Канцлером фак-та является генеральный препозит ордена босых кармелитов (в 2009 пресв. С. Каннистра), управление осуществляют президент (в 2009 пресв. А. Ольварес Суарес) и делегат по делам присоединенных ин-тов (в 2009 пресв. Ф. М. Летель) из числа профессоров, принадлежащих к ордену. Лит.: An. Pont. 2008. P. 1790, 1962. Папский теологический факультет «Марианум» (Pontificia Facoltà Teologica «Marianum»). История фак-та восходит к коллегии во имя Генриха Гентского , учрежденной Конгрегацией епископов и регулярных клириков 26 февр. 1666 г. для ордена Слуг Марии ( сервитов ) в рим. мон-ре св. Маркелла. Буллой «Militantis Ecclesiae» от 21 февр. 1669 г. папа Римский Климент IX утвердил статуты коллегии, предоставив ей право присвоения степеней по теологии. В 1870 г. коллегия была упразднена итал. правительством, но в 1895 г. возрождена под названием «Коллегия св. Алессио Фальконьери» (Theologicas Collegii S. Alexi Falconierii Scholas), к-рая с 1928 г. располагалась в новом здании (Виале Трента Априле, 6). По указанию папы Римского Пия XII 30 нояб. 1950 г. Конгрегация семинарий и ун-тов возвела коллегию в ранг теологического фак-та, его совр. наименование и статус были подтверждены декретом конгрегации «Caelesti honorandae Reginae» от 8 дек. 1955 г. В 1960 г. конгрегация утвердила статуты созданного при фак-те ин-та мариологии и разработанную им программу теологического обучения по специальности «мариология», по которой с 1965 г. фак-т присуждает теологические степени. 1 янв. 1971 г. папа Павел VI присвоил фак-ту статус папского. Созданный в 1970 г. в Венеции филиал фак-та в 2000 г. был преобразован в Высший ин-т религ. наук «Санта Мария ди Монте Берико». В 1975 г. к фак-ту был присоединен Международный исследовательский ин-т мариологии (International Marian Research Institute) в Дейтоне (шт. Огайо, США). Фак-т издает ж. «Marianum» (с 1939) и одноименную серию трудов, в основном посвященных вопросам мариологии. Канцлер фак-та - генеральный приор ордена сервитов (в 2009 пресв. А. М. Руис Гарника), управляет президент из числа профессоров, принадлежащих к ордену (в 2009 пресв. С. М. Маджани).

http://pravenc.ru/text/468827.html

Лит.: Воронов А. Д. Главнейшие источники для истории святых Кирилла и Мефодия. К., 1877. С. 250-265; Ильинский Г. А. «Написание о правой вере» Константина Философа//Сб. на чест В. Златарски по случай 30-годишната му научна и професорска дейност. София, 1925. С. 63-89; Никольский Н. К. К вопросу о сочинениях, приписываемых Кириллу Философу//ИОРЯС. 1928. 2. С. 446-450; Grumel V. Le «Napisanie o pravj vr» de Constantin le Philosophe//EO. 1929. Т. 28. P. 283-293; Дюлгеров Д. Рим и св. братя Кирил и Методий//ГСУ, БФ. 1933/1934. Т. 11. С. 1-68; Трифонов Ю. Съчинението на Константина Философа (св. Кирила) «Написание о правей вере»//Списание на Българската академия на науките. София, 1935. Т. 52. С. 1-85; Kos S. S. De auctore Expositionis verae fidei S. Constantino adscriptae (Napisanie o pravj vr). Laibach, 1942; Tkadl ik V. Das Napisanije o pravj vr: Seine ursprüngliche Fassung und sein Autor//Konstantin-Kyrill aus Thessalonike. Würzburg, 1969. S. 185-209; Куев К. Иван Александровият сборник от 1348 г. София, 1981; он же. Написание за правата вяра//КМЕ. 1995. Т. 2. С. 789-793; Юрченко А. И. К проблеме идентификации «Написания о правой вере»//БТ. 1987. Сб. 28. С. 217-229; он же. К проблеме идентификации «Написания о правой вере»//ГДРЛ. 1989. [Сб. 1.] С. 19-39; Верещагин Е. М., Юрченко А. И. Греческий источник «Написания о правой вере» Константина-Кирилла Философа//ССл. 1989. 3. С. 54-63; Кочев Н. Еретичните учения в ареала на византийската ортодоксия през VIII-IX в. и появата на защитни текстове на църковна вероизповед: («Написание за правате вяра» от Константин Философ - св. Кирил)//Хиляда и осемдесет години от смъртта на св. Наум Охридски. София, 1993. С. 78-87; Луховицкий Л. В. Греческий оригинал «Написания о правой вере» Константина Философа: Структурная организация и полемические задачи//ССл. 2007. 5. С. 65-73; он же. Славянское «Написание о правой вере» в контексте изучения наследия патриарха Никифора I//Русь и Византия: Место стран визант. круга во взаимоотношениях Востока и Запада: Тез. Докл. 18 Всерос. науч. сессии византинистов. Москва, 20-21 окт. 2008 г. М., 2009. С. 92-97; Турилов А. А. К изучению великоморавского лит. наследия между двумя юбилеями: Промежуточные итоги, спорные вопросы и перспективы//Свети и Memoдuje и словенско писано 863-2013. Београд, 2014. С. 1-21.

http://pravenc.ru/text/2564672.html

Еп. Стефан (Никитин) Скончался 28 апреля 1963 года во время произнесения воскресной проповеди в кафедральном соборе Калуги в Неделю жен-мироносиц. Похоронен в селе Акулове под Москвой. Вот как описывается его кончина: " накануне, в субботу 27 апреля, преосвящ. Стефан участвовал в служении, а на следующий день. В неделю жен мироносиц, совершил Божественную литургию в Калужском кафедральном соборе. После литургии, облачившись в мантию, как обычно, говорил проповедь, призывая служащих любить Господа, как любили Его жены мироносицы. Не окончив слова, Владыка покачнулся и здесь же, на солее, поддерживаемый окружающими его, скончался. Тело почившего архипастыря не было вынесено из храма. Здесь оно было облачено в то облачение, в котором преосвящ. Стефан совершил свою последнюю литургию. Гроб его был покрыт той мантией, в которой он скончался " . Из последней проповеди владыки Стефана (Никитина) в Неделю жён-мироносиц: Дорогие братья и сестры! Жёны-мироносицы служили Христу во время Его земной жизни. Оставив всё своё имение, дома свои и все мирские заботы, они всегда были с Господом, сопутствовали Ему и споспешествовали распространению Его учения. А как мы в наших условиях можем быть с Господом? Где больше всего пребывает Господь? В храме более всего пребывает Господь и благодать Божия. Поэтому мы должны спешить в храм, как можно чаще бывать в храме и как можно дольше пребывать там, чтобы быть с Господом, служить Ему искренней молитвой, соблюдать Его заповеди, любить друг друга. 4 ноября 1958 года был реабилитирован Судколлегией по уголовным делам Верховного Суда РСФСР (по 1931 году репрессий). Труды Литература Использованные материалы   Определения Священного Синода, библиография ЖМП, http://www.srcc.msu.ru/bib_roc/bib/Titles59.htm   Определения Священного Синода 1928-2008 гг., Редакция текста от: 19.02.2017 15:54:22 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " СТЕФАН (НИКИТИН) " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе: Google

http://drevo-info.ru/articles/1221.html

А. Вигасин, А. Н. Хохлов, П. М. Шаститко. М., 1997. С. 434–459; Томашевич О. В. Классический период в развитии египтологии 1884–1939//Историография истории древнего Востока/под ред. В. И. Кузищина. Т. 1–2. М., 2008. Т. 1. С. 36–79, особенно 74–79. См. о нем подробно: Томашевич О. В. И было его жития 51 год... Биографический очерк//Тураев Б. А. Древний Египет. М., 2007. С. 414–487. Так завершается статья И. Г. Франк-Каменецкого: Франк-Каменецкий И. Г. Первый съезд русских египтологов//Восток. Кн. 2. М.; Пг., 1923. С. 130. См.: Тураев Б. А. История древнего Востока. Т. 1–2. Л., 1936. Скорее всего, Т. Н. Бороздина (в замужестве Бороздина-Козьмина) увлеклась египтологией вслед за старшим братом; она училась на Высших женских курсах у Б. А. Тураева и с 1912 г. работала в Музее изящных искусств, где стала его главной помощницей (см.: Томашевич О. В. Т. Н. Бороздина-Козьмина — ученица и наследница дела Б. А. Тураева в Музее изящных искусств//Памятники и люди/сост. В. Я. Гельман и др. М., 2003. С. 122–140; Анохина Е. А., Томашевич О. В. «Вы подготовили меня на Голенищевскую коллекцию»: Т. Н. Бороздина — ученица проф. Б. А. Тураева//Диалог со временем. 2022. 78. С. 357–372). О И. Н. Бороздине см.: Бороздина П. А. Жизнь и судьба профессора Ильи Николаевича Бороздина. Воронеж, 2000; Селиванова О. В. Мастера российской историографии: Илья Николаевич Бороздин//Исторический архив. 2014. 6. С. 56–72. Например, вместе они редактировали сборник переводов наиболее характерных древневосточных источников, предназначенный прежде всего для широкой публики: Древний Восток. Ч. 1. Восток/под ред. Б. А. Тураева, И. Н. Бороздина. М., 1915. Трутовский Владимир Константинович (1862–1932) — востоковед, нумизмат и музейный работник. С 1921 по 1924 г. был проректором Института востоковедения, почти одновременно, в 1922–1930 гг., являлся профессором археологического отделения МГУ. Израиль Григорьевич Франк-Каменецкий (1880–1937) — выдающийся филолог, египтолог и библеист. С 1919 г. профессор Иркутского (1918–1921), Московского (1921–1923) и Ленинградского (1928–1937) университетов.

http://bogoslov.ru/article/6194495

Томас Виттемор и Мустафа Кемаль Ататюрк. Анкара, 8 июля 1932 года© Cemal Iksel «Ужаленный» русской темой, Томас продолжал свои филантропические проекты и в 20-х годах: его усилиями функционировал Комитет спасения русских детей-изгнанников, а потом Комитет по делам образования русской молодежи в изгнании. Целое поколение эмиграции было обязано своим обустройством в новой жизни Томасу Виттемору. На этой почве у него сложились приятельские отношения со всеми видными фигурами рассеяния — от Рахманинова до князя Юсупова. Кроме того, Виттемор бесконечно отправлял материальную помощь русскому Пантелеймонову монастырю на Афоне, за что благодарные иноки принимали его потом по епископскому чину. Пожалуй, более всего он прославился на русском поприще тем, что стал посредником в головоломной операции по спасению колоколов Данилова монастыря в Москве : их собирались переплавить, но Виттемор убедил американского промышленника Крейна купить их у большевиков и подарить Гарвардскому университету (в 2008-м они вернулись в Москву). Еще более поразительно то, что Томас лично прибыл в СССР в 1930 году, чтобы руководить снятием, проверкой и транспортировкой колоколов. Но к концу 20-х точкой приложения кипучего энтузиазма Виттемора уже становилась Турция. Что-то неуловимое изменилось в культурной атмосфере Запада: чудовищные потрясения звали искать новых путей для мысли. В 1928-м Уильям Батлер Йейтс написал стихотворение «Плаванье в Византий», сразу ставшее очень популярным. Прежде презираемая Византия входила в моду. Коко Шанель стала изготавливать бижутерию в «византийском» стиле. Виттемор почувствовал, что здесь открывается окно каких-то великих возможностей. Недолго попреподавав в США, он создал Византийский институт — со штаб-квартирой в Бостоне, ученой библиотекой в Париже (она и сейчас существует) и «производственной базой» в Стамбуле. Тратил он на это собственные средства, уверенный, что вскоре сумеет заинтересовать Византией множество филантропов. Не будучи византинистом, не очень много зная о византийском искусстве, он приехал в 1929 году в Стамбул и каким-то способом очаровал Халил-бея, с 1910 года возглавлявшего Оттоманский музей: для старой Турции этот легендарный человек воплощал европеизм, а для новой — преемственность. Еще одним его сторонником сделался Юнус Нади, создатель главной турецкой газеты «Джумхуриет».

http://ruskline.ru/opp/2020/07/13/pamyat...

Поэтому в условиях системного духовного кризиса общества, с одной стороны заражённого идеологией материализма, а с другой – безрелигиозным отвлечённым гуманизмом, – общества, переживающего смену социально-экономических и идейно-политических ориентиров и ценностей, грозящих трансформацией ментальности народа, – вопрос о религиозном образовании и воспитании должен перейти в плоскость практического претворения. Есть обоснованные опасения, состоящие в том, что ускоренное духовно-нравственное одичание народа уничтожит Россию раньше, чем завершится проводимый эксперимент. Литература: — Лисицын М., прот. Религиозное состояние современного общества и необходимость религиозного образования. – СПб., 1914. с. 3–30; — Синельников С.П. Преподавание Закона Божия в учебных заведениях России до 1917 года [ Электронный ресурс ]. — Кравецкий А. Светское, советское и конфессиональное//Отечественные записки. – 2008. – 1 (40). – С. 198–219; — Синельников С.П. Отмена религиозного образования в Советский России//Государственно-конфессиональные отношения: теория и практика. Международная конференция. Оренбург. 30 марта 2010 г. Сб. статей. – Оренбург, 2010. – С. 286–292; — Синельников С.П. Уроки из истории религиозного образования в России первой трети XX в.//Социальное учение Церкви и современность: Материалы Международной научно-практической конференции «Социальное учение Церкви и современность» (12–13 мая 2011 г.). – Орёл, 2011. – С. 367–370; — Балашов Е.М. Школа в российском обществе 1917–1927 гг.: становление «нового человека». – СПб., 2003. с. 32-33; — Шевченко В.А. «Необходимо ударить, кого следует, чтобы делу не мешали»: введение антирелигиозного воспитания в советской школе в 1928–1929 годах//Российская история. – 2009. – 1. – С. 86–96. Булгаков С.Н. Религия человекобожия в русской революции//Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. – СПб., 1997. – С. 266. В государственной школе не должно быть религиозного образования в чистом виде, считают в Минобразования [ Электронный ресурс ].

http://pravmir.ru/gosudarstvennoe-delo-i...

Со­гласно воспоминаниям келейника архиепископа Серафима (Самойловича), в Синод во­шли именно те иерархи, которых Тучков пытался навязать Угличскому владыке: «Вскоре был освобожден митрополит Сергий... И им был создан Синод из всех тех чле­нов, которых власти предлагали владыке Серафиму» 25 . Видимо, и сам митрополит Сергий поначалу не без подозрения относился к ново-учрежденному органу высшей церковной власти. Что если ОГПУ его снова арестует, а Синод будет объявлен его преемником? В своей жестокой игре с митрополитом Сер­гием ОГПУ подстраховалось тем, что освобождая его, не закрыло на него следствен­ное дело. Митрополит Сергий, вступая в эту игру, тоже предпринял меры предосто­рожности и «во избежание всяких недоразумений» сразу оговорил: «Проектируемый при мне Синод ни в какой мере не полномочен заменить единоличное возглавление Российской Церкви, но имеет значение лишь вспомогательного органа лично при мне, как заместителе первого епископа нашей Церкви. Полномочия Синода проистекают из моих и вместе с ними падают» 26 . В тот же день, когда состоялось самоучреждение Синода, его председатель подал в НКВД СССР заявление, в котором «покорнейше просил»: «I. Зарегистрировать меня и временный при мне патриарший Священный Синод для заведования делами Русской Православной Церкви (патриаршей ориентации) в пределах СССР с правом иметь при Синоде канцелярию, употреблять бланки и печать... П. Сделать распоряжение мест­ным властям о разрешении по епархиям регистрировать состоящих в моем духовном ведении епархиальных и викарных архиереев (староцерковников) с епархиальными при них советами и канцеляриями. Впредь до получения регистрации прошу разрешить мне и вышеуказанному Синоду приступить к нашей деятельности» 27 . Конечно, новоучрежденный Синод был совсем не таким, каким многим бы в Церк­ви хотелось. Это хорошо понимал и сам митрополит Сергий. В мае 1928 г. в письме эк­зарху Украины митрополиту Михаилу (Ермакову) он изложил побуждения, которыми руководствовался при учреждении своего малоавторитетного Синода: «Пишут, что ле­гализацию мы не можем принять до тех пор, пока нам не будет дано все, что нужно для вполне независимого существования Церкви.

http://bogoslov.ru/article/353938

Духовенство попадало под удар антицерковных репрессий в первую очередь. Положение «лишенцев», не имевших элементарных прав, касалось не только самих священников, но и их семей. Жизнеописание священномученика Александра Парусникова (память 27 июня) показывает жизнь той эпохи, где милосердие соседствовало со зверством, а святость – с подлостью. В конце 1920-х гг. у священника отобрали полдома, поселив туда начальника местной милиции. Последний болел туберкулезом, отчего потом и умер. Обычным занятием «блюстителя порядка» было ходить по дому, в особенности в той половине, где жила семья священника, и плевать. Супруга отца Александра не раз становилась перед ним на колени, умоляя его пощадить детей. «Поповская сволочь должна дохнуть», – отвечал тот. Некоторые дети отца Александра действительно умерли от туберкулеза. В школе детей преследовали, демонстрируя их неравноправие в каждой мелочи. Это выражалось, например, в том, что дети священников, как «лишенцы», не получали бесплатного питания. Один из обычных случаев тех лет сохранила в памяти дочь отца Александра. Пастырь идет с ней по улице, а прохожие оборачиваются и плюют священнику вслед. Дочь сжимает его руку креп че и думает: «Господи, да он же самый хороший!» Отец, чувствуя, каковы в этот момент переживания дочери, спокойно говорит ей: «Ничего, Танюша, это всё в нашу копилку». Когда у семьи увели корову, отец Александр пошел служить благодарственный молебен. «Бог дал, Бог взял», – сказал пастырь. Но с тех пор каждое утро на крыльце появлялась корзинка с бутылью молока и двумя буханками хлеба. Старшие дети до глубокой ночи дежурили у окна, выходящего на крыльцо, чтобы узнать, кто приносит им хлеб и молоко, однако благотворителя так и не увидели. Пастыря неоднократно принуждали отречься от священства, во время допроса выбили все зубы. В 1938 г. он был расстрелян. Пример священномученика Александра и его детей – один из десятков тысяч. Окончание школы для члена семьи священника не означало окончания мытарств. Сыновей духовенства, например, одно время не брали в армию, которая считалась «рабоче-крестьянской».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рассмотрим некоторые примеры «великих ленинских проектов» из серии: «лампочка Ильича» и реализация плана ГОЭЛРО. По факту, все они являются продолжением запущенного в имперский период большого Проекта по электрификации России, носят пропагандистский характер, и не имеют ничего общего с исторической реальностью. Наиболее наглядно о «ленинских достижениях» в этой области свидетельствуют следующие цифры: согласно сведений Петроградской группы разработчиков плана ГОЭЛРО, датированной 1920 годом, выработка электроэнергии в 1916 году составила свыше 4,7 млрд Согласно советского сборника «Народное хозяйство СССР в 1960 году», в 1924 году выработка электроэнергии составляла 1562 млрд что в три раза меньше чем в дореволюционной России. В результате энергетические показатели 1916 года были достигнуты Советским Союзом только через десять лет – в 1926 году ( Борисюк А.А. История России, которую приказали забыть. Николай II и его время. М., 2018, с.22). Рассмотрим следующий миф – об отсталости царской России и «ленинском народном просвещении». Начиная с 1908 года в Российской Империи была принята программа бесплатного всеобщего образования: «начинается строительство школьной сети исходя из установки, что каждая школа должна обслуживать район с радиусом не выше трех верст. С 1894 по 1914 год, строится не менее 59 тысяч новых школ. Многократно растет число учеников. В абсолютных показателях число школ в период с 1894 по 1914 г. выросло в 2 раза, в период же с 1914 по 1928 г. – сократилось на 10%. Число учеников за те же периоды выросло – в 2,9 раза, а в последующий период сократилось на 2%. Рост числа студентов высшей школы увеличился с 1890 по 1917 г. - в 10,8 раз, в период с 1917 по 1940 г. – только в 6,0 раз, что прямо свидетельствует о замедлении темпов развития высшего образования в стране (Там же. С. 53-54). Характерным примером может служить история города Ново-Николаевска, расположенного с учетом транспортных возможностей того времени достаточно удаленно от столицы. Ново-Николаевск в результате введения всеобщего начального образования в стране, занял по этому показателю в 1912 году первое место, в пересчете на душу населения среди всех городов Российской Империи, включая Москву и Санкт-Петербург (Рекорды и достижения Новосибирска (Новониколаевска)/под ред. Гаврилова В.Ю. Н., 2008, с. 193).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/03/o_...

9. История Дагестана с древнейших времен до наших дней/Отв.ред. А.И.Османов. В 2-х томах. М.: Наука, 2004. Т.1. 627 с. (часть § 5 rл.IV paзд.II. С.254-260) (коллектив авторов) (РФФИ проект 03-06-87089). 10. Сефербеков Р.И., Шигабудинов Д.М. Мифологические персонажи традиционных верований аварцев-хунзахцев. Махачкала, 2006.  160 с. 11. Сефербеков Р.И. Пантеон языческих божеств народов Дагестана (типология, характеристика, персонификации). Махачкала, 2009. 407 с. 12. Сефербеков Р.И. История первобытного общества: Учебно-методический комплекс по дисциплине. Махачкала, 2012. 42 с. (2, 5 п.л.). 13. Сефербеков Р.И. Пантеон языческих божеств народов Дагестана (типология, характеристика, персонификации). Saarbruken, Germany: LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co KG,  2012. 407 с. ISBN 978-3-659-10402-2                                              II. Научное редактирование 1. Г.Ф.Чурсин. Авары. Этнографический очерк. 1928 г. Махачкала, 1995. 92 с. ; 2-е изд. 2008. 120 с. (научный редактор, от редактора). 2. Л.Б.Панек, Е.М.Шиллинг. Сборник очерков по этнографии Дагестана. Махачкала, 1996. 110 с.  (научный редактор, от редактора). 3. Наука и молодежь: Сборник статей молодых ученых и аспирантов по гуманитарным проблемам. Выпуск 1. Махачкала, 1997. 490 с.  (ответственный редактор и составитель, предисловие). 4. Социальная защита старости: Материалы научно-практической конференции, посвященной Международному году пожилых людей. 21 февраля 1999 г. Махачкала, 2000. 88 с. (составитель, предисловие). 5. Дагестанцы на фронте и в тылу: Материалы республиканской научной конференции «Немеркнущий подвиг народа», посвященной 55-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. 21 апреля 2000 г. Махачкала, 2000. 299 с. (составитель). 6. Наука и молодежь: Сборник статей молодых ученых и аспирантов по гуманитарным проблемам. Махачкала, 2000. Вып. 3. 441 с. (составитель, предисловие). 7. Наука и молодежь: Сборник статей молодых ученых и аспирантов по гуманитарным проблемам. Махачкала, 2001. Вып. 4. 191 с.  (составитель).

http://bogoslov.ru/person/426785

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010