Училище первоначально помещалось, за неимением готового казенного или церковного здания, в наемных квартирах. В 1866 г., при моем прибытии в Витебск, училище это помещалось недалеко от кафедрального собора, над глубоким оврагом, в деревянном, весьма ветхом и холодном доме в ожидании лучшего помещения в начатом тогда постройкою на казенный счет каменном доме при Св.-Духовской церкви. Курс воспитания в училище назначен был шестилетний, с разделением на три класса, по два года в каждом классе. Предметы обучения: закон Божий, скоропись, русский язык, русская словесность, география, всеобщая и русская история, арифметика и начальная геометрия, педагогика, пение и рукоделья. По первоначальному уставу, полагалось воспитанниц по 15 в каждом классе. Но так как в училищную программу не было допущено, по воле Государыни Императрицы, преподавания ни новейших языков – французского и немецкого, ни музыки с танцами, то некоторые думали, в том числе и преосвящ. Василий, что желающих отдавать своих дочерей в это училище окажется немного. Между тем, вышло наоборот: еще до начала курса в 1864 г. духовенство убедительно просило начальницу училища об увеличении числа воспитанниц. Вследствие ходатайства баронессы Боде, Государыня соизволила на принятие еще 5-ти девиц в качестве сверхштатных пансионерок. Потом число воспитанниц было много больше против первоначального штата. Народонаселение Витебской губернии в религиозном отношении, очень разнообразно: наряду с православными и единоверцами есть там очень значительное число раскольников разных сект, весьма много римских католиков, довольно протестантов, множество евреев и пр. В 1866 г., по ведомости о числе жителей в витеб. губ. по вероиспо- —528— 1866 г. веданиям, составленной А.М. Сементовским 1824 , из общего числа народонаселения – 834 343 душ обоего пола, было: 1) православных 466 089 д. 1825 ; 2) единоверцев – 2 625 д.; 3) раскольников разных сект – 52 640 д.; 4) римских католиков – 219 557; 5) протестантов – 12 314 д.; 6) евреев – 81 087 д. – Сверх сего, караимов 10 душ и магометан 21 душа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Предшествовавшее записи брака исполнение соблюдаемых между раскольниками брачных обрядов ведению полицейских чинов при сем не подлежит. 10 . Если к записи брака в метрическую книгу представится законное препятствие, то полицейское Управление, остановив сию запись, составляет о том определение, которое может быть обжаловано в порядке, ниже указанном (см. § 30 сего Сборника). Ст. 948, Т. IX, св. Зак.о Сост., изд. 1899 г.) 11 . Существование брака раскольников считается доказанным со дня записи в метрической книге. Но если по обжаловании в установленном порядке определения полицейского управления о препятствиях к записи (§ 10 сего Сборника) определение сие признано будет неправильным, то брак, по просьбе о том одного или обоих супругов считается имеющим законную силу не со дня действительного внесения оного в метрическую книгу, а со времени первоначального о нем заявления (§7 сего Сборника). О сем делается особая отметка в метрической книге. (Ст. 78 Т. Х, ч. 1, изд. 1900г.). 12 . Брак, записанный в метрической книге, может быть расторгнут только по суду, в случаях 5 , определенных в ст. 45 Зак. Гражд. Т. Х., ч. 1 (Ст. 78, Т. Х., ч. 1, изд. 1900г.) 13 . Браки, воспрещенные законом (§ 2) или же заключенные между лицами, которые не принадлежат к расколу от рождения 6 , или состоят в браке, совершенном по правилам Православной Церкви, или по обрядам другого, признаваемого в государстве вероисповедания, считаются незаконными и недействительными, хотя бы и были записаны в метрической книге 7 (Ст. 78 Т. Х, ч. 1, Св. Зак. Гражд., изд. 1900 г.). 14 . Несоблюдение при записи брака в метрическую книгу правил, установленных выше (§§ 3–6 и 8), подвергает виновных законной ответственности, но не разрушает самого брака (Ст. 78 Т. Х, ч. 1, Св. Зак. Гражд., изд. 1900 г.). Полицейские чины подлежат ответственности также и в случае неотобрания ими от вступающих в брак подписки, упомянутой в §9 (Ст. 14 Выс. утв. 19 апр. 1874 г. прав. о ведении метр. книг о раск.). II. О метрической записи рождения и смерти 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sbornik-...

В самом чуде для нас важно указать на нравственно-волевое состояние больного или его веру, как необходимое условие исцеления (ср. Мф.13:58 ) Это – первичный акт веры, состоящий в опознании своей нечистоты («очистить – очистись») и в сильном желании получить исцеление – с одной стороны, – и в полной уверенности в том, что Просимый Господь, если благоизволит, силен совершить это исцеление («Господи! если хочешь, можешь) – с другой стороны. В молитве прокаженного выражается отрицание зла и отвращение к нему, а в тоже время заявляется и вера в силу добра и его победу над злом. Проказа есть зло, исцеление от нее – добро, – Христос, как проповедник добра и его совершитель, может очистить и проказу, чего так жаждет страдалец: таково содержание веры прокаженного, состоящей в инстинктивном, так сказать, стремлении человеческой воли к добру и человеческого духа к своему идеалу, при непосредственной встрече с Носителем этого добра и этого идеала – Христом. На этот порыв страждущего человека к добру Спаситель отвечает и мог отвечать только полным: «хочу», так как насаждение добра среди людей и возрождение их по образу Благого было целью Его царственно-мессианского служения человечеству. При этом само собою предполагается, что прокаженный был достоин этого »хочу», как выражения благоволения и милосердия (у Марка: «умилосердившись») к страждущему и обремененному со стороны Того, Кто кроток и смирен сердцем ( Мф.11:2630 ). «Простерши руку, коснулся его " – или как естественно-физиологическое состояние в момент сообщения чудотворной силы (ср. ст. 15, – 9:25, – 4Цар.5:11 , – 4:34 сл. 3Цар.17:19 сл. и др.), – или же в знак того, что в нравственной области исцеление от проказы уже соединяется с очищением 579 исцеленного от духовной скверны, как причины болезней и нечистот телесных (ср. ст. 2122). «Смотри, никому не сказывай» – или служит выражением кротости и смирения царственного Отрока Божия (12:1621), вопреки кичливым вожделениям зилотствовавших националистов, – или же содержит повеление исцеленному не медлить исполнением обрядовых постановлений при исцелении от проказы ( Лев.14:1 след.), чтобы скорее быть принятым в общество последователей Христовых 580 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—505— деленные наказания за преступления, относимые этим последним уставом к ведомству суда церковного. Скажем более: нормы, изложенные во всех таких статьях Ярославова устава, должны были установиться и получить действие еще во времена св. Владимира, в уставе которого содержится один только голый перечень дел и лиц, подсудных церкви, без всякого указания на то, в чем собственно должен состоять суд по этим делам и над этими лицами. Таковы именно статьи Ярославова устава 725 об умычке и пошибании (ст. 1 и 2), о своевольном разводе – односторннем (ст. 3) и по взаимному согласию супругов (ст. 14), о браках в близком родстве (ст. 12), о скотоложстве (ст. 16), о побоях, наносимых детьми родителям (ст. 29), о прижитии девицею ребенка (ст. 4; ср. слова устава св. Владимира: «аще девка детя повержет»). К древней же основе Ярославова устава должны быть отнесены и те статьи его, которые по своему содержанию оказываются исторически необходимыми дополнениями разных пробелов в уставе св. Владимира, совершенно естественных в письменных юридических памятниках, образовавшихся из частных и разновременных записей о том, что творила общественная власть и самая жизнь в области церковного права в первые два столетия после крещения Руси. Таковы, по нашему мнению, статьи: о двоеженстве, т.е. одновременном сожитии с двумя женами (ст. 13), о квалифицированном блуде, именно – о прельщении девицы к любовной связи и о выдаче ее другим «в толоку», т.е. на дальнейшее посрамление ее девической чести (ст. 5), о связи женатого с постороннею женщиной (ст. 6), или мирянина – с монахиней (ст. 15), о вступлении мужа в брак без правильного развода с женою (ст. 7), о разных видах кровосмешения (11, 17–20), о принуждении родителями детей к браку (ст. 21) или о насильственном удержании их от брака, об оскорблении супружеской чести чужой жены ругательным словом (ст. 22). Всё это – такие преступления, кото- —506— рые, как видно и из других памятников, были довольно обычными явлениями в жизни наших предков, еще так недавно сделавшихся христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сочинение представляет собою цельное и основательное исследование, одушевленное глубоким сочувствием и уважением автора к предмету исследования, над которым, он, очевидно, много трудился, или, по крайней мере, много думал и раньше, нежели приступил к обработке его для соискания степени кандидата богословия. Кроме того, как на выдающиеся достоинства этого сочинения, нужно указать на а) обширность изучения автором литературы предмета исследования, не только печатной, но и рукописной (напр. стр. 52), не только в русских библиотеках хранящейся, но и в иностранных, главным образом восточных греческих (стр. 172 и дал.); – б) тщательность обработки исследования вообще и в особенности по отношению к литературной деятельности Геннадия (гл. II); – в) самостоятельность работы (причем разумеются: успешная борьба автора с противниками в ученых взглядах на различные частности предмета исследования, как напр. На стр. 64 и 70 в примечаниях; – независимые суждения, оценка изданий того или другого труда Геннадия, как на стр. 107 в примеч. и т. и.) и некоторые иные. Поставить в упрек автору можно было бы, кроме некоторых недостатков изложения, извинительных, впрочем, в нем, как греке по происхождению (напр. неправильности по части русской орфографии, как на стр. 2, 4, 6, 15, 20, 67, 163 прим. и др., стилистические шероховатости, как на стр. 8, 10, 12, 13, 29, 142, 148 и др.), еще разве следующее: а) во введении автор нисколько не касается значения Геннадия как писателя собственно, хотя это более всего требовалось самою задачею его труда и хотя, далее, во II и III главах он обстоятельно раскрывает это значение; б) некоторые неясности в изложении (стр. 16, 24, 40, 90 и др.), исторические неточности (стр. 14, 164), слабые соображения и доказательства (стр. 73), особенно же в) недостаточность обработки важнейшей в филологическом отношении ІІІ-й главы исследования, в чем автор и сам сознаётся, объясняя ее недостатком пособий и краткостию времени, бывшего в его распоряжении для писания сочинения (стр. 234 и 235).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В том случае, если единовременный расход в 450 марок, необходимый для покупки коллекции Гардуина, окажется слишком большим для библиотечного бюджета, то не найдет ли Совет возможным разложить его на два —212— года, на что со стороны владельца коллекции последует, без сомнения, полное согласие». Справка: Из суммы, ассигнуемой по правилам 1895 г. на выписку ценных изданий и продолжений, в настоящее время свободны 242 р. 46 коп. Определили: Поручить библиотекарю Академии Константину Попову выписать для академической библиотеки, по справке с ее наличностью, означенные в записках книги, а также и рекомендуемое профессором А. Спасским издание Гардуина «Collectio regia maxima consiliorum ab anno 34 ad ann. 1714», 12 vol., Paris, 1715, и о последующем представить Правлению Академии. XVII. Представление библиотекаря Академии Константина Попова: «На основании 53-го § инструкции библиотекарю, имею честь представить отчет по библиотеке за 1899–1900 учебный год. I. Пополнение библиотеки. В 1899–1900 учебном году библиотека пополнилась 1582 названиями книг и журналов в 4.876 томах, тетрадях и фасцикулах. Из них 786 названий в 2.323 томах, тетрадях и фасцикулах приобретены покупкой, а 796 названий в 2.553 томах, тетрадях и фасцикулах поступили в библиотеку, как дар разных лиц и учреждений и в обмен на академический журнал. Примечательно пожертвование Преосвященного Никандра, епископа Симбирского, приславшего в библиотеку 178 названий богослужебных книг и последований разным святым на греческом языке, частью рукописных, и в их числе рукописный греческий типик 10 в. II. Пользование библиотекою. С начала учебного года заведены были для студентов печатные требовательные листки, рассчитанные на 5 названий и 15 томов. В течение отчетного года израсходовано было таких листков 6.169. Полагая, что по каждому листку средним числом затребовано было 4 названия и 7 томов, всего студентами за отчетный год по 6.196 листкам затребовано было 24.676 названий и 43.183 тома, и таким образом на каждого студента приходилось за год 114 названий и 199 томов. Профессорам и преподавателям академии в течение года выдано было 2.056 названий в 3.698 томах и тетрадях. В

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1) Недостаток возраста (defectus aetatis). Само собою понятно что поставляемый на ту или другую церковно-иерархическую степень должен быть в таких летах, чтобы в нем можно было предполагать зрелость ума, твердость убеждений, основательность в суждениях и поступках и понимание принимаемых на себя обязанностей. Понятно также, что возраст рукополагаемого сообразуется с самою степенью, на которую он посвящается. Так, для поставления в пресвитеры соборные правила определяют 30-летний возраст, для поставления в диаконы – 25-летний (неокес. 11, карф. 22, трул. 14). Что касается до возраста лиц, поставляемых в епископы, то он в первый раз точно определен в 123 новелле Юстиниана, в которой, сообразно каноническим правилам относительно низших иерархических степеней (диаконской и пресвитерской), постановлено, чтобы рукополагаемый епископ был не моложе 35 лет и лишь в исключительных случаях не моложе 25. Это определение, принятое в Фотиев номоканон (тит. 1, гл. 23), получило значение церковного закона. Последствием поставления на ту или другую церковно-иерархическую степень до определенного в канонах возраста должно быть, согласно с 15 правилом трульского собора, извержение из сана. Но как это, так и все другие выше поцитованные правила имеют в виду постоянный, обыкновенный порядок поставления иерархических лиц; а могут быть допущены и исключения по особым обстоятельствам, не подходящим под правила, и след. не в противность им: например, по уважению к чрезвычайным духовным дарованиям лица, по необходимости поставления на церковно-иерархическую степень лиц, хотя и не достигших канонического возраста, но достойных этого по своему образованию и личным качествам. В этом отношении сами Апостолы не придавали возрасту рукополагаемых ими лиц безусловного значения: так, Апостол Павел поставил епископом в Ефесе Тимофея, которого он сам называет —8— юным ( 1Тим.4:12 ): а в церковной истории были примеры поставления в епископы даже в 20-летнем возрасте (Niceph. Call. Hist. Eccl. III, 29 ). 2) Недостаток некоторых телесных свойств (defectus corporis). В этом отношении каноны требуют, чтобы рукополагаемый не имел таких физических недостатков, которые препятствовали бы совершению самых функций церковно-иерархической власти. Так 78 апостольское правило устраняет от епископства глухих и слепых, «да не будет препятствия в делах церковных». По смыслу этого общего правила должны быть разрешаемы вопросы о безрукпх, безногих, одержимых падучею или неизлечимою душевною болезнью, хотя специальных постановлений об этом мы и не находим в наших канонических источниках. Впрочем, 79 апостольское правило устраняет от принятия в клир так называемых бесноватых, то есть душевнобольных. Но другие телесные недостатки, не могущие препятствовать священнослужению, напр. Кривизна глаз, хромота, скопчество (насильственное или от природы) не признаются несовместными с иерархическим званием (апост. пр. 78; I всел. пр. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Библиотека при благотворительном обществе В результате стараний княгини Долгоруковой М.П., являвшейся одной из учредительниц и председателем Новозыбковского благотворительного общества, в Новозыбкове была построена и 14 сентября 1897 г. открыта бесплатная библиотека. Функционировала она на основании правил, утвержденных Черниговским губернатором 12 октября 1896 г. 8090. Помещалась в собственном доме благотворительного общества. В полном объеме работы по обустройству библиотеки были завершены в 1901 г. и обошлись обществу в 3295 руб. Наряду с Долгоруковой М.П. над созданием библиотеки много потрудился Петр Митрофанович Еременко, который единовременно внес 50 руб. на ее нужды. Впоследствии по предложению попечительского совета при библиотеке был создан специальный научный отдел имени Еременко П.М. Всеми делами библиотеки занималось правление, в состав которого входили Бекаревич Е.Е., Бычковская К.В., Бонг-Богдановская Н.М., Бельская Т.А., Давидович М.К., Иванова Т.А., Липницкая Е.С., Петрова Е.Н., Семененко Н.Д., Туссен А.М., Марковский П.Н. и Яницкий А.Н. Правление следило за соблюдением читателями правил пользования книгами, своевременностью их возвращения, правильностью ведения записей. Предметом особых забот был выбор печатных изданий для пополнения книжного фонда. Аккуратность членов правления в исполнении долга, добровольно принятого ими с целью прийти на помощь внешкольному образованию, и единомыслие в отношении способов действия, придали устойчивость молодому учреждению и обеспечили прочность его дальнейшего существования. Библиотека работала во все дни недели с 16 час., кроме вторника и субботы, с января по 15 мая, а затем с середины октября и до конца года. У горожан библиотека пользовалась большой популярностью. По состоянию на 1 января 1900 г. в ней было зарегистрировано 604 читателя, а вместе с учениками школы благотворительного общества их число составляло 715. Желающих получить собственный абонемент было большое количество. Только в 1900 г. в библиотеку записалось 610 человек.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/14/o_naro...

5) 24258; 92 железный параманд с железными же равносторонними крестами, цепи кованые отдельными звеньями ввиде восьмерок; весом 10 фунтов, не старый. 6) 25760; 92. Массивный железный параманд весом 15 ф. с двумя квадратными крестами с изображенными на них резными восьми-конечными. Цепи стальные пластинчатые на шарнирах, хорошей кузнечной работы. XVII века. 7) 37680; 1899. Железный параманд с 2 крестами и панцырной кольчатой цепью, ношеный; весом 11 ф. 8) 33343; 96. Тоже с медным замком спереди; весом 2 ф. 9) 38222; 1900. Тоже с коваными наплечниками и крестом спереди; весом 12 ф. 10) 39189; 1901. Тоже с двумя крестами. На переднем, как и на заднем, выбито: „Царь Славы Сын Божий“; весом 3 ф. 11) 40227; 1902. Тоже с широкими массивными наплечниками, с 4 конечным крестом и овальной пластиной сзади, с пластинчатыми же кузнечной работы цепями; весом 20 фунтов. Это самый тяжелый образец вериг описываемого собрания. 12) 40586; 902. Железный кованый параманд с пластинчатыми в 3 звена цепями; весом 12 фунтов, к нему принадлежит и верижная шапка 40587. 13) 42520; 1905. Тоже с наплечниками, с пластинчатыми на шарнирах цепями, кузнечной работы; весом 9 ф. 14) 44283. Тоже грубой работы цепи; два креста, спереди восьмиконечный, сзади четырехконечный; весом 6 фунтов. 15) 44298; 1904. Тоже с 2 дощечками, на передней грубо выбит косой неправильной формы четырехконечный крест; весом 4 фунта. 16) 44279; 1907. Тоже с цепями, состоящими из мелких квадратных железных пластинок, соединенных между собою проходящими через них проволочными, сплюснутыми кольцами; на передней дощечке надпись: „Аз язвы Господа моего на теле моем ношу“ и изображение распятого Христа Спасителя с орудиями страданий. 17) – Бывший в огне параманд с двумя крестами и пластинчатой цепью; весом 2½ фунта. Поясные в е р и г и. 1) 25766; 1892. Железный пояс, соединенный с парамандом, кованой недавней работы, весом 15 фунтов. 2) 31614; 1895. Железный пояс с приваренными на бедрах крестиками 3-х дюймовой высоты и проходящими от средины к спине плечевыми очень плоскими пластинчатыми цепями, чистой кузнечной работы. Этот пояс нужно отнести к числу женских вериг. Узкий сравнительно размер талии – 64 сант. и положение крестиков, отогнутых кнаружи, дают представление о стянутой в средине женской фигуре. Расположение цепей, начинающихся почти у самой середины пояса, очень напоминает проймы женскаго костюма. Все части пояса с внутренней стороны тщательно зачищены и закруглены во избежание беспокойства и поранения тела.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Наум.1:11 .  Из тебя произошел умысливший злое против Господа, составивший совет нечестивый. Здесь, как и в ст. 9, пророк имеет в виду тот исторический факт, что некогда из Ассирии и Ниневии царь Сеннахерим со страшными полчищами пошел войною против чтителей Иеговы – иудеев, с целью полного порабощения и даже истребления их, а вместе со злым и богопротивным умыслом уничтожения на земле теократического царства Божия (ср. 4Цар 18.27–32 ; 4Цар 19.25–23 ; Ис 26.12–17 ). Эта, столь характерная для Ассирии и царей ее постоянная вражда против народа Божия, против Царства Божия, против спасительных планов Иеговы, являла в ассириянах как бы служителей сатаны, противника Бога, и эта идея выражается у пророка здесь в ст. 11 и ниже ст. 15 (евр. 2:1) употреблением названия белийял нечестие, нечестивый и под. Как в абстрактном, так и в конкретном своем значении слово это в Ветхом Завете всегда означает образ действий, поступки, противные богодарованному закону Божию и богоучрежденному порядку жизни, а вместе и людей такого богопротивного настроения ( Втор 13.14 ; Суд 19.22 ; 1Цар 2.12 ; 3Цар 21.10 и др.). Впоследствии ко временам Нового Завета это слово, в греческой его форме Βελιαλ или Βελιαρ ( 2Кор 6.15 ) сделалось поэтому одним из собственных имен сатаны (см. в книге проф. свящ. А Глаголева. Ветхозаветное библейское учение об Ангелах. 1900 г., с. 619–622). Если пророк употребляет столь сильное выражение в отношении Ассирии, то разумеет, вероятно, не одного лишь Сеннахерима и, вообще, не одну определенную личность, один определенный момент враждебного отношения ассириян к Иудее, а обнимает всю сумму зла, порочности и злобы против Царства Божия, обнаруженных ассириянами за все время существования Ассирии в качестве мировой державы. В ст. 12–14 пророком выражен последний приговор суда Божия о судьбе Ассирии, ее населения и ее богов. Наум.1:12 .  Так говорит Господь: хотя они безопасны и многочисленны, но они будут посечены и исчезнут; Словами «так говорит Господь» пророк выражает всю важность, непреложность и строгость последующего определения Божия об Ассирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010