Соч.: Восстание болгар и влахов в Фессалии в 1066 г.//ВВ. 1956. Т. 11. С. 123-134; Налоговая политика Византии в Болгарии в 1018-1185 гг.//ВВ. 1956. Т. 10. С. 81-110; «Записка греческого топарха»: Документ о русско-визант. отношениях в X в.//Из истории средневек. Европы в X-XVII вв. М., 1957. C. 114-130; Болгария и Византия в XI-XII вв. М., 1960; Был ли Кекавмен, автор «Стратегикона», феодалом?//Визант. очерки. М., 1961. С. 217-240; A propos de Tmutorokan//Byz. 1965. Vol. 35. P. 221-234; Отношения Др. Руси и Византии в XI - 1-й пол. XIII в.//XIIIth Intern. Congress of Byzantine Studies: Main Papers. Oxf., 1966. Vol. 3. P. 1-23 (в соавт. с А. П. Кажданом и З. В. Удальцовой); Пселл о причинах последнего похода русских на Константинополь в 1043 г.//ВВ. 1967. Т. 27. С. 71-86; Ο πππος το Κεκαυμ νου - χθρς τς Ρωμανας: Реплика//ВВ. 1968. Т. 28. С. 151-158; Три письма Михаила Пселла Катакалону Кекавмену//RESEE. 1969. Vol. 7. N 3; Некоторые проблемы русско-визант. отношений IX - XV вв.//История СССР. 1970. 4. C. 32-53 (в соавт. с В. Л. Яниным); Темпове и специфика на социално-икономическото развитие на България в сравнение с Византия (от края на VII до края на XII в.)//ИП. 1970. 6. С. 23-40; Война Руси против Византии в 1043 г.//Исследования по истории славянских и балканских народов. М., 1972. С. 178-222; Восстание в Константинополе в апреле 1042 г.//ВВ. 1972. Т. 33. С. 33-46; Об относительных размерах и составе имущества визант. провинциальной аристократии X-XI вв.//Визант. очерки. 1972. C. 152-168; Культурные связи Др. Руси и Византии в X-XII вв.: Опыт исторической характеристики//Балканские исследования. М., 1976. [Вып. 2]. С. 254-265; Визант. общество и государство в X-XI вв.: Проблемы истории одного столетия (976-1081 гг.). М., 1977; Zur Lage der byzant. Bauernschaft im 10.-11. Jh.: Strittige Fragen//Beiträge zur byzant. Geschichte im 9.-11. Jh.: Akten des Colloquiums «Byzanz auf dem Hohenpunkt seiner Macht» (Libice, 20-23 Sept. 1977). Prag, 1978. S. 47-70; Новое исследование о восстании в Паристрионе и образовании Второго Болгарского царства//ВВ.

http://pravenc.ru/text/2110563.html

Краткая биография: Лемешев Михаил Яковлевич родился 1 января 1927 года в с.Теменичи Брянской области в семье бывшего вахмистра царской армии .Вместе с отцом с детских лет работал на конской ферме. К началу Великой Отечественной Войны закончил семилетку, в период оккупации Брянщины в качестве связного принимал участие в партизанском движении, был ранен, потерял руку. В 1947 году закончил Кокинский сельскохозяйственный техникум, в 1953-м Московский зоотехнический институт коневодства, в 1956 г. – аспирантуру экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. С 1956 по 1969 год работал в Научно-исследовательском институте Госплана СССР. Благодаря усилиям Лемешева М.Я были приняты правительственные решения о пенсиях для работников колхозов. За свои экономические воззрения, не совпадавшие с устоявшейся точкой зрения, подвергался жесткой, необоснованной критике. Это побудило его переехать в Новосибирский Академгородок, где он занимался исследованиями проблем системного анализа и программно-целевого планирования и управления. В 1972 году вернулся в Москву и создал в Центральном экономико-математическом институте АН СССР отдел экономических проблем природопользования. Здесь им создавалась теория управления экономикой и экологией – как единой метасистемой. В 1974-95 гг. Лемешев являлся экспертом ООН по охране окружающей среды. В начале 80-х Лемешев одним из первых выступил против переброски северных и сибирских рек, таившей в себе катастрофические экологические, социальные и экономические бедствия для страны. Общими усилиями ученых и общественности преступный «проект века» был отклонен. В 1986 году после Чернобыльской катастрофы, Лемешев создал Всесоюзное антиядерное общество и стал его лидером. В 1986-91 годах работал зав. лабораторией эколого-экономических проблем в Комиссии по изучению производительных сил и природных ресурсов при Президиуме Академии наук СССР. В 1993 году Лемешев избирался депутатом Государственной Думы и председателем Комитета по экологии. Были приняты нужные для страны федеральные законы экологической направленности. Доктором экономических наук, академиком РАЕН Лемешевым М.Я написаны и изданы сотни работ и статей, подготовлены научные кадры в области экономики и экологии. Академик Лемешев является кавалером Золотой медали им. М.В. Ломоносова, Золотой звезды В.И. Вернадского, лауреат премии «Имперская культура»Михаил Яковлевич Лемешев скончался 6 января 2021 года (94 года). Похоронен в Москве.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/26/pa...

Н. Толстого и смерть Б. Л. Пастернака («Год Л. Н. Толстого» прот. В. Зеньковского, «Памяти Пастернака» Ф. А. Степуна и др.). С 1956 г. содержание «Вестника» определяла редколлегия, в к-рую входили прот. А. Шмеман, К. А. Ельчанинов, М. Р. Гизетти, О. Раевская-Хьюз, в 1955-1962 гг. также прот. В. Зеньковский, фактически редактором являлся Струве. С кон. 60-х гг. объем журнала увеличился до 250-300 страниц во многом благодаря негласным контактам с религиозно настроенной интеллигенцией в СССР. В 97 (1970) были напечатаны имевшие большой общественный резонанс статьи неск. авторов из Москвы (под псевдонимами), в к-рых анализировалось положение правосл. Церкви в СССР. В 112/113 за 1974 г. Струве объяснил изменение в названии журнала (исключение слова «студенческого») тем, что «журнал является вестником неоформленного «русского христианского движения», с особой силой развивающегося в России» (С. 3). Журнал активно реагировал на события, происходившие в СССР (выход сб. «Из-под глыб» и др.), с 1974 г. регулярно печатал произведения А. И. Солженицына , все больше места отводилось «Материалам по истории русской культуры» (разд. в журнале), среди публикаций раздела - письма свящ. П. Флоренского 114), статья Л. Шестова «Угрозы современных варваров» 119) и отрывок из его книги о И. С. Тургеневе 127). 101/102 (1971) посвящен 100-летию со дня рождения прот. С. Булгакова, часть 104/105 (1972) посвящена 20-летию со дня смерти Л. П. Карсавина (впервые опубликованы его произведения «Венок сонетов», «Терцины» и «О молитве Господней»). С 127 (1978) в журнале появился раздел, посвященный истории рус. эмиграции. В 1989 г. началась подписка на журнал в СССР. С 1992 г. 164) он печатается в Москве по оригинал-макету, подготовленному парижской редакцией. В 165 журнала помещено приветствие Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Дав положительную оценку изданию, Первосвятитель указал на его значение для духовного возрождения России. В 90-х гг. журнал имел разделы: «Богословие и философия» (позднее «Богословие», «Философия»), «Литература и жизнь» (позднее «Литература»), «Судьбы России», «Судьбы Церкви».

http://pravenc.ru/text/158264.html

В. в США считается «отцом-основателем» совр. амер. школы рус. историографии. Кроме работы в Йельском ун-те он читал лекции в Гарвардском, Колумбийском и Чикагском ун-тах, в 1944-1945 гг. преподавал в Славянской школе в Лондоне. Являлся членом Американской академии средних веков, пожизненным почетным профессором Американской ассоциации изучения славянства, редактором ж. «Славянское обозрение», входил в состав редколлегий почти всех исторических журналов США. В 1956 г. вышел в отставку в звании заслуженного профессора Йельского ун-та, продолжал заниматься наукой, его последняя кн. «Очерки русской историографии» была издана в 1969 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 1137 [Личный фонд Г. В. Вернадского]; Ф. 5713. Оп. 1. Д. 352; РАН. Ф. 518. Оп. 2. Д. 20; Оп. 3. Д. 314-323; Оп. 7. Д. 127; Б-ка Колумбийского ун-та (Нью-Йорк). Бахметевский архив; Рукоп. отд-ние б-ки Калужского гос. ун-та. Соч.: П. Н. Милюков. Пг., 1917; Имп. Екатерина II и Законодательная комиссия 1767-1768 гг. [Пермь, 1918]; Н. И. Новиков. Пг., 1918; Пушкин как историк//Учен. зап. Рус. учеб. коллегии в Праге. 1924. Т. 1; Два подвига св. Александра Невского//Евразийский временник. Прага, 1925. Кн. 4. С. 318-337 (то же//Наш современник. 1992. 3. С. 151-158); Lenin, Red Dictator. New Haven, 1931 (на рус. яз.: Ленин - красный диктатор. М., 1998); The Russian Revolution, 1917-1932. New York, 1932; Political and Diplomatic history of Russia. Boston, 1936; Bohdan, Hetman of Ukrain. New Haven, 1941; Н. О. Лосский (1870-1970)//ЗРАГ. 1970. Т. 4. С. 183-186; Из восп.//Новый журнал. Н.-Й., 1970. 100; 1971. 104-105; 1972. 108 (частично опубл.: Крымский архив. 1994. 1; ВИ. 1995. 1. С. 129-148; 3. С. 103-121); Два лика декабристов//Свободная мысль. 1993. 15; Предел и беспредел//Новое время. 1993. 51. С. 58-59; Рус. историография. М., 1998; История права. СПб., 1999. Лит.: Ковалевский П. Е. Проф. Г. В. Вернадский и его «История России»//Возрождение. 1970. 127; Андреев Н. Г. В. Вернадский//ЗРАГ. 1975. 9. С. 182-193 [Список тр.: С. 168-181]; Пашуто В. Т. Рус. историки-эмигранты в Европе. М., 1992; Николаев Б. А. Жизнь и труды Г. В. Вернадского// Вернадский Г. В. История России: Древняя Русь. Тверь; М., 1996; Соничева Н. Е. На чужом берегу: К истории рус. эмиграции в послеокт. период. М., 1991; она же. Рус. история в евразийском контексте//Феномен евразийства. М., 1993. С. 94-122; она же. Патриарх рус. историографии в США (Г. В. Вернадский)//Библиография. 1994. 6. С. 82-91 [Библиогр.: С. 85-91]; она же. Становление и развитие ист. концепции Г. В. Вернадского: Канд. дис. М., 1994; она же. Г. В. Вернадский//Историки России XVIII-XX вв. М., 1995. Вып. 2; Козляков В. Н. Обзор коллекции документов Г. В. Вернадского в Бахметевском архиве Б-ки Колумбийского ун-та в Нью-Йорке// Вернадский Г. В. Рус. историография. М., 1998. С. 395-444.

http://pravenc.ru/text/150429.html

  Первое время по переезде из Загорска жили в городке Лебедянь, потом купили дом в Усмани, в той же Липецкой области. Именно там был закончен серьезный богословский труд Фуделя " Путь отцов " . В октябре 1958 года пришел отзыв на него от старца-Епископа Афанасия Сахарова): " Милость Божия буди с Вами, милый и дорогой мой Сереженька... Господь да поможет Вам шествовать " путем отцов " ... Идея " монастыря в миру " для меня особенно дорога, и пропаганду ее я считаю совершенно необходимой... Ваша книга - богословское обоснование " монастыря в миру " .... С любовью обнимаю Вас и лобызаю, и паки прошу прощения. Спасайтесь о Господе. С любовью, богомолец Ваш, епископ Афанасий " .     В 1955–1956 гг. С.И.Фудель написал свою первую литературную работу «Моим детям и друзьям». Вскоре были написаны главы «Воспоминаний» об отце. В 1957 г. была закончена в первоначальной редакции антология «Путь Отцов», в 1959–1961 гг. написаны работы «Церковь верных», «Свет Церкви», «Соборность Церкви и экуменизм». 14 ноября 1962 г. по благословению епископа Афанасия Фудели переехали в город Покров Владимирской области, где Сергей Иосифович служил псаломщиком. В этот период С.И.Фудель также выполнял переводы для Издательского отдела Московской Патриархии. В 1963 г. С.И.Фудель закончил начатую еще в Усмани книгу «Наследство Достоевского». Тогда же была начата работа над книгой об отце Павле Флоренском «Начало познания Церкви», в 1972 г. опубликованной под псевдонимом Ф.Уделов парижским издательством YMCA-Press. В 1970-е гг. в «самиздате» получают распространение работы С.И.Фуделя «Записки о литургии и Церкви», «Славянофильство и Церковь», «Священное Предание», «Причастие вечной жизни», «У стен Церкви» и другие. С.И.Фудель скончался 7 марта 1977 г. в Покрове         «Обоюдоострый меч», или луч слова Божия, освещает то, что нам темно в содержании Предания, отделяет вечное от случайного и временного, добро от зла. Ведь, как говорит святой Ириней, на Предание ссылались и еретики..   Кроме Предания благодатного, а поэтому священного, в практике Церковной жизни могут существовать многие не только местные и временные, но просто вредные «предания», обычаи и факты, которые тоже иные считают за факты священные.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=276

В 1945-1947 гг. служил в ц. свт. Николая в с. Киров Степанаванского р-на (ныне с. Амракиц Лорийской обл.) в Армении; в 1947-1950 гг. настоятель кладбищенской ц. Св. Духа в Батуми. В 1949 г. награжден палицей; в 1950 г. возведен в сан архимандрита. С 1950 г. до конца жизни З. был настоятелем ц. св. блгв. кн. Александра Невского в Тбилиси. С 11 июня 1952 г. член Синода ГПЦ. В 1953 г. получил право ношения 2-го наперсного креста; в 1954 г. пожалован архимандритским жезлом. 30 нояб. 1955 г. Католикосом-Патриархом Грузии Мелхиседеком III (Пхаладзе ; 1952-1960) назначен благочинным находившихся в юрисдикции ГПЦ русских приходов в Картли, Кахети и Армении ( Тихон (Емельянов), Диденко М. 1985. 6. С. 58). 29 дек. 1956 г. З. был наречен во епископа; Католикос-Патриарх Мелхиседек III 30 дек., в день своего тезоименитства (Неделю святых праотец), хиротонисал З. Посвящение негрузина во архиерея ГПЦ стало единственным случаем за историю Грузинской Церкви XX - нач. XXI в. 6 марта 1957 г. З. был назначен 2-м хорепископом Католикоса-Патриарха Мелхиседека III с титулом епископ Степанаванский ГПЦ. 16 апр. в ц. св. блгв. Александра Невского в Тбилиси З. постриг в монахи Ираклия (впосл. Католикос-Патриарх Грузии Илия II (Гудушаури-Шиолашвили) ) и предсказал ему дальнейшее Патриаршее служение. 22 апр. Католикос-Патриарх Мелхиседек III и З. совершили освящение Вознесенского храма в мон-ре Бодбе ( Радковский. 1957). 17 нояб. 1958 г. З. был награжден высшим церковным отличием ГПЦ - правом ношения креста на скуфье. В 1960 г. Католикосом-Патриархом Ефремом II (Сидамонидзе ; 1960-1972) З. был переведен на Тетрицкаройскую кафедру ГПЦ; в 1972 г. возведен в сан митрополита. После кончины Католикоса-Патриарха Грузии Давида V (VI) (Девдариани ; 1972-1977) З. принял деятельное участие в подготовке и проведении XII Поместного Собора ГПЦ, избравшего на Патриарший престол Илию II, а также в интронизации Католикоса-Патриарха, состоявшейся в кафедральном патриаршем соборе Светицховели в Мцхете 25 дек. 1977 г. ( Никитин. 1978. 3. С. 48).

http://pravenc.ru/text/199827.html

В 1956-1961 гг. И. являлся профессором кафедры византологии и общей церковной истории ЛДА, ученым секретарем Совета академии. В 1960 г. за труд «История Византийской Церкви: от Константина Великого до отпадения Западной Церкви от Вселенской» (Т. 1. 2 ч.) И. была присвоена ученая степень д-ра церковной истории. В 1961 г. И. вышел на пенсию, в 1960-1970 гг. занимался преимущественно изучением лит. наследия прп. Максима Грека , составил каталог сочинений ученого монаха: «Литературное наследие Максима Грека» (Л., 1969; не все предложенные И. атрибуции являются бесспорными). И.- автор ок. 100 трудов, посвященных вопросам библеистики, церковной и гражданской истории, совр. церковной жизни. Статьи исследователя публиковались в ЖМП, в сб. «Богословские труды» (в течение ряда лет И. являлся членом редколлегии этих изданий), в «Византийском временнике», в «Исторических записках» АН СССР, в ТОДРЛ. И. похоронен на Киновеевском кладбище в С.-Петербурге. Соч.: Новейшая реконструкция греч. текста Нового Завета//ЖМНП. Н. с. 1915. Ч. 58. 8. С. 327-342; Новозаветные писания по новейшему восстановлению их подлинного текста//ТКДА. 1916. 7/8. С. 269-298; Миланский эдикт и его значение//ЖМП. 1953. 6. С. 51-55; Захват К-поля латинянами в 1204 г.//Там же. 1954. 10. С. 64-73; Из истории взаимоотношений Англиканской и православной Церквей//Там же. 11. С. 47-58; Православие в Америке//Там же. 1955. 1. С. 44-55; 3. С. 69-76; Вера и знание по учению христианских философов II-III вв.//Там же. 5. С. 53-60; Рус. Православная Церковь и Правосл. Восток//Там же. 1956. 6. С. 55-62; 7. С. 58-63; Греч. Восток в трудах рус. церк. историков//Там же. 1960. 10. С. 45-52; К вопросу о нестяжательских взглядах Максима Грека//ВВ. 1969. Т. 29. С. 135-147; Максим Грек и итальянское Возрождение//Там же. 1972. Т. 33. С. 140-157; 1973. Т. 34. С. 112-121; О пребывании Максима Грека в доминиканском мон-ре св. Марка во Флоренции//БТ. 1973. Сб. 11. С. 112-119; Максим Грек и Савонарола//Там же. 1974. Сб. 12. С. 184-208; Максим Грек как ученый на фоне современной ему рус. образованности//Там же. 1976. Сб. 16. С. 142-187; Несколько замечаний по поводу издания нового списка «Судного дела» Максима Грека//ТОДРЛ. 1976. Т. 30. С. 284-298; Несколько замечаний к вопросу о лексиконе «Свида»//БТ. 1978. Сб. 18. С. 223-230.

http://pravenc.ru/text/200477.html

В 1953 г. Б. экстерном окончил ЛДА со степенью канд. богословия, в сент. 1954 г. был назначен старшим помощником инспектора академии и преподавателем истории древней Церкви. Защитил магист. дис. «Церковная политика Византийских императоров в связи с так называемой «Акакианской схизмой» (484-519)», за исследование «О коллекции Авеллана» в ЛДА получил степень почетного д-ра богословия. 5 окт. 1962 г. утвержден в звании проф. богословия ЛДА по кафедре зап. исповеданий. С 1972 г. проф. МДА по кафедре зап. исповеданий, с окт. 1982 г. в аспирантуре МДА читал курс «Католичество». В 1987 г. в ЛДАиС прочел цикл лекций «Современное состояние экуменического движения и участие в нем православных Церквей». В июле 1956 г. Б. выступил с докладом «Символы веры и Соборы» на возобновившихся собеседованиях богословов и церковных историков РПЦ и Англиканской Церкви, проходивших в Москве, в ОВЦС. С 5 июня 1959 г. Б. являлся сотрудником ОВЦС (с 28 авг. 1960 по 15 февр. 1961 - зам. председателя отдела, с 22 февр. 1963 по 23 июня 1966 - 2-м зам. председателя, с 15 дек. 1972 - консультантом, с 26 дек. 1984 по 14 нояб. 1989 - зам. председателя, со 2 окт. 1997 - внештатным консультантом ОВЦС). 28 авг. 1960 г. Б. вошел в состав учрежденной Святейшим Патриархом Алексием I Комиссии по межхристианским связям РПЦ (с 17 окт. 1963 Комиссия Свящ. Синода по вопросам христ. единства, в наст. время синодальная Богословская комиссия ). Б. был активным участником подготовки вступления РПЦ во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), проходившей во 2-й пол. 50-х гг. По приглашению генерального секретаря ВСЦ д-ра В. А. Виссерт-Хуфта в июне-июле 1959 г. Б. находился в Женеве с целью изучения деятельности и структуры Совета; в авг. того же года был наблюдателем от РПЦ на заседании ЦК ВСЦ на о-ве Родос; в дек. участвовал в приеме в Москве 1-й офиц. делегации ВСЦ, возглавляемой Виссерт-Хуфтом, с к-рым Б. плодотворно сотрудничал. По инициативе Русской Церкви на III Ассамблее ВСЦ (нояб. 1961, Нью-Дели) в офиц. документы Совета было внесено положение о том, что основой для единства различных христ. конфессий является исповедание Св. Троицы. Предложение это высказал и разработал Б. Он входил в делегацию Русской Церкви на III Ассамблее ВСЦ, был избран в ЦК ВСЦ (переизбирался до февр. 1991), введен в комиссию «Вера и церковное устройство» и утвержден в должности члена ее рабочего комитета. С марта 1962 г. на протяжении 13 лет (с перерывами) Б. был представителем РПЦ при ВСЦ, настоятелем ц. в честь Рождества Богородицы в Женеве, участвовал в работе всех Ассамблей ВСЦ (включая 7-ю). С июня 1966 по июль 1975 г. был зам. директора комиссии «Вера и церковное устройство». В течение долгого времени трудился в Объединенной рабочей группе ВСЦ и Римско-католической Церкви; присутствовал в качестве наблюдателя от РПЦ на всех заседаниях Ватиканского II Собора (1962-1965).

http://pravenc.ru/text/153213.html

Виссарион Вашадзе, иереи Нестор Гонгадзе и Димитрий Ломидзе расстреляны, свящ. Георгий Абдушелашвили скончался в ссылке (рассматривается вопрос об их канонизации). В 1944-1947 гг. в Маргветской епархии открылись ц. в честь Преображения Господня в бывш. жен. мон-ре в Аргвети и ц. во имя вмч. Георгия в с. Зеда-Симонети (Чхарский р-н). В 1944 г. в Маргветской епархии служили 9 священников, в 1945-1947 гг.- 12. Как приходская церковь был открыт жен. мон-рь Мгвимеви , здесь подвизались 7 монахинь, наставницей была игум. Елена (Кикнадзе). В 60-х гг. XX в. в епархии действовали 2 церкви, служили 5 священников, в 1972 г.- один. В 1946-1950 и 1953-1956 гг. кафедра вдовствовала. Долгое время Маргветской епархией управляли архиереи др. епархий. В марте 1980 г. на кафедру был назначен еп. Маргветский Христофор (Цамалаидзе). В 1982 г. в Маргветской епархии служили 9 священников; в 80-х гг. XX в. открылись кафедральный собор во имя св. равноап. Нины в Сачхере, церкви в мон-ре Убиси во имя вмч. Георгия, в Терджоли во имя вмч. Георгия, в Харагаули домовая церковь. 28 мая 1992 г. Маргветским архиереем стал переведенный с Батуми-Шемокмедской кафедры митр. Константин (Меликидзе), с именем которого связано обновление жизни епархии. Был отреставрирован кафедральный собор в Сачхере; восстановлены жен. мон-рь Мгвимеви (также обновлен кафоликон мон-ря) и муж. мон-рь Табакини во имя вмч. Георгия (настоятель - игум. Иаков (Чохонелидзе)); возобновлена закрытая после землетрясения ц. в честь Преображения Господня в Схвитори. В 1993 г. в Зестафони открылось ДУ. 5 апр. 1995 г. Маргветская епархия была разделена на 2: Маргветскую и Чиатурско-Сачхерскую, обе находились в ведении митрополита Маргветского Константина. После кончины архиерея 19 июля 2000 г. управление Маргветской епархией было возложено на митр. Сухумско-Абхазского Даниила (Датуашвили). 17 окт. 2002 г. Маргветская епархия была переименована в М.-У. е., кафедру возглавил митр. Вахтанг (Ахвледиани). 21 дек. 2006 г. из М.-У. е. была выделена Терджольско-Ткибульская епархия, в состав которой вошел муниципалитет Терджоли.

http://pravenc.ru/text/2561966.html

В 1956 году республиканская Специальная научно-рестварационная производственная мастерская (СНРПМ) начала проектные работы в монастыре. В 1957 году объект передали Московской областной специальной научно-реставрационной производственной мастерской треста " Крсногорскстрой " . В эти годы были предприняты попытки реставрации надвратной церкви Петра и Павла и креспостных стен с башнями. С 1972 году ведущим архитектором Иосифо-Волоцкого Успенского монастыря являлась архитектор-реставратор Л. А. Белова, внёсшая огромный вклад в восстановление и реставрацию памятников архитектуры обители. В 1981-89 гг. Иосифо-Волоцкий монастырь являлся филиалом Московского областного краеведческого музея как историко-архитектурный музей-заповедник. В новейшее время справедливость, наконец-то, восторжествовала - в 1989 году Петропавловский храм, как и все строения Успенского Иосифо-Волоцкого монастыря, был передан Русской Православной Церкви. В связи с подготовкой к юбилейным торжествам - празднованию 525-летию обители - был осуществлён большой объём реставрационных работ, в том числе был отреставрирован и Петропавловский надвратный храм. Из журнала " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2009 Святые ворота с ц. апостолов Петра и Павла расположены по центру юго-вост. прясла стены. Они имеют 2 арочных проема: широкий центральный (для проезда) и узкий, примыкающий к нему с востока. Внешний фасад ворот богато декорирован. Проем центральных ворот фланкирован с обеих сторон 3 столбами, еще 3 столба примыкают справа к малому входу. Средние из этих 3 столбов, наиболее массивные, покрыты многоцветными изразцами. Роспись ворот не сохранилась: на внешней стороне у въезда был изображен прп. Иосиф со Спасителем и с Божией Матерью, у входа - праотец Авраам, принимающий 3 странников, выше находилось «Успение Пресв. Богородицы», а на простенке между воротами на внутренней стороне - икона апостолов Петра и Павла с преподобными Иосифом и Сергием Радонежским (Нектарий. 1887. С. 26). У св. ворот издавна находилась деревянная часовня. В 1885 г. была устроена 2-этажная каменная часовня взамен обветшавшей, «с малою келлиею с боку и с большой келлиею во 2 этаже, с 4 окнами» (Там же. С. 44). Часовня была разобрана в кон. 50-х гг. ХХ в.

http://sobory.ru/article/?object=14090

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010