О разделении России на церковные округа под управлением митрополитов Журнал 8, 15 и 22 сентября 1905 года. О благоустройстве прихода в религиозно-нравственном, просветительном и благотворительном отношениях Общие правила О приходском собрании О приходском совете Журнал 29 сентября 1905 года О консисторском делопроизводстве, о благочиннических советах и благочиннических собраниях духовенства Журнал 6 и 13 октября 1905 года. По проекту основных положений преобразования духовно-судебной части, составленному Высочайше утверждённым 12 января 1870 года Комитетом Журнал 19 и 27 октября 1905 года. Журнал 3 ноября 1905 года. Журнал 10 ноября 1905 года. преосвященного Симеона, епископа Екатеринославского, от 10 января 1906 года преосвященного Стефана, епископа Могилёвского, от 26 ноября 1905 года А) По вопросу об отношении Церкви к государству Б) По вопросу об основах внутреннего строя Церкви I. Приходская церковная община II. Епархиальное управление Окружное благочинническое собрание Благочиннический совет Собственно-епархиальное управление Епархиальный собор Епархиальные административные учреждения Пресвитерский совет при епископе Церковный суд Реформа духовных учебных заведений Участие духовенства в общественных учреждениях Предоставление сословию духовенства прав юридического лица III. Высшее церковное управление А) Митрополичье соборное областное управление Б) Окружное патриаршее управление В) Поместный Собор русской Церкви IV. Предстоящий Поместный Собор Вопрос о богослужении Вопрос о соборном признании равночестности старого и нового богослужебного обряда Соборное разрешение вопроса о смешанных браках преосвященного Антония, епископа Черниговского, от 26 ноября 1905 года Журналы особого совещания по вопросу о назревших реформах в управлении российской православной Церкви Журнал 6 октября 1905 года Журнал 13 октября 1905 года Журнал 19 октября 1905 года Журнал 3 ноября 1905 года Журнал 10 ноября 1905 года преосвященного Антония, епископа Волынского, от 25 ноября 1905 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13) Из Императорского Варшавского Университета – Варшавские Университетские Известия 1905 г., вып. 5–9, и 1906 г., в. 1–2. 14) Из Императорского Казанского Университета – а) Адамов, Факторы плодородия русского чернозема, 1. Спб. 1904; б) Быстренин, Путь волокон седалищного нерва. Казань, 1904; в) Остряков, Условия поверхностного увлажнения. Казань, 1905; г) Богородский, Материалы по электрохимии неорганических соединений, 1. Казань, 1905; д) Годичный акт 5 ноября 1905 г. Казань, 1905. 15) Из Императорского С.-Петербургского Университета – а) Проект Устава Университета выработанный Советом Спб. Университета. Спб. 1905; б) Отчет Университета за 1891 г. Спб. 1892, и 1905 Г. Спб. 1906. 16) Из Императорского Юрьевского Университета – Ученые Записки 1905 г. 3–4, и 1906 г. 1–2. 17) Из Восточного Института во Владивостоке – а) Подставин, Хрестом. корейск. языка, 1. Влад. 1905; б) Шмидт, Китайская хрестоматия, в. 1. Владивосток, 1902; в) Шмидт, Начальный чтения по китайскому языку. Владивосток, 1902. 18) Из Университета в Яерновцах (Czernowitz) – а) Verzeichnis der öffentl. Vorlesungen im Wintersemester 1905–1906 и in Sommersemester 1906; 6) Die feierliche Inauguration f.d. 1905–1906. Czernowitz, 1906; в) Uebersicht d. Akadem. Behörden f. 1906. 19) Из Казанской Духовной Академии – Годичный акт 8 ноября 1905 г. Казань, 1905. 20) Из Киевской Духовной Академии – а) Крыловский, Львовское ставропигиальное братство. Киев, 1904; б) Титов, —262— Русская Православная Церковь в Польско-Литовском государстве в XVII-XVIII стол., 1–2. Киев, 1905; в) Чеховский, Киевский митрополит Гавриил Банулеско- Бодони. Киев, 1905; г) Извлечете из журналов Совета 1904–1905 г. Киев, 1905; д) Речь и отчет Киевской Академии 1904–1905 г. Киев, 1905. 21) Из Управления Виленского Учебного Округа – а) Спрогис, Алфавитный указатель к I-XIII томам Археографического Сборника. Вильна, 1905; б) Опись документов Виленского Центрального Архива древних актовых книг, IV. Вильна, 1905. 22) Из Комиссии по международному обману – a) Fernling, Första Kapitle af Pireke’ Abot. Uppsala, 1904; б) Upsala Universitets Arsskrift 1903–1904. Upsala; в) Grath, Svenska Kyrkans Brudvigsel en historisk-liturgisk framställning. Upsala, 1904; г) Johansson, Gamla Testamentet, 1. Uppsala, 1904; д) Andersson, Ausgewählte Bemerkungen über den bohairischen Dialect in Pentateuch Koptisch. Upsala, 1904.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Обращение Императора Константина Великого в христианство. Речь, произнесённая в день годичного акта Московской Духовной академии 1 октября 1904 г.//Богословский Вестник. 1904. Т. III. 12. С. 627–664; 1905. Т. I. 1. С. 60–96; 2. I (Досадный недосмотр). 21а. То же. Годичный акт в Московской Духовной академии 1 октября 1904 г. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. С. 1–74. 21б. То же. Отдельный оттиск. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1904. С. 74. Рецензии и отзывы: Ар. Л-в//Церковный Вестник. 1905. 9. Кол. 274 ; А.В.Попов //Странник. 1905. Т. I. Ч. 2. С. 983–984; С.П.Крестов//Христианское Чтение. 1905.Т. ССХХ. Ч. 1. С. 222–227 (Церковно-исторические статьи в академических журналах за первую половину 1905 г.: «Статья представляет большой интерес»). Памяти Высокопреосвященного Сергия, Архиепископа Владимирского//Богословский Вестник. 1905. Т. I. 1. С. 216–224. Перевод книги проф. А.Гарнака «Миссия и распространение христианства в первые три столетия» (Prof. Ad.Harnack. Die Mission und Ausbreitung des Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. Leipzig, 1902); печатался в журнале «Вера и Разум», отдел церковный, статьями под такими заглавиями: а) Внешние и внутренние условия миссионерской проповеди христианства в первые три века. 1905. Т. I. Ч. II. 12. С. 715–740. б) Религиозные основы миссионерской проповеди христианства в первые три века. Евангелие об Исцелителе и исцелении. 1905. Т. I. Ч. II. 13. С. 39–68. в) Борьба против демонов в древней Церкви и значение её для миссии. 1905. Т. I. Ч. II. 15. С. 159–178. г) Христианство как Евангелие любви и благотворения. 1905. Т. I. Ч. II. 16. С. 207–228; 17. С. 261–284. д) Христианство как религия духа и силы, нравственной строгости и святости, авторитета и разума. 1905. Т. I. Ч. II. 19. С. 347–366. е) Христианство как благовестие о новом народе и третьем роде (историческое и политическое сознание христианства). 1905. Т. I. Ч. II. 24. С. 664–692. ж) Христианство как религия Книги и исполнившейся истории. Борьба против политеизма и идолослужения в древнехристианском мире. 1906. Т. I. Ч. I. 2. С. 95–117.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

  . Глава 3. На пути к Собору: 1905–1906 Одиннадцать лет понадобилось для того, чтобы был созван Собор, о котором говорил Николай II в обращении к трем митрополитам в декабре 1905 года. Без этого подготовительного этапа невозможно понять объем труда, выполненного Собором 1917–1918 годов менее чем за один год. В 1905 году, также, как и в 1917, соборный процесс начался и развивался под влиянием внешних социально–политических переворотов. «Собор есть, в некотором роде, плод революции» 81 . Впрочем, отношения между революцией и Собором не были односторонними: нет сомнения в том, что они взаимно оказали друг на друга влияние. Это, конечно, не случайное, а вполне объяснимое историческое проявление связи, существовавшей в ту эпоху между Церковью, обществом и государством в России. На пути к Собору различаются три этапа: первый импульс 1905 года, вызванный общим духом реформ, затем подготовка Собора различными предсоборными комиссиями с 1905 по 1917 год и, наконец, созыв самого Собора вслед за революционными переворотами 1917 года 82 .   Переворот 1905 года 1905 год, ознаменовавший переход России от абсолютистской империи к думской монархии, является отправной точкой Собора 1917–1918 годов. Начало соборному процессу положено было тремя событиями: во–первых, тройной инициативой, исходившей от различных членов Церкви, во–вторых, стремлением Святейшего Синода избавиться от обременяющего контроля обер–прокурора Победоносцева и, в–третьих, решающим утверждением идеи созыва Собора императором. В марте 1905 года стремление к реформе проявляется в Церкви в трех формах: в частной инициативе тридцати двух петербургских священников, в административной власти государственного человека, С. Ю. Витте 83 , в Святейшем Синоде в лице его председателя митрополита Санкт–Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) 84 . Трудно сказать, какая из этих инициатив оказалась самой важной; однако совершенно ясно, что отражали они духовное настроение многих православных 85 . «Записка тридцати двух священников»: Церковь и народ. Действия некоторых петербургских священников стали решающими в движении за реформу Церкви. По утверждению прессы, «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 года возглавлено было священником Георгием Гапоном 86 . 14 февраля 1905 года группа из столичных священников 87 , свидетелей событий 9 января, обиженных тем, что пресса упрекала священнослужителей в молчании и бездействии по отношению к общественным событиям, была принята митрополитом Петербургским Антонием. Позднее они составили записку, сопровождавшуюся петицией, на публикацию которой митрополит дал свое благословение. 17 марта 1905 года документ был опубликован в «Церковном Вестнике» под названием «О необходимости перемен в русском церковном управлении» 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

325 Из письма преосвящ. Евлогия митрополиту Киевскому Флавиану от 15 апреля 1905 года: «У нас пронеслась радостная весть о наречении [назначении (?) – А.П.] Преосв. Тихона Американского Финляндским, а теперь уже называют Финляндским Пр. Сергия Ямбургского. Пора бы возвратить Пр. Тихона «с того света», как он выражается». («С великою тревогою взираем на грядущие события». Письма епископа Люблинского Евлогия (Георгиевского) митрополиту Киевскому и Галицкому Флавиану (Городецкому). 1905–1910 гг./Публикацию подготовил М.И. Одинцов//Исторический архив. Научно-публикаторскнй журнал, 2002, 4, с. 96.) 326 «В марте 1905 года Св. Синод избрал на Финляндскую кафедру преосвященного Тихона, епископа Американского, но в следующем заседании было заявлено предложение обер-прокурора о необходимости преосвященного Тихона для Америки, и назначение в Финляндию последовало иное». [ Антоний (Храповицкий) . Восстановление патриаршества 7 Собрание сочинений: В 2 т. Т. I. М.: Изд-во «ДАРЪ», 2007. С. 725.] 327 Высочайшее соизволение на перенесение архиерейской кафедры и состоящего при ней духовного правления из Сан-Франциско в Нью-Йорк последовало 12 мая 1905 года, синодальный указ преосвящ. Алеутскому за 5815 был составлен 10 июня 1905 года (От Северо-Американского Духовного Правления//АПВ, 1905. т. IX, 14. с. 267). 328 Из письма митр. Лнтония (Вадковского) Победоносцеву К.П. от 4 апреля 1905 г.: «Жаль мне Преосвященного Исидора. Ведь статья Моск. Вед. – церковный переворот – бессовестная и наглая. Трудно удержаться от протеста, особенно молодому и нервному человеку» (РГИА, ф. 1579. оп. 1 год 1905, д. 36. л. 2об.). 331 Из донесения преосвящ. Кишиневского Свят. Синоду от 31 августа 1905 г. за 289: «Его Преосвященство, Епископ Алеутский и Сев.-Американский Тихон письмом, от 28 марта сего года за 92, сообщил мне, что псаломщик села Перебийковец, Хотинского уезда, вверенной мне епархии, обратился к нему с прошением о предоставлении ему диаконского места в Алеутской епархии, по выдержании им экзамена при Кишинёвской экзаменационной комиссии. Так как Преосвященный Тихон нуждается в священнослужителях для Канады, то просил меня, буде псаломщик Антониев сдаст удовлетворительно экзамен на диакона, рукоположить его во диакона и отнестись в Святейший Синод о выдаче ему прогонов в Канаду. Псаломщик Александр Антониев 6 июля сего года успешно выдержал экзамен при Кишинёвской испытательной комиссии в знании им предметов для посвящения во диакона и 15 июля сего года Его Преосвященством, Преосвященнейшим Аркадием, Епископом Аккерманским, Викарием Кишинёвской епархии рукоположен во диакона». (РГИА, ф. 796, оп. 186, год 1905, д. 5946, л. 2.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

19 . Первая лекция по кафедре общей церковной истории (в марте 1896 г.). «Богословский Вестник» 1903 г., том I, 2, 278–296 (Об Архиеп. Филарете Гумилевском , прот. А.В. Горском и проф. А.П. Лебедеве , как преподавателях церковной истории). 20 . †Преосвященный Арсений, Епископ Кирилловский, и его труды в области византологии. «Византийский Временник» 1903 г., том X, вып. 3–4, стр. 667–703. 21 . Обращение Императора Константина Великого в христианство. Речь, произнесённая в день годичного акта МДА 1 октября 1904 г. «Богословский Вестник» 1904 г., том III, 12, 627–664; 1905 г., том I, 1, 60–96; 2, I (Досадный недосмотр). 21а. То же. Годичный акт в МДА 1 октября 1904 года. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. Стр. 1–74. 21б. То же. Отдельный оттиск. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. Стр. 74. Рецензии и отзывы. Ар. Л-в. «Церковный Вестник» 1905 г., 9, кол. 274; А.В. Попов . «Странник» 1905 г., том I, часть 2, 6, 983–984; С.П. Крестов. «Христианское Чтение» 1905 г., том ССХХ, часть 1, 8, 222–227 (Церковно-исторические статьи в академических журналах за первую половину 1905 г.: «Статья представляет большой интерес»). 22 . Памяти Высокопреосвященного Сергия, Архиепископа Владимирского. «Богословский Вестник» 1905 г., том I, 1, 216–224. 23 . Перевод книги проф. А. Гарнака, Миссия и распространение христианства в первые три столетия (Prof. А. Harnack, Die Mission und —99— Ausbreitung (les Christentums in den ersten drei Jahrhunderten. Leipzig, 1902); печатался в журнала Вера и Разум, отдел церковный, статьями под такими заглавиями: а) Внешние и внутренние условия миссионерской проповеди христианства в первые три века. 1905 г., том I, часть II, 12, 715–740. б) Религиозные основы миссионерской проповеди христианства в первые три века, Евангелие об Исцелителе и исцелении. 1905 г., том I, часть II, 13, 39–68, в) Борьба против демонов в древней церкви и значение её для миссии, 1905 г., том I, часть II, 15, 159–178, г) Христианство, как Евангелие любви и благотворения. 1905 г., том I, часть II, 16, 207–228; 17, 261–284,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

23) Из Архива Св. Синода–Полное собрате постановлений и распоряжений по Ведомству Прав. Исповедания, т. IX. Спб. 1905. 24) Из Екатеринославского Епархиального Училищного Совета – Отчет наблюдателя церковных школ. Екатеринославль, 1905. 25) Из Калужского Епархиального Училищного Совета – Отчет о состоянии церковных школ и Ведомость за 1904 г. Калуга, 1905. 26) Из Омского Епархиального Училищного Совета – Отчет Епархиального Наблюдателя за 1903–1904 г. Омск, 1905. Два экз. 27) Из Подольского Епархиального Училищного Совета – Отчет о состоянии церковных школ за 1904–1905 г. Каменец-Подольск, 1906. Два экз. 28) Из Ярославского Епархиального Училищного Совета – Отчет Епархиального Наблюдателя за 1904–1905 г. Ярославль, 1906. 29) От бывшего Обер-Прокурора Св. Синода К. Победоносцева – а) Деяния св. апостолов в новом русском переводе. Спб. 1905, и б) Послания св. апостолов, 1–2, Спб. 1905. —263— 30) От Еп. Евдокима, Ректора Академии – а) его брошюра: Соловки. Спб. 1904, и рукописи: б) Универсал Польского короля Сигизмунда III 1610 г., и в) Письмо Еп. Луцкого Кирилла Терлецкого Еп. Львовскому Гедеону Болобану 1585 г. 31) От Архим. Иосифа, Инспектора Академии – а) его книга: В объятиях отчих, II, издание 3-е. Сергиева Лавра, 1905, три экземпляра, и б) книги: аа) Живкович и Живанович, Зборник церквених богослуж. njecaмa. Карловцы, 1901; бб) Шейн, Великорусс, 1:1. Издание Импер. Академии Наук. Спб. 1901; вв) Кульбакин, Хиландарские листки. Издание Импер. Академии Наук. Спб. 1898; гг) Словарь русского языка, издаваемый 2-м Отделением Академии Наук, Т. 2, вып. 1–7. Спб. 1897–1903. 32) От почетного члена Академии академика Е.Е. Голубинского – его Археологический атлас ко 2-й половине 1-го тома Истории Русской Церкви. Москва, 1906. Три экз. 33) От почетного члена Академии проф. П.И. Казанского – его брошюра: Но поводу забастовок в наших учебных заведениях. Москва, 1905. 34) От почетного члена Академии проф. Г.А. Воскресенского – книга: Древнеславянский Апостол, вып. 2-й. Сергиева Лавра, 1906. Три экз.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Богородский Я. А. Падение человека и его последствия//ПС. 1905. Т. 1. С. 3–17, 209–225. Он же. Начальные черты истории рода человеческого после грехопадения//ПС. 1905. Т. 3. С. 21–38, 202–229. Воронцов Е. К вопросу о библейском походе Гога и Магога//ВиР. 1905. 1. С. 26–48 Комментарии к книге пророка Иезекииля и Откровению (ср. Быт. 10, 2 ). Евсеев И. Е. О следах еврейского оригинала в древнеславянском переводе книги Бытия//ХЧ. 1905. 3. С. 397–402. (Отд. отт: СПб., 1905.) Елеонский Ф. Г. Следы влияния еврейского текста и древних, кроме греческого LXX, переводов на древний славянский перевод Библии. СПб., 1905. 68 с. [Отд. отт. из: ХЧ. 1905.] Рассматриваются книга Бытия и Исход. Он же. Сравнительное достоинство греко-славянского и еврейско-славянского переводов Бытия гл. 2, стих 5//ХЧ. 1905. 2. С. 173–194. Покровский А. И. Комментарий на I– XXV главы книги Бытия. СПб., 1905. 152 с. Богородский Я. А. Всемирный потоп и его последствия//ПС. 1906. Т. 1. С. 481–492; Т. 2. С. 3–22. Он же. Начальные черты истории рода человеческого после потопа: Ной и его сыновья//ПС. 1906. Т. 2. С. 195–223, 313–336. Полянский Е. Теория касательно Салима, города царя Мельхиседекова//ПС. 1907. Т. 2. С. 495–520. Г. X. М. [Макинтош Ч. Г.] Толкование на книгу Бытия/Пер. с франц. СПб., 1909. 260 с. Введенский Д. И. Библейское повествование о потопе в его отношении к данным геологии и преданиям народов//БВ. 1910. С. 645–656; 5. С. 99–111. (Отд. отт.: Сергиев Посад, 1910. 27 с.) Ландышев Е. В., свящ. Моисей или Дарвин?: По поводу одноименной книги Доделя. СПб., 1910. 88 с. Протасов H . Первобытный человек Библии. Харьков, 1910. 18 с. [Отд. отт. из: ВиР. 1910. 13.] Введенский Д. И. Блуждающая гипотеза: К вопросу о «панвавилонизме»//БВ. 1911. 4. С. 724–736. [Отд. отт.: Сергиев Посад, 1911. 15 с.] Хронология Ветхого и Нового Завета/Пер. с англ, и в ред. обработке Н. Глубоковского . Киев, 1911. 144 с. [Отд. отт. из: ТКДА. 1911.] Сахаров В. Библейский потоп и современная геология. Троице-Сергиева Лавра, 1911. 31 с. [Отд. отт. из: ХЧ. 1911. 10.] Введенский Д. И. Авраам и Сарра в стране фараонов. Сергиев Посад, 1914. 16 с. [Отд. отт. из: Юбилейный сборник МДА.] Он же. Патриарх Иосиф и Египет: (Опыт соглашения Библии и египтологии). Сергиев Посад, 1914. XXI, 447 с., 17 л. ил. Он же. Кровь брата: (Культура и жестокость. Библейская параллель. Быт. 4, 10 )//БВ. 1914. 12. С. 816–831. (Отд. отт.: Сергиев Посад, 1915. 18 с.) Зыков В., свящ. Отрицательная критика и 14 глава книги Бытия: Речь перед защитой диссертации 9-го ноября 1914г.//ХЧ. 1914. Т. 242. Ч. 2. 12. С. 1433–1446. Раппопорт С. Я. «В начале»: Бытие. «Медраш». Толкования Пятикнижия на рус. яз. Вып. 1–2. Пг, 1917. Бендер И. К вопросу о делении источников книги Бытия//Записки Коллегии востоковедов. Вып. 3. С. 395–416. (Отд. изд.: Л., 1928. 22 с.) Винников И. Н. Социальная сущность сказания о первом братоубийстве//Палестинский сборник. Вып. 25 (88). Л., 1974. С. 39–44.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

8/21 мая 1905. Воскресенье. На Литургии, которую я совершал, катехизатор Фома Исида рукоположен во диакона. Имеет назначение в Сидзуока с о. Матфеем Кагета служить у военнопленных. Вечером была всенощная с величанием пред завтрашним праздником. 9/22 мая 1905. Понедельник. Праздник Святителя Николая Чудотворца. С 7 часов Литургия. Совершали иереи. Я выходил на молебен. Обычные поздравления и празднично проведенный день. Вечером писание писем. 10/23 мая 1905. Вторник. То же: письма в Россию и к военнопленным и рассылка букварей и письменных принадлежностей для обучения неграмотных. Прибыл с Сикоку катехизатор Фома Такеока, чтобы быть рукоположенным во диакона для служения с незнающим по-русски о. Фомой Маки у военнопленных в Дзенцуудзи и Маругаме на Сикоку. 11/24 мая 1905. Среда. То же писание и отправка писем за границу и здесь. 12/25 мая 1905. Четверг. То же писание и отправка писем за границу и здесь. 13/26 мая 1905. Пятница. Днем тоже корреспонденция. За всенощной слушал произношение ектений и прочее по-русски новым диаконом Фомою Исида. После службы у себя дома целый вечер еще учил его сему. 14/27 мая 1905. Суббота. Литургию в сослужении с о. Петром Кано диакон Фома Исида всю свою диаконскую часть служил по-русски, чем и закончилось его обучение служению. В понедельник отправится на место своей службы в Сидзуока, в помощь о. Матфею Кагета. 15/28 мая 1905. Воскресенье. На Литургии катехизатор Фома Такеока рукоположен во диакона для служения вместе с о. Фомою Маки, не знающим по-русски, у военнопленных в Маругаме и прочих [местах] на острове Сикоку. 16/29 мая 1905. Понедельник. Прочитал в «Japan Daily Mail», что «слышалась в Цусимском проливе канонада, верно-де, морское сражение идет между Балтийской эскадрой Адмирала Рождественского и японским флотом». Больше не было никаких подробностей, равно не слышалось выкриков японских «гогвай». Последних не слышно было уже много дней. Невольно думалось: должно быть, на нашей стороне перевес теперь – недаром противная сторона не похваляется, а молчит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

заседания проходили с участием мирян, что разрешалось определением Синода от 2 авг. 1905 г. Н. был одним из первых иерархов, осуществивших это предписание. По инициативе Н. весной 1905 г. в Софийском кафедральном соборе по воскресеньям проводились церковные чтения с объяснением Нагорной проповеди. В 1905 г. был учрежден Гродненский церковно-археологический комитет, 1-е собрание его членов состоялось 10 авг. 1905 г. 3 июня 1904 г. Н. представил в Совет КазДА соч. «Экзегетико-критическое исследование Послания св. апостола Павла к Евреям» на соискание степени доктора богословия. Оппонентами были назначены Богословский и П. А. Юнгеров , к-рые представили свои отзывы 17 мая 1905 г., признав автора достойным присуждения степени. Однако для более обстоятельного ознакомления членов Совета с сочинением присуждение было отложено до 1-го осеннего заседания. К этому времени профессор кафедры патристики КазДА Л. И. Писарев представил в Совет отрицательный отзыв. На заседании Совета 31 окт. 1905 г. вопрос решился открытым баллотированием: из 20 присутствующих 11 высказались за присуждение степени, 9 - против, и постановлением Совета Н. был признан заслуживающим степени доктора богословия. Резолюция архиеп. Казанского Димитрия (Самбикина) на журнале Совета гласила: «…вполне заслуживает степени доктора богословия не только за последнее свое сочинение… но и за sua omnia opera…» (Протоколы заседаний Совета КазДА за 1905 г. Каз., 1907. С. 172). 3 дек. 1905 г. степень доктора богословия Н. утверждена Синодом, а 9 дек. он был назначен архиепископом Варшавским и Привисленским. 18 дек. он служил последнюю литургию в Гродно. 22 дек. 1905 г. Н. прибыл в Варшаву и вступил в управление Варшавской епархией, включавшей 8 губерний, но имевшей при этом всего 59 приходов. Личным секретарем Н. и казначеем архиерейского дома (как и в Гродно) был А. Г. Богословский (в монашестве Андроник ; впосл. епископ Мамадышский). Н. состоял попечителем Варшавского правосл. Свято-Троицкого братства. 10-12 янв. 1906 г. в Варшаве проходил 1-й епархиальный съезд духовенства, на к-ром обсуждались вопросы, связанные с приходской жизнью. В 1906 г. Н. совершил богослужения во все воскресные и праздничные дни, освятил 4 церкви: в Варшаве (полковая церковь лейб-гвардии Уланского полка во имя прп. Мартиниана по проекту архит. Л. Н. Бенуа; 4 нояб.), в Сосновицах (ц. во имя свт. Николая Чудотворца; 16 февр.), на ст. Лапы Ломжинской губ. (железнодорожный храм во имя свт. Николая Чудотворца; 3 дек.) и во Влоцлавске (ныне Влоцлавек; ц. во имя свт. Николая Чудотворца; 17 дек.), произнес 12 поучений на 11 воскресных Евангелий, некоторые из них были напечатаны.

http://pravenc.ru/text/2565312.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010