Источники и литература Арсений (Жадановский) , еп. Воспоминания. М., 1995. Брылеев Павел, свящ. Тульская епархия в Великую Отечественную войну//Тульские епархиальные ведомости. 2006. 13 (63). Вениамин (Федченков) , митр. Записки епископа. СПб., 2002. Вениамин (Федченков) , митр. Зосимова пустынь. – Божьи люди. М., 1991. Воспоминания о старце Иннокентии (Орешкине) Серафимы Сергеевны Спиридоновой. Рукопись. Гаврилин А. В. Уголовные дела православных священников как источник изучения сталинских репрессий на территории Латвии// Церковь и время. 2010. 3 (52). Дамаскин (Орловский), игум. Романова С. Н. Архивные исследования в деятельности Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. – Проблемы изучения истории Русской Православной Церкви и современная деятельность музеев. М., 2005. Дионисий (Шишигин), архим. «Былое пролетает...»: Патриарх Пимен и его время. М., 2010. Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых//Вышенский паломник. 2001. 1 (11). Зосимовский патерик: Жития святых и подвижников благочестия Свято-Смоленской Зосимовой пустыни/Сост. и авт. вступ. ст. монах Аристоклий. Б. м.: Зосимова пустынь, 2012. Игнатия, монахиня. Старчество на Руси. М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. Иларион (Алфеев) , митр. Подвиг мучеников – живой опыт Церкви//Журнал Московской Патриархии. 2013. 12. К Свету. 1994. 14. Косик О. В. Зосимовские старцы о церковных разделениях конца 1920-х гг.//Материалы XXII ежегодной богословской конференции ПСТГУ. М., 2012. Красносельские мученицы. К истории Алексиевского монастыря. М., 2011. Кречетов Валериан , прот. Мария и Марфа. Проповеди. Воспоминания. В 2 т. Т. 1. М.: Храм Державной иконы Божией Матери, 2006. Мазырин Александр, свящ. Наследники новомучеников//Журнал Московской Патриархии. 2011. 11. Мельник В. И. Дивеевские судьбы брата и сестры Мантуровых. М., 2013. Преподобный Алексий, старец Зосимовой пустыни/Сост. С. И. Четверухин. СТСЛ, 2013.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Книгу представляют Сергей Девятов и Елена Рычкова 3 июня 2015 г. 16:20 Издана самая полная постсоветская монография об истории московского Кремля В издательстве «Кучково поле» вчера, 2 июня, представлена новая книга доктора исторических наук советника директора Федеральной службы охраны Сергея Девятова «Московский Кремль. Памятники и святыни». Вобравшее в себя 550 страниц, вышедшее на русском и английском языках издание содержит уникальный текстовый и иллюстративный материал и является наиболее полной монографией об истории столичного Кремля за все постсоветские годы. Всего сюда вошли более двух сотен иллюстраций, многие публикуются «высокой печатью» впервые. Их ряд начинает вынесенная на обложку открытка 1909 года — первое известное цветное фотоизображение Кремля, запечатлевшее вид изнутри крепости на Вознесенский монастырь и Спасскую башню (на снимке). Нельзя не упомянуть еще об одном редчайшем ретроснимке — возглавляемым Патриархом Тихоном Крестном ходе 1918 года по Красной площади. «Его мы взяли из личного фотоальбома Ленина «1918 год», - говорит главный редактор издательства, ведущий редактор книги Елена Рычкова. Здесь же приводятся четыре самых подробных за всю историю Кремля плана: составленный после наполеоновских подрывов стен и башен в 1812 году, последний дореволюционный 1910 года, подписанный возглавлявшей в 1920 году музейный отдел Наркомпроса Натальей Троцкой план с цветной дифференциацией сохраняемых и приговоренных к сносу памятников, а также современный. Естественно, в такой книге просто не могла не быть широко представлена история многочисленных кремлевских храмов. Так, автор приводит снимки убранства шести домовых церквей Большого кремлевского дворца (в пяти из них сохранились исторические иконостасы); рассказывает о, возможно, самом старом здании города — основанной преподобной Евфросинией Московской церкви Воскрешения Лазаря, позднее вошедшей в основание Теремного дворца и упраздненной в XVIII веке; подробно вспоминает историю обретения в 1995 году захоронения великого князя Сергея Александровича (+ 1905).

http://e-vestnik.ru/history/kremlevskie_...

(Лёгкий Иван Саввич; 29.04.1907, г. Двинск (с 1920 Даугавпилс, Латвия) - 10.03.1995, шт. Нью-Джерси, США), еп. Роклендский, Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Из семьи священника. В юности был прислужником и чтецом в Александро-Невском соборе Даугавпилса. Окончил в 1926 г. рус. гимназию Даугавпилса. В 1927-1930 гг. работал народным учителем в сельской школе. В 1930 г. окончил экстерном Рижскую ДС. 14 сент. 1931 г. Рижским архиеп. сщмч. Иоанном (Поммером) рукоположен во диакона, а 21 сент. 1931 г.- во иерея. Определен на место отца настоятелем церкви в Каплаве Илукстского у. В 1934 г. назначен 2-м священником даугавпилсского Александро-Невского собора. Одновременно служил в Петропавловской ц. (на Ст. Форштадте) Даугавпилса. С 1936 г. священник рижского Троице-Сергиева жен. мон-ря и законоучитель местных школ. В 1937-1940 гг. учился на правосл. отд-нии богословского фак-та Рижского ун-та. В 1936-1941 гг. член Рижского епархиального совета. В 1936-1944 гг. был членом Синода Латвийской Православной Церкви. С 17 авг. 1941 по июль 1943 г. миссионер, член Псковской миссии . Окормлял иногда одновременно до 40 приходов. В авг.-нояб. 1941 г. находился в непрерывных разъездах по приходам, не имевшим священников. Совершал богослужения часто с 6 утра до 8 вечера, нередко причащая за день по 500-600 чел. Всего за это время крестил 3,5 тыс. чел. Служил на Талабских о-вах, в Афанасиевской ц. Гдова (с 27 янв. 1942), в храмах Гдовского р-на и в Троицком соборе Пскова (с сент. 1942). С 8 июля 1942 по апр. 1943 г. благочинный Гдовского округа (включавшего 5 районов Ленинградской обл.), с сент. 1942 по апр. 1943 г. также старший ревизор и помощник (заместитель) начальника Псковской миссии. 17 авг. 1942 г. награжден экзархом Прибалтики митр. Сергием (Воскресенским) орденом Миссии 1-й степени «за самоотверженное Апостольское служение и труды по воссозданию истерзанной безбожием души Русского Народа» ( Женочин М. С. 141). Летом 1942 г. по поручению экзарха Сергия составил программу занятий для преподавателей Закона Божия в школах оккупированной части Ленинградской обл. Осенью 1942 г. создал молодежный кружок при Троицком соборе Пскова, а в Гдове - добровольное благотворительное об-во «Народная помощь». Регулярно писал статьи и поучения для печатного органа Псковской миссии ж. «Православный христианин». В июле 1943 г. назначен ключарем Рижского кафедрального собора с возведением в сан протоиерея. Служил благочинным Рижского округа, был членом епархиального совета. В окт. 1944 г. эвакуирован из Риги в Германию, где сопровождал Рижского еп. Иоанна (Гарклавса) .

http://pravenc.ru/text/469504.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРАЧЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Орловской (1921-1922), Брянской (с 1922) епархий, существовало в 1921-1924 и 1927-1930 гг. с центром в г. Карачеве (ныне Брянской обл.). 12 дек. 1921 г. во епископа Карачевского, викария Орловской и Севской епархии, был хиротонисан св. Агапит (Борзаковский) , настоятель Одрина во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря , с назначением временно управляющим Дмитровским вик-ством Орловской епархии. Поскольку Карачев с уездом относился к образованной в 1920 г. Брянской губ., вскоре К. в. вошло в состав Брянской епархии. По-видимому, с нач. 1923 г. еп. Агапит, живя в Карачеве, управлял Брянской епархией. В анкете, составленной для регистрации Брянского ЕУ в 1927 г., еп. Агапит указал, что с 1923 г. он имел титул «епископ Брянский и Карачевский» (его предшественник на Брянской кафедре еп. Амвросий (Смирнов) в 1921-1923 имел титул «епископ Брянский и Севский»). Приходы Карачева и уезда названы в «Списке православных религиозных общин, заявивших до 15 сент. 1924 г. о добровольном признании духовной власти (окормления) епископа Брянского и Карачевского Агапита». 15 нояб. 1923 г. еп. Агапит также был назначен временно управляющим Орловской епархией. Архиерей и ранее рукополагал клириков на приходы Орловского у. в связи со сближением Орловского и Севского еп. Амвросия (Смирнова) с обновленчеством . В марте 1923 г. еп. Агапит в Карачеве рукоположил Александра Данилушкина во иерея к храму в с. Сабурове Орловского у. ( Устименко С. Он жил для Церкви, работал для Церкви//Живоносный источник: Газ. Висагинас (Литва), 1995. 3). 16 сент. 1924 г. по распоряжению начальника секретного отдела Брянской ГубЧК у еп. Агапита была взята подписка «о прекращении духовного окормления епархии впредь до регистрации». В 1924-1926 гг. еп. Агапит находился в ссылке в Тверской губ., в 1927 г. вернулся в Брянск. В 1927 г. «был переведен обратно епископом Карачевским», о чем есть сведения в следственном деле «контрреволюционной группы» из 6 монахов при Одринском мон-ре, руководство к-рой приписали владыке (от дек. 1930). Кроме того, в деле клирика Брянской епархии свящ. Петра Голынского содержится упоминание о том, что не позднее 1927 г. владыка Агапит как «нелегальный епископ» служил в Карачеве, откуда поддерживал связь с митр. сщмч. Петром (Полянским) .

http://pravenc.ru/text/1681007.html

Москва. Церковь Екатерины на Всполье. церковь Екатерины на Ордынке Карта и ближайшие объекты Первые сведения о деревянном храме на этом месте датированы 1612 г.  В это же время (1657) церковь сменяется каменной. Существующий храм в стиле барокко построен в 1766-1775 гг. по проекту Карла Бланка. Вероятно, постройка храма была заказана лично Екатериной II во время её коронации в 1762 г. Бланк построил новое здание рядом со старым, объединив два храма центральным объёмом с колокольней. Новая (сохранившаяся) церковь действовала летом, старая (отапливаемая) — зимой. Тогда же, в 1769 г., построена ограда (переделана в 1820-х гг. после пожара 1812 г.), использовавшая решётки, изготовленные в 1731 г. для Соборной площади в Кремле. Иконы для храма были написаны Д.Г. Левицким совместно с В.И. Василевским; не сохранились. В 1920-1924 гг. в храме на престольный праздник служил Патриарх Тихон. Храм в 1931-1992 гг. был закрыт, использовался под различные конторы и жильё. В 1970-1983 гг. летняя Екатерининская церковь внешне восстановлена реставрационными мастерскими Института Грабаря. Колокольня разрушена в 1930-е гг. Здание Спасской тёплой церкви лишено купола и используется в промышленных целях по сей день. В 1992 г. был передан православной общине. Первая Литургия в храме была совершена на Благовещение 1995 г. 11 июня 1999 г. состоялось великое освящение храма Патриархом Алексием II при сослужении Блаженнейшего митрополита Феодосия. wikipedia Документально известна с нач. XVII в. Ныне существующий главный холодный Екатерининский храм выстроен арх. К.И. Бланком в 1766-1775 гг. в стиле барокко. Вторая (тёплая) церковь поставлена в 1870-72 г. с запада, у тогда же надстроенной колокольни, на месте прежнего Никольского придела. Стилизована под барокко. Главный престол в ней Спаса Нерукотворного, приделы Никольский и Александра Невского. Три здания: четырёхъярусная колокольня в центре, восточная летняя и западная зимняя церкви, вытянуты в одну линию, образуя оригинальную композицию. Храм закрыт в 1931 г., лишен глав, колокольня сломана до 1-го яруса. Возвращен РПЦ в 1992 г., с дек. 1994 г. - подворье Православной Церкви в Америке.

http://sobory.ru/article/?object=02245

Новая Михайловка. Церковь Михаила и Феодора Черниговских. Церковь " Знамение " иконы Божией Матери, Знаменская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Михаила и Феодора Черниговских Архитектурные стили: Русско-византийский стиль , Эклектика Год постройки:Между 1884 и 1891. Архитектор:На основе образцового проекта 15, А.В. Перкиц Адрес: Республика Татарстан, Альметьевский район, село Новая Михайловка. Координаты: 55.013766, 52.585876 Проезд:Из Альметьевска по автодороге Р-239 в сторону Бугульмы и Оренбурга, В поселке Нижняя Мактама повернуть налево в направлении Актюбинского. Через 4 км - налево, на Новое Каширово, Джалиль. Еще через 15 км - налево по указателю " Новая Михайловка " . Через 3,5 км направо, на дорогу, ведущую в Новую Михайловку, еще через 650 метров - налево. Через 150 метров церковь будет справа от дороги. Изменить описание объекта По этому же образцовому проекту построены: Карта и ближайшие объекты Каменный однопрестольный храм иконы Божией Матери «Знамение в с. Новомихайловка был построен по проекту уфимского архитектора А.В. Перкица на месте старого деревянного в 1884-1891 гг. на средства елабужского купца И.Г. Стахеева. В 1910 году в храме был произведен капитальный ремонт. В советские годы церковь была закрыта и здание сильно пострадало. В 1995 году храм был восстановлен на средства ОАО «Татнефть». Приписан к храму Архистратига Михаила п. Джалиль Сармановского района РТ. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. Церковь в плане имеет трехчастную композицию: центральное восьмиугольное ядро хама с восточной стороны замыкается полуциркульной апсидой, с западной стороны соединяется с неширокой трапезной, которая дверным проемом связана с прямоугольным нижним ярусом колокольни. Памятник провинциальной культовой архитектуры в русско-византийском стиле. Из каталога-справочника. Р.А. Айнутдинов, Е.В. Липаков, Р.Р. Хайрутдинов. " Республика Татарстан:Памятники истории и культуры " . - Казань Издательство " Эйдос " , 1993 г. У правого притока реки Степной Зай, речки Урсалы, в 25 км к северу-востоку от Альметьевска раскинулось село Новая Михайловка. Основано в 1840-1850 годах. До 1920 года входило в состав Мензелинского уезда Уфимской губернии. Первая временная деревянная Иоанно-Предтеченская церковь построена в 1884 году на средства елабужского купца Ивана Григорьевича Стахеева, имевшего здесь усадьбу и большое количество пахотной земли. На его же средства по проекту уфимского архитектора Александра Владимировича Перкица построили однопрестольный каменный храм, освященный 22 декабря 1891 года в честь иконы «Знамение Пресвятой Богородицы». В 1910 году храм был реконструирован. Приход храма образован в 1882 году из части прихода крестьян села Новоникольское, а также населенных пунктов Новая и Старая Михайловка. Прихожанами стали русские, бывшие помещичьи крестьяне. Причт составляли один священник и псаломщик. Приход был невелик, и его основные доходы составляли проценты от ценных бумаг, пожертвованных Стахеевым.

http://sobory.ru/article/?object=26276

Ногинск. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери расположен недалеко от Богоявленского собора , построен на пожертвования прихожан. Закладка состоялась в 1846 г. в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, освящен 8 сентября 1857 г. свт. Филаретом. До 1873 г. был приписан к Богоявленскому собору Ногинска . Со временем храм расширился. К 1887 г. была построена трехъярусная колокольня, новая трапезная с двумя обширными приделами — Никольским и Сергиевским. В 1920-е гг. церковную землю конфисковали, священника Митрофана Петровича Ласкина арестовали, он погиб в лагере в 1937 г. В начале 1930-х гг. храм был закрыт, разрушен и разорен. В помещении храма сначала устроили клуб, затем кинотеатр, потом школу киномехаников. В 1991 г. зарегистрирована православная община и освящен Никольский придел. 20 ноября 1995 г. были обретены мощи сщмч. Константина Богородского и перенесены в Тихвинский храм. Церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери была воздвигнута при городском кладбище на пожертвования горожан по проекту, Высочайше утвержденному 10 января 1846 года. В том же 1846 году, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери 26 июня, состоялась закладка церкви. Строилась она более 10 лет и 8 сентября 1857 года была освящена святителем Московским Филаретом (Дроздовым). Колокольня при церкви вначале была выстроена деревянная. Старое городское кладбище располагалось на восток от церкви и было обнесено каменной оградой с башенками по углам; перед храмом со стороны улицы кладбище было ограждено сквозной железной решеткой. До 1873 года Тихвинская церковь была приписана к Богоявленскому собору города Богородска и не имела официально определенного прихода. Богослужения совершались в ней только в летнее время. В 1871 году на месте разобранной паперти к западной стене церкви для большей вместимости была пристроена беспридельная трапезная. 21 июня 1873 года Тихвинская церковь получила самостоятельность, причт состоял из священника и псаломщика. Приход стал составлять восточную половину города, начиная от Тихвинского переулка, в него вошли деревни Торбеево, Ланино и Малое Буньково. С 1873 года в Тихвинском храме велись метрические книги и исповедные росписи. При церкви находился деревянный дом с усадьбой, в котором проживало 8 престарелых женщин, деревянный домик для церковного сторожа и деревянный сарай для хозяйственных принадлежностей, под навесом хранились дрова для обогрева храма. В 1874 году при Тихвинской церкви началось строительство трехъярусной каменной колокольни, которая была завершена в 1878 году. Каменная паперть соединила колокольню с церковью, под папертью была устроена комната для церковного сторожа. На колокольню были подняты колокола, вес самого большого составлял более трехсот пудов.

http://sobory.ru/article/?object=03919

Павловский Посад. Покровско-Васильевский мужской монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Покровский собор Карта и ближайшие объекты Строительство храма велось с 1869 по 1911 гг. и осуществлялось в два этапа. Первый этап охватывает 1869-1895 гг. Сооружение купцом Яковом Ивановичем Лабзиным двухэтажной кладбищенской церкви над могилами супруги, Акилины Ивановны и ее брата, Василия Ивановича Грязнова (впоследствии причисленного к лику святых (праведный Василий Павлово-Посадский). Здание сооружалось в 1869-1872 гг. В 1884 освящен нижний храм Василия Исповедника ( " Василия Спостника Прокопиева " ), где в 1891 г. был похоронен и сам храмоздатель. 3 июля 1894 г. состоялось торжественное открытие при церкви Покровско-Васильевской женской общины. В августе 1895 г. были освящены верхние престолы - Покрова Пресвятой Богородицы (главный), Всех Святых (южный), мученицы Акилины (северный). Второй этап - 1907-1911 гг. В связи с учреждением в 1903 г. на основе общины общежительного женского монастыря, Покровская кладбищенская церковь стала монастырским собором и увеличена пристройкой обширной трапезной и многоярусной колокольни. Автор проекта - архитектор В.П.Десятов. В 1920 г. монастырь закрыли, но богослужения в соборе продолжались до 1932 г. В 1995 г. монастырь возрожден, но в качестве мужского епархиального. Монументальное кирпичное здание с чертами эклектики и " русского стиля " поставлено на полуподвале, образующим низкий цокольный этаж, где расположен Васильевский престол. Приземистый храм с одним ярусом окон и высокая трапезная, объединенные общим карнизом, слиты в единый блок, сильно вытянутый по продольной оси. Объем " настоящего " храма снаружи выявлен только ритмом оконных проемов и миниатюрными барабанами декоративного, широко расставленного пятиглавия. Архитектурно-декоративные формы западной части здания более развиты и имеют выраженный национальный характер. Эффектно решение главного фасада с центральным столпом четырехъярусной шатровой колокольни и боковыми шатровыми крыльцами. Богатое наружное убранство с применением белого камня ориентировано на образцы XVII в. Четырехстолпный храм перекрыт системой парусных сводов, которые в совокупностисо столбами и арками образуют различные по площади пространственные ячейки равной высоты. Восточная пара столбов отделяет алтарь, западная - нартекс, соединенный с трапезной широкими арочными проходами. Просторное, свободное от опор помещение трапезной размером в 300 кв.м. организовано красивым бетонным коробовым сводом поперечной ориентации. Внутренняя отделка храма новейшая. Главная святыня - мощи праведного Василия Павлово-Посадского. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в комплексе Покровско-Васильевского монастыря по адресу: г.Павловский Посад, пос.Горького, является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9).

http://sobory.ru/article/?object=14023

Печенга. Трифонов Печенгский монастырь в Печенге. Церковь Рождества Христова. Рождественская церковь в нижнем Трифоновом монастыре /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Рождества Христова Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1908 и 1911. Алтарь - бывшая отдельно стоящая часовня кон. 19 в. Год утраты:2007 (сгорела) Ссылки:   Адрес: Россия, Мурманская область, Печенгский район, пгт. Печенга Координаты: 69.543813, 31.212844 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Рождества Христова церковь «нижнего» Трифонов Печенгского монастыря, крестообразная в плане, колокольня в виде ротонды. Построена в пос. Печенга в 1908 г. на месте сожженного в ночь на Рождество 1589 г. шведско-финским отрядом Троицкой церкви. Освящена 15.07.1911 г. митрополитом Дмитровским Трифоном (Туркестановым). После отхода Печенгского района к Финляндии в 1920 г. в храме проходили лютеранские богослужения. По окончании Великой Отечественной войны здание использовалось военными для бытовых целей. Передана Русской Православной Церкви в 1995 г. С 1997 г. в ней размещался Трифонов Печенгский монастырь. В крипте храма под спудом — могила 116 местночтимых монахов-мучеников, погибших в 1589 г. Храм (весь Нижний монастырь был лимитирован одним только этим зданием) полность сгорел 01.12.2007 г. Сохранившийся при пожаре антиминс был перенесен в находящееся рядом монастырское здание (2002 г. постройки; строилась как чайная для путников), где и проходили службы. 22.12.2015 г. храм освящен еп. Митрофаном во имя 116-ти преподобномучеников Печенгских. На Кольской земле не осталось ни одного храма в честь Рождества Христова. http://lexicon.dobrohot.org/ В 1881 г. в Архангельске «особая комиссия для изыскания мер к развитию различных видов промышленности в северном крае и к улучшению его благосостояния», созданная по инициативе губернатора Н.М. Баранова, признала возобновление Печенгского монастыря делом первостепенной важности. С периода 1882 г. по решению Синода обитель стала постепенно возрождаться. В июле 1886 г. в Печенгу приехал строитель обители Никандр с немногочисленной братией.

http://sobory.ru/article/?object=42281

Пожежин. Церковь Михила Архангела. Свято-Михайловская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:не ранее 1995. Адрес: Брестская обл., Малоритский р-н, с. Пожежин, ул. Комсомольская, 40 Координаты: 51.942012, 23.987639 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Деревянный храм во имя Архистратига Божия Михаила в Пожежине построили прихожане в 1637 году. На 1792 год церковь была униатской. В XIX веке церковь имела 82 десятины земли. На 1819 год храм имел фундатора духовного чина. Таковыми числились настоятели Брестской коллегиаты (или Брестского капитула униатских священников). Впоследствии храм стал православной приходской церковью. В 1898 году приход посетил архиерей. В 1915 году рядом со старой в Пожежине построили новую церковь, которую 25 марта 1920 года освятил протоиерей Стефан Жуковский. С тех пор богослужение совершалось в новом храме, а старый пустовал. Крестьяне стали свозить священнику в старый храм часть урожая, за которую они обрабатывали церковные земли. Когда осенью 1925 года об этом узнал местный полицейский, он приказал очистить старую церковь. Почти через два месяца по приказанию Брестского поветового старосты церковь была опечатана, и об этом было сообщено правящему епископу Пинскому Александру. Он объявил выговор священнику Иоанну Житинцу за легкомысленное отношение к святыне и наложил на него штраф 40 злотых. После этого Пожежинский приход был приписан к Великоритскому. В 1925 году храмом, который к тому времени уже был опечатан, заинтересовался строительный комитет римо-католического костела в Малорите. Этот комитет обратился с прошением к Брестскому воеводе о передаче церкви католикам и о перенесении в Малориту - для расширения здания Малоритского костела. Воевода против этого не возражал, а православный епископ Пинский Александр отказать не мог, так как фактически эта церковь уже была отобрана у православных. Он лишь высказал пожелание, чтобы католики хоть в какой-то мере возместили передаваемое им имущество. Но католикам после этого мало показалось одной старой церкви. Они возбудили судебный иск к православным: претензии на земельное и иное имущество Пожежинской церкви. Это судебное разбирательство длилось более пяти лет и не дало никаких плодов для католиков. В итоге они остались и без старой церкви, и без земельного надела. Пока шла эта борьба, прихожане Пожежинского храма пытались вновь выпросить себе священника. В 1931 году они направили просьбу об этом напрямую митрополиту Варшавскому Дионисию, но удовлетворения её не дождались.

http://sobory.ru/article/?object=27638

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010