23 апреля 1900 г.(29) ОЗНЖ открыло в г. Казани временный приют «для бесприютных и ищущих труда» женщин в выделенном КОТ помещении (в пять комнат) в своём доме на улице Подлужной, где тот помещался до 1 сентября 1900 г. Затем приют переехал в уступленный В.Е.Григорьевой по просьбе А.Т.Соловьёва во временное пользование ОЗНЖ двухэтажный каменный дом в Адмиралтейской слободе г. Казани. Согласно уставу общества, в приюте могли «иметь временное помещение нуждающиеся женщины, лишившиеся мест или вообще заработка, вышедшие из больниц, из мест заключения, приезжие бедные женщины и другие», а также «несовершеннолетние девушки, извлечённые при посредстве Общества из условий, угрожавших их нравственности». При этом большое внимание в работе с призреваемыми в нём женщинами уделялось их религиозно-духовному просвещению и обучению грамоте. «Все поступающие в приют, - констатировалось в «Кратком отчёте по приюту Общества защиты несчастных женщин» за 1900 г., составленном его первой заведующей Л.А.Радзиминской, - должны были говеть, затем неграмотные обучались грамоте по способу взаимного обучения, и неграмотные оставили приют, умея читать и писать. В приюте велись беседы, показывались картины волшебного фонаря с объяснениями, вечером грамотная читала книгу вслух, а остальные слушали, занимаясь рукоделиями, а иногда хором пели молитвы, что благотворно действовало на призреваемых. Накануне праздничных дней в Подлужной служилась всенощная, и пели все призреваемые. На призреваемых возлагался труд по учреждению: мытьё полов и белья, приготовление кушаний, уборка помещения, поливка устроенного при приюте огорода и полотьё его. Если обращались в приют нуждающиеся в прислуге, то [призреваемые] посылались на места или по выбору заведующей или нанимателей; причём, определённые на места не теряли связи с приютом, не теряют её и теперь, навещая его в праздник, а в тех случаях, когда они теряли места, то снова возвращались в приют и жили в нём до приискания нового места. Всего призреваемых было в приюте 35, из которых проституток 23, не проституток 12, из них определены в типографии 4, из которых 2 работают и теперь, получая одна 8, другая 15 руб[лей] жалования в месяц; в прислуги определено 19, отправлено на родину 7, возвратились на прежнюю дорогу разврата 4 пьяницы, помещено в дом умалишённых 1, одна умерла.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/15/...

Проведение дальнейших реформ осложнялось дефицитом хлеба, ростом цен на продовольствие, сопротивлением рабочих и демократических организаций. Против политики репрессий и ущемления гражданских и политических свобод выступили партии «Крайней левой», упрочившие позиции в парламенте после выборов 1895 и 1897 гг. Они получали поддержку «Конституционной левой», обеспокоенной кризисом конституционно-парламентского режима. Всеобщее негодование вызвало жесткое подавление забастовок и народных выступлений в Милане (май 1898), в ходе к-рого были применены армейские силы и артиллерия. Правительством ди Рудини были подготовлены проекты по ужесточению репрессивных мер, но в июне оно было вынуждено уйти в отставку. Кабинет ген. Л. Пеллу (1898-1900) продолжил репрессивную политику, что привело к широкому распространению в итал. обществе социалистических, анархистских и анархо-синдикалистских идей. 1900-1922 гг. Убийство анархистом-одиночкой кор. Умберто I (29 июля 1900) привело к обострению обстановки в И., в Генуе и Лигурии готовились массовые политические забастовки. 15 февр. 1901 г. новый кор. Виктор Эммануил III был вынужден назначить премьер-министром лидера «Конституционной левой» Дж. Дзанарделли. После неудачных попыток добиться принятия ряда либеральных законов, в т. ч. закона о разводе, 3 нояб. 1903 г. Дзанарделли передал пост премьер-министра Дж. Джолитти, при котором был проведен комплекс либеральных реформ («эра Джолитти», 1901-1914) в сфере защиты и охраны труда, образования (установлено обязательное обучение детей до 12 лет в объеме 6 классов школы) и др. По темпам роста производства И. опережала индустриальные европ. страны, к 1914 г. стоимость валовой промышленной продукции возросла с 2 млрд до 4,7 млрд лир, национальный доход увеличился до 19,1 млрд лир. Быстро развивалась банковская система, хотя важную роль в итальянской экономике продолжал играть иностранный капитал (в основном английский, французский и немецкий). Несмотря на рост промышленности, наиболее заметный на севере страны (Пьемонт, Ломбардия, Лигурия), Центр.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

В 1895 г. меннонитами из Молочанской вол. Бердянского у. Таврической губ. были образованы 7 колоний (Карагуй, Черноозёрное, Клубниково, Кубанка, Камышовка, Степановка, Алисово), в 1897 г. еще одна - Зеленовка, в 1905-1907 гг.- Сабангул. По соседству с этими колониями новыми переселенцами-меннонитами из Хортицкой вол. Екатеринославской губ. в 1899 г. были куплены земли, на к-рых в 1900-1901 гг. возникло 6 колоний, вошедших в состав Деевских поселений: 9 (Долиновка), 10 (Родничное), 11 (Добровка), 12 (Кичкасс), 13 (Суворовка), 14 (Претория). Отдельные поселения меннонитов создавались и восточнее Оренбурга, напр., в 1903 г. был образован хутор Андреевский (ныне с. Андреевка Беляевского р-на). В 1908 г. в 551 хозяйстве 15 Ново-Самарских колоний проживал 3171 чел.; к 1916 г.- в 22 колониях и на хуторе в Оренбургском у. насчитывалось 800 хозяйств с населением 4554 чел. В 1907-1915 гг. часть оренбургских меннонитов переселилась дальше в Сибирь, где колонистами из Украины осваивались новые поселения Славгород и Павлодар. При планировании поселений меннониты сразу отводили место для школы, к-рая на первых порах часто выполняла функции и молитвенного дома. Религ. общины долгое время сохраняли свое подчиненное положение по отношению к общинам материнских колоний; общины, не имевшие собственной централизованной религ. орг-ции, были приписаны к Евангелическо-лютеранской церкви. Представители церковного и братского течений меннонитов создавали собственные общины, проводили отдельные религ. собрания, строили молитвенные дома. Каждая община имела своих духовных старшин (пресвитеров), проповедников и диаконов. В 1898 г. в числе первых среди Деевских и Молочанских поселений меннониты сел Камышовка и Каменка ходатайствовали о разрешении возведения молитвенных домов (построены в 1899 и 1900). В 1901 г. братские меннониты Каменки составили одну общину с единоверцами соседних колоний Клубниково и Карагуй. В с. Клубникове молитвенный дом был построен в 1906 г.; к этому времени в общину объединились большинство братских меннонитов колоний Алисово, Степановка, Кубанка, Кичкасс, Родничное, Долиновка и Добровка. В 1910 г. отд-ние каменской братской общины было создано в Карагуе. Эта община объединяла верующих близлежащих сел Черноозёрное, Камышовка, Зеленовка, Претория и Суворовка. Братские меннониты Ново-Самарских колоний объединились в общину с центром в Луговске. Фактически эта община существовала с момента образования колонии, но свой офиц. статус она получила в дек. 1900 г., а в 1901 г. в Луговске был построен молитвенный дом.

http://pravenc.ru/text/2581503.html

—736— Капитал кишиневской эмеритуры составляется из 1) ежегодных взносов участников кассы, 2) добровольных пожертвований, 3) пожертвований духовных лиц за награды и «перехожие» указы, 4) 2 % ежегодного сбора с церквей епархии и 5) из ежегодных пособий из прибылей свечного завода в размере, необходимом для уравнения суммы поступлений в кассу из посторонних источников с суммою ежегодных взносов от участников кассы. Личный взнос для священника 9 р., для диакона 6 р., для псаломщика 3 р. Право на пенсию приобретается пятилетним участием в кассе. Размер пенсии всегда равен 40 % суммы представленных взносов 958 . Одинокая вдова, равно как и один сирота, получают полную пенсию: сын до 25 лет, дочь, если не выйдет замуж и не поступит на должность, пожизненно. По уставу уфимской эмеритальной кассы, средствами последней служат: 1) обязательные ежегодные взносы по 7 разрядам (35 р., 30 р., 25 р., 20 р., 15 р., 10 р., 5 р.), избираемым добровольно, 2) ежегодное отчисление 3 % с церковных сумм, 3) пожертвования за награды: за набедренник 3 р., за скуфью 5 р., за камилавку 10 р., за наперстный крест 15 р., при получении сана протоиерея 20 р. Через 30 лет участия в кассе члены освобождаются от дальнейших взносов. Пенсия дается за 10 лет взносов. Размеры пенсии, прямо не обозначаемые уставом (однако не менее 30 %), через каждое пятилетие увеличиваются прогрессивно на половину 10-летней пенсии, как по уставу самарской эмеритуры. Пенсия дочерям выдается до замужества, вдове пенсии, с одним сыном или с одною дочерью – ¾ пенсии, малолетним детям, остающимся без матери каждому по . Отличительную черту уфимского устава составляет § 12, между прочим разрешающий в случае несостоятельности участника, происшедшей от особенных несчастий, выдавать ему его взнос заимообразно без взимания %. Какое следствие имел этот §, видно из следующих слов из доклада правления уфимской эмеритуры: —737— Особенно развилась в последнее время манера просить и получать свои взносы из кассы заимообразно на основании § 12 устава кассы... пользуясь в данном случае первым словом означенного параграфа. Опыт показал, что это «заимообразно» синонимично слову «безвозвратно», потому что из 15 таких выдач возвращена в кассу только одна.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

IV. Отношения Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода: а) от 6 сентября за 5997: «По утвержденному Г. Исполняющим обязанности Обер-Прокурора Св. Синода 27 августа 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Афанасий Грановский определен на должность помощника инспектора в Полтавскую духовную Семинарию». б) от 10 сентября за 6064: «По утвержденному Г. Исполняющим обязанности Обер-Прокурора Св. Синода 2 сентября 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Александр Заозерский определен на должность преподавателя всеобщей и русской гражданской истории в Архангельскую духовную Семинарию». в) от 15 сентября за 6108: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 12 сентября 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Алексей Смирнов определен на должность помощника инспектора в Благовещенскую духовную Семинарию». г) от 16 сентября за 6135: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 12 сентября 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Николай Нардеков определен на должность учителя русского и церковно-славянского языков в старшие классы Озургетского духовного училища». —331— д) от 16 сентября за 6140. «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 12 сентября 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Алексей Литкевич, состоявший доселе надзирателем в Харьковской духовной Семинарии, определен на должность учителя греческого языка в Сумское духовное училище». е) от 23 сентября за 6263: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 16 сентября 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Константин Старокотлицкий определен на должность учителя русского и церковно-славянского языков в старшие классы Ишимского духовного училища, а назначенный 12 августа на эту вакансию кандидат Московской духовной Академии Николай Державин, согласно прошению, освобожден от данного ему назначения».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Как видно из кратко изложенного содержания рассматриваемой книги, автор ее в прямом ответе на поставленную тему не дает чего-либо нового. Но все же книга не лишена известной ценности, так как, кроме прямого ответа на тему, в ней находится немало, хотя и побочных, но глубокомысленных рассуждений по вопросам, касающимся содержания Евангелия и его божественного достоинства. Обращаем внимание почтенного автора на одно неудачное выражение. В § 50 он говорит: «Христианский мир делится на множество исповеданий, а каждое исповедание подразделяется множество сект, неужели и православное исповедание разделяется на секты? 110 . Книги, статьи и брошюры Н.Ив. Остроумова 1) Какие читать молитвы наш простой народ? (Тульск. Губ. Вед., 1898 г. 125; перепечатано Тульск. Епарх. Вед. 1899 г., 14. Пастырск. Собеседн. 1899 г. 28). 2) Профессор Иван Николаевич Корсунский . Тула, 1900 г., цена 20 коп. 3) Редкий человек (из воспоминаний об Ив.Н. Корсунском, проф. Москов. Дух. Академии). Москва, 1900 г., ц. 15 к. 4) Мысли Аристотеля о воспитании и о значении музыки в деле воспитания. Тула 1903 г., ц. 20 к. 5) Д. Ф. Голубинский (воспоминания). Москва, 1904 г., ц. 15 к. 6) Чему научает нас жизнь препод. Марии Египетской? (Тульск. Губ. Вед. 1904 г., 54). 7) Аналогии и их значение при выяснении учения о св. Троице, по суду блаж. Августина («Правосл. Собесед.», 1904 г., 2). 8) Добрые души (рассказы из быта народа и духовенства). Москва. 1905 г. Издание составляет собственность книжного магазина Ступина. 9) Свадебные обычаи в древней Руси. Историко-этнографический очерк. Тула, 1905 г., ц. 60 к. 10) Блаж. Августин как обличитель отрицательно рационалистического воззрения на христианское учение о св. Троице. Рязань, 1907 г., ц. 20 к. 11) «Великий молитвенник и подвижник русской земли». Из сказаний о препод Серафиме Саровском (по неизданной рукописи; «Тульск. Е.В.», 1904 г., 15). 12) Из сказаний современника о Саровском подвижнике Серафиме (по поводу хулы на него со стороны старообрядцев). Рязань, 1907 г. Цена 10 к.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

памятникам, как это находим в Schemoth rabba par. 45 к Исх.33:12. Wünsche 317 внизу: пророки в раю имеют только уготованную вечерю, но не видят награды праведников, согласно Ис.64:4 . Подобное же в вышеприведенном месте из Bammidbar г. р. 21, Wünsche 519, книзу Ср. Pesachim 119. b и Baba bathra 75.a. у Wünsche в Beiträge к эт. м. также Schoettgen, Horae hebraicae к эт. м. и Weber из Pesikta стр. 59. Тоже в Эфиоп. Книге Эноха, гл. 59 ст. 12 и 61, 17 по изд. Gtroerer " a. Prophetae veteres pseudepigraphi, и Dillmann, Das Buch Henoch. Вопреки чувственному представлению будущей жизни Р. Рав говорил (Berachoth, 17.а к концу. Holdschmidt. 62 строки 610): «в веке грядущем нет ни еды и питья, ни пложения и множения ( Быт.1:28 ), ни купли и продажи, ни зависти, ни ненависти, ни вражды, но праведники восседают, и венцы их на головах их и наслаждаются в блеске Шехины, как сказано: они видели Бога, и ели, и пили (Исх.24:11)». Ср. Мф.22:2930 ; 1Кор.6:13 ; Рим.14:17 . 585 Начальник воинского отряда в Капернауме, следов. находился на службе у тетрарха Антипы. Иосиф Флавий свидетельствует, что у Агриппы 1 войска состояли главным образом из Самарян и жителей Кесарии (Antiq. 19, 9. 1–2 Niese IV. 271 сл.), хотя во главе стоял Иудей Сила (19. 7. 1. Niese ib. 264 сл.) и телохранителями были Вавилонск. всадники (17. 2. 3 Niese ib. 75). Предполагать Самарянина в сотнике неудобно в виду его любви к народу иудейскому и его отношения к старейшинам иудейским ( Лк.7:26 ). Благорасположение сотника к иудеям дает возможность видеть в нем греко-римского язычника с универсально-гуманистическими воззрениями, и потому наиболее предрасположенного к христианству. Если бы сотник был «пришлец врат», то у евангелиста Луки следовало бы ожидать указания на это, – да и противоположение 1012 стихов потеряло бы свою силу. 586 У ев. Матфея исцеленный хотя и называется «πας – отрок», что может обозначать и сына (17:18 ср. Лк.8:51, 54 , – Ин.4:51 ) и слугу (14:2 ср. Лк.12:45 , – 15:26). Но на основании слишком будто бы сильной для слуги просьбы сотника (что за масштаб для определения душевных явлений по отношению к людям, стоящим в разных степенях близости кровной?) следует видеть здесь сына сотника, дабы через это поставить рассказ Матфея в противоречие с показанием Луки и, отожествив с повествованием Иоанна об исцелении сына Капернаумского царедворца ( Ин.4:4754 ), внести противоречие во все евангельские рассказы и все их лишить исторической достоверности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Малолетние рабочие читали преимущественно Гоголя, Князя Серебряного А. Толстого, детские книги и в заключение исторические. Беллетристика составляла 48%, богословие 12%, детские книги 35%, история 5%. Прислуга, сторожа, рассыльные и прочие служилые люди требовали книги по различным отделам в таком процентном отношении: Богословие 10%, беллетристика 26%, журналы и газеты 50%, иллюстрированные издания 14%. В течение отчетного года книги требовались по всем отделам каталога. Требования в общем распределялись таким образом: Богословие 7%, беллетристика 24%, биографии 1%, военные рассказы 2%, история 2%, биографии и путешествия 1%, естествоведение 7,1%, педагогия, философия и психологии 1,10%, детские книги и учебники 19%, журналы и газеты 21%, смесь и справочные книги 2,1%, иллюстрированные издания 22%. По авторам требования распределялись следующим образом: Гоголь, А. Толстой, Пушкин, Достоевский, Данилевский, Тургенев, Григорович, Вс. Крестовский, Лермонтов и друг. 14 . Платная библиотека при Читальне. Из платной библиотеки книги выдавались на дом с залогом в один и два рубля и с платою по 30 коп. в месяц. Для платной библиотеки выписывались след. журналы: «Русское богатство», «Образование», «Мир Божий», «Вестник Иностранной литературы» и друг. От платных читателей в течение года получено 108 р. 66 коп. 15 . Комнаты для приезжающих в доме имени о. Иоанна. В отчетном году комнаты для приезжающих располагали следующими помещениями в доме. В первом этаже два общих зала – мужское и женское по 22 кровати каждое и по четыре комнаты. Во втором этаже для приезжающих семь комнат, в третьем – 12 и в четвертом 4 дешевых квартиры, из которых три бесплатных. Остальное помещение было занято убежищем. Валовой приход от комнат в течение отчетного года выразился в 6 802 р. 29 к. –581– 16 . Убежище для призрения сирот и дневное пристанище. В отчетном году в Убежище постоянных пансионеров состояло 84, из которых мальчиков было 37, а девочек 47. Выбывшие воспитанники и воспитанницы в течение года окончили курс Народного училища Дома Трудолюбия и по достижении 1316 летнего возраста помещены в благонадежные места. Один помещен в школу садоводства в Царском Селе, другой взят и усыновлен одним купцом по благословению о. Иоанна, две девочки отданы в Петербург в мастерскую верхнего платья, одна девочка в Павловский институт, две взяты родными для определения в мастерскую, четыре в прислуги, одна в сестры милосердия и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отличными дарованиями, обширными и основательными сведениями в преподаваемой им науке и благородством характера приобрел громкую известность и неоспоримое право на общее уважение. Его двенадцатилетнее, весьма ревностное и полезное при академии служение тем более заслуживает благоволительного внимания высшего начальства, что он, не смотря на неоднократные приглашения его на иную, более выгодную в хозяйственном отношении службу, с благородною твердостью уклонился от предложенных ему материальных выгод и —214— 1864 г. > продолжает действовать на поприще своего первоначального призвания. Весьма способный, сведущий и трудолюбивый наставник. 12-ти летняя, усердная и полезная служба его заслуживает поощрения. > Экстраординарный проф. Церковного законоведения и греч. языка Александр Лавров-Платонов 497 , – с 1854 г. Весьма способный, ревностный и сведущий наставник. За 10-ти летнюю, постоянно усердную, службу заслуживает поощрения. > При способностях очень хороших, отличается необыкновенною любовью к преподаваемым им наукам в особенности к физике, и примерно усерден к исполнению своих обязанностей; заслуживает особенного внимания высшего начальства. > > > > Весьма способные, сведущие и трудолюбивые наставники. > —215— 1864 г. 15 > > > > > Способные и усердные наставники Сведущ и опытен в делах экономических, бескорыстен, благопокорлив и весьма усерден к исполнению своих обязанностей. За свыше двадцатипятилетнюю усердную службу при академии в должности эконома заслуживает милостивого внимания высшего начальства. Очень сведущий в своем деле и ревностный исполнитель своих обязанностей Обозревавший М. Д. Академию Савва, еп. Можайский. —216— 1865 г. Этот отчет по обозрению Московской Д. Академии препровожден был мною к преосвященнейшему Филарету, митрополиту Московскому, при следующем представлении: «На отношении Г-на Товарища Обер-Прокурора Св. Синода к вашему высокопреосвященству от 9-го июня истекшего 1864 г. 3619) о том, что, по случаю наступающего окончания учебного курса в Московской Д. Академии, Св. Синод, признавая нужным обозреть сие учебное заведение, определением от 3-го июня возложил исполнение сего на ваше высокопреосвященство, с представлением вам, в случае, если признаете нужным, таковое обозрение поручить кому-либо из подведомственных вам лиц, известных своею опытностью и способностью, последовала такая резолюция вашего высокопреосвященства от 12-го того же июня: «по болезненному состоянию моему, нахожусь в необходимости предоставить сие преосвященному Можайскому. Полагаю, что он начнет истребованием конспектов, для усмотрения порядка и полноты преподанного».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—579— Служащие в разных правительственных и частных учреждениях читают почти исключительно одни периодические издания. Книг по беллетристике читают мало. Если читают их, то преимущественно в приложениях «Света», «Нивы», «Луча» и др. Газеты и журналы составляют 79%, беллетристика 21%. Воспитанники гимназии и реального училища посещают Читальню также ради газет и журналов. Журналы и газеты составляют 73%, детские книги 15%, беллетристика 12%. Ученики элементарных школ в отчетном году читали беллетристику только по выбору библиотекаря. Они не оставили без внимания ни одного отдела каталога, особенную любовь проявили к иллюстрированным изданиям. Перелистывая картинки, эта публика производила шум. Интересные картинки привлекали внимание соседей и начинался нежелательный в Читальне обмен мыслей. В виду устранения этого неудобства и отвлечения детей от постоянного разглядывания картинок решено было выдавать только по одной книге с картинами в вечер. Вслед за этим распоряжением ученики начали менять выдаваемые им для чтения книги каждые 1015 минут под предлогом, что данная и даже ими самими выбранная книга уже читана раньше или даже, что прочитана в эти 10 минут. Тогда установлен был по сдаче книг маленький экзамен и если оказалось, что книга не читана, то или рекомендовалось прочитать ее с большим вниманием или удалиться из Читальни. Указанные два правила оказали весьма благотворное влияние на поддержание порядка и благочиния среди этого многочисленного и крайне недисциплированного класса посетителей. Детские книги составляли 34%, иллюстрированные издания 40%, беллетристика 26%. Девочки воспитанницы элементарных школ вели себя несравненно тише, серьезнее и читали, по-видимому, с вниманием. Иллюстрированные издания брали, только почитав 1 или 2 часа. Детские книги составляют 52%, иллюстрированные издания 30%, богословие 5%, беллетристика 12%. Рабочие с фабрик и других промышленных заведений так же, как и ученики элементарных школ по- —580— чтили своим вниманием все отделы каталога, в общем отдавая явное предпочтение беллетристике. Потом, читали газеты и журналы и наконец, книги духовного содержания. Беллетристика составляла 36%, журналы и газеты 35%, богословие 15%, военные рассказы 14%.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010