II. «О знаменитых мужах» (De viris illustribus//PL. 23. Col. 601-719; TU. Bd. 14. H. 1a. S. 1-56; Ceresa-Gastaldo. 1988; CPL, N 616; рус. пер.: Творения. 1910. Ч. 5. С. 258-314), трактат написан по просьбе префекта претория Декстера в 393 г. (см.: Nautin. La date. 1961; Williams. 2006. P. 286), представляет собой 1-ю историю христ. лит-ры, или 1-ю патрологию. Подражая по форме и стилю одноименному сочинению Светония, И. С. в опровержение мнений язычников ставит цель доказать, что у христиан нет недостатка в образованных людях и писателях ( Hieron. De vir. illustr. Prol.). Автор старается увеличить число христ. писателей, для чего вносит в список не только писателей-еретиков (Бардесана, Новациана, Аполлинария, Доната, Фотина, Евномия и др.), но и нехристиан - Сенеку, Филона Александрийского, Иосифа Флавия и Иуста Тивериадского. Он также стремится говорить о христ. лит-ре в высоком стиле, чтобы не дать язычникам возможности заметить разногласия между христианами. Поэтому превозносит даже второстепенных писателей и воздерживается от порицания нецерковных произведений христ. лит-ры. По содержанию сочинение И. С. разделяется на 2 части: компилятивную (главы 1-78) и самостоятельную (главы 79-135). 1-я часть составлена гл. обр. на основании материалов, заимствованных из «Церковной истории» и отчасти из «Хроники» Евсевия Кесарийского; заимствования сделаны недостаточно внимательно, иногда с ошибками в переводе или с неправильной интерпретацией, вслед. чего 1-я часть содержит немало искажений правильных данных Евсевия. И. С. добавил сведения, полученные на основании знакомства с христ. лит-рой, особенно латинской, которой мало интересовался Евсевий (сообщения о Тертуллиане, Минуции Феликсе, сщмч. Киприане, Новациане, сщмч. Викторине Петавском, Лактанции и др.). Во 2-й части автор использовал библиотечные каталоги, заимствовав названия сочинений, неизвестных ему, однако главным источником для нее служило глубокое знание И. С. церковной лит-ры IV в. Только у И. С. встречаются сведения о таких церковных писателях, как Арнобий, Ювенк, Акакий Кесарийский, Геласий Кесарийский и мн.

http://pravenc.ru/text/293730.html

Ходатайство жителей г.Царицына об о.Илиодоре//Братский листок. 21 ноября 1908. Там же. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7589. Л.317-317 об. Протокол Бочарова 9.XI.1908. Там же. Л.316. Рапорт Бочарова губернатору 10.XI.1908. РГИА. Ф.1278. Оп.2. Д.2515. Л.2 об. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7589. Л.248-248 об. Телеграмма гр.Татищева Столыпину 5.X.1908. Хроника//Братский листок. 7 октября 1908. Славин И.Я. Ук. соч. Предполагая, что скандал произошел непосредственно перед отставкой гр.Татищева, Славин ошибочно датирует эти события другим царским днем - 21.X.1910. «Я должен сказать, что по приказанию Государя я, вступив в управление министерством внутренних дел, получил всю полноту власти, и на мне лежит вся тяжесть ответственности» (Государственная дума. Стенографические отчеты. Созыв I. Сессия I. СПб., 1906. Т.2. Стлб.1140-1141. Заседание 8.VI.1906. Братский листок. 7 октября 1908. Открыто начинаемое " монголами нашествие " на Православную Россию//Братский листок. Приложение к 12 октября.] Славин И.Я. Ук. соч. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7589. Л.248. Телеграмма гр.Татищева Столыпину 5.X.1908. Там же. Л.250. Там же. Л.253, 267-267 об. Телеграмма гр.Татищева Столыпину 7.X.1908, письмо ему же 12.X.1908. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7913. Л.30-31. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7589. Л.277-278 об. Там же. Л.293-293 об., 294. Письмо гр.Татищева Столыпину 21.X.1908. Начало последнего абзаца до слова «борьба» было затем вычеркнуто (ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7913. Л.35). П. А. Столыпин: Переписка. М., 2004. С.458. Письмо О.Б. Столыпиной 12.X.1903. См. Дамаскин (Орловский), игумен. Ук. соч. С.64-72. ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7589. Л.258. Телеграмма Н.П. Харламова за директора гр.Татищеву 7.X.1908. См. телеграмму еп.Гермогена Извольскому 8.X.1908 (РГИА. Ф.797. Оп. 76 (1906 г.), III отделение 5 стол. Д.162 б. Л.107). ГАСО. Ф.1. Оп.1. Д.7589. Л.266. Телеграмма Столыпина гр.Татищеву 8.X.1908. П. А. Столыпин. Биохроника. М., 2006. С.259. П. А. Столыпин: Переписка. С.293. Красный архив. 1935. 6 (73). С.177-178. Ходатаи за еп.Гермогена и иеромонаха Илиодора//Царицынская жизнь. 26 ноября 1908. Инициатива приписывалась В.Н.Рысину, будто бы встретившемуся с Дубровиным 21.XI. Однако сам Рысин опроверг сведения о своей поездке (Опровержение//Царицынская жизнь. 28 ноября 1908. Возможно, речь шла о о.Карманове из совета «Православного братского союза». Из Петербурга все саратовско-царицынские монархисты, видимо, казались на одно лицо.

http://ruskline.ru/analitika/2019/06/29/...

Момбрицио ( Mombritius B. Sanctuarium seu vitae sanctorum. P., 1910. T. 2. Р. 91) и др. В XIX в. во Франции издавались книги и брошюры для народного чтения с пересказом Мученичества и чудес И., приводились молитвы, гимны, литании и проч. (напр.: La vie et les miracles de saint Julien, patron de la ville de Brioude, et de saint Ferréol, martyrs, compagnons. Brioude, 1828; Vie et miracles de saint Julien, patron de l " église paroissiale de Brioude. Brioude, 1833; Vie de saint Julien martyr. Toulouse, 1861). Почитание К V-VI вв. относятся сведения о распространении и укреплении почитания И. в обл. Арверния, а затем и во всей Галлии. По свидетельству Григория Турского, празднование памяти И. 28 авг. было установлено в 1-й пол. V в. св. Германом , еп. Автиссиодурским (Осерским), во время посещения Бривата ( Greg. Turon. Virt. Iul. 29). Однако эти сведения вряд ли достоверны. Григорий Турский также упоминал о том, что имп. Авит (455-456), происходивший из знатного арвернского рода, будучи лишен власти, бежал в Бриват, чтобы укрыться от врагов. В пути он скончался и был похоронен близ могилы И. ( Idem. Hist. Franc. II 20). Упоминания о почитании И. содержатся в соч. Арвернского еп. Сидония Аполлинария (470 - до 490), зятя имп. Авита. Сидоний сообщал о чудесах, которые совершались у могилы мученика ( Sidon. Apol. Carmina. XXIV 16-19), и об обретении во Вьенне головы И., к-рого он называл «нашим покровителем» (послание к Мамерту (474) - Idem. Ep. VII 1. 7). В послании к Аполлинарию (472) предположительно говорится о паломничестве арвернских аристократов к гробнице И. (Ibid. IV 6. 1-3). Приблизительно в это время над могилой И. была построена базилика, в сооружении к-рой принял участие дукс Викторий, наместник вестгот. кор. Эвриха (466-484) ( Greg. Turon. Hist. Franc. II 20; Idem. Virt. Iul. 9; Fredegarius Scholasticus. Chronicae. III 13//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 98). При археологических раскопках остатки этого храма не были обнаружены, но в 2002-2006 гг. к востоку от базилики исследованы остатки баптистерия VI в.

http://pravenc.ru/text/1237819.html

Vallarsi D. S. Eusebii Hieronymi Vita ex ejus potissimum scriptis concinnata//PL. 22. Col. 5–176. Parisiis, 1845. van Lof L.J. L’apôtre Paul dans les lettres de saint Jérôme//Novum Testamentum, 19 (1977). P. 150–160. Vessey M. Jerome’s Origen: The Making of Christian Literary Persona//Studia Patristica, 28 (1993). P. 135–145. Visintainer S. La dottrina del peccato in s. Girolamo. Diss. Roma, 1962. Vogels H.J. Vulgatastudien. Die Evangelien der Vulgata untersucht auf ihre lateinische und griechische Vorlage. Münster, 1928. Ward A. Jerome’s Work on the Psalter//Exp. T., 44 (1932–1933). P. 87–92. White C. The Correspondence (394–419) between Jerome and Augustine of Hippo. Lewiston, 1990. Wiesen D.S. St. Jerome as a Satirist. A Study in Christian Latin Thought and Letters. Ithaca, N.Y., 1964. Wikenhauser A. Der heilige Hieronymus und die Kurzschrift//Theol. Quartalschrift, 92 (1910). S. 50–87. Wilkinson J. L’Apport de Saint Jérôme à la Topographie//Revue Bénédictine, 81 (1974). P. 245–257. Williams M.H. Jerome’s Biblical Criticism and the Making of Christian Scholarship. Diss. Princeton University, 2001. Idem. The Monk and the Book. Jerome and the Making of Christian Scholarship. Chicago, 2006. Winkelmann F. Einige Bemerkungen zu den Aussagen des Rufinus von Aquileia und des Hieronymus über ihre Übersetzungstheorie und -methode//Kyriakon. Festschrift J. Quasten. Bd. 2. Münster, 1970. S. 532–547. Wissemann M. Schimpfworte in der Bibelübersetzung des Hieronymus. Heidelberg, 1992. Wütz P. Onomastica Sacra: Untersuchungen zum Liber Interpretationem Heb. Nom. des Heiligen Hieronymus. Bd. 1–2. Berlin, 1914–1915. Idem. Die Transkriptionen von der Septuaginta bis zu Hieronymus. Berlin, 1933. Zeiller J. La lettre de saint Jérôme aux Goths Sunnia et Fretela//Comptes Rendus de l’Academie des Inscriptions et Belles Lettres. 1934. P. 338–350. Zöckler O. Hieronymus, sein Leben und Werken aus seinen Schriften dargestellt. Gotha, 1865. Читать далее Источник: Блаженный Иероним Стридонский библеист, экзегет, теолог=St. Jerome of Stridon biblical scholar, exegete/А.Р. Фокин ; Отд. по делам молодежи Русской Православной Церкви [и др.]. - Москва : Центр библейско-патрологических исслед., 2010. - 224 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Казань, 2001. 17. Исхаков Д. М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному осмыслению. Казань, 1997. 18. Исхаков С. М. Первая русская революция и мусульмане Российской империи. М., 2007. 19. Исхаков С. М. Российские мусульмане и революция. М., 2004. 20. Климович Л. Ислам в царской России. М., 1936. 21. Коблов Я. Д. О магометанских муллах. Казань, 1998. 22. Красносельцев Н. Ф. Западные миссии против татар-язычников и особенно против татар-мухаммедан. Казань, 2003. 23. Крымский А. Е. История мусульманства: В 3 ч. М., 1903–1904. 24. Кудрявцев А. В. Ислам и государство в Чеченской республике. М., 1991 25. Ланда Р. Г. Ислам в истории России. М., 1995. 26. Ланда Р. Г. Политический ислам: предварительные итоги. М., 2005. 27. Малашенко А. В. Исламская альтернатива и исламистский проект. М., 2006. 28. Малашенко А. В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998 29. Малашенко А. В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001. 30. Мухаметшин Р. М. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в XX веке. Казань, 2005. 31. Мухамметдинов Р. Ф. Зарождение и эволюция тюркизма. Казань, 1996. 32. Мухаметшин Р. М. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в XX веке. Казань, 2005. 33. Мухаметшин Ф. М. Мусульмане России: судьбы, перспективы, надежды М., 2001. 34. Мухаметшин Р. М. Ислам в Татарстане. М., 2009. 35. Наумкин В. В. Ислам и мусульмане: культура и политика: Статьи, очерки и доклады разных лет. М., 2009. 36. Мухаметшин Ф. М. Мусульмане России: судьбы, перспективы, надежды. М, 2001. 37. Основные положения социальной программы российских мусульман. Ярославль, 2001. 38. Остроумов Н. П. Исламоведение. Ташкент, 1910. 39. Поляков К. И. Арабские страны и ислам в России (90-е годы XX века). М., 2001. 40. Синайский А. Магометанство в его истории и отношении к христианству. СПб., 1902. 41. Синенко С. Г. Мусульманское духовное собрание. Уфа, 2008. 42. Смирнов Н. А. Мюридизм на Кавказе. М., 1963. 43. Силантьев Р. А. Новейшая история исламского сообщества России М., 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Byzantinische Geschichtsschreiber. Graz; Wien, 1954-. Bd. 1 —18—. Die byzantinischen Kleinchroniken/Hrsg. P. Schreiner. Wien, 1975– 1979. 3 Bde. Dölger F. Aus den Schatzkammern des Heiligen Berges. München, 1948. Dumbarton Oaks Hagiography Database (электронный ресурс). Epistoliers byzantines du X е siècle/Ed. J. Darrouzès. Paris, 1960. Fontes Minores/Hrsg. D. Simon. Frankfurt am Main, 1976-. Bd. 1–9-. Geanakoplos D.J. Byzantium: Church, Society and Civilization Seen through Contemporary Eyes. Chicago, 1984. Géométries du fisc byzantin/Édition, traduction, commentaire par J. Leforte.a. Paris, 1991. Mango С . The art of the Byzantine Empire 312–1453: Sources and documents. Engelwood Cliffs, 1972. Обзоры по истории и культуре Византии Бенешевич В.Н. (ред.). Очерки по истории Византии. СПб., 1912–1914. 4 вып. Васильев А. А. История Византийской империи/Пер. под ред. А.Г. Грушевого. [Т. 1]: Время до Крестовых походов (до 1081 г.). [Т. 2]: От начала Крестовых походов до падения Константинополя. СПб., 1998. Вейс Г. История культуры народов мира, 6: Арабские завоевания; Расцвет Византии/Пер. с нем. М., 2005. Величко A.M. История византийских императоров: В 5 т. М., 2009. Гийу А . Византийская цивилизация/Пер. с фр. Екатеринбург, 2007. Дашков С.Б. Императоры Византии. М., 1996. Дил Ш . История Византийской империи/Пер. с фр. М, 1948. История Византии. 3 т. М., 1967. Каждан А.П. Византийская культура (Х-ХП вв.). СПб., 1999 (3-е изд.). Кулаковский Ю.А. История Византии (395–717 гг.). 3-е изд., испр. и доп. СПб., 2003 (переиздание работы 1910–1915 гг.). Курбатов Г.Л. История Византии: (От античности к феодализму). М, 1984. Левченко М.В. История Византии: Краткий курс. М., 1940. Лемерль П. История Византии/Пер. с фр.//На перекрестке цивилизаций. М., 2006. Норвич Дж . История Византии/Пер. с англ. М., 2010. Удальцова З.В. Византийская культура. М., 1988. Успенский К.Н. История Византийской империи: [Литогр. курс]. М., 1912–1915.2ч. Успенский К.Н. Очерки по истории Византии, 1 [IV-VIII вв.]. М., 1917.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изд.: Апракос Мстислава Великого/Изд. подгот.: Л. П. Жуковская. М., 1983. Лит.: Симони П. К. Мстиславово Евангелие нач. XII-ro в. в археол. и палеогр. отношениях: Мат-лы для изучения его серебряного переплет. оклада с древ. финифтями, лицевых икон. изображений свв. евангелистов, заставиц, заглав. букв и раз. родов письма, как украшенного, золотого, так и всех почерков уставного черного: С прил. 12-ти светописных табл. снимков и со многими черт. в тексте. СПб., 1904-1910. 2 т. (ОЛДП; 123, 129); Щепкина М. В. и др. Описание пергаментных рукописей ГИМ//АЕ за 1964 г. М., 1965. С. 142-143; СКСРК, XI-XIII в. М., 1984. Кат. 51. С. 90-92; Мстиславово Евангелие XII в.: Исслед. М., 1997; Темчин С. Ю. Текстологическая семья Мстиславова Евангелия: новые данные о группировке древнерусских списков полного апракоса//XII междунар. съезд славистов: Доклады литовской делегации. Вильнюс, 1998. С. 133-233; Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерусских пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. 65, 66. С. 67-70; Дурново Н. Н. Русские рукописи XI и XII вв. как памятники старослав. языка// Он же. Избр. работы по истории русского языка. М., 2000. С. 391-495; Gardzaniti M. Die altslavische Version der Evangelien. Köln etc, 2001. S. 387, 397-400; Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001; она же. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV вв. М., 2009; Уханова Е. В. К вопросу о месте Мстиславова Евангелия в культуре Др. Руси кон. XI - нач. XII вв.//Paleoslavica. Camb. (Mass.), 2006. XIV. P. 5-40; Уханова Е. В., Шульгина Э. В. Мстиславово Евангелие: Науч. аппарат// Стриго А. С., Калинина Т. А. Мстиславово Евангелие. М., 2006; Федорова М. А. Орфография Мстиславова Евангелия и проблема узкой датировки памятников раннедревнерус. периода//Вестн. СПбГУ. Сер. 9. 2015. Вып. 2. С. 164-176; Гиппиус А. А. Химипет Мстиславова Евангелия и падение редуцированных//Тр. Ин-та рус. языка им. В. В. Виноградова. 2016. Т. 9. С. 147-156. Миниатюры Миниатюры М.

http://pravenc.ru/text/Мстиславовом.html

and the Contemplative Life. London. Canning, J. 1996: A History of Medieval Political Thought: 300–1450. London. Crouch, J.T. 1994: Isidore of Seville and the Evolution of Kingship in Visigothic Spain. In: Mediterranean Studies 4, 9–26. Drews, W. 2006: The Unknown Neighbour: The Jew in the Thought of Isidore of Seville. Leiden-Boston. Duby, G. 2000: Trekhchastnaya model», ili Predstavleniya srednevekovogo obshchestva o samom sebe [The Three Orders: Feudal Society Imagined]. Moscow. Дюби, Ж. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о самом себе. М. Dunn, M. 2003: The Emergence of Monasticism: From the Desert Fathers to the Early Middle Ages. New York. Guerrier, V.N. 1910: Blazhennyy Avgustin. [Saint Augustine]. Moscow. Герье, В. Н. Блаженный Августин . М. Hen, Y. 2007: Roman Barbarians: The Royal Court and Culture in the Early Medieval West. London-New York. King, U. 2001: Christian Mystics: Their Lives and Legacies throughout the Ages. Mahwah (NJ). Knabe, G.S. 1986: Drevniy Rim – istoriya i povsednevnost’: Ocherki. [Ancient Rome – history and daily life: Essays]. Moscow. Кнабе, Г. С. Древний Рим – история и повседневность: Очерки. М. Knabe, G.S. 1988: [The prestige concepts in life of Ancient Rome]. In: G. S. Knabe (ed.), Byt i istoriya v antichnosti [Daily life and a history in antiquity]. Moscow, 143–169. Кнабе, Г. С. Категория престижности в жизни древнего Рима. В сб.: Г. С. Кнабе (ред.), Быт и история в античности. М., 143–169. Krinitsyna, E.S. 2012: [The phenomenon of “visigothic symphony» in 75-th canon of IV council of Toledo a. 633 (an aspect of problem of transition to the medieval statehood)]. History: Electronic Journal of Education and Science. Vol. 3. Issue 3 (11). (URL: http://history.jes.su/s207987840000372–8–1-ru; date of access: 30.11.2015). Криницына, Е. С. Феномен «вестготской симфонии» в 75-м каноне IV-ro Толедского собора 633 г. (к проблеме перехода к средневековой государственности). Электронный научнообразовательный журнал «История». T. 3. Вып. 3 (11).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

1988/Ed. M. Rassart-Debergh, J. Ries. Louvain-la-Neuve, 1992. Vol. 2. P. 211–223; idem. Lo studio della letteratura copta, 1992–1996//Ägypten und Nubien in spätantiker und christlicher Zeit: Akten des 6. Intern. Koptologenkongresses. Wiesbaden, 1999. Bd. 2. S. 23–37; Krause M. Referat der koptischen literarischen Texte und Urkunden von 1992–1995//Archiv für Papyrusforschung. Lpz., 1998. Bd. 44. S. 140–171; Emmel S. A Report on Progress in the Study of Coptic Literature, 1996–2004//VIIIe Congrès intern. d’études coptes (Paris, 2004): Bilans et perspectives, 2000–2004/Éd. A. Boud’hors, D. Vaillancourt. P., 2006. P. 173–204 [позднейшую библиогр. см.: www.cmcl.it]; рукописная традиция: Zoega G. Catalogus codicum copticorum manu scriptorum qui in Museo Borgiano Velitris adservantur. R., 1810; Rossi F. I Papiri copti del Museo Egizio di Torino. Torino, 1887–1892. 2 vol. in 10 fasc.; idem. Di alcuni manoscritti copti che si conservano nella Biblioteca Nazionale di Torino//Memorie della Reale Accademia delle Scienze di Torino. Ser. 2. Scienze morali, storiche e filologiche. 1893. Vol. 43. P. 223–340; 1894. Vol. 44. P. 21–70; Pleyte W., Boeser P. A. A. Manuscrits coptes du Musй ée d’Antiquit és des Pays_Bas à Leiden. Leiden, 1897; Catalogue général des antiquités égyptiennes du Musée du Caire. Le Caire, 1902. N 8001–8741: Coptic Monuments/Ed. W. E. Crum; 1916. N 9201–9304: Manuscrits coptes/Éd. H. Munier; Crum W. E. Manuscrits Catalogue of the Coptic Manuscripts in the British Museum. L., 1905; idem. Catalogue of the Coptic Manuscripts in the Collection of the John Rylands Library. Manchester, 1909; Delaporte L.-J. Catalogue sommaire des manuscrits coptes de la Bibliothèque Nationale//ROC. 1909. Vol. 14. P. 417–423; 1910. Vol. 15. P. 85–96, 133–156, 392–397; 1911. Vol. 16. P. 85–99, 155–160, 239–248, 368–395; 1912. Vol. 17. P. 390–394; 1913. Vol. 18. P. 84–91; Griechische und koptische Texte theologische Inhalts/Hrsg. Von C. Wessely. Lpz., 1909–1917. 5 Bde. (Studien zur Palaeographie und Papyruskunde; 9, 11–12, 15, 18); Worrell W.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Отсутствие в Новом Завете сколько-нибудь полно разработанной социальной этики не есть какое-то «упущение». Бог может открыть человеку лишь то, что тот способен воспринять на данном этапе исторического развития. Иисус – даже если бы будущее было для него совершенно прозрачным – не мог говорить своим слушателям о том, что будет через две тысячи лет. Умолчание о проблемах современного мира в Новом Завете предоставляет нам свободу самим решать эти проблемы, руководствуясь не буквой, а духом новозаветного текста. Сегодня уже ясно, что принцип непротивления злу насилием не выдержал проверки ни богословской теорией, ни практикой. Но сама идея Толстого – кратко выразить суть христианской этики в виде некоего принципа – оказалась плодотворной и стала одним из направлений современной христианской мысли. В следующей части статьи мы рассмотрим более продуманный принцип такого рода – принцип благоговения перед жизнью – в интерпретации двух выдающихся христианских мыслителей ХХ века Карла Барта и Альберта Швейцера.   Л. Толстой. Дневники 1895–1910. Собр. соч. в 20 т. Т. 20. М., 1965, с. 379-380. А. Швейцер. Жизнь и мысли. М.; СПб., 2018, С. 195. G. McKenny. The analogy of grace. Karl Barth’s moral theology. Oxford, 2010, p. 133-134. K. Barth . Church Dogmatics. Vol. III/4, T&T Clark, 2006, p. 453. Энциклика папы Льва XIII Rerum novarum – первое официальное обращение католической церкви к социальной проблематике – была опубликована в 1891 году. Трактаты Толстого «Так что же нам делать?» и «Рабство нашего времени» написаны, соответственно, в 1886 и 1900 годах. А. Чернявский. Еще раз о мировоззрении Льва Толстого//Советская педагогика 9, 1990, с. 98. Еще раз о мировоззрении Льва Толстого, с. 99. Еще раз о мировоззрении Льва Толстого, с. 100. См., например, П. Тиллих . Любовь, сила и справедливость. М.; СПб., 2015, с. 64. А. Швейцер. Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика. М., 2002, с. 217. И. Иеремиас Богословие Нового Завета. Ч. 1. Провозвестие Иисуса. М., 1999, с. 253.

http://bogoslov.ru/article/6165503

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010