Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла П. Д. Барановский. Фотография. 40–50-е гг. ХХ в. Петр Дмитриевич (14.02.1892, с. Шуйское Вяземского у. Смоленской губ. - 12.06. 1984, Москва), архит., реставратор, один из основоположников новых методов реставрации и консервации архитектурных сооружений. Окончил Московское строительно-техническое уч-ще (1912) и отд-ние археологии Московского археологического ин-та с золотой медалью (1918). Во время первой мировой войны служил начальником строительного участка на Западном фронте (авг. 1915-1918). Преподавал историю рус. архитектуры в Ярославском отд-нии Московского археологического ин-та (1919-1922) и в МГУ (1922-1923). С 1919 г. старший научный сотрудник московской секции ГАИМК, старший научный сотрудник-архитектор ЦГРМ (20-е - нач. 30-х ХХ в.). В 1933 г. был репрессирован, до 1936 г. находился в ссылке в г. Мариинске (Кемеровская обл.), после освобождения - сотрудник музея г. Александрова. С 1938 г. являлся членом структур гос. охраны памятников разных уровней, один из основателей ВООПИК (1966). Создатель музеев в с. Коломенском (1923-1933 директор), в Чернигове (1946), В Юрьеве-Польском (1947), в Андрониковом мон-ре в Москве (1960). Реставрационная деятельность Б. началась в 1911 г. с обмеров Введенской ц. Свято-Троицкого Болдинского мон-ря в Смоленской губ. В 1919-1929 гг. он реставрировал в мон-ре Введенскую ц. и звонницу, организовал музей. Б. реставрировал средневек. храмы в Смоленске (апостолов Петра и Павла, св. Иоанна Богослова, св. Архангела Михаила и др., 1923-1963), в Ярославле (здания Спасского мон-ря, храмы св. Архангела Михаила, св. Николы Мокрого, св. Николы «Рубленый город», 1918-1931), в Угличе (храмы Алексеевского мон-ря) и в Ростове (ц. св. Исидора и храмы Борисоглебского мон-ря). По его инициативе была создана Ярославская реставрационная комиссия (1918; с 1922 - Ярославское отд-ние ЦГРМ). Б. обмерял и изучал, первоначально под рук. И. Э. Грабаря , храмы и деревянные гражданские сооружения Русского Севера (1920-1931), Соловецкий мон-рь (1922-1923), храмы Новгорода (1922-1923). Участвовал в экспедициях по Волге (1930) и в Белоруссию (1929). В 1922 г. Б. обследовал ряд крупнейших древнерус. мон-рей, провел фрагментарную реставрацию боровского Пафнутьева (1923-1927) и перемышльского Лютикова (1927-1932) мон-рей в Калужской обл. Во Владимире и области он обследовал и реставрировал храмы вмч. Георгия в Юрьеве-Польском (1922-1950), Княгинина мон-ря (1924), вмч. Димитрия Солунского (1939-1941).

http://pravenc.ru/text/77518.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Громадский Александр Якубович; 01.11.1882, с. Докудов на Подляшье - 7.05.1943, с. Смыга на Волыни), митр. Волынский и Житомирский МП. Род. в семье сельского правосл. псаломщика. В 1904 г. окончил Холмскую ДС, в 1908 г.- КДА со степенью канд. богословия. В июле 1908 г. рукоположен во священника, служил в соборе г. Холма (польск. Хелм), стал членом Холмской духовной консистории. Со 2 февр. 1916 г. холмский епархиальный наблюдатель церковных дел. В 1917-1918 гг. служил в Бессарабии, с 1918 г. протоиерей. С 1918 г. преподаватель Кременецкой ДС, в 1921-1923 гг. ее ректор. В качестве одного из секретарей присутствовал в янв. 1922 г. на соборе епископов в Варшаве, где поддержал митр. Варшавского Георгия (Ярошевского), настаивавшего на немедленном провозглашении автокефалии Православной Церкви в Польше. 11 февр. 1922 г. принял иноческий постриг с именем А. В апр. 1922 г. хиротонисан во епископа автономной Православной Церкви в Польше. 3 сент. 1922 г. стал епископом Луцким, викарием Волынской епархии. С 12 окт. 1922 г. правящий епископ Гродненской епархии, с 10 февр. 1923 г. член Синода автокефальной Православной Церкви в Польше, неканонически учрежденной в февр. 1923 г. Вселенским Патриархом Мелетием IV (Метаксакисом) в условиях давления польск. гражданской власти; с 21 апр. 1923 г. епископ Гродненский и Новогрудский, с 1 дек. 1924 г. зам. председателя Митрополичьего совета. В нач. 1927 г. вместе с митр. Варшавским Дионисием (Валединским) предпринял поездку к Предстоятелям поместных Церквей с целью добиться офиц. признания автокефалии Польской Церкви. С 3 июля 1928 г. архиепископ. В 1930 г. вошел в комиссию по подготовке Поместного Собора Польской Церкви. С 15 апр. 1934 г. архиепископ Волынский и Кременецкий. А. был активным сторонником украинизации. церковной жизни. Осенью 1939 г. арестован советскими властями. С 1940 г.- в юрисдикции МП (оставлен на Волынской кафедре). В 1941–1944 гг. на территории оккупированной нем. войсками УССР и в соседних украиноязычных обла-стях Белорусской ССР действовала каноническая Автономная УПЦ, созданная на Соборе епископов Украины, к-рый прошел 18–25 авг. 1941 г. в Почаевской лавре под председательством А. Автономная Церковь была образована для противодействия распространению на Украине автокефалистских церковных орг-ций. (См. ст. Украинская автокефальная православная церковь ).

http://pravenc.ru/text/64654.html

Бодогáе [румын. Bodogae] Теодор (10.03.1911, Четатя-де-Балтэ, жудец Алба, Румыния - 22.11.1994, Сибиу, там же), румын. историк и богослов. В 1922-1929 гг. учился в лицее свт. Василия в Блаже, в 1929-1933 гг.- в Богословской академии Андреана в Сибиу. В 1934 г. на Богословском фак-те в ун-те в Черновцах завершил высшее образование и в 1938 г. получил докторскую степень за дис. «Помощь со стороны румын монастырям Св. Горы Афон». Преподавал Закон Божий в лицее в Сигишоаре (1936-1937), в гимназии Андрей Шагуна в Брашове (1937-1938) и в лицее Михай Витязул в Алба-Юлии (1938-1939). В 1939 г. рукоположен во иерея. Митр. Трансильванский Николай (Бэлан) направил Б. для дальнейшей учебы в Афины (фак-т правосл. богословия, 1935-1936) и Белград (Богословский фак-т, 1939-1940), затем в протестант. учебные заведения Берлина и Тюбингена (1941-1942). После возвращения из Германии в 1945 г. возглавил одну из кафедр исторического фак-та Клужского ун-та, эвакуированного в Сибиу. Преподавал также всеобщую церковную историю и патрологию в Богословской академии Андреана (с 1948 Богословский ин-т) до 1952 г. С 1952 по 1973 г. был приходским священником ц. свт. Николая в Сибиу. В 1973 г. вернулся на преподавательскую работу в Богословский ин-т в Сибиу, где и проработал до 1981 г. Б. опубликовал ряд работ по всеобщей церковной истории, патрологии и истории Румынской Православной Церкви (румын. Православие и Афон, межправосл. связи с Сербией, Болгарией и Россией, биографии отдельных иерархов). Занимался переводами на румын. язык творений св. отцов и сочинений совр. богословов. Статьи и работы Б. публиковались в церковной прессе, в частности в ж. «Telegraful Român», «Indrumtorul bisericesc de la Sibiu». Б. был участником различных международных научных встреч и семинаров, в частности XIV Международного конгресса византологов (Бухарест, 1971), III Международного съезда по изучению стран юго-вост. Европы (Бухарест, 1974), XIV Международного конгресса историков (Бухарест, 1980), а также участвовал в семинарах, организованных Гейдельбергским ун-том.

http://pravenc.ru/text/149639.html

Вильнюсская Г. Вильно в 1415–1419 и 1458–1538(?) гг. являлся местопребыванием митрополитов Киево-Литовских. (См. Киевская). До 1596 г. территория будущей епархии входила в область Киевских митрополитов; В 1596 г. отпала в унию. Основана (воссоединена из унии) 06.02.1839 (или 12.02.1839 – дата Собора в Полоцке, на котором в День Торжества Православия был провозглашен Акт о воссоединении литовского униатского духовенства и их паствы с Православной Церковью ). 1839–09.05.1845 кафедра находилась в Жировицком Свято-Успенском монастыре, затем в Вильно. Архиепископия в 1839–1852, 1868–1898 и 1904–1917 гг. Митрополия в 1852–1868, 1898–1904 и с 1917 г. Именовалась: Литовская; с 17.04.1840 – Литовская и Виленская; с 1917 г. – Вильнюсская и Литовская; в 1924–1939 гг. – Виленская и Лидская; Виленская и Литовская. В настоящее время снова Вильнюсская и Литовская. Викарные кафедры: Брестская, Ковненская. 25.03.1839 23.11.1868 10.12.1868 08.04.1879 23.05.1879 28.04.1885 28.04.1885 26.06.1885 11.05.1885 10.11.1890 10.11.1890 13.12.1890 13.12.1890 30.04.1894 30.04.1894 27.02.1898 07.03.1898 12.04.1904 23.04.1904 05.07.1910 13.08.1910 22.12.1913 Св. Агафангел Преображенский 22.12.1913 23.06.1917 28.06.1917 28.06(11.07).1921 28.06(11.07).1921 24.01(06.02)1923 11.1922 07(20)04.1923 19.04(02.05)1923 10.1939 20.10(02.11)1939 18(31)12.1940 11(24)02.1941 16(29)04.1944 16(29)04.1944 06.1944 31.03(13.04)1945 05(18)11.1948 05(18)11.1948 14(27)12.1951 14(27)12.1951 09(22)11.1955 09(22)11.1955 09(22)11.1956 09(22)11.1956 06(19)04.1959 04.1959 05.1959 08(21)05.1959 05(18)07.1963 12(25)08.1963 15(28)05.1971 17(30)05.1971 12(25)06.1971 12(25)06.1971 05(18)08.1972 05(18)08.1972 21.08(03.09)1972 в/у Анатолий Кузнецов 21.08(03.09)1972 21.08(03.09)1974 Анатолий Кузнецов 21.08(03.09)1974 28.03(10.04)1978 Герман Тимофеев 28.03(10.04)1978 28.03(10.04)1989 28.03(10.04)1989 09(22)04.1989 09(22)04.1989 12(25)01.1990 Антоний II Черемисов 12(25)01.1990 647 Сведения о древних литовских владыках – см. Киево-Литовская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1922 году в составе Ставропольской епархии было возобновлено Пятигорское викариатство. В ноябре 1922 года в Пятигорск назначается епископ Вольский, викарий (единоверческий) Саратовской епархии Иов (Рогожин, 1883-1933) с титулом «епископ Пятигорский и Прикумский». Викариатство просуществовало до 27 ноября 1925 года. 27 июня 1927 года была учреждена самостоятельная Пятигорская епархия, первым епископом которой был назначен архиепископ Астраханский Фаддей (Успенский, 1872-1937). С марта 1933 года на кафедру был назначен епископ Мефодий (Абрамкин, 1883-1939). В 1936 году он был возведен в сан архиепископа Пятигорского и Буденновского; с октября 1937 года в заключении, расстрелян в 1939 году. С этого момента фактически прерывается существование Пятигорской епархии, приходы которой в 1943 году вошли в состав Ставропольской епархии. Пятигорская епархия была возобновлена решением Священного Синода от 22 марта 2011 года ( журнал 13 ). В состав епархии включены приходы Минераловодского, Предгорного и Кировского районов Ставропольского края; городов-курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, Пятигорск; республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Благочиния Пятигорской епархии, расположенные на территории Ставропольского края, решением Священного Синода от 7 июня 2012 года ( журнал 51 ) были включены в состав Ставропольской митрополии. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси за темою Патриаршая проповедь в Неделю 4-ю Великого поста после Литургии в храме Казанской иконы Божией Матери в Лосиноостровской г. Москвы : Кирил звершив освячення Володимирського храму в в 2-гу Великого посту. Освячення Володимирського храму в м. Москви. (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського у 2-гу Великого посту у Володимирському в м. Москви : Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы на встрече с участниками Всемирного фестиваля молодежи : та звернення] Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Всемирном фестивале молодежи : та звернення] у Реутова. (Корчукова) на Туранського Слово Кирила при жезла Преосвященному (Корчукову), Туранському, : та звернення] Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4467349...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Арабаджиев Григорий; 8.02.1870, Севлиево - 13.03. 1939, Сливен), митр. Сливенский Болгарской Православной Церкви (БПЦ). В родном городе окончил 5-классную гимназию, в Тырнове - ДУ (1891). В 1891-1894 гг. преподавал в уч-ще в Севлиеве. С 1894 г. студент КДА, в 1898 г. получил степень кандидата богословия. В 1898-1903 гг. преподавал в педагогическом уч-ще в Казанлыке. По благословению митр. Сливенского Гервасия 14 сент. 1904 г. пострижен в монашество и рукоположен во диакона. В 1904-1908 гг. протосинкелл Сливенской митрополии. 15 сент. 1905 г. рукоположен во иерея, 15 янв. 1906 г. возведен в сан архимандрита. В этот период под его редакцией стал выходить ж. «Православный миссионер» (Православен мисионер. Сливен, 1907-). По приглашению Болгарского экзарха Иосифа I (Йовчева) в 1908-1909 гг. был ректором болг. ДС в К-поле. Протосинкелл Сливенской митрополии (1909-1917), преподаватель Сливенской муж. гимназии (1916-1917). 25 нояб. 1917 г. в кафедральном соборе вмч. Димитрия Солунского в Сливене хиротонисан во епископа Величского и назначен викарием митр. Сливенского Гервасия. 11 июня 1922 г. избран, 23 июля утвержден Св. Синодом Сливенским митрополитом. В 1933 г. купил участок земли и в 1934 г. начал строительство здания канцелярии митрополии (завершено после его смерти в 1939). В 1932-1938 гг. член Св. Синода БПЦ. Активно противостоял католич. пропаганде в митрополии. Написал ок. 20 брошюр религиозно-нравственного содержания. Похоронен в кафедральном соборе вмч. Димитрия Солунского в Сливене. Соч.: Отец Паисий Хилендарски: По повод 150-годишния юбилей от написване историята му, 1762-1912 г. София, 1912; Страданията и чудесата на вмч. св. Мина и св. Димитрий Солунски. Сливен, 1913; Завист. Сливен, 1920; Реч на панихидата на убитите офицери от Сливенския гарнизон в храма св. Димитрий. Сливен, 1920; Реч с присъдата над Иисуса Христа и мненията на членовете от синедриона. Сливен, 1920; Тридесетий септември 1919 г., траурния ден за бълг. народ. Сливен, 1920; Иисус на съд пред Пилата. Сливен, 1922.

http://pravenc.ru/text/389171.html

Екатеринославской (с 1926 Днепропетровской) епархии, существовало в 1923-1924, 1928-1930 гг. Управлявший в 1922 г. Екатеринославской епархией еп. Иоанникий (Соколовский) в условиях репрессий со стороны властей рассматривал в качестве своего возможного преемника настоятеля Николаевского собора в Кривом Роге архим. сщмч. Онуфрия (Гагалюка) (Кривой Рог в 1919 перешел из Херсонской губ. в Екатеринославскую губ., до 1923 оставался в Херсонско-Одесской епархии). 4 февр. 1923 г. экзарх Украины митр. Михаил (Ермаков) и Белоцерковский еп. Димитрий (Вербицкий) хиротонисали архим. Онуфрия во епископа Елисаветградского, викария Херсонско-Одесской епархии. 12 февр. еп. Онуфрий был арестован в Елисаветграде (в 1924-1934 Зиновьевск, в 1934-1939 Кирово, с 1939 Кировоград), 15 мая освобожден, выслан из Одесской губ., поселился в Кривом Роге, где продолжил борьбу с обновленчеством , начатую в Елисаветграде. В докладе патриарху Тихону еп. Онуфрий писал: «В городе Кривом Роге я после одесского заключения некоторое время отдыхал, но вскоре уже начал борьбу с ВЦУ... В настоящее время, живя в Кривом Роге, я тружусь над объединением всей Криворожской округи в одно православное викариатство». Действия еп. Онуфрия имели успех. В отчетах советских властей говорилось, что в Криворожском и Александрийском округах через 2-3 месяца после приезда архиерея «обновленческое движение начало разваливаться». Еп. Онуфрий объединил вокруг себя клириков из разных районов Украины. По офиц. свидетельствам, советскими органами «принимались меры к прекращению богослужения им в церквях, но на все он отреагировал негативно, отвечая, что все наши действия являются посягательством на религию и т. д., и решительным образом отказался от подписки всех предложенных условий. Перехвачено несколько покаяний «живистов» перед этим епископом... Он пользуется большой популярностью как среди священного культа, так и верующих масс. В сентябре месяце созывается съезд «живистов», и мы не гарантируем того, что он не будет сорван этим реакционером» (цит. по: Дамаскин. 2001. Кн. 4. С. 165-166).

http://pravenc.ru/text/2459063.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Дехтерёв Александр Иванович; 19.04.1889, Вильна - 19.04.1959, Вильнюс), архиеп. Виленский и Литовский. В 1908 г. окончил Виленскую классическую гимназию, в 1911 г.- морское уч-ще в г. Либава (совр. Лиепая, Латвия) со званием капитана дальнего плавания. Последующие 3 года служил в Русском Восточноазиатском об-ве пароходства и торговли. Будучи капитаном яхты «Бирма», совершал регулярные рейсы в Сев. Америку. В годы первой мировой войны (до февр. 1917) служил в техническом отделе 12-й армии, располагавшемся в Риге. В 1917-1918 гг. лит. сотрудник газ. «Приазовский край» и редактор литературно-художественного ж. «Лучи солнца» в Ростове-на-Дону; сотрудник газ. «Воронежский телеграф». В 1918-1920 гг. начал активную деятельность по внешкольному воспитанию и образованию детей, продолжавшуюся в эмиграции (с 1922) и завершившуюся в сент. 1939 г. Одновременно работал редактором в детских и юношеских периодических изданиях, сотрудничал в педагогических и художественных журналах, писал и выпускал книги для детей и юношества. Сотрудничал также в изданиях Сербской Православной Церкви (СПЦ) и Русской Православной Церкви за границей . В 1934-1939 гг. редактор ж. «Православная Русь». Автор труда о свт. Игнатии (Брянчанинове). В апр. 1935 г. пострижен в монашество в мон-ре прп. Иова Почаевского (РПЦЗ) в серб. г. Ладимиревци. В дек. 1938 г. рукоположен во диакона и затем во священника еп. СПЦ Владимиром (Райчем), назначен настоятелем прихода в Ужгороде (совр. Закарпатская обл. Украины). Вскоре А. стал настоятелем рус. храма во имя вел. кн. Александра Невского в Александрии (Египет), находившегося в юрисдикции РПЦЗ. Во время пребывания в Александрии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского), в день празднования Вознесения Господня, 14 июня 1945 г., А. принес покаяние и был воссоединен вместе с причтом и приходом с Русской Церковью, 1 нояб. 1946 г. возведен в сан архимандрита. В авг. 1948 г. А. был арестован египетскими властями по политическим мотивам, до 11 мая 1949 г. находился в тюремном заключении в Александрии. Заступничеством Святейшего Патриарха Алексия I и помощью советского правительства был освобожден и возвратился в Россию.

http://pravenc.ru/text/64656.html

Ванакюля. Часовня Флора и Лавра. Карта и ближайшие объекты Часовня в деревне Венкуль (деревня Наровская, также Русская деревня – деревянная, во имя св. Николая Чудотворца. Площадью не более 12 кв. метров. Местоположение отмечено на картах: 1860, 1933, 1939 гг. Около 1890 года часовня была перевезена в деревню Илькино (Ванакюля (Vanakula)), где простояла до 1950 года (эта часовня обозначена на финской карте 1934 года). Одна из икон этой часовни – икона Божьей Матери хранится сейчас в Кингисеппском Историко-краеведческом музее. В 2006 году в деревне Ванакюля (ранее – Илькино) на средства Е. Д. Сергеева и других жителей деревни была построена новая часовня – свв. Флора и Лавра. Вместо перевезённой часовни в деревне Наровская (Венкуль) построили новую - большего размера: «Здание представляло собой постройку из сосновых брёвен высотой 3,5 метра. С южной и северной сторон имелось по два окна, потолок был покрыт вагонкой». Богослужения совершались по крупным праздникам: на Рождество, Пасху, Троицу, Петров день и на «Николу» 6 (19) декабря, приезжающим из Ивангорода священником. До 1896 года часовня была приписана к Успенской церкви в Ивангородской крепости (по другим данным - была приписана к Успенскому храму с 1741 по 1897 гг.). В 1896 году была приписана к Усть-Наровской церкви, построенной в 1893 году. При часовне был староста и приходской совет, который решил расширить часовню и сделать из неё церковь. Такое решение было принято, потому что в 1920 году была проведена новая граница и православные ряда деревень: Каростеля, Фитинги, Ильконо, Мертвиц, Ханнике и Ропши, приписанные к Кейкинскому приходу, остались без храма. Их приписали к Владимирской церкви в Усть-Нарве, но добираться им до неё было далеко. Кроме того, в деревенской школе решили вновь начать преподавать Закон Божий. В результате в Венкуль из Усть-Нарвской церкви переселился в новый дом отец Николай Покровский, который и стал служить в новом храме, а также и преподавать в местной шестиклассной школе. Весной и летом 1921 года к восточной стене часовни пристроили помещение для алтаря и она стала на три метра длиннее. Весной 1922 года престол и алтарь освятили. Так в Венкуле появилась новая церковь во имя Николая Чудотворца. «В барабане церкви было восемь маленьких окон. Луковичная глава завершалась семиконечным позолоченным крестом. Перед входом располагалось открытое крыльцо. Над крыльцом была устроена колокольня с колоколом весом более двух пудов». С появлением в 1922 году церкви деревня Венкуль стала уже селом Венкуль. Эта церковь действовала до 1938 года (с 1935 г. по решению правительства Эстонии службы в церкви проходили только на эстонском языке). В 1944 году церковь была сожжена вместе с селом Венкуль отступающими войсками фашисткой Германии.

http://sobory.ru/article/?object=08329

Женевская и Западно-Европейская епархия (упразднена) Описание: Западно-Европейская епархия ведет свою родословную от приходов, сформированных беженцами из России в Западной Европе после революции 1917 г. Первый «управляющий русскими приходами в Западной Европе», эмигрировавший архиепископ Житомирский и Волынский Евлогий (Георгиевский) был назначен на эту должность 1 октября 1920 г. указом Южно-Русского Высшего церковного управления, находившегося в то время в Симферополе, в стане генерала Деникина. Подтвердительный указ в январе 1921 г. был издан этим же ВЦУ, уже из Константинополя. Декретами 423 и 424 от 8 апреля 1921 г. святитель Патриарх Тихон основал «Временную администрацию русских приходов в Западной Европе» и передал ее управление архиепископу Евлогию с согласия святителя митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) (см. письмо от 21 июня 1921 г.), который до этого возглавлял юрисдикцию религиозных организаций Русской Православной Церкви в Западной Европе. Указом от 30 января 1922 г. свт. Тихон возвел архиепископа Евлогия в сан митрополита. Указ Патриаршей канцелярии за 348 от 5 мая 1922 г., написанный под сильнейшим нажимом безбожной власти, упразднял Высшее церковное управление заграницей и передавал власть над всеми русскими беженцами митрополиту Евлогию, который, однако, не стал вступать в конфликт с прочими зарубежными русскими архипастырями. По его почину и по соборному решению зарубежных архиереев в согласии с указом Патриарха совершается роспуск ВВЦУ, а затем организуется Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей в юрисдикции которого в 1923 г. выделяется Западно-Европейский митрополичий округ во главе с митрополитом Евлогием. Но уже в 1926 г. митрополит размежевался с Архиерейским Синодом и в 1927 г. вошел в подчинение Московскому Патриархату. Небольшая группа приходов, решивших сохранить верность РПЦЗ, была возглавлена архиепископом Серафимом (Лукьяновым), переехавшим из Лондона в Париж. Решением зарубежного Архиерейского Собора 1927 г. Западно-Европейская митрополия становится епархией, а архиепископ Серафим — ее архипастырем. Хотя изначально она состояла не более чем из 5-6 приходов, в рамках епархии шла активная постройка новых храмов, организация приходов, были созданы викарные кафедры в Лондоне (1929 г.), Вене (1931 г., в 1938 г. переподчиненная Берлинской), Каннах (25.09.1936). В 1934 г. епархия была разделена на 4 благочиния, а определением Архиерейского Собора 29 августа 1938 г. вновь преобразована в митрополичий округ, к концу 1939 г. насчитывавший три самостоятельные епархии — собственно митрополичью Западно-Европейскую (с незамещенным викариатством в Лондоне), Каннскую и формирующуюся Брюссельскую.

http://patriarchia.ru/db/text/547787.htm...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010