А.А. Кострюков Глава 8. Российская Церковь в годы второго заместительства митрополита Сергия §1. Причины и законодательная база новых гонений на Церковь Принятый митрополитом Сергием курс не принес Церкви облегчения. Наоборот, конец 1920-х гг. стал для Церкви началом новых потрясений. Главная причина, как в 1917 г., так и теперь, была в онтологическом неприятии коммунистическим режимом Православной Церкви, как и религии вообще. Однако отдельные волны гонений каждый раз имели и конкретное объяснение. Трагедия Церкви в конце 1920 – начале 1930-х гг. была напрямую связана с укреплением власти И.В.Джугашвили (Сталина). Первые самостоятельные шаги диктатора ударили прежде всего по основной массе населения – крестьянству. Методом слома крестьянства как сословия стала коллективизация – насильственное вовлечение крестьян в колхозы. Сам Сталин придавал ей такое же значение, как и октябрьскому перевороту. Согласно официальным данным, в ходе коллективизации было выселено (нередко на верную гибель) более 2,2 млн человек, хотя сам Сталин говорил о 10 миллионах «раскулаченных». Следующим ударом по крестьянству стал массовый голод начала 1930-х гг., жертвами которого стало как минимум 3–4 млн человек, хотя некоторые специалисты доводят число погибших до 7 млн. Как указывает В.Д.Кузнечевский, имея сведения о надвигающемся бедствии, Сталин озаботился лишь тем, чтобы заранее обеспечить запасами хлеба Грузию, которой голод действительно не коснулся. В контексте наступления на крестьянство следует рассматривать и антицерковные действия коммунистической власти. Успех новой кампании был невозможен без слома устоявшегося веками народного быта, имевшего в своей основе церковные традиции. Согласно подсчетам иерея А.Мазырина, если принять за 100% число арестов по церковным делам в 1926 г., то в 1927 г. показатель будет 171 %, в 1928 г. – 235 %, в 1929 г. – 807 %, в 1930 – 2204 %. В каждый последующий год арестовывалось в полтора, а то и в три раза больше, чем в предыдущий. Меры против Церкви принимались на самом высоком уровне. В феврале 1929 г. секретарь ЦК ВКП(б) JI.M.Karahobuч разослал по стране директивное письмо с критикой коммунистов и комсомольцев за недостаточную активность в борьбе с религией. Духовенство в этом письме было названо политическим противником коммунистической партии. 8 апреля 1929 г. президиум ВЦИК принял постановление «О религиозных объединениях», в соответствии с которым общины могли лишь «отправлять культ» в специальных зданиях, в то время как проповедь , просвещение и благотворительность запрещались. Частное обучение религии, предусмотренное декретом 1918 г., теперь было истолковано как право родителей обучать детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. Девятова Скачать epub pdf Схимонахиня Феодосия (1917–2007) Схимонахиня Феодосия (в миру Анна Леонтьевна Яковлева) родилась в  апреле 1917 года в благочестивой многодетной семье в деревне Бунино Фатежского района Курской области. Весь Курский край знал и сейчас помнит  подвижницу.  Приезжали к ней из Москвы, из Санкт-Петербурга, из многих мест России. Ее называли Курской старицей.  Матушка тайно молилась и помогала многим людям. Подвижница сподобилась побывать у великих старцев, ныне прославленных: преподобного Амфилохия Почаевского (1897–1971), преподобного Кукши Одесского (1875–1964),  преподобного  Лаврентия Черниговского (1868–1950), преподобного Серафима (Амелина) (1874–1958). Матушка была знакома со схиархимандритом Ипполитом (Халиным) (1928–2002),   со схиархимандритом  Иоанном (Масловым) (1932–1991) и другими Глинскими старцами, с Белгородским старцем архимандритом  Серафимом (Тяпочкиным) (1894–1982)). схиархимандрит Ипполит (Халин) (1928–2002) начинал в Глинской пустыни, в 1991 году был назначен настоятелем Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. Настоятель Глинской пустыни схиархимандрит Серафим (Амелин) (1874–1958) был прославлен в 2008 году.) Прислушивался к духовным советам  схимонахини Феодосии ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Гатчинский Амвросий (в юности он вместе с матушкой пел на клиросе). Часто посещали матушку монахи Курско-Коренной обители, и она любила  эту обитель. Наместник Курско-Коренной Пустыни игумен Вениамин (Королев), очень почитал матушку, он ни раз предлагал ей переехать в обитель. Приезжал к старице и настоятель Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни архимандрит Сергий (Булатников). С большим теплом  вспоминают подвижницу сестры из монастыря Казанской иконы Божией Матери  (с. Большегнеушево Рыльского района, Курской обл.). Матушка часто приезжала к ним.  Схимонахиню Феодосию посещали духовенство из разных монастырей, священники и миряне разного возраста и звания. У Леонтия  и Акулины Яковлевых, проживавших в деревне Бунино, было десять детей, самую младшую дочь, родившуюся на праздник святых жен Мироносиц,  назвали Анной. Семья была дружная и трудолюбивая. Яковлевы имели большое хозяйство, дом был хлебосольный.  Родители с детства прививали детям любовь к труду. Старшие дети помогали родителям по хозяйству, нянчились с младшими детьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А.С. Смыкалин Литература Абданк-Коссовский В. Русская эмиграция. Итоги за тридцать пять лет//Возрождение. 1956. 51, 52, 54. Аверкий (Таушев) , архиепископ. Жизнеописание Блаженнейшего митрополита Анастасия// Анастасий (Грибановский) , митрополит. Беседы с собственным сердцем. СПб., 2002. Автокефалия Русской Православной греко-кафолической церкви Америки. Нью-Йорк, 1970. Акты Святейшего Патриарха Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве Высшей церковной власти (1917–1943 гг.). М., 1994. Александр (Заркешев), игумен. Русская Православная Церковь в Персии – Иране (1597–2001 гг.). СПб., 2002. Александр (Введенский), протоиерей. Церковь и революция. Пг., 1922. Алексий (Марченко), протоиерей. Религиозная политика советского государства в годы правления Н. С. Хрущёва и ее влияние на церковную жизнь в СССР. М., 2010. Алехин Ю. В. Русское Зарубежье (обзор первой войны)//URL: http://zarubezhje.narod.ru/text/chss_l 124.htm. Амфитеатров А. Церковь и эмиграция. Белград, 1928. Андреев И. , профессор. О положении Православной Церкви в Советском Союзе. Катакомбная церковь в СССР. Нью-Йорк, 1951. Андрей (Кураев), диакон. Церковь в мире людей. М., 2007. Аникин Д. А. История религии. М., 2011. Аркадий (Маковецкий), протоиерей. Белая Церковь вдали от атеистического террора. СПб., 2009. Арсеньев Н. С. О русской эмиграции (с 1920 по 1970 г.) и о духовном ее служении//URL: http://zarubezhje.narod.ru/text/chss_0104.htm. Бакаев Ю. Н. История государственно-церковных отношений в России. Хабаровск, 1994. Барабанов Е. В. Раскол Церкви и мир//Из-под глыб. Париж, 1974. Беглов А. Церковное подполье в СССР. В поисках «безгрешных катакомб». М., 2008. Белов А. В., Шилкин А. Д. Карловацкий раскол – прошлое и настоящее. М., 1975. Белякова Е. В. Церковный суд и проблемы церковной жизни. М., 2004. Белякова Е. В. Церковный суд и проблемы церковной жизни: круглый стол по религиозному образованию и диаконии. М., 2004. Борщ И. Русская наука церковного права в первой половине XX века: поиск методологии. М., 2008.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

В 1993-2008 гг. число приходов в Марий Эл возросло с 30 до 85, почти в 3 раза увеличилось количество священнослужителей (до 98 священников и 14 диаконов). В 1994 г. был восстановлен Мироносицкий в честь Нерукотворного образа Спасителя жен. мон-рь в с. Ежове (близ Йошкар-Олы); к празднованию 350-летия явления Мироносицкой (см. Царевококшайская ) иконы Божией Матери в 1997 г. в обители был отреставрирован 2-этажный храм. после прошедшего в Мироносицком мон-ре 19 сент. 2002 г. торжества прославления новомучеников, пострадавших за веру Христову в Марийском крае, в обители была сооружена первая в епархии часовня в честь новомучеников Марийских; в июле 2008 г. в центре Йошкар-Олы был торжественно открыт памятник Марийскому еп., викарию Нижегородской епархии, сщмч. Леониду (Антощенко) . Второй обителью Й.-О. и М. е. стал построенный в 1997-1999 гг. Килемарский Богородице-Сергиев муж. мон-рь . В авг. 1998 г., впервые после 1928 г., на территории Марий Эл состоялся крестный ход: из Вознесенского собора Йошкар-Олы в Килемарскую пуст. была перенесена чудотворная икона «Явление Пресв. Богородицы прп. Сергию Радонежскому» (в нач. XX в. икона находилась в царёвококшайском Богородице-Сергиевом жен. мон-ре, закрытом в 1921). В 1995 г. возобновилось богослужение в отреставрированной Вознесенской ц. (XVIII в.) в Йошкар-Оле, получившей статус кафедрального собора. На месте Воскресенского собора, разрушенного в 1961 г., в столице Марий Эл в 1990 г. епархия построила временное молитвенное здание, в 2010 г. храм был полностью восстановлен, в нем устроена нижняя ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы. Началось возведение Благовещенского собора. Епархия поддерживает тесные контакты с вооруженными силами и правоохранительными органами республики, в 1998 г. еп. Иоанн освятил 1-й в республике тюремный храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». При городской и республиканской больницах в Йошкар-Оле существуют молитвенные комнаты, при больнице в Волжске построен храм. При Марийском гос. техническом ун-те в 2005 г. был освящен домовый храм во имя мц. Татианы, получивший статус архиерейского подворья. В 2006 г. построен Успенский храм на территории Дома правительства Марий Эл. В наст. время в Марий Эл действует более 80 церквей и часовен, в т. ч. 10 храмов в столице, 12 храмов в Горномарийском р-не. Значительное число бывш. церковных зданий в Марий Эл, особенно в луговой части, находится в полуразрушенном состоянии.

http://pravenc.ru/text/1238037.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Александр III: Император и человек 19.11.2008 757 Время на чтение 18 минут ДОСЬЕ Время и место рождения: 26 февраля 1845 года, Царское Село. Время и место смерти: 20 октября 1894 года, Ливадия. Вероисповедание: православное. Родители: отец - цесаревич Александр Николаевич (с 1855 года - император Александр II); мать - цесаревна Мария Александровна (с 1855 года - императрица). Образование: домашнее, полный курс гимназии и Военной академии. Особые интересы: история, военное дело, русская литература. Владение иностранными языками: французский (отлично), немецкий и английский (хорошо). Культурные пристрастия: творчество поэта М. Ю. Лермонтова, писателя Ф. М. Достоевского, композитора П. И. Чайковского, коллекционирование живописных полотен русских художников. Общественное положение: великий князь, с апреля 1865 года - наследник престола, цесаревич, с 1 марта 1881 года - Император Всероссийский. Особые заслуги перед Отечеством: участие в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг., управление империей в 1881-1894 гг. Воинское звание: генерал-лейтенант. Знаки отличия: все высшие награды России и ордена почти всех европейских стран. Особо же чтимая награда - Георгиевский крест 2-й степени, полученный за мужество в военной кампании 1877 года. Семейное положение: женат (1866) на Марии Федоровне (1847-1928), урожденной датской принцессе Марии-Софии-Фредерике-Дагмар, принявшей в 1866 году православие. Дети: Николай (1868-1918), Александр (1869-1870), Георгий (1871-1899), Ксения (1875-1960), Михаил (1878-1918), Ольга (1882-1960). ЗАБЫТЫЙ ГОСУДАРЬ Он находился на престоле тринадцать с половиной лет и умер сорока девяти лет от роду, заслужив еще при жизни звание царя-миротворца, так как за время его правления ни капли русской крови не пролилось на полях сражений… Вскоре после его кончины историк В. О. Ключевский заявил: «Наука отведет Императору Александру III подобающее место не только в истории России и всей Европы, но и в русской историографии, скажет, что Он одержал победу в области, где всего труднее добиться победы, победил предрассудок народов и этим содействовал их сближению, покорил общественную совесть во имя мира и правды, увеличил количество добра в нравственном обороте человечества, ободрил и приподнял русскую историческую мысль, русское национальное сознание, и сделал все это так тихо и молчаливо, что только теперь, когда Его уже нет, Европа поняла, чем Он был для нее».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Маленькие люди на большом экране 22.01.2008 896 Время на чтение 7 минут В этом году исполняется 80 лет режиссеру Виталию МЕЛЬНИКОВУ. Жанр его фильмов на редкость разнообразен - экранизация классики, комедии, мелодрамы. После перестройки он снял несколько фильмов о русской истории. Причем не о выдающихся государственных деятелях, а о людях, не очень приспособленных к политике - сыне Петра I царевиче Алексее, императоре Павле. Почему его привлекают именно эти исторические фигуры? С этого мы и начали разговор. Виталий Вячеславович МЕЛЬНИКОВ родился 1 мая 1928 года на Дальнем Востоке. Отца расстреляли в 1938 году, после этого мать с сыном переехала в Сибирь. В 1952 году окончил ВГИК. С тех пор живет в Санкт-Петербурге. Первый фильм - " Начальник Чукотки " снял в 1967 году. Фильмография Агитбригада " Бей врага! " (2007) Бедный, бедный Павел (2003) Луной был полон сад (2000) Царевич Алексей (1997) Последнее дело вареного (1994) Чича (1991) Царская охота (1990) Выйти замуж за капитана (1985) Чужая жена и муж под кроватью (1984) Уникум (1983) Женитьба (1977) Здравствуй и прощай (1972) Семь невест ефрейтора Збруева (1970) Мама вышла замуж (1969) Начальник Чукотки (1966) - Виталий Вячеславович, вы сознательно снимаете исторические фильмы про " маленьких " государственных людей? Теоретически мог бы главным героем вашего фильма стать Петр I или другой крупный государственный деятель? - Нет. Герои моих исторических фильмов интересны мне как раз потому, что они вынуждены были заниматься не очень чистым делом - политикой. Именно вынуждены - душа у них к этому не лежала. То есть меня интересует человек в его противоречии с государственными интересами. Не только политик. На мой взгляд, интересы любого обывателя отличны от государственных. Например, власть заинтересована, чтобы писатель или режиссер отразил в своем произведении определенную политическую позицию, а у художника совсем другие творческие задачи, чаще вообще не имеющие отношения к политике. В советское время мы все с этим сталкивались.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Кровь барона в «Мастере и Маргарите». Булгаковский роман как «антисоветское» произведение 15 мая, 2016. Павел Спиваковский Лекция Павла Спиваковского в Лектории «Правмира» В просветительском лектории портала «Правмир» состоялась третья лекция Павла Спиваковского из цикла «Реальность как иллюзия» – «Кровь барона в «Мастере и Маргарите». Булгаковский роман как «антисоветское» произведение». Предлагаем вниманию читателей текст и видеозапись лекции. Павел Евсеевич Спиваковский — кандидат филологических наук, в 2004-2011 гг. — доцент кафедры русской литературы Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, с 2011 г. — доцент кафедры истории русской литературы XX века филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В 2012/2013 учебном году Visiting Associate Professor в University of Illinois at Urbana-Champaign. Итак, «Мастер и Маргарита». Роман одновременно и весьма популярный, и загадочный, малопонятный. К сожалению, качество интерпретаций этого произведения последнее время скорее ухудшается. Появляется очень много совершенно произвольных трактовок, когда текст – всего лишь отправная точка для бескрайних и совершенно произвольных фантазий. Очень много интерпретаций оккультного типа, хотя для Булгакова это не совсем естественный ход мысли. Поэтому неудивительно, что в 2008 году в журнале «Новое литературное обозрение» появилась статья Виолетты Гудковой , автор которой, анализируя подобного рода интерпретации, даёт весьма недвусмысленную оценку того, что происходит в российском булгаковедении. Если же попытаться подойти к анализу того, о чём на самом деле этот роман, причём подойти по возможности аутентично, то в первую очередь мы должны учитывать сами тексты писателя и ту ситуацию, в которой находился Булгаков во время создания романа. Он создавался с 1928 по 1940 год, и считается незавершённым, ведутся бесконечные споры о текстологии. Тут ещё много предстоит уточнять по целому ряду объективно сложившихся обстоятельств. В 1940 году Анна Ахматова пишет стихотворение на смерть Михаила Булгакова:

http://pravmir.ru/krov-barona-v-mastere-...

Митрополит Лавр у мощей преподобных отцов Киево-Печерской Лавры. Фото: В. Писаревский/Православие.Ru В день Торжества Православия, 16 марта 2008 года, первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр не пришел на литургию в храм. Братия Свято-Троицкого монастыря города Джорданвилля (где находится резиденция первоиерарха) не на шутку взволновалась: последние дни владыка недомогал. Когда после богослужения монахи вошли к митрополиту, то увидели его покойно лежащим в кровати и уже отошедшим в мир иной. Скромный монах Митрополит Лавр (в миру Василий Михайлович Шкурла) родился 1 января 1928 года в словакском городе Ладомирово. 11-летним мальчиком он поселился при монастыре преподобного Иова Почаевского в Ладомирове, основанного иноками Почаевской лавры, а через пять лет стал послушником. Позже он эвакуировался вместе с братией в Джорданвилль, где был основан новый Свято-Троицкий монастырь, ставший впоследствии духовным центром РПЦЗ. Здесь Василий и принял постриг с именем Лавр, после его рукоположили в иеродиаконы, а затем и в иеромонахи. И он ступень за ступенью достигал вершины: игумен, архимандрит, епископ Манхэттенский, викарий Восточно-Американской епархии и секретарь Архиерейского Синода, настоятель Свято-Троицкого монастыря, управляющий Троицко-Сиракузской епархией, правящий архиерей и ректор Свято-Троицкой семинарии, архиепископ, заместитель первоиерарха РПЦЗ. И, наконец, на Соборе в октябре 2001 года Лавр был избран первоиерархом Русской православной церкви заграницей, митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским. Однако, несмотря на регалии и высокий сан, владыка Лавр в памяти знавших его людей навсегда остался скромным монахом в простеньком подряснике. «Первые годы в монастыре я копал могилы, бывало, владыка заходил на кладбище, посочувствует, вспоминал, как сам копал, затем засунув за пояс подрясник, брал лом и полчаса помогал долбить замерзшую землю, – вспоминает о. Вениамин (Гомартели). – Когда в октябре собирали картошку, то владыка тоже присоединялся к нам и по полдня работал в поле. Старая закалка. Простой он монах и сердечный. И не мое это только мнение, когда был с ним на Афоне, то заметил, что все, знающие его, также на это смотрели».

http://pravoslavie.ru/36532.html

Ольга Скопиченко Скопиченко Ольга Алексеевна (1908–1997) – поэтесса. Детские годы провела на Волге. В начале Гражданской войны семья эмигрировала в Харбин. Окончила русскую гимназию, училась на Юридическом факультете. В Харбине вышли ее первые поэтические сборники «Родные порывы» (1926), «Будущему вождю» (1928), в Шанхае – «Путь изгнанника» (1932). Юстина Крузенштерн отмечала в воспоминаниях, что ее, как поэтессу, «выпестовала Колосова, с чураевцами ей было не по дороге, у них были свои учителя: Ачаир, Арсений Несмелое, Леонид Ещин». Марианна Колосова и Ольга Скопиченко держались особняком как в Харбине, так и в Шанхае, а после Второй мировой войны – в Сантьяго и Сан-Франциско, их трудно причислить к какой-либо поэтической школе или группе. В этом отношении представляют интерес поздние стихи Ольги Скопиченко из книги «Памятка» (1982), освященной строительству кафедрального собора в Сан-Франциско и одному из выдающихся подвижников Русской Православной Церкви за границей епископу Шанхайскому и Сан-Францисскому Иоанну (1896–1966), причисленному в 1994 году к лику святых Русской Зарубежной Церкви, а в 2008 году – общецерковных святых Русской Православной Церкви. Поэтесса Ольга Скопиченко стала его духовной дочерью еще в Шанхае, куда иеромонах Иоанн прибыл из Сербии, избранный в 1934 году епископом Шанхайским. «Двери шанхайских церквей всегда были широко раскрыты для всех православных христиан... Каждая народность, хранившая Православие, могла считать наши храмы своими и имела возможность проявить в Церкви удовлетворение своих духовных потребностей и принимать участие в церковной жизни, подчиняясь установленным правилам. В Церкви Христовой „несть еллин, ни иудей, варвар или скиф, все одинаково суть чада Церкви " », – говорил владыка Иоанн о начале своего архиерейского служения в «новом Вавилоне», как называли в ту пору Шанхай, сумев наладить, как отмечали современники, «долгожданный церковный мир» между православными русскими, украинцами, сербами, греками. В конце жизни владыка Иоанн возвел в Америке знаменитый кафедральный собор Пресвятой Богородицы в Сан-Франциско, а в Китае начинал со строительства кафедрального собора Пресвятой Богородицы в Шанхае, придавая особое значение его росписи в традициях древнерусской иконописи. «После Петра Великого, – подчеркивал Владыка, – в России вместо подражания древнерусским иконописцам стало господствовать подражание чуждым Православию художникам Запада. Новые изображения хотя и были очень красивыми, но не соответствовали духу иконописи».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

поиск:   разделы   рассылка Тихий послушник Божий Источник:  Патриархия. ру Воспоминания протоиерея Николая Артемова, ключаря кафедрального собора святых Новомучеников и исповедников Российских в Мюнхене, о почившем Первоиерархе Русской Зарубежной Церкви митрополите Восточно-Американском и Нью-Йоркском Лавре. Опубликовано в газете " Русская мысль " от 28 марта 2008 г. (4691)). Крест своего нового служения Христу – быть митрополитом, Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви – владыка Лавр принял на свои плечи в критический момент. Русская Церковь в целом вступила в качественно новое измерение, внутри же Русской Зарубежной Церкви отношение к этим изменениям было различное, вплоть до крайнего неприятия. Этому способствовали старческие немощи ее Первоиерарха митрополита Виталия (Устинова). Трудно сказать, выражал ли радикализм, отвергающий Московскую Патриархию и любую возможность диалога с ней, подлинное отношение самого владыки Виталия или же, скорее, позицию окружившей его группы. Был момент, когда митрополит Виталий осознал, что издание противоречивых указаний от его имени наносит вред Церкви, и он попросился на покой. После этого Архиерейским Собором был избран владыка Лавр. Буря вокруг ушедшего, а потом и " возвратившегося " митрополита Виталия захлестнула Русскую Зарубежную Церковь... В день избрания бывший Первоиерарх поздравил нового митрополита и обещал свою поддержку, но вскоре все обернулось иначе. Думается, что митрополит Лавр и до своего избрания понимал, что нечто подобное может, даже должно произойти. Его сердце принимало Русскую Зарубежную Церковь, с которой он срастался с самой своей юности, как часть всецелой Русской Церкви. Для него она была местом явления живого Христа, несмотря на все бури и невзгоды, на которые он смотрел своим невозмутимо спокойным, но и глубоко страдающим взором. Он приносил эти человеческие страсти Христу – Единому Спасителю, зная и испытывая вновь и вновь, что значит это наименование Господа. Родившийся 1 января 1928 года в селе Ладомирово, где тогда спасались монахи, вышедшие из Почаевской лавры, он юношей пришел в монастырь преподобного Иова Почаевского в Ладомирово, и там сердце его отдалось всему, что выражало глубинную суть Православия. Так он стал тихим послушником Божиим. Он пробыл им всю жизнь, до самой своей кончины в то воскресенье, когда Церковь празднует Торжество Православия. Господь даровал Своему послушнику приготовиться Чистой седмицей – первой неделей Великого Поста. Владыка Лавр был на всех богослужениях, служил сам Литургию Преждеосвященных Даров в пятницу, потом занемог и ушел в свой скит, а в ночь под Торжество Православия во сне отошел в тихое пристанище Господа своего. Никого при нем не было. Рано утром протодиакон Виктор Лохматов, прошедший полвека с ним, нашел владыку как бы спящим – таким, каким часто будил его, – лежащим с заложенной за головой рукою.

http://religare.ru/2_52405.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010