Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. 1812 г. Гравюра. И. Ческий по оригиналу Г. Сергеева (ГИМ) Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. 1812 г. Гравюра. И. Ческий по оригиналу Г. Сергеева (ГИМ) За годы настоятельства иером. Адриан передал К. м. значительное число икон в драгоценных окладах (в т. ч. Спасителя, Успения Божией Матери (список Киево-Печерской), Тихвинскую, Казанскую с предстоящими прп. Арсением, святыми Адрианом и Наталией и др.), утварь, 90 «церковных и отеческих» книг. В 1796 г. майор П. И. Челищев вложил в К. м. часть ризы Пресв. Богородицы в хрустальном окладе. Е. И. Савелова пожертвовала иером. Адриану часть ризы Господней. Старец Адриан возобновил уединенное жительство для опытных иноков. По благословению митр. Гавриила в 90-х гг. XVIII в. на Св. горе он устроил скит в честь Казанской иконы Божией Матери. Рядом был построен кирпичный заводик. 13 июня 1796 г. иером. Иона освятил скитскую ц. Казанской иконы Божией Матери. Жертвователь, ярославский купец Федор Тулупов (в иночестве Фаддей; † 1799), стал первым насельником скита. После кончины он был похоронен у алтаря (могила утрачена). В церкви непрерывно читалась Псалтирь с поминовением благотворителей обители. Близ скита находились фруктовый сад и источник прп. Арсения. В 3 верстах от К. м., на Змеиной горе, иером. Адриан выстроил 2 кельи и благословил на отшельничество прибывших на остров преподобных Василиска (Гаврилова) и Зосиму (Верховского) . Вскоре немного поодаль от них построил 3-ю келью иером. Сильвестр (Петров; 1765/6-1813). Старцы, следуя афонской практике, творили Иисусову молитву, плели корзины и лапти, делали лукошки из бересты, вырезали из дерева посуду, переплетали книги, собирали ягоды и грибы. На всенощное бдение и литургию они приходили в мон-рь. Ок. 1800 г. коневские пустынники приобрели столь широкую известность, что, тяготясь мирской славой, покинули остров. Иером. Адриан, отказавшись от настоятельства, вернулся в Симонов мон-рь. 1799-1917 гг. Строитель (1798-1801) иером.

http://pravenc.ru/text/1841922.html

1014 . Акты Русскаго на св. Афоне монастыря св. великомученика и целителя Пантелеймона. Киев 1873. XXIV, 618. актов, собранных о. Азарией и изданных проф. Ф. А. Терновским ]. С[мирнов] С. И. По поводу издания актов русско-афонского монастыря//ПО 1873. 2. 617–630; [Аноним]//Странник. 1874. 2:6. 149–162. 1015 . Антонин (Капустин) , архим. Заметки поклонника Святой горы. Киев 1864. 1016 . Арсений, иером. Беседа о молитве с присовокуплением некоторых молитвенных ко Господу Богу воззваний. СПб. 1867. 15. 6 СПб. 1875. 32. 9 М. 1895. 34. 10 М. 1901. 11 М. 1908. 34. [Минин Александр Иванович , 1823–1879, афонский монах, избравший место для Ново-Афонского монастыря на Кавказе]. 1017 . Арсений, иером. Духовная беседа. [СПб.] 1877. 1: О молитве. 1878. 2: О любви к Богу. 1018 . Арсений, иером. Единое на потребу ( Лук. 10, 41 ). Душеполезные размышления, извлеченные преимущественно из творений св. отцев Церкви. 2 СПб. 1873. VI, 32. 3 М. 1882. 32, VI. 4 Киев 1883. VI, 28. 5 М. 1895. VI, 29. 1019 . [Арсений, иером.] Краткие мысли и заметки в Бозе почившего Афонского старца иеромонаха Арсения. М. 1894. 50. 2 1902. 52. 1020 . Арсений, иером. Маргарит, или Избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству. С присовокуплением некоторых бесед, относящихся исключительно к женским обителям. М. 1876. III, 261. 2 1879. III, 242, II. 3 1882. 236, II. СТСЛ 1992. М. 1993. 4 1893. 247, VIII. 5 1898. 283, II. 6 1905. 285, II. 7 1911. VIII, 285, II. 1021 . Арсений, иером. О необходимости и пользе частого причащения Пречистых Таин Христовых и приготовительного к нему покаяния. 4 М. 1882. 40. М. 1997. 48. 1022 . [Арсений, иером.] Письма в Бозе почившего Афонского старца иеромонаха Арсения к разным лицам. Письма к духовной дочери. М. 1883. 1. 64. 2 1891. 80. 1897 [тит. 1896]. 3. С добавлением мыслей и заметок о разных предметах веры и нравственности. 144. с изд. 1899: М. 1994. 302. 1023 . Афон: Значение святой Афонской Горы в деле создания и распространения духовной культуры на Руси. Париж 1939. М. б. г.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

По недостатку сведений о месте их службы, нельзя с точностью определить их числа. Известнейших назовем по состоянию их гражданских чинов: тайн. сов. В. В. Оржевский; д. ст. сов. Д. Алексеев, Е. Лебедев, А. К. Ключарев, К. Ф. Кораллов, А. А. Максимович, Н. П. Турчанинов, М. П. Дмитревский; ст. сов.: П. И. Розанов, М. Я. Флеров, А. И. Смоленский, Н. В. Оржевский, П. И. Иосселиан, И. М. Синицын, Я. Н. Алфеевский, Е. П. Орнатский, П. Никитский, А. Благовидов, М. А. Воскресенский; в чине коллежских советников: П. Ф. Туберовский, Ф. А. Злотковский, Ф. Аменицкий, И. В. Щуцкий, М. Архидьяконский, П. И. Черепнин, М. Г. Верещагин, П. Копосов, И. И. Семеновский, И. А. Самчевский, И. А. Осеченский, П. А. Пантовский, Н. И. Тырыданов и А. А. Кандидов. Конференция академии Избрание действительных и почетных членов Конференции происходило на точном основании проекта устава дух. академий. При первоначальном образовании Конференции, Комиссия предоставила себе выбор и назначение действительных и почетных членов; но в последующее время избрание производилось самой Конференцией, с общего согласия или по большинству голосов, и представляемо было на утверждение в Комиссию, а после закрытия ее – в св. Синод. Действительные члены 237 Инспектор академии, иером. Афанасий Протопопов, 1814 г. Бакалавры: иером. Григорий Постников , 1814 г. Иером. Моисей Платонов, 1814 г. Иером. Кирилл Богословский-Платонов , 1814 г. Г. П. Павский, 1814–1835 г. И. Я. Ветринский, 1814 г. В. Себржинский, 1814 г. Архим. Иннокентий Смирнов , ректор С.-Петербургской семинарии, 1817–1819 г. Бакалавр, иером. Нафанаил Павловский, 1817–1821 г. Архим. Поликарп Гойтанников, инспектор С.-Петербургской семинарии, 1817–1824 г. Священник И. С. Кочетов, 1818 г. Протоиерей И. И. Бедринский, 1818–1831 г. Преосв. Филарет Дроздов , архиепископ Тверской, 1819 г. Иером. Зосима Смирягин, инспектор С.-Петербургской семинарии, 1819 г. Бакалавры: иером. Иоанн Доброзраков, 1820 г. Игумен Игнатий Семенов , 1821–1823 г. Протоиерей С. Я. Платонов, 1823–1831 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

иером. Нафанаил Павловский, бакалавр с 18 июля 1817 г., преподавал свящ. герменевтику и обличительное богословие. Магистр, А. И. Окунев, бакалавр с 18 июля 1817 г., преподавал учение о Свящ. Писании, преимущественно Нового Завета; в 1819 г. определен священником и законоучителем во 2-й кадетский корпус. Ныне протоиерей кафедрального Петропавловского собора в С.-Петербурге. Магистр, иером. Зосима Смирягин, из профессоров Рязанской семинарии с 1818 г.; в том же году переведен ректором в Псковскую семинарию, где и скончался в 1821 г. Магистр, иером. Смарагд Крыжановский, бакалавр с 14 авг. 1819 г.; в июне 1821 г. определен инспектором Киевской академии. Магистр и потом доктор богословия, Иоанн Доброзраков, переведен с кафедры церковного красноречия на богословский класс бакалавром 21 июля 1821 г.; с 17 окт. 1822 г. экстраорд.; с 14 нояб. 1826 г. орд. профессор. Магистр, игумен Игнатий Семенов , перемещен с греческого языка на класс богословских наук 26 июля 1821 г.; в следующем году 8 нояб. произведен в сан архимандрита; в августе 1823 г. определен ректором Новгородской семинарии. Скончался в 1849 г., в сане архиепископа Воронежского и Задонского, в бытность в С.-Петербурге на чреде присутствования в св. Синоде. Магистр, соборн. иером. Серафим, из воспитанников Московской академии, бакалавр по чтению Св. Писания Нового Завета, с 17 авг. 1822 г.; в следующем году произведен в сан архимандрита. Скончался 9 июня 1824 г. Магистр, иером. Гавриил, из бакалавров Московской академии перемещен в здешнюю 18 октября 1824 г.; в 1825 г. 31 мая произведен в сан архимандрита; 2 сент. определен ректором Орловской семинарии. (Автор «Истории философии», изданной в Казани). Магистр, соборн. иером. Арсений, с 4 авг. 1823 г. бакалавр; изъяснял учение о Св. Писании Ветхого Завета и нравственное Богословие. Ныне архиепископ Варшавский. Магистр, соборн. иером. Иннокентий Борисов , из воспитанников Киевской академии, определен 23 сентябр. 1823 года инспектором С.-Петербургской семинарии; в 1824 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

При лечебнице в 1878 г. был создан приют для малолетних детей (в 1890 в нем жили 11 мальчиков и 22 девочки). В 1889 г. лечебница в Улале была упразднена, ее помещения отошли приюту, больница была переведена в Бийск, в 1890 г. на излечении в ней находилось 136 чел. В 1877 г. в Улале было создано приходское попечительство для помощи бедным. Впосл. такие попечительства создавались и в др. отд-ниях А. д. м. Из попечительств выдавалась помощь пострадавшим от пожара или наводнения, безродным и сиротам. В 1879 г. по ходатайству афонского иером. Арсения (Минина) из мон-ря св. вмч. Пантелеимона А. д. м. была пожертвована икона св. великомученика. Доставленная сначала в Томск, икона была торжественно принесена в Улалу - центральный стан миссии. С тех пор на Алтае стало возрастать почитание вмч. Пантелеимона, к-рого алтайские миссионеры именовали «несменяемым начальником миссии». Сотрудники Алтайской миссии. Фотография. 1880 г. 1. Еп. Владимир (Петров), 2. Прот. Стефан (Ландышев), 3. Игум. Макарий (Парвицкий), 4. Прот. Василий Вербицкий, 5. Иером. Иннокентий (Солодчин), впосл. епископ), 6. Иером. Антоний, 7. Иером. Дометиан, 8) св Сотрудники Алтайской миссии. Фотография. 1880 г. 1. Еп. Владимир (Петров), 2. Прот. Стефан (Ландышев), 3. Игум. Макарий (Парвицкий), 4. Прот. Василий Вербицкий, 5. Иером. Иннокентий (Солодчин), впосл. епископ), 6. Иером. Антоний, 7. Иером. Дометиан, 8) св В 1880 г. архим. Владимир был хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии, с сохранением управления А. д. м. В дальнейшем Бийскими архиереями, являвшимися также начальниками миссии, становились лица, прошедшие миссионерскую школу в А. д. м., единственным исключением было назначение еп. Бийским Сергия (Петрова; 1899-1901). За время управления миссией еп. Владимиром (1865-1883) в христианство из язычества, ислама и старообрядчества было обращено 6679 чел., построено 28 церквей и молитвенных домов, основано 19 новокрещенских селений, устроено для миссии 30 новых зданий. При расставании с алтайской паствой в 1886 г.

http://pravenc.ru/text/115104.html

В нояб. 1863 г. вышел указ имп. Александра II Николаевича о передаче миссии духовному ведомству, вслед. этого члены 14-й миссии были освобождены от выполнения дипломатических обязанностей и активно занялись переводом на кит. язык правосл. богослужебной литературы. Архим. Гурий стал 1-м правосл. переводчиком на китайский НЗ («Син-Шен-цзин»), эта работа длилась 6 лет. Иером. Исаия (Поликин), проживший в Китае более 10 лет, перевел на кит. язык Часослов, краткий Обиход воскресного богослужения, основные песнопения двунадесятых праздников, 1-й седмицы Великого поста и Страстной седмицы, Святой Пасхи, Акафист Пресв. Богородице, начало Служебника, панихиду, Великий канон свт. Андрея Критского и мн. др., а также составил русско-кит. словарь богословских и церковных речений. Кроме того, миссионеры издали несколько словарей и учебных пособий по кит. языку. Все члены миссии выполнили много переводов трудов по вопросам истории и культуры Китая, истории отношений Китая с Россией и др. странами. В 1864 г. в С.-Петербурге был сформирован состав 15-й миссии (1865-1878). Утвержденный имп. указом штат П. д. м. состоял из архимандрита, 3 иеромонахов, священника, катехизатора и 3 учителей кит. языка; на общее годовое содержание миссии было выделено 10 600 р. (История. 1997. С. 288). 15-ю миссию возглавил архим. Палладий (Кафаров). В ее состав кроме оставшегося в Пекине иером. Исаии (Поликина) были приняты иеромонахи Сергий (Артамонов) и Геронтий (Левицкий), позднее к ним присоединились свящ. Иоанн Рахинский и иером. Флавиан (Городецкий ; впосл. митрополит). В период работы 15-й миссии в ведение П. д. м. перешла православная ц. во имя Св. Троицы при консульстве в Урге (ныне Улан-Батор), в которой служил свящ. Иоанн Никольский. 17 сент. 1865 г. в помощь ему был отправлен иером. Сергий (Артамонов). 12 нояб. 1866 г. на смену отчисленному из П. д. м. иером. Сергию в Ургу поехал иером. Геронтий (Левицкий), пробывший при Троицкой ц. 2 года. Архим. Палладий и иером. Исаия успешно продолжили переводческие труды.

http://pravenc.ru/text/2579896.html

на берег озера совершались паломничества. В 1920 г. Е. м. был закрыт и преобразован в Спасскую сельскохозяйственную артель, в которую входили 10 чел. В 1923 г. артель была упразднена, как «оплот реакционной общественной мысли», Спасская и Захариевская церкви переданы верующим в качестве приходских, однако ц. святых Захарии и Елисаветы в том же году была закрыта. В Спасском храме продолжал совершать богослужения иером. Митрофан (Беляев). К кон. 30-х гг. все храмы Енисейска, в т. ч. Спасский, были закрыты. В 1946-1947 гг. ц. святых Захарии и Елисаветы была уничтожена. В 1961 г. на территории Е. м. был построен пивзавод, в келейном корпусе разместился пункт общественного питания, сохранилась музейная комната декабристов, отбывавших ссылку в Енисейске. В 1974 г. Е. м. был отнесен к памятникам истории и архитектуры союзного значения, в нем предполагалось устроить музей народов севера. 28 нояб. 1990 г. Е. м. был возвращен Красноярской и Енисейской епархии РПЦ. 6 дек. того же года еп. Красноярский Антоний (Черемисов) отслужил 1-й молебен на руинах мон-ря. Е. м. был возрожден, наместником стал иером. Мефодий (Есин; † 3 окт. 2005), духовником с 1993 г.- иером. Севастиан (Ефимов). С 5 окт. 2005 г. Е. м. возглавляет иером. Варахиил (Шерстнёв), в мон-ре проживают 10 насельников. В Е. м. принял постриг иером. Григорий (Яковлев), принявший мученическую кончину (обезглавлен в ритуальном убийстве сектантом) в 2000 г. в пос. Тура (Эвенкийский автономный округ). 7 апр. 1991 г., на Пасху, иером. Мефодий совершил 1-ю литургию в приделе Спасского храма; 11 мая 2002 г. архиеп. Красноярский Антоний освятил сев. (ранее Иоанно-Предтеченский) придел Спасского храма в честь Преображения Господня. В Е. м. хранится чтимый Нерукотворный образ Спасителя, ранее находившийся на деревянной башне Енисейского острога. В 2005 г. мон-рю был передан храм во имя Новомучеников Российских (освящен 17 июля 2004) на берегу Монастырского оз. Арх.: ГА Красноярского края. Ф. 1. Оп. 1 (Благочинный Енисейских церквей: (1809-1915 гг.)); Ф. 258. Оп. 1. Д. 3. Л. 107; Д. 6. Л. 10 об.; Д. 11. Л. 3 об.; Д. 43. Л. 1-3 об.; Д. 183. Л. 4, 9-11 об.; Ф. 261. Оп. 1. Д. 45. Л. 50; Григорий (Яковлев), иером. Енисейский Спасский мон-рь: (Страницы истории). Ркп.//Арх. Енисейского Спасского муж. мон-ря; Кытманов А. И. Краткая летопись Енисейского у. и Туруханского края Енисейской губ. (1594-1893 гг.)//Красноярский краевед. музей. Оф. 7886. 229. Маш.

http://pravenc.ru/text/189971.html

В 1627 г. было создано еще одно оригинальное «подношение» Михаилу Феодоровичу - гравюра в соч. «Лексикон Славенороссийский и имен толкование» иером. Памвы Берынды († 1632), изданном в 1627 г. в типографии Киево-Печерского монастыря. В состав украшения книги помимо скромных рамок, заставок, инициалов и т. п. входят всего 2 гравюры «с ликами», считающиеся работой самого иером. Памвы. В столбце 436 в рамке квадратного формата помещено небольшое поясное фронтальное изображение святого в мантии, схиме, с куколем на голове, с перекрестием аналава на груди, в левой руке просматривается свиток, перстосложение десницы неясно. В надписи на полях рамки указано имя святого с ошибкой в родовом прозвании и датой памяти: «Преподобный Mixauлъ Мелеинъ. iyллiя, бi.»; в тексте при гравюре написание корректное - «Малеин». Это единственное в своем роде изображение М. М. с куколем на голове указывает на самостоятельное иконографическое творчество гравера. Важно отметить, что из носителей имени Михаил автор персонифицированно указал лишь арх. Михаила и М. М. Особое отношение иером. Памвы к выбору имени М. М., святого царя Михаила Феодоровича, подчеркивается тем, что 2-я иллюстрация в «Лексиконе…» помещена при имени небесного покровителя автора этого сочинения - прп. Памвы Великого (Стб. 442). Известно, что в янв. 1625 г. иером. Памва лично поднес царю Михаилу Феодоровичу изданные лаврой Беседы свт. Иоанна Златоуста на Деяния апостолов и на Послания апостолов «своего мастерства». На государя и патриарха Филарета книги произвели большое впечатление, и в дальнейшем «проложили путь лаврским изданиям на московский книжный рынок» ( Коляда. 1964). Изданный через 2 года после визита в Москву «Лексикон…», итог 30-летнего труда иером. Памвы, был впервые им подписан с указанием в титулатуре звания «apxumvnorpaфъ цркве pwcckia». Можно допустить, что свою книгу иером. Памва также был намерен представить государю. По крайней мере, во 2-м издании «Лексикона...», отпечатанном типографией Кутеинского монастыря в 1653 г., уже после смерти автора, обе гравюры и указанная титулатура отсутствуют, что лишь подчеркивает особое, очень личное отношение иером. Памвы к своему творению.

http://pravenc.ru/text/2563750.html

В 1857 г. в Дионисиате возник конфликт в связи с тем, что в просфорне жил просфорник, содержавший котов. И. Г. обвинил настоятеля мон-ря Евлогия в небрежении к святому и посоветовал выстроить для просфорни более просторное помещение - «хотя бы в половину» новой кельи настоятеля. Разгневанный игумен заставил старца покинуть мон-рь, и И. Г. перебрался в группу калив Малой св. Анны, находившуюся близ пещеры, где он раньше подвизался. Некий купец приобрел для него принадлежавшую скиту кафизму прп. Онуфрия, в к-рой И. Г. прожил 5 лет. Алтарь келлии нуждался в значительном ремонте, но в скиту средств для этого не имелось. Деньги появились чудесным образом: один монах из Великой Лавры, занятый сбором средств для своей обители, встретил в Валахии некую женщину, которая вручила ему 20 червонцев и просила передать И. Г. Как выяснилось позже, старец не знал, кто она, и, решив, что деньги не для него, велел раздать нищим. Однако совет Лавры определил использовать эти средства на перестройку церкви в келлии старца: по пожеланию И. Г. новый храм был освящен в честь Воскресения Христова. В 1859 г. старца посетили приехавшие для разрешения духовных и церковных вопросов управляющий канцелярией Святейшего Синода РПЦ П. И. Саломон и чиновник особых поручений К. К. Зедергольм (впосл. иером. Оптиной пуст. Климент): сохранились письмо Саломона старцу от 1862 г. и ответ И. Г., датированный 4 февр. 1863 г. В том же 1859 г. произошло ставшее известным за пределами Афона событие. Иером. Григорий из скита прав. Анны (Большая св. Анна) и игумен мон-ря Кутлумуш «приняли английское подданство и паспорт». И. Г. наложил на иером. Григория епитимию - отлучил от литургисания на 40 дней. Однако игумен Кутлумуша, заявив, что иером. Григорий «слушает человека, дальше своей дикой пустыни ничего не понимающего», велел служить и поминать на проскомидии имя англ. посланника-протестанта. Узнав об этом, духовник иером. Григория отлучил его от литургисания на 3 года, тогда иером. Григорий пришел к И. Г., который заявил, что иеромонах теперь всю жизнь не должен совершать богослужения. Игумен, узнав об этом, поносил обоих старцев и вынудил иеромонаха отвергнуть епитимии. После литургии у иером. Григория пошла из носа кровь, которую не могли остановить, и он скончался.

http://pravenc.ru/text/389217.html

1891. С. 3, 15, 58). На его средства из драгоценного металла был сделан оклад на икону мучеников с частицами мощей, присланную из Москвы. Оклад был украшен виршами, возможно сочиненными иером. Стефаном. В них прославлялись Пресв. Богородица и Кизические мученики как Ее служители. Др. вклады иером. Стефана - драгоценный ковчег для частиц мощей Кизических мучеников; неск. напрестольных крестов, в т. ч. крест с частицей Креста Господня, частицами мощей св. Стефана, греч. и рус. святых и вкладной надписью, к-рый хранился за престолом в футляре (Там же. С. 41, 47; упоминания о кресте см.: Дульский. 1917. С. 20), напрестольный крест средней величины с частицами мощей и вкладной надписью о ктиторстве иером. Стефана и вкладе в марте 1694 г., малый крест (без мощей) в серебряном окладе, вложенный им в сент. 7201(1692) г. ( Никанор (Каменский). 1891. С. 47-48); сосуды с вкладными надписями, серебряное кадило (1693) (Там же. С. 49; опубл.: Дульский. 1917. С. 19, 24), серебряный ковш для теплоты с надписью о вкладе иером. Стефана (Сахарова); по работе ему соответствуют другие серебряные сосуды и еще одно кадило без подписей ( Никанор (Каменский). 1891. С. 49); дароносица ( Дульский. 1917. С. 19). Другие вклады - напрестольное Евангелие, вложенное 1 февр. 1695 г. ( Никанор (Каменский). 1891. С. 16, 48), с упоминанием в записи цесаревича Алексея Петровича. Иером. Стефан, видимо, вложил также часть личных сокровищ и свой портрет (персону). Среди достопримечательностей монастыря в 1833 г. упоминается священнический пояс, сотканный из шелка, с греч. надписью и пришитым к нему ремнем, надпись на к-ром сообщала: «Сий пояс - мера Гроба Господня из святого града Иерусалима, при первом игумене Ипатии прислан в Кизицы. Стефан писал» (пояса не было уже в 1891; см.: Там же. С. 50. Примеч. 1; возможно, на основании надписей с этого пояса казанский историк Н. Баженов полагал, что иером. Стефан (Сахаров) совершил паломничество в Св. землю - см.: Баженов. 1847. Ч. 2. С. 50). Портрет иером. Стефана (Сахарова) ( Никанор (Каменский).

http://pravenc.ru/text/1319802.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010