257. ПИЙ XI Римские Папы. Список 257. ПИЙ XI. 1922—1939. Акилле Ратти. Родился 31 мая 1857 г. в Дезио, близ Милана, в семье мелкого промышленника. После окончания духовной семинарии учился в Риме. В 1879 г. принял священнический сан. С 1888 г. был сотрудником Амброзианской библиотеки в Милане, в 1911 г. стал вице-префектом Ватиканской библиотеки. В 1918 г., еще до окончания войны, получил должность апостольского визитатора в Польше и в Литве. Тогда же установил контакты с германскими властями. Запастись охранной грамотой военных властей, следил за развитием событий в Финляндии, Эстонии, Латвии и даже в Грузии. Апостольская столица ожидала от него рапортов о новой ситуации, складывавшейся после Октябрьской революции. В 1919 г. Ратти выполнял функцию нунция в Варшаве и церковного комиссара на территории Верхней Силезии и Восточной Пруссии. Его прогерманская деятельность в период плебисцита вызвала протест в Польше, и нунция пришлось отозвать. Ратти стал архиепископом Милана и кардиналом. После смерти Бенедикта XV в 1922 г. он был избран папой. Новый папа, принявший имя Пий XI, оказался человеком необычайно трудолюбивым. Статс-секретарем при нем остался Пьетро Гаспарри, а в 1930 г. его сменил Эудженио Пачелли. Пий XI был автором 22 энциклик, в которых обрисована его программа обновления церкви. Он осуждал в них Реформацию и социальные революции, либерализм и коммунизм. Наибольшую известность получила его энциклика «Quadragesimo anno» (1931 г.), которая, ссылаясь на социальную доктрину Льва XIII. выдвигала модель корпоративизма как самое близкое к принципам христианства решение социальных проблем, средство снятия социальной напряженности. Многие увидели в этой энциклике реверанс папства в сторону фашистского строя. И действительно, 11 февраля 1929 г. был подписан конкордат с Муссолини. Этот договор решал так называемый римский вопрос и возвращал папе светскую власть над территорией в 0,44 км. кв. в границах Рима, которая называется ныне Государство — город Ватикан. Латеранские соглашения (так называют конкордат Ватикана с Италией) открыли апостольской столице дорогу к интенсификации дипломатической деятельности в масштабах, не встречавшихся до того в истории католицизма.

http://sedmitza.ru/lib/text/442703/

В статье рассматриваются основные события истории Католической церкви в России и советско-ватиканских отношений, которые разворачивались в 1920-е — 1930-е гг., а также описываются современные направления исследований советско-ватиканских отношений межвоенного периода, в частности, исследования, представленные в рамках международной научной конференции «Россия и Ватикан в международном контексте в период понтификата Пия XI (1922—1939)» и одноименного тематического выпуска Электронного научно-образовательного журнала «История». Поэтому статья может выступать как введение к данному тематическому выпуску. Рассматриваемый период в истории советско-ватиканских отношений имеет две четких событийных доминанты: это кампания по изъятию церковных ценностей 1922—1923 гг. и организованный тогда же советской властью судебный процесс над католическим духовенством, а также «крестовый поход молитв» в защиту верующих в СССР, инициированный папой Пием XI в 1930 г., и связанные с ним акции советской власти. Вместе с тем, значительное внимание уделяется и механизму формирования политики Ватикана в отношении советской России и деятельности папской комиссии «Про Руссиа» и ее главы Мишеля Д’Эрбиньи. Также в статье формулируются предварительные итоги изучения международной политики Ватикана и советско-ватиканских отношений в 1920-е — 1930-е гг. в свете обнаруженных на сегодняшний день источников и опубликованных исследований. Авторы выделяют три направления, в рамках которых сегодня работают историки советско-ватиканских отношений межвоенного периода: систематизированный обзор недавно открытых архивных фондов и вновь выявленных документов; углубление представлений о реальной жизни Католической церкви в советской России; анализ международной ситуации и политики Ватикана и СССР в этом контексте в преддверии Второй мировой войны. Авторы статьи обращают внимание на значимость религиозного фактора для международной и внутренней политики советского руководства в 1920-е — 1930-е гг. и подчеркивают ценность зарубежных источников о религиозной жизни в СССР, которые позволяют хотя бы отчасти заполнить те лакуны в религиозной истории советского периода, которые возникли из-за отсутствия конфессиональных архивов.

http://bogoslov.ru/event/5880736

«Все материалы, которые использует реставратор, должны быть максимально обратимы, должны легко удаляться, они не должны, как пластмасса или акрил, застывать навечно. Это в основном водорастворимый клей, водорастворимые краски. Главная задача реставратора, прежде всего, устранить все разрушения, максимально восстановить предмет искусства», - рассказала реставратор Музея Победы Анна Одинцова. Среди полотен, над которыми работали реставраторы, - картина «Он – рядовой. Он – солдат Отечественной войны», которая была создана в 1965 году. Произведение написано на холсте, масляными красками, размер внушительный: 248х146 см. Реставратор также поделилась, что большой формат работы и плотный красочный слой вносят свои трудности. «Художник многократно писал, переписывал, накладывал краску, не просто писал тонкими кистями, а именно красочной пастой. Картина большая, из-за перепадов температуры и влажности холст по-своему реагирует: то сжимается, то расширяется, красочная масса большая и не эластичная, поэтому при движении холста появляются микротрещины и разрывы», - поделилась Анна Одинцова. Всего в экспозицию войдут более 50 работ – это живописные картины, этюды, фронтовая графика. Выставка будет работать в Музее Победы до 15 января 2023 года. Борис Неменский - член Союза художников СССР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, народный художник РСФСР, действительный член РАХ. Родился 24 декабря 1922 года. Учился в МХУ «Памяти 1905 года» (1939-1941). В 1942 окончил Саратовское художественное училище. В годы Великой Отечественной войны с 1942 проходил службу в Студии им. Грекова, выезжал в командировки в Панфиловскую дивизию, в Великие Луки, на Украинский, Белорусский и Ленинградский фронты. Участвовал в боях на реке Одер и штурме Берлина. Награжден боевыми и юбилейными медалями. В 1951 окончил МГХИ им. Сурикова. Преподавал в Московском городском педагогическом институте им. В.П. Потемкина и в МГПИ, с 1966 – во ВГИКе. Автор произведений: серия «Берлинские этюды» (1945), «Дыхание весны» (1955), «Безымянная высота» (1961), «Судьбы» (1969), «Здесь твой сын» (1980), «Дом друга моего» (1985), цикл портретов современников «Поколение» (1976-1978), циклы картин «Притчи об инакомыслии» (1999-2000), «Чужие жизни» (2001-2004), «Жасмин» (2004).

http://ruskline.ru/politnews/2022/12/14/...

Захар Прилепин: «Свадьба в Малиновке» или «Тарас Бульба» 26.09.2022 12:26:55 Раньше доверял словам Гегеля: «Все великие исторические события повторяются дважды: первый раз как трагедия, а второй — как фарс». Увы, это не так. Украинский вопрос (гражданская война одной части Украины с другой при поддержке и участии Москвы) уже несколько раз воспроизводился как трагедия: в 1647—1667, в 1917—1922, в 1939—1947 годах. Весело обыграв все признаки украинского фарса в фильме «Свадьба в Малиновке», советская власть была уверена, что низвела эту историю к фарсу навсегда. Но сегодня «украинский вопрос» снова имеет все признаки трагедии. Накануне войны у писателя Леонида Юзефовича вышел отличный роман «Филэллин». (Не стоит путать убеждения Юзефовича со взглядами его дочери — они отличаются.) В романе разрабатывалась гегелевская мысль на примере войны за свободу Греции XIX века. Юзефович мягко намекал, что греки новейшего времени к эллинам уже не имели отношения, а благородные порывы освободителей Греции выглядели печально. В романе, кажется, содержался известный намёк на украинские события — по крайней мере, так его прочитала либеральная критика, которая вообще во всём видит фарс, кроме тех случаев, когда лично ей прищемляют палец. Но если этот намёк имел место, он оказался неверен. Не обернулась фарсом поддержка украинства шляхтой (XVII век). Она и в наши дни конкретна, действенна, и Андрий вновь бежит к своей польке. И нынешние поляки вполне похожи на самих себя трёхсотлетней давности. Не обернулась фарсом поддержка украинства Европой и немцами: она действенна, и нынешние немцы — тоже вполне себе немцы. Уж точно с немцами столетней давности они вполне схожи. Будем надеяться, что до немцев 91-летней давности дело в этот раз не дойдёт. И нынешние самостийные хохлы нисколько не уступают своим предкам ни из отрядов Дорошенко, ни из петлюровских войск. И новый Скоропадский только по профессии комик, зато реальность он сумел обернуть в тотальный триллер. Не оборачиваются фарсом описанная уже у Михаила Булгакова бытовая «самостийность» и прочая «незалежность». Это совсем не смешно, но всё более ужасно.

http://radonezh.ru/2022/09/26/zahar-pril...

Иванд [нем. Iwand] Ханс Иоахим (11.07.1899, Шрайбендорф, ныне Писары, Нижнесилезское воеводство, Польша - 2.05.1960, Бонн), нем. лютеран. теолог. Род. в семье пастора. В 1919-1922 гг. изучал теологию в университетах Бреслау (ныне Вроцлав, Польша) и Галле с перерывом в 1918-1919 гг. на военную службу. В Кёнигсбергском ун-те И. защитил дис. «О методическом использовании антиномий в философии религии на примере «Достоверности веры» К. Хайма» (1924). В 1934 г. И.- профессор кафедры НЗ Ин-та им. Гердера в Риге, но вскоре из-за принадлежности к Исповедующей церкви был лишен права преподавания. В 1935-1937 гг. И. руководил нелегальными проповедническими семинариями Исповедующей церкви: в Блёстау (ныне Вишнёвка, Калининградская обл.), а после того как в 1937 г. был выслан гитлеровскими властями из Вост. Пруссии, в мон-ре Парадис под Йорданом (ныне Йорданово, Польша). В апр. 1938 г. И. был избран пастором общины св. Марии в Дортмунде, но в нояб. был арестован и находился в заключении до марта 1939 г. После освобождения И. продолжил пастырское служение. В окт. 1945 г. И.- профессор кафедры систематической теологии в ун-те Гёттингена. В 1947 г. И. совместно с К. Бартом , М. Нимёллером и Г. Димом принял участие в подготовке «Послания по поводу политического пути нашего народа» (Wort zum politischen Weg unseres Volkes), т. н. Дармштадтского послания (Darmstädter Wort), Братского совета Исповедующей церкви. В 1949 г. И. основал в Байенроде близ Хельмштедта социальное учреждение для беженцев и переселенцев послевоенного времени. В 1952 г. И. перешел из Гёттингенского ун-та в ун-т Бонна, на кафедру систематической теологии. По приглашению Патриарха Московского Алексия I И. дважды посещал СССР (в 1955 и 1958) и был награжден орденом св. кн. Владимира 2-й степени. В 1959 г. И. принял участие в офиц. встрече с представителями РПЦ в Арнольдсхайне. И. был членом Синода Евангелической Церкви Германии , членом Палаты общественной ответственности (при Евангелической Церкви Германии), состоял членом Евангелической конференции, Братского совета Евангелической Церкви Германии и занимал пост председателя Братского Восточно-Прусского синода Исповедующей церкви.

http://pravenc.ru/text/200467.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИЕЛЬ-РОПС [франц. Daniel-Rops] (наст. имя Анри Петьо) (19.01.1901, Эпиналь, деп. Вогезы - 27.07.1965, Шамбери, деп. Савойя), церковный историк, католич. писатель, член Французской академии (с 1955). Род. в семье офицера артиллерии, учился на филологическом и юридическом фак-тах Гренобльского ун-та. По окончании ун-та (1922) преподавал историю в лицеях Шамбери, Амьена и Нёйи-сюр-Сен (до 1946). Начав в 20-х гг. писательскую деятельность, Петьо взял псевдоним Даниель-Ропс по имени одного из героев своих рассказов. В 1926 г. вышел 1-й сборник эссе «Notre inquiétude» (Наше беспокойство), где автор выразил метафизическое беспокойство, характерное для франц. интеллигенции в годы после первой мировой войны. В 1932 г. Д.-Р. присоединился к движению «Nouveau Ordre» (Новый порядок), помогал в издании одноименного журнала. Это движение, основанное А. Дандьё, Д. де Ружманом и Р. Ароном, имело целью объединить молодежь католич., правосл. и протестант. вероисповеданий, чтобы противостоять «капиталистическому беспорядку» и тоталитарным теориям организации общества. В 1934 г. Д.-Р. написал манифест «Нового порядка». В том же году был опубликован роман Д.-Р. «Mort, où est ta victoire?» (Смерть, где твоя победа?), впосл. экранизированный и принесший автору известность как христ. писателю. В вышедших в 1937 г. сборниках эссе «Tournant de la France» (Поворот Франции) и «Ce qui meurt et ce qui naît» (То, что умирает, и то, что рождается), размышляя о причинах кризиса совр. цивилизации, автор писал, что в столкновении 2 концепций бытия - христ. и антихрист.- победила последняя, в результате чего стали развиваться человеческое самообожествление и культ земной, материальной жизни. Д.-Р. проводил идею, что только христианство может спасти совр. цивилизацию от гибели. В 1939 г. в романе «L " Épée de feu» (Огненный меч) автор утверждал, что в исторической перспективе страдания людей лишь тогда имеют смысл, когда человек принимает христ. благовестие. Д.-Р. был далек от монархических идей движения «Action Française» (Французское действие) и поддерживал радикальные устремления объединения «Esprit» (Дух).

http://pravenc.ru/text/168808.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРАЯННОПУЛОС [греч. Καραγιαννπουλος] Иоаннис (2.09.1922, Лонгастра, Греция - 23.01.2000, Салоники (Фессалоника)), греч. византинист, специалист по источниковедению, дипломатике и социально-экономической истории Византии. В 1939-1944 гг. К. обучался в Афинском ун-те на отд-нии истории и археологии философского фак-та. В 1946-1948 гг. посещал семинары византиниста Д. Закитиноса, после чего, получив государственную стипендию, продолжил обучение под рук. Ф. Й. Дёльгера в Мюнхене, где в 1955 г. защитил докт. диссертацию. Результатом исследований этого периода стали 2 монографии, посвященные финансовой системе ранней Византии (324-565) (Das Finanzwesen des frühbyzantinischen Staates. Münch., 1958. (Südosteuropäische Arbeiten; 52)) и зарождению фемной системы (Die Entstehung der byzantinischen Themenordnung. Münch., 1959. (Byzantinisches Archiv; 10)). В этих работах, а также в ряде журнальных публикаций рубежа 50-х и 60-х гг. XX в. К. полемизировал с господствовавшим в византиноведении представлением о прошедшем в VII в. в Византии радикальном преобразовании финансовой, адм. и аграрной систем. С 1960 по 1990 г. К. преподавал в ун-те г. Салоники (в 1967-1968 был деканом философского фак-та, в 1976-1980 - заведующим отделением иностранных языков), в 1976-1977 гг.- в Мюнстере. В 1966 г. совместно с медиевистом Э. Криарасом и археологом С. Пелеканидисом К. создал в Салониках Центр византийских исследований (Κντρον βυζαντινν ρευνν) и возглавлял Отд-ние визант. истории (1966-1983), был главным редактором его ведущего периодического издания - ж. Βυζαντιν (с 1969). Одним из проектов, осуществлявшихся под рук. К., стала подготовка масштабного «Словаря византийской терминологии». 1-й том этого издания, содержащий ок. 500 экономических терминов на буквы Α - Γ, был опубликован посмертно коллегами К. (Λεξικ βυζαντινς ορολογας Οικονομικο ροι/Εκδ. Ι. Ε. Καραγιαννπουλος, Σ. Βαρναλδης, Μ. Γρηγορου-Ιωαννδου et al. Θεσσαλονκη, 2000. Τ. 1). В течение неск. лет К. руководил проектом подготовки критических изданий визант. памятников в серии «Corpus Fontium Historiae Byzantinae. Series Thessalonicensis». Также К. был в числе основателей Греческого исторического об-ва (Ιστορικ Ελληνικ Εταιρεα) в Салониках, принимал участие в организации ежегодных Всегреческих исторических симпозиумов (с 1980), в течение почти 20 лет (1981-1999) руководил ж. Βυζαντιακ, к-рый издавало это об-во.

http://pravenc.ru/text/1681011.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КВИРИН языческое римское божество. Этимология имени В республиканскую эпоху считалось, что имя К. восходит к сабинскому curis (копье) ( M. Terenti Varronis De Lingua Latina Libri. I 1; V 51; V 73; VI 68. B., 1885; Dionys. Halicarn. Antiq. II 48) или к названию сабинского г. Куры. Эта этимология, однако, не подтверждается законами исторической грамматики и в наст. время поддерживается немногими историками. Наиболее надежной считается этимология имени Quironus, предложенная П. Кречмером ( Kretschmer P. Lat. quirites und quiritare//Glotta: Zschr. f. griechische u. lateinische Sprache. Gött., 1919. Bd. 10. H. 3. S. 147-157; Idem. Mythische Namen//Ibid. 1922. Bd. 12. H. 1/2. S. 51-61), к-рый убедительно показал, что название римлян Quiromes - «квириты» является не этниконом, как, напр., Samnomes - «самниты», а апеллативом «граждане» от «сограждане» (co-uiromes). Т. о., К. изначально был богом гражданского единства. Тем не менее совсем не принять во внимание при определении «сабинский» источник культа К. нельзя из-за ряда указаний в античной традиции на связь сабинян с К. Кроме прочего известно, что в 241 г. до Р. Х. в Риме была создана Квиринская триба (tribus Quirina, территориальный и избирательный округ), в составе к-рой были исключительно сабиняне, а Э. К. Эванс обнаружила археологические следы культа К. в сабинских землях ( Evans E. C. The Cults of the Sabine Territory. N. Y., 1939). Происхождение и семантика Вероятно, К. входил в древнейшую рим. триаду богов: Юпитер , Марс и К., место к-рой впосл. заняла Капитолийская триада: Юпитер, Юнона , Минерва . К. входил в известный каталог рим. царя Нумы Помпилия, на что указывает праздник Квириналий (17 февр.). Фламин Квирина (Flamen Quirinalis) (см. ст. Фламины ) был 4-м по значимости жрецом Рима (после Rex sacrorum и фламинов Юпитера и Марса). Происхождение К. объясняли различным образом. Согласно наиболее распространенной гипотезе, К. вошел в древнейшую триаду богов в результате синойкизма жителей Палатинского и Квиринальского холмов: латинов и сабинян. На это указывает, во-первых, то, что места культового почитания К. во все эпохи существования Рима ограничивались Квириналом (холмом К.). Во-вторых, известно, что в Риме существовало 2 коллегии жрецов салиев, которых называли соответственно Salii Palatini и Salii Collini (т. е. Квиринала): первые были жрецами Марса, а вторые - К. В-третьих, согласно традиции, Нума Помпилий, царь, к-рый на заре рим. истории упорядочил культ и календарь Рима, происходил из сабинского г. Куры. Теория синойкизма позволяет объяснить состав первоначальной рим. триады богов и источник сабинской этимологии имени К.: вероятно, что Марс и К.- боги войны жителей Палатина и Квиринала (латинов и сабинян), к-рые объединены в триаде верховенством Юпитера.

http://pravenc.ru/text/1684075.html

Статистика Чижевский Александр Леонидович Александр Леонидович Чижевский (26 января (7 февраля) 1897, Цехановец (сейчас Польша) — 20 декабря 1964, Москва) — советский биофизик, основоположник гелиобиологии, аэроионификации, электрогемодинамики, поэт, художник, философ. Лауреат Сталинской премии. А. Л. Чижевский родился в семье артиллерийского генерала. Среднее образование получил в Калуге в частном реальном училище Шахмагонова. В Калуге Чижевский близко познакомился с К. Э. Циолковским, восприняв многие его философские воззрения. Затем учился в Коммерческом и Московском археологическом институтах. Был знаком с Буниным и Брюсовым. В 1916 г. Чижевский ушёл добровольцем на фронт, был ранен. В 1918—1922 гг. Чижевский учился на естественно-математическом и медицинском факультетах Московского университета. В 1938 году А. Л. Чижевский приглашен на работу в качестве научного руководителя по строительству Дворца Советов. В сентябре 1939 года в Нью-Йорке состоялся Первый Международный конгресс по биологической физике и космической биологии, на котором А. Л. Чижевский был избран Почётным президентом. Чижевского приглашают в Америку, но в поездке за рубеж ему отказывают. Был направлен Меморандум о научных трудах Чижевского от имени конгресса в Нобелевский комитет, но Чижевский отказался от выдвижения на Нобелевскую премию «по этическим мотивам». Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Сталин очень любил Чижевского и положительно отзывался о его работе на благо Родины. За свои труды Чижевский получил Сталинскую премию из рук самого Сталина. Александр Леонидович Чижевский был репрессирован в 1942 г., заключён в лагеря в Свердловской области (Ивдельлаг) и в Казахстане (Карлаг, Степлаг), после освобождения в январе 1950 года отправлен на поселение в г. Караганду (Казахстан), в июне 1954 года освобожден от поселения, продолжая жить в Караганде. В Караганде работал в лаборатории Областного Онкологического диспансера, в Карагандинском научно-исследовательском угольном институте. После реабилитации вернулся в 1958 году в Москву, работал в лаборатории аэроионификации при совнархозе («Главсантехпром», руководитель — Ф. Т. Садовский, вымогавший деньги у Чижевского и приписавший своё имя к предисловию книг учёного). Были опубликованы труды Чижевского по аэроионификации и по структурному анализу движущейся крови, над которыми ученый работал в Карлаге и Караганде. Похоронен Александр Чижевский на Пятницком кладбище в Москве.

http://lib.cerkov.ru/authors/873

Чулков Георгий Иванович (1879–1939) – поэт, прозаик, литературовед, мемуарист. В печати дебютировал в 1899 году как прозаик; в 1904 году вышла первая поэтическая книга «Кремнистый путь». В 1905–1908 годах был близок с А. Блоком, посвятившим ему цикл «Вольные мысли». Автор исторических романов, сборников рассказов. В 1909–1912 годах издательство «Шиповник» выпустило шеститомное Собрание сочинений. В 1922 году вышел сборник «Стихотворения». Исследователь творчества Ф.И. Тютчева. Его комментарии к двухтомному академическому изданию «Полное собрание стихотворений Ф.И. Тютчева», вышедшему в 1934 году, стали основой для всех последующих исследований. Автор книги мемуаров «Годы странствий» (1930). Своих убеждений не менял, к советской действительности не приспосабливался. Такова характеристика послереволюционных лет его жизни, ставших для него годами тяжелейших испытаний, которые он преодолевал воцерковлением. В 1926 году он писал легендарной революционерке Вере Фигнер: «Я хочу сказать, Вера Николаевна, что ничто не может заменить религию. Человек может прожить на земле, лишившись зрения или слуха, но он не может прожить даже часа, лишившись религиозного опыта. Религиозный опыт совпадает с бытием. В большинстве случаев этот религиозный опыт бывает не осознан. Человек живет, как трава растет, но стоит ему утратить этот бессознательный религиозный опыт, он немедленно утрачивает связь с бытием. Он убивает себя. „Атеисты» все кандидаты в самоубийцы. А если они живут, то потому только, что, не осознавая того, верят в некое бытие, чаще всего они обоготворяют человечество, не давая себе в этом отчет. Значит, дело не в том, нужна или не нужна религия (она все равно неизбежна), а в том, какая религия ближе всего к истине, какая религия делает нас причастными к истинному бытию в большей мере, в наилучшей и совершеннейшей полноте». Георгий Чулков был убежден, что «после Тайной Вечери и Голгофы у нас есть теперь путь к Истине, которого не было две тысячи лет тому назад у римского прокуратора Иудеи».

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010