РИЖ Русский исторический журнал. Пг., 1917-1921 РИИР Редкие источники по истории России: Сб.: В 2 вып. М., 1977 РиЦ Революция и Церковь: Журн./Изд. НКЮ. М., 1919-1924 РЛ Русская литература. М., 1958-1998 РМ Русская мысль. М., 1880-1918. София и др., 1920-1940 РМГ Русская музыкальная газета. СПб., 1894-1917 Ровинский. Ровинский Д. А. Родосский. Словарь студентов СПбДА Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов СПбДА, 1814-1869 гг. СПб., 1907 Розанов. Устав Розанов В. Богослужебный устав Православной Восточной Церкви. М., 1902, 1998п Рос. Арх. Российская археология (с 2 за 1992 г., ранее - Советская археология) Рос. Виз. Российское византиноведение: Итоги и перспективы: Междунар. конф. к 100-летию ВВ и РАИК: Тез. докл. М., 1994 Россия в Св. земле Россия в Св. земле: Док-ты и мат-лы/Под ред. Н. Н. Лисового. М., 2000. 2 т. РПЦ в советское время Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991): Мат-лы и док-ты по истории отношений между гос-вом и Церковью/Сост.: Г. Штриккер. М., 1995. 2 кн. РПЦЗ, 1918-1968 Русская Православная Церковь за границей, 1918-1968 гг. Н.-Й., 1968. 2 т. РС Русская старина. СПб.; Пг., 1870-1918 РСв Русские святые, чтимые всею Церковию или местно. Чернигов, 1861-1865. 12 кн.; 18652. 3 кн. СПб., 18823. 3 кн. СПб., 2008п Рукописи Ватиканской б-ки Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки с замечаниями о составе и особенностях богослужебных чинопоследований, в них содержащихся, и с прил. Каз., 1885 РукСП Руководство для сельских пастырей. К., 1860-1917 Рункевич Рункевич С. Г. Русская Церковь в XIX в.//История Русской Церкви в XIX в./Под ред. А. П. Лопухина. СПб., 1901. Т. 2 Рус. архиереи-обновленцы Каталог русских архиереев-обновленцев: Материал для «Словаря рус. архиереев-обновленцев»//«Обновленческий» раскол. М., 2002. С. 607-981 Русские иерархи, 1893-1965 Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 г. Erlangen, 1979-1988. 6 т. Русские иерархи, 992-1892 Русские православные иерархи, 992-1892/Науч. ред.: Г. Г. Гуличкина. М., 2002-2004. 3 т. Т. 1: Аарон (Еропкин) - Иоаким, еп. Туровский. 2002; Т. 2: Иоанн (Авалиани) - Симеон, еп. Туровский. 2003; Т. 3: Симон (Лагов) - Ювеналий (Карюков). 2004 Русские писатели, 1800-1917 Русские писатели, 1800-1917: Биогр. словарь. М., Т. Руфин. Жизнь отцов Жизнь пустынных отцов/Творение пресвитера Руфина; пер.: свящ. М. И. Хитров. Серг. П., 1898, 1991р РФА Русский феодальный архив XIV - 1-й трети XVI в. М., 1986-1992. 5 вып.; 2008. [Вып. 6] РФВ Русский филологический вестник. Варшава, 1879-1915. Т. 1-74. М., 1916. Т. 75-76. Пг., 1917. Т. 77-78. М., 1994-. Т. 79-. РЧ Рождественские образовательные чтения: Сб. докл. Междунар. образоват. чт./РПУ. М., 1992-. СА Советские архивы. М., 1923-. (C 1992 - Отечественные архивы) Сабинин. Сабинин М.-Г. САИ Свод археологических источников/АН СССР. М., 1966-.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=17

священник Александр Мазырин Родился 2 мая 1972 г. в г. Волгограде. В 1995 г. окончил Московский инженерно-физический институт, в 2000 г. — Православный Свято-Тихоновский богословский институт. В настоящее время — заместитель заведующего научно-исследовательским отделом новейшей истории Русской Православной Церкви, доцент кафедры истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Магистр богословия, кандидат исторических наук, доцент. Автор монографии «Высшие иерархи о преемстве власти в Русской Православной Церкви в 1920–1930-х гг.» и более пятидесяти других научных и учебно-методических трудов. Редактор серии «Слово исповедников ХХ в.». «Журнал Московской Патриархии» продолжает разговор о кризисе межправославных отношений и неканоничности решений и действий Константинопольского Патриарха Варфоломея. В апрельском номере за 2019 год мы познакомили читателя с исторической фабулой происходящих ныне событий. В данной статье доктор церковной истории, кандидат исторических наук священник Александр Мазырин объясняет, в чем, на его взгляд, состоят богословские заблуждения современного главы Фанара и почему каноны не дают никаких исключительных прав Константинопольским Патриархам.  PDF-bepcuя. священник Александр Мазырин 28 октября 2019 г. 16:17 Митрополит Петр из двенадцати лет своего местоблюстительства одиннадцать провел в условиях возрастающей изоляции от внешнего мира. Из этого, однако, не следует, что его значение для Церкви всё более умалялось. Его служение совершению святых и созиданию Тела Христова продолжалось и в заключении. Оценить должным образом подвиг священномученика Петра как Предстоятеля Русской Православной Церкви можно только через понимание того, в какой мере его позиция способствовала осуществлению возглавляемой им Поместной Церкви своего высшего призвания. священник Александр Мазырин 23 мая 2013 г. За последние годы усилиями Русской Православной Церкви собраны многочисленные свидетельства о христианах, пострадавших за Христа в прошлом веке. Сохранить их подвиг в исторической памяти нашего народа — долг нынешнего поколения. Призыв Архиерейского Собора к членам Церкви «быть по духу верными наследниками новомучеников и исповедников, твердо стоять в подвиге жертвенного свидетельства истины» чрезвычайно важен и актуален.

http://e-vestnik.ru/persons/svyashchenni...

Старый Оскол. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь Карта и ближайшие объекты Построена в бывшей пригородной слободе Саковая, ныне улица Соковая, вошедшая в городскую черту. В 1939 году была разрушена, восстановлена в 1995 году на средства ОЗММ. Территория церкви, небольшая по площади, расположена на краю холма. Огорожена забором из металлических решеток, поставленных между высоких столбов. Церковь кирпичная, оштукатурена и окрашена в два цвета. Однопрестольная. Крестообразная в плане, с одночастной прямоугольной апсидой и короткой трапезной, равной по ширине ядру храма. Над средокрестием поставлен световой восьмерик с шатровой крышей, завершенной маковицей с крестом. Крыши апсиды, приделов и трапезной повторяют цилиндрическую форму перекрытий. Фасады завершены широким профилированным карнизом и большими полукруглыми " закомарами " на торцах креста. Углы закреплены массивными муфтированными лопатками. Слабовыраженные лучковые окна апсиды, приделов и трапезной фланкированы полуколоннками, над ними выпущена рельефная бровка. Большие арочные окна восьмерика также фланкированы полуколоннками с полуфронтонами над ними. Завершены грани восьмерика широким профилированным карнизом и килевидными кокошниками. Внутри храм перекрыт сомкнутым сводом, а алтарь, приделы и трапезная - цилиндрическими сводами. Четырехъярусный иконостас еще не завершен - здесь не написаны иконы. Иконостас деревянный резной позолоченный. Его верхний ярус представлен одной иконой, помещенной в центре большого креста, завершающего вертикальную ось композиции. Резные царские врата украшены резьбой растительного характера. http://stalnevsky.ru/hrami/hestori5.html В 1642 г. веке в селе Соковое был деревянный храм во имя Святителя Николая Чудотворца. Известно, что в конце 1730-х годов храм прекратил своё существование. (А. П. Никулов. Старый Оскол. Историческое исследование Оскольского края. 1997). Исторических сведений о храме крайне мало. Согласно «Ведомости о состоянии церквей Старооскольского уезда за 1923 г.», хранящейся в Государственном архиве Курской области, значится, что Никольская каменная церковь Старооскольского уезда Курской епархии села Соковое (ныне село Соковое, включено в городскую черту Старого Оскола) построена в 1910 году. Предположительно, малочисленный новый храм окормляли городские священники Богоявленского кафедрального собора. Только в 1917 г. в «новооткрытый» храм был назначен постоянный священник Леонид Ампилов, который по личной просьбе сразу же был перемещён в Новооскольский уезд. С 4 декабря 1917 г. по 22 декабря 1918 г. нёс послушание настоятеля Леонид Михайлович Астанин. В 1920 г. дьякон Фёдор Петрович Чекрыгин рукоположен в сан пресвитера к Никольской церкви села Сокового Преосвященным Модестом епископом Батурлинским. Жители села помнят, что отец Фёдор Чекрыгин служил при церкви до начала 1930-х годов.

http://sobory.ru/article/?object=16232

Терско-Орловский маяк. Часовня Бориса и Глеба на Орловском маяке. /// Объект утрачен Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Бориса и Глеба Год постройки:не ранее 1843. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Мурманская область, ЗАТО Островной, п. Терско-Орловский маяк Координаты: 67.209324, 41.320342 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Терско-Орловский маяк, населенный пункт на м. Орлов по Терском берегу, к северо-востоку от устья р. Поной. Самое раннее упоминание о «тоне на Орлове носу» понойских лопарей относится к XVI в. В 1621 здесь было 2 тони: Каменная и Ручьевая. В 1841 г. на мысе построен маяк. В память о погибшей в море ремонтно-строительной бригаде во второй половине XIX в. здесь была сооружена часовня (разобрана в начале 1980х гг.). Источник: Географический словарь Кольского пова/Под руководством проф. В. П. Вощинина. - Л., 1939. Т. 1; Административно-территориальное деление Мурманской области (1920–1993): Справочник. - Мурманск, 1995. В силу того, что маяки строились в опасных для мореплавания местах, около них часто происходили трагические события. 9 июня 1872 г. при доставке на судовом баркасе шхуны «Самоед» (которая в течение многих лет занималась обслуживанием и снабжением маяков побережья и островов Белого моря) людей и материалов, необходимых для ремонта маяка, погибли 22 человека. Перегруженная шлюпка попала в сулой (так называются стоячие волны, образующиеся в месте, где сталкиваются встречные течения) и практически мгновенно затонула. Спасти удалось лишь одного. Почти сразу командование и чины Архангельского порта решили увековечить память своих погибших товарищей и собрали деньги на строительство часовни в честь Архангела Гавриила. В 1876 г. построена часовня, которая была разрушена в 1980-х гг.

http://sobory.ru/article/?object=38587

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Содержание История [ править править код ] Основан по указу Ивана Грозного от 10 февраля 1560 года новгородским архиепископом Пименом. В 1613 году монастырь был осаждён шведской армией под предводительством Якоба Делагарди, однако его защитники во главе с князем Семёном Прозоровским смогли отразить несколько штурмов и удержать обитель до прихода подкрепления. В 1920-х годах храмы монастыря были переданы обновленцам, в 1930-х годах закрыты, а икона, почитавшаяся чудотворной, стала экспонатом местного краеведческого музея. Во время Великой Отечественной войны город был лишь в течение недолгого времени оккупирован немецкими войсками, но при отступлении они вывезли икону в Псков, где передали православной духовной миссии, потом икона попала в Ригу, Либаву, Яблонцы, американскую оккупационную зону в Германии, оттуда епископ Иоанн (Гарклавс) вывез её в Чикаго (США). Умирая, владыка Иоанн оставил завещание, по которому возвращение святыни в Россию возможно только при полном возрождении Тихвинского монастыря. В 1945 году находившуюся в восточной башне монастырской ограды церковь Тихвинской иконы Божией Матери «Крылечко», построенную по проекту Н. Л. Бенуа и освящённую в 1863 году, предоставили в пользование православной общине (более 40 лет это был единственный действовавший храм на территории Тихвинского и Бокситогорского районов). В 1995 году монастырь был передан Русской Православной Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён, а в 2004 году икона была возвращена в монастырь. Смотрите также: Историко-статистическое первокласснаго Тихвинскаго Богородицкого большого мужского монастыря состоящаго Новгородской въ город Тихвин (1859 год, 135 страниц) Список храмов и скитов Тихвинского монастыря [ править править код ] Храмы [ править править код ] Успенский собор . Самый древний, большой и красивый Успенский собор возведен в 1515 году, при Василии III; много раз перестраивался и обрастал пристройками, так что теперь сочетает элементы множества архитектурных стилей от XVI до XX веков. Здесь хранится Тихвинская икона Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Тихвинский_Бог...

Томск. Церковь Николая Чудотворца при Томской клинической психиатрической больнице. церковь Николая Чудотворца при Окружной психиатрической лечебнице /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Домовая церковь во имя Свт. Николая Чудотворца была устроена в составе комплекса зданий крупнейшей в России Томской окружной психиатрической лечебницы, сооруженной по проекту архитекторов Я.В. Кривцова (строителя Виленской, Вииницкой, Московской окружных лечебниц). Церковь освящена 21 декабря 1908 года Преосвященным Макарием (Невским). В 1910 году 1 сентября в Никольском храме (за год до убийства) побывал премьер-министр России Петр Аркадьевич Столыпин, приезжавший в Томск. В 1934 году некоторое время содержался в Томской психиатрической лечебнице, направленный сюда из алтайских лагерей «дядя Коля» - Епископ Варнава (Беляев). Не раз, проходя ночами по коридорам мимо закрытой Никольской церкви, он молитвенно обращался к Святителю Николаю, своему небесному покровителю. В Томске в период с 1936 по 1948 годы им были написаны автобиографические «Дневники» и два духовных романа «Тайна блудницы» и «Невеста». В 1950-х годах здесь принудительно содержался другой подвижник благочестия, известный прозорливый старец Афанасий, личность которого освещена в книге «Орловский Христа ради юродивый Афанасий Андреевич (Сайко)», изданной в 1995 году Троице-Сергиевой Лаврой и открывшей серию книг «Подвижники ХХ столетия». В ноябре 1920 года храм был закрыт. С закрытием церкви оказалась утраченной и идейная сторона концепции Томской психолечебницы, построенная на взаимодействии духовных сил Церкви и лечебных средств медицины в деле оказания помощи людям, страждущим расстройством драгоценного дара Божия – разума. В 1998 году руководство Томской психиатрической больницы впервые пригласило священника освятить здание нового 13-го отделения. Тогда же медперсонал выразил желание вновь открыть при больнице домовую церковь. В 2003 году в кабинете на первом этаже главного корпуса была оборудована домовая церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. В настоящее время под больничный храм отдано помещение бывшей церкви; идут восстановительные работы.

http://sobory.ru/article/?object=34591

Черемшанка. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Иоанно-Рождественская церковь Церковь. Действует.   Год постройки:Между 1853 и 1855. Адрес: Тюменская область, Ишимский район, с. Черемшанка, ул. Центральная. Координаты: 56.220278, 69.40532 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Каменная одноэтажная церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи построена в 1853-1855 годах на берегу реки Черемшанки в одноименном селе, рядом с местом обретения в 1-й половине XVIII века местночтимой иконы св. Иоанна Крестителя, которая после постройки храма была перенесена в него. Вплоть до 1930-х годов в день престольного праздника в Черемшанку стекалось множество паломников, чтобы поклониться иконе и набрать воды из колодца, устроенного на месте обретения иконы. В 1880-х гг. настоятелем храма был о. Стефан Мефодьев, в 1920-30-х – о. Стефан Асафов. С декабря 1936 по сентябрь 1937 гг. – обновленческий священник Алексей Воронов. После его ареста храм был закрыт. Использовался как колхозный зерносклад, после войны в нем были устроены начальные классы школы. С 1952 года – клуб и библиотека. Тогда же разрушена колокольня, уничтожены маковки с крестами. С начала 1970-х – магазин. В 1995 г. Песьяновское правление потребкооперации продало здание церкви как обыкновенное строение частному лицу, который задумал устроить в нем жилой дом. Однако осуществить это не удалось, и в мае 2008 г. он безвозмездно передал здание православному приходу. В настоящее время в храме, приписанном к Никольской церкви города Ишима, идут ремонтно-восстановительные работы. Обустроены притвор и трапезная, в которой поставлен временный алтарь, с июня 2009 г. совершается Божественная литургия. Иоанновский источник сохранился и в настоящее время благоустраивается. В церковь возвращена икона св. Иоанна Крестителя, которая предположительно и является исторической святыней храма. 14 сентября 2008 г. храм посетил Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, который благословил дальнейшее устройство источника. 14 июня 2009 г. в храме и на источнике побывали участники экспедиции «Славянский ход».

http://sobory.ru/article/?object=25250

Ярково. Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты 24 апреля 1995 года в с. Ярково прибыл из г. Тобольска игумен Фотий (Евтихеев). Он освятил место под строительство будущего храма в честь Богоявления Господня, а казаками на этом месте был установлен четырехметровый Крест. Место для храма было выбрано с южной стороны старого Ярковского кладбища. 14 октября 1997 года произошла торжественная закладка первого камня в фундамент церкви. Иеромонах Никон (Щербаков) из Тобольска отслужил молебен, и при участии главы поселка Николая Николаевича Чемагина был уложен первый камень в основание будущего храма. В течение последующих семи лет – с 1997 по 2004 год – шло строительство храма. В январе 2000 года служить на приход приехали иерей Сергий Пестов с матушкой Людмилой. Первое время службы велись в маленьком доме, бывшей «кинобудке» льнозаводского клуба. К весне атаман Ярковского казачьего округа В.П. Калинин со своим помощником В.И. Аргаузовым и казаками построили часовню во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Она расположена у главных ворот при входе, с правой стороны церковной ограды. Напротив часовни, ближе к кладбищу, был оборудован деревянный вагончик, где собирались прихожане, продавалась церковная утварь. В ноябре 2000 года на смену отцу Сергию приехал иерей Евгений Попов, который прослужил в Ярково до марта 2001 года. С 14 марта 2001 года для служения в Ярково приехал отец Владислав Шумков. С Божией помощью и с помощью добрых людей удалось завершить строительство храма и подготовить его к открытию. 31 января 2002 года в присутствии многочисленных жителей на строящийся храм были воздвигнуты купола. Работой руководил мастер ДРСУ Алексей Иванович Протасов, под руководством которого строился этот храм. Отслужили молебен, освятили купола и крест, после чего они были подняты на храм. 24 июля 2003 года в с. Ярково из Каменск-Уральска были доставлены 8 колоколов, отлитые мастером Пятковым. Самый тяжелый колокол весит 600 кг. Он был водружен первым с помощью подъемного крана, затем установили остальные. Первый звон всех восьми колоколов ярковчане услышали в ночь на праздник Святой Пасхи – 11 апреля 2004 года. Последний раз до этого колокола в с. Ярково звонили в 1920 году.

http://sobory.ru/article/?object=09494

Иоанно-Богословский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иоанно-Богословский женский монастырь - православная женская обитель, основанная в 1899 году. Монастырь и Архангельское подворье были закрыты в 1920-х годах. Монастырь восстановлен в 1994 году. Содержание История [ править править код ] Сурская женская община была основана в селе Сура в 1899 году по инициативе и иждивением протоиерея Иоанна Ильича Сергиева (Иоанн Кронштадтский) . В 1900 году община была преобразована в заштатный общежительный женский монастырь. Первоначально были построены деревянный храм в честь Иоанна Богослова и монашеские кельи. С 1907 года монастырь имел подворье в Архангельске. Кроме того, Иоанновский монастырь в Петербурге также сначала был основан как подворье Сурской общины. Монастырь и Архангельское подворье были закрыты в 1920-х годах. До конца 1941 года в селе Сура жила монахиня Ангелина (Трухина). Она была арестована за то, что в её доме «совершались тайные богослужения», и 22 июня 1942 года расстреляна. Единственный на данное время в Архангельской епархии женский монастырь был основан 31 октября 1994 года, по благословению епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона. 8 ноября 1994 года состоялось учредительное собрание вновь образованной православной общины Иоанно-Богословского женского монастыря Сурского. Организацией собрания по благословению владыки занялась инокиня Вера (Рудалева). На собрании общины инокиня Вера (Рудалева) была избрана старшей сестрой. 19 декабря 1994 года состоялась регистрация общины в Министерстве Юстиции Российской Федерации по Архангельской области. v По благословению епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона инокиня Вера (Рудалева) с 1-го января 1995 года назначается старшей сестрой Свято-Иоанно-Богословского женского монастыря Архангельской и Мурманской епархии. А 22 февраля 1995 года последовало утверждение ее в этой должности, на заседании Священного Синода РПЦ под председательством Патриарха. «Выписка из журнала 9 заседания священного синода РПЦ от 22 февраля 1995 года: В заседании Священного синода под председательством Патриарха – Слушали: 2. Ходатайство Преосвященного Епископа Архангельского и Мурманского Пантелеимона о благословении на возрождение женского монастыря, основанного в 1907 году святым Иоанном Кронштадтским в городе Архангельске и о назначении настоятельницы.

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Богосло...

Дмитриев Ряжский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Мужской монастырь, по преданию основанный в память Куликовской битвы. Документально известен с 1631. Кирпичные постройки сооружены в XVIII-XIX вв., отдельно стоящая надвратная колокольня 1-й пол. XIX в. В XIX в. немноголюден, закрыт не позже 1920-х, постройки использовались в хозяйственных целях, к 1970-м заброшены, частично руинированы. Объект культурного наследия РФ. Основан не позже XVI в. Действующий. Восстановлен в 1995, постройки отремонтированы. Содержание История [ править править код ] Монастырь расположен на высокой горе у села Дмитриева, на берегу реки Верды (95 км от Рязани и 45 км от Куликова поля). Ранее входил в Ряжский уезд, поэтому монастырь называли Ряжским. По преданию, на месте монастыря, некогда была часовня и при ней жил отшельник. К нему в келью пришел известный инок Александр Пересвет, здесь облекся в воинские доспехи и оставил свой дорожный посох из яблоневого дерева («Пересветова дубинка»). А после Куликовской битвы (1380 г.) с татарами здесь на возвратном пути остановился великий князь Димитрий Донской, поставил свой шатер на Дмитриевской горе, а войско расположил по правому берегу Верды; здесь он праздновал победу над ханом Мамаем и принимал с хлебом-солью рязанских бояр. В честь победы над татарами вел. кн. Димитрий Донской основал на этом месте монастырь во имя своего небесного покровителя великомученика Димитрия Солунского Мироточиваго. Посох Александра Пересвета хранился первоначально в алтаре, а затем за клиросом в особом футляре. При Петре I многие молодые дворяне, поступая на военную службу, испытывали свою силу, поднимая этот посох. Народ приписывал посоху целительную силу при зубной боли, поэтому рукоять его обгрызана. В настоящее время посох хранится в музее-заповеднике Рязанский Кремль. Из монастырского источника кропили перед битвами русских воинов. Современное состояние [ править править код ] 21 октября 1995 года архиепископ Рязанский и Касимовский Симон освятил Димитриевский храм. Жизнь в обители возродилась в декабре 1995 года. 4 января 1996 года Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода приход в честь Димитрия Солунского преобразован в Свято-Димитриевский мужской монастырь для возобновления в нём монашеской жизни.

http://azbyka.ru/palomnik/Дмитриев_Ряжск...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010