И если я продолжаю считать некоторые из его «экуменических» идей ошибочными (например – об «общении в таинствах» с инославными), то хочу засвидетельствовать и вот о чем: он был одним из тех, очень немногих, православных участников экуменического движения, для которых разделение между христианами были постоянной личной болью и страданием. Для многих других, думаю – для большинства – «экуменизм» был своего рода академической проблемой, учеными спорами ученых. Для H. М. он был жизненной драмой; отсюда – его нетерпение, горячность... Что-то в его трудах, в его идеях отсеется. Но навсегда останется образ его как носителя и проповедника православия светлого, радостного, любовного, может быть, нужно добавить: православия русского, православия не только «обличающего», но и милующего... В одном из рассказов Чехова старенький, опустившийся, запрещенный священник говорит самодовольному и горделивому «обличителю»: «...наказующие всегда найдутся, ты бы милующих поискал...». Вот таким милующим был и H. M., таким останется и в нашей благодарной памяти и верю, в памяти России. 1 Tom I: На Переломе (Три поколения одной Московской Семьи, Париж, YMCA-PRESS, 1970. Tom II. За Рубежом (Белград, Париж, Оксфорд). Париж, YMCA-PRESS, 1973. 2 Вот главный перечень книг H. М. на английском языке: Moscow the Third Rome (1937), St. Sergius Builder of Russia (1939), Three Russian Prophets (Khomiakov, Dostoevsky, Soloviev (1944), The Russians and Their Church (1945), The Church of the Eastern Christians (1942), The Reintegration of the Church (1952), Eastern Christendom (1961), Orthodox Encounter (1961), The Russian Religious Renaissance of the 20 Century (1974) (есть и перевод). По-русски, кроме указанной автобиографии: Вселенская Церковь и Русское православие (1952). Читать далее Источник: Собрание статей, 1947-1983 : [сборник]/Прот. Александр Шмеман ; [сост. и ред. Е.Ю. Дорман ; предисл.: А. Кырлежев]. - Москва : Русский путь, 2009. - 894 с./Памяти Николая Михайловича Зёрнова. 879-882 с. ISBN 978-5-85887-300-6 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Архив: Послужный список о. Н. Аквилонова (19221927). AEYA. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Александр ( Ловчий Андрей Иаковлевич ; 1.12.1891, с. Народичи Волынск, губ. – 11.9.1973, Мюнхен, Германия), архиепископ. Окончил С.-Петербургское реальное училище, участвовал в 1-й мировой войне сперва офицером железнодорожного полка, а затем офицером русского экспедиционного корпуса на французском фронте (19161917), после окончания войны переселился в Болгарию, окончил русские пастырско-богословские курсы в монастыре Св. Кирика в Станимаке (19301936), поступил на философский факультет Берлинского университета (19361937), состоял в юрисдикции РЗЦ, диакон (19.9.1937), священник (3.10.1937), рукоположение совершил архиеп. Тихон (Лященко) в Берлине, помощник настоятеля Воскресенского собора в Берлине (19371940), редактор «Воскресенского листка» (19401952), настоятель Тегельской кладбищенской церкви Свв. Константина и Елены в Берлине (31.12.19401942), пострижен в монашество (22.3.1941), настоятель Св.-Николаевской церкви в Монхене (19421945), настоятель приходов в Аугсбурге и в Нюрнберге (19421944), игумен (19.10.1942), архимандрит (12.9.1943), настоятель Св.-Сергиевского храма в Бад-Киссингене (19451951), епископ Киссингенский, викарий Германской епархии РЗЦ (29.7.1945), участник Архиерейского Собора РЗЦ в Мюнхене (710.5.1946), архиепископ Берлинский и Германский с местопребыванием в Мюнхене (11.4.1952), уволен на покой по старости (15.3.1971). Архив: АГЗ. Александр ( Нелидов Александр Дмитриевич ; 16.6.1907, Стамбул, Турция – 6.11.1975, Париж, Франция), архимандрит. Из семьи дворянства, сын российского посла в Риме, затем в Брюсселе. Образование получил во Франции, член-основатель Братства Св. Александра Невского (1921 ), член прихода Св.-Александро-Невского собора в Париже, где долго прислуживал и иподиаконствовал при митр. Евлогии (Георгиевскоом) и Владимире (Тихоницком) и архиеп. Георгии (Тарасове), посвящен в иподиакона (25.12.1930), состоял в юрисдикции Русского Экзархата КП, диакон (26.4.1964), приписан к Св.-Александро-Невскому собору (6.1.1965), священник (12.2.1967), рукоположение совершил архиеп. Георгий (Тарасов) в Св.-Александро-Невском соборе в Париже, помощник настоятеля франкоязычного прихода Святой Троицы при Св.-Александро-Невском соборе в Париже (19671975), протоиерей (26.4.1970), пострижен в монашество (16.11.1974), архимандрит (17.11.1974). По его инициативе были устроены первые встречи православных и католических богословов и церковных деятелей во Франции, сперва у него на квартире, а потом в доминиканском центре «Истина». Автор неизданного «Православного катехизиса» на фр. яз. Издавал также собственные переводы богослужебных текстов на французском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Молю вас, Ваше Святейшество, дорогие богомудрые архипастыри, о ваших молитвах обо мне, дабы благодать Божия уврачевала мою немощь и восполнила мою скудость, чтобы быть делателем непостыдным, твердо стоящим на Божественной страже и право правящим слово Господней истины, и чтобы мое архипастырское служение принесло пользу Святой Церкви, Отечеству нашему и на Страшном Судищи Христовом не было бы мне в осуждение. Архимандрит Назарий (в миру Лавриненко Николай Алексеевич) родился 11 августа 1952 г. в селе Ивковцы Черкасской области. В 1974 г. окончил Крымский сельскохозяйственный институт. В 1974–1975 гг. служил в армии, в группе Советских войск в Германии. С 1978 г. работал в Центральном ботаническом саду Академии наук Украины в должности старшего инженера. В 1982 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию. В 1988 г. окончил Ленинградскую духовную академию. В 1985 г. принял монашеский постриг, был рукоположен в иеродиакона, затем — в иеромонаха. С марта 1986 г. служил в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. С ноября 1987 г. — настоятель Спасо-Преображенского собора города Выборга. В 1988 г. возведен в сан игумена. С 1 января 1990 г. — настоятель подворья Казанской иконы Божией Матери Валаамского Спасо-Преображенского монастыря в Ленинграде. В феврале 1991 г. в Александро-Невской лавре возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Рождество-Богородичного Коневского монастыря. В 1996 г. назначен благочинным монастырей и подворий Санкт-Петербургской епархии. 25 октября 1996 г. назначен исполняющим обязанности наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. 17 апреля 1997 г. решением Священного Синода утвержден в должности наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. С 1990 г. по настоящее время — член Епархиального совета Санкт-Петербургской епархии. 27 мая 2009 г. избран епископом Выборгским, викарием Санкт-Петербургской митрополии. Церковные награды: орден преподобного Сергия Радонежского (III степени), орден преподобного Андрея Рублева (III степени), орден Финской Православной Церкви «Святого Агнца» (I степени).

http://e-vestnik.ru/church/slovo_arhiman...

В 1952 г., к 1500-летию Вселенского IV Собора (451), К. опубликовал ст. «Христос, Мария и Церковь» (Le Christ, Marie et l " Église; вскоре была издана отдельной книгой), где дал сдержанную оценку католич. мариологии XIX-XX вв., в т. ч. провозглашению в 1950 г. папой Римским Пием XII догмата о телесном вознесении Пресв. Девы Марии. Новый мариологический догмат католич. Церкви был негативно оценен правосл. и протестант. богословами, и К. видел в этом новое препятствие для экуменического диалога (Une passion: L " unité. 1974. P. 72-73). Впосл. К. характеризовал развитие католической мариологии как поспешное (mariologie galopante - Entretiens d " automne. 1987. P. 81). В 1954 г., к 900-летию разделения Вост. и Зап. Церквей (1054), К. подготовил большую ст. «900 лет спустя: Заметки о «восточной схизме»», вышедшую в коллективной монографии «1054-1954: Церковь и Церкви: Девять веков прискорбного раскола между Востоком и Западом» (Neuf cents ans après: Notes sur le «Schisme Oriental», 1054-1954//1054-1954: L " Église et les Églises. 1954. Т. 1. Р. 3-95), где рассмотрел «восточную схизму» (употреблял это выражение в кавычках, указывая на его относительность) с политической, культурной и экклезиологической точек зрения. По его мнению, схизма во многом была проявлением феномена «разобщенности» (Ibid. Р. 8, 80). Говоря о религиозно-культурных элементах, К. напоминал об опасности сведения всей полноты христ. традиции к к.-л. одной конфессии - Православию, католицизму, протестантизму - или локальной или культурной абсолютизации (Ibid. Р. 48-52). Оценивая участие Вост. и Зап. Церквей в разделении, К. отметил вину Вост. Церкви: «...объективно греки должны быть в большей степени названы схизматиками, чем латиняне, ведь в «восточной схизме» не раскололись 2 части христианского мира, а совокупность поместных Церквей откололась от апостольского Престола Петра… Поэтому с экклезиологической точки зрения объединение может быть лишь воссоединением с апостольским Престолом» (Ibid. Р. 86). В 1945-1954 гг. в ряде статей К. разрабатывал богословскую программу активизации деятельности мирян в католич. Церкви. В 1953 г. в кн. «Заметки по богословию мирян» (Jalons pour une théologie du laïcat) К. критиковал восприятие Церкви как иерархической структуры («иерархология»), требуя признания участия мирян в тройственном служении Христа - как Священника, Пророка и Царя; призвание мирян заключается в посредничестве между Церковью и миром.

http://pravenc.ru/text/1841884.html

в Архиерейский Синод РПЦЗ в Нью-Йорке, родился он 19 февраля 1952 г. в городе Тула. В 1969 г. окончил среднюю школу, в 1974 г. — Тульский политехнический институт. В 1978 г. получил диплом социолога, работал в «государственных учреждениях», с 1980 г. — член «Советской социологической ассоциации» (ССА), объединявшей советских социологов, а также инструкторов по идеологической работе КПСС и ВЛКСМ. В то же время в автобиографии, представленной им в 1982 году в патриарший Даниловский ставропигиальный монастырь в Москве, он сообщал несколько иные сведения о себе — в частности, что по окончании института получил диплом не социолога, а инженера, и до перехода на церковную службу работал «ведущим инженером Головного специализированного конструкторско-технологического бюро автоматизированных систем управления» (ГСКТБ АСУ) . Был женат, но вскоре развелся. С февраля 1981 г. «оставил государственную службу и нес послушание чтеца и певца левого клироса Спасского храма г. Тулы, затем кладовщика, эконома и делопроизводителя Тульского епархиального управления. В апреле 1982 г. Епископом Тульским и Белевским Германом (Тимофеевым) был рукоположен во диакона. Служил на приходах Тульской епархии» . Сначала диакон В. Чекалин был назначен клириком Успенского храма г. Алексин, однако здесь он, ссылаясь на болезнь горла, постоянно пропускал богослужения без благословения и уважительных причин, о чем в личном деле Чекалина сохранились рапорты настоятеля храма и объяснительные записки самого Чекалина. 20 декабря 1982 г. он написал на имя правящего архиерея прошение освободить его от послушания при храме в г. Алексин, после чего приказом 36 от 17 февраля 1983 г. епископ Тульский Герман освободил его от упомянутого послушания и назначил сторожем Тульского епархиального управления . Однако после перевода на должность сторожа, уже 2 мая 1983 г. он пишет, что полностью выздоровел и просит снова направить его к служению диаконом в одном из храмов Тульской епархии. На основе этого прошения указом 150 от 15 июня 1983 г.

http://bogoslov.ru/article/6025766

Владыка Мефодий восстановил прерванную в 1914 году связь русских православных паломников со Святой Землей. В 1951 году он совершил свое первое паломничество в Палестину, поклонился Святыням, был принят Иерусалимским патриархом. С 1952 года и на протяжении 20 лет Владыка ежегодно организовывал паломничества русских по Святой Земле, любовь к которой была поистине безграничной. Под руководством Владыки был создан комитет по сбору средств в помощь русским монастырям на Святой Земле, поскольку тогда они очень бедствовали. Под редакцией Владыки стал издаваться «Листок паломника». В 1958 году был напечатан краткий путеводитель по Святой Земле. Позднее вышли два издания книги «Спутник паломника» с текстом песнопений на каждом Святом месте. Владыка Мефодий всегда желал умереть на Пасху, и это желание исполнилось. Он умер 13 апреля 1974 года, в Великую Субботу за несколько часов до начала Пасхального богослужения. Похоронен епископ Мефодий в крипте церкви Успения Пресвятой Богородицы в Сент-Женевьев де Буа рядом с митрополитом Евлогием и митрополитом Владимиром. Воспоминания Владыки Евлогия об Аньерском приходе (Из книги «Путь моей жизни». М., 1994. С. 441–444) В 1931 году возникла инициативная группа для организации богослужения в Аньере. Во главе ее был граф Граббе (впоследствии ставший во Франции Донским атаманом), граф Бенигсен и Стахович. «Аньерцы» пришли ко мне просить благословения на открытие общины и устроение храма для обслуживания русских, проживающих в Аньере, в Леваллуа-Перрэ, Буа-Коломб, Курбевуа и Безоне. Я доброе начинание благословил и поручил отцу Иоанну (Шаховскому) собрать приходское собрание. Оно состоялось в Курбевуа, в музее лейб-гвардии казачьего полка. Образование прихода, порученное мною иеромонаху Иоанну (Шаховскому) , прошло успешно. Нужда в церкви была настоятельная, и русские люди дружно поддержали добрый почин. Отцу Иоанну остаться в Аньере не пришлось, я перевел его в Берлин, а сюда назначил молодого иеромонаха Мефодия (Кульмана) (из Богословского института), который начатое дело и продолжал.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

зр. на решение проблемы родства Б. Г. с Иисусом, отраженная и в литургических текстах правосл. Церкви, наиболее удовлетворительна. Лит.: Zahn Th. Brüder und Vettern Jesu. Lpz., 1900. S. 225-364. (Forschungen z. Geschichte d. NT Kanons; Bd. 6); Георгий (Ярошевский), иером. Соборное послание св. ап. Иакова. К., 1901. С. 22-55; он же. Теория проф. А. П. Лебедева о братьях Господних. Х., 1907; Глаголев А. Братья Господни//ПБЭ. Т. 2. Стб. 1113-1126; Лебедев А. П. Братья Господни. М., 1905; Глубоковский Н. Н. Благовестие христианской свободы в послании св. Ап. Павла к Галатам. София, 1935. М., 1999р. С. 89-98; Soden H. F., von. δελφς//ThWNT. Bd. 1. S. 144-146; Σι της Μ. Α . Τ πρβλημα τν δελφν το Ιησο. Αθναι, 1950; Mensbrugghe A., van der. The Relatives of Our Lord//Sobornost. 1952. Vol. 11. P. 483-494; Blinzler J. Simon der Apostel, Simon der Herrenbruder und Bischof Symeon von Jerusalem//Passauer Stud.: Festschr. f. Bischof S. Landsdorfer. Passau, 1953. S. 25-55; idem. Die Brüder und Schwestern Jesu. Stuttg., 19672; Crossan D. L. Mark and the Relatives of Jesus//NT. 1973. Bd. 15. S. 81-113; Lambrecht J. The Relatives of Jesus in Mark//ibid. 1974. Vol. 16. P. 241-258; Oberlinner L. Historische Überlieferung und christologische Aussage: Zur Frage der «Brüder Jesu» in der Synopse. Stuttg., 1975; Mary in the New Testament/Ed. R. E. Brown et al. Phil.; N.Y., 1978; Gilles J. Les «frères et sœurs» de Jésus. P., 1979; Jacobs H. E. Brothers of the Lord//The Intern. Standard Bible Encyclopedia. Grand Rapids, 1989. Vol. 1. P. 551-552. А. С. Небольсин Рубрики: Ключевые слова: ВОПЛОЩЕНИЕ ключевое событие истории спасения, состоящее в том, что Сын Божий, Второе Лицо Пресв. Троицы, воспринял человеческую природу ВОСКРЕСЕНИЕ ИИСУСА ХРИСТА возвращение Иисуса Христа к жизни после вызванной распятием на Кресте Его смерти и погребения; великий христ. праздник, именуемый Светлым Христовым Воскресением или Пасхой ИОАНН БОГОСЛОВ один из ближайших учеников Иисуса Христа, св. апостол от Двенадцати (пам. 8 марта, 26 сент. и 30 июня - в Соборе двенадцати апостолов) АГНЕЦ БОЖИЙ символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека

http://pravenc.ru/text/Братья ...

Пий XII также предпринял ряд акций, призванных оказать идеологическую поддержку украинским униатам. В 1952 г. он издал энциклику о Восточных Церквах «Carissimis Russiae populis», в которой особо отметил репрессии, которые предпринял против Греко-католической Церкви на Украине сталинский режим . Именно Папе Пию XII принадлежало выражение «Церковь молчания», которым в католическом мире стало принято именовать Церкви, находящиеся в условиях гонений в странах социалистического лагеря. Еще одним жестом благоволения понтифика к галицким униатам стало открытие Конгрегацией священных обрядов 14 февраля 1955 г. беатификационного процесса митрополита Андрея Шептицкого. В том же году по благословению Пия XII украинские униаты диаспоры провели обширные торжества, приуроченные к 1000-летию крещения св. Ольги, которое отмечалось как начало Христианства «на Руси-Украине». По этому случаю глава Католической Церкви обратился со специальным посланием к украинских униатам «по обеим сторонам железного занавеса» . К этому празднованию Пий XII приурочил открытие еще одного экзархата в американской диаспоре – с центром в Стемфорде (США), который в 1956 г. возглавил епископ Амвросий Сенишин . Наконец, в 1956 г. Пий XII предпринял важнейший шаг на пути создания единой униатской церковной структуры в диаспоре: папским указом украинский униатский экзархат Центральной Канады был преобразован в греко-католическую митрополию Виннипега , которую тогда же возглавил митрополит Максим Германюк . Одновременно остальные три канадских экзархата для украинских униатов были преобразованы в отдельные епархии Эдмонтона, Саскатуна и Торонто. Все канадские епархии (в 1974 г. к ним добавилась епархия в Нью-Вестминстере) были объединены в архиепархию под началом греко-католического митрополита Виннипега (ранее каждая из них подчинялась непосредственно Конгрегации Восточных Церквей) . Вслед за созданием канадской митрополии для украинских греко-католиков папская булла от 10 июля 1958 г. объявила об аналогичном преобразовании в митрополию украинского экзархата в Филадельфии (США). Новую архиепархию возглавил в качестве митрополита Константин Богачевский. Прежний экзархат в Стемфорде был реорганизован в епархию и подчинен митрополии Филадельфии, в структуре которой позднее были учреждены еще две украинские униатские епархии – в Чикаго (1961 г.) и Парме (1983 г.) .

http://bogoslov.ru/article/374275

чел.), Кучинга (27 общин, 73 пастора, 107,8 тыс. чел.) и Сабаха (191 община, 73 пастора, 40,2 тыс. чел.). Они входят в юрисдикцию Церкви пров. Юго-Вост. Азии, являющейся членом Англиканского содружества . Лютеранство Представлено 4 деноминациями: Евангелическо-лютеранской Церковью в Малайзии (24 общины, 21 священник, ок. 3 тыс. чел., гл. обр. тамилы; с 1907), к-рая является ответвлением Тамильской евангелической лютеранской Церкви; Лютеранской Церковью в Малайзии (57 общин, 47 пасторов, 6,87 тыс. чел., в основном китайцы-хакка; с 1949); Базельской христианской Церковью (112 общин, 110 пасторов, 45 тыс. чел., в основном китайцы-хакка; основана в 1815 Базельским миссионерским об-вом в Сабахе); Протестантской Церковью в Сабахе (302 общины, 144 пастора, 30 тыс. чел., в основном представители коренных народов Сабаха; с 1952). Кальвинизм представлен Пресвитерианской Церковью в Малайзии (125 общин, 127 пасторов, 10,5 тыс. чел.; основана в 1974 г. как отд-ние Пресвитерианской Церкви Малайзии и Сингапура). Межденоминационная Евангелическая Церковь Борнео (по разным оценкам, от 190 до 500 тыс. чел.) считается одной из крупнейших христианских орг-ций в М. Создана в 1959 г. на базе конгрегаций Евангелической миссии Борнео, основанной в 1928 г. австрал. миссионерами. В наст. время административно разделена на 3 орг-ции, представляющие Церковь в Сабахе, Сараваке и Полуостровной М. Методисты , появившиеся в М. в 1885 г., создали здесь 2 орг-ции. Методистская Церковь Малайзии (ок. 400 общин, свыше 500 священников; по разным данным, от 170 до 300 тыс. верующих) наряду с Евангелической Церковью Борнео является одной из наиболее многочисленных христианских деноминаций в М. после Римско-католической Церкви. Действует как самостоятельная структура с 1976 г. Главным органом ее управления является Генеральная конференция во главе с епископом, которая включает 6 конференций (3 в Западной М. и 3 в Сабахе и Сараваке), а также Миссионерскую конференцию сеноев. Полуостровные конференции разделены по языковому принципу - китайская, тамильская и английская; в калимантанских конференциях (китайской, ибанской и сабахской) также есть доминирующие языки.

http://pravenc.ru/text/2561696.html

Это был, вероятно, один из наиболее продуктивных периодов в творческой биографии К. Во время краткого пребывания в г. Китцинген он создал серию литографий (альбом «Kitzingen am Main», 1948). Арх. Михаил. Эскиз мозаики. 1964 г. (собрание А. Е. Климова, Покипси, шт. Нью-Йорк, США) Арх. Михаил. Эскиз мозаики. 1964 г. (собрание А. Е. Климова, Покипси, шт. Нью-Йорк, США) В 1949 г. вместе с семьей эмигрировал в Канаду. В разные годы жил в Труа-Ривьере, Квебеке, Монреале. Произвел частичную реставрацию временно находившейся в Канаде на пути в США чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери . Тогда же выполнил портрет привезшего эту святыню из Риги Иоанна (Гарклавса) в бытность им епископом Детройтским и Кливлендским (1950). Создал неск. графических серий, вошедших в альбомы: «Québec» (1952); «Ce qui s " en va» (1954); «Ports de Gaspe» (1954); «Côtes de la Gaspésie» (1955); «Toronto» (1955). Его пейзажи просторов Канады, рисунки и гравюры с видами ее городов с тихими улочками, уютными деревянными домами, церквами, садами и парками получили всеобщее признание. Местная пресса особо отмечала работы, «посвященные старой, уходящей Канаде, ее непрезентабельным уголкам, полным, однако, поэзии». В 1971 г. статья о творчестве К. была включена в справочник «Художники Канады». В 1964 г. К. совершил поездку в Палестину (альбом в малом формате «Monuments of Palestine», 1977). Издал малоформатные альбомы репродукций гравюр и рисунков: «Reproductions of Drawings and Lithographs» (1974); «Reproductions of portraits (paintings and drawings)» (1975); «Dessins de Québek» (1976); «Поэты и писатели русского Зарубежья» (1978); «Toronto» (1980). Провел в Канаде ок. 10 персональных выставок, в т. ч. выставку религ. искусства при правосл. соборе Петра и Павла в Монреале (1975). Подготовил к публикации книгу воспоминаний Добужинского (Н.-Й., 1976). К 70-м гг. XX в. относится знакомство и общение с А. И. Солженицыным. К. создал 2 портрета писателя (рисунок карандашом и эскиз мозаики). В канадский период особенно широко развернулась деятельность К.-искусствоведа.

http://pravenc.ru/text/1841421.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010