Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).   Биография Преосвященнейший митрополит Сисания и Ситатисты Антоний родился 20 декабря 1920 года в городе Аргос в семье Георгия и Марики Компосов. Родители владыки были бедными и верующими людьми. Своих детей они воспитали в благочестии и на христианских началах. Мать митрополита Антония была очень добродетельной женщиной. Когда она в возрасте 92 лет преставилась, удивительным благоуханием наполнилась вся комната женщины. С самого детства у Антония была огромная жажда знаний. В школе он был лучшим учеником. Детство владыки было сопряжено с испытаниями. Из-за бедности родителей он был лишён материальных благ и комфорта. Познал он и боль от смерти близких людей. Поддержкой для юноши стала глубокая вера в Бога и забота его родителей. Закончив среднюю школу, Антоний поступил в Мараслийскую педагогическую академию, по окончании которой стал работать сельским учителем. В 1945 году юноша поступил на богословский факультет Афинского Университета. Он прервал обучение чтобы отслужить в армии и снова вернулся в Университет. Антоний был отличником. Но не только высокая успеваемость выделяла его среди сверстников. Он был очень осторожен и избегал соблазнов, вёл настоящую подвижническую жизнь. Духовником юноши был благочестивый и мудрый митрополит Коринфский Михаил (впоследствии ставший Архиепископом Американским). В 1951 году Антоний получил диплом об окончании высшего образования и был назначен в Патмиаду (церковную школу на острове Патмос). В разное время он был преподавателем и директором церковных учебных заведений в Коринфе, Катерини, Ксанти и Ламии. Везде Антоний работал с самоотверженностью и смирением. Его глубокие богословские знания, безупречная жизнь и многочисленные добродетели заставили всех относиться к нему с любовью и уважением. Пример Антония вдохновлял его учеников. Из-за своего природного красноречия Антоний был успешным преподавателем. Однако он не почивал на лаврах, а всё время совершенствовался, изучая творения Святых отцов и классическую литературу. Жажда знаний побудила Антония согласиться на продолжение учёбы в Оксфорде (1959-1960) и Париже (1960-1961). Его специализацией стало толкование Нового Завета и педагогика. В 1969 году была опубликована докторская диссертация Антония «Духовная и светская власть согласно Новому Завету».

http://pravoslavie.ru/62603.html

Иван Петрович Жуковский – Как, вы не слышали за блаженного Ивана Петровича, Христа ради юродивого?! – Шо-то такое слыхала… Я ж недавно стала до церкви ходить… –- Та какая разница!.. Его ж вся Одесса знает! Такой разговор двух прихожанок о блаженном старце Иване Петровиче Жуковском, Христа ради юродивом, подвизавшемся здесь до хрущевских времен, услыхали на подворье Одесского Архангело-Михайловского монастыря, расположенного на старинной Успенской улице, недалеко от приморского парка Ланжерон. Сюда мы с женой приехали для паломничеств и узнали много интересного. В монастыре Монастырь основан более 160 лет назад княжеской супружеской парой Воронцовых – героем войны 1812 года Михаилом Семеновичем – генерал-губернатором Одессы и Елизаветой Ксаверьевной, с участием любимой фрейлины императрицы Елизаветы Алексеевны графини Роксаны Эдлинг и других меценатов. В безбожном ХХ веке обитель неоднократно закрывалась: и в 1920-е, и в 1960-е – годы хрущевской «оттепели»… Архангело-Михайловская обитель сегодня. Вид сверху Возрождена обитель буквально из руин и остатков бывших монастырских зданий в 1991 году на месте тогда еще действовавшего туберкулезного диспансера трудами неутомимой игумении Серафимы (Шевчик) с сестрами. Матушке удалось не только восстановить традиции благотворительности, построить богадельню для престарелых, но и создать филиал женского отделения Одесской духовной семинарии. Хотя от некогда обширной территории обители в целый квартал вернули лишь ее небольшую часть, здесь чудесным образом разместились храмы, гостиница для паломников, монашеские корпуса, богадельня, музей христианской Одессы, дом престарелых и женское отделение ОДС. В семинарии девушки приобретают профессии иконописцев, золотошвей, регентов, сестер милосердия и домохозяек. Всё это предвидел и об этом рассказывал блаженный Иоанн Петрович Жуковский, прозорливый подвижник и чудотворец, скрывавший свои духовные дары под ликом юродства, проживавший здесь на конюшне после войны, несший послушание в малой трапезной для странников и прихожан до своей кончины 28 марта 1960 года.

http://pravoslavie.ru/124930.html

профессор Сергей Александрович Зеньковский (16.06.1907–31.03.1990) профессор Сергей Александрович Зеньковский Русский эмигрантский историк, славист, переводчик; профессор, работавший в странах Европы и США. Биография Родился 16 июня 1907 г. в Киеве в семье Александра Васильевича Зеньковского (1878—1966), профессора экономики в Киевском Коммерческом институте. В 1920 году семья эмигрировала в Прагу. Там окончил среднюю школу (в Моравской Тшебове) и в 1927 году Школу экономики в Праге (отделение экономической истории). В 1927 году уехал в Париж, где жил его дядя В. В. Зеньковский. Лиценциат Парижского университета, Сорбонны отделение восточноевропейской и современной истории (1930). Участвовал в Русском студенческом христианском движении. Работал во Франции в компаниях Jupiter Radio и Prozen. В 1939-1944 годах жил в Чехословакии. Получил степень доктора Карлова университета в Праге (1942), защитив диссертацию по русской политике в Синьцзяне с 1856 по 1914 год. После второй мировой войны переехал в США. Преподавал в Университете Индианы (1950—1954), Гарвардском университете (1954—1958), Стетсонском университете (1958—1960), Колорадском университете (1960—1962). В 1962 году вернулся в Стетсонский университет, где был профессором истории и директором русской программы. Параллельно с работой в Стетсонском университете, получив финансовую поддержку Фонда Саймона Гуггенхайма, ведет исследования и читает лекции в Гейдельбергском университете в Германии. В 1967—1977 гг. Зеньковский профессор отделения славянской культуры в Университете Вандербильта (Нашвилл, штат Тенесси), откуда ушёл в отставку заслуженным профессором и вернулся во Флориду. В 1977—1983 гг. профессор истории в Стетонском университете, с 1982 по 1985 год — член академического совета института Кеннана Международного центра Вудро Вильсона в Вашингтоне. Зеньковский - автор книг, многочисленных статей, обзоров, рецензий, публиковавшихся в американских исторических и славистических журналах, издатель учебных курсов и антологий русской классической и средневековой литературы, активный член многих американских исследовательских ассоциаций (American Historical Association, Modern Languages Association, Early Slavic Studies Association и др.), член Американской академии политических наук, Британского Королевского общества по изучению Центральной Азии, участник международных славистических конгрессов и симпозиумов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

Уникальный вологодский храм разрушается на глазах Бесценные фрески еще держатся на стенах не иначе как чудом! 9 августа, 2015 Бесценные фрески еще держатся на стенах не иначе как чудом! Памятнику федерального значения реставрация необходима еще вчера. Будете в Вологде – зайдите непременно в храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Рощенье. Разумеется, я не отговариваю вас от посещения Соборной горки, Спасо-Прилуцкого монастыря,  Софийского собора и других замечательных памятников Вологды. Но многоцветный, искрящийся красками фресковый ансамбль Предтеченской церкви ничуть не уступает росписи главного вологодского собора! Недаром еще в 1960 году, в разгар хрущевской антирелигиозной кампании,  храм в Рощенье был признан объектом культурного наследия федерального (тогда – общесоюзного) значения. Однако туристы и паломники редко забредают сюда – и вовсе не потому, что до храма трудно добраться. Дело не в расположении, а в состоянии памятника. Сказать «плачевное»  – ничего не сказать… Храм начала XVIII века покрыт трещинами, потеками и следами плесени, кровля местами прохудилась, а редкие по красоте и сюжетным особенностям фрески отсыревают, красочный слой кусками отходит от стены, шелушится и трескается… Впрочем, само расположение храма тоже имеет значение: оно наводит на мысли о причинах такого состояния памятника, ведь храм стоит в сквере на пересечении  Предтеченской улицы и Советского проспекта… Церковь в Рощенье была закрыта в 1924 г. – разве могли большевики допустить, чтобы рядом с площадью Революции (бывшей Сенной), где угнездились теперь советские партийные учреждения и сооружался памятник Ленину, звучала молитва и совершались богослужения.  В разные годы храм был приспособлен под – конечно же! —  антирелигиозный музей, детский театр, архив ЗАГСа, склад, билетную кассу. На совслужащих, актеров и зрителей, билетеров и кладовщиков взирали со стен евангелисты, пророки, святые, Пресвятая Богородица и Сам Господь наш Иисус Христос… В 2006 году церковь Иоанна Предтечи в Рощенье была возвращена верующим. Отец Александр Грибанов стал настоятелем храма совсем недавно, в апреле 2015 г. Он хорошо знаком с историей храма и делает все возможное, чтобы сохранить уникальный памятник. Священник рассказал, что церковь была построена в 1710 г., она стала частью большого храмового комплекса Сенной площади, состоявшего также из храма Афанасия Александрийского, Спасо-Всеградского собора и церкви Николы на Сенной. Все они в советские годы были разрушены, а вот Рощенский храм устоял – в 1920-е годы  он был признан большой исторической ценностью и передан Главнауки. Когда в 1960 году церковь взяли на государственную охрану как объект историко-культурного наследия, начались реставрационные работы.

http://pravmir.ru/unikalnyiy-vologodskiy...

Храм Казанской иконы Божией Матери (Куса) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Казанской иконы Божией Матери построен в 1882 году, закрыт в 1940, возвращен верующим в 1943 году. Колокольня разрушена. Памятник архитектуры XIX века. Содержание История [ править править код ] История Казанско-Богородицкой церкви берет свое начало в 1875 году, когда было получено разрешение на постройку храма в Барочной слободе. Одна православная церковь в Кусе на тот момент уже существовала, но жителям слободы добираться до нее было затруднительно. Средства на постройку церкви пожертвовали благотворители. Новая церковь была освящена 17 декабря 1882 года (по старому стилю). Со временем храм оброс необходимыми постройками, заработала церковно-приходская школа. В народе за церковью закрепилось название Барочная. В начале 1920-х были изъяты все церковные ценности, а в 1940-м году храм закрыли. Но ненадолго. В 1944 году здание Свято-Казанского храма в Кусе было возвращено верующим, как было указано в протоколе, «в бесплатное и бессрочное пользование». Однако в 1960-е годы гонения на церковь возобновились и возрожденные в 1940-е годы храмы так же массово закрывались по всей стране. Не избежала этой участи и церковь в Кусе. Власти не только закрыли церковь, но еще и разрушили колокольню. После ухода советской власти в Кусе возродился приход, а сохранившееся здание церкви было возвращено верующим. Активные работы по восстановлению храма начались в 2005 году. Была решена проблема с отоплением, обновлены росписи стен и иконы, облагорожена территория вокруг церкви и много другое. В 2009 году рядом с храмом было построено здание духовной консистории. А в 2013 году появилась звонница – взамен утраченной еще в 1960-е годы колокольне. Современное состояние [ править править код ] Помимо храма в храмовый комплекс входит одноэтажное здание духовной консистории, в котором расположены Духовно-просветительский центр, церковная лавка и трапезная. Неподалеку от церкви расположилась звонница – небольшая деревянная часовня, увенчанная сине-золотым куполом. Интересно, что для южноуральских церквей звонницы – редкость, гораздо чаще храмы имеют колокольню. Описание [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Казанской...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Михаил Витальевич Шкаровский — Михаил Витальевич, задумывались ли Вы как историк над религиозным феноменом Великой Отечественной войны? — Я действительно очень интересовался этим ракурсом темы, специально искал соответствующие документы в германских архивах и пришел к некоторым выводам. Вторая мировая во многом была войной идеологий. Причем перед верхушкой нацистской Германии стояла цель создания не просто нацистской идеологии или политической религии, но и новой религии в полном смысле слова. В Советском Союзе тоже активно строилась новая идеология, но это не выглядело как создание новой религии, особенно по сравнению с нацистской Германией, тем более что в религиозном плане открыто насаждался атеизм. Были, пожалуй, лишь два периода: в 1920-х и 1960-х годах, когда предпринимались попытки создания религиозного «привеска» к марксистской идеологии. — И что это были за попытки? — Введение различных псевдорелигиозных обрядов: красные октябрины, комсомольские «пасхи» (так они назывались официально). Были предприняты попытки создания «молитв» Карлу Марксу, достаточно точно совпадающие с церковными. — Чем были обусловлены эти попытки? — Советские идеологи видели, что подавляющая часть населения остается верующей. Даже в 1937 году при переписи таковыми себя назвали 56,7% населения страны, люди не побоялись признаться. А в 1920-е годы религиозность было выражена еще более ярко: христианскую веру исповедовало почти 90%.

http://old.aquaviva.ru/news/2010-04-25/1...

Статус состоявшегося на Крите «Святого и Великого Собора» комментирует протоиерей Владислав Цыпин , доктор церковной истории, профессор и заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин Московской духовной академии, преподаватель канонического права Сретенской духовной семинарии. В июне 2016 г. на Крите состоялся Собор, заранее названный «Всеправославным». Его состав, обстоятельства его созыва, возникшие в связи с участием и неучастием в нем представителей автокефальных Православных Церквей, вызвали в СМИ много шума, по большей части непрофессионального. В самых разных публикациях подчеркивалась его сенсационность, вновь и вновь объявлялось, что это событие, беспримерное за более чем тысячу лет церковной истории. Иными словами, еще до своего созыва досужими комментаторами он ставился в один ряд с семью Вселенскими Соборами, последний из которых состоялся в 787 г. Со стороны Русской Церкви в готовящемся в 1920–1930 гг. Соборе предполагалось участие обновленцев Но на деле для этого нет оснований. В 1920–1930-е гг. идея созвать Вселенский Собор с энтузиазмом обсуждалась на Фанаре, к такому мероприятию велась подготовка, но землетрясение, случившееся на Святой земле (а местом его проведения был выбран тогда Иерусалим), предотвратило Собор, в котором со стороны гонимой Русской Церкви предполагалось участие учинивших в ней раскол обновленцев. Собор был отложен на неопределенное время, а когда в 1960-е гг. возобновилась его подготовка (на этот раз с участием представителей канонической Русской Церкви), то речь шла уже не о Вселенском, а о Всеправославном соборе, при этом, правда, не исключалось, что впоследствии он может быть признан VIII Вселенским, но никто из ответственных церковных деятелей не предрешал такого его признания. Когда же окончательно определилась программа подготавливаемого Собора, стало ясно, что статус Вселенского он приобрести не сможет. Среди Соборов, признанных Православной Церковью Вселенскими, не было ни одного, который бы не формулировал догматов (в виде Символа веры, соборного ороса или иным образом), а догматические темы не были включены в программу запланированного на 2016 г. Собора, а для принятия решений по тем немногим вопросам, которые после масштабной селекции остались в его программе, компетенции Вселенского Собора не требовалось.

http://pravoslavie.ru/94985.html

http://ppmon.ru/ Псково-Печерский монастырь: открытая крепость Псково-Печерский монастырь — единственный в России никогда не закрывался. Во время последней угрозы его закрытия монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. И случилось чудо. 1 июля, 2012 Псково-Печерский монастырь — единственный в России никогда не закрывался. Во время последней угрозы его закрытия монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. И случилось чудо. http://ppmon.ru/ Псково-Печерский монастырь – единственный на территории России, который никогда не закрывался. Псково-Печерский монастырь Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо. Псково-Печерский монастырь Архимандрит Алипий: солдат Великой Отечественной, воин Христов Когда в монастырь приехал уполномоченный по делам религии с приказом о закрытии, наместник монастыря, участник Великой Отечественной войны архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975), открыто отказался подчиниться безбожной власти. Иеродиакон Прохор (Андрейчук) пересказал мне эту историю со слов архимандрита Нафанаила (Поспелова) (1920-2002), бывшего в 1960-х годах казначеем. Уполномоченный вручил наместнику указ о закрытии, арх. Алипий стал читать его по слогам, дожидаясь, пока нагреется электрокамин (камин о. Нафанаил купил по просьбе наместника несколькими днями раньше, когда о. Алипий узнал о цели предстоящего визита). Как только камин разогрелся, он бросил в него указ и сказал: «Я лучше приму мученическую смерть, но монастырь не закрою. Если захотите силой, знайте, что у меня шестьдесят монахов, из них две трети – участники войны. Они будут сражаться до последнего человека. А я откопаю петровские пушки, и мы устроим вторую оборону Сталинграда. Вам останется только бомбить нас с самолета, но вы этого не сделаете, потому что рядом Европа – узнает мировая общественность».

http://pravmir.ru/otkrytaya-krepost/

  Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882-1960) - российский и советский педагог, создатель известной Школы-коммуны для трудновоспитуемых подростков им. Ф.М. Достоевского (Республика ШКИД). В одноименной повести Григория Белых и Л. Пантелеева (настоящее имя Алексей Еремеев) «Республика ШКИД» был выведен под прозвищем «Викниксор».       Принципы воспитательной системы Виктора Николаевича Сорока-Росинского: Национальные школы и национальная психология. Основные принципы национального воспитания должны закладываться в семье: через религиозное воспитание и труд, воспитания на традициях устного народного творчества. Демократичность воспитания и обучения. Принцип коллективного воспитания с учётом индивидуальности каждого воспитанника. Переход от принуждения к принципу добровольчества на основе самодеятельности, самоуправления, соревновательности и самокритичности. Всякое знание превращать в деяние. Принцип игры как естественной потребности растущего организма в организации всей жизнедеятельности воспитанников и учёбы. Принципы суворовской педагогики, положенные В. Н. Сорока-Росинским в основу своей воспитательной системы: «Глазомер, быстрота, натиск», «Тяжело в учении, легко в бою». Решительно выступал против понимания трудных детей как морально или психически дефективных. С 1920-х по 1930-е гг. из-за сложной экономической ситуации беспризорников и детей с отклонениями в развитии (с нарушениями слуха, зрения, интеллекта) часто объединяли в одну группу и воспитывали в одних учреждениях. Он считал, что беспризорники вполне нормальные дети, попавшие в тяжёлые жизненные условия. Они вполне поддаются педагогической коррекции. В работе с трудными подростками лучшим орудием воспитания является личность педагога, его пример, учитель должен быть «породистым». Предложил классификацию учителей: учителя-теоретисты; педагоги-реалисты; учителя-утилитаристы; педагоги-артисты или интуитивисты. Выступал за смягчение беспрерывной «артельной» жизни в детских домах, предложил создать специальные уединённые помещения для индивидуального творчества и размышления.

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/01/...

Ο διωγμς του Χρουστσφ κατ της Ορθοδοξας Περ της αντιεκκλησιαστικς εκστρατεας 1958-1964 Την λαμπροφρο ημρα της εορτς της Αγας Σκπης της Υπεραγας Θεοτκου στις 14 Οκτωβρου του 1964 η κτακτη συνεδραση της Ολομλειας της Κεντρικς Επιτροπς του ΚΚΣΕ απλλαξε απ τα καθκοντ του τον Ν.Σ. Χρουστσφ. Σε εκενη την ολομλεια, ο Χρουστσφ, δικαως κατηγορθηκε για πολλ στρατηγικ λθη, συμπεριλαμβανομνων των «υπερβολν» στην πολιτικ του απναντι στη θρησκεα. Δεν ξρουμε αν ταν θεα πρνοια αυτ αλλ εκ των πραγμτων φανεται τι ο Θες, ακριβς την ημρα της Αγας Σκπης της Παναγας, ανταπδωσε στον Χρουστσφ τις βλσφημη και κυνικ συμπεριφορ κατ της Εκκλησας. Το μισ αινα πριν, το 1958, ξεκνησε η «πανσοβιετικ» εκστρατεα κατ της θρησκεας και ιδιαιτρως ενντια στην Ρωσικ Ορθδοξη Εκκλησα ως τη μεγαλτερη ομολογα στην ΕΣΣΔ. Τα πργματα φτασαν στο σημεο που ο διος ο Χρουστσφ, μιλντας στην τηλεραση το 1961, διαβεβαωνε: «Υπσχομαι τι σντομα θα δεξουμε απ την τηλεραση το τελευταο παπ!». Ακριβς τσι! χι καθολικ ιερα, οτε πστορα, τον ραβνο ιμμη αλλ ορθδοξο παπ… Και, ντως, εκε οδηγοσαν τα πργματα. Σμφωνα με τα διαθσιμα στοιχεα, πνω απ το 60% λων των ναν που κλειναν απ το 1958 και ως το 1964 ταν ορθδοξοι. Αν και τα προηγομενα 15 χρνια, ιδιατερα την περοδο 1941-1954, αναστηλθηκαν παλις εκκλησες, ενορες, μοναστρια και χτζονταν νοι αλλ και, πλι, πρωτστως ορθδοξοι ναο. Στους ορθδοξους ναος, εν μρει, επιστρφονταν οι ιδιοκτησες και τιμαλφ που εχαν κατασχεθε την δεκαετα 1920-1930. Σμφωνα με πολλος ιστορικος και πολιτικος επιστμονες, τα «αποτυχημνα» πειρματα του Χρουστσφ με τη χρσα γη, «πανσοβιετικ τρλα» με την καλλιργεια του καλαμποκιο, απορωσοποηση των περιοχν στις οποες εχαν επιστρψει οι λαο που εχαν προηγουμνως εκτοπιστε απ εκε (Καλμκοι, Βαλκροι, Τσετσνοι, Ινγκος, Καραχις, Γαλικιανο-Δυτικο Ουκρανο) καθς και η παρδοση της Κριμαας στην Ουκρανα και ορισμνων ρωσφωνων εδαφν στο Καζακστν - μεωσαν σημαντικ το κρος της μετασταλινικς ηγεσας. Και κυρως μεταξ του ρωσικο πληθυσμο, γιατ οι ενργειες που αναφρονται στρφονταν κυρως εναντον του. Ως αποτλεσμα - την ανπτυξη των αντιπολιτευτικο (τουλχιστον που στρεφταν κατ του Χρουστσφ) κινματος , την περοδο εκενη, στην ΕΣΣΔ. Λγω της κατστασης αυτς μα σειρ απ περιφερειακς επιτροπς του ΚΚΣΕ την δεκαετα του 1960 πρτειναν την δημιουργα του κομμουνιστικο κμματος της ΡΣΟΣΔ (για το λθος της ιδας αυτς μλησε ο Λ.Ι. Μπρζνεβ στο ΚΓ’ και ΚΔ’ Συνδρια του ΚΚΣΕ το 1966 και 1971 αντστοιχα).

http://gr.pravoslavie.ru/143658.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010