Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В.П. Адрианова-Перетц Варвара Павловна (30.04.1888, г. Нежин Черниговской губ.- 6.06.1972, Ленинград), филолог, исследователь древнерус. лит-ры и фольклора. Занималась на Киевских высших жен. курсах в семинаре проф. В. Н. Перетца (1907-1908), сдала экстерном экзамены за курс историко-филологического фак-та Киевского ун-та (1912), защитила магистерскую дис. «Житие Алексея, человека Божия» (Пг., 1917). С 1921 г. преподавала историю древнерус. лит-ры и фольклористику в Гос. ин-те искусств (Ленинград), в 1947-1954 гг. зав. сектором древнерус. лит-ры Пушкинского Дома. С 1926 г. чл.-корр. АН УССР, с 1943 г. чл.-корр. АН СССР, с 1959 г. заслуженный деятель науки. А.-П. сыграла большую роль в становлении нового подхода к проблеме взаимоотношения лит-ры и фольклора, сосредоточив внимание на мировоззренческом взаимовлиянии этих 2 типов словесности и доказав их тесную взаимосвязь. А.-П. принадлежит большая организационная и научная роль в издании коллективных трудов: она являлась инициатором и вдохновителем исследования «Русское народное поэтическое творчество» (М.; Л., 1953-1955. 2 т.), была автором и членом редколлегии многотомной «Истории русской литературы» (М.; Л., 1941-1956), по ее инициативе и под ее редакцией началось издание «Библиографии работ по древнерусской литературе» (М.; Л., 1957; Л., 1978. 2 вып.). А.-П. как ученый, сформировавшийся в предреволюционный период, обеспечивала связь и преемственность советского литературоведения в области изучения древнерус. лит-ры с традициями российской академической и университетской науки. Из ее работ, непосредственно посвященных духовной письменности и лит-ре, наибольшее значение помимо магистерской диссертации имеют исследования по истории русско-укр. и русско-южнослав. связей и о библейских афоризмах в лит-ре и фольклоре. Основные исследовательские интересы самой А.-П. лежали по преимуществу в сфере нецерковной лит-ры и фольклора, но ее научная, педагогическая и издательская деятельность способствовала сохранению рус. духовной культуры в условиях атеистического гос-ва.

http://pravenc.ru/text/63628.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИНТЕР [нем. Winter] Эдуард (16.09.1896, Гроттау, ныне Градек-над-Нисоу, Чехия - 3.03.1982, Берлин), нем. историк, академик АН ГДР, специалист по «восточной политике» Ватикана. В 1915-1919 гг. изучал богословие и историю в ун-те Инсбрука. Рукоположенный в сан католич. пресвитера, В. был назначен адъюнктом Пражского ун-та, где защитил докт. диссертацию (1922), затем преподавал церковную историю и философию. В 1941 г. В. оставил священническое служение. В 1945 г. переехал в Вену и занимался восточноевроп. историей. В 1947 г. его пригласили на должность профессора в г. Галле, расположенном в советской зоне оккупации Германии. В 1951 г. он окончательно обосновался в Берлине, где до 1966 г. преподавал в ун-те им. В. Гумбольдта. С 1955 г. академик, член АН ГДР (Берлин). Возглавлял научно-исследовательский ин-т истории СССР в ГДР, являлся вице-президентом Исторического об-ва ГДР. В 1956 г. стал лауреатом Национальной премии ГДР. В.- автор многочисленных работ, посвященных культурным и научным связям народов Вост. Европы. Однако его основные научные труды посвящены взаимоотношениям России и Папского престола с момента возникновения гос-ва на Руси. Основной работой В. является трилогия «Россия и папство» (Russland und das Papsttum), в к-рой рассмотрены взаимоотношения Киевской и Московской Руси с Папским престолом с X по XVI в. (Ч. 1), отношения Российского гос-ва с католич. Церковью с XVI в. до революции 1917 г. (Ч. 2) и контакты СССР с Ватиканом (Ч. 3). Несмотря на тенденциозное освящение политики католич. Церкви, определяемое как взглядами самого В., так и антицерковной атмосферой страны, где он работал, это сочинение отличается научной скрупулезностью, т. к. автор привлек для своего исследования многочисленные материалы не только из ватиканских и советских источников, но и из архивов ГДР, ФРГ, Австрии и Чехословакии. В 1964 г. в кн. «Папство и царизм» вышел сокращенный перевод первых 2 частей его трилогии. 3-я часть была опубликована в виде краткого изложения в 1972 г., а в 1977 г. вышла отдельной книгой. Перевод этого сочинения, хотя и выдержан в антицерковном духе советского времени, способствовал научному изучению вопросов, связанных с деятельностью католич. Церкви в СССР.

http://pravenc.ru/text/158712.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД V (VI) (Девдариани Харитон Джибоевич; 24.03.1903, с. Миронцминда Шорапанского у. Кутаисской губ.- 9.11.1977, Тбилиси), Католикос-Патриарх всей Грузии (1972-1977). Совр. груз. историографическая традиция считает Д. 6-м среди предстоятелей Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с этим именем, что связано с обнаружением в кон. XX в. еще одного, неизвестного до этого времени, католикоса-патриарха XV в. Давида V . Д. родился в семье служащего. В 1917 г. поступил в уч-ще с. Саргвети, образование продолжил в мон-ре прп. Шио Мгвимского в Чиатуре. В 1918 г. Кутаисско-Гаенатский митр. Антоний (Гиоргадзе) в ц. во имя свт. Николая (с. Миронцминда) посвятил его в стихарь, в том же году Д. сдал экзамен на священника, но рукоположен не был, т. к. не достиг совершеннолетия. Известно, что Д. был женат. 26 февр. 1927 г. митр. Маргветский Варлаам (Махарадзе) рукоположил его в Преображенском кафедральном соборе г. Сачхере во диакона, 27 февр.- во иерея, назначив его настоятелем ц. вмч. Георгия в Саргвети. С 1928 г. благочинный Харагоульского благочиния, в 1930 г. переведен в Патриарший собор Сиони в Тифлисе. В 1932-1945 гг. служил в тбилисской ц. Квашвети во имя вмч. Георгия (в 1947-1956 настоятель), в 1945-1947 - в ц. св. Нины в Тбилиси (р-н Кукиа). В 1956 г. Католикос-Патриарх Грузии Мелхиседек III (Пхаладзе) благословил Д. на епископское служение: 25 авг. 1956 г. принял постриг, 26 авг. возведен в сан архимандрита, 28 авг. в Тбилисском Сиони рукоположен во епископа Маргветского и Урбнисского. В 1959 г. в его ведение вошла также и вдовствующая Манглисская кафедра. В 1956-1962 гг. преподавал в Мцхетской ДС древнегруз. и церковнослав. языки. 10 янв. 1960 г., согласно письменному завещанию почившего Католикоса-Патриарха Мелхиседека III, Д. был назначен патриаршим преемником, но по смирению от Патриаршего престола отказался. 18 февр. 1962 г. возведен в сан митрополита. 3 июня 1972 г. возглавлял делегацию ГПЦ на торжествах, посвященных годовщине интронизации Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) . 1 июля 1972 г. на XI Всегрузинском Поместном Церковном Соборе избран Католикосом-Патриархом Грузии, 2 июля в мцхетском патриаршем соборе Светицховели состоялась его интронизация, где присутствовала делегация РПЦ во главе с митр. Эстонским и Таллинским Алексием II (Ридигером; ныне Патриарх Московский и всея Руси).

http://pravenc.ru/text/168524.html

Вильнюсская Г. Вильно в 1415–1419 и 1458–1538(?) гг. являлся местопребыванием митрополитов Киево-Литовских. (См. Киевская). До 1596 г. территория будущей епархии входила в область Киевских митрополитов; В 1596 г. отпала в унию. Основана (воссоединена из унии) 06.02.1839 (или 12.02.1839 – дата Собора в Полоцке, на котором в День Торжества Православия был провозглашен Акт о воссоединении литовского униатского духовенства и их паствы с Православной Церковью ). 1839–09.05.1845 кафедра находилась в Жировицком Свято-Успенском монастыре, затем в Вильно. Архиепископия в 1839–1852, 1868–1898 и 1904–1917 гг. Митрополия в 1852–1868, 1898–1904 и с 1917 г. Именовалась: Литовская; с 17.04.1840 – Литовская и Виленская; с 1917 г. – Вильнюсская и Литовская; в 1924–1939 гг. – Виленская и Лидская; Виленская и Литовская. В настоящее время снова Вильнюсская и Литовская. Викарные кафедры: Брестская, Ковненская. 25.03.1839 23.11.1868 10.12.1868 08.04.1879 23.05.1879 28.04.1885 28.04.1885 26.06.1885 11.05.1885 10.11.1890 10.11.1890 13.12.1890 13.12.1890 30.04.1894 30.04.1894 27.02.1898 07.03.1898 12.04.1904 23.04.1904 05.07.1910 13.08.1910 22.12.1913 Св. Агафангел Преображенский 22.12.1913 23.06.1917 28.06.1917 28.06(11.07).1921 28.06(11.07).1921 24.01(06.02)1923 11.1922 07(20)04.1923 19.04(02.05)1923 10.1939 20.10(02.11)1939 18(31)12.1940 11(24)02.1941 16(29)04.1944 16(29)04.1944 06.1944 31.03(13.04)1945 05(18)11.1948 05(18)11.1948 14(27)12.1951 14(27)12.1951 09(22)11.1955 09(22)11.1955 09(22)11.1956 09(22)11.1956 06(19)04.1959 04.1959 05.1959 08(21)05.1959 05(18)07.1963 12(25)08.1963 15(28)05.1971 17(30)05.1971 12(25)06.1971 12(25)06.1971 05(18)08.1972 05(18)08.1972 21.08(03.09)1972 в/у Анатолий Кузнецов 21.08(03.09)1972 21.08(03.09)1974 Анатолий Кузнецов 21.08(03.09)1974 28.03(10.04)1978 Герман Тимофеев 28.03(10.04)1978 28.03(10.04)1989 28.03(10.04)1989 09(22)04.1989 09(22)04.1989 12(25)01.1990 Антоний II Черемисов 12(25)01.1990 647 Сведения о древних литовских владыках – см. Киево-Литовская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ (Барбинягра Ефрем Александрович; род. 1 мая 1941 г., с. Гандрабури Ананьевского р-на Одесской обл) , еп. Боровичский и Пестовский. В 1956 г. окончил среднюю школу; работал в колхозе и нес послушание пономаря в Введенской церкви с. Гандрабури. В 1969-1972 гг. обучался в Ленинградской ДС. 1 янв. 1972 г. Никодимом (Ротовым) , митр. Ленинградским и Новгородским рукоположен в сан диакона (целебатом) в Николо-Богоявленском кафедральном соборе г. Ленинграда. 27 фев. 1972 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры рукоположен во иерея. 14 апр. 1972 г. назначен штатным священником Спасо-Преображенской церкви с. Бронницы Новгородского р-на Новгородской обл. 6 авг. 1972 г. освобожден от занимаемой должности и назначен штатным священником церкви св. ап. Филиппа г. Новгорода. 16 фев. 1976 г., согласно личному прошению, почислен заштат Новгородской епархии и принят в клир Одесской епархии. 23 марта 1976 г. митр. Херсонским и Одесским Сергием (Петровым) назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви с. Троицкое Любашевского р-на Одесской обл. 16 авг. 1976 г. переведен в с. Липецкое Котовского р-на Одесской обл. на должность настоятеля Архангело-Михайловской церкви. 21 дек. 1976 г. освобожден от занимаемой должности и назначен настоятелем Свято-Покровской церкви п. Саврань Одесской обл. 1 фев. 1977 г. переведен в Александро-Невский собор г. Ананьева Одесской обл. 14 марта 1977 г. согласно личному прошению почислен заштат с правом перехода в Новгородскую епархию. 30 мая митр. Ленинградским Никодимом назначен штатным священником церкви св. ап. Филиппа г. Новгорода. 12 фев. 1980 г. митр. Ленинградским и Новгородским Антонием (Мельниковым) в Свято-Никольском храме г. Новгорода пострижен в монашество с именем Ефрем в честь прп. Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца. 25 июня 1981 г. назначен настоятелем церкви св. вмц. Параскевы г. Боровичи Новгородской обл. 21 июля 1981 г. митр. Ленинградским Антонием в Князь-Владимирском соборе г. Ленинграда возведен в сан архимандрита. 5 мая 1997 г. указом архиеп. Новгородского и Старорусского Льва (Церпицкого) назначен и.о. наместника Иверского Валдайского мужского монастыря с сохранением должности настоятеля церкви вмц. Параскевы г. Боровичи. 26 июня 2002 г. освобожден от должности и.о. наместника Иверского Валдайского монастыря и определением Свящ. Синода от 7 нояб. 2007 г. назначен наместником Иверского Валдайского монастыря.

http://pravenc.ru/text/1966786.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Злотолинский Борис Иосифович; 12.11.1932, Ташкент - 1. 01. 2022, Запарожье ), архиеп. Запорожский и Мелитопольский. По окончании средней школы стал студентом Ташкентского политехнического ин-та, в 1954 г., учась на 3-м курсе, оставил ин-т и поступил в Московскую ДС, к-рую окончил в 1957 г. 26 февр. 1956 г. архиеп. Ташкентским и Среднеазиатским Ермогеном (Голубевым) рукоположен во диакона, 12 июля следующего года - во иерея. С сент. 1957 по 1960 г. являлся настоятелем Дмитриевского храма в г. Талас Киргизской ССР, в 1960-1961 гг.- настоятелем Николо-Ермогеновского храма в Ташкенте, в 1961-1970 гг.- настоятелем прихода в Ашхабаде и благочинным Ашхабадского округа Ташкентской епархии, в 1970-1972 гг.- настоятелем Никольского храма в г. Гулистан (Узбекистан), в 1972-1975 гг.- настоятелем Покровской ц. в г. Шахты Ростовской обл. В 1975 г. переведен в клир Симферопольской епархии, 17 нояб. назначен настоятелем Екатерининского храма в Феодосии. 13 февр. 1979 г. архиеп. Симферопольским и Крымским Леонтием (Гудимовым) пострижен в монашество с именем в честь св. Василия исповедника, вскоре был переведен на служение в с. Дубина Полтавской епархии. В окт. 1981 г. назначен настоятелем Никольского храма в пос. Кирово Днепропетровской обл. В 1984-1985 гг. являлся настоятелем Георгиевского храма в пос. Петриковка Днепропетровской обл. В 1985 г. В. вернулся в Симферопольскую епархию, до 1990 г. служил последовательно в Покровском храме в с. Покровском, в Покровском храме в Судаке, в Ст. Крыму, где восстановил Успенскую ц., устроив в ней придел в честь преподобных отцов Киево-Печерских. В 1989 г. возведен в сан архимандрита, назначен членом епархиального совета Симферопольской епархии и благочинным Старокрымского округа. Василий (Злотолинский), архиеп. Запорожский. Фотография. 2002 г. Василий (Злотолинский), архиеп. Запорожский. Фотография. 2002 г. 23 нояб. 1990 г. В. определено быть епископом Симферопольским и Крымским.

http://pravenc.ru/text/150709.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Анатолий (Кузнецов), архиеп. Керченский (Кузнецов Евгений Власович; род. 28.05.1930, Иркутск), архиеп. Керченский, вик. Сурожской епархии. С отроческих лет нес послушание алтарника, с 1947 г.- псаломщика в храмах Иркутской епархии, с 1949 г.- иподиакона еп. Иркутского Палладия (Шерстенникова) . Осенью 1949 г. по благословению еп. Палладия Е. Кузнецов поступил в МДС, к-рую окончил в 1956 г. Во время обучения в семинарии был призван в ряды Советской Армии, отслужив на Тихоокеанском флоте (1951-1954), вернулся в Иркутск. 31 окт. 1954 г. архиеп. Иркутским Палладием рукоположен во диакона, 1 июля 1956 г. архиеп. Можайским Макарием (Даевым) - во священника. В 1960 г. окончил МДА со степенью канд. богословия за соч. «Изображение Богоматери в творчестве великих мастеров эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля (оценка с точки зрения православно-византийского предания)» и был оставлен при МДА профессорским стипендиатом. 11 окт. 1960 г. в Троицком соборе ТСЛ пострижен в монашество с именем А., в 1963 г. возведен в сан игумена, в 1968 г.- в сан архимандрита. В период учебы занимался в классе иконографии под рук. мон. Иулиании (Соколовой) , помогал реставраторам в мастерской ЦАК при МДА и в храмах лавры. С 1960 г. А. преподавал Свящ. Писание в МДС, с 1967 г.- в МДА. Тематические циклы лекций А. по библейской истории, сопровождавшиеся демонстрацией слайдов и записями церковных песнопений, пользовались большой популярностью у студентов. Под рук. митр. Волоколамского Питирима (Нечаева) вместе с архим. Иннокентием (Просвирниным) участвовал в работе Библейской комиссии Издательского отдела, выступал с докладами на международных богословских конференциях. Нек-рые из проповедей и статей А. опубликованы в ЖМП и в зарубежных изданиях. 3 сент. 1972 г. А. был хиротонисан во епископа Виленского и Литовского, с 3 сент. 1974 г. епископ Звенигородский, представитель Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском и всего Востока. Пастырское служение А., проходившее в Дамаске и Бейруте во время гражданской войны в Ливане, было небезопасным. Неоднократно по дороге в Бейрут А. подвергался снайперским обстрелам и обыскам со стороны вооруженных мусульм. группировок. С 16 нояб. 1979 г. А.- епископ Уфимский и Стерлитамакский. В 70-х гг. ХХ в. Уфимская епархия была в бедственном положении, закрытие сельских приходов из-за миграции населения в города грозило ликвидацией кафедры. За 10 лет служения А. его трудами количество приходов возросло с 14 до 48, было построено здание епархиального управления с крестовой ц. свт. Николая, неск. новых храмов. Будучи иконописцем, А. лично помогал в реставрации икон из храмов епархии. В кон. 80-х гг. с лекциями и беседами о Православии А. часто выступал в Уфимском ун-те, Медицинском ин-те, домах культуры, тюрьмах.

http://pravenc.ru/text/114994.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. И. Еланская. Фотография. Кон. 70-х гг. XX в. Алла Ивановна (2.06.1926, Махачкала - 3.01.2005, С.-Петербург), коптолог, специалист в области грамматики копт. языка, издатель копт. текстов. В 1951 г. Е. поступила на вост. фак-т ЛГУ (кафедра истории араб. стран); в 1956 г. принята в аспирантуру ЛОИВ АН по специальности «коптская филология» (научные руководители: чл.-кор. П. В. Ернштедт , акад. В. В. Струве). По окончании аспирантуры зачислена с 1960 г. в штат ЛОИВ, где работала до выхода на пенсию в 1997 г. В 1962 г. защитила канд. диссертацию по теме «Определение в коптском языке», в 1972 г.- докт. диссертацию по теме «Саидский диалект позднейшего египетского (коптского) языка». В 1957/58, 1964, 1968 и 1972 гг. читала курс копт. языка студентам-египтологам вост. фак-та ЛГУ. В 1960 г. Е. приступила к созданию полной грамматики саидского диалекта копт. языка. В основной части труд был закончен к 1965 г., однако впосл. Е. постоянно возвращалась к работе, дополняя ее новыми наблюдениями, примерами и формулировками. Труд, завершенный за неск. дней до смерти (ок. 1 тыс. машинописных страниц), до наст. времени не издан; опубликованы лишь общий очерк «Коптский язык» в серии «Языки народов Азии и Африки» (1964) и многочисленные статьи по отдельным вопросам копт. грамматики. Продолжая традиции 1-го рус. коптолога О. Э. фон Лемма (1856-1918) и своего учителя Ернштедта, Е. занималась изданием копт. текстов. В 1962 г. она опубликовала с комментарием и переводом «Гомилию в честь архангела Михаила» по саидской рукописи X в. В 1969 г. увидело свет подробное описание копт. собрания ГПБ (ныне РНБ), включающее 42 рукописи на саидском, файюмском и бохайрском диалектах, сделанное Е. В рамках публикации было осуществлено образцовое издание (с комментарием, переводом и детальным указателем) ранее неизвестной версии «Мученичества св. Виктора и Стефаниды» и крайне важного для истории новозаветного текста файюмского фрагмента X-XI вв. Евангелия от Марка (Мк 14. 35 - 16. 20). В 1991 г. Е. опубликовала неск. десятков копт. лит. текстов из собрания ГМИИ с англ. переводом, комментарием и факсимильным воспроизведением всех рукописей (192 фотографии во 2-м, значительно дополненном издании). Многие из этих текстов были изданы впервые, напр. фрагменты сочинений мон. Шенуте и нек-рых неизвестных ранее богословских трактатов, а также 5 листов уникальной саидской рукописи Apophthegmata Patrum (IX в.), о к-рых не знал издатель М. Шен, опубликовавший в 1960 г. остальные 44 листа из различных собраний в Неаполе, Вене, Лондоне, Париже и Венеции.

http://pravenc.ru/text/189671.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНГЕЛОВ Димитр Симеонов (2.02.1917, София - 24.12.1996, там же), болг. историк-византинист. Окончил Софийский гос. ун-т им. св. Климента Охридского (1940), специализировался по истории Византии в Мюнхенском ун-те (1940-1943), защитил докт. дис. «Богомильство в Византии» (1943). Работал в качестве ассистента (1944), доцента (1946), профессора (1950), являлся зам. декана историко-филологического фак-та (1950-1951), зам. декана и деканом философско-исторического фак-та (1961-1963, 1966-1972) Софийского гос. ун-та, ректором Ин-та иностранных студентов (1963-1966). В 1966-1972 гг. возглавлял кафедру истории Болгарии, заведовал сектором древней и средневек. истории Болгарии в Ин-те истории Болгарской АН (1956-1978), являлся секретарем Центрального Совета Болгарского исторического об-ва (1970-1976), директором Ин-та археологии и музея при Болгарской АН (1971-1987), генеральным директором Центра болгаристики (1986-1988). Избран чл.-кор. Болгарской АН (1975), академиком Болгарской АН (1979), чл.-кор. Саксонской АН (1976), Археологического ин-та в Зап. Берлине (1982), Научного об-ва по истории и культуре Юго-Вост. Европы (Мюнхен) (1988). Член редколлегии многотомной истории Болгарии; главный редактор сб. «Byzanminobulgarica» и ж. «Археология», член редколлегий журналов «Bulgarian Historical Review» и «Palaeobulgarica» («Старобългаристика»). С 1961 г. председатель Национального комитета византинистов Болгарии, член Бюро Национального комитета болг. историков, зам. председателя Международной ассоциации византинистов. Награжден орденом Народной Республики Болгарии 2-й степени (1977), дважды - Димитровской премией (1966 и 1971), орденом Г. Димитрова (1987). В сфере научных интересов крупнейшего болг. византиниста находились не только социально-экономические и политические проблемы истории Византии и Болгарии, но и церковно-культурные связи 2 гос-в, своеобразие и особенности болг. средневек. культуры. А. внес огромный вклад в изучение одного из крупнейших средневек. еретических движений - богомильства , выявив его истоки и социальные корни, сущность, распространение и связь с др. еретическими движениями: катарами и рус. стригольничеством . Его перу принадлежат исследования о подвижничестве святых Кирилла и Мефодия , Климента Охридского , Иоанна Рыльского , а также работы о распространении исихазма в Болгарии.

http://pravenc.ru/text/115088.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Василий (Осборн), еп. Сергиевский. Фотография. 2002 г. (Осборн Альфред Герберт Эрнест; род. 12.04.1938, Александрия, Египет), бывш. еп. Амфипольский. Род. в семье бизнесмена, с 1940 г. жил в США, в 1959-1962 гг. служил в частях американской армии во Франции. В 1956-1963 гг. учился в ун-те в Буффало (шт. Нью-Йорк, США), где специализировался по древним языкам. Благодаря проф. Майклу Гельсингеру, правосл. священнику, настоятелю Богоявленского храма в Буффало, Осборн в 1957 г. впервые познакомился с Православием, а в 1963 г. принял его, став членом РПЦ. В 1963-1969 гг. учился на классическом отд-нии ун-та в Цинциннати (шт. Огайо), в 1966-1971 гг.- на богословском фак-те Оксфордского ун-та. В 1969 г. защитил в ун-те Цинциннати докт. дис., посвященную Татиану Сирийскому. В том же году митр. Сурожским Антонием (Блумом) рукоположен во диакона, в 1971-1973 гг. служил в ц. св. Симеона при Амплфорт-колледже в графстве Йоркшир в Англии. В 1972 г. устроил правосл. храм и при нем воскресную школу в студенческом общежитии в Оксфорде. В 1973 г. митр. Антонием рукоположен во иерея, в 1973-1993 гг. служил настоятелем Благовещенского храма в Оксфорде, а также храма во имя прп. Ефрема Сирина в Кембридже. С 1980 г. В. является редактором епархиального ежеквартального ж. «Сурож», с 1981 г. возглавляет епархиальную комиссию по переводу литургических текстов на англ. язык. В 1991 г. овдовел. 22 февр. 1993 г. по ходатайству митр. Антония В. по пострижении в монашество определено быть епископом Сергиевским, 2-м викарием Сурожской епархии. Епископскую хиротонию В. 7 марта в кафедральном Успенском соборе Лондона возглавил митр. Антоний. 30 июля 2003 г. в связи с уходом на покой митр. Антония В. был назначен управляющим Сурожской епархией. С 1999 г. В. является председателем правления (совета директоров) Православного ин-та в Кембридже, с 2001 г.- представителем РПЦ в комиссии по православно-англикан. богословскому диалогу. За время своего архипастырского служения В. неоднократно приезжал в Россию, посещал мон-ри и приходы, выступал с лекциями и докладами.

http://pravenc.ru/text/150729.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010