Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Михаил (Чуб), еп. Лужский. Фотография. 1954 г. (Чуб Михаил Андреевич; 18.02.1912, г. Царское Село С.-Петербургской губ. (ныне Пушкин в черте С.-Петербурга) - 25.04.1985, г. Тамбов), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Род. в семье диакона (впосл. протоиерея) Андрея Трофимовича Чуба (1880-1960). С детства посещал храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Детское Село (ныне Пушкин), в к-ром служил отец. В 1930 г. окончил 10-летнюю школу в г. Детское Село, поступил в Заочный гидрометеорологический ин-т. С 1932 г. работал лаборантом во Всесоюзном ин-те растениеводства в Детском Селе, в 1933-1935 гг.- библиотекарем-переводчиком в Детскосельском сельскохозяйственном ин-те. В марте 1935 г. был выслан вместе с родителями из Ленинградской обл. на 5 лет в Казакскую (Казахскую) АССР. Работал преподавателем в Карагандинском филиале Новосибирского ин-та повышения квалификации хозяйственников и переводчиков. В 1936 г. ссылка в Казахстан была отменена. Проживал в г. Рыбинске Ярославской обл. Поступил в Заочный ин-т иностранных языков, к-рый окончил в 1940 г. Владел французским, немецким, английским, шведским, латинским, древнегреческим и древнееврейским языками. Преподавал иностранные языки в Рыбинске: в средних школах, техникумах, в железнодорожном клубе, на учительских курсах. Был преподавателем Рыбинского танкового уч-ща (1942-1943 и 1945-1947). В 1943-1945 гг. работал в школе-типографии, был начальником охраны лесов Рыбинского межрайонного лесхоза. Во время войны перенес дистрофию. Награжден медалями «За победу над Германией» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Осенью 1947 г. переехал в Ленинград. В том же году поступил в ЛДА. После 1-го курса академии сразу перешел на 3-й, окончив 2-й курс экстерном. На 4-м курсе начал преподавать историю Древней Церкви во 2-м классе Ленинградской ДС как ассистент на кафедре общей церковной истории. Большое влияние на формирование его богословских интересов оказал 1-й научный руководитель проф. А. И. Сагарда . Студент Михаил Чуб был близко знаком с иеросхим. прп. Серафимом (Муравьёвым) Вырицким и прот. А. А. Кибардиным , ставшим его духовным наставником. В 1950 г. окончил академию со степенью кандидата богословия за соч. «Святой Мефодий Олимпийский. Его жизнь, творения и богословие». 11 июня того же года рукоположен Лужским еп . Симеоном (Бычковым) во диакона целибатом, 12 июня - во иерея; назначен священником домового академического храма во имя св. ап. Иоанна Богослова. С сент. 1950 по 1 февр. 1955 г. преподавал курс общей церковной истории в Ленинградской ДС, особое же признание коллег и студентов получил его курс лекций по истории Древней Церкви, к-рые он стал читать в ЛДА с 1953 г. как доцент кафедры патрологии. С 1952 г. привлекался председателем ОВЦС Крутицким и Коломенским митр. Николаем (Ярушевичем) к международной церковной работе.

http://pravenc.ru/text/2563658.html

Малышево. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Деревня Малышево известно с XVI века. В середине XIX веке она принадлежала княгине Анне Александровне Голициной. 19 февраля 1908 года жители деревень Юрасово, Малышево и Кузнецово обратились с прошением построить новый деревянный теплый храм во имя святителя Николая Чудотворца. Средства на построение храма дали прихожане и внук княгини Голициной Александр Александрович Прозоровский-Голицин. Был и подписной лист с капиталом в 6850 рублей. Землю под храм и кладбище выделили жители означенных деревень по две десятины в бесплатное пользование причта. В 1910 году состоялась закладка, а в 1912 году храм с трапезной и колокольней был освящен. В начале 1913 года внутри храма сооружены приделы: во имя святых бессребреников Космы и Дамиана и в честь Собора Архистратига Михаила. В советское время храм не закрывался, но несколько лет богослужение в нем не совершалось из-за отсутствия священников, которые были репрессированы. 17 февраля 1838 года на Бутовском полигоне был расстрелян настоятель храма Иоанн Алешковский, Архиерейским Собором 2000 года причисленный к Лику Святых как священномученик. Удивительно, что храм долгое время стоял с открытыми окнами и дверями, но не разорялся. Жители близлежащих селений молились в церкви по ночам. Со времени Великой Отечественной войны в храме регулярно совершаются богослужения. С 1981 года проводились различные строительные работы. В храме имеется почитаемая Иерусалимская икона Божией Матери. Особое благодарение совершается на 2-й седмице по Пятидесятнице — в память избавления жителей Бронницкого уезда от морового поветрия в XIX веке. Кроме того, почитаются иконы свв. мчч. Космы и Дамиана, архангела Михаила и др. http://www.bronblag.ru/hrami/73 Деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца была построена близ станции Бронницы в 1908-1912 гг. на средства благотворителей (среди которых которых князь А.А. Прозоровский-Голицын) и крестьян деревень Юрово, Малышево и Кузнецово. В 1913 г. в ней устроены приделы св.бессребренников Космы и Дамиана и в честь Собора Архистратига Михаила. Шатровый храм с трапезной и шатровой же колокольней представляет интересный образец т.н. " дачных " деревянных церквей (Шереметьевская, Наташино, Удельная). В 1936-1941 гг. службы в церкви не совершались. Полностью сохранилась внутренняя отделка храма с росписями потолков, иконостасами. Святыни церкви: почитаемые иконы Божией Матери Иерусалимская, " Отрада и Утешение " , Иверская; св. вмч. и целителя Пантелеймона, прп.Сергия Радонежского, свт. Николая.

http://sobory.ru/article/?object=15412

Закрыть itemscope itemtype="" > Сталин: Религия и Церковь Глава из работы «Цивилизационный подход в раскрытии природы сталинизма» 28.09.2023 761 Время на чтение 8 минут Фото: Из интернет-источников Несмотря на декларируемый в качестве идеологии советского общества диалектический материализм, в период сталинской инверсии происходит реанимация православной идеи. Демонизации облика Сталина в определенном сегменте православно-монархической литературы противоречит оценка генсека духовным писателем, отцом Дмитрием Дудко: «…если с Божеской точки зрения посмотреть на Сталина, то это в самом деле был особый человек, Богом данный, Богом хранимый Сталин сохранил Россию, показал, что она значит для всего мира… Сталин с внешней стороны атеист, но на самом деле он верующий человек… Не случайно в Русской Православной Церкви ему пропели, когда он умер, даже вечную память, так случайно не могло произойти в самое «безбожное» время. Не случайно он учился и в Духовной Семинарии, хотя и потерял там веру, но чтоб по-настоящему ее приобрести. А мы этого не понимаем… Но на самом деле все-таки, что Сталин по-отечески заботился о России…». Вопреки распространённому клише, церковное возрождение началось еще в довоенные годы и потому не являлось исключительно следствием военных поражений 1941 года. Еще с середины 1930-х гг. прослеживается тенденция возвращения в епархиальные ведомства изъятых прежде из патриархии храмов. Проводится историографическая переоценка миссии христианства в пользу признания значительного вклада, внесенного православной церковью в становление древнерусской национальной культуры и в отражение внешней агрессии со стороны иноверцев. С 1935 г. «реабилитируется» табуированная прежде рождественская ёлка, которая, правда, став атрибутом новогоднего торжества, утрачивает прямую связь с христианской семиотикой. Посредством персонального вмешательства Сталина при разработке проекта Конституции 1936 г. были изъяты поправки к статье 124-й о запрете отправления избирательных прав служителям культа.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/09/28/st...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Ч. Козаржевский. Фотография. 70-е гг. ХХ в. Андрей Чеславович (19.08.1918, Москва - 26.03. 1995, там же), российский филолог-классик, специалист по истории античной лит-ры и преподаванию древних языков, исследователь истории и культуры Москвы, общественный деятель. Кандидат филологических наук (1954). С 1967 г. зав. кафедрой древних языков исторического факультета МГУ, профессор (1985). Лауреат Ломоносовской премии МГУ за педагогическую деятельность (1992). Отец К., инженер-химик Чеслав Альфонсович К. (1893-1920), поляк, эвакуировался в Москву во время первой мировой войны, но еще до рождения сына вернулся в Польшу, вызвал семью к себе, но вскоре умер, так и не увидев сына. Мать - Анастасия Александровна Аккерман (1888-1938). К. в младенчестве был крещен в католичество в костеле в Милютинском пер. в Москве, но в 1921 г. переведен в Православие через миропомазание, совершенное в храме Христа Спасителя. С 6 лет К. активно участвовал в богослужениях и приходской жизни в ц. во имя св. прор. Илии (Обыденной) в Обыденском пер.: был служкой, затем чтецом. Огромное влияние на духовное развитие К. оказал настоятель храма свящ. Виталий Лукашевич. Из-за интереса к Православию в 1933 г. исключенный из школы 4 (ныне 57), К. окончил школу на Пресне (ул. Большевистская). В 1936 г. поступил на исторический фак-т МИФЛИ; через полгода перевелся на отд-ние классической филологии лит. фак-та. Среди его преподавателей были С. И. Радциг, Н. А. Кун, Н. А. Машкин, Б. С. Чернышёв, С. П. Гвоздев. В дек. 1938 г. был принят в комсомол (несмотря на то что были расстреляны как «враги народа» дядя и двоюродный брат К.). В 1941 г. закончил МИФЛИ и был рекомендован в аспирантуру, но из-за начала войны аспирантура была закрыта. По состоянию здоровья (туберкулез легких) К. не подлежал призыву. По распределению Наркомпроса он был направлен учителем русского языка и лит-ры старших классов в с. Ермаковское Красноярского края.

http://pravenc.ru/text/Козаржевского.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ [Серб. Павле] (Стойчевич Гойко; 11.09.1914, с. Кучанци, близ г. Дони-Михоляц (ныне в Хорватии) - 15.11.2009, Белград), патриарх Сербский (1990-2009). Род. в семье крестьян Стефана и Аны, рано осиротел, вместе с братом воспитывался в семье тети. Начальную школу окончил в родном селе, начальную гимназию - в г. Тузла (ныне Босния и Герцеговина), потом завершил обучение в VI старшей гимназии в Белграде. В 1930-1936 гг. учился в ДС в Сараево, по окончании к-рой поступил на Белградский богословский факультет , параллельно прослушал 2 курса на медицинском фак-те Белградского ун-та. Начало второй мировой войны встретил в Белграде, работал на стройке, но оставил работу по причине слабого здоровья. В 1941 г. был мобилизован в медицинскую часть, служил в госпитале в г. Заечар (Сербия). В 1942 г. окончил богословский факультет. С 1942 по 1944 г. жил в монастыре Света-Троица в Овчарско-Кабларском ущелье (см. в ст. Овчарско-Кабларские монастыри ). В 1944 г. работал вероучителем в доме для детей беженцев в с. Баня-Ковиляча. Спас тонувшего в р. Дрине ребенка, но получил переохлаждение и впосл. заболел пневмонией и туберкулезом. Поселился в монастыре Вуян близ г. Горни-Милановац, где через 2 года чудесным образом выздоровел. В 1946 г. с игум. Иулианом (Кнежевичем) перешел в монастырь Благовештене в Овчарско-Кабларском ущелье (см. в ст. Овчарско-Кабларские монастыри ), где в 1948 г. принял монашество с именем Павел и вскоре был рукоположен во диакона. Вместе с братией мон-ря Благовештене в 1949 г. перешел в мон-рь Рача , где жил до 1955 г. В этот период часто общался с архим. Иустином (Поповичем). В учебном 1950/51 г. преподавал церковнослав. язык и церковное пение в Духовной семинарии в Призрене. В 1954 г. рукоположен в сан иеромонаха, в том же году получил сан протосинкелла, в 1957 г. возведен в сан архимандрита. С Рождества 1955 г. проходил стажировку на богословском фак-те Афинского ун-та.

http://pravenc.ru/text/2581921.html

Родился 25 марта 1899 г. в д. Прокудино Судогодского уезда Владимирской обл. Был младшим сыном в многодетной семье железнодорожного рабочего. Когда Иосифу было всего два года, отец его умер, а семья вынуждена была переехать во Владимир. В 1912 г. окончил железнодорожное училище. Служил мальчиком в бакалейной лавке. С детства Иосиф прислуживал в алтаре при службах в соборе, пел на клиросе. В 1915 г. поступил во Владимирский Боголюбов монастырь. Проходил послушание келейника епископа Юрьевского Евгения (Мерцалова), викария Владимирской епархии. В 1919 г. призван в Красную армию. Был откомандирован во Владимир в одну из воинских частей. Во Владимире познакомился с архимандритом Афанасием (Сахаровым) . После смерти епископа Евгения о. Иосиф стал выполнять обязанности иподиакона при служении Владыки Афанасия. В январе 1922 г. был по болезни освобожден из армии. Будущий протоиерей Иосиф стал самым близким и преданным другом епископа Афанасия (Сахарова) . 17 февраля 1922 г. сочетался браком с Марией Ивановной Хренковой. Венчал их сам Владыка Афанасий. 25 февраля 1922 г. святитель Афанасий рукоположил Иосифа Афанасьевича во диакона. В 1922–1925 гг. о. Иосиф служил во владимирской Троицкой церкви. В 1925 г. арестован по обвинению в «возбуждении народных масс на религиозной почве». Виновность не была доказана, был вскоре освобожден. Снова начал служение в Троицкой церкви. Отец Иосиф помогал сосланным архиереям: епископу Афанасию (Сахарову), архиепископу Николаю (Добронравову) и др., заботился о матери святителя Афанасия, которая называла его вторым сыном. После перехода Троицкой церкви к обновленцам о. Иосиф стал служить в Никитской церкви Владимира. В 1931 г. арестован вместе с протоиереем Павлом Устиновым, иеромонахом Дамаскином (Жабинским) и еще 15 священнослужителями, монахинями и мирянами. Обвинен в руководстве «к[онтр]-р[еволюционной] группы церковников, близких еп[ископу] Афанасию (Сахарову), у себя на квартире организовывал а[нти-]/с[оветские] сборища, имел кассу для помощи ссыльному духовенству». Приговорен к 3 годам концлагерей. В 1934 г. освобожден. Служил в Успенской церкви в пос. Петушки Владимирской обл. В 1936 г. арестован вместе с епископом Афанасием. Приговорен к 3 годам ИТЛ. Был отправлен в Ухтинский лагерь в Коми АССР. В 1941 г. освобожден. Был в стройбате на фронтах Великой Отечественной войны. С 1946 г. служил в новгородском Никольском соборе. С 1947 г. протодиакон. В том же году рукоположен во иерея. В 1957 г. Святейшим Патриархом Алексием награжден саном протоиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Шкаровский М. В. Глава IV. Московская Патриархия на Международной арене §1. Русская Церковь в центре «большой политики» К началу Великой Отечественной войны Московская Патриархия уже несколько лет не вела международную деятельность. В докладе 1946 г. в ЦК ВКП(б) председателя Совета по делам РПЦ Г. Карпова отмечалось, что к 1935–1936 гг. она полностью прекратила связь с заграницей 772 . Правда, еще оставалось 5 приходов в ее юрисдикции в Западной Европе, несколько в США, но их связи с Москвой практически оборвались. Государственные органы целенаправленно ликвидировали все контакты Русской Церкви с внешним миром, чтобы сведения о ее разгроме и уничтожении духовенства не стали достоянием мировой общественности. С нападением Германии ситуация изменилась. Теперь для руководства СССР большое значение приобрели отношения с союзниками по антигитлеровской коалиции, прежде всего Великобританией и США. Правительствам этих стран было небезразлично положение Церкви в Советском Союзе. Так, особую заинтересованность в этом вопросе проявил президент Ф. Д. Рузвельт – очень набожный человек. Уже в конце октября 1941 г. прибывший в Москву его личный представитель А. Гарриман сообщил И. Сталину об обеспокоенности американской общественности судьбой Русской Церкви и передал просьбу президента улучшить ее правовое и политическое положение. Советское руководство учло и имевшиеся у Московской Патриархии значительные возможности для установления тесных контактов с влиятельными религиозно-клерикальными течениями в западных странах и ее способность влиять на антифашистскую борьбу в оккупированной Восточной Европе. В поступившей к И. Сталину докладной записке из НКВД отмечалась важная консолидирующая роль Русской Церкви в набиравшем силу антифашистском движении славянских народов на Балканах 773 . И сразу же после наступившего перелома в ходе Сталинградской битвы, когда положение на фронтах улучшилось, руководство Московской Патриархии выступило с целым рядом посланий к православным верующим восточно-европейских стран. В ноябре и декабре 1942 г. митр. Сергий обратился к румынскому духовенству и солдатам румынской армии с призывами «окончить войну с русским народом, с которым румыны связаны узами христианского братства, и прекратить пролитие братской единоверной крови» 774 . Эти послания готовились и распространялись с санкции высшего партийного руководства. Например, 23 апреля 1943 г. заместитель наркома внутренних дел В. Н. Меркулов писал секретарю ЦК ВКП(б) А. С. Щербакову: «По просьбе Всеславянского комитета борьбы с фашизмом, глава православной церкви в СССР митрополит Сергий составил антифашистское обращение к славянским народам» 775 . После одобрения ЦК обращение «Всем христианам в Югославии, Чехословакии, Элладе и прочих странах и народам, томящимся под гнетом фашистских оккупантов» было напечатано в типографии и переправлено через линию фронта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЖАНАШИА Джанашиа [груз. ] Симон Николаевич (5(18).11.1900, с. Макванети, ныне Озургетского р-на Грузии - 15.11.1947, Тбилиси), груз. историк, академик АН Грузинской ССР (1941) и СССР (1943), заслуженный деятель науки Грузинской ССР (1946). В 1922 г. окончил Тифлисский гос. ун-т (ТГУ), был оставлен на кафедре истории Грузии для подготовки к профессорской деятельности. С 1924 г. вел научную и педагогическую работу, читал курсы абх. языка, истории Грузии, груз. источниковедения, истории народов Кавказа, груз. государственности. В 1930 г. избран доцентом, в 1935 г.- профессором и зав. кафедрой истории Грузии ТГУ. В 1938 г. защитил диссертацию на степень д-ра исторических наук. В 1936-1941 гг. директор Ин-та языка, истории и материальной культуры груз. филиала АН СССР. Принадлежит к группе груз. ученых, исследования к-рых в значительной мере определили создание АН Груз. ССР в 1941 г. Д. стал первым вице-президентом и директором Ин-та истории (1941-1943) и Ин-та языка (1941-1947). В 1943 г. избран депутатом Верховного Совета СССР, награжден 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, мн. медалями. Сфера научных исследований Д. охватывает в основном историю древней и средневек. Грузии. Он разработал систему научной периодизации груз. истории, занимался проблемами социальной структуры первых груз. гос-в Эгриси (Колхиды) и Картли (Иверии), чему посвящены его книги «Феодальная революция в Грузии» (1935), «Грузия на путях ранней феодализации» (1937) и др. Решая вопрос этногенеза и родства груз. племен, Д. исследовал ареал расселения грузин, а также их генетические и историко-культурные взаимосвязи с народами Кавказа и Ближ. Востока. Он первым научно доказал версию об автохтонности груз. этноса с возможной миграцией с юга представителей отдельных родственных этносов, участвовавших в его формировании, чему посвящены труды Д. «Тубал-Табал, Тибарен, Ибер» (1937), «Древнейшее национальное предание о первоначальном расселении грузинских племен в свете истории Ближнего Востока» (1940) и др. В соавторстве с И. А. Джавахишвили и Н. А. Бердзенишвили Д. написал учебник по истории Грузии c древнейших времен до нач. XIX в. (авторам в 1947 была присуждена Гос. премия СССР).

http://pravenc.ru/text/171815.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Исторический смысл ленинградской блокады В свете «арабо-израильского конфликта» 10.11.2023 184 Фото: предоставлено автором Исторический феномен существования Святой Руси, Российской Империи, СССР , представляющей собой Россию с окаймляющими ее малыми народностями, Российской Федерации; раскинувшейся на одной шестой суши земного шара – для православного человека объясняется её (России) предназначением для исполнения исторической функции на земле – «спасения человеческих душ», подверженных духовному тлению. «Не праведников пришёл Я спасти, но грешников» – сказано Спасителем в Новом Завете. Поэтому духовная катастрофа, разразившаяся в России в начале двадцатого века (февраль 1917 года), соизмеримая с катастрофой, постигшей Византийскую империю в 1453 году, отразилась в последующие годы многими миллионами человеческих жизней. «Центральным моментом» существования страны в этот безбожный (если не считать времени правления т. Сталина с 1936 по 1953 гг.) период, начиная с февраля 1917 года и заканчивая августом 1991 года, выступила Великая Отечественная Война 1941–1945 гг. с немецкими агрессорами и их европейскими сателлитами. В плане стратегического противодействия нашествию германских войск в войне 1941–1945 гг. три города СССР «ни в коем случае» не подлежали их сдаче противнику – нацистским агрессорам. Этими городами были – Москва, Сталинград (бывший Царицын) и Ленинград (Санкт-Петербург). Заметим, что начиная с 1917 года, когда начался процесс уничтожения русской элиты, масса инородцев – часто натурализовавшихся, но еще не обрусевших, переселялась в главные города России – Москву, Киев, Петербург. Начинался процесс образования «советской» элиты. И, вот, этот процесс на двадцать третьем году существования СССР (1941 год) ознаменовался войной, которая должна была охарактеризовать духовное состояние общества, подвергнувшегося испытанию войной; его способность переносить тяготы военного времени, его единство в достижении цели – победы над врагом.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/10/is...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУЙЧЕВ Иван Симеонов (18.04/1.05.1907, София - 24.04.1986, там же), выдающийся болг. историк-медиевист. В 1932 г. окончил историко-филологический фак-т Софийского ун-та им. Климента Охридского, ученик В. Н. Златарского . В 1933-1936 гг. специализировался по истории Византии в Риме под рук. проф. С. Дж. Меркати и в школе архивистики и палеографии при Ватиканском архиве. Защитил докт. дис. «Болгарский Асени в Византии» (1934). В 1936-1939 гг. ассистент, затем доцент Софийского ун-та, в 1943 г. назначен руководителем кафедры истории Болгарии, а вскоре также - кафедры истории Византии и балканских народов. В 1945 г. был отстранен от преподавания в ун-те. В 1949 г. начал работу в Ин-те истории Болгарской АН в должности старшего научного сотрудника, в 1968-1974 гг. зав. секцией библиографии, научной информации и исторической географии. Профессор (1967), председатель Археографической комиссии НБКМ, заслуженный (1972) и народный (1977) деятель науки Болгарии, действительный член Болгарской АН (1981). Член Папской академии археологии в Риме, Академий наук Палермо (1967), Неаполя (1975), САНУ (1981), чл.-кор. Британского королевского об-ва (1976), почетный д-р Боннского ун-та (1977), лауреат Международной премии им. И. Гердера (1974). Член Редакционной комиссии «Repertorium» по изданию источников по истории средних веков в Риме (с 1955), член Международной комиссии по изданию корпуса источников по истории Византии (с 1966). Читал лекции во мн. высших учебных и научных заведениях Европы и Америки. В 1941-1986 гг. вел библиографический раздел ж. «Byzantinische Zeitschrift», был членом редакционных коллегий мн. византиноведческих и славистических журналов. Завещал свой дом в Софии и богатую личную б-ку (более 40 тыс. томов) Софийскому ун-ту, при к-ром в 1986 г. был создан Научный центр славяно-визант. исследований имени Д. Научные интересы Д. охватывали средневек. историю и культуру Византии, Болгарии и южных славян. Главное внимание в более 700 трудах, опубликованных на разных европейских языках, уделил истории культурных, церковных и политических отношений Византии со слав. миром. Особое внимание Д. придавал поиску, изучению и изданию архивных документов и источников.

http://pravenc.ru/text/180550.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010