Среди добровольных помощников иером. Спиридона был мальчик 12 лет родом из дер. Эредви (Юж. Осетия), Василий Майсурадзе. В 1903 г. он подвизался в скиту св. ап. Иоанна Богослова на Афоне, в 1920 г., будучи уже иеромонахом Иоанном, он вернулся на родину вместе с другими грузинскими монахами и поселился в монастыре Армази в Мцхета. В 1921 г. в обители кроме иером. Иоанна остался лишь еще один насельник. Однажды в монастырь пришли двое чекистов, вывели монахов из монастыря в леса гор и открыли по ним огонь. Выходили чудом спасшихся монахов сестры монастыря Самтавро во Мцхета, после чего иером. Иоанн вернулся в место своего первого духовного опыта - спрятанный в горах Бетанский монастырь, где все еще подвизался о. Спиридон. Решив вернуться в Зап. Грузию, о. Спиридон передал игуменство монастыря иером. Илие, а тот через некоторое время передал настоятельство иером. Иоанну. В 1924 г. в монастырь пришел иером. Георгий (Мхеидзе), человек удивительной судьбы. Он родился в 1887 в д. Ниж. Крихи, (истор. пров. Грузии Ниж. Рача) в многодетной семье и принадлежал обедневшему княжескому роду. Отец, Мефодий, был советником деревни, состоял в народной милиции, участвовал в кавказских битвах и имел награды, в том числе - Георгиевский крест за пленение Шамиля. Георгий начал образование в Челиагельском училище, затем его отправили в Тбилиси, к богатому дяде Иванэ, где мальчик некоторое время продолжал учебу и работал секретарем у писателя св. Илии Чавчавадзе. Позже был отправлен в Петербург в военное училище, но вскоре вернулся в родную деревню из-за мистической кончины старшего брата Полиактра. Приняв постриг, Полиактр отрекся от всего мирского, проводя жизнь лишь в уединении и молитве. Он лицезрел таинственные небесные откровения и видения и очень скоро скончался. Вернувшись домой в 1909 г., Георгий прочел записи усопшего и резко изменил образ жизни. Приехавшие из Тбилиси братья, опасавшиеся за душевное состояние младшего брата, пытались говорить с ним, но он отвечал лишь одно: " Я жертвую себя Богу. Я слышал голос с Неба, который сказал мне, что это мой путь " . После этого Георгий уединился где-то в пещере в горах, затем ушел в Мегрелию. Из этого периода его жизни известно лишь, что он принял постриг от митр. Назария и некоторое время подвизался в Хирском монастыре. Хирский монастырь был закрыт в 1924 г., и иером. Георгий возвратился домой. Двое из его братьев уже были коммунистами (один из которых - Петр, был заместителем Берии и даже поменял отчество, чтобы не быть братом монаха; был расстрелян в 1938 г.) и, презирая брата за его веру, оскорбляли его и всячески пытались соблазнить.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

3) В сентябре 1865 г. на место умершего иеромонаха Мелетия назначен был управляющим монастырем иером. Анатолий Точицкий, который не далее, как в 1864 г. был удален из Тадулинского монастыря за нетрезвую жизнь, соединенную с буйством и другими безобразиями и определен в Марков монастырь с запрещением священнослужения. – Настоятель Маркова монастыря и вместе Благочинный монастырей, архим. А…, желая освободить себя и свою обитель от такого почтенного брата, каков о. Точицкий, распорядился своею властью перевести его в пустынный Вербиловский монастырь в июне 1865 г., а в сентябре рекомендовал его к занятию настоятельской должности в этой обители, но, вероятнее, сам определил его, по праву благочиннической власти, за отсутствием архипастыря, который в это время находился в Петербурге. Иером. Анатолий, как окончивший курс семинарии, имел достаточное образование и мог бы быть полезен на службе, но непобедимая наклонность к пьянству была причиною, что —488— 1866 г. он через 3 месяца тем же Благочинным удален был от настоятельской должности. В столь короткое время заведывания монастырем иером. Анатолия, расхищение монастырского леса, начавшееся при его предшественнике, до того усилилось, что лес доведен был до совершенного опустошения. «Огромная лесная монастырская дача, бывшая, по рассказам, постоянным жилищем красных зверей и лосей, имевшая мачтовые деревья, до того опустошена, что теперь с трудом в ней, как говорят, и зайцам укрываться», – так писал мне в своем донесении, от 19-го декабря 1866 г. за 138, благочинный монастырей, архимандрит Григорий. 4) На место удаленного от должности иером. Анотолия назначен был иером. Лаврентий, родом из Тверской епархии. О нем благочинный монастырей отзывался в помянутом выше донесении от 19 декабря одобрительно. Иером. Лаврентий, по его словам, позаботился поддержать возможною починкой скудную и ветхую ризницу, приобрел Св. Евангелие, которого монастырские церкви не имели с незапамятных времен и богослужение совершалось в последнее время по евангелию, принадлежащему запрещенному свящ. Феодору Бобрикову, который прислан был в Вербиловский монастырь на епитимию; вообще иером. Лаврентий не запятнал себя ничем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Стефан (Говорухин), брат иером. Иувеналия, мон. Герман ( см. Герман Аляскинский ) и мон. Иоасаф. 6 миссионеров были из Валаамского мон-ря, двое - из Коневецкого . Сразу же по прибытии миссионеры столкнулись с большими трудностями. Аляска и Алеутские о-ва занимали обширнейшую территорию, на к-рой жили алеуты, эскимосы, тлинкиты и др. народы, пребывавшие в нищете и духовном невежестве. Нек-рые из них были уже крещены проживавшими в этих местах рус. поселенцами, но, как и некрещеные соплеменники, продолжали верить в добрых и злых духов и приносить им жертвы. Через 2 месяца после прибытия миссии на о-ве Кадьяк была заложена деревянная ц. Воскресения Христова. Первым священником этого храма стал иером. Афанасий. Миссионеры крестили множество алеутов, эскимосов и др. жителей п-ова Аляска. На о-ве Кадьяк была открыта школа для детей. Иером. Макарий трудился на Алеутских о-вах, иером. Ювеналий - в глубине континента, где принял мученическую кончину 29 сент. 1796 г. на оз. Илиамна. Еп. Иркутский, Нерчинский и Якутский Вениамин (Багрянский) , к-рому поступали доклады миссии, сообщал в С.-Петербург о ее успешной деятельности и обращении в Православие более 6 тыс. коренных жителей. В целях укрепления миссии Святейший Синод учредил 19 июля 1796 г. Кадьякское вик-ство в составе Иркутской епархии и постановил рукоположить на Аляску епископа. 10 апр. 1799 г. в Иркутске глава миссии архим. Иоасаф (Болотов) был хиротонисан во еп. Кадьякского. На обратном пути в Америку судно «Феникс» с миссионерами попало в шторм и затонуло у берегов Аляски. Вместе с еп. Иоасафом погибли иером. Макарий и иерод. Стефан. На протяжении последующих 40 лет епископа на Аляску не назначали. В 1803-1807 гг. А. м. возглавлял корабельный свящ. иером. Гедеон, к-рому было поручено уладить конфликт между Российско-Американской компанией в лице первого главного правителя рус. поселений в Америке А. А. Баранова и миссионерами, обвинявшими руководство компании в эксплуатации местных жителей и их спаивании. Иером. Нектарий (рукоположенный в 1806 во священника) из-за болезни вернулся в Россию, в 1823 г.

http://pravenc.ru/text/114212.html

В 10-х гг. XXI в. в М. были произведены реставрационные работы, в ходе которых столп прп. Антония был практически возведен заново (высота ок. 15 м), поставлен крест, устроены малая церковь и 2 кельи для отшельников; появилось много строений бытового назначения; на прилегающей к М. территории отремонтированы и обновлены зальные церкви разных периодов, а также построены новые, включенные в архитектурный ансамбль. В М. с древности отмечали 2 праздника: 19 янв., день памяти прп. Антония, и 16 авг. (на 2-й день после Успения Пресв. Богородицы), престольный праздник, день Гвтаеба (Бога), который продолжался 3 дня и в котором принимало участие значительное число людей, что, по словам неизвестного паломника, «походило на великое переселение народов» (Кавказ. Тифлис, 1856. 67). Настоятели М. Иером. Мартирий (Цулукидзе) (18 июля 1873 - 28 сент. 1879), иером. Герасим (Габуния) (1887 - июнь 1894), иером. (позже архим.) Герман (Иашвили) (8 мая 1900 - 18 дек. 1912, 1918-1946/47), иером. Климентий (Пухашвили) (18 дек. 1912 - 31 мая 1915), архим. Евагрий (Диасамидзе) (1947-1951), игум. Иов (Акиашвили; ныне митрополит Руисско-Урбнисский) (22 июня 1988 - окт. 1989, нояб. 1990 - май 1992), иером. Георгий (Баришвили) (окт. 1989 - нояб. 1990), игум. Иосиф (Киквадзе; ныне митрополит Шемокмедский) (май 1992 - март 1993), мон. Михаил (Габричидзе) (окт. 1993 - 30 мая 1994), иером. Исаия (Чантурия; ныне митрополит Никозский и Цхинвальский) (11 июля 1994 - 5 апр. 1995), иером. Вениамин (Белкания) (23 апр. 1995 - 23 мая 1997), игум. Савва (Кучава) (23 мая - 3 сент. 1997), архим. Вениамин (Белкания) (с 3 сент. 1997). Г. Мачуришвили, М. Сахлтхуцишвили Архитектурный ансамбль М. Архитектурный ансамбль М. состоит из 11 церквей, столпа прп. Антония, колокольни, ограды, келий и подсобных помещений. Монастырский комплекс был окружен оградой длиной до 1400 м с проемами (высота сохранившихся фрагментов до 8 м, ширина - почти 2 м). Уцелела паперть, включенная в ограду; Иоселиани пишет, что она имела фронтон (значительно видоизменена) ( Матиашвили. 1963. С. 6; Иоселиани. 2009. С. 106). Кафоликон в честь Нерукотворного образа Спасителя

http://pravenc.ru/text/2562482.html

Указ. соч. С. 170. Там же. С. 65–66. Там же. С. 65. Там же. 175. Там же. С. 173. Там же. С. 221. Там же. С. 220. Там же. С. 221. Съезд монашествующих в Троице-Сергиевой Лавре (июль 1909 г.). Протоколы заседаний съезда//ОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Ед. хр. 7. Л. 31. Съезд монашествующих в Троице-Сергиевой Лавре (июль 1909 г.). Протоколы заседаний съезда//ОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Ед. хр. 7. Л. 32. Серафим (Кузнецов), иером. Указ. соч. С. 200. Там же. С. 199–200. Программа съезда монашествующих, имеющего быть в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 5 июля сего 1909 г. Присоединены «Проект Программы...» и подготовительные материалы к нему//ОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Ед. хр. 4. Л. 2. Серафим (Кузнецов), иером. Указ. соч. С. 223. Там же. С. 221. Съезд монашествующих в Троице-Сергиевой Лавре (июль 1909 г.). Протоколы заседаний съезда//ОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Ед. хр. 7. Л. 36. Там же. Там же. Серафим (Кузнецов), иером . Указ. соч. С. 170. Серафим (Кузнецов), иером . Указ. соч. С. 221. Впоследствии канонизирован как священномученик. Серафим (Кузнецов), иером . Указ. соч. С. 261. Там же. С. 262. Там же. Серафим (Кузнецов), иером . Указ. соч. С. 263. Там же. С. 262. Программа съезда монашествующих, имеющего быть в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре 5 июля сего 1909 г. Присоединены «Проект Программы...» и подготовительные материалы к нему//ОР РГБ. Ф. 765. К. 4. Ед. хр. 4. Л. 2–3. Справка профессора И. М. Покровского « Краткий обзор внутренней и внешней жизни монашества и монастырей в русской Церкви [К вопросу о составлении нормального устава для русских монастырей и монашества]»//Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918. Т. 1. (Кн. 2). Предсоборная работа 1917 года. Акты, определившие порядок созыва и проведения Собора. М.: Изд-во Новоспасского монастыря, 2012. С. 956. Арсений (Стадницкий), митр. Дневники. Том 1: 1880–1901. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. С. 279. Никон (Рождественский), архим . Делание иноческое и дело Божие//Душеполезное чтение. 1903. Ч. 1. С. 345–346. Серафим (Кузнецов), иером.

http://bogoslov.ru/article/6174533

5 . Завершинский (1999) – Завершинский Г., свящ. Богословский экзистенциализм архим. Софрония (Сахарова) //Альфа и Омега. 3 (21). 1999. С. 167–180. 6 . Захару (2018) – Захария (Захару), архим. Вспомни твою первую любовь/пер. с англ. иером. Доримедонта (Литовко). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2018. 7 . Захару (2013) – Захария (Захару), архим. Пища для монахов. 2-е издание. Монастырь Путна: Издательство Nicodim Caligraful, 2013. 8 . Захару (2015) – Захария (Захару), архим. Сокровенный сердца человек. Духовные беседы/пер. с англ. иером. Доримедонта (Литовко) и мон. Серафимы. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015. 9 . Захару – Захария (Захару), архим. Три периода духовной жизни. Ч. 1. Архимандрит Софроний (Сахаров) о даровании благодати, ее отступлении и обретении вновь. URL: http://pravoslavie.ru/91462.html#_ftnref1 (дата обращения: 19.03.2018) 10 . Захару (2002) – Захария (Захару), архим. Христос как Путь нашей жизни: введение в богословие старца Софрония (Сахарова) . Эссекс: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2002. 11 . Зинковский (2019) – Мефодий (Зинковский) , иером. Кенотичность как ипостасное или личностное свойство//Актуальные вопросы церковной науки 2. 2019. С. 218–227. 12 . Зинковский (2012) – Мефодий (Зинковский) , иером. Об ипостасно–природном характере христианской аскезы//Развитие личности. 2012. 1. С. 165–179. 13 . Зинковский (2013) – Мефодий (Зинковский) , иером. Тропос существования и богословское понятие личности//Церковь и время. 1 (62). 2013. С. 57–88. 14 . Зинковские (2018) – Мефодий (Зинковский) , иером., Кирилл (Зинковский) , иером. Богословие человеческой личности и природы и перспективы богословской антропологии//Теология и образование 2018. Ежегодник Научно-образовательной теологической ассоциации. М.: Издательский дом Познание, 2018. С. 129–138. 15 . Иустин (2005) – Иустин (Попович) , преп. Философские пропасти. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. 16 . Клеман (2004) – Клеман О. Отблески света. Православное богословие красоты. М.: ББИ святого апостола Андрея, 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

3) В сентябре 1865 г. на место умершего иеромонаха Мелетия назначен был управляющим монастырем иером. Анатолий Точицкий, который не далее, как в 1864 г. был удален из Тадулинского монастыря за нетрезвую жизнь, соединенную с буйством и другими безобразиями и определен в Марков монастырь с запрещением священнослужения. – Настоятель Маркова монастыря и вместе Благочинный монастырей, архим. А…, желая освободить себя и свою обитель от такого почтенного брата, каков о. Точицкий, распорядился своею властно перевесть его в пустынный Вербиловский монастырь в июне 1865 г., а в сентябре, рекомендовал его к занятию настоятельской должности в этой обители, но, вероятнее, сам определил его, по праву благочиннической власти за отстствием архипастыря, который в это время, находился в Петербурге. Иером. Анатолий, как окончивший курс, семинарии, имел достаточное образование и мог бы быть полезен на службе, но непобедимая наклонность к пьянству была причиною, что он чрез 3 месяца тем же Благочинным удален был от настоятельской должности. В столь короткое время заведывания монастырем иером. Анатолия, расхищение монастырского леса, начавшееся при его предшественнике, до того усилилось, что лес доведен был до совершенного опустошения. «Огромная лесная монастырская дача, бывшая, по рассказам, постоянным жилищем красных зверей и лосей, имевшая мачтовые деревья, до того опустошена что теперь с трудом в ней, как говорят, и зайцам укрываться», – так писал мне в своем донесении, от 19-го декабря 1866 г. за 138, благочинный монастырей, архимандрит Григорий. 4) На место удаленного от должности иером. Анотолия назначен был иером. Лаврентий, родом из Тверской епархии. О нем благочинный монастырей отзывался в помянутом выше донесении от 19 декабря одобрительно. Иером. Лаврентий, по его словам, позаботился поддержать возможною починкою скудную и ветхую ризницу приобрел Св. Евангелие, которого монастырские церкви не имели с незапамятных времен и богослужение совершалось в последнее время по евангелию, принадлежащему запрещенному свящ. Феодору Бобрикову, который прислан был в Вербиловский монастырь на епитимию; вообще иером. Лаврентий не запятнал себя, ничем.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Значительная часть «непоминающих» клириков на протяжении нескольких послевоенных лет продолжила открытое служение в возобновленных во время оккупации храмах. Весной 1946 г. настоятель гомельского Петропавловского собора прот. Косма Раина сообщил архиеп. Минскому и Белорусскому Василию (Ратмирову) о том, что на территории Гомельской обл. действуют клирики, не состоящие в единении с Московской Патриархией: свящ. Феодор Гончаров в с. Красном Гомельского р-на, иером. Серафим (Топтухин) в с. Ивольск Уваровичского (ныне Буда-Кошелёвского) р-на, иером. Феоктист (Ганжа) в с. Речки Ветковского р-на, свящ. Максим Голубев в дер. Прудок, иером. Антоний (Манин) в с. Причалесня и свящ. Феодор Рафанович в с. Обидовичи. Один из лидеров катакомбного движения, иером. Феоктист (Ганжа), скончался в 1948 г. без примирения с Московской Патриархией. Однако в янв. 1948 г. он благословил своего ближайшего помощника свящ. Андрея Поповича обратиться к архиеп. Минскому и Белорусскому Питириму (Свиридову) с просьбой о воссоединении с Московским Патриархатом. 15 февр. 1949 г. архиеп. Питирим совершил рукоположение Поповича и назначил его настоятелем Александро-Невского храма в дер. Нивки Добрушского р-на Гомельской обл. В 1949 г., из-за того что прихожане отказались принимать священнослужителей РПЦ и признавали только «непоминающего» иером. Полиевкта, власти решили закрыть Иоанно-Богословский приход в дер. Ямполь Речицкого р-на Гомельской обл. Аналогичная ситуация сложилась в дер. Бобовичи Гомельского р-на, где со 2-й пол. 1941 г. настоятелем Успенского храма являлся «непоминающий» иером. Иоанн (Матвеенко). Формально воссоединившись с Московской Патриархией в 1947 г., он продолжил критиковать действия митр. Сергия (Страгородского) и его преемников. Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Гомельской обл. Е. Ф. Цуканов в 1949 г. лишил иером. Иоанна регистрации, тот переехал в Черниговскую обл., регулярно посещал Гомельщину для окормления «непоминающих». К кон. 40-х гг. XX в. на территории Гомельской обл. образовалось неск. нелегальных «непоминающих» жен. монашеских общин. К 1949 г. монашеские общины существовали в поселках Лоев (ныне райцентр Гомельской обл.), Уваровичи (ныне в Буда-Кошелёвском р-не) и дер. Огородня-Гомельская (Добрушского р-на). В 1950 г. уполномоченный зафиксировал нелегальную общину в Новобелицком р-не Гомеля, возникновение которой он связывал с деятельностью монахинь из закрытых в 1928 г. Чонкского и Макариевского (в Добрушском р-не) мон-рей. Нелегальные мон-ри становились центрами богослужебной жизни: из-за нехватки «непоминающих» священнослужителей монахини совершали богослужения мирским чином в домашних условиях.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Тихона (Беллавина). Как впосл. вспоминал П.: «Вечером 30 ноября я поехал к Патриарху Тихону преподнести ему икону Ап[остола] Андрея Первозванного и поздравить его с принятием великого сана, чтобы святой Апостол Андрей помог ему нести это великое и тяжелое послушание. Меня Патриарх принял очень ласково, любезно, принял икону и поблагодарить велел обитель. Во время беседы с Патриархом приехали новопоставленные Митрополиты Агафангел [Преображенский] и Кирилл [Смирнов], и здесь я познакомился с ними и с этого дня всегда имел с ними переписку». 3 июля 1918 г. иером. Питирим получил от патриарха Тихона поручение выехать в К-поль и вручить патриарху К-польскому Герману V (Кавакопулосу) известительную грамоту об избрании предстоятеля Русской Православной Церкви. Для выезда из страны в условиях военного времени понадобилось разрешение В. И. Ленина . Иером. Питирим добился встречи с главой Советского гос-ва. Ленин расспросил его о положении дел на Украине и распорядился выдать необходимые документы. В К-поль иером. Питирим прибыл лишь в окт. 1918 г. с посольством правительства т. н. Украинской державы гетмана П. П. Скоропадского. Иером. Питирим был принят К-польским патриархом Германом незадолго до ухода того на покой, получил от него (или от патриаршего местоблюстителя митр. Дорофея (Маммелиса)) грамоту о признании избранного Собором патриарха Московского и всея России и известил о том патриарха Тихона. В К-поле иером. Питириму пришлось задержаться на неск. месяцев. 30 окт. 1918 г. Османская империя капитулировала перед странами Антанты. Благодаря активной деятельности иером. Питирима удалось после решения тур. правительства от 16 нояб. 1918 г. возвратить изъятые во время войны афонские подворья (Пантелеимоновское и Андреевское) в К-поле рус. афонским обителям, при этом были составлены акты, по к-рым тур. власти обещали вернуть и разграбленное имущество. Стараниями иером. Питирима, официально являвшегося представителем международного Красного Креста, в помещениях подворий временно разместились до возвращения на родину неск.

http://pravenc.ru/text/2580312.html

10 . Кирилл (Зинковский) , иером. Учение Климента Александрийского о материи: обзор литературы и постановка задачи//Труды Перервенской Православной Духовной Семинарии. 2013. 7. С. 92–109. 11 . Кирилл (Зинковский) , иером. Учение о материи Платона. Есть ли оно основа христианского умозрения?//Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». 2. 2014. С. 94–102. 12 . Клеман О. Космология, церковный гнозис и тайна тварного бытия//Альманах Метапарадигма. 2016. С. 66–77. 13 . Клеман О. Пробуждение души. Размышления о Великом каноне/Пер. с франц. А. Кузнецовой//Вода Живая. 2008. 3. С. 53–55. URL: (дата обращения 16.05.2020). 14 . Клеман О. Смысл Земли. М.: ББИ св. ап. Андрея, 2005. 15 . Лосский В. Н. Очерк мистического богословия восточной Церкви. Догматическое богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. 16 . Мефодий (Зинковский) , иером. Динамика человеческой личности в ее культурном аспекте//Вестник Русской Христианской Гуманитарной Академии. 2011. Т. 12. Вып. 2. С. 267–274. 17 . Мефодий (Зинковский) , иером. Значение добродетели смирения в христианской жизни. СПб., 2020. В печати. 18 . Мефодий (Зинковский) , иером. Термин «proairesis» и богословие личности//ΣΧΟΛΗ. Vol. 8. 2 (2014). С. 312–327. 19 . Никитина С. В. Понятие кеносиса в тринитарном учении и антропологии архимандрита Софрония (Сахарова) //XXI Ежегодная богословская конференция ПСТГУ, М., 17–23 ноября, 2010 г. М.: ПСТГУ, 2011. Т. 1. С. 196–204. 20 . Никитина С. В. Тринитарный подход к понятию послушания в антропологии архимандрита Софрония (Сахарова) //XX Ежегодная богословская конференция ПСТГУ, М., 9–14 октября 2009 г. 2010. М.: ПСТГУ, 2010. Т. 1. 20. С. 63–70. 21 . Никодим Святогорец , преп. Евергетинос или Свод богоглаголивых речений и учений богоносных и святых отцов. В 4-х т. Святая Гора Афон: Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, 2010. Т. 4. URL: (дата обращения 17.05.2020). 22 . Рафаил (Нойка), иером. Живи мя по словеси Твоему. Духовные беседы/Пер. с англ. иером. Доримедонта (Литовко). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010