Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архиеп. Дамиан (Марчук). Фотография. 1965 г. (Марчук Дмитрий Георгиевич; 15.11.1899, с. Коростятин Ровенского у. Волынской губ., ныне с. Малиновка Ровенской обл., Украина - 4.07.1987, Луцк), архиеп. бывш. Волынский и Ровенский. Из семьи псаломщика. Окончил церковноприходскую школу в с. Коростятин (1909), Клеванское ДУ (1913) и эвакуированную во время первой мировой войны в г. Кременец Волынскую ДС (1919). После смерти отца в июне 1920 г. занял его место псаломщика при храме в с. Коростятин. После окончания советско-польск. войны 1920 г. оказался на отошедшей к Польше территории. 6 окт. 1921 г. Кременецким еп. (впосл. митрополит автокефальной Православной Церкви в Польше) Дионисием (Валединским) в Успенском соборе Почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры рукоположен в диакона, 9 окт. во иерея. Назначен к Свято-Михайловской ц. с. Замшаны (ныне Ратновского р-на Волынской обл.). В дальнейшем священствовал на различных приходах Волынской епархии, исполнял обязанности благочинного и окружного миссионера. С присоединением Зап. Украины к СССР вошел в клир РПЦ. После начала Великой Отечественной войны с сент. 1941 г. приходской священник в с. Аннополь и благочинный Славутского округа Каменец-Подольской епархии. В дальнейшем был благочинным Шепетовского округа Волынской епархии. Вызывал своей деятельностью недовольство нем. оккупационных властей и весной 1943 г. был ими удален из округа, пребывал при соборе г. Острог той же епархии. В авг. 1943 г. назначен настоятелем Свято-Николаевского храма в Виннице. В нач. янв. 1944 г. задержан немцами и вывезен на территорию оккупированной Польши. В янв. 1945 г., после прихода советских войск, вернулся на Украину. Был принят в Черновицкую епархию, назначен настоятелем церкви с. Книжковцы близ г. Проскурова (ныне Хмельницкий). В июне 1946 г. перешел в Черновицкую епархию, определен настоятелем прихода в г. Заставне Черновицкой обл. и благочинным Заставненского округа. С 1960 г. настоятель кафедрального собора в г. Черновцы.

http://pravenc.ru/text/168780.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖИВОИНОВИЧ Живоинович [серб. Драголюб (род. 18.04.1934, г. Вране, Сербия), историк, биограф серб. кор. Петра I Карагеоргиевича (см. ст. Карагеоргиевичи ). Окончил гимназию в Белграде (1953), философский факультет Белградского ун-та (1959). Защитил магистерскую (1963) и докторскую (1966) диссертации в ун-те Пенсильвании. В 1972 г. окончил Гарвардский ун-т (США). Преподавал в неск. ун-тах США. С 1960 г. преподаватель всеобщей истории Нового времени, руководитель исторического отд-ния и декан философского фак-та Белградского ун-та, ординарный проф. (1979), член-корреспондент Сербской академии наук и искусств (САНУ, 2006). С 2003 г. на пенсии. Член редакционной коллегии журналов «Христианская мысль» мисао) и «Братство» (об-ва св. Саввы). Член об-ва американских историков и Европейского объединения американских исследований. В научных работах Ж. опирается на традиции серб. историографии, в к-рой прослеживается негативное отношение к политике Ватикана на Балканах. В кн. Ж. «Ватикан, Сербия и создание Югославянского государства, 1914-1920» (Ватикан, Cpбuja и угословенске државе, 1914-1920. Београд, 1980), исследовав действия католич. Церкви в Австро-Венгрии по отношению к сербам, пришел к выводу, что Ватикан был против создания единого южнослав. гос-ва, не признавал независимость Королевства сербов, хорватов и словенцев и стремился укрепить свое влияние в Хорватии и Словении. В совместной книге с Д. Лучичем «Варварство во имя Христово: Приложение к «Magnum crimen»» (Варварство у име Христово: Прилози за «Magnum crimen». Београд, 1988), дополняющую кн. В. Новака «Magnum Crimen: Полвека клерикализма в Хорватии» ( Novak V. Magnum Crimen: Pola vjeka klerakalizma u Hrvatskoj. Zagreb, 1948), авторы высказывают мнение о поддержке со стороны Ватикана Независимого гос-ва Хорватия (НГХ) и его агрессивной политики по отношению к сербам и Сербской Православной Церкви (СПЦ) во время второй мировой войны.

http://pravenc.ru/text/182255.html

13 апр. 1918 г. Н. хиротонисан во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии. (По др. сведениям, Балашовское вик-ство было учреждено в 1920 г., тогда же состоялась хиротония Н.) По нек-рым данным, в 1919-1921 гг. подвергался репрессиям. С сент. 1921 г. возглавил Царицынскую епархию. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей 1922 г. Н. выражал готовность отдать для закупки продовольствия все церковные ценности, не используемые при богослужении. 12 мая 1922 г. Н. был арестован в Царицыне (в 1925-1960 Сталинград, ныне Волгоград) по обвинению в сокрытии церковных ценностей. Вскоре в Царицын прибыл свящ. Павел Кусмарцев, уполномоченный обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) ( Иванов. 2002. Ч. 2. С. 5). Во время нахождения Н. под следствием в Царицыне состоялось «собрание прогрессивных граждан - духовенства и мирян», на котором было создано обновленческое Царицынское епархиальное управление. Царицынские обновленцы были недовольны деятельностью Н. и обратились в ВЦУ с просьбой сместить архиерея. 24 июля 1922 г. ВЦУ издало указ о почислении Н. на покой (Там же. С. 60). В сент. того же года, по окончании следствия, Н. был приговорен к 7 годам лишения свободы. 7 мая 1924 г. был освобожден по амнистии, затем в течение 3 лет находился в ссылке в Костроме. В 1925 г. получил назначение управляющим Сталинградской епархией. В мае 1927 г. назначен епископом Вязниковским, викарием Владимирской епархии. Временно управлял Владимирской епархией. В сент. 1927 г. перемещен на Владивостокскую кафедру. В сер. 1928 г. ушел на покой. Проживал в Камышине и Пензе. 26 мая 1929 г. назначен на Череповецкую кафедру. Во время управления епархией активно посещал отдаленные приходы, где совершал архиерейские богослужения, произносил проповеди. Служение Н. в Череповце происходило в период, когда местные власти начали массовое закрытие церквей. Приходы облагали огромными налогами, священнослужителей ограничивали в гражданских правах. Храмы закрывали силой, ссылаясь на требования неверующих граждан ( Хрусталёв. 2008. С. 105). В случае спора обновленцев и представителей патриаршей Церкви о принадлежности храма власти его закрывали. В марте 1931 г. православным в Череповце принадлежало 3 молитвенных здания, верующие были объединены в 2 религ. об-ва (Там же. С. 122).

http://pravenc.ru/text/2577731.html

Брайкина Александра Ивановна Родилась в 1880 г.Москве в семье англичанина, профессора философии. Получила европейское образование. Давала частные уроки богословия, музыки, иностранных языков. В 1920 г. административно выслана в Зырянский край. Там находилась вместе с епископом Афанасием. С 1923 г. жила в Коврове, переписывалась со святителем. 19 ноября 1931 г. была арестована. Обвинялась в участии в церковно-монархической группировке, занимавшейся антисоветской деятельностью. Приговорена к 3 годам ссылки в Башкирию. Помогала святителю в заключении и ссылках. Свои последние годы провела в инвалидном доме в г. Меленки Владимирской обл. Скончалась в 1960 г. Опубликованы письма к ней святителя Афанасия из туруханской ссылки (См.: Свет невечерний. 2002. 3. С. 8–14. 4. С. 6–13). 1. 1926 г. Ваше Преосвященство! Преосвященнейший родной наш Епископ Афанасий! Благословите и помолитесь за нас, грешных и недостойных. Невозможно дольше оставаться без верных сведений о Вашем Преосвященстве; но сама лично я не решаюсь ни беспокоить Вас, ни отрывать минуты драгоценного времени, так необходимого для блага всех окружающих Ваше Преосвященство. Но зато едет к Вам верный и преданный юноша и Церкви, и Вам: он все доведет верно до сведения Вашего и нам привезет сколько-нибудь правды. Наконец-то ковровцы прониклись убеждениями Вашего Преосвященства и стойко отстаивают Собор, и Вашими молитвами он пока еще держится. Я опять обращаюсь к Вашему Преосвященству с нижайшей и смиренной просьбой: при Вашей славной и многостарадальной деятельности разве не нужен Вам и здесь, и на краю света преданный и благочестивый келейник? Я знаю, что Середа, при всех качествах, не обременит даже материально, он приучен к ручному труду, а оставить его в Коврове было бы грешно: здесь некому спасти его душу и уберечь его. Тем более что родители с радостью благословляют на этот путь. И он побережет Вас. Простите меня за смелость, наш родной Епископ, давать Вам совет: я позволяю себе эту вольность только потому, что хочется хоть благим советом помочь, облегчить, посочувствовать нашему родному Преосвященству, посоветовать, хотя Вам доброго и чистой души юношу в добрые Вам помощники во всякой беде и обстоянии, от коих Вам не избавиться, пока Вы будете тем стойким епископом, коим были о сих пор, и коим, если Господь поможет, останетесь до конца. Не могу не передать Вашему Преосвященству, как Дунечка и тревожится, и радуется за Вас и хорошо помнит всякое слово Ваше и стойко и твердо идет своим тихоньким (и тяжелым христианским) путем и просит принять маленькое подкрепление для здоровья Вашего Преосвященства и утешить Вас, что мы все заветы Ваши, если Бог даст, хранить будем до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Викулово. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Церковь в селе Викулово каменная, построена прихожанами в 1820 году. В ней два престола: во имя Живоначальной Троицы и в честь Знамения Пресвятой Богородицы. До революции к Викуловскому приходу были приписаны три церкви: кладбищенская в честь Покрова Пресвятой Богородицы, деревянная, построена на приходском кладбище в 1828 г.; в селе Малаховском; в селе Чуртанском. В храме служили 3 священника, дьякон и 3 псаломщика. В приходе находилась церковноприходская школа, учреждена в 1888 году, и министерская школа. Приписная церковь в селе Малаховском деревянная, построена прихожанами в 1895 г. В ней один престол – во имя св. Архистратига Михаила. Самостоятельного штата нет – Богослужение совершал третий священник и псаломщик викуловской церкви. Для причта имелись три церковных дома, построены прихожанами в 1904 году. В селе была церковно-приходская школа. Приписная церковь в селе Чуртанском деревянная, построена прихожанами в 1901 году. В ней один престол – в честь Вознесения Господня. Богослужение совершал второй штатный священник викуловской церкви. В 1920-е годы храмы были закрыты и использовались под клубы. В 1921 году священника села Викулово отца Николая безбожники сбросили с колокольни. Викуловский храм в 1931 году был передан в отдел культуры и до 1990 года использовался как клуб, кинотеатр. Долгое время храм сохранял свой первоначальный вид. В 1960-х годах по распоряжению главы райисполкома были разобраны купол и колокольня. В 1990 году храм возвращен Русской Православной Церкви. В 1990 году был подготовлен проект его реставрации. С 1991 года и по настоящее время в храме ведутся восстановительные работы. Окормление прихода совершал настоятель Прихода храма с. Абатское иерей Александр Лемешко. В 2000 году настоятелем прихода назначается выпускник Тобольской духовной семинарии иерей Сергий Рыбакин. Изначально совершать службы в храме не представлялось возможным, поэтому Богослужения проходили в частном доме.

http://sobory.ru/article/?object=25243

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря — восстановлен и освящен! (фото) 9 мая, 2016. Дмитрий Кузьмин Чин великого освящения совершил Патриарх Кирилл 8 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря в подмосковной Истре и возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. На торжественном событии присутствовали председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев с супругой и губернатор Московской области Андрей Воробьев. Как все происходило — в фоторепортаже корреспондента «Правмира». Ново-Иерусалимский монастырь был основан в 1656 году Патриархом Никоном (1605-1681). Топография, топонимика, церковные сооружения монастыря и окружающей территории, простиравшейся на несколько десятков километров, создавали образ Святой Земли и воспроизводили главные христианские святыни Палестины. Ново-Иерусалимский монастырь В 1919 году монастырь был закрыт, на его территории в 1920 году открылся музей «Новый Иерусалим», а святые места были частью уничтожены, частью преданы забвению и до неузнаваемости изменены. Начавший ветшать еще после закрытия, монастырь сильно пострадал в годы Великой Отечественной войны. Во время трехнедельной немецкой оккупации в 1941 году музей был разграблен. При отступлении фашистских войск ансамбль монастыря был взорван, башня и колокольня монастыря разрушены, а собор значительно поврежден. Реставрационно-восстанови тельные работы в монастыре начались в 1947 году, особенно интенсивно они велись в 1960-80-е годы. В 1994 году начался процесс передачи сооружений монастыря Русской Православной Церкви, в обители возобновилась богослужебная деятельность. Ново-Иерусалимский монастырь 23 июля 2008 года монастырь посетили Президент Российской Федерации Д.А. Медведев и приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. По их инициативе был создан Благотворительный фонд по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

http://pravmir.ru/voskresenskiy-sobor-no...

Вышла книга о митрополите Гурии (Егорове) февраля 2022 Книга Дмитрия Павлова " До смерти я буду призывать вас к молитве " . Жизнь и служение митрополита Гурия (Егорова) " вышла в свет в издательстве ПСТГУ (Москва). Монография посвящена митрополиту Гурию (Егорову; 1891-1965) - исповеднику, прошедшему в 1920-30-е годы через ссылки, тюрьмы и лагерь, и выдающемуся архипастырю послевоенного периода (1946-1965), приурочена к 130-летию со дня его рождения. Владыка Гурий приходился братом священномученику Льву (Егорову) , настоятелю Феодоровского собора . Иеромонах (позднее - архимандрит) Гурий стоял у истоков создания Александро-Невского братства, служил, преподавал, окормлял полулегальные монашеские общины Петрограда-Ленинграда. Божиим Промыслом единственный из отцов братства остался в живых. После освобождения в 1933 года из Беломорско-Балтийского лагеря архимандрит Гурий поселился в Средней Азии (сначала в Ташкенте, потом в поселке Беш-Бале под Ферганой), где он со своими духовными чадами образовал тайную общину, имел возможность их окормлять, молиться и совершать Божественную литургию. В эту духовную семью влились Константин Вендланд (будущий митрополит Ярославский Иоанн) со своей сестрой Елизаветой (будущей монахиней Евфросинией), Александр Хархаров (будущий архиепископ Ярославский Михей), Игорь Мальцев (будущий митрофорный протоиерей) и другие. В 1944 году отец Гурий вышел на открытое служение в Ташкентской и Среднеазиатской епархии, а в 1945 году Святейший Патриарх Алексий (Симанский) вызвал его в Москву и назначил наместником Троице-Сергиевой лавры для возрождения в ней духовной жизни. Лавра была открыта на Пасху 1946 года, а в августе того же года последовала епископская хиротония архимандрита Гурия. За 19 лет архиерейского служения преосвященный Гурий возглавлял семь епархий: Ташкентскую и Среднеазиатскую (1946-1953), Саратовскую (1953-1954), Черниговскую (1954-1955), Днепропетровскую и Запорожскую (1955-1959), в 1959 году был возведен в сан митрополита и назначен правящим архиереем Минской и Белорусской епархии, в 1960-1961 годы - митрополит Ленинградский и Ладожский и постоянный член Священного Синода, с 1961-го по 1965-й - митрополит Симферопольский и Крымский. Упокоился 12 июля 1965 года, похоронен на Старом Симферопольском кладбище напротив Всехсвятского храма.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Годы жизни: 1906—1976. Родился в Казани в дворянской семье. В 1920 семья покинула Россию и проживала в Болгарии в г. Варна. Окончил русскую гимназию в 1926 г. с золотой медалью и поступил на богословский факультет Софийского университета, который окончил в 1930 г. Переехал в 1931 г. в Прикарпатскую Русь. Пострижен в монашество в Свято-Николаевском монастыре в селе Иза, а на следующий день, 18 мая 1931 г., рукоположен во диакона, в 1932 — во иеромонаха. В 1932 г. назначен приходским священником в Ужгород, позднее назначен настоятелем. В 1937 г. награжден саном игумена. С 7 августа 1936 г. издатель-редактор епархиального журнала «Православный Карпаторусский вестник». В 1938 г. — настоятель прихода в Мукачеве. После захвата Прикарпатской Руси венграми в 1940 г. уехал в Югославию, где стал преподавать на миссионерско-пастырских курсах пастырское богословие и гомилетику. Служил священником в Свято-Троицкой церкви. Был духовником митрополита Анастасия. В 1944 г. возведен в сан архимандрита. В 1944 г. эвакуировался в Австрию. В 1945 г. с Архиерейским Синодом прибыл в Мюнхен, где был законоучителем в старших классах гимназии «Милосердный самарянин» и в «Гимназии бесподанных» в лагере для перемещенных лиц, вел преподавательскую работу на курсах сестер милосердия. С 1950 г. председатель миссионерско-просветительского комитета при Архиерейском Синоде. В 1951 г. переехал в США по приглашению архиепископа Виталия. Назначен преподавателем (читал лекции по Новому Завету, литургике, гомилетике), а с 1952 г. — ректором Свято-Троицкой семинарии. Был ректором 24 года. С 1952 г. — главный редактор журнала «Православная Русь». В 1953 г. хиротонисан во епископа Сиракузского. 12 мая 1960 г. после смерти архиепископа Виталия избран настоятелем Свято-Троицкого монастыря. В 1961 г. возведен в сан архиепископа. С 1964 г. — постоянный член Архиерейского Синода РПЦЗ. Председатель благотворительного фонда им. св. прав. Иоанна Кронштадтского. Погребен в крипте Троицкого собора Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле. Автор учебных пособий: «Руководство к изучению Нового Завета», «Руководство по гомилетике». Значим прежде всего как экзегет.

http://pravbiblioteka.ru/book/propovedi-...

Гороховец. Троицкий Никольский мужской монастырь. Церковь Иоанна Лествичника. Карта и ближайшие объекты В линии монастырской ограды на краю северного склона горы стоит церковь Иоанна Лествичника (1710-1716 гг. постройки). Она построена на средства купца Ширяева и относится к типу одноглавых бесстолпных храмов с трапезной. Внимание привлекают пышные наличники окон второго этажа в форме полуколонок, с бусинами и капителью коринфского ордера. Наиболее празднично и нарядно выглядит фасад церкви, к которому примыкает крыльцо с мощными бочкообразными столбами и декоративными вставками из резного камня. Первый этаж церкви был определен под склады, а на втором разместился алтарь. Для входа в церковь было сооружено красивое крыльцо храма. Церковь Иоанна Лествичника строилась в годы северной войны со шведами. Но эпоха петровских преобразований мало отразилась на архитектуре гороховецкой церкви. Новшества западноевропейского зодчества медленно проникали в далекие уголки России. Мастера каменных дел еще не освоили тектоническую систему «фряжской» архитектуры, однако они с удовольствием применяют понравившиеся детали. Наличники церкви Иоанна Лествичника уже включают колонки с коринфскими капителями и подобие классического трехчастного антаблемента, над которым совершенно неожиданно вырастает сложное декоративное завершение, получившее позднее образное наименование «петушиных гребешков». Церковь лишилась своей единственной главы и обросла сарайчиками, приобретя какой-то домашний, житейский вид. Монастырь, а вместе с ним и церковь, были закрыты в 1920-е гг. Долгое время церковь стояла обезглавленной, там были склады, но в середине 1960-х годов обвалилась крыша, и вместо церкви стояли только стены. В 90х годах монастырь, а вместе с ним и церковь начали восстанавливаться. В настоящее время церковь полностью отреставрирована. Храм Иоанна Лествичника, входящий в состав Николо-Троицкого монастыря, был выстроен в 1710 году на денежные средства одного из богатых купцов Гороховца Ивана Ширяева. До нас не дошли летописные сведения, касающиеся точной даты возведения храма, но согласно мнениям большинства ученых, он был выстроен не позднее 18 столетия. Самые первые упоминания о храме относятся к 1761 году, что значится в монастырской описи. На протяжении 1850 года нижний корпус, предназначенный для настоятелей, был перестроен и видоизменен.

http://sobory.ru/article/?object=04960

Ершово. Церковь Петра Столпника (старая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь во имя св. Петра Столпника была построена при участии Петра Павловича Ершова на его родине в деревне Безруковой Ишимского округа. Первая храмозданная грамота на строительство деревянной церкви выдана епископом Феогностом 16 октября 1860 года, но по желанию крестьян ввиду дороговизны леса 17 июля 1862 года он благословил постройку в камне. Первый священник – рукоположенный 15 января 1861 года о. Николай Агафонов, бывший диакон градо-Тобольской церкви Семи Отроков Эфесских. П.П. Ершов деятельно участвовал в постройке храма, будучи доверенным лицом от прихожан будущей церкви. Он подавал прошения о дозволении выстроить церковь, его стараниями губернский архитектор Д. Черненко составил два проекта. Также значима была его финансовая помощь. Службы в храме совершались уже с 1866 года, а окончательно церковь была достроена в 1876 году. В 1919 году в церкви служил о. Николай Серебрянский. В 1920-х церковь была отдана обновленцам. В середине 1930-х закрыта, разрушена колокольня. Использовалась как контора и склад. Окончательно снесена в августе 1969 года, ровно через сто лет после смерти П.П. Ершова. С 2004 года в селе Ершово (переименовано из Безруково в 1960 г.) приходом Богоявленского собора города Ишима и музеем П.П. Ершова велось строительство бревенчатого храма взамен утраченного. Были возведены стены и каменная колокольня с тремя маковками, подведена крыша. Однако 20 мая 2009 года деревянная часть храма выгорела из-за детской шалости. Источник: Тобольско-Тюменская епархия   Село Безруковское. Село расположено на реке Карасуле, в 10 верстах от г. Ишима. Храм в селе каменный, заложен в 1852 году, выстроен на средства Петра Ершова, автора произведения " Конек Горбунок " ; до окончания постройки жертвователь не дожил - умер в 1858 г. На постройку церкви также была отпущена правительством сумма в 2300 р. В 1860 г. храм закончен, а в следующем году был открыт приход. Один престол во имя св. Петра Столпника. Особо в приходе почитаются крестьянами издавна свв. Петр и Павел. Почитание выражается в частых молебнах пред чтимыми иконами сих святых и в пожертвованиях на украшение сих икон.

http://sobory.ru/article/?object=48133

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010