Г. А. Острогорский Список сокращений часто цитируемых работ и периодических изданий Actes de l’Athos Petit L., Korablev В., Kegel V., Kurtz E. Actes de l’Athos//ВВ. Прилож. 10(1903), 12(1906), 13(1907), 17(1911), 19(1912), 20(1913). Adontz . Basile I. Adontz N. L " âge et l " origine de l " empereur Basile I//Byz. 8 (1933). P. 475–550; 9 (1934). P. 223–260. Adontz. Samuel l " Armenien. Adontz N. Samuel l " Arménien, roi des Bulgares//Mémoires de l " Académie Royale de Belgique, Classe des Lettres 38 (1938). P. 1–63. Alexander . Patr. Nicephorus. Alexander P.J. The Patriarch Nicephorus of Constantinople. Ecclesiastical Policy and Image Worship in the Byzantine Empire. Oxford, 1958. Babinger . Beiträge. Babinger F. Beiträge zur Frühgeschichte der Türkenherrschaft in Rumelien (14.–15. Jahrhundert). Brünn-München-Wien, 1944. (Südosteuropäische Arbeiten; 34). Banescu . Duchés byzantins. Banescu N. Les Duchés byzantins de Paristrion (Paradounavon) et de Bulgarie. Bucarest, 1946. Beck . Kirche. Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. (Handbuch der Altertumswissenschaft XII. 2. 1: Byzantinisches Handbuch II 1). Beneševi . Ranglisten Beneševi V.N. Die byzantinischen Ranglisten nach dem Kletorologion Philothei und nach den Jerusalemer Handschriften//BNJ 5 (1926). S. 97–167; 6 (1928). S. 143–145. Byzantinisch-Neugriechischejahrbücher. Berlin-Athen, 1920–1960. Bon . Le Péloponnèse Bon A. Le Péloponnèse byzantin jusqúen 1204. Paris, 1951. Bratianu . Études byz. Bratianu G.I. Études byzantines d " histoire économiqueet sociale. Paris, 1938. Bratianu . Privilèges. Bratianu G.I. Privilèges et franchises municipales dans l’Empire byzantin. Paris-Bucarest, 1936. Bréhier . Institutions. Bréhier L. Les institutions de l " Empire byzantin. Le Monde Byzantin, II. Paris, 1948. (L " évolution de l " humanité 32 bis). Bréhier. Civilisation. Bréhier L. La civilisation byzantine. Le Monde Byzantin III. Paris, 1950. (L’évolution de l " humanité; 32 ter).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глоссарий и список аббревиатур АКА(от англ. American Relief Administration – Администрация Американской Помощи), негосударственная организация в США, осуществлявшая с 1919 г. до конца 1930-х гг. гуманитарную помощь пострадавшим от большевизма странам Европы. Анархисты (от греч. безвластие), представители различных партий и толков, объединенных общей идеологией, в основе которой лежит ликвидация любых форм принудительного управления, в том числе государственной власти. ВОХР, войска внутренней охраны НКВД СССР; военизированная охрана – вооруженное подразделение, несущее караульную службу по охране вверенного объекта. ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет), высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти в России (1917–1937). Избирался Всероссийским съездом Советов и действовал в периоды между съездами. ВЧК СНК РСФСР (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при СНК РСФСР), образована в декабре 1917 г., в феврале 1922 г. реорганизована в ГПУ НКВД РСФСР. ГПУ НКВД РСФСР (Государственное политическое управление при Наркомате внутренних дел РСФСР), образовано в феврале 1922 г., в ноябре 1923 г. реорганизовано в ОГПУСНКСССР. ГУЛАГ (Главное управление исправительно- трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения), фактически начало свое существование в апреле 1919 г. в момент создания Центрального управления лагерями принуди- тельных работ, получило официальное название в 1931 г. и было упразднено в январе 1960 г. указом Президиума Верховного Совета СССР. Д.В.Р. (Дальне-Восточная Республика), буферное государственное образование с демократическим устройством между РСФСР и Японией на территории Забайкалья и Дальнего Востока в 1920–1922 гг. «Дело лицеистов», процесс против выпускников Александровского (с 1911 г. Царскосельского) лицея, которых обвиняли в создании монархической организации с целью свержения Советской власти. В ночь на 13 февраля 1923 г. были арестованы свыше 130 человек, среди которых помимо лицеистов значились выпускники Училища правоведения, бывшие офицеры Семеновского полка и др. Из проходивших по этому делу – 26 человек были расстреляны, 23 сосланы в лагеря, еще 29 осужденных оказались в ссылках.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иерей Алексий Галкин: аборт необходимо законодательно признать убийством августа 2012 Свою инициативу председатель епархиального отдела по делам молодежи озвучил на пресс-конференции в РИА " Новости " . Аборт должен быть квалифицирован в российском законодательстве как уголовно наказуемое убийство. Отмена права на уничтожение внутриутробных младенцев оздоровит общество и спасет миллионы детских жизней. Об этом заявил 14 августа на пресс-конференции в петербургском отделении РИА " Новости " председатель  отдела по делам молодежи  Санкт-Петербургской епархии иерей Алексий Галкин . Священник озвучил позицию православных христиан, которые, будучи гражданами своей страны, настаивают на закреплении в законодательстве библейской заповеди " Не убий! " . Начиная обсуждение, он отметил, что чудовищная находка человеческих эмбрионов под Невьянском заставила его выступить с данной инициативой.  Имея опыт профессиональной юридической деятельности, отец Алексий квалифицировал аборт, который стыдливо называют " искусственным прерыванием беременности " , как преступное деяние, в котором есть заказчик, исполнитель и пособники. В конце прошлой недели он обратился к депутатам Госдумы с просьбой рассмотреть его предложение. Развивая тему, руководитель международного движения против абортов " Воины жизни " Дмитрий Баранов сравнил бесчеловечные операции с холокостом и напомнил, что это слово употребляется в церковнославянском языке („олокауст“, „голокость“) в смысле религиозной жертвы.  " Аборты - это жертва богам нового язычества: достатку, комфорту, гедонизму " , - отметил Дмитрий Баранов, подчеркнув, что число жертв в этом случае многократно превосходит потери любой войны. Прекращение пролития крови невинных младенцев позволит нашему обществу называться цивилизованным, считает лидер " Воинов жизни " . Он напомнил, что аборт в течение многих веков считался тяжким уголовным преступлением, и право на него впервые появилось  в РСФСР в 1920 году, а в странах западного мира процесс декриминализации абортов прошел лишь в 1960-1980-х годах.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=239...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАЧЕНКО Александр Васильевич (8.12.1910, С.-Петербург - 19.03. 1978, Клагенфурт, Австрия), славист. И. род. в семье адвоката. Его дед В. Л. Исаченко - правовед, автор многочисленных работ по юриспруденции - был товарищем обер-прокурора Сената. Дядя И.- Б. Л. Исаченко (1871-1948) - микробиолог, академик АН СССР и АН УССР. После Октябрьской революции 1917 г. семья И. покинула Россию и в 1920 г. поселилась в австрийском г. Клагенфурте. Окончив гимназию, И. в 1929 г. поступил в Венский ун-т, где изучал славистику, германистику, историю Вост. Европы, индоевроп. языки (санскрит, пали). Учителем И. был филолог и мыслитель Н. С. Трубецкой, на дочери к-рого И. впосл. женился. По окончании ун-та И. в 1933-1935 гг. находился в Париже, стажируясь у французских славистов А. Мейе, А. Вайана , А. Мазона , и год в Праге. По возвращении в Вену он преподавал рус. язык на философском фак-те Венского ун-та. В 1939 г. И. защитил в Любляне (Словения) докторскую диссертацию, в 1941-1955 гг. работал в Братиславе, стал профессором и заведующим кафедрой русского языка и литературы философского факультета университета им. Я. А. Коменского. С 1955 г. заведовал кафедрой славянских языков философского факультета университета в Оломоуце. В 1960 г. АН ГДР пригласила И. в Берлин, где он организовал и возглавил Центр по изучению структурной грамматики. С 1965 г. И. работал заместителем директора академического Ин-та языков и лит-ры в Праге. В знак протеста против ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 г. И., находившийся в Австрии, отказался вернуться в Прагу и, приняв приглашение Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, возглавил кафедру славянской филологии. В 1971 г. И. вернулся в Клагенфурт и до конца жизни работал заведующим кафедрой общего и прикладного языкознания и славистики и проректором ун-та. В странах советского блока на его имя был наложен запрет, работы И. были недоступны советским ученым, газ. «Правда» предостерегала против попыток ссылаться на его труды. В 1974 г. ученый основал журнал по рус. языкознанию «Russian Linguistics» - один из наиболее авторитетных в своей области. Признанием научных заслуг И. стало избрание его членом-корреспондентом АН ГДР (1964), Чехословацкой (1968) и Австрийской (1973) академий наук.

http://pravenc.ru/text/674866.html

Питер Вашингтон Скачать epub pdf Глава 19. Возвращение Гурджиев прожил достаточно долго, чтобы увидеть возрождение интереса к своему наследию. Кришнамурти жил гораздо дольше и значительно более преуспел в этом отношении. Будучи святым в своем кругу и немного забавной личностью для всего остального мира в период между мировыми войнами, к концу 1960-х он стал западным гуру. В процессе преображения он отринул нелепости теософии, чтобы стать настоящей звездой в весьма любопытной среде знаменитостей Нового Века, где далай-лама и Иегуди Менухин находились бок о бок с таинственными герцогинями, а поп-певцы занимались поисками истины. Метаморфоза влекла за собой два парадокса: во-первых, Кришнамурти решительно держался образа отшельника, ищущего духовного просвещения, тогда как окружающие видели в нем элемент очаровательной общественной элиты; и, во-вторых, он продолжал проповедовать доктрину нереальности мира и необходимости достижения свободы от всех мирских уз, оставаясь тем не менее в этом мире. Ни одно из этих утверждений не является таким уж парадоксом, как это кажется на первый взгляд. Многие духовные лидеры учили, что отшельничество не является путем к спасению, что наибольшего уединения можно достичь в людской толпе и что наилучший способ напомнить себе о нереальности мира это оказаться активно вовлеченным в жизнь, а не убегать от нее. Но критики Кришнамурти – вскоре они включили в число объектов своих нападок и семью Раджагопала – еще хуже отнеслись к его последующей карьере. Предположив, что Кришнамурти всегда был, по существу, выскочкой, приспособленцем и тунеядцем, они заподозрили, что он просто культивировал видимость уединения и отстранения в целях поддержания своего имиджа, и что за эту видимость его близкие платили эмоционально, а последователи духовно. Что точно известно, так это то, что Кришнамурти начал выходить из тесного кружка Охайя, когда с окончанием войны окончилось и его затворничество в Калифорнии. Но эти события привнесли мало перемен в его жизнь. С 1945 г. до самой смерти в возрасте девяносто одного года в 1986 г. он путешествовал по всему миру как духовный учитель. Публичные лекции и частные интервью продолжались точно так же, как и в 1920-х годах, перемежаясь бесконечной чередой роскошных дней отдыха. Он продолжал сновать между Индией, Европой и Америкой, часто останавливаясь у богатых друзей. Были времена, когда список его знакомых напоминал скорее телефонный справочник, чем записи гуру. Он также по-прежнему полагался на помощь влиятельных и богатых женщин.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/babuin-m...

Послесловие А.А.Зимин. Витязь на распутье (феодальная война в России XV в.) Предлагаемая читателю книга — последний труд Александра Александровича Зимина (1920—1980), выдающегося советского исследователя русского средневековья. При жизни Зимин по печальной российской традиции не был избалован официальным признанием. Во всяком случае семь написанных им монографий остались неизданными. За 10 лет, прошедших после кончины ученого, издательство «Мысль» выпустило в свет две его работы — «Возрожденную Россию» под названием «Россия на рубеже XV—XVI столетий» (М., 1982) и «В канун грозных потрясений» (М., 1986), озаглавленную автором «Путь к власти», а издательство «Наука» — монографию «формирование боярской аристократии в России во второй половине XV — первой трети XVI в.» (М., 1988). Но еще минимум три завершенные Зиминым научные монографии — исследования о Русской Правде, о «Слове о полку Игореве», о русских исторических песнях — и две мемуарные книги пока не опубликованы и хранятся в его личном архиве. Две первые книги, как и ранее опубликованные тоже издательством «Мысль» «Реформы Ивана Грозного» (М., 1960), «Опричнина Ивана Грозного» (М., 1964) и «Россия на пороге Нового времени» (М., 1972), входят в задуманный А.А. Зиминым 6-томный цикл исследований по истории России XV—XVI вв. В этом ряду предлагаемая вниманию читателей книга является первой по хронологии событий и последней по времени написания автором. Выход ее в свет делает всю серию законченной. Есть у публикуемой монографии и более существенные особенности. Ее идею лучше всего выражает сохраненное авторское название — «Витязь на распутье». Это первое в отечественной литературе исследование трагических событий второй четверти XV в., когда вся Русь стала ареной кровопролитной борьбы за власть между враждующими кланами правящей династии. В книге наиболее ярко выразились темперамент ученого, его ищущий и взыскующий правды ум и оригинальные размышления над закономерностями объединительного процесса в России. «Витязь на распутье» был начат автором в 1979 г. и писался стремительно, с большим увлечением и истовостью. Александр Александрович работал над текстом книга буквально до последнего дня жизни, не раз читал вслух друзьям и ученикам отдельные ее части, подыскивая наиболее точные выражения и характеристики. С выхода в свет первой из книг задуманной и почти полностью осуществленной серии до написания «Витязя...» прошло 20 лет, и, как отмечал сам автор, за это время его общие исторические представления претерпели глубокую эволюцию, которую он считал завершенной в «Витязе...».

http://sedmitza.ru/lib/text/438802/

Пантелеимон (Рудык ), архп. Эдмонтонский и Канадский Родился 16 июня 1696 года. Окончил Богословский факультет. Пострижен в монашество. 10декабря 1920 года рукоположен во иеродиакона. 26 июля 1922 года рукоположен во иеромонаха, до 1941 года сведений о нем не имеем. 16 марта 1941 года хиротонисан во епископа Львовского в Москве. Принадлежал к автономной церкви Западной Украины. С 1941 по 1943 г. управлял Киевской епархией. При отступлении немцев бежал за границу. С 1945–1959 г. состоял архиепископом заграничного Карловацкого Синода (в Африке, Аргентине, Восточной Канаде). С 5 марта 1959 года, после принесения покаяния, принят в общение с Русской Православной Церковью. С 8 авг.1959года – архиепископ Эдмонтонский и Канадский. Труды: «Речь при вручении жезла новопоставленному еп. Досифею». «ЖМП» 1959, 10, стр. 13. Литература: «Рус.Прав.Церк. и Вел.От.война». Сборник церковных документов, 1941 г., стр.67, 73. «Правда о религии в России». МП, 1942, стр.63. ФПС I, 268, стр.12. ФПС III, стр.6. ФПС IV, стр.6. ФПС V, 14–9. ФАМ 14. «ЖМП» 1959, 6, стр.40–42._ 1959, 10, стр.6, II, 13. 1960, стр. 18. 1960, 3, стр.6, 23. 1960, стр. 15. 1961, I, стр. 16. 1961, СТР.3–4. 1963, 6, стр.10. Дополнения к Кат-ЕС. Petr Rudyk wurde 1899 als Bauernsohn im D Lipovcy bei L " vov im Kreis Peremysl geboren. Schon als Kind zog es ihn über die Grenze zur Lavra von Poaev; mit 13 Jahren wurde er in die dortige Schule aufgenommen. 1915 wurden die Mönche nach Svjatye Gory am Donez, Ep. Char " kov, evakuiert; hier war er poslušnik. Nach der Rückkehr nach Poaev erhielt er 1920 die Mönchsweihe, später die Priesterweihe. 1924 Abschluß des GS. Anfang 1925 wurde er an die orthodoxe Theologische Fakultät der Universität Warschau geschickt. Danach wurde er Vorsteher der Georgskirche in L " vov, damals der einzigen orthodoxen Kirche in Galizien. Zugleich war er Dekan der wenigen orthodoxen Pfarreien. Es gelang ihm, neue orthodoxe Pfarreien zu gründen. Mit Hilfe der Kreuzbruderschaft gab er das Monatsblatt «Voskresen " e» heraus.Auch als Student in Warschau warb er unter den Mitstudenten für die Orthodoxie.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

М.В. Шульгина. Воспоминания Б.М. Сапира Борис Моисеевич Сапир, человек непростой судьбы, жизнь которого охватила, практически, все XX столетие. В 1919 г. (тогда ему было 17 лет) Сапир вступил во фракцию меньшевиков РСДРП. Во время советско-польской войны 1920 г. он, по партийной мобилизации, пошел в РККА. После Гражданской войны, юного Бориса Сапира постигла участь многих меньшевиков: он был арестован органами ВЧК и весной 1923 г. направлен в Пертоминский лагерь принудительных работ, затем, в июле 1923 г. переведен в Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения. По окончании срока заключения, осенью 1924 г., его переместили в Кемский пересыльный пункт, а в июне 1925 г. – на поселение в Курган. Осенью 1925 г. Б. М. Сапиру удалось совершить побег. Он нелегально эмигрировал из СССР и поселился в Германии, там он вошел в состав Заграничной делегации РСДРП. До середины 1960-х гг. он сотрудничал с журналом «Социалистический вестник». В этом издании, Сапир опубликовал свою статью «Годовщина соловецкой трагедии», посвященную расстрелу политических заключенных в Савватиевском скиту 69 . В 1933 г., когда нацисты пришли к власти, он покинул Германию и поселился в Амстердаме. Там Б. М. Сапир возглавил русскую секцию в Международном институте социальной истории. В это время началась его совместная работа с Б. И. Николаевским, директором филиала института в Париже. С началом Второй мировой войны связан новый этап в профессиональной жизни Сапира, когда он приступил к историческим исследованиям на Кубе. В 1944 г. Борис Моисеевич поселился в Нью-Йорке, где продолжал вести активную исследовательскую деятельность, преподавать, издавать сборники документов и монографии по истории революционного движения и меньшевизма. Более подробное повествование об опыте своего пребывания в советских лагерях, Б. М. Сапир написал, будучи в Соединенных Штатах. Этот очерк включен в качестве отдельной главы в книгу Давида Даллина и Бориса Николаевского «Принудительный труд в Советской России», изданную впервые на английском языке в 1947 г. 70

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обновленский Авенир Петрович Родился в 1885 г. Юрист по образованию. До 1917 г. служил в Святейшем Синоде Русской Православной Церкви. В 1920–е гг. руководитель религиозно-философского кружка в Ленинграде. В ночь с 6 на 7 апреля 1929 г. арестован с женой, Лидией Ивановной Обновленской, и привлечен по «Делу Братства Преподобного Серафима Саровского ». 8 октября 1929 г. приговорен к 3 годам концлагеря и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. В начале 1931 г. освобожден из лагеря и отправлен на 3 года в Усть-Цильму (АО Коми Зырян). Освобожден в 1934 г. Профессор Санкт-Петербургского университета Ю. К. Толстой вспоминал: «Авенир Петрович окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета и готовился к профессорскому званию по каноническому праву. Но произошла революция, и каноническое право перестало быть нужным. Думать нужно было о другом: как унести ноги и зарабатывать на жизнь. Авенир Петрович занял скромную должность библиотекаря в библиотеке Академии наук, но вскоре его замели по так называемому академическому делу и отправили в Соловки. По этому делу проходили многие видные деятели науки и культуры, в том числе профессор Тарле» 1 . В 1938 г. выслан. В 1954 г. вернулся в Ленинград. В 1959 г. выпустил учебник латинского языка 2 . 1. 22 декабря 1960 г. 22.XII.60 г. Много, много... прошло лет, а все представляю Вас, дорогой Владыко, таким же, каким видел тогда... Вот Вы... и выходящий из алтаря в К[овровском?] соборе, и гостеприимный хозяин в маленьком деревянном домике, и на одре болезни, – и... словом, помню... Последнее письмо я имел от Вас в области Коми, где проживал некогда. Последнее, но и единственное. С тех пор общаюсь с Вами лишь мысленно. Помню в молитвах моих, как Вы заповедали мне, Вашу матушку Матрону. И вот, кажется, в сентябре мои друг Л. Ф. 3 шлет мне от Вас Ваше благословение и благопожелания... Возникли у меня, однако, некоторые неясности в отношении адреса, которые разъяснились лишь на этих днях. И вот пишу Вам первое, пробное письмо, пробное в отношении адреса.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Юрий Терапиано Терапиано Юрий Константинович (1892–1980) – поэт, прозаик, литературный критик, переводчик, мемуарист. Окончил Александровскую гимназию в Керчи (1911), юридический факультет Университета Святого Владимира в Киеве (1916), школу прапорщиков (1917). Участник Первой мировой войны. В 1919 году вступил в Добровольческую армию. Весной 1920 года эмигрировал из Феодосии в Константинополь. С 1922 года жил в Париже. Один из организаторов, а затем председатель Союза молодых писателей и поэтов (1925–1931). Более двадцати лет вел литературно-критический отдел газеты «Русская мысль». Составитель антологии «Муза диаспоры» (1960). Первая книга стихов «Лучший звук» вышла в Мюнхене в 1926 году. «Из предшественников, – писал Вадим Крейд, – ему особенно близки акмеисты, и один из важных мотивов акмеистической поэтики мы можем видеть в таких строках, как: „Господи, прошу, нездешней тайны//Никогда не дай мне разгадать». Именно об этом писал в своем акмеистическом манифесте Н. Гумилев, считавший в эту пору своего творчества все попытки познать непознаваемое нецелесообразными». Юрий Иваск в свою очередь отмечал, что Терапиано «верно выражал Парижскую ноту 30х годов, удачно определил один из ее „канонов»: „Поэзия не только мастерство…». Все же к мастерству он стремился и стал мастером. Тщательно отделывая стихи, он всегда надеялся на какое-то чудо в поэзии, и ему удавалось передавать чудесное…» Посмертно вышла мемуарная книга «Литературная жизнь русского Парижа за полвека (1924–1974). Эссе, воспоминания, статьи» (Париж – Нью-Йорк, 1987). В день Покрова I. Как звезда над снежными полями В августе – над золотом садов, В ночь весеннюю – над тополями Русских сел и русских городов Ты восходишь, наш покров незримый, Матерь Божия, Любви Твоей Над землею, некогда любимой Милость драгоценную пролей. Дни проходят, тишиной томимы, Гибели и смерти нет конца, Ты, Которой служат серафимы, Ты, Которой служат все сердца, Милость ниспошли Свою святую,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010