образовательные учреждения.

http://pravenc.ru/text/2565326.html

И. был награжден орденами РПЦ св. Владимира 1-й степени (17 окт. 1983), прп. Сергия Радонежского 2-й степени (11 апр. 1980), а также правом ношения 2 панагий (2 сент. 1977) и именной панагии. Награжден медалями «За оборону Москвы» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». 12 мая 1987 г. уволен на покой по болезни, проживал в епархиальном доме в Пскове. 15 янв. 1990 г. отпевание И. совершил Псковский и Порховский архиеп. Владимир (Котляров ; впосл. митрополит); похоронен на Дмитриевском кладбище Пскова. Соч.: Христианский уклад домашней жизни Свят. Патриарха Сергия//Патриарх Сергий и его духовное наследство. М., 1947. С. 231-236; Антиохийская делегация во Пскове//ЖМП. 1963. 10. С. 16-17; Добрый пастырь: [К 20-летию со дня кончины Свят. Патриарха Сергия]//Там же. 1964. 5. С. 65-72; Патриарх Сергий и его значение в истории РПЦ. Псков, [б. г.]. Маш. Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 132. Л. 16; Д. 294. Л. 202; Д. 451. Л. 129-132; Д. 605. Л. 218; Д. 735. Л. 122; Д. 1013. Л. 187-191; Оп. 2. Д. 49. Л. 60-60 об.; Д. 65. Л. 7-9; Д. 99. Л. 33-33 об.; Д. 100. Л. 48-48 об.; Оп. 7. Д. 58; Архив ЦНЦ. Д. Митр. Иоанн (Разумов). Лит.: Московская церковная делегация в Болгарии//ЖМП. 1945. 5. С. 19; Награждения ко дню Святой Пасхи 1947 г.: [Награжден правом ношения 2 крестов с украшениями]//Там же. 1947. 5. С. 4; Постановление Свят. Патриарха Алексия и Свящ. Синода//Там же. 1949. 9. С. 11; Назначения и перемещения архиереев: [Назначен епископом Костромским и Галичским]//Там же. 1953. 12. С. 3; Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси. Речь при вручении архипастырского жезла новопоставленному епископу Костромскому Иоанну 30 нояб. 1953 г.//Там же. 1954. 1. С. 6-8; Наречение и хиротония архим. Иоанна (Разумова)//Там же. С. 21-23; Летопись церковной жизни: На могиле проф.-прот. о. Феодора Голубинского: [Панихида еп. Костромского Иоанна на могиле о. Феодора в связи со 100-летием со дня смерти]//Там же. 9. С. 8; Определения Свящ. Синода: [Назначен епископом Псковским и Порховским, настоятелем Псково-Печерского мон-ря]//Там же.

http://pravenc.ru/text/469536.html

По своему открытому внутрь шатру, по общей композиции, по трехчастным членениям четверика и верха восьмерика, по решению самого восьмерика с архивольтами на каждой грани, по профилировке перехода от яруса подклета к четверику, балахнинская церковь очень близко стоит к таким монументальным памятникам XVI в., как Козьмодемьянская церковь в Муроме (1557 (?) и церковь в Елизарове под Переяславлем (1552), обе возведенные в память победы над Казанским ханством. Сходство архитектуры Никольской церкви с Муромской настолько значительно, что можно предполагать, что они были построены одним и тем же мастером. В Никольской церкви, так же как и в Муромской, на одном из углов четверика была поставлена звонница. В Никольской церкви " колокольница " находилась над северо-восточным углом и частично опиралась на стены алтарной апсиды. На ней помещались башенные часы с железным механизмом и висели одиннадцать малых и больших колоколов. От " колокольницы " сейчас сохранилась только нижняя часть од ной из ее стенок. Можно пред полагать, что над ней возвышался небольшой шатер. Подобные композиции из сочетания большого и малого шатра нередко встречались в древнерусском деревянном шатровом зодчестве. Шатер и глава Никольской церкви покрыты зеленой поливной черепицей, уложенной при ремонте 1719—22 гг. В это же время к западной стороне церкви была пристроена каменная паперть, соединенная переходом со стоящей на некотором отдалении от ее северо-западного угла стройной, но невысокой колокольней. Эта шатровая колокольня сохраняла характер XVII в. и, очевидно, заменила собой прежнюю " колокольницу " , которая, как и вся восточная половина храма, была весьма сильно повреждена при большом балахнинском пожаре 1680 г. Это вызвало тогда большие перекладки восточной стены церкви. Новая колокольня была разобрана в1930-е гг. В 1963-65 гг. Никольская церковь была реставрирована: были удалены позднейшие наслоения и пристройки, разобран плоский потолок, отделявший шатер от внутреннего пространства церкви, а под шатер подведена тонкая железобетонная оболочка.

http://sobory.ru/article/?object=01869

В Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в., на нижних полях л. 333 об., др. почерком, вероятно позднее, приписано: «Великаго князя Георгия Всеволодовича дети Владимер, Мстислав, Всеволод погребены во Володимере» (РГБ. Ф. 173/I. 201). О возможной канонизации святого во 2-й пол. XVII в. свидетельствует его упоминание в «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). В старообрядческом указателе к «Алфавиту российских чудотворцев» Ионы (Керженского) под 4 февр. в числе блгв. князей, «убиенных от татарского воинъства», указан и В. Г. (ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 8. В 10, 1807-1811 гг.). Он упоминается также в кратком житии вел. кн. Георгия Всеволодовича, помещенном среди текстов «Алфавита российских чудотворцев» мон. Ионы (Там же. Л. 129 об.- 130). Канонизация В. Г. подтверждена включением его имени в Собор Владимирских святых, празднование к-рому было установлено в 1982 г. по благословению Владимирского и Суздальского архиеп. Серапиона (Фадеева) . Ист.: ДРВ. М., 17882. Ч. 6. С. 439; ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2-3. М., 1997; Т. 6. Вып. 1. М., 2000; Т. 10; Т. 15. М., 2000; Т. 18. СПб., 1913; Т. 21. 1-я пол. Ч. 1. СПб., 1908; Т. 23. М., 2000; Т. 24. М., 2000. Т. 25. М.; Л., 1949; Т. 35. М., 1980; Т. 40. СПб., 2002 (по указ.); Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 313-315; Сиренов А. В. Путь к граду Китежу: Кн. Георгий Владимирский в истории, житиях, легендах: (Подгот. текстов и исслед.). СПб., 2003. С. 62, 64-65, 85-86, 112, 139-141, 146; Описание о российских святых. С. 218 ; Виноградов А. История кафедрального Успенского собора в губ. г. Владимире. Владимир, 19053. С. 52, 91 [Прил. С. 49, 66-67]. Лит.: Востоков А. [Х. ] Описание рус. и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842 (по указ.); Доброхотов В. [И. ] Памятники древности во Владимире Клязменском. М., 1849. С. 48, 55, 62, 64; Филарет. РСв. С. 34, 35. Примеч. А; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 102-103; Леонид (Кавелин). Святая Русь. 643. С. 166; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 3. С. 554; Порфирий (Виноградов), иером. Древние гробницы во Владимирском соборе и Успенском Княгинином девическом мон-ре и погребенные в них князья, княгини и святители. Владимир, 19032; [Димитрий (Самбикин), архиеп. ] Тверской патерик. Каз., 1907. С. 25; Николай Михайлович [Романов], вел. кн. Рус. провинциальный некрополь. М., 1914. Т. 1. С. 154-155; Серебрянский Н. И. Древнерус. княжеские жития. М., 1915. С. 149-151; Татищев В. Н. История российская. М.; Л., 1964. Т. 3-4 (по указ.); Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963 (по указ.); Воронин Н. Н. Граффити 2 февр. 1238 г.//Славяне и Русь: Сб. ст. М., 1968. С. 401-405; Описание рукописного отдела БАН СССР. Л., 1971. Т. 3. Вып. 3: Ист. сб-ки XVIII-XX вв./Сост.: Н. Ю. Бубнов, А. И. Копанев и др. С. 260-262; Рапов О. М. Княжеские владения на Руси в X - 1-й пол. XIII в. М., 1977. С. 184.

http://pravenc.ru/text/159118.html

В Оксфорде иеромонах Василий продолжил свои исследования, публикуя статьи в британских, французских, немецких, итальянских или греческих научных журналах, участвуя в международных конгрессах по патрологии, византинистике и догматическому богословию 10 . Важнейшим творением во время его пребывания в Великобритании стало критическое издание писаний преподобного Симеона Нового Богослова , византийского мистика XI века. Эта работа, на которую у него ушло несколько лет, была издана в 1963–65 гг. в знаменитом патристическом собрании «SourcesChretiennes» 11 . Блестяще увенчать ее ему удалось уже в 1980 г. изданием биографии преп. Симеона 12 . Возведенный в сан архимандрита в 1957 г., владыка Василий был вскоре призван Церковью к епископскому служению. По избрании его епископом Волоколамским 26 мая 1958 г., он посвящается в Лондоне 14 июня 1959 г. и назначается викарием патриаршего экзарха Западной Европы (с местопребыванием в Париже) 13 . В своей речи на интронизации, новопоставленный епископ произнес: «Я счастлив принадлежать к Русской Православной Церкви, Московской Патриархии, Церкви исповедников веры Христовой, высоко держащей яркий светоч Святого Православия. […] Верю, что наше пребывание в Западной Европе не есть нечто случайное, но определено Промыслом Божиим, и что на всех нас возложена задача свидетельствовать пред народами Запада об истине православной веры, распространять ее в инославной среде, содействовать созданию и укреплению Западного Православия с конечной целью воссоединения всего христианского мира во Едину, Святую, Кафолическую и Апостольскую Церковь » 14 . Отныне его постоянной заботой станет свидетельство о Вселенском Православии и русской культуре. Епископу Василию, однако, не пришлось надолго задержаться в Париже. В 1960 он был назначен на место скончавшегося 15 бельгийского епархиального архиерея – митрополита Александра (Немоловского) 16 . По своем назначении в Брюссель 31 мая 1960 г. 17 , владыка Василий прибыл в бельгийскую столицу 12 июля того же года. Немного спустя, он совершает поездку в Россию, где 21 июля 1960 г. его возводят в сан архиепископа 18 . Епархия Московского Патриархата в Бельгии произошла от старейшего в стране православного храма святителя Николая Чудотворца, основанного в Брюсселе в 1862 г. 19 После прибытия в Бельгию первого православного епископа в 1929 г., храм получил статус «кафедрального собора», а Брюссель стал «кафедральным» городом православного архиерея 20 . Бельгийское государство утвердило сложившееся положение: королевский указ 1937 г. признал за епархией статус «общественно-полезного учреждения», а за ее главой титул «русского православного архиепископа Брюссельского и Бельгийского» 21 . С назначением владыки Василия в Брюссель, бельгийская православная епископская кафедра приобрела значительный вес. Действительно, как писал «Вестник русского западноевропейского патриаршего экзархата»:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Исполнение сочинений Д. в 1-м духовном концерте Нового об-ва регентов в 1913 г. в С.-Петербурге показалось критикам «интересным и значительным» (По духовным концертам. С. 65). Муз. соч.: «В память вечную»: На 5 голосов, для смеш. хора; То же: Для однород. хора; «Гласом моим»: Концерт для 4-голосного смеш. хора; То же: Для однород. хора (далее все для смеш. 4-голосного хора), Херувимская песнь 1, Херувимская песнь 2, «Милость мира» 1, «Милость мира» 2, «Слава в вышних Богу»: Концерт на Рождество Христово, «Хвалите имя Господне», Великое славословие, «Ныне отпущаеши»: Соло сопрано или тенора с хором, Панихида, «Разбойника благоразумнаго»: Трио, «От юности моея», «Да исправится молитва моя»: Трио с хором, «Сам един еси бессмертный»: Икос обычного распева, Тропари воскресны («Ангельский собор»), «Исаие, ликуй» (поемое на венчании); То же: Для 3-голосного однородного хора, «Свете тихий»//Духовно-муз. соч. СПб., 1908-1912; Знаменный распев: Гармонизация по эллинской и визант. теории для 4-голосного смеш. хора с канонархом. Пг., 1914. Ч. 1: Воскресная служба: «Господи, воззвах», «Да исправится», стихиры, богородичны-догматики, прокимны и стиховны 8 гласов; Тропари воскресны по непорочнах//Духовные песнопения в Твери/Ред.: Г. Лапаев. Тверь, 1989. 6. С. 8-11. Лит.: По духовным концертам//ХРД. 1913. 4. С. 65; Н. А. Добровольский [анонс о соч. Д.]//Там же. 1915. 1. С. 23; 2. С. 55. Т. М. Зацепина Ключевые слова: ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (1878 - 1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель ДРАГОМИРОВ [Драгомиров-Толстяков, настоящая фамилия Толстяков] Павел Нилович (1880 - 1938), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог ИВАНОВ Федор Алексеевич (сер. 50-х гг. XIX в. - 1920), регент, хоровой дирижер, содержатель духовно-певч. капеллы, композитор, преподаватель пения АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/178653.html

В феврале 1951 года отец Василий уехал в Англию, где принял приглашение быть одним из редакторов «Греческого патристического лексикона», издававшегося в Оксфордском Университете. Поселившись в Оксфорде, он 8 мая 1951 года был рукоположен в иеродиакона, а на следующий день – в иеромонаха. Свое пастырское служение он совмещал с активной церковно–научной деятельностью. В Оксфорде иеромонах Василий продолжил свои исследования, публикуя статьи в британских, французских, немецких, итальянских или греческих научных журналах, участвуя в международных конгрессах по патрологии, византинистике и догматическому богословию. Важнейшим творением во время его пребывания в Великобритании стало критическое издание писаний преподобного Симеона Нового Богослова, византийского мистика XI века. Эта работа, на которую у него ушло несколько лет, была издана в 1963-65 гг. в знаменитой патристической серии «Sources Chrétiennes». В марте 1959 года о. Василия назначили настоятелем Благовещенского храма в Оксфорде, а 14 июня 1959 года в Лондоне состоялась его хиротония во епископа Волоколамского. В ноябре владыка Василий переехал в Париж, где был назначен викарием Экзарха Западной Европы. А в апреле 1960 года назначен епископом Брюссельским и Бельгийским. Владыка участвовал в четырех Всеправославных консультациях (на Родосе в 1961, 1963 и 1964 гг., в Шамбези в 1968 г.); а также в богословском диалоге с англиканами (в Белграде, 1966 г.) и старокатоликами (в Вене, 1965 г.), в работе Всемирного Совета Церквей (на ассамблеях в Монреале в 1963-м, и в Упсале в 1968 г.). Он являлся участником ежегодных богословских коллоквиумов католического монастыря Шеветонь, а также «литургических недель» Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже. В 1977 г. владыка Василий (участвовавший в 1963 г. в празднествах в Венеции, посвященных тысячелетию Горы Афон) после 30 лет вынужденной разлуки смог вновь приехать на Святую Гору Афон и вновь посетить свой родной русский Свято-Пантелеимонов монастырь, который он вынужден был оставить в 1947 г.

http://pravmir.ru/k-30-letiyu-konchinyi-...

Сегодня мы также вспоминаем летчика-испытателя, Героя Советского Союза Григория Яковлевича Бахчиванджи (1909-1943). Он родился 7 февраля 1909. в станице Брыньковская (ныне Краснодарского края). С 1925 г. трудился в литейной мастерской, был слесарем мартеновского цеха завода в Мариуполе. В 1933 г. Бахчиванджи окончил авиационно-техническое училище, в 1934 г. – Оренбургскую школу пилотов, после чего работал лётчиком-испытателем в ВВС. С начала Великой Отечественной войны Григорий Яковлевич находился на фронте, служил в истребительном авиаполку, совершил 65 боевых вылетов. Участвуя в обороне Москвы, лично и в группе сбил 5 самолётов противника. Вскоре его направляют в НИИ ВВС. Ему доверяют испытание новых машин, поручают проведение сложных заданий. До войны Григорий Бахчиванджи за серию испытаний и высокое их качество был награжден орденом Ленина . 15 мая 1942 г. он совершил первый в СССР полёт на самолёте БИ-1 с жидкостным ракетным двигателем. Г.Я.Бахчиванджи геройски погиб во время очередного испытания самолета на БИ-1 в 1943 г. Он развил рекордную для того времени скорость 800 км/час, но затем неожиданно самолет вошел в пике и врезался в землю. Летчик посмертно удостоен звания Герой Советского Союза. Бахчиванджи был ярким представителем особой человеческой породы летчиков-испытателей 30-х годов. Это были люди очень смелые, даже дерзкие, не всегда дисциплинированные, и при этом мужественные, искренние, чистые. Именем героя названы посёлок Бахчиванджи при аэродроме «Чкаловский» (г. Москва ), улицы в Екатеринбурге, Ахтубинске, Мариуполе, кратер на обратной стороне Луны. Также сегодня мы вспоминаем партизанского командира, автора романа «Люди с чистой совестью» Петра Петровича Вершигору (1905-1963). Он родился 3 мая 1905 г. в с. Севериновка Подольской губернии в семье учителя. В 1921 году юноша заболел тифом, что помешало ему окончить школу. Работал секретарем сельсовета, заведующим избой-читальней, режиссером драмкружка, а вскоре начинает выступать в составе сельского духового оркестра. В 1926 г. Петр пошёл в армию, где изучал основы дирижерского искусства и стал старшиной музкоманды. В 1927-30 гг. Вершигора учился в Одесской консерватории на отделении режиссуры, по окончании руководил различными театрами. В 1938 г. он окончил кинематографическое училище. Был актёром и кинорежиссёром на Киевской киностудии.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/27/de...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010