Это обозначалось следующей формулой: «Небо не приходил в Вавилон, Мардук не выходил» (т.е. не был выносим на лодке в торжественной процессии). Громадною популярностью пользовался праздник Таммуза (четвертый месяц – Таммуз=июньиюль). Праздновалось освобождение Таммуза из области мертвых. Празднование распадалось на два момента противоположного характера: скорбный по случаю гибели Таммуза, жрицы Истар участвовали в нем в качестве плакальщиц (см. Иез.8:14 , Зах.12:1011 ), и радостный по случаю возвращения Таммуза. Клинообразные тексты сообщают о существовании еще целого ряда торжественных праздников. Так в двенадцатый день месяца Ияра (апрельмай) совершались торжественные празднества в Ассирии в честь богини исцелений Гулы. Во весь этот месяц совершались религиозные путешествия в Вавилонию. В Калахе ежегодно устраивались торжественные праздники в честь Ниниба в Элуле (августсентябрь) и Шабате (январьфевраль), 25-ый день Сивана (майиюнь) был посвящен со времени Асурбанипала вавилонской Белит. В Сиппаре Набубалиддин в девятом столетии пожертвовал в храм Шамаса богатые одежды для ношения в шесть дней года: 7-ое Нисана, 10-ое Ияра, 3-ье Элула, 7-ое Тисри (сентябрьоктябрь), 15-ое Аракшамна и 15-ое Адара (февральмарт). Полагают, что это были там дни праздников в честь Шамаса, и что в эти дни в пожертвованных одеждах статуи Шамаса и других божеств носили в процессиях в лодках. Всё это были празднества солнечного характера. О празднованиях в честь луны известно очень мало. Месяцы в вавилонском календаре посвящались божествам в следующем порядке: 1) Нисан – Ану и Белу, 2) Ияр – Еа, господину человечества, 3) Сиван – Син, 4) Таммуз – Нинибу, 5) Аб-Нин – Гициде, 6) Элул – Истар 7) Тисри – —603— Шамасу, 8) Аракшамна – Мардуку, 9) Кислев – Нергал, 10) Тебет – Папсукал (вероятно эпитет Небо) 11) Шабат – Рамману, 12) Адар управлялся семью злыми духами. Несомненно под ассирийским влиянием (вставлявшийся от времени до времени для уравнения лунного года с солнечным) Веадар был посвящен Асуру.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

62 В 1842 году повелело было раскольнические часовни и молитвенные дома, под разными именованиями построенные до 17 сентября 1826 г., оставить в том положении, в каком они в то время были. (Уст. о пред. и прес. прест. ст. 48, прим. 1-е). 63 Циркуляром М-ра Внутренних Дел, от 30 апреля 1900 г. 1, предложено губернаторам принять надлежащие меры к тому, чтобы руководители раскольников не присваивали себе не предоставленных им по закону прав и не позволяли себе действий, направленных к нарушению правил закона 8 мая 1883 г. (Этот циркуляр имеет в виду главным образом руководителей австрийской секты). К числу таких нарушений закона циркуляром М-ра Внутренних Дел, 12 апреля 1890 г. 3, отнесены устраиваемые сими руководителями, для обсуждения духовных нужд, самовольные сборища, именуемые ими соборами (см. «Мисс. Обозр.» 1900 г., июнь, стр. 774–79). 64 Ст. 29 Уст.о нак. гласит следующее: «За неисполнение законных распоряжений, требований или постановлений правительственных и полицейских властей, а равно земских и общественных учреждений, когда сим уставом не определено за то иного наказания виновные подвергаются: денежному взысканию не свыше 50 р. 65 Ст. 3. Запрещается вступать в брак лицам мужского пола ранее 18-ти, а женского 16-ти лет от рождения. Но в Закавказье природным жителям дозволяется вступать в брак по достижении женихом 15-ти, а невестою тринадцати лет. Ст. 4. Запрещается вступать в брак лицу, имеющему более 80 лет от роду Ст. 5. Запрещается вступать в брак с безумными и сумасшедшими. Ст. 12. Брак не может быть законно совершен без взаимного и непринужденного согласия сочетающихся лиц; посему запрещается родителям своих детей и опекунам лиц, вверенных их опеке, принуждать ко вступлению в брак против их желания. Ст. 20. Запрещается вступать в новый брак во время существования прежнего законом не расторгнутого. Ст. 21. Запрещается вступать в четвертый брак. Ст. 23. Запрещается вступать в брак в степенях родства и свойства, церковными законами возбраненных. 66 Брак может быть расторгнут только формальным духовным судом, по просьбе одного из супругов: 1, в случае доказанного прелюбодеяния другого супруга, или неспособности его к брачному сожитию; 2, в случае, когда один из супругов приговорен к наказанию, сопряженному с лишением всех прав состояния, или же сослан на житье в Сибирь, с лишением всех особенных прав и преимуществ (ср. Уст. о ссыльн. по продолж. 1895 г.); 3. в случае безвестного отсутствия другого супруга.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

необходимы но ходу мыслей или в каком они определяются требованиями живой речи. Так, слова Господа в 3 ст. взяты буквально из Быт.12:1 , но с пропуском слов: κα κ το οκου το πατρς σου; в 6–7 ст. первая половина цитата из Быт.15:13 сл. приведена с превращением прямой речи в непрямую, а вторая – без этого превращения, с вводным: Θες επεν, – оратор, очевидно, хочет обратить особенное внимание слушателей на эту вторую половину; в 37 ст. – буквально в сокращенном виде из Втор.18:15 ; в 42–43 ст. – почти буквально из Амос.5:25–27 ; в 49–50 ст. – из Ис.66:1–2 , причем вторую половину цитата св. Стефан несколько сокращает и из положительной формы превращает в вопросительную, очевидно – для усиления эффекта. Всё вообще обозрение фактов из прошлой истории богоизбранного народа ведется языком и выражениями Библии. Даже там, где в этом нет положительной необходимости, оратор, по любви к слову Божию, употребляет выражения последнего, например – βμα ποδς 5 ст. из Второз. 11:5. Собственные выражения оратора также образованы по тексту свящ. Писания, – ст. 17, 25 и др. Даже обличает слушателей оратор выражениями Писания: «жестоковыйные, и необрезанные сердцами и ушами», – ст. 51, ср. Исх.33:3, 5 ; Втор.9:6, 13 ; Неем.9:16 и мн. др.; сочетание: «необрезанные ушами», взято у прор. Иер.6:10 , где оно только и встречается. Св. Стефан иногда пользуется Писанием чисто-научным способом. Так, во 2 ст. он первое явление Божие Аврааму относит ко времени пребывания патриарха в Уре Халдейском, а в 4 ст. утверждает, что переселение Авраама из Харрана в Ханаан имело место после смерти Фарры. Бытописатель об этих фактах прямо не говорит, но научным путем на основании его бытописания они могут быть установлены. Строго-библейскому характеру изложения речи нисколько не противоречат встречающиеся в ней устные иудейские предания (ст. 16, 22, 23, 30, 53). Эти предания должны быть признаны отголоском истинных преданий ветхозаветной церкви. Изучаемая речь, таким образом, – произведение богословски образованного мужа, превосходно знакомого со словом Божиим, умеющего пользоваться им по-научному и,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

лами не менее 4½ на каждом. В настоящее время большая часть предложенных мне работ мною выполнена, – но в отношении библейской археологии и Священного Писания Ветхого Завета, по которым также назначены мне Советом дополнительные испытания, осмеливаюсь почтительнейше просить Совет, приняв во внимание нижеизложенное, освободить меня от дополнительных испытаний по сим предметам. Основания моей просьбы следующие. В дипломе на степень кандидата богословия, выданном мне Советом Академии 12 Марта 1901 года 166-й, значится: «еврейскому языку и библейской археологии весьма хорошие» (разум. познания), «Священному Писания очень хорошие». В справке протоколов Совета за Август 1899 ст. II, значится, что по еврейскому языку мною получено на II курсе 5–, а по ст. IX протоколов Совета 15 Декабря 1900 года, на дополнительных испытаниях по библейской археологии мною получено 4, следовательно, в отметке диплома принят средний балл 4½, который вполне удовлетворяет требованиям на степень магистра. По Священному Писанию Ветхого Завета, как видно из той же справки, за I-й курс мне поставлено 4½ и за II-й курс 4, средний балл 4¼; по Священному Писанию Нового Завета, как видно из статьи IX протоколов 1900 г. Декабря 15, мне поставлено 4; но в настоящее время по Священному Писанию Нового Завета у меня получен балл 5, следовательно, получается отметка требуемая для степени магистра, т. е. вместо «очень хорошей» кандидатского диплома, по Священному Писанию получается отметка «весьма хорошая» (4). Кроме того мною получена отметка 4½ на семестровом сочинении по предмету Ветхого Завета. В виду вышеизложенного, а также полагая весьма трудным для себя сдавание экзаменов, особенно по тем предметам, по которым не существует печатных пособий или литографированных лекций, и притом в зависимости от требуемой по каждому предмету математической величины не менее 4½, даже когда уже общий балл превысил требуемые 4½ из всех предметов, – осмеливаюсь почтительнейше просить Совет Академии от дополнительных экзаменов по Ветхому Завету и библейской археологии меня освободить».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

бенно в Борсиппе. Его характер натуралистический. От него ставили в зависимость рост злаков и обилие воды. Он бог хранитель, руководитель и прорицатель (Небо=Набу=Нави). Планетные боги, как и боги триад, вели брачную жизнь. В качестве планетного бога, Мардук имел женой Царпанит. Ниниб имел супругою Бау, дочь Ану, также Гулу, царицу врачей. Нергаль является принимающим почитание от верных то с супругою Лау, то с Есхарра, такою же воинственною и также неизменно побеждающею в сражениях, как и он. Небо, сын Мардука и Царпанит, имел супругою Тасмит – богиню литературы, а иногда его супругою называется и Истар. Нужно заметить, что мужья и жены не редко перемешиваются в вавилонском пантеоне. Истинным возлюбленным Истар был Думмуци Таммуз (Таммуз название четвертого месяца=июнь–июль), супруг ее юности. Это бог весеннего солнца, весенней растительности, юный бог, погибающий от действия враждебных сил (летнего зноя) и попадающий в царство мертвых. Но так как он есть владыка жизни, то он разрывает узы смерти и, покинув царство смерти, одевает землю растениями. В текстах о Таммузе есть два неясных пункта: о причине его смерти (по-видимому его погубила Истар, наслаждавшаяся смертью своих любовников) и о том, каким образом он (пребывающий в царстве мертвых) производит жизнь на земле. Пять планетных богов со своими супругами составляют число 10. Так, в вавилонской религии получается два совета богов – один из 12 членов, другой из 10. Древность придавала великое значение цифрам, и каждый из богов обозначался тоже числом. Числа для богов триад представляли собою нисходящую арифметическую прогрессию со знаменателем 10. Ану – 60, Бел – 50, Еа – 40, Син – 30, Шамас – 20, Рамман 10 (и иногда 6). Числа планетных богов не представляют правильного ряда Ниниб 50, Мардук – 25 (?), Истар=15, Нергаль – 12, Небо – 10. Из других божеств, не входящих в состав великих советов, преимущественное значение имела богиня Алату. Она была богиней подземного царства. Ближайшее отношение к ней имел Нергаль, но он в сущности только приготовлял ей добычу, а она бесконтрольно властвовала

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В течение года ученицами заработано 321 р. 86 коп. Для учреждений Попечительства шили бесплатно. Бесплатной работы для учреждений Попечительства мастерской исполнено на 183 р. 65 к. Ко дню Ангела Председателя Попечительства о. Иоанна учительницею и ученицами мастерской приготовлены полдюжины полотняных сорочек, которые и были поднесены глубокочтимому батюшке. Учениц с платою в один рубль в продолжение года обучалось 15, курсовая ученица с платою в 25 рублей за курс была одна. 3 . Сапожная мастерская. В отчетном году организация сапожной мастерской оставалась та же, как и в предшествующие годы, характер ее был вполне учебный. Мастерская предоставляет возможность малолетним беднякам научиться честно зарабатывать себе кусок насущного хлеба. В настоящее время взрослых подмастерьев нет, а помощниками главному мастеру служат мальчики им самим выученные. Занятия в мастерской происходят ежедневно с 3-х до 5 часов, в свободное от классных занятий время. Сапожный мастер, человек опытный и основательно знающий свое дело, обучает мальчиков, а жена его следит за нравственным воспитанием их и заведывает хозяйственной частью мастерской. Починка старой обуви детям Приюта служит практикою ученикам, а по достижении ими опытности в этом мастерстве приступа- –571– ют к изготовлению новой обуви. Жалование, получаемое мастером, весьма небольшое. Вследствие этого ему дано право принимать частные заказы. Долголетняя практика показала, что подобный порядок ведения дела весьма полезен. Он поддерживает постоянное стремление мастера совершенствовать свое искусство и заслужить большее доверие заказчиков. Обувь, изготовляемая в мастерской о. Иоанну, Председателю Попечительства, и другим заказчикам всегда заслуживала одобрение и благодарность мастеру. К 1-му января 1896 года учеников в мастерской было 16: постоянно живущих 12 и 4 приходящих. 4 . Призрение бедных женщин. В Доме Трудолюбия по неспособности к труду и бедности призреваются 22 женщины. При одной из них находится девочка дочь. Все они пользуются бесплатным помещением и небольшим денежным пособием в размере 3-х рублей в месяц.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

359 Мысль эта указана и в Praefatio к изданию: Acta theolog. Wirtemberg. (Praefatio эта не имеет пагинации. Она же повторяется у Hefele (S. 447) и воспроизводится у Heineccius’a (S. 192) и проч. 360 Сейчас указанная Praefatio (ad finem). Следует, однако, заметить, что новейшие протестантские историки уже не повторяют подобных вздорных мыслей. 361 Pichler, Geschichte des Protestantismus in der orientalischen Kirche im 17 lahrhund. S. 9. 12. 14–16. Schmoller. (в книге о канцлере: Андреэ. заглавие указано раньше), S. 8. 364 Turcograecia, p. 429. Письмо Феодосия от 15 ноября 1575 года. В нем говорится о том, что Феодосий принимал деятельное участие в редактировании 1-го ответа, но весьма вероятно, он как член патриархии, принимал же участие и в составлении 2-го, а может быть и 3-го ответов. 372 Описание брака Феодосия сделано очевидцем, немецким писателем Швейггером. См. Legrand, р. 125–129. 393 Замечание это принадлежит г-ну Дестунису, автору критического отзыва относительно известного этюда Леграна о Зигомала. (Журн. Мин. Нар. Просв., 1891 январь, стр. 169). 395 Проф. Малышевского: «Мелетий», стр. 221. – Возникает вопрос, каким образом почтенный профессор в этом своем сочинении, на степень доктора Богословия, впал в подобную ошибку? Возможно двоякое объяснение явления: Во 1-х, возможно думать, что в мысли нашего ученого произошло смешение «ответов» Иеремии с известными грамотами восточных патриархов, заключающими изложение православного вероучения, тем более, что под ними подписался тоже патриарх Константинопольский Иеремия, но Иеремия ІІІ-й, а не II-й. Грамоты эти действительно имеют значение символической книги в православном мире. (См. об этом выше стр. 55–57, или же Бог. Вестн., 1891 г., т. I. стр. 541–543). Во 2-х, можно допускать еще, что наш ученый введен был в соблазн тем обстоятельством, что переписка Иеремии II в XVIII веке издана была на Востоке с пышным и претензионным заглавием: книга – именуемая «судия истины». Какое предположение вернее – первое или второе, решить не беремся.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—165— 1864 г. ства, так и потому, что оно всегда пользовалось этою свободою. 10) Отпуск из казенных, удельных и других ведомств дач строевого и дровяного леса... Пока не будут построены для причтов церковные дома, справедливо требовать и строевого леса. 11) Нарезка пахотной, луговой, а по местам и усадебной земли, частию в дополнение к недостающей узаконенной пропорции той или другой земли, а частию и сверх узаконенной пропорции в большем или меньшем количестве. – Требование в первом случае законное и надлежит ожидать удовлетворения оному; а в последнем случае дело должно зависеть от местных удобств и усердия прихожан. 12) Промен земли неудобной или отдаленной на более удобную и более подручную. – Требование законное. 13) Обработка земли и уборка хлеба с обязательною помощию крестьян. – Требование справедливое, но неудобоисполнимое, в особенности при настоящей свободе крестьян от крепостной зависимости. 14) Передача существующей церковной земли во владение крестьян с обязательством последних доставлять за сие причтам условленное количество зернового хлеба, или определенную сумму денег. – Это возможно только по взаимному соглашению с той и другой стороны, но обязательным быть не может. 15) Вспомоществование со стороны правительства при воспитании и устройстве детей, безмездное лечение заболевающих членов семейства и, в случае смерти главы семейства, обеспечение в содержании вдов и сирот. – При образовании в духовных училищах детей бедных и многосемейных родителей возможная помощь оказывается. Устройство детей естественно должно оставаться на попечении родителей. – Требование безмездного врачевания в казенных лечебницах неудобоисполнимо. О вдовах и сиротах заботится попечительство и, по мере имеющихся в его распоряжении средств, оказывает им вспомоществование. Желательно было бы усилить способы попечительства, но сие не всегда зависит от доброй воли духовного начальства. —166— 1864 г. Сверх мер, указываемых и предполагаемых к улучшению своего быта самим духовенством Московской епархии, представляется справедливою и законною еще следующая мера: назначение вспомогательного жалованья лицам духовного звания, исправляющим ныне безмездно разные, нелегкие и ответственные должности, как-то: членов духовных консисторий и правлений, благочинных, депутатов и увещателей. Это послужило бы для означенных должностных лиц, с одной стороны, справедливым вознаграждением за их труды на пользу общую, а с другой побуждением к более усердному исполнению возложенных на них обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Оказывается, что по силам г. Лебедеву, то – не по силам о. Городцову. «Можно сильно повредить теизму, пишет г. Лебедев, противопоставив проницательному Миллю плохую защиту его» (стр. 5). По-видимому такое значение признаёт г. Лебедев и за трудом о. Городцова, он дает подробный и очень нелестный разбор этого труда, упрекает о. Городцова даже за неравномерность частей его книги, за загромождение текста примечаниями, за присутствие в книге постороннего груза в целых 15 страниц и кончает заявлением, что им «было положено усиленное старание – воспользоваться, как только можно, уроком, извлеченным из чтения книги о. Городцова и избежать замеченных в ней недостатков» (стр. 6–7). После такого внушительного предисловия начинается победоносная борьба с Миллем. Скажем сначала несколько слов о предисловии. Книга Милля на самом деле написана по-английски и носит заглавие Three essays on religion или Natur, the usility of religion and theism и то, что автор цитирует, как подлинник, есть только французский перевод Cazelle’я. Вместо того, чтобы высказывать порицания о. Городцову за неравномерность частей его сочинения, со стороны нашего автора было бы справедливее упомянуть о статьях г. Волкова об опытах Милля о религии (Правосл. Собеседн. 1879 г. ч. 3, 5, 7, 12), каковыми статьями наш автор пользовался между прочим и в своем предисловии (его вторая страница есть —248— гиперболическое развитие положений г. Волкова). Затем Милль хотя бесспорно и занимает место в истории религиозной философии, но не своими опытами о религии, а теорией ассосиационизма. Его «опыты о религии» для исследователя религиозных проблем имеют другое значение. Соображения, заключающиеся в них, не оригинальны и не новы, но в них выступает преимущественно Милль человек, как в других произведениях – преимущественно Милль мыслитель. Джон Милль был воспитан своим отцом Джемсом в холодной атмосфере рассудочных спекуляций, религии в его воспитании не было дано места, и Милль много работал и в различных областях, находя возможным и по-видимому разумнейшим обходиться без Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3) Реализм априорно-позитивистический и интеллектуалистический; 4) Реализм априорно-позитивистический и сенсуалистический; 5) Реализм эмпирико-рационалистический и интеллектуалистический; 6) Реализм эмпирико-рационалистический и сенсуалистический: 7) Реализм эмпирико-позитивистический и интеллектуалистический; 8) Реализм эмпирико-позитивистический и сенсуалистический; 9) Феноменализм априорно-рационалистический и интеллектуалистический; 10) Феноменализм априорно-рационалистический и сенсуалистический; 11) Феноменализм априорно-позитивистический и интеллектуалистический; 12) Феноменализм априорно-позитивистический и сенсуалистический; 13) Феноменализм эмпирико-рационалистический и интеллектуалистический; 14) Феноменализм эмпирико-рационалистический и сенсуалистический; 15) Феноменализм эмпирико-позитивистический и интеллектуалистический; 16) Феноменализм эмпирико-позитивистический и сенсуалистический. При первом взгляде на эту схему, она может показаться необыкновенно сложной и потому совершенно неудобной для практического применения. Но относительно этого мы должны сказать, что во-1-х, она почти не сложнее грамматического склонения имени по семи падежам и двум числам (всего выходит 14 форм) и несравненно проще, спряжения глагола по трем лицам, двум числам, трем временам и нескольким наклонениям (более 40 форм); —366— Если же подобные классификации именных и глагольных форм считаются однако необходимыми и безусловно полезными при грамматическом анализе речи, то почему же затрудняться шестнадцатью типами для классификации и характеристики гносеологических направлений? – ведь употребляем же мы выражение, что «изгибы человеческой мысли бесконечны», и не находим ничего неестественного в этом обстоятельстве; – почему же 16 основных видоразличий этих изгибов будут казаться нам чересчур сложной системой? Во 2-х, точки зрения, с которых производится классификация, так просты и естественны, что удержать их в памяти не представляется ни малейшего труда, а дальнейшее будет уже только делом простого комбинирования; – таким образом, эта схема даже не нуждается в запоминании, а только в понимании (чрезвычайно выгодное отличие от изучения грамматических форм). В 3-х мы представили здесь полную исчерпывающую схему для характеристики гносеологических учений со всех четырех возможных точек зрения на познание; но при действительном изучении почти никогда не потребуется такая классификация по четырем основаниям (а уже при отбрасывании одного основания число типов сокращается вдвое, т.е. до 8, при отбрасывании двух – до 4 и т.д.); это безусловно говорит в пользу удобства приведенной схемы для практического пользования.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010