—279— ревки, (Говорящий) обещает воду, но она говорит только о качестве вкуса (воды). Самаряне были иноплеменниками, ибо были выселенцы Вавилонян. Но и они считали Иакова своим отцом по двум основаниям. Населяя смежную и соседнюю Иудеям страну, они заимствовали нечто из их религии и хотели славиться отцами Иудеев. Другое же и совершенно истинное основание – то, что большинство обитателей Самарии происходили от корня Иакова, ибо сын Навата Иероваам, собрав десять колен Израилевых и половину колена Ефремова, отделился от Иерусалима, во время царствования Ровоама сына Соломонова, и, заняв Самарию, построил в ней дома и города. 4:13–15. Всяк пияй от воды сея вжаждется 1526 паки. А иже пиет 1527 от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется 1528 в век 1529 : но вода, юже 1530 дам ему 1531 , будет в нем источник воды текущия 1532 в жизнь вечную 1533 . Глагола к Нему жена. «Еда Ты болий ecu отца нашего Иакова»: – когда Самарянка выставила эти слова в качестве неопровержимого возражения, то Спаситель опять благородно отказывается от того, чтобы открыто и ясно сказать, —280— что Он действительно больше (Иакова), но желает доказать Свое превосходство от качества дел. Поэтому Он указывает на несравненное различие и превосходство духовных вод перед чувственными и земными в словах: всяк пияй от воды сея вжаждется паки, а наполнившийся, говорит, Моими водами уже не окажется подверженным жажде, но будет иметь в себе самом источник, могущий воспитывать к жизни вечной. Итак Дарующий большее, говорит, должен быть выше имеющего меньше, – и то, что ниже, не может иметь одинаковую славу с тем, что выше. Должно знать опять, что водою здесь Спаситель называет благодать Святого Духа, коей если кто соделается причастником, то будет иметь уже в себе самом постоянный источник божественных научений, так что уже не будет ему нужды в наставлении от других, но сам будет в состоянии наставлять тех, у коих появится жажда божественного и небесного учения, – каковы были в настоящей жизни и еще и теперь живут на земле святые пророки, апостолы и наследники их служения, о коих написано: и почерпите воду с веселием от источник спасения ( Ис.12:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Собственного помещения новая миссия еще не имела, и русский посланник в Сеуле Павлов предоставил в ее распоряжение здание бывшего русско-корейского банка. О цели прибытия миссии было напечатано во всех корейских газетах. Вскоре некоторые жители Сеула и его окрестностей стали приходить к начальнику миссии с просьбой познакомить их с православным вероучением. Самой большой трудностью для членов миссии было незнание корейского языка, но неожиданно для себя они получили помощь со стороны православных корейцев, ранее проживавших в Уссурийском Крае, а впоследствии переехавших в Сеул. Когда они узнали о прибытии в Корею членов Русской духовной миссии, все они, а их было около 15 человек, пришли к архимандриту Хрисанфу и предложили ему свои услуги в качестве переводчиков. Члены миссии приступили к духовным беседам с корейцами, которые они поочередно вели через переводчиков. Многие корейцы, приезжая в Сеул по своим делам, часто – просто из любопытства, заходили в здание православной миссии. Познакомившись здесь с христианским вероучением, некоторые из них оставались в Сеуле на несколько недель, принимали крещение и затем отправлялись к себе домой в провинцию. В октябре 1900 г. при Русской духовной миссии была открыта школа для корейских мальчиков. Правда, в ней училось первоначально всего 12 человек, и в следующем году их число не увеличилось. В самые последние годы была учреждена в Сеуле и православная миссия, во главе которой стоит архимандрит Хрисанф. Он прибыл в Корею в 1900 г., и в конце этого же года была открыта в Сеуле православная миссионерская школа и начата постройка церкви. Православных корейцев, однако, пока еще немного, – писал П.Ю. Шмидт о начальном этапе истории русской миссии. Но тем не менее число корейцев, принимавших Православие, постоянно росло. Скромные масштабы школьного просвещения в определенной степени восполнялись благодаря симпатиям корейцев к обрядам Православной Церкви. »Будучи воспитаны на конфуцианских книгах, предписывающих своим последователям исполнение всевозможных церемоний, – писал псаломщик миссии Иона Левченко, – большинство корейцев являются поборниками внешнего обрядового служения, в котором выражается та или иная религиозная идея. Все наши православные обряды отличаются той именно драгоценной особенностью, что весьма наглядно выражают христианские истины, которые через эти обряды и легче воспринимаются, и глубже вкореняются в сознании. Вот почему и корейцы с таким вниманием наблюдают за всеми действиями священника во время богослужения, с детской любовью и почтительностью относятся к священным изображениям и предметам, с особенной тщательностью полагают на себя крестное знамение и вообще питают благорасположение ко всей обрядовой стороне нашего православного богослужения».

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

—11— Испытания произведены были с 17 по 26 августа 1899 года включительно; устные – по Священному Писанию Нового Завета, общей (до разделения церквей) и русской (до учреждения Святейшего Синода) церковной истории, латинскому языку и одному из новых языков, по выбору экзаменующихся, а для письменных упражнений были даны три темы: по догматическому богословию, истории и обличению русского раскола и философии. Двое из допущенных к приемным испытаниям лиц (1 студент присланный из Тифлисской семинарии и 1 волонтер – студент Уфимской духовной семинарии) не держали испытания ни по одному из новых языков. По окончании испытаний 52 студента духовных семинарий приняты были в число студентов I курса Академии; остальным 13-ти студентам было отказано в приеме по недостаточной подготовленности их к слушанию академических лекций. Из студентов, принятых в Академию, 30 были зачислены на казенные стипендии, 8 – на частные, а остальным предоставлено содержаться на свои средства. Кроме означенных лиц в самом начале отчетного года приняты были в состав I курса еще 9 человек: трое из невыдержавших приемных испытаний (2 волонтера Московской семинарии и 1 священник – волонтер Воронежской семинарии), – по особой резолюции Его Высокопреосвященства, и шесть иностранных уроженцев. Хотя последние явились в Академию уже после начала учебных занятий, но во исполнение указов Святейшего Синода от 15 июля, 23, 26 и 31 августа, 2 и 29 сентября и 20 октября 1899 года за 4042, 5078, 5167, 5360, 5375, 5974 и 6538, коими разрешалось Совету Академии допустить означенных иностранных уроженцев к приемным испытаниям, им произведен был сокращенный экзамен: устный – по Священному Писанию Нового Завета и общей церковной истории, письменный – по догматическому богословию, при чем —12— один из иностранцев (испытанию подвергались 7 человек) оказался совершенно неподготовленным к прохождению академического курса наук и зачислен в вольные слушатели академических лекций; прочие же приняты в число студентов I курса Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

12 . Промен земли неудобной или отдаленной на более удобную и более подручную. 13 . Обработка земли и уборка хлеба с обязательною помощию крестьян. 14 . Передача существующей церковной земли во владение крестьян с обязательством последних доставлять за сие причтам условленное количество зернового хлеба, или определенную сумму денег. —162— 1864 г. 15 . Вспомоществование со стороны Правительства при воспитании и устройстве детей, безмездное лечение заболевающих членов семейства, и, в случае смерти главы семейства, обеспечение в содержании вдов и сирот. При внимательном рассмотрении указанных причтами Московской епархии мер к улучшению материального своего положения, открывается, что одни из сих мер могут быть признаны законными и удобоисполнимыми, а другие частию неудобоисполнимыми, частию несправедливыми и незаконными. Так – 1) Мера относительно возвышения казенного жалованья там, где оно уже существовало и где нет никаких других источников содержания для причтов, совершенно законная и необходимая; и так как первоначальный оклад жалованья, без сомнения, назначен был в большем или меньшем соответствии с современными ценностями на все предметы продовольствия, то с постепенным возвышением сих ценностей естественно должно последовать и возвышение оклада жалованья. Справедливо также, чтобы и для тех причтов, кои до сих пор не состояли на жалованье, но у коих не имеется в виду никаких местных способов к улучшению скудного их содержания, недостаток этот восполнен был казенным пособием. 2) Мера, заключающаяся в сокращении существующего числа членов причта, не может быть допущена без ущерба для благолепия церковного богослужения и беспрепятственного исполнения мирских треб. 3) Соединение двух смежных приходов в один, или возможное уравнение приходов через отчисление приходских дворов или деревень от одного прихода к другому. Сия мера не может быть приведена в исполнение иначе, как по единодушному согласию прихожан, но такого согласия ожидать трудно, по естественной и достойной одобрения привязанности каждого прихожанина к той приходской церкви, где он и просвещен был св. крещением, и принимал другие таинства, куда, быть может, делал посильные пожертвования на украшение храма и где покоятся останки его родителей и родственников. Притом, при ежегодном увеличении христианского народонаселения

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили: Поручить библиотекарю Академии Константину Попову выписать для академической библиотеки, по справке с её наличностью, означенные в записках книги, а равно и издание, рекомендуемое заслуженным ординарным профессором В. Соколовым (последнее – если позволит состояние сумм, ассигнуемых ежегодно на выписку ценных изданий и продолжений), и о последующем представить Правлению Академии. XV. а) Представление библиотекаря Академии Константина Попова: „Честь имею представить на благоусмотрение Совета Академии выбор и назначение к выписке в библиотеку на будущий 1901 год периодических изданий, прилагаемый список которых относится к истекающему 1900 году“. б) Список периодических изданий, высылаемых в академическую библиотеку в 1900-м году. Определили: Поручить библиотекарю Академии Константину Попову выписать для академической библиотеки на 1901 год следующие издания: —324— А) Иностранные: 1 . Analecta Bollandiana. 2 . Annales de plilosophie chrétienne. 3 . Archiv für slavische Philologie. 4 . Archiv für katholisches Kirchenrecht. 5 . Archiv für Geschichte der Philosophie. 6 . Der Beweis des Glaubens. 7 . Biserica orthodoxa romàna. 8 . The Expositor. 9 . The Guardian. 10 . Jahrbuch des Vereins für wissenschaftliche Pädagogik. 11 . Journal of theological Studies. 12 . Kantstudien. 13 . Theologische Literaturzeitung. 14 . Mind. 15 . Römische Quartalschrift. 16 . Theologische Quartal schritt. 17 . Theologisch–practische Quartalschrift. 18 . The church review. 19 . The english historical review. 20 . Revue de Tart chrétien. 21 . Revue biblique. 22 . Revue des deux inondes. 23 . Revue de l " histoire des religions. 24 . Revue historique. 25 . Revue de Гoriènm latin. 26 . Revue de l " orient chrétien. 27 . Revue philosophique. 28 . Revue des questions scientifiques. 29 . Revue scientifique. 30 . Revue de synthèse historique. 31 . Revue internationale de théologie. 32 . Kirchengeschichtliche Studien. 33 . Philosophische Studien. 34 . Theologische Studien und Kritiken. 35 . Berliner Tageblatt.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

9 Цитата из 1-го действия драмы. Ср. перевод А. и П. Ган- зен: Ибсен Г. Собрание сочинений в 4-х тт. М., 1958, т. 4, с.222–223. 10 Имеется в виду книга Э. Бернштейна «Die Vorausset- zungen des Sozialismus und die Aufgaben des Sozialdemokratie» [Предпосылки социализма и задачи социал-демократии] (Stuttgart, 1899; русский перевод вышел в 1900 г. в Вольной русской типографии в Лондоне). 12 Эвдемонизм (от греч. eudaimonia – счастье, блаженство) – античный принцип жизнепонимания, позднее в этике – принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье является высшей целью человеческой жизни. 13 «Естественное право» – одно из широко распространенных понятий политической и правовой мысли, обозначающее совокупность принципов, правил, прав, ценностей, продиктованных естественной природой человека и тем самым как бы независимых от конкретных социальных условий и государства. Подробнее см. статью А. Ф. Филиппова «Естественное право» в словаре «Современная западная социология». М., 1990, с. 98–101. 14 Фердинанд Брюнетъер (1849–1906) – французский критик, историк и теоретик литературы. В начале своей деятельности пытался вслед за И. Тэном перенести на историю литературы методы дарвиновской теории эволюции, но впоследствии, разочаровавшись в ней, объяснял литературный процесс влиянием одного произведения на другое. На рус. язык переведены его книги: «Отличительный характер французской литературы». Одесса, 1893; «Европейская литература XIX века». М.. 1900. Подробнее о нем см.: Арсеньев К. К. Новая французская критика 15 «Третье сословие» – податное население Франции XV- XVIII вв. (купцы, ремесленники, крестьяне, позднее также буржуазия и рабочие); называлось третьим в отличие от первых двух сословий – духовенства и дворянства, которые не облагались податями. Накануне революции 1789 г. аббат Сийес выпустил нашумевшую брошюру «Что такое третье сословие?», в которой были сформулированы следующие три вопроса и три ответа: «Что такое третье сословие? – Все. Чем оно было до сих пор в политическом отношении? – Ничем. Чего оно требует? – Быть чем-нибудь». Подробнее см. «Опыт истории происхождения и успехов третьего сословия» О. Тьерри (Тъерри О. Избранные сочинения. М., 1937, с. 1–204).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БОКСЕРСКОЕ ВОССТАНИЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Боксёрское (или ихэтуаньское) восстание ( 1899 - 1901 ) Причины боксёрского восстания коренились в экономико-политическом противостоянии Китая и великих держав того времени, но в религиозном аспекте восстание выразилось во всеобщем протесте китайцев против иноземных религий, прежде всего, против христианства. Следует отметить, что и сами западные миссионеры иногда вели себя не лучшим образом в отношении китайцев, проявляя высокомерие и корыстолюбие, презрение и жестокость к местному населению. Поэтому восставшие относились к христианским проповедникам так же, как и к прочим иностранцам, то есть как к разорителям Китая, а к китайским христианам — как к предателям. Название восстания было дано европейцами по его эмблеме — сжатому кулаку. Июнь 1900 года дал китайской земле первых православных мучеников. “Из 1000 человек православной паствы Русская Духовная миссия потеряла 300 человек; некоторые из них отреклись от Православия, но другие, в числе 222, явились святыми исповедниками и мучениками за веру Христову” . Приведем описания подвига некоторых из них со слов тогдашнего Начальника Духовной миссии архимандрита, впоследствии митрополита Иннокетия, и архимандрита Авраамия: “Главным днем мученической смерти православных китайцев в Пекине было 11 июня 1900 г. Еще накануне по всем улицам были расклеены прокламации, призывавшие язычников к избиению христиан и угрожавшие смертью каждому, кто осмелится их укрывать. В ночь с 11 на 12 июня боксеры с горящими факелами, появившись во всех частях Пекина, нападали на христианские жилища, хватали несчастных христиан и истязали их, заставляя отречься от Христа. Многие, в ужасе перед истязаниями и смертью, отрекались от православия, чтобы спасти свою жизнь, и воскуряли фимиам перед идолами. Но другие, не страшась мучений, мужественно исповедывали Христа.

http://drevo-info.ru/articles/2446.html

Из Синода тоже иногда не получаю никакого ответа даже на нужные бумаги, даже и на те, в которых и денег не прошу. Большинство ответов заключается в назначении прогонов туда и обратно. Но, право, стыдно в этом только проявлять всю свою деятельность в епархии, в которой столько живого дела! А ещё О. Антонин 129 просился ко мне в настоятели собора! Вот человеку не сидится! Он писал, между прочим, что возбужден вопрос об упразднении титула «Экзарха Грузии». Почему? Как здоровье Первенствующего? Кажется, чтобы быть там здоровым, нужно иметь характер покойного Митроп. Исидора 130 . А что же Влад. Иероним не приехал в Холм ко встрече Государя? Прошу Ваших св. молитв и с сыновним почтением и преданностию имею честь быть Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник и богомолец Е. Тихон 4 Авг. 1900 г С-Франциско РГИА, ф. 796, он. 205, годы 1888–1915, д. 752, л. 56–57об. Письмо Экзарху Грузии Флавиану (Городецкому) от 12 Августа 1900 г. † Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Вскоре после отправки письма Вам имел утешение получить Ваше письмо. Своё адресовал Вам в Синод, – не знал точно, в Лавре ли Вы помещаетесь. Искренне признателен Вам за сообщение новостей: когда читаешь о них, то переносишься в Россию, а ведь корни всё-таки там... Преосвящ. Антония 131 не грешно бы и повыше: ведь он 10 лет был Ректором Академий и сделал для них немало. Следовало бы по крайней мере возвести его в степень доктора богословия, тем более, что недавно он выпустил собрание своих сочинений в 3 томах. А назначением в Грузию, кажется, опять хотят, как восемь лет тому назад, удивить мир: Преосвящ. Г. писал мне, что Вл. Карл, «метит туда Тульского»! В Холме какие-то сердобольные люди распустили слухи, что китайцы угрожают православным миссионерам даже в Америке, а на днях Марцеллина Ив. запросила брата о том, правда ли, что я убит!? Из Холма сообщали мне, что 1) Родечница теперь неузнаваема; 2) что сгорела Яблочинская второклассная школа (постройка О. Лопатинского); 3) что из Холмской д. семин. более 15 человек ушло в военные училища, и 4) что Истомин (начальник дирекции) выжил Марью Петровну 132 . Впрочем, некоторые из сих вестей, вероятно, сообщал Вам Чернилевский 133 . Нынче он молодцом: рад за его успехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

– Из 54 студентов II курса один студент не держал устных испытаний по всем и трое – по одному из предметов II курса. Для двух студентов Советом Академии испрошено было, на основании указа Святейшего Синода от 16 января 1891 года за 212, особое разрешение Его Высокопреосвященства сдать означенные испытания после летних каникул, что ими и исполнено; остальные двое (болгарские уроженцы) за невзнос, после многократных предупреждений, платы за содержание в Академии во втором полугодии 18991900 учебного года и неблагоповедение уволены Правлением Академии из числа студентов. – 51 студентов II курса переведены в следующий курс и 1 студент (сербский уроженец) уволен из Академии по малоуспешности. —47— Из 49 студентов III курса один студент вследствие тяжкой болезни не держал устных испытаний, не представил семестровых сочинений и проповеди и оставлен был Советом Академии на повторительный курс, но в течение каникулярного времени скончался в Ялте; другой – не представил третьего семестрового сочинения, исполнив, с разрешения Совета Академии, эту обязанность после летних каникул. Все 48 студентов III курса переведены в следующий курс. Из 46 студентов IV курса – 12 студентов имели в среднем выводе по ответам и сочинениям за все четыре года академического курса балл не менее 4 1 / 2 , 30 – не менее 4 и 4 – не менее 3; один студент представил неудовлетворительное для степени кандидата сочинение, другой – не вполне удовлетворительное и семь студентов вовсе не представили кандидатских сочинений. – 31 студентов IV курса выпущены из Академии со степенью кандидата богословия и 15 – с званием действительного студента Академии. Что касается поведения студентов, то оно в отчетном году было удовлетворительно и в общем сообразовалось с особыми правилами об их обязанностях, определяемыми целями Академии, как высшего духовно-учебного заведения, приготовляющего своих питомцев для просвещенного служения Церкви по преимуществу на пастырском и духовно-учебном поприщах деятельности. – В представленных Инспектором Академии к концу отчетного года списках поведение 196 студентов отмечено баллом 5, 10-ти – баллом 4 и 6-ти баллом 3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—575— пророк ео ipso не видит возможности устоять царствованию Саула и пророческим оком своим предвидит уже избрание царя другого, достойнейшего. По произнесении этого обличения, Самуил «удалился путем своим» от Саула, предоставив ему самому понести следствия своего безрассудного поступка. Ближайшим из этих следствий было, между прочим, крайнее увеличение бедствий страны вследствие усилившегося положения Филистимлян, и т.д. Приговор по делу первого греха Саулова не заключал решительного намерения вступить в законную силу. Он не исключал возможности живого раскаяния со стороны согрешившего, и прямо рассчитан был на это раскаяние. Но его, очевидно, не последовало... Взамен его последовало, напротив, новое падение помазанника Иеговы с пьедестала своего высокого достоинства, имевшее решающее значение в его судьбе. Он получает от Верховного Судии вселенной, так сказать, «исполнительный лист» на примерное наказание Амалика, к каковому наказанию последний был давно уже приговорен ( Исх.17:8, 14 ; 1Цар.15:1 ; Чис. 24:20 ; Втор.25:1719 ) за его жестокое вероломство по отношению к странствовавшему Израилю, и вообще за постоянную смертоносную вражду к нему ( Чис.14:4345 ; Суд.3:13; 7:12 ; 1Цар.14:48; 15:33 ). В высшей степени знаменательно то, как Самуил, на устах которого, казалось, еще не совсем смолкли недавние грозные обличения, ведет себя при выполнении Божественного поручения относительно Саула. Он начинает свою речь к нему многозначительным указанием на совершенное им помазание Саула, и затем уже возвещает ему самое Божественное повеление. Ни тени обличения или хотя какого-либо намека на прошлое!... Саул мог из всего понять сам всю важность этого поручения ему от Небесного Правосудия, – поручения, дававшего ему столь удобный случай утвердиться в повиновении высшей Воле, доказать свою верность теократическому принципу, от чего зависело всё благополучие и его, и народа. Новое поручение заключало в себе, однако, и свои трудности, сообщавшие ему, подобно как в первом случае, характер мудро задуманного испытания. В то время, как все прежние войны Саула с соседними народами велись по требова-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010