Прот. Александр Ветелев (1892–1976), профессор, доктор богословия. В 1946 г. принял священнический сан. Подробнее о нем см. некролог в ЖМП, 1976, 10. 60 Патриарх Пимен (Извеков) (1910–1990), предстоятель РПЦ с 1970 по 1990 г. С 1959 по 1962 г. архиеп. Пимену поручалось временное управление Луганской, Смоленской, Костромской и Тамбовской епархиями. 61 Подробнее об этом см. на стр. 175. 62 Журнал «Stimme der Orthodoxie» («Голос православия»), издание ЗападноЕвропейского экзархата Московской Патриархии в Берлине. 63 Речь идет об архим. Феодоре (Бухареве), в миру Александре Матвеевиче (1822–1871), православном богослове, экзегете и публицисте. 64 Александр Иванович Введенский (1888–1946), идеолог и лидер обновленчества. 65 Анатолий Эммануилович Краснов–Левитин (1915–1991), участник обновленческого движения, провел в концлагерях 7 лет при Сталине, 3 года при Брежневе, был вынужден уехать за границу в сентябре 1974 г. Автор (вместе с В. Шавровым) истории обновленческого движения: «История русской смуты». М., 1996. Подробнее о нем см. на стр. 120, о В. Шаврове — прим. на стр. 122. 66 Лев Львович Регельсон (р. 1939), физик по образованию, автор книги «Трагедия Русской Церкви 1917–1945 гг.». Париж, 1977; М., 1996 67 Патриарх Алексий I (Симанский) (1877–1970), предстоятель РПЦ с 1945 по 1970 г. 68 Прот. Игорь Малюшинский, обновленческий священник, в 1934 г. арестован по одному делу с А. Э. Красновым–Левитиным. 69 Архиеп. Ермоген (Голубев) (1896–1978). С 1953 г. епископ Ташкентский и Средне–Азиатский. В начале 1957 г.выстроил в Ташкенте большой храм. В 1963–1965 гг. архиепископ Калужский и Боровский. О его выступлении против постановлений 1961 г. летом 1965 г. и предшествующей «диссидентской» деятельности см.: Н.Костенко, Г. Кузовкин, С. Лукашевский. «Трудное житие архиепископа Ермогена». — В журн. «Христианство в истории», 1995, 6 (IV). 70 На самом деле десять. 71 Архиеп. Павел (Голышев) (1914–1979). В 1919 г. был увезен родителями в Бельгию, окончил Православный Богословский институт в Париже, в 1947 г. вернулся в Россию, с 1964 г. был архиеп. Новосибирским и Барнаульским, осенью 1975 г. вернулся в Бельгию, где жил до своей кончины. 72

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=763...

22 мая 1957 г. Ивашковский и Пирожнский сельсоветы Чечельницкого р-на Винницкой обл. были переданы в состав Кодымского р-на Одесской обл., что привело к увеличению числа действующих церквей на 2. К 1 янв. 1958 г. на территории области действовало 295 церквей и молитвенных домов. В 7 церквах служба совершалась ежедневно, а количество храмов, где богослужение проводилось 2-5 раз в году, уменьшилось с 22 до 16. В области было 2 церкви, где служба не совершалась. Количество храмов уменьшалось. В 1958 г. были сняты с регистрации 4 общины, в 1959 г.- 18 общин (в Ксендзовке (ныне Дибровка), Гонрате, Липецком Котовского р-на, в Одессе (церкви Николаевская при бывшем доме трудолюбия и Скорбященская при Стурдзовской богадельне), Василевке Фрунзовского р-на, Визирке, Петровке (ныне Курисово) Коминтерновского (ныне Лиманского) р-на, в пос. Николаевка, с. Сахарово Берёзовского р-на, в селах Илье, Должанка Красноокнянского р-на, в Овидиополе, в селах Крыжовлино, Берёзовка, Гольма Балтского р-на, Байбузовка Савранского р-на, Татарка (ныне Прилиманское) Овидиопольского р-на). Выходом в свет постановления «О мерах по ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах» от 13 янв. 1960 г. было положено начало разгрому Херсонско-Одесской епархии. Новый уполномоченный Совета по делам религий по Одесской обл. Е. Ф. Франчук, назначенный в 1960 г., ревностно проводил в жизнь положения постановления: за нарушение советского законодательства 11 клириков были сняты с регистрации, в их числе архиеп. Даниил (Юзвьюк), живший на покое в Измаиле. От сана отреклись священники Багмут, Литвиненко, диак. Черкасский. Митр. Борис (Вик) не оказал сопротивления новой политике властей. В 1960 г. он дал согласие на снятие с регистрации и закрытие 42 церквей (в т. ч. 3 в Одессе), было подготовлено закрытие Покровского мон-ря в Балте, велась работа по ликвидации одесской Архангело-Михайловской обители (по распоряжению митрополита из мон-ря были удалены 40 монахинь и послушниц). 20 июня 1961 г. мон-рь объединили с Рождества Пресвятой Богородицы женским монастырем в с. Александровка Новоивановского (ныне Болградского) р-на. В том же году Одесская ДС была переведена из центра города в гостиничные корпуса Успенского мон-ря. В 1960 г. уменьшился набор в семинарию: вместо 40 чел. было принято 10. Численность семинаристов к сер. 60-х гг. резко сократилась: в 1960 г. их было 136 чел., в 1961 г.- 115, в 1962 г.- 83, в 1963 г.- 65, в 1964 г.- 52 чел.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

2 Тема кандидатского сочинения Н. Волкова: «Религиозно-нравственное и политическое состояние иудеев во времена Ездры и Неемии» (картотека С. А. Волкова – Архив МДА). 4 Отчет о состоянии императорской МДА в 1915–1916 уч. году. Сергиев Посад, 1916. С. 17. См. также Журнал собраний Совета МДА за 1916 г. «Сергиев Посад. 1917» С. 65, 83–84, 99. 6 Епископ Варнава (Беляев) (12.05.1887–6.05.1963) – выпускник МДА 1915 г., ученик священника Павла Флоренского, под руководством которого он написал кандидатское сочинение «Святой Варсонофий Великий. Его жизнь и учение» (ОР РГБ. Ф. 172. К. 196. Ед. 4. 201 л.; рец.: Флоренский Павел , свящ.//БВ. 1916. 3/4. С. 168–176; 5. С.177–189). Рукоположен во епископа Печерского, викария Нижегородской епархии 16 февраля 1920 г. С 1922 г. – на покое, в 1933–1936 годах находился в заключении. Впоследствии на епархиальное служение не вернулся. Жил под видом мирянина, юродивого. Духовный писатель. На его творчество («Основы искусства святости») оказал большое влияние священник Павел Флоренский . 7 Священник Александр Михайлович Гиацинтов (15.01.1885–15.06.1943) – родной брат Анны Михайловны Флоренской, супруги о. Павла. Служил в Троицкой церкви села Троицкое Сапожковского уезда Рязанской губернии, 25 августа 1910 г. венчал брак П. А. Флоренского и А. М. Гиацинтовой. В 1917 г. поступил в МДА и жил вместе со своей семьей в доме отца Павла в Сергиевом Посаде. 8 Новоселов Михаил Александрович (1864–1938), новомч. В 1902–1917 гг. – издатель «Религиозно-философской библиотеки», входил в близкий круг о. Павла Флоренского. По некоторым, не вполне достоверным сведениям, в 1923 г. тайно хиротонисан во епископа Сергиев-Посадского Марка. 10 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти/Сост. М. Е. Губонин. М., 1994. С. 327. 15 Ружицкий Константин Иванович (1888–1964), протоиерей, ректор МДА (1951–1964), часто ошибочно указывается, что он учился в Киевской духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

В июле 1961 г. Архиерейский Собор принял навязанные Советом решения, отстранившие священнослужителей от руководства приходами. Через год А. Веселков рапортовал в Совет о том, что лишь в нескольких церквях он не может заменить церковный актив нужными людьми и, как следствие, фактически всем продолжают руководить настоятели (помимо периферийных приходов, такая ситуация сложилась и в весьма крупном приходе п. Тельмы). Но при этом «в большинстве церквей, в частности во всех Иркутских городских, в Черемховской, Зиминской, Тулунской, Суетихинской, хозяйственно-финансовыми делами полностью управляют церковные советы», отмечая при этом и случаи вмешательства старост даже в богослужебную жизнь. «Изменение не прошло везде гладко, некоторые священники-настоятели … не хотели уступить бразды правления. Все они были уволены за штат. Это помогло. Остальные уже не сопротивлялись» . Увольнение за штат происходило по «предложению» А. Веселкова, его «жертвами» в июне-сентябре 1961 г. стали священники Георгиевский (настоятель Черемховского храма), Травка (3-й священник Черемховского храма), Шангин и Устименко. На наш взгляд, со стороны архиепископа Вениамина это было тактическое отступление – произволу уполномоченного в данном случае противопоставить было нечего. Священники увольнялись «согласно поданному прошению», при этом 65-летнему свящ. Травке и 69-летнему прот. Шангину была назначена пенсия (свящ. Травка и прот. Георгиевский снова были назначены на приходы в 1963-64 гг., Шангин в середине 60-х скончался, судьба Устименко неизвестна). Назначенный после прот. Георгиевского временным настоятелем в г. Черемхово прот. Доброхотов за произнесенную в сентябре 1961 г. «недостойную проповедь» был лишен регистрации. В ней он призывал к любви к врагам, что, по характеристике находившегося в этот момент в храме члена Общества по распространению полит. и научных знаний Скудаева, «с учетом современной внутренней и международной обстановки, когда империалисты бряцают оружием и открыто заявляют о войне с Советским Союзом…идет в разрез с интересами нашего народа, усыпляет верующих» .

http://pravoslavie.ru/44165.html

Относительно Евхаристии Бавай придерживается мнения, что хлеб не пресуществляется, а всегда сохраняется, но так, что является образом (typus) тела Христова, которое находится на небесах. Экклезиология. Бавай учит, что словами: паси овец моих ( Ин. 21:16 ), учреждено «верховное священство», однако не объясняет, что это значит. Слова же: «Ты – Петр (то есть Камень» ( Мф. 16:18 ), объясняет как вечное основание, относя эти слова к вере ап. Петра, или вере Церкви. Исследования. Grumel V. Un théologien nestorien: В. le Grand (VIc – VII css.) EO 22 ( 1932). S. 153−181,257−280; 23 (1924). S. 9−34,162−178,257−275,395−400; Krüger P. Zum Theologischen Menschen bild Babaj des Grossen nach seinem noch unveröffntlichten Кот m enter zu den beiden Serm ones des Mönches Markus über «Das geistigeE Gesetz». ОС 44 (1960). S. 46−74; Krüger R. Die Lehrmeinung en über den Primat Petri und des Papstes. ОС 45 (1961). S. 54−69; Idem. Cognitis sapientiae. Die Erkenntnis der Wahrheit nach den unveröffntlichten bei den Sermones Babaj des Grossen über das geistigeE Gesetz des Mönches Markus. Studia Patristica 5. S. 377−381; Idem. Das Problem des Pelagiamsmus bei Babaj dem Grossen. OC 46 (1962). S. 77−86; Idem. Das Geheimnis der Taufe in den Werken Babaj des Grossen. OC 47 (1963). S. 98−110. § 82. Католикос Ишойав II Родился в Гедале, что в Бет-Арбайе, учился в Нисибине, однако был вынужден покинуть школу из-за конфликта с ее ректором Хенаной. Преподавал в Баладе, стал епископом. В 628 г. Был рукоположен в католикосы, и вместе с другими епископами явился к императору Ираклию, находившемуся в Верии, где предложил ему достаточно примирительный символ веры , так что православные не отказали ему в причастии. После вторжения арабов-мусульман Ишойав нашел убежище в Кархе, что в Бет-Селох. Умер между 644 и 646 гг. Ишойав написал комментарии и месяцесловы о монахах, которые ныне утрачены. Из его посланий одно, написанное к раббану Аврааму из Бат-Мадайе, в соответствии с несторианским вероучением, хранится неизданным (рукописи Seen 65, 5; Vat. В 82, 23° и др.), а второе, обращенное к Барсауме, епископу г. Кархи, что в Ладене, в котором Ишойав защищается от обвинений в халкидонитстве, сохранилось на арабском языке. Арабский перевод символа, врученного Ираклию, сохранился у Амра.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

Уже со времени I Вселенского Собора Константинопольская Церковь заняла первенствующее положение среди восточных Патриархатов. После разгрома арабами в VII столетии Церквей Востока Константинопольскому Патриархату стало принадлежать и руководящее значение в церковных делах. В истории Церкви Константинополь известен как место нескольких Вселенских Соборов. Здесь находится самый величественный православный храм во имя святой Софии . При постройке этого храма работало 10 000 рабочих, и стоимость его достигла 324 миллиона драхм. Император Юстиниан при освящении его в 537 году Патриархом Миной сказал: «Я победил тебя, Соломон». 700 лет восхищал храм взоры византийцев и их гостей. Здесь наши предки восприняли святыню и красоту Православия. Но в начале XIII века храм был ограблен крестоносцами. В связи с окончательным завоеванием турками в 1453 году Византии Константинопольская Церковь оказалась в мусульманском окружении. На протяжении последующих столетий она постоянно подвергалась различным притеснениям со стороны мусульман. В 1923 году в Константинополе состоялся Поместный Собор, который определил, каким должно быть управление Вселенского Патриарха при новых условиях государственной жизни Турции (республики). Собор упразднил Смешанный совет, т. к. Патриарх перестал быть главой народа, и определил, что во главе церковного управления должен стоять Патриарх и при нем Священный Синод. Константинопольский Патриарх – Мелетий IV (1922–1923 гг.) устроил в Константинополе «Всеправославный конгресс», установивший новый церковный стиль. В 1923 году правительство Турции потребовало удаления Патриархии из Стамбула. Тогда же оно стало угрожать и полным изгнанием греков из Турции. Только благодаря настоянию западных государств Патриархия осталась в Турции, а договор о греко-турецкой дружбе от 1930 года способствовал созданию здоровой атмосферы для деятельности Патриархата. Как и прежде, Константинопольской Церковью управляет Патриарх со Священным Синодом из 12 митрополитов. При Синоде функционируют 23 общецерковные комиссии. Резиденция Патриарха находится в Стамбуле (бывший Константинополь). В настоящее время Константинопольская Церковь в пределах Турции состоит из пяти епархий, в ведении которых, согласно сведениям Всемирной Христианской Энциклопедии на 1982 год, находится 88 церковно-приходских общин численностью 65 тысяч верующих 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ю. Вестеля, М. Козуба и др. Пер. А. В. Левитского. 531 Novella VI//CIC. Bd. 3. S. 35–36 [Максимович К A. Церковные новеллы св. императора Юстиниана I (527–565 гг.) в современном русском переводе: Из опыта работы над проектом//Вестник ПСТГУ. Ï Богословие. Философия. 2007. Вып. 17. С. 30–31]. Ср. великолепный анализ данного и параллельных текстов Юстиниана: Dvornik F. Early Christian and Byzantine Political Philosophy: Origins and Background. Washington, DC, 1966. Vol. 2 (DOS, 9, 2). P. 815–819. 532 Неплохой обзор позиции Юстиниана относительно данного вопроса см. в: SchmemannA. The Historical Road of Eastern Orthodoxy. NY, 1963. P. 144–153/[Шмеман A., прот. Исторический путь Православия. Μ., 1993. С. 185–197]. 535 Parker T. M. Christianity and the State in the Light of History. L., 1955. P. 78; cp. также: BréhierL. Le Monde Byzantin. Vol. 2: Les Institutions de l’Empire Byzantin. P., 1949 (Collection l’Évolution de l’Humanité, 32 bis). P. 195–200; Dvornik F. The Circus Parties in Byzantium: Their Evolution and Suppression//Byzantina-Metabyzantina. Vol. 1. 1946. P. 119–133. 536 – теория, происхождение которой связано с именем немецкого богослова Томаса Эрастуса (1524–1583), считавшего, что Бог вверил управление людьми гражданской власти, а потому церковь не имеет права на репрессивные функции по отношению к ним. Сегодня эрастианство понимается как теория, согласно которой государству принадлежит решающее слово в церковных спорах. 538 В известном смысле, эта пропасть совпадает с древнеримским различием между potestas – действующей силой, и auctoritas – нравственным авторитетом, как явствует из послания папы Геласия к императору Анастасию I. Ср.: Caspar Е. Geschichte des Papsttums von den Anfàngen bis zur Hôhe der Weltherrschaft. Bd. 2: Das Papsttum under byzantinischer Herrschaft. Tübingen, 1933. S. 65 ff; Dvornik F. Early Christian and Byzantine Political Philosophy. Vol. 2. P. 804–809. 539 Jones А. Н. М. Were Ancient Heresies National or Social Movements in Disguise?//JTS, ns.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

334 Основа фрагмента – отрывок из описания Каспия ал-Истахри. Однако Ибн Хаукал добавляет оригинальную информацию: во-первых, снова называет Итиль рекой русов (см.: I.6.2.3); во-вторых, высказывает мысль о соединении реки Итиль с Константинопольским проливом, который, в свою очередь, впадает на севере в Окружающий океан (северо-западную Атлантику). 337 Областью Мраков арабская география называла северные территории, недоступные из-за холода и сумрака; морем Мраков позднее назывался Северный Ледовитый океан. 339 В. В. Бартольд предполагал, что острова (или полуострова) близ Дербента – это Апшеронский п-ов (Бартольд 1963б. С. 853. Примеч. 65); В. Ф. Минорский считал, что речь может идти о ближайших к Тереку прибрежных территориях (Минорский 1963. С. 152). 340 Полуостров Мангышлак (Бартольд 19636. С. 849. Примеч. 62 [примечание принадлежит А. П. Ковалевскому]. С. 853. Примеч. 65; Минорский 1963. С. 152). 343 ‘А‘ла мин хум. Речь идет о местоположении этого вида русов (С.лавийа) по отношению к предыдущему. 345 Видимо, надо читать: «владетеля Ширвана» или «властителя, Ширваншаха». Ширваншах Мухаммад ибн Ахмад ал-Йазиди правил в 981–991 гг. 346 О падении Хазарии вследствие набега русов и связи с этим событием походов Святослава существует обширнейшая литература. Последние по времени работы со сведениями о библиографии: Новосельцев 1990. С. 221–224; Коновалова 2003б. С. 190. 348 Фанак – мелкая степная лисица. Д. А. Хвольсон предпочитал значение: «лесная куница» (Ибн Русте 1869. С. 84); В. В. Бартольд – мех хорьков (Бартольд 1963е. С. 294). 353 Бобровая струя – пахучая жидкость, использовавшаяся в медицине и фармакологии. По В. В. Бартольду, «касторовое масло» (Бартольд 1963е. С. 295). 355 Юфть (перевод по Д. А. Хвольсону) – мягкая кожа высокой выделки. По В. В. Бартольду, «выделанные лошадиные кожи» (Бартольд 1963е. С. 295). 357 Д. А. Хвольсон: «барсы» или «гончие собаки», что является неверным толкованием (Ибн Русте 1869. С. 84). 362 Ма’мун ибн Мухаммад – эмир Гурганджа (Джурджании – Северного Хорезма). Даты его правления неизвестны, но с 995 г. он стал эмиром и Северного, и Южного Хорезма, приняв титул хорезмшаха (Бартольд 1963е. С. 202; Dunlop 1954. Р. 246–247).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– К., 1972. – Вип. 4. – С. 261–264; Антонова И.А. Протейхизма в системе оборонительных сооружений Херсонеса//Проблемы исследования античного и средневекового Херсонеса 1888–1988: Тезисы докл. – Севастополь, 1988. – С. 5– 9; Антонова И. А. Рост территории Херсонеса (по данным изучения оборонительных стен)//АДСВ: Византия и сопредельный мир. – Свердловск, 1990. – С. 8–24. 529 Суров Е. Г. Херсонес Таврический, – Свердловск, 1961, – С. 65–102; Суров С.Г. Раскопки в северо-западном районе городища//СХМ. – 1961,– Вып. 2. – С. 67–70; Суров Е. Г. Отчет о раскопках в северо-западной части городища в 1963 г.: Отчет, о раскопках объединенной Херсонесской археологической экспедиции Херсонесского историко-археологического государственного музея и Уральского государственного университета в 1963 г.//Архив НЗХТ. – Д. 1138. – Л. 1–248; Суров Е.Г. К истории северо-западного района Херсонеса Таврического, – С. 136–137; Борисова В.В. Средневековая гончарная печь//СХМ, – 1960. – Вып. 1. – С. 42–46; Седикова А.В. Керамические печи IX в. в Херсонесе//МАИЭТ. – 1994 (1995). – Вып. 4. – С. 434–435, рис. 1–2. 530 Тахтай А.К. Раскопки Херсонесского некрополя в 1937 году//X. с б.– 1948, – Вып. 4. – С. 19–43; Зубарь В.М., Рыжов С.Г. Отчет о раскопках херсонесского некрополя в 1975 г.//Архив НЗХТ. – Д. – 1779. – А. 1–41; Зубарь В.М., Рыжов С.Г., Шевченко A.B., Костромичева Т. И. Отчет о раскопках Западного некрополя Херсонеса в 1981 г.//Архив НЗХТ. – Д. 2248–2249. – А. 1–53; Зубарь В. М., Шевченко A.B. Отчет о раскопках Херсонесского некрополя в 1982 году//Архив НЗХТ, – Д. – А. 1–64; Зубарь В.М., Шевченко A.B. Отчет о раскопках Западного некрополя Херсонеса в 1983 г.//Архив НЗХТ. – Д. – A. 1–- 51; Зубарь В.М., Шевченко A.B. Отчет о раскопках Западного некрополя в 1984г.//Архив НЗХТ. – А. 1–39; Зубарь В.М., Бунятян Е.П., Шевченко А.В. Отчет о раскопках Западного некрополя в 1985 году//Архив НЗХТ. – Д. – А. 1–41; Зубаръ В.М., Шевченко A.B., Липавский С.А. Западный некрополь Херсонеса Таврического (Материалы раскопок 1983–1985 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1165 Canard М. Les expeditions des arabes contre Constantinople//Journal Asiatique. N.S. – 1925–1926. – Vol. 207. – p. 40 ff. 1167 Айбабин А. И.Хронология могильников Крыма позднеримского и раннесредневекового времени//МАИЭТ. – 1990. – Вып. I. – С. 69–71; Айбабин А.И. О хронологии некрополя Боспора VI–VII вв.//Боспор Киммерийский, Понт и варварский мир в период античности и средневековья. – Керчь, 2002.–С. 5–8. 1168 Айбабин А. И. Хронология могильников Крыма... – С. 18–26,36–50,52–59; Баранов И. А. Таврика в составе Хазарского каганата. – С. 9; Пудовин В. К. Датировка нижнего слоя могильника Суук-Су (550–650 гг.)//C A. – 1961. – – С. 178, 179, 181, 183, 184; Амброз А. К. Проблемы раннесредневековой хронологии Восточной Европы. Ч. I//СА. – 1971. – – С. 96–123; Амброз А. К. Основы периодизации южнокрымских могильников типа Суук-Су//Древности славян и Руси. – М., 1988. – 9; Степанова Е. В. О конференции памяти А. В. Банк//ВВ. – 1988. – Т. 49. – С. 258; Айбабин А. И. Основные этапы истории городища Эски-Кермен//МАИТЭ. – 1991. – Вып. 2.– С. 45; Родникова В. Е. К вопросу о хронологии могильника Суук-Су//Проблемы археологии, древней и средневековой истории Украины: Тезисы докладов 1–3 марта 1995 г. Харьков, 1995. – С. 108. 1171 Если бы Херсон, как прежде, зависел от поставок продовольствия из Романии, тогда логичным было бы организовать его блокаду с открытием моря весной или в начале лета, когда были исчерпаны прошлогодние запасы, а не начинать военные действия против города осенью как поступил Юстиниан II, – см.: Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения. – М., 1980. – С. 40–-41,63–65,156–157, 164–165; ср.: Константин Багрянородный. Об управлении империей. – М., 1989. – С. 274, гл. 53.512–535. 1172 Бертье-Делагард A.A. Исследование некоторых недоуменных вопросов средневековья в Тавриде. 2: Православные и униатские епархии, их пределы//ИТУАК. – 1920. – –G. 59–65, карта; Баранов И. А. Таврика в эпоху раннего средневековья. – С. 147. 1173 Отчет о раскопках за 1894 г.//Архив НЗХТ. – – А. 9 (раскопки в портовом районе); Печать Готского епископа в коллекциях ГИМ//Археографический ежегодник за 1962 г. – М., 1963. – С. 32–34; Соколова И. В. Византийские печати из Херсонеса//Византия и средневековый Крым (АДСВ. – Вып. 26). – Барнаул, 1992. – С. 196.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010