После этого он удалился в свой город и прекратил вся- —583— кие пророческие отношения к отверженному Саулу. И это опять-таки состояло отнюдь не в воле и власти самого Самуила, а гораздо более – вынуждалось и образом действий Саула. Выражение Писания о последнем, что он также «пошел в дом свой, в Гиву Саулову " ( 1Цар.15:34 ), – указывает на совершенное равнодушие отверженного к удалению пророка, безучастие которого в делах государственных только как нельзя более отвечало вожделенным стремлениям царя действовать самостоятельно и бесконтрольно. Что касается Самуила, то ни грозный суд Божественный, ни оскорбительный образ действий осужденного, не могли поколебать столь глубоко укоренившихся чувств благорасположения и сожаления к несчастному царю. Он и в тиши удаления не переставал болеть душою за того, кто был всё еще дорог его сердцу. Пророческим взором своим он прозревал ту бездну, к которой быстро шел Саул, и в бессилии удержать последнего на пагубном пути, молча лил о Помазаннике рук своих горькие слезы 2428 . И Небесный Царь Израиля скорее сжалился над плачущим старцем, чем оплакиваемый земной. »Доколе будешь Ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтоб он не был царем над Израилем? Наполни рог Твой елеем, и пойди: Я пошлю Тебя к Иессею, Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе Царя» ( 1Цар.16:1 ) 2429 . —584— Этот новый избранник Божий и помазанник Самуила был тот «Муж по сердцу Божию», беспредельная вера которого и преданность Высшей Небесной Силе, в связи с пламенной ревностью о Славе Божией и сердечным влечением к общению с Божественным Существом сделали его навеки славным средоточием Израильской теократии, Украшением Царей. Зарею Мессии!!! И. Петровых Глаголев С.С. [Очерки по истории религий: Ассиро-вавилонская религия//Богословский вестник 1900. Т. 3. 12. С. 585611 (2-я пагин.). (Продолжение.) —585— I. Ассиро-вавилонская религия 2430 4. Религия жителей бассейна Тигра и Евфрата носит имя ассиро-вавилонской; справедливее ее было бы назвать вавилонско-ассирийской.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В свою очередь коммунисту, или социалисту, мечтающему привести всех к одному знаменателю и на этом основании упрочить материальное счастье и довольство, мы противопоставили бы слова Христа: не заботьтесь и не говорите, что вам есть, или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут и язычники, и потому что Отец небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.... Не одним хлебом жив будет человек... Между тем коммунизм только к тому и стремится, чтобы путем насилия над свободою человеческой личности обеспечить ей материальное довольство, забывая, что это последнее, при —398— нравственном гнете, не может иметь для нее настоящей цены и никогда не заменит ей тех благ, которые связаны с ее свободою. Есть иных высших интересов, которых человек никогда не продаст за чечевичную похлебку, которыми, по слову Господа, он будет всегда жив, даже при отсутствии хлеба насущного, – лишь бы гарантирована ему была его золотая свобода. Но если индивидуализм и коммунизм оказываются не состоятельными перед лицом евангельской правды, то где же выход? В чем найдем мы разрешение нашего вопроса? Поищем опять в тех же речениях Христа: «Кто хочет идти за мною, отвергнись себя»... «Кто погубит душу свою ради Меня, тот спасет ее». Что значит это «отвергнуть себя»? Что значит далее погубить душу свою? Должно ли действительно самоотречение дойти до совершенного погубления души? Было бы в высшей степени странно, – если бы в таком крайне буквальном и узком смысле понимать слова Того, Кто затем именно и приходил на землю, чтобы спасти душу человеческую. Не мог Он требовать такой необыкновенной жертвы и потому, что Он знал, что душа человеческая, носящая в себе образ Божий, окончательно быть истребима, обратиться в ничто, не может. Значит, нужно понимать погибель души в каком-нибудь другом смысле, так как эта погибель ведет к тому, чтобы спасти человеческую душу, обеспечить ей жизнь. «Кто погубит душу, говорит Христос, ради Меня, тот спасет ее.» Что значит это ради Меня? Несомненно, этим выражается требование от человека – построить жизнь на тех заветах и идеалах, которые Христос оставил своим последователям. А эти заветы и идеалы заключаются в следующем: Любите врагов ваших, благословляйте клянущих вас, добро творите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Мф.5:44 ). Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин.15:12–13 ). Вот путь, который действительно может вести ко спасению души человеческой и построить ее жизнь на самых прочных основаниях. Фиктивны были основания у индивидуалиста, потому что на

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тогда как в стихах 11, 13, 14 бичуемые приточником пороки названы прямо по имени, в ст. 12 половая распущенность обозначается общим и собственно метафорическим названием – " нечистота», евр. цоа, собственно: кал, помет ( 4Цар 18.27 ; Ис 36.12 ), всякий экскремент ( Ис 28.8 ), а затем уже – нравственная распущенность женщин ( Ис 4.4 ) и мужчин. Притч.30:15 .  У ненасытимости две дочери: «давай, давай!» Вот три ненасытимых, и четыре, которые не скажут: «довольно!» Притч.30:16 .  Преисподняя и утроба бесплодная, земля, которая не насыщается водою, и огонь, который не говорит: «довольно!» В этом двустишии на примере никогда ненасытимых: преисподней, утробы бесплодной раскаленной жаждущей земли и огня (ст. 16) – раскрывается мысль о безграничности алчности, ненасытимости. Идея эта символически представлена в имени алука (ст. 15). LXX передают это название словом: βδλλη, Вульгата – sanguisuga, слав. « пиявица " . В этом названии толкователи видят указание на некое женское демоническое существо – привидение (подобное упомянутому в Ис 34.14 лилит), – одно из тех, которыми народная вера и суеверие евреев (особенно позднейших) и других народов Востока (арабов, индусов, персов) населяла пустыни и области жилищ человеческих; судя по словозначению ( алука от алак, локоть), словом алука обозначалось именно высасывающее у людей кровь демоническое чудовище (в роде вампира западных верований), чему соответствует латинское «sanguisuga» и слав.: « пиявица " . Не невероятно предположение (Цекклера и др.) о заимствовании как названия алука, так и всего изречения ст. 15–16 из иностранных верований (индийских и др.), следы которых естественнее всего находить среди изречений Агура, как и в книге Иова (см. О. Zokler in Lange Bibelwerk. Due Sprьche Salomonis. s. s. 211–212. Ср. у А. Глаголева , Ветхозаветное библейское учение об ангелах. Киев 1900. с. 626). Притч.30:17 .  Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вóроны дольные, и сожрут птенцы орлиные! Сн. Притч 20.20, 23.22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Краткое сообщение ( 3Цар.12:31 ) о том, что Иеровоам ставил священников из народа, а не из колена Левиина, здесь (ст. 13–15) распространено теми чертами, что Иеровоам отставил от священства тех членов Левиина колена, которые не признали законным введенного им культа, и эти, верные прежнему, истинному культу Иеговы, священники и левиты переселились – частью добровольно, частью по принуждению в пределы царства Иудейского. Нет никакого основания видеть (как делают Калмет и многие новые толкователи) этих священников и левитов в обличаемых пророком Иезекиилем и лишаемых им права священнодействия левитах, изменивших Иегове ( Иез.44:10–14 ) – нельзя потому, что в рассматриваемом месте 2 Паралипоменон говорится напротив о священниках и левитах, верных Иегове, именно из верности Ему и по нежеланию служить богопротивному культу удалившихся в Иудею. Культ тельцов здесь (ст. 15) назван, кроме собственного имени, еще именем сеирим, LXX: μταια, Vulgata: daemonia, русский синодальный перевод передает еврейское название буквально: «козлы», но о служении козлам в культе Иеровоама ничего не известно; и гораздо естественнее понимать сеирим в смысле идолов или же злых духов (ср. Ис.13:21,34:14 ). См. у проф. Ф.Г. Елеонского , «История израильского народа в Египте от поселения в земле Гесем до Египетских казней», Спб. 1884, с. 136–140; у А. Глаголева , «Ветхозаветное библейское учение об ангелах», Киев 1900, с. 591 –595. О том, что и простые благочестивые израильтяне, по разделении царств, продолжали посещать Иерусалим и храм Соломонов (ст. 16–17), говорится и в ( 3Цар.12:27–28 ), причем, по последнему месту, это обстоятельство и послужило поводом для Иеровоама учредить особый культ в Вефиле и Дане. «Три года» (ст. 17) продолжалась верность Ровоама и народа его Иегове, а затем (ср. 3Цар.14:22–24 ) и в Иудее началось идолослужение (ср. 2Пар.12:1 ). Ср. «Толковая Библия», т. II, с. 436. 2Пар.11:18 .  И взял себе Ровоам в жену Махалафу, дочь Иеромофа, сына Давидова, и Авихаиль, дочь Елиава, сына Иессеева,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

19) Бл. Иеронима, Епископа Стридонского тв. т. 2 (1864 г.); т. 1 (1868 г.); части 7–8 (1882 г. Киев); ч. 9-(1883 г.); ч. 10 (1886 г.); ч. 11 (1889 г.); ч. 12 (1894 г.); ч. 13 (1896 г.); ч. 14 (1898 г.) и ч. 15 (1900 г.). Книга Бытия Гл. 1, 26 И речé Бóг: сотворим человека по образу Нáшему и по подóбию И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию У Самарян было ожидание пришествия Христова ( Ин.4, 25 ) из Писаний Моисея, который в самом начале их уже сообщает откровение о Сыне, ибо слова «сотворим человека по образу нашему и по подобию» сказаны к Сыну (Св. Иоанн Златоуст «Беседы на Евангелие от Иоанна» ч. 1, стр. 385–386). И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни; и стал человек душою живою Св. Ириней Лионский : Как сам первозданный Адам получил состав свой из земли невозделанной и ещё девственной (ст. 5) и был создан рукою Божьей, т. е. Словом Божьим; так и Сам Он Слово, восстановляя в Себе Адама, справедливо получил рождение для восстановления Адама от Марии, которая была ещё девою. («Против ересей» кн. III, XXI, 10, стр. 358–386). Св. Амвросий Медиоланский : Адам произошёл из девственной земли: Христос от Девы; оба произошли не от семени мужеского. Тот произошёл от девы (земли) неповреждённой, Сей от неприкосновенной («Беседы на Евангелие от Луки» кн. 1, гл. 4). Он же: Первый человек получает жизнь от вдуновения в него жизни Божественной: Иисус Христос воплощается по наитию Св. Духа и οсенению силы Вышнего ( Лк.1, 35 ); «тако и писано есть, – говорит Апостол, – бысть первый человек Адам в душу живу, последний Адам в дух животворящ» ( 1Кор.15, 45 ). Первый человек – от земли и неба. Второй – от неба и земли. Сей – от Бога и Марии земной, тот – от земли и Духа небесного (протоиерей С. К. Смирнов, «Предызображение Иисуса Христа», стр. 47). Св. Василий Великий : Первый Адам получил бытие не от сочетания мужа и жены, но образован из земли; и последний Адам, обновлявший повреждённое первым, приял тело, образовавшееся в девической утробе, чтобы через плоть быть «в подобии плоти греха» ( Рим.8, 3 ) (тв.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

2:4 ). Для тех, кто сознательно отвергает слова Священного Писания, спасение невозможно: «Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» ( Ин. 12:48 ). О язычниках и не имеющих возвещенного закона Божиего Священное Писание нам говорит: «Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через Иисуса Христа» ( Рим. 2:12-16 ). Таким образом, вопрос о церковной жизни и посещении храма отпадает сам собой, если хотя бы кратко познакомится с соответствующими темами православной экклезиологии. Примечания: 1. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Изд. Московской Патриархии. 1991. С. 212. 2. Протоиерей Владислав Цыпин . Курс церковного права. Фонд «Христианская жизнь», Клин, 2002. С. 1. 3. Епископ Иларион (Алфеев) . Таинство веры. Клин. Христианская жизнь. 2004. С. 125. 4. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви./Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., СЭИ. 1991. С. 132. 5. См.: Архимандрит Иларион Троицкий . Христианства нет без Церкви. М., Православная беседа. 1992. С. 14. 6. Там же. С. 15. 7. Там же. С. 20. 8. Архим. Киприан Керн . Антропология св. Григория Паламы . М., Паломник. 1996. С. 396. 9. О вере и нравственности по учению Православной Церкви. Изд. Московской Патриархии. 1991. С. 211. 10. Преподобного отца нашего аввы Дорофея Душеполезные поучения и послания. Свято-Троице-Сергиева Лавра . 1900. С. 188/Цит. по: Игумен Петр Бирюков.

http://azbyka.ru/nuzhno-li-vocerkovlenie...

Очистим себя, возлюбленные, от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2Кор.7:1). Держите предания, которым вы научены (2Фес.2:15), наставляйте друг друга, всегда помните о смерти. Итак, молитесь, увещеваю вас, о всех. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте (Рим.12:14), переходя с места на место, терпя лишения, скорби, озлобления, скитаясь по пустыням и горам, а может быть, скрываясь и в ущельях земных (Евр.11:37,38). Хвалитесь, что это вы терпите за Христа, что вас весь мир не достоин. Потерпите, дети мои, потерпите немного, придет Господь, Раздаятель венцов, Мздовоздаятель, сонаследниками Которого быть обещано нам, - если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться (Рим.8:17). Всегда молитесь о мне, несчастном, чтобы укрепилось сердце мое и я мог перенести постигающие нас бедствия даже до смерти, чтобы не отверг меня Христос за недостоинство мое, чтобы мне всячески очиститься от всякого зла. Теперь я живу, возлюбленные, тем, что вы стоите в Господе. Кто наша надежда, или радость, или венец похвалы; не вы ли и в настоящем веке, и в будущем (1Фес.2:19)? Так, вы - услада любви и утешение мое. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух, и душа, и тело во всей целости да сохранятся без порока (1Фес.5:23). Верен Бог наш, и Он совершит это, братия. Приветствуйте друг друга лобзанием святым (2Кор.13:12). Приветствие от меня, смиренного Феодора, всем чадам моим, из уст моего сердца. Приветствуют вас находящиеся со мной братья. Благодать с духом вашим. Аминь. Примечания 1. Написано в 814 году. 2. Четьи Минеи. Июль 9. Acta Sanct. April, 1. Pag.237-243. 3. О мученике Варлааме. Творения в русском переводе. T.IV. С.258. М., 1842. 4. К Амфилохию о Св. Духе. Творения в русском переводе. Гл.18. T.III. С.244. М., 1891. 5. Творения в русском переводе. T.VI. Кн.2. С.711. СПб. 1900. 6. Трулльского собора правило 82. Послание 9(68). К Иосифу, брату и архиепископу Писать к твоей святости для меня всегда вожделенно, и тем более, чем длиннее расстояние между местами ссылки, ибо это приближает меня к достопочтенному лицу твоему и доставляет облегчение беседой, как и теперь, мне, опечаленному изменой истине некоторых игуменов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1201...

1-2). Роль М., к-рый восстанет, согласно этому пророчеству, в последние времена, остается не вполне ясной для исследователей: М. может рассматриваться как заступник за народ или как совершитель суда, а может совмещать обе эти функции ( Collins. 1993. P. 390). Нек-рые исследователи полагают, что к М. также имеет отношение рассказ о встрече Ветхого днями с Сыном человеческим в 7-й главе Книги прор. Даниила: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан 7. 13-14). При этом арам. выражение     (подобный Сыну человеческому), по одной из интерпретаций, впервые предложенной Н. Шмидтом ( Schmidt. 1900), понимается как обозначение М. (подробнее см. в: Hannah. 1999. P. 34-35; об истории толкования этого стиха см.: Collins. 1993. P. 34-35). В иудейской апокалиптике Арх. Михаил. Мозаика в ц. Сант-Апполинаре-ин-Классе в Равенне. Ок. 549 г. Арх. Михаил. Мозаика в ц. Сант-Апполинаре-ин-Классе в Равенне. Ок. 549 г. Самые ранние упоминания М. содержатся в «Книге стражей» (III - нач. II в. до Р. Х.), входящей в состав Еноха первой книги . Сообщается, что вместе с др. ангелами он посмотрел с небес на землю и увидел много крови и все людское нечестие, ставшее следствием соблазна Азазеля. Тогда М. и др. ангелы ходатайствовали перед Богом за человеческий род (1 Енох 9. 1-11). Далее рассказывается о том, что Бог посылает М. др. ангелов на землю для борьбы с нечестием: он должен будет связать согрешивших «на семьдесят поколений... до дня суда» (1 Енох 10. 11-12). Бог поручает М. «истребить сладострастные души и сынов стражей», после чего «стереть беззаконие с лица земли» (1 Енох 10. 15-16). Сообщается также, что «Михаил, один из святых ангелов», помогает избранному народу и другим народам (1 Енох 20. 5-6). Первоначальный смысл текста, сохраненный для этого места во фрагментарном греч.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Но от этих споров и раздоров в наших сердцах уничтожаются добрые, прирожденные чувства и даже остаются бесплодными Божии благодатные дарования! Мы не только не исполняем Божиих заповедей, но и совсем забываем о них. Мы не только не каемся пред Богом, но и не думаем о Нем, не читаем священных Его слов. А сколько там нашли бы мы увещаний к миролюбию! Вот, например, тот же апостол Павел, чьи слова я напомнил вам при самом начале поучения моего, показывает, как те слова его мы должны прилагать к сердцу и жизни: «Живите, – пишет, – «со всяким смиренномудрием, и кротостью, и долготерпением, снисходя друг к другу любовию»« ( Еф.4:2 ). Вот в другом месте он учит нас: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» ( Рим.12:21 ). Вот Сам Господь и Спаситель наш Иисус Христос приглашает нас: «Приидите ко Мне... и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф.11:28,29 ). Он обещает нам название сынов Божиих, если мы будем миролюбивыми и миротворцами: " Блаженны, – говорит, – миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» ( Мф.5:9 ). Он показывает нам самое верное средство получить прощение грехов: прощайте, если имеете на кого, дабы и Отец ваш небесный простил вам согрешения ваши ( Мф.6:15 ). Он дает нам заповедь о любви новую, особенную, главную: заповедь новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин.13:34,35 ). Он за то дарит нас миром: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» ( Ин.14:27 ). Братия, братия! О, если бы дал нам Господь всегда умиляться святыми Его словами! всегда сохранять в сердце заповедь сего апостола: со всеми человеки мир имейте. Аминь. Читать далее Источник: Простые и краткие поучения протоиерея Василия Бандакова – Изд. пятое, испр. В 11 томах. Москва: Изд. книготорговца А.Д. Ступина, 1900. Т. 1. – 384, IV с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной, с приложением слова Святаго Иоанна Дамаскина о святых иконах, и изложения веры, по откровению Святаго Григория чудотворца, Епископа Неокесарийского. Перевод с греческаго языка. Москва. Синодальная типография. 1900. С. 136. Выделение текста в цитате принадлежит автору статьи. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Составлен митрополитом Филаретом (Дроздовым). Переиздание. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. С. 89. Там же. Святитель Николай Сербский. Православный катехизис. «Христианская жизнь», Клин, 2009. С. 97. Митрополит Пётр Могила так и пишет: «день субботный переменён на день Воскресный» (Православное исповедание. С. 136). Схожая идея присутствует и в других православных катехизисах, составленных прот. Николаем Вознесенским, еп. Александром (Семёновым-Тян-Шанским), еп. Павлом (Олмари-Гусевым). Как считает М. С. Красовицкая, «эта заповедь формально не может быть сохранена в христианстве, т. к. главным днём для нас является воскресенье» (Красовицкая М. С. Литургика. – Москва: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1999). Впрочем, только в законоположительный период суббота стала праздничным днём: «и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его]» (Втор. 5:15). Блаженный Феофилакт Болгарский, толкуя этот отрывок, говорит о колоссянах, что «если они и соблюдали субботу, то не вполне». Как говорил св. Иоанн Златоуст, Христос «отменил и субботу, и обрезание, и все ветхозаветные обряды». См.: Иоанн Златоуст. Беседы на 2-е послание Коринфянам, VII. См. также Лк. 6:7-9. Св. Кирилл Александрийский, высказываясь по поводу осады Иерихона в субботу, говорит: «Это прообраз. Когда же пришла Истина, то есть Христос, разрушив и покорив сограждённое диаволом против человеческой природы тление, [иудеи] неразумно негодуют и осуждают благопослушание отцов своих, не позволяя преодолевать угнетаемую болезнями природу, поскольку обращаются к преследованию Иисуса, благодеющего в субботу» (Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 2. Гл. 5. С. 328-329).

http://pravoslavie.ru/63011.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010