Антуан Нивьер Биографический справочник АЯ A Абрамов (мирское имя не установлено) см. Митрофан, епископ. Аваев Александр Александрович (дата рождения не уставновлена – сконч. после 1946, Гданьск, Польша), протоиерей. Бывший капитан 3-го мортейного артиллерийского парка в Москве, в начале 1910-х гг. оставил военную службу и поступил послушником в Оптинский монастырь, вел летопись скита Оптиной Пустыни (31.9.191127.7.1914), мобилизован во время 1-й мировой войны (1914), попал в плен к немцам (19151917), после окончания войны остался в Германии, священник (1923), рукоположение совершил митр. Евлогий (Георгиевский) в Берлине, настоятель церкви в д. Феодервальде в Восточной Пруссии (19221923), настоятель церкви единоверческой общины в Эккеосдорфе (г. Воиново) в Восточной Пруссии (19231945), состоял в юрисдикции митр. Евлогия, протоиерей (7.1.1931), настоятель миссионерской общины в г. Мемель (19411944), настоятель церкви в г. Данциге (Гданьске) (1945), принят в клир Польской Православной Церкви (14.6.1946), больше сведений о нем не имеется. Архив: Послужный список о. А. Аваева (19231945). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Аверкий (Таушев Александр Павлович; 1.11.1906, Казань – 13.4.1976, Джорданвилль, Нью-Йорк, США), архиепископ. Сын чиновника военного ведомства. После революции эмигрировал в Болгарию, окончил богословский факультет Софийского университета (1930), работал в епархиальном управлении Мукачевской епархии (1930), состоял в юрисдикции РЗЦ, пострижен в монашество в сербском монастыре Изе (17.5.1931), иеродиакон (18.5.1931), иеромонах (7.4.1932), игумен (1937), настоятель прихода в г. Мукачеве (1.12.1938), уехал в Белград, где стал законоучителем и 3-м священником русской Троицкой церкви (19401944), протосинкель Архиерейского Синода РЗЦ (1941), архимандрит (1.10.1944), переселился вместе с членами Синода РЗЦ в Мюнхен (1945), синодальный духовник, благочинный монастырей в Германии (19.7.1947), переехал в США (1950), председатель Миссионерско-просветительской комиссии при Архиерейском Синоде (1950), профессор по кафедре Священного Писания Нового Завета, литургики (до 1956) и гомилетики Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле (1950), редактор журнала «Православная Русь» (19501976), ректор Троицкой Духовной семинарии (17.2.195213.4.1976), епископ Сиракьюсский, викарий Восточно-Американской епархии (23.5.1953), архиерейскую хиротонию возглавил митр. Анастасий (Грибановский) в Нью-Йорке, постоянный член Архиерейского Синода РЗЦ (19541976), настоятель Троицкого монастыря в Джорданвилле (1960), возведен в сан архиепископа (17.8.1961), правящий архиерей самостоятельной Сиракьюсской епархии (13.2.1964).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1922 богослужения продолжались в полковой походной церкви, установленной в деревянном бараке, и в кладбищенской часовне, стоявшей на холме Ташмайдан, близ небольшой сербской церкви св. Марка. Приход этой церкви, однако, сопротивлялся постройке каменного русского храма. Она началась в 1923, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, по проекту и под наблюдением военного инженера В. В. Сташевского. Велось строительство ударными темпами на собранные пожертвования, при поддержке сербских властей. Председатель Совета министров Н. Пашич, бывший сербский посланник в Петербурге, отпустил из казны 40 тыс. динаров. Освящение места совершил 21 сентября 1924 митрополит Западноевропейский Евлогий (Георгиевский); закладку 24 декабря 1924 произвели митрополит Антоний (Храповицкий), глава РПЦЗ и сербский Патриарх Димитрий. В это время в Белграде и его окрестностях жило около 10 тысяч русских эмигрантов. Скромную однопрестольную церковь, возведенную в псковском стиле XV века, освятил 5 июля 1925 новый сербский Патриарх Варнава. Иконы в двухъярусном иконостасе, который подарил полковник А. П. Редькин, исполнили В. Я. Предаевич и кн. М. С. Путятин. К следующему Рождеству вдова Пашича подарила храму колокол. В 1941–1942 бар. Н. Б. Мейендорф написал в интерьере плафон (погиб в 1999). Есть в церкви образа (вмч. Георгий Победоносец, Покров, Аксайская Божия Матерь) кисти известного иконописца П. М. Софронова, который в 1930-е руководил иконописной школой при монастыре Раковица под Белградом. После смерти в 1936 Патриарха Варнавы память его была отмечена иконой, изображающей апостола Варнаву. Ее написал В. Я. Предаевич. Много икон пожертвовали или завещали храму его прихожане. Первым настоятелем новой церкви стал вышеупомянутый прот. Петр Беловидов, служение которого отличалось уставностью, благоговением и торжественностью. Он скончался в 1940, перед оккупацией Белграда немцами. Его сменил прот. Иоанн Сокаль, при котором храм в сентябре 1944 перешел в юрисдикцию Московской Патриархии и стал ее подворьем. После разрыва отношений между Югославией и СССР настоятель в 1950 выехал в Саратов. В тюрьме коммунистического режима погиб о. Владислав Неклюдов. В 1949 в Швейцарию уехал архимандрит Антоний (Бартошевич), будущий архиепископ Западноевропейский и Женевский. С 1950 в храме служит священническая династия Тарасьевых родом из Мариуполя: прот. Виталий (1901–1974), его сын – прот. Василий (1950–1996) и в наши дни – о. Виталий-младший. Все они окончили Богословский факультет Белградского университета.

http://sobory.ru/article/?object=43593

М.В. Шкаровский Именной словарь Александр ( Иноземцев , 1882? – 02.1948), митрополит. В 1913 г. окончил Петербургскую ДА, в 05.1922 г. хиротонисан в Польше во еп. Люблинского. С кон. 1922 по 1941 г. именовался Пинским и Полесским. К 1941 г. в сане архиепископа, в 02.1942 г. был одним из создателей автокефальной Украинской Церкви, возведен в сан митрополита. В 1944 г. из Пинска эвакуировался в Мюнхен, где проживал до своего убийства в 1948 г. Алексий ( ГромадскийАлександр , 3.11.1862–8.05.1943), митрополит. В 1908 г. окончил Киевскую ДА. 21.04.1922 г. хиротонисан в Польше во еп. Луцкого, 3.06.1928 г. возведен в сан архиеп. Гродненского, с 15.04.1934 г. архиеп. Волынский. В 1940 г. перешел в юрисдикцию Московской Патриархии, с 08.1941 г. возглавлял автономную Украинскую Церковь , возведен в сан митрополита. В 1943 г. убит украинскими националистами. Алексий ( СиманскийСергей Владимирович , 27.11.1877–17.04.1970), Патриарх Московский и всея Руси. В 1904 г. окончил Московскую ДА. 28.04.1913 г. хиротонисан во еп. Тихвинского, в 1926 г. возведен в сан архиеп. Хутынского и назначен управлять Новгородской епархией. С 5.10.1933 г. митр. Ленинградский, весь период блокады жил в осажденном городе. С 15.05.1944 г. Патриарший Местоблюститель, 2.02.1945 г. избран патриархом. Анастасий ( ГрибановскийАлександр Алексеевич , 6.08.1873–22.05.1965), митрополит. В 1897 г. окончил Московскую ДА. 29.06.1906 г. хиротонисан во еп. Серпуховского, 6.05.1916 г. возведен в сан архиеп. Кишиневского и Хотинского. В 1919 г. эмигрировал из России. 28.07.1936 г. избран главой РПЦЗ в сане митрополита. До 09.1944 г. проживал в Белграде, затем эвакуировался в Германию. Осенью 1950 г. переселился в Нью-Йорк. 27.05.1964 г. отказался от руководства РПЦЗ, остался ее почетным главой. Антоний ( ХраповицкийАлексей Павлович , 17.03.1863– 10.08.1936), митрополит. В 1885 г. окончил Петербургскую ДА, 7.09.1897 г. хиротонисан во еп. Чебоксарского. В 1906 г. возведен в сан архиеп. Волынского и Житомирского. 17.05.1918 г., будучи председателем Украинского церковного собора, был избран митр. Киевским и Галицким. В 1919 г. эмигрировал в Югославию, с 1922 г. по 1936 г. председатель Архиерейского Синода РПЦЗ (в 1927 г. отделившейся от Московской Патриархии). Скончался и погребен в Белграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Иванов Иван Спиридонович; 6.02.1912, Псков - 17.11.1966, Киров), еп. Кировский и Слободской. Из семьи ремесленника. С 1926 г. псаломщик в псковской ц. во имя святых Константина и Елены, позднее служил в других храмах Пскова. В 1927 г. окончил неполную среднюю школу, в 1933 г.- муз. школу по классу скрипки в Пскове, в 1936-1938 гг. учился 2 курса на вокальном отд-нии Ленинградского муз. техникума им. П. И. Чайковского. Окончил бухгалтерские курсы, с кон. 1938 г. работал бухгалтером в городском жилищном управлении. Во время Великой Отечественной войны после оккупации Пскова нем. войсками 30 июля 1941 г. стал певчим, а 2 июля 1942 г.- псаломщиком в псковском Троицком кафедральном соборе. 6 июня 1943 г. рукоположен целибатом во диакона Патриаршим экзархом Прибалтики Виленским и Литовским митр. Сергием (Воскресенским) , служил в псковском Троицком соборе. 22 авг. 1943 г. митр. Сергием рукоположен во иерея к храму свт. Николая погоста Любятово под Псковом. Активно помогал партизанам. 7 марта 1944 г. вместе с прихожанами вывезен немцами в Шяуляйские трудовые лагеря (Литва), но вскоре был освобожден по ходатайству митр. Сергия. С кон. марта до 11 окт. 1944 г. в составе «Внутренней православной миссии в Литве» (см. Псковская миссия ) окормлял рус. беженцев в г. Кретингене (Крятинге). После прихода советских войск вернулся в кон. окт. 1944 г. в Псков. В 1945 г. был арестован, но после проведенной проверки освобожден. За участие в партизанском движении награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Был одним из организаторов восстановления разрушенного во время войны Троицкого собора Пскова, стал в 1946 г. его настоятелем. С 1948 г. служил в храмах Ленинграда, был благочинным одного из городских благочиннических округов. В 1950 г. окончил заочно Ленинградскую ДС. С 1953 г. священник Спасо-Преображенского собора Ленинграда. В 1954 г. окончил заочно Ленинградскую ДА со степенью кандидата богословия, был возведен в сан протоиерея. С 1957 г. ключарь Троицкого собора Александро-Невской лавры. 7 июня 1958 г. по благословению Патриарха Алексия I Псковским и Порховским еп. Иоанном (Разумовым ; впосл. митрополит) в пещерной Успенской ц. Псково-Печерского мон-ря пострижен в монашество с именем Иоанн в честь св. прор. Иоанна Предтечи. 22 нояб. назначен настоятелем храма во имя св. Иова на Волковом кладбище Ленинграда. В 1959 г. возведен в сан игумена, 20 нояб. 1962 г.- в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/469480.html

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910–2006) С детских лет отец Иоанн рос в церкви: в возрасте шести лет был пономарем, затем исполнял обязанности иподиакона. Владыка Николай (Никольский), услышав, что его двенадцатилетний иподиакон хочет быть монахом, сказал: «Сначала окончишь школу, поработаешь, потом примешь сан и послужишь, а в свое время непременно будешь монахом». В 1929 году Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы, работал в Орле бухгалтером, но был уволен, и в 1932 году переехал в Москву, где стал работать главным бухгалтером на маленьком предприятии (это давало возможность часто посещать храм). С 1944 года будущий старец служил псаломщиком в храме Рождества Христова в Измайлове, а 14 января 1945 года митрополит Николай (Ярушевич) посвятил его в сан диакона. На праздник Иерусалимской иконы Божией Матери 25 октября того же года патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен в сан священника в Измайловском Христорождественском храме в Москве, где и остался служить. Экзамены за курс семинарии отец Иоанн сдал экстерном, и в 1950 году, закончив четыре курса Московской Духовной академии, написал кандидатскую работу. Но закончить ее не удалось. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 года за ревностное пастырское служение отец Иоанн был арестован и по приговору («антисоветская агитация») получил семь лет исправительно-трудовых лагерей с отбыванием наказания в лагере строгого режима. Отец Иоанн был отправлен в Архангельскую область, в Каргопольлаг, работал на лесоповале. Через три года по состоянию здоровья (без его просьбы) был переведен в инвалидное отдельное лагерное подразделение под Куйбышевым, где работал бухгалтером. Вернувшись из заключения досрочно 15 февраля 1955 года, отец Иоанн был назначен в Псковскую епархию, а в 1957 году перемещен в Рязанскую епархию, где священствовал, в общей сложности, почти одиннадцать лет. Молодого священника приняли под свое духовное попечение глинские старцы, и один из них, преподобный Серафим (Романцов), стал его духовным отцом, и именно он принял монашеские обеты своего духовного сына. Отец Иоанн принял монашество 10 июня 1966 года, на праздник преподобного Сампсона Странноприимца, в городе Сухуми.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Биография Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 26 апреля 2017 года Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси (Ридигер Алексей Михайлович) Родился 23 февраля 1929 г. в Таллине (Эстония) в семье протоиерея Михаила Александровича Ридигера. В 1944 г. стал иподиаконом архиепископа Нарвского Павла (Дмитровского). В 1945-1947 гг. служил алтарником и ризничим в Александро-Невском соборе, псаломщиком в Симеоновской и Казанской церквях Таллина. В 1947 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию сразу в третий класс, а окончив ее в 1949 г., стал студентом Ленинградской духовной академии. 15 апреля 1950 г. рукоположен в сан диакона, а 17 апреля 1950 г. — в сан иерея и назначен настоятелем Богоявленской церкви г. Йыхви Таллинской епархии. В 1953 г. закончил Ленинградскую духовную академию. 15 июля 1957 г. переведен в университетский г. Тарту и назначен настоятелем Успенского собора. 17 августа 1958 г. возведен в сан протоиерея, 30 марта 1959 г. назначен благочинным Тарту-Вильяндиского округа Таллинской епархии. 3 марта 1961 г. в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество с именем Алексий в честь свт. Алексия, митрополита Московского. Постановлением Священного Синода от 14 августа 1961 г. избран епископом Таллинским и Эстонским с поручением временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 г. возведен в сан архимандрита. Архиерейская хиротония состоялась 3 сентября 1961 г. в Александро-Невском кафедральном соборе Таллина. Богослужение возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов). 14 ноября 1961 г. назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. 23 июня 1964 г. возведен в сан архиепископа. 22 декабря 1964 г. назначен управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода, с 7 мая 1965 г. одновременно — председатель Учебного комитета. 25 февраля 1968 г. возведен в сан митрополита. Помимо исполнения постоянных должностей в высшем церковном управлении участвовал в деятельности временных синодальных комиссий: по подготовке и проведению празднования 50-летия и 60-летия восстановления Патриаршества, подготовке Поместного Собора 1971 г., по проведению празднования Тысячелетия Крещения Руси, был председателем комиссии по приему, реставрации и строительству в Даниловом московском монастыре.

http://foto.patriarchia.ru/patriarch/svy...

Кафедральный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы в Кировограде. 1812 г. Фотография. 2010 г. УПЦ основана 26 дек. 1946 г. как Кировоградская и Чигиринская, 12 мая 1947 г. преобразована в Кировоградское викариатство , с дек. 1947 по окт. 1949 г.- Кировоградская и Николаевская епархия, в 1949-1950 гг. кафедра снова была викарной в составе Херсонской и Одесской епархии, с 17 марта 1950 по 20 июня 1992 г.- Кировоградская и Николаевская епархия, в 1992-1994 гг.- Кировоградская и Новомиргородская, в 1994-2007 гг.- Кировоградская и Александрийская, с 27 июля по 14 нояб. 2007 г.- Кировоградская и Новоархангельская, с 14 нояб. 2007 г.- Кировоградская и Новомиргородская. Территория епархии включает зап. районы Кировоградской обл.: Гайворонский, Голованевский, Добровеличковский, Маловисковский, Новоархангельский, Новомиргородский, Новоукраинский, Ольшанский, Ульяновский и расположенный в центре области Кировоградский р-н. Кафедральный город - Кировоград (Украина) (в 1754-1775 крепость Св. Елисаветы, в 1775-1924 Елисаветград, в 1924-1934 Зиновьевск, в 1934-1939 Кирово). Кафедральные соборы (в Кировограде): в честь Рождества Пресв. Богородицы (деревянный храм построен в 1766, освящен во имя равноап. царя Константина, вскоре переосвящен в честь Владимирской иконы Божией Матери, каменный собор воздвигнут в 1812, в 1937-1942 богослужения в храме не совершались, в 1944 главный престол переосвящен в честь Рождества Пресв. Богородицы), в честь Преображения Господня (деревянный храм построен в 1788, каменное здание в 1813, собор не действовал в 30-х гг. XX в. и в 1961-1991, статус кафедрального получил в 2013). Правящий архиерей - еп. Иоасаф (Губень ; с 10 февр. 2011, с 9 июля 2012 в сане архиепископа). Епархия разделена на 11 благочиннических округов: Кировоградские городской и районный, Гайворонский, Голованевский, Добровеличковский, Маловисковский, Новоархангельский, Новомиргородский, Новоукраинский, Ольшанский, Ульяновский. В 2014 г. в епархии насчитывалось 125 приходов, мужской мон-рь, в клире епархии состояли 108 священников и 5 диаконов.

http://pravenc.ru/text/1841105.html

Особенности религиозной жизни советского Казахстана в 1930 – 1950-е годы. Монашеские общины. Часть VII Костяк общины составляли монахини. Кто-то освободился из Карлага, кто-то специально приехал из России, зная преподобного по Оптиной пустыне. Монахинь было немного – около 10-12 человек. Но были и тайные. Вокруг преп. Севастиана собираются вдовы, сироты, девицы, жизнь которых была близка к монастырской. Их еще называют «чернички» или «монастырки». Вспоминает Раиса Ивановна Кузьмичева: «В военные годы батюшка стал приезжать к нам в Компанейск. Всех вдов и сирот он собирал вокруг себя и старался помочь им, хотя и сам жил очень бедно. В день его приезда мама просила меня взбираться на крышу и смотреть, когда батюшка пойдет от железнодорожной станции к нашему дому. Я помню, как он шел – белая борода, белые волосы, светлый плащ, серая шляпа, с палочкой идет. Мать Варя, мать Груша с ним, и все бегут к батюшке за благословением. А я стремглав бежала к маме, а мама посылала меня в 15-й поселок сказать и там, что батюшка приехал». Всю общину объединял храм и преп. Севастиан. Совершал литургию преп. Севастиан тайно – по праздникам, субботам и воскресным дням. В 1944 году он покупает домик на Западной улице 18, который будет зарегистрирован как молитвенный дом. Там батюшка совершал литургию по большим праздникам с официальным разрешением властей. В другие дни преп. Севастиан совершал литургию тайно, по домам. Вспоминает Вера Афанасьевна Ткаченко, келейница батюшки: «Лет десять мы ходили молиться по домам. Вот, допустим, на Федоровку надо идти молиться и батюшка говорит: «Утром встаем в половине пятого и идем на Федоровку». И мы все встаем и идем пешочком на Федоровку. Через плечо книги, батюшка с бодожочком, мать Варя, мать Груша – это батюшкин хор. Там помолимся, и в половине восьмого батюшка благословлял меня идти на работу. А с работы прихожу – опять надо идти молиться. С одного конца Караганды идем в другой, потому что нельзя было служить на одном и том же месте». Дополняет ее Мария Образцова: «Батюшка ходил раньше, договаривался. Ходил к «своим», которые его с радостью принимали. Договаривается, а потом мы всю Церковь несем: облачение, книги. Вечером служим и утром. Вечером в одном доме, а утром в другом. Стахановский переулок 6. Дом был специально куплен в 1947 году. Там была нежилая комната – алтарь. В нем жило четыре человека: о. Александр Кривоносов, мат. Ксения. Часть дома принадлежала батюшке. Приглашал только причастников. Служба начиналась в три часа ночи». Много людей просилось, но не всех батюшка приглашал. Всего на литургии молилось около 15 человек.

http://pravoslavie.ru/2277.html

Статистика Алексий II (Ридигер), патр. Патриарх Алексий (в миру - Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине (Эстония). Отец его обучался в училище правоведения, гимназию окончил в эмиграции в Эстонии, в 1940 году окончил Богословские трехгодичные курсы в Таллине и был рукоположен во диакона, а затем во иерея; в течение 16 лет был настоятелем Таллинской Рождества Богородицы Казанской церкви, состоял членом, а позже и председателем епархиального совета. Мать Святейшего Патриарха - Елена Иосифовна Писарева (+1959), уроженка Ревеля (Таллина). С раннего детства Алексей Ридигер прислуживал в церкви под руководством своего духовного отца протоиерея Иоанна Богоявленского, впоследствии - епископа Таллинского и Эстонского Исидора; с 1944 по 1947 год был старшим иподиаконом у архиепископа Таллинского и Эстонского Павла, а затем и у епископа Исидора. Обучался в русской средней школе в Таллине. С мая 1945 по октябрь 1946 года он был алтарником и ризничим Александро-Невского собора в Таллине. С 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 года - в Казанской церкви Таллина. В 1947 году поступил в Санкт-Петербургскую (в то время - Ленинградскую) Духовную семинарию, которую окончил по первому разряду в 1949 году. 15 апреля 1950 года Алексей Ридигер был рукоположен в сан диакона, а 17 апреля 1950 года - в сан священника и назначен настоятелем Богоявленской церкви города Йыхви (Johvi) Таллинской епархии. В 1953 году отец Алексий окончил Духовную академию по первому разряду и был удостоен степени кандидата богословия. 15 июля 1957 года отец Алексий назначен настоятелем Успенского собора города Тарту и благочинным Тартуского округа. 17 августа 1958 года возведен в сан протоиерея. 30 марта 1959 года назначен благочинным объединенного Тарту-Вильяндиского благочиния Таллинской епархии. 3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество. 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию определено быть епископом Таллинским и Эстонским с поручением ему временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 года иеромонах Алексий возведен в сан архимандрита. 3 сентября 1961 года в Таллинском Александро-Невском кафедральном соборе совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Таллинского и Эстонского.

http://lib.cerkov.ru/authors/787

Лишь только собор был обращен в православный храм, начались его органические изменения: прежде всего, пристроили алтари. Эта пристройка не особенно значительно изменила архитектурные его достоинства, тем более что благодаря устройству православных алтарей в соборе появились иконостасы, чудные по своей красоте, оригинальные по замыслу и великолепные по исполнению. Особенно прекрасен иконостас главного придела, здесь мы видим прототип иконостаса еще больших достоинств, а именно иконостаса Санкт-Петербургского Петропавловского собора. Идея построения одна и та же: колоссальные царские врата являются главным элементом этого сооружения, поглощая собой все внимание зрителя. Во второй половине XVIII века к северной стороне собора пристроен каменный теплый придел во имя святителя Николая Чудотворца, сооруженный на средства нарвского купца Демида Демидова. Здание Спасо-Преображенского собора в Нарве разрушено в 1944 году в ходе военных действий. В 1950-х годах снесены его развалины. В соборе хранилось резное Распятие середины XVII века работы скульптора Э. Тилле, чудом уцелевшее в 1944 году. Его перенесли в Кренгольмскую Воскресенскую церковь. http://www.gpedia.com/ru/ …В 1558 г. 12 мая Нарва пострадала от сильного пожара и подошедшими из Ивангорода русскими войсками была взята приступом… В 1581 г. 6 сентября Нарва… была взята шведским полководцем Понтусом-де-ла-Гарди… 19 февраля 1590 г. царь Федор Иванович сделал к городу приступ; шведы вступили в переговоры и 25 февраля отдали царю Ивангород, Ямы и Копорье, чем прекращена была осада Нарвы. В 1611 г. Ивангород, Ямы и Копорье опять завоевали шведы и владели ими до 1704 г. В 1704 г. 9 августа Петр I взял приступом Нарву, а потом и Ивангород. Тогда же две городские кирки – немецкая и шведская отданы православным, новым гражданам Нарвы. Относительно двух кирок, взятых у лютеран, свидетельствует опись их имущества, написанная в 1704 г.: «Кирка немецкая, а вновь строение в олтаре, месная икона з затвором. Иконостас в два поеса золоченый. Распятие рам золоченое-же. По большой улице, около той кирки ограда каменная, лавки каменныя, приделаны к церковной ограде». Кирка эта, называемая киркою Иоанна Иерусалимского, и есть нынешний Спасо-Преображенский собор. Он находится почти в середине города, на возвышении, и фасадом и колокольнею обращен на главную Вышгородскую улицу…

http://sobory.ru/article/?object=36709

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010