Закрыть itemscope itemtype="" > Был ли оправдан компромисс митрополита Сергия с советской властью? Митрополит Сергий: " Мое отношение к советской власти основано на маневрировании " 17.01.2008 430 Время на чтение 13 минут Многие считают, что Церковь должна владеть в том числе и политическими умениями. Но насколько приемлемы для христианской совести политические компромиссы с властью? Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к эпохе совсем недавних, большевистских гонений на Церковь. Компромисс, на который пошел в отношениях с властями митрополит и будущий патриарх Сергий (Страгородский), стал причиной церковных разделений. Был ли этот компромисс оправдан? И в чем были правы или неправы оппоненты митрополита Сергия? Об этом с иереем Александром МАЗЫРИНЫМ, заместителем заведующего отделом новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, автором книги " Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920-х - 1930-х годах " , беседовала главный редактор " НС " Юлия ДАНИЛОВА. - Отец Александр, насколько эта тема сложна для исследователя - Конечно, тема, касающаяся политики митрополита Сергия (Страгородского) в 1920-1930-е годы и реакции на эту политику в церковных кругах, весьма непростая. За годы, прошедшие с того времени, сложился целый ряд стереотипов, которые приходится преодолевать. Сформировалась целая традиция, которая рассматривала церковную жизнь 1920-30-х годов исключительно под углом лояльности-нелояльности советской власти: дескать, в Церкви многие не понимали важности произошедших перемен в государстве, и первым, кто смог в полной мере эту важность осознать, был митрополит (впоследствии Патриарх) Сергий. Но митрополита Сергия многие не поняли, поскольку были, во-первых, " контрреволюционерами " , во-вторых, " честолюбцами " . В результате произошел ряд " правых расколов " . СПРАВКА Иерей Александр Мазырин родился в 1972 году в Волгограде. В 1995 году окончил Московский инженерно-физический институт, в 2000-м - Православный Свято-Тихоновский богословский институт, магистр богословия, кандидат исторических наук, клирик храма свт. Николая в Кузнецах ( Москва ).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Богородице-Казанский Иоанно-Предтеченский скит (Сорочий Лог) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… В 1995 году рядом со святым ключом был образован скит Иоанна Крестителя . Массовые паломничества сюда совершались даже во времена безбожия. Святость этого места подчеркивается невинной смертью здесь новомучеников (по документам 11 местных крестьян). Содержание История [ править править код ] Есть на земле места, отмеченные особой благодатью, Иоанно-Предтеченский женский скит Знаменского монастыря в селе Сорочий Лог – одно из таких мест. Ориентиром для приезжающих служит серебряная глава звонницы на вершине холма и вывеска «Женский Богородице-Казанский, Иоанно-Предтеченский скит». Неподалеку от храма находится святой источник. По свидетельству местных жителей, источник пробился в 1915 году и получил название Святой ключ. Воды и грязи источника считаются целебными. По преданию в 1920-х годах около него расстреляли около 20 крестьян и священников во главе с отцом Максимилианом. Вместе с мучениками безбожники решили похоронить и источник. Все засыпали песком, но он все время пробивался и снова смывал песок. В 1995 году рядом со святым ключом был образован скит Иоанна Крестителя. Первыми его насельниками были два монаха. Современное состояние [ править править код ] Сейчас в скиту живут и трудятся во славу Божию несколько монахинь. Жизнь в ските связана с большими испытаниями. Монахиням, кроме молитв, которые длятся по много часов в день, приходится содержать в порядке Святой источник, храм, огород с садом, помещения келий. Кроме того, надо привечать паломников, кормить работников, занимающихся строительством, и многое, многое другое. Летом место тут благодатное, а зимой все заносит снегом. Монахини пробираются от кельи к келье по узким, протоптанным в снегу тропинкам. Для бытовых нужд растапливают снег, благо он тут первозданной чистоты. И конечно же, пользуются главным благом, возле которого они живут, Святым источником. В мороз в буран носят они на себе за 200 метров драгоценную воду. Святыни [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Каз...

Казанский Елабужский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Казанский Елабужский женский монастырь - православная женская обитель, основанная в 1856 году. В 1921 году монастырь был закрыт, возвращен Церкви в 1995 году. Содержание История [ править править код ] Основан в 1856 году как женская община, официально статус монастыря получил в 1868 году. До 1920 года (образование Татарской АССР) эта территория относилась к Вятской губернии и, соответственно, Вятской епархии. Накануне революции Елабужский монастырь стал крупнейшим в епархии женским монастырём (в 1893 году — 250 сестёр, в 1900 году — 273 сестры, считая послушниц). При монастыре действовала школа, а также золотошвейная и живописная мастерские. Главный благотворитель, которому обитель обязана своим возникновением — И. И. Стахеев. В течение 1856—1868 гг. он выделил на обустройство монастыря более миллиона рублей, что является, по размерам пожертвованной суммы, почти исключительным случаем. На эти средства в те же годы выстроен весь ансамбль обители (зодчий Г. А. Боссе): 4 храма, колокольня и 6 крупных жилых и хозяйственных корпусов, обнесённых прямоугольной в периметре кирпичной оградой (на восточной окраине тогдашней Елабуги). Главный храм был посвящён Казанской иконе Божией Матери. Он представлял собой высокое 5-шатровое сооружение в неорусском стиле. Собор был разрушен до основания после революции. С 2007 года началось его полное восстановление. 31 октября 2012 года храм был освящен митрополитом Казанским и Татарстанским Анастасием. В 1918 году по монастырю прошли первые репрессии. Формально он был закрыт, хотя фактически продолжал действовать до 1928 года как «православно-христианское религиозное общество» (243 чел., в том числе 173 монахини и послушницы бывшего монастыря во главе с игуменьей Ангелиной). В 1928 году закрыт окончательно. Возрождён с 1995 года. До 1998 года (открытие в Казани Зилантова монастыря) был единственным женским монастырём Казанской епархии. К началу 2000-х гг. в обители — около 20 сестёр, настоятельница — игуменья Вера (Шевченко). На территории монастыря действует два храма: небольшой - великомученицы Варвары (1887 год) и большой - храм в честь Казанской иконы Божией Матери, построенный на месте разрушенного. Имеется также загородное подворье в с. Анзирка с действующим храмом Казанской иконы Божией Матери (1858 год). В монастыре не прекращаются реставрационно-восстановительные работы, идущие медленно из-за нехватки средств. На сегодняшний день основным благотворителем является генеральный директор банка " Заречье " города Казани Наталья Владимировна Девятых, на средства которой был отстроен главный храм и отреставрирован сестринский корпус. Современное состояние [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_Елаб...

«Беречь – значит не только изучать, но и охранять» Беседа с академиком Сергеем Карповым об исторической науке и проблемах гуманитарного образования Мигель Паласио Продолжая серию интервью с членами Патриаршего совета по культуре, мы беседуем с Сергеем Павловичем Карповым (род. в 1948-м г., г. Ставрополь) – выдающимся историком-медиевистом, доктором исторических наук, профессором, действительным членом Российской академии наук. Окончив в 1971-м г. истфак Московского государственного университета, он всю свою жизнь связал с альма-матер, в 1995–2015-м гг. был деканом исторического факультета, а с 2016 г. является его президентом. С.П. Карпов – член академий наук Генуи и Алессандрии (Италия), научного общества Лейбница (Германия), член-корреспондент Венецианской депутации отечественной истории (Италия). Перу ученого принадлежат около 400 трудов по средневековой истории Италии, Причерноморья и Византии, средневековой археографии и дипломатики, экономической истории Средиземноморья XIII–XV вв. Его исследовательская, педагогическая и просветительская деятельность отмечена высокими наградами, в том числе орденами Русской Православной Церкви. Мы поговорили с Сергеем Павловичем о том, в чем призвание историка, что самое главное в историческом образовании, каковы приоритеты развития музея-заповедника «Херсонес Таврический», как не допустить искажения истории Великой Отечественной войны, реально ли исцелить последствия Русского исхода 1920 г., и о многом другом. Сергей Павлович Карпов, историк-медиевист, доктор исторических наук, профессор, действительный член Российской академии наук Выбор профессии и учителя – Сергей Павлович, почему вы выбрали своей профессией историческую науку? С чем было связано решение специализироваться по истории Византии и Причерноморья? – Интерес к истории сформировался у меня с раннего детства, и «виной» тому были и хорошая домашняя библиотека, и мудрые беседы старших. Уже со школьных лет я твердо знал, что хочу стать историком, знать факты и события прошлого, биографии людей, ощутить многоцветие окружающего их мира. Лучше всего для этого подходило Средневековье, его я и выбрал для специализации, уже поступив в Московский университет – единственный вуз, где я хотел учиться.

http://pravoslavie.ru/130475.html

В.Р. Легойда: Этнические эстонцы тянутся к русскому Православию 9 января 2019 г. 18:37 О церковном конфликте на Украине и его сходстве с появлением автокефальной церкви в Эстонии, о деструктивной позиции Константинопольской Патриархии и интересе этнических эстонцев к русскому Православию в канун праздника Рождества Христова порталу Baltnews.ee рассказал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ   В.Р. Легойда . — Г-н Легойда, церковный раскол на Украине напоминает сценарий появления в Эстонии Церкви в юрисдикции Константинопольского Патриархата, параллельной Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. В чем сходства и различия между украинскими событиями последнего времени и эстонской ситуацией 1990-х годов? — Развитие ситуации на Украине и в Эстонии имеет много общего. В обеих странах идеи автокефалии или перехода смены юрисдикции появлялись в 1920-е годы. Затем в период гитлеровской оккупации они получили развитие и вновь стали обсуждаться в 1990-е годы. Эти устремления поощрялись как политиками, так и самим Константинопольским Патриархатом. Точно так же, как и сейчас на Украине, в 1990-е годы власти независимой Эстонии приветствовали провозглашение юрисдикции Константинопольского Патриархата в стране. При этом известно, что в 1923 году Константинопольский Патриарх Мелетий (Метаксакис) не дал Эстонской Православной Церкви автокефалию, а лишь преобразовал ее в собственную митрополию. В нынешней ситуации на Украине контакты властей с Константинопольским Патриархатом сначала осуществлялись «в надежде» на «полную автокефалию», а теперь уже ясно, что собственного патриарха от Фанара (резиденция Константинопольского Патриархата находится в стамбульском районе Фанар. — прим. Baltnews) Украина не получит, да и «автокефалия» Православной церкви Украины будет ущербной. Развитие эстонского конфликта в 1990-е также началось с раскола — часть духовенства ушла в раскол, в юрисдикцию эмигрантского неканонического так называемого «стокгольмского синода», который затем был принят в 1996 году в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. При этом Фанар допускал клевету в отношении нашей Церкви. Так во время визита в Финляндию в 1995 году Патриарх Варфоломей выступил с обращением к православным верующим Эстонии, где содержались грубые нападки.

http://patriarchia.ru/db/text/5340110.ht...

Геленджик. Церковь Михаила Черниговского на Тонком мысу. Оригинальный вид церкви построенной в 1910-1913 г.г. по проекту архитектора В. А. Покровского, юго-восточная сторона. Фото из Ежегодника Императорского общества архитекторов-художников Сергей Ковров 1 июня 1920 Карта и ближайшие объекты Храм расположен на Тонком мысе в Геленджике. 95 лет назад ему дали имя Святого благоверного князя Михаила Черниговского. Еще в 1910 году начался сбор пожертвований на строительство церкви. План постройки был составлен придворным архитектором академиком В. Покровским, который работал в так называемом неорусском стиле, стилизуя формы национального зодчества соответственно эстетическим требованиям модерна, и был высочайше утвержден императором Николаем II. 22 сентября 1913 года Общество дачевладельцев обратилось к епископу с покорнейшей просьбой пожаловать на освещение церкви 6 октября 1913 года. 23 сентября 1913 года был произведен осмотр церкви-часовни, сооруженной под наблюдением архитектора С. Каллистратова. Комиссия отметила, что она, судя по наружному виду, построена с соблюдением всех правил строительной техники и может быть открыта для совершения в ней богослужений. В послереволюционный период церковь-часовня использовалось явно не по назначению. Сначала это был клуб, потом электроподстанция, после войны она оказалась вообще никому не нужной. Забытый и заброшенный храм разрушался. Только в 1992 году в ходе инвентаризации объектов историко-культурного наследия все сохранившиеся дореволюционные православные храмы были внесены в списки памятников культовой архитектуры и представлены для утверждения в край. В 1995 году земельный участок площадью 0,6 га с полуразрушенным зданием церкви был отдан подворью Черниговского скита Свято-Троице-Сергиевой Лавры. Началась реставрация храма. К сожалению, в результате ремонтных работ значительно утрачено первоначальное архитектурное решение фасадов и изменены пропорции шатра, внутри заново выполнена отделка и установлен иконостас, привезенный из Москвы.

http://sobory.ru/article/?object=15995

Матушка Наталия Соколова — жизнь верующего человека Можем ли мы сказать: «Да, для меня самое главное в жизни — это Бог»? А она могла… 3 февраля, 2014 Можем ли мы сказать: «Да, для меня самое главное в жизни — это Бог»? А она могла… 24 января этого года Наталия Николаевна Соколова перешагнула порог вечности. На 9-й день после кончины в храме Святителя Николая в Кленниках, где проходило и отпевание, была отслужена заупокойная литургия и панихида. В этот день родные и близкие молились и вспоминали о «мамочке». «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится…» (Пс. 90:1) «Наша мамочка, наша бабушка», — так зовут ее дети, внуки, близкие… Дочь, жена, мать, бабушка. Художник, писатель, переводчик. Все свои таланты, всю свою жизнь она принесла в дар Богу. Наталия Николаевна Соколова, дочь известного православного подвижника, богослова и ученого Николая Евграфовича Пестова (1892 -1982), вдова священника Владимира Соколова (1920–1995), мать пятерых детей. Николай (1950г.р.), Серафим (Епископ Сергий) (1951 -2000),  Екатерина (1952 г.р.), Любовь (1954 г.р.), Фёдор (1959-2000). Все они посвятили свои жизни служению Церкви: дочери Любовь и Екатерина — регенты церковных хоров, сын Николай — настоятель храма Святителя Николая в Толмачах. А в 2000-м году матушка Наталия проводила в вечность сразу двух своих сыновей — протоиерея Феодора, бывшего настоятелем Спасо-Преображенского храма в Тушине, и епископа Новосибирского и Бердского Сергия… 24 января этого года и сама Наталия Николаевна перешагнула порог вечности. На 9-й день после кончины в храме Святителя Николая в Кленниках, где проходило и отпевание, была отслужена заупокойная литургия и панихида. В этот день вместе с родными и близкими о «мамочке» молились сын и зять — протоиереи Николай Соколов и Николай Важнов, настоятель маросейского храма, супруг Любови Владимировны, младшей дочки матушки. «Наталия Николаевна… Наша мамочка, — сказал после литургии отец Важнов. — Сердце ее ни к чему не было прилеплено так, как к Богу, как к святости, как к любви. Она любила всех — членов своей большой семьи, всех, кого знала или не знала, но молилась за них. Слова Христа „идеже бо сокровище ваше, тамо и сердце ваше будет“ в полной мере раскрылись в жизни Наталии Николаевны.

http://pravmir.ru/matushka-nataliya-soko...

Москва. Церковь Николая Чудотворца в Старом Коптеве. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Коптевские Выселки и Новое Коптево имеют недавнее происхождение - они выделились из деревни Коптево в середине и второй половине XIX в. Пустоши Коптево - это было сельцо, центр самостоятельного владения. Его происхождение связано либо с родом Коптевых, который записан в древней " Бархатной книге " в конце XVII в. и в российском " Гербовнике " , либо с именем жившего в конце XV в. выходца из старинного боярского рода Константина Бутурлина, который имел прозвище Копоть. Строительство окружной железной дороги потребовало более двух десятин коптевской земли. Видимо, в связи с работой землемеров и произошёл раздел между Старым и Новым Коптевом. Линия Виндавской железной дороги (Московско-Рижская) и основанная на ней станция Москва-2-я (потом Подмосковная, сейчас Красный Балтиец) создала затруднения для прихожан (церкви Всех Святых в с. Всехсвятское) из Коптева, дачного посёлка Новая Ипатовка и других селений. Путь в приходскую церковь Всех Святых заметно удлинился. Настоятель Всехсвятского храма С. Лебедев, собрав уважаемых прихожан и заручившись начальной финансовой поддержкой, предложил построить в Старом Коптеве каменный храм во имя Николая Чудотворца. Торжественная закладка состоялась в мае 1907 г. Средств было мало, строительство велось медленно, потом заглохло. Работы возобновились в июле 1915 г., после вклада владельца суконной фабрики из Михалково Иокиша. Война и революция помешали этой работе, а архивные документы не сохранили сведений о судьбе церкви. Из книги Северный округ Москвы " Энциклопедия российских деревень " , 1995 г. В конце XIX века деревня Коптево разделяется на Старое Коптево и Новое Коптево. В 1907-1917 годах на улице (южнее современного дома 8) архитектором Н.Н. Благовещенским была построена церковь Николая Чудотворца в Старом Коптеве. Предполагались приделы Алексия, митрополита Московского и Михаила Малеина. Довольно крупное пятиглавое здание в псевдорусском стиле с трапезной, декорированное двумя малыми шатрами по сторонам высокой шатровой колокольни. Строительство продвигалось медленно и завершено не было. С 1917 года деревня вошла в черту Москвы. Церковь была разрушена в конце 1920-х годов, но не раньше 1928 года.

http://sobory.ru/article/?object=37992

Храм Сошествия Святого Духа (Саратов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Сошествия Святого Духа - православный храм в Саратове. Является памятником истории и культуры регионального значения. Содержание История [ править править код ] Вначале была построена деревянная церковь. В саратовских газетах имеется упоминание об этом. Так, «Саратовские губернские ведомости» писали: «Новая церковь в Саратове… во имя Сошествия Святого Духа на апостолов, устроена при содействии преосвященного Иакова в 1844 году». В 1855 году вместо старой, деревянной, построена каменная церковь и каменная же колокольня на средства почетного гражданина Саратова купца первой гильдии Петра Федоровича Тюльпина. Освящение Духосошественской церкви произошло несколько позднее, лишь 5 октября 1858 года. Освятил ее Преосвященный Иоанникий I (Горский; †1877), епископ Саратовский и Царицынский. По штату при церкви были положены три священника, один диакон и три псаломщика. Церкви принадлежали здания каменной церковно-приходской школы и деревянной сторожки. В годы Советской власти: В конце 1920-х годов Духосошественская церковь была захвачена обновленцами, но спустя полгода клир храма принес покаяние. Предположительно после закрытия Александро-Невского кафедрального собора Духосошественская церковь получила статус соборной. Постановлением Президиума Нижне-Волжского краевого исполкома советов РК и К депутатов от 6 октября 1931 года колокола собора были изъяты для нужд промышленности. В 1939 году храм был закрыт и превращен в зернохранилище. Однако здание почти не пострадало, и, когда 17 декабря 1947 года храм вновь был открыт, его стены были лишь заново расписаны. В 1948 году главный придел был заново освящен Преосвященнейшим Борисом (Виком; †1965) и в нем начались регулярные богослужения. В наши дни: Постановлением Саратовской Областной Думы от 17 ноября 1994 года 7-59 Духосошественская церковь признана памятником истории и культуры регионального значения. В 1995 году левый и правый приделы были заново освящены иерейским чином.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Сошествия...

Храм Успения Божией Матери (Архангельск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Первый деревянный храм Успения Божией Матери в Архангельске был воздвигнут на месте нынешнего храма еще в XVII веке. Успенская приходская церковь была одним из наиболее ярких примеров «архангельского барокко». Содержание История [ править править код ] По преданию, в 1631 году в церкви случилось чудесное происшествие. Замыслив грабеж, ночью в церковь попытался проникнуть вор. Когда он залезал в окно, рама вдруг сжалась и сдавила его. Наутро оцепеневшего от ужаса взломщика не смогли вытащить, и лишь «по свершении молебствия обоконие отторгнулось», освободив беднягу. Деревянная церковь часто горела и восстанавливалась. В 1640 году с северной стороны к ней пристроили придел во имя Симеона Столпника, а в 1672 году рядом поставили Воздвиженскую церковь, перенесенную из Немецкой слободы. В 1694 году в день Петра и Павла на всенощном бдении в Успенской церкви присутствовал Петр I. В 1850 году сгорела колокольня, а в 1851 году во время пожара, случившегося в Немецкой слободе, пострадала и церковь. Но уже к 1852 году они были поправлены, а в 1864 году с западной стороны колокольни пристроили деревянный тамбур. Храм славился своим благолепно украшенным внутренним убранством и был очень любим архангелогородцами. Но пришло время испытаний и гонений за веру Христову. В 1920 году Успенская церковь была упразднена. В 1922 году из храма изъяли церковные ценности: ризы, кадила, венцы. В 1995-1996 годах появился замысел воссоздания разрушенного храма Успения Божией Матери на своем историческом месте. До начала строительства храма на его территории в 1998 году временно поставили часовню во имя преподобного Антония Сийского, а на месте будущего храма установили крест. Успенская церковь, сохраняя свой исторический облик, прекрасно вписалась в современную застройку города. Главная святыня храма — чудотворная икона Успения Божией Матери. В течение нескольких веков она находилась еще в прежнем, разрушенном, храме и очень почиталась архангелогородцами. После разрушения Успенской церкви она чудом была спасена и сохранялась в храме святого Мартина Исповедника в Соломбале.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Успения_Б...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010