Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРАЧКИ Бáрачки Ненад (25.11.1878, с. Боджани, обл. Бачка, Австро-Венгрия - 23.05.1939, Сомбор, Югославия), свящ. Сербской Православной Церкви, проф., регент, исполнитель и автор церковных песнопений. Начал обучаться в мон-ре Ковиль, в 1898-1900 гг. учился в гимназии в Сремски-Карловци и в Слушаке, под Риекой (Хорватия), одновременно был певчим и регентом в серб. церкви в Риеке. В 1904 г. окончил ДС в Сремски-Карловци, в 1922 г.- философский фак-т Белградского ун-та. В 1904 г. в Темешваре (совр. Тимишоара, Румыния) рукоположен во пресвитера, в 1936 г. возведен в сан протоиерея. С 1907 г. член Матицы Сербской , с 1927 г.- братства св. Саввы. В 1904-1914 гг. приходской священник Темешварской епархии Карловацкой митрополии. До упразднения автономии этой митрополии был членом епархиального адм. комитета в Темешваре. В 1914-1918 гг. священник в различных частях австро-венг. армии. После окончания первой мировой войны возвратился на свой приход в Сириге, где организовал народное собрание и встретил серб. армию, занявшую этот район. Участвовал в Парижской мирной конференции 1919-1920 гг. В 1920-1930 гг. преподавал Закон Божий, пение и регентское искусство в муж. педагогическом уч-ще в Сомборе. В 1931-1933 гг. служил духовником в Хоргоше (Бачская епархия), где построил новую церковь в сербско-визант. стиле. Б. произнес большое количество проповедей, часть из к-рых была опубликована в серб. календарях и журналах («Бранково коло», «Браник», «Привредник», «Српски Сион», «Вестник Српске Цркве», «Гласник српске nampujapшuje», «Духовна стража»). Написал монографию по истории своего прихода св. Георгия в Бегей (ныне Румыния). Изучал церковное пение; издал ряд нотных сборников по традиц. серб. церковному пению, литургию «русского распева» для 2 детских голосов. Сделал гармонизацию монодических церковных песнопений серб. распева для церковных и ученических хоров. Обширный рукописный архив Б. в наст. время хранится в Музыковедческом ин-те Сербской академии наук и искусств в Белграде.

http://pravenc.ru/text/77520.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГДАНОВИЧ Богданóвич Вячеслав Васильевич (1878, г. Дисна Виленской губ.- 1939), церковный и общественный деятель. Из семьи священника. Окончил Витебскую ДС, затем КДА со степенью канд. богословия. В 1903-1907 гг. преподавал в Витебской ДС. С мая 1907 г. инспектор Виленской ДС. Будучи казначеем Свято-Духова братства, был членом строительного комитета по возведению в Вильне Константино-Михайловской ц. (1903-1907). В 1914 г. организовал эвакуацию учащихся и педагогов семинарии в Рязань ввиду оккупации нем. войсками Вильны. Делегат Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. от мирян Виленско-Литовской епархии. На Соборе предложил порядок избрания Патриарха: при первом голосовании указывалось имя одного кандидата, а во 2-м туре - трех. В 1920-1921 гг. исполнял обязанности ректора Виленской ДС. Осенью 1921 г. тайно сопровождал арестованного польск. властями архиеп. Елевферия (Богоявленского) к месту заточения владыки в католич. мон-ре молчальников (Camaldules) под Краковом. За сопротивление провозглашению автокефалии Православной Церкви в Польше архиеп. Георгием (Ярошевским) отстранен от обязанностей ректора, выведен из епархиального совета и снят с поста редактора «Литовских ЕВ». В 1922 г. рус. населением виленского края избран сенатором в польск. сейм. В 1923 г. на процессе архим. Смарагда (Латышенко) , застрелившего архиеп. Георгия, выступал в качестве общественного защитника. В 1925 г. организовал в Вильно правосл. приход в честь вмц. Екатерины, не признавший автокефалии Польской Церкви и оставшийся в юрисдикции МП, за что митр. Дионисий (Валединский) «отлучил» Б. от Церкви. Будучи сенатором, в 20-30-х гг. Б. спас мн. рус. эмигрантов от высылки в СССР, угрожавшей им со стороны польск. властей. Выступая в сейме, требовал не ущемлять права правосл. Церкви и привести ее правовой статус в соответствие с Конституцией Польши. В 1927-1928 гг. издавал ж. Беларусь», Виленский правосл. календарь.

http://pravenc.ru/text/149455.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ (Ратмиров Василий Михайлович; 29.12.1881 (1887?), Ставропольская губ.- после 1947/ок. 1970 ?), бывш. архиеп. Минский и Белорусский. Из семьи священника. В 1902 г. окончил Екатеринодарское ДУ, в 1908 г.- Ставропольскую ДС по 2-му разряду. (В автобиографии В. писал о том, что он окончил КДА со степенью канд. богословия, но в списках выпускников КДА В. не значится.) 17 авг. 1908 г. рукоположен во диакона к церкви в ст-це Стародеревянковской, 5 окт. следующего года рукоположен во священника к Михаило-Архангельскому собору г. Темрюка, но остался за штатом. 27 окт. 1910 г. определен на священническое место к церкви в с. Арзгир, 3 окт. 1914 г. переведен в Николаевскую ц. в г. Ейске. (По свидетельству В., в 1914 он был возведен в сан протоиерея, однако это маловероятно, т. к. 12 марта 1915 он был лишь награжден правом ношения скуфьи.) В 1920 г. принял монашество, возведен в сан архимандрита. 4 нояб. 1921 г. состоялась хиротония В. во епископа Ейского, вик. Ставропольской епархии, к-рую возглавил Патриарх Московский и всея России свт. Тихон . После ареста Патриарха в мае 1922 г. В. перешел в обновленчество . В марте 1927 г. был арестован, осужден, отбывал наказание в СЛОН, после освобождения в авг. 1932 г. направлен обновленческим синодом в г. Армавир с титулом «архиепископ Армавирский и Майкопский». В июне 1935 г. переведен на обновленческую Курскую кафедру с возведением в сан «митрополита». По воспоминаниям курского духовенства, «митрополит» вел себя вызывающе: «бритый, в штатском костюме, с папиросой в зубах, под ручку с женой» В. появлялся не только в городе, но и приходил на службу в собор. 21 июня 1938 г. он был назначен управляющим делами обновленческого синода, после ликвидации синода перешел на должность управляющего делами обновленческого «первоиерарха» Виталия (Введенского) . Даже по меркам обновленческого духовенства В. отличался весьма странным поведением: «никогда не служил, не причащался». 30 авг. 1939 г. В. уволился на покой, затем отрекся от сана и перешел на работу бухгалтером в гражданское учреждение.

http://pravenc.ru/text/150737.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История России по периодам «КНИГА СТЕПЕННАЯ» один из крупнейших памятников рус. книжности XVI в., повествующий о рус. истории с древнейших времен до первых лет правления царя Иоанна IV Васильевича КОКОВЦОВ Владимир Николаевич (1853 – 1943), российский государственный деятель, граф (с 1914), действительный тайный советник, член Государственного Совета (с 1905). КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ КУЛЬТОВ (Постоянная Центральная Комиссия по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР, орган советской власти, ответственный за взаимоотношения с религ. орг-циями в 1929-1938 гг. КОМИССИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА при ЦК РКП(б) - ВКП(б), орган партийно-гос. власти, ответственный за религ. политику в СССР в 1922-1929 гг. КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (30-е гг. XIII в., не позднее окт. 1238 - нач. 60-х гг. XIII в.), блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) КОНСТАНТИН ВСЕВОЛОДОВИЧ (1185-1218), вел. кн. Владимирский (1216-1218), кн. новгородский (1205 - зима 1207/08) и ростовский (1208-1218) КОНСТАНТИН ДИМИТРИЕВИЧ (в монашестве Кассиан; 1389-1434), кн. новгородский (1407-1411; 1413-1414; 1419-1421), псковский (1407; 1412-1413; 1414), угличский (1421/22-1434) КРАСИКОВ Петр Ананьевич (1870-1939), советский гос. деятель, один из руководителей религ. политики в 1918-1938 гг. КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА (в монашестве Мария) († 1312), блгв. кнг. Тверская (пам. 24 янв., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) КУЛИКОВСКАЯ БИТВА сражение 8 сент. 1380 г. войск под предводительством блгв. вел. кн. Владимирского и Московского Димитрия Иоанновича Донского и его союзников против войск хана Тюляка (Тулунбека) и его темника Мамая на Куликовом поле в устье р. Непрядвы (правый приток Дона) КУРБСКИЙ Андрей Михайлович (ок. 1528 - 1583), князь, рус. и польско-литов. военачальник, писатель, переводчик, деятель правосл. просвещения КУРИЦЫН Федор Васильевич (сер. XV в. (?) - 1500 (?)/нач. XVI в.), великокняжеский дьяк, дипломат, книжник

http://pravenc.ru/rubrics/123046_6.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТРОНА Кузьминична Наволокина (1894, г. Ряжск Рязанской губ.- 11.01.1942, Карагандинский ИТЛ), мц. (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из крестьянской семьи. В 30-х гг. ХХ в. работала в колхозе «Красная новь» Ряжского р-на. В 1938 г. была арестована по обвинению в уклонении от переписи населения и приговорена к 3 месяцам исправительно-трудовых работ. Согласно материалам следственного дела, с авг. 1939 г. М. «ходила, нищенствовала по разным районам Рязанской обл.». Позднее на суде показала, что муж прогнал ее. 27 мая (по др. данным, 6 июня) 1940 г. была арестована в Пронском р-не Рязанской обл. вместе с мученицами Евдокией Гусевой , Евдокией Назиной и 3 девочками во время ночлега по дороге на богомолье в Рязань. Обвинялась в участии в «антисоветской группе церковников» и антисоветской агитации. В период следствия содержалась в тюрьме в Ряжске. Виновной себя не признала, от дачи показаний на предварительном следствии отказалась. 25 окт. 1940 г. приговорена Судебной коллегией по уголовным делам Рязанского облсуда к 6 годам ИТЛ. Отбывать срок заключения отправлена в Карлаг НКВД. 11 июля 1941 г. М. вместе с 10 др. верующими женщинами была привлечена в лагере к новому следствию по обвинению в контрреволюционной агитации и саботаже. Виновной себя не признала, протокол допроса подписать отказалась. Была расстреляна по приговору постоянной сессии Карагандинского облсуда при Карлаге НКВД от 29 сент. 1941 г. Погребена в безвестной могиле. М. прославлена Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив Центра Правовой Статистики и Информации при Обл. Прокуратуре г. Караганды. Д. 3976; Архив УФСБ по Рязанской обл. Д. 13674. Лит.: «Моя жизнь - Христос, и смерть - приобретение»: Новомученики и исповедники земли Рязанской, XX в.: Патерик. Рязань, 2012. С. 516-517. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2562610.html

Минусинск. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1842 году начался сбор денег на постройку храма во имя Святой Живоначальной Троицы, поскольку Спасский собор уже не мог вместить всех верующих. Более 40 лет потребовалось для возведения нового храма. За 50-70-е годы XIX века сменились три основных устроителя: горожанин Коно Солдатов, купец Григорий Чернышов, купец Никифор Зайцев. И лишь купец 1-й гильдии Иван Гаврилович Гусев завершил строительство. Храм был построен в русско-византийском стиле по проекту архитектора Ашемура: каменный, одноэтажный, высотою (вместе с колокольней) 17.сажен, внутреннюю отделку производил мастер Попов. На «все про все» было израсходовано более 108 тыс. рублей, из них более 87тыс. рублей из гусевского капитала. Церковь построена по проекту арх. А.А.Ашемура в 1877—1885 г. Храм был освящен 30 августа 1885 года. Одним из первых служителей был о.Николай (Орлов). Долгое время в храме служил известный протоиерей Дмитрий (Дубровин). В 30-е годы храм был закрыт, с 1937 г. туда ссыпали зерно, а в 1939 сняли колокола и разобрали колокольню. Окончательно храм был разобран в начале 50-х годов, после войны. В 1922 году из храма изъята церковная утварь, а в 1930-е гг. храм был закрыт. В1939 г. сняли колокола и разобрали колокольню. Ныне на месте, где стояла Свято-Троицкая церковь, находится средняя школа г. Минусинска. Источник: С.Круглов «Белые церкви – осколки Руси», газета «Власть труда» 18 февраля 1997г. Приход Градо-Минусинской Троицкой церкви открыт в 1885 г., выделился он из прихода Минусинского Спасского собора. Необходимость построения в Минусинске второго храма чувствовалась еще в первой половине минувшего столетия, а при увеличении города она стала настоятельной. Тогда Минусинское городское Городское общество еще в 1836 г. предложило построить в Минусинске особую церковь, но, по недостатку средств, предложение это оставалось неосуществимым до 1877 г. По постановлению Минусинской Городской думы от 10 декабря 1876 г. заключено: произвести постройку церкви и с начала весны 1877 г. приступить к заготовлению необходимых материалов, а по мере выполнения этих работ и к самой постройке церкви. Строителем церкви пожелал быть минусинский 1-й гильдии купец, а в последствии потомственный почетный дворянин Иван Гаврилович Гусев. По счетам последнего новый храм в постройке обошелся стоимостью 108 456 руб. и 55.5 коп., из коих 21 328 руб. 27.5 коп. пожертвованы разными лицами, а остальные 87 128 руб. 28 коп. Гусев употребил из собственных средств.

http://sobory.ru/article/?object=33563

Москва. Церковь Рождества Христова в Рождествено. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кирпичная церковь Рождества Христова с шатровой колокольней была построена в подмосковном селе Рождествено в 1904 г. В 1931 г. храм был закрыт. Богослужения возобновлены в апреле 1992 г. При храме действует воскресная школа. Храм Рождества Христова в селе Рождествено известен с 1628 года. Сохранилось и описание деревянной церкви с шатровым верхом, трапезной и папертью с лестницей. В 1810 году старое здание церкви сменил новый каменный одноглавый храм в стиле классицизма с изящной двухъярусной колокольней. В 1859 году для храма был вылит большой колокол весом 78 пудов 37 фунтов. В связи с увеличением количества прихожан было принято решение о постройке новой каменной церкви. Летом 1890 года по проекту архитектора В. О. Грудзина на средства зажиточного крестьянина Семена Тарасова начались работы по возведению каменного трехпрестольного храма. В 1898 году строительство было завершено, и освящен главный придел в честь Рождества Христова. Приделы посвятили пророку Илии и свт. Алексию, митрополиту Московскому. По январскому декрету советской власти 1918 года, здесь, как и в других приходах Русской Православной Церкви, было конфисковано здание церковно­приходской школы. Во время компании по конфискации церковных ценностей в мае 1922 года местная комиссия забрала из храма ризничные серебряные вещи: лампадки, наугольники, средники с Евангелий. Несмотря на все трудности, большая семья настоятеля отца Дмитрия Миролюбова выжила. Молитвой, терпением и трудами о. Дмитрия и прихожан в 1924-1925 годах в церкви сделали ремонт и приобрели необходимые ризничные вещи. По воспоминаниям внучки о. Дмитрия Антонины Дмитриевны Ефремовой богослужения совершались до 1939 года. Последней службой в храме было отпевание о. Дмитрия Миролюбова. После кончины настоятеля (5 марта 1939г.), через полтора месяца храм был разграблен. Из икон были сделаны кормушки для скота и настил пола в коровнике. Не испугавшись гонений, богобоязненные женщины отказались выходить на работу в коровник, пока из него не будут убраны святые иконы. Постройка старого деревянного храма была разобрана для устройства теплицы. В здании приходской школы разместилась школа народного образования, а в 1960-е здание стало использоваться как клуб.

http://sobory.ru/article/?object=03259

Оршанка. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты В центре поселка Оршанка в начале ХХ в. возвышалась Предтеченская церковь, являвшаяся украшением села. Ее строительство началось в 1860 г. и велось на средства прихожан. Холодный (летний) храм был завершен в 1876 г., а теплый (зимний) — в 1904 г. Церковь, судя по старым фотографиям, была очень похожа на церковь в с. Кучке. Храм был пятиглавый. Барабаны завершались шатрами с маленькими главками. Низкая трапезная и основной куб храма служили своеобразным постаментом для верхних объемов. На западе двухъярусная колокольня завершалась также шатром. Церковь смотрелась очень эффектно. Предтеченский храм имел пять престолов, богатую утварь, библиотеку из 250 книг. В приходе состояло более 3 тысяч человек. Гонения на храм начались в начале 1920-х годов. В 1922 г. в пользу голодающих из церкви были изъяты ценности: большой потир из серебра, кадило, большой оклад с напрестольного Евангелия, риза с иконы Божией Матери. В 1932 г. была закрыта холодная (летняя) церковь. Теплый храм пока оставался в пользовании верующих. Но летом 1939 г. и зимняя церковь оказалась закрытой якобы под “культурное учреждение”, хотя здание так и не использовалось. Только в июле 1941 г. в храме расположились разные производственные артели. Все верхние объемы церкви были разобраны. В 1990-е годы часть храма была передана верующим. Открытая церковь освящена в честь Святой Троицы. Теперь небольшая главка с крестом на скате крыши напоминает о предназначении здания. Она даже отдаленно не напоминает Предтеченский храм конца XIX в., который радовал всех своей красотой. Строительство каменной церкви взамен временной деревянной в селе Оршанка началось в 1865 г. и велось на средства прихожан. Холодный летний храм был завершен в 1876 г., а теплый зимний – в 1904 г. Предтеченский храм отличался особым изяществом и напоминал Сретенский в селе Кучка, значительно превосходя его размерами. Храм был пятиглавый, барабаны завершались шатрами с маленькими главками. Низкая трапезная и основной куб храма служили своеобразным постаментом для верхних объемов. Двухъярусная колокольня также завершалась шатром. Храм имел пять престолов, три из которых были освящены: во имя Рождества Иоанна Предтечи (1876 г.), священномученика Харалампия (1887 г.) и Казанской иконы Божией Матери (1904 г.). Храм имел богатую утварь, библиотеку из 250 книг. В приходе состояло более 3 тысяч человек. В соседней деревне Каракша была церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=17964

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.7 из  5) Возвращение в Россию В 1990 г. я был назначен в Нидерланды в г. Роттердам настоятелем домовой православной церкви в честь иконы Божией Матери “Скоропослушницы”. В Роттердаме и его окрестностях проживало несколько семей из первой волны русской эмиграции, в том числе и Сергей Александрович Субботин со своей супругой Марией Филипповной Постниковой-Субботиной. Сам Сергей Александрович был интереснейшим человеком, очень церковным и артистичным, в свое время был знаком с актером Михаилом Чеховым, певцами Ф. И. Шаляпиным и Л. В. Собиновым, певицей Н. В. Плевицкой, балериной Анной Павловой, генералом П. Н. Врангелем, философом И. А. Ильиным. Семья Сергея Субботина родом из г. Рыбинска Ярославской губернии, где священником служил его отец Александр Александрович Субботин, который скончался, когда дети — Сергей и его сестра Ольга — были еще маленькие. После 1922 г. семья Субботиных оказались в эмиграции в Берлине, где Ольга Александровна училась в Русском научном институте, посещала лекции и выступления многих писателей и философов, в 1936 г. присутствовала на лекции И. С. Шмелева. В 1937 г. О. А. Субботина вышла замуж за голландца и переехала в Нидерланды. 9 июня 1939 г. в день своего рождения Ольга Александровна написала письмо И. С. Шмелеву, который ответил на него так, как он отвечал, наверное, многим своим почитателям и читателям, хотя что-то его душу тронуло: “Благодарю за привет писателю, — писал он уже 19 июня, — я его сохраню в немалом, слава Господу, пакете писем от читателей-друзей. Ваше письмо — окрик на уныние мое”. Потом последовали еще письма с той и другой стороны. Они стали обмениваться мыслями не только по поводу ежедневной жизни каждого из них, но и своими размышлениями о творчестве, окружающей жизни, политике. Обмен мнениями довольно быстро перерос в настоящую дружбу родственных душ. Через какое-то время они обменялись фотографиями. О. А. Бредиус-Субботина скончалась 19 августа 1959 г. и похоронена на кладбище в Гааге.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-shmelev...

Ряжск. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на кладбище. Карта и ближайшие объекты Кладбищенский Успенский храм г. Ряжска был построен в 1753 году (1793 г. по другому источнику) на средства помещицы Параскевы Филипповной Протопоповой на ее собственной земле, которая была за чертой города. Построена она была над могилой ее предков и была больше похожа на часовню, так как была малых размеров. В 1857 г. на средства граждан города была построена колокольня. В 1862 г. было предложено ее расширить, но при работах были обнаружены значительные трещины во внутренней стене, разделявший храм от трапезной части. Тогда же решили построить новую церковь, к чему и приступили в 1862 г. В 1865 г. была окончена кладка стен и колокольни, перенесенной от старой церкви. 27 июля 1869 г. новопостноенный храм был освящен. Кладбищенская церковь значилась приписной к соборному храму г. Ряжска. В 1906-1908 гг. церковь была перестроена на добровольные пожертвования благотворителей. Так как церковь со временем пришла в ветхость и стала тесна, вместо нее была построена в 1867 г 2-я церковь на пожертвования разных лиц. Обе церкви были каменные. Вторая церковь была с колокольней в одной связи. В новой церкви, выстроенной в 1867 г., был один престол в честь Успения Богоматери. В церкви древней, но перестроенной в 1906-1908 гг., престол был в честь преп. Серафима Саровского. После революции церковь была передана группе верующих, а в 1922 г. из церквей было изъято церковное имущество. В городе на 1940 г. были закрыты церкви: ст. Ряжск 1 (название церкви не указано, закрыта в 1918 г. под клуб), Ряжск - тюремная церковь (закрыта в 1918 г. под клуб), Никольская церковь - закрыта в 1939 г. под слом, материал пошел на строительство черепичного завода, Покровская церковь закрыта в 1936 г. под школу, но была совершенно разобрана, материал использован на фонд ремонта жилья, Пятницкая церковь - закрыта в 1936 г., сломана, Ряжский собор - закрыт под школу, в 1935 г. сломан. Церковь без названия «гор. Ряжск, кирпичное здание, закрыто в 1937 г. под дом культуры, сломана, материал использован на ремонт жилого фонда.

http://sobory.ru/article/?object=12047

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010