весьма интересна уникальная фигура священника Павла Флоренского религиозного философа и искусствоведа, стремившегося сохранить целостность своих исследований, свойственную старой российской науке. Среди имен наиболее выдающихся советских искусствоведов следует назвать Игоря Эммануиловича Грабаря (1871–1960 гг.), основоположника современных принципов реставрации памятников древнерусского искусства, наиболее авторитетного автора и редактора ведущих искусствоведческих и историко-архитектурных трудов 117], и Виктора Никитича Лазарева (1897–1976 гг.), в меру внешних возможностей, продолжателя прежних исследований в области византийской и древнерусской живописи 196]. Имена искусствоведов М.В. Алпатова 174], Г.И. Вздорнова реставраторов Г.И. Чирикова (продолжавшего свою дореволюционную деятельность – в 1918 г. им обнаружены иконы “Звенигородского чина” и начаты работы по реставрации Владимирской иконы Божией Матери), Ю.А. Олсуфьева, А.И. Анисимова, а в конце ХХ в. – А.Н. Овчинникова С.И. Голубева Ю.Г. Боброва 246] продолжают этот список. В области истории архитектуры это М.А. Ильин, А.И. Некрасов Н.И. Брунов позднее А.Л. Якобсон 158], А.И. Комеч Г.К. Вагнер в истории градостроительства Л.М. Тверской, А.В. Бунин, Т.Ф. Саваренская, Г.В. Алфёрова в архитектурной археологии – Н.Н. Воронин М.К.Каргер, А.Н. Кирпичников, П.А. Раппопорт 139], С. А. Беляев О.М. Иоаннисян и В.А. Булкин, в архитектурной реставрации – П.Д. Барановский, позднее – Ю.П. Спегальский М.И. Мильчик Г.М. Штендер 155], С.С.Подъяпольский, в области искусства малых форм – академик Б.А. Рыбаков древнерусских тканей – Н.А. Маясова и многие другие. Многие исследователи более поздних поколений, например, А.М. Лидов в области искусствоведения 131], А.Л. Баталов 244], И.Л. Бусева-Давыдова как историки архитектуры и градостроительства археолог Л.А. Беляев 245] активно возвращают российскую науку не просто к церковной тематике, но к комплексному подходу, столь характерному для старой церковной археологии. 1. Тексты Священного Писания Ветхого и Нового Завета.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

С. 169-198; Ламонов А. Ист. очерк о заселении ст-цы Кавказской Кубанского Казачьего войска (1794-1894)//Кубанский сб. Екатеринодар, 1897. Т. 4. С. 1-28 (отд. паг.); Пронштейн А. П. Земля Донская в XVIII в. Р.-н/Д., 1961; Тумилевич Ф. В. Сказки и предания казаков-некрасовцев. Р.-н/Д., 1961; Мельников П. И. (Андрей Печерский). Очерки поповщины//Собр. соч. М., 1976. Т. 7. С. 310-314; Воронов Ю. Н. Древности Сочи и его окрестностей. Краснодар, 1979; Волкова Н. Г., Заседателева Л. Б. Казаки-некрасовцы: Основные этапы этнического развития//ВМУ: Ист. 1986. 4. С. 44-54; Гадло А. В. Византийские свидетельства о Зихской епархии, как источник по истории Сев.-Вост. Причерноморья//Из истории Византии и византиноведения: Межвуз. сб./ЛГУ. Л., 1991. С. 3-106; Агеева Е. А. Современный старообрядческий писатель А. К. Килин//Традиционная духовная и материальная культура рус. старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосиб., 1992. С. 277-282; она же. Старообрядческая полемика об антихристе на исходе XX в.//Уральский сб.: История, религия, культура. Екатеринбург, 1997. [Вып. 1]. С. 9-16; Мельников Ф. Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. Барнаул, 1999. С. 162-163; Сень Д. В. Казаки-некрасовцы на Кубани в нач. XVIII в.: Начало эмиграции//Клио. СПб., 1999. 2(8). С. 193-201; он же. «Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: ист. пути казаков-некрасовцев (1708 г.- кон. 1920-х гг.). Краснодар, 2002; он же. Казаки-старообрядцы на Сев. Кавказе: От первых ватаг к ханскому казачьему войску//Липоване. Од., 2005. Вып. 2. С. 9-24; Хотко С. Х. История Черкесии. СПб., 2002; Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники Вост. Причерноморья (IV-VII вв.). М., 2002; она же. Раннехристианские памятники Сев.-Вост. Причерноморья: Раскопки 2001-2008 гг.//Православие в истории и культуре Сев. Кавказа: Мат-лы VI Междунар. Св. -Игнатиевских чт. Ставрополь, 2014. Вып. 1. С. 91-117; Кабанец Е. П. К вопросу о роли Тмутараканской епархии в церковной истории Др. Руси кон. XI в.//Сугдейский сб.

http://pravenc.ru/text/2458947.html

Булгакова (Преподобный Иосиф Волоцкий. СПб., 1865), О. Миллера (Вопрос о направлении Иосифа Волоколамского//ЖМНП. 1882. 4). Крайне тенденциозны посвященные этой теме сочинения автора XX в. Я.С. Лурье (Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI в. М.; Л., 1960 и другие работы).    В ряде исследований рассмотрены церковные Соборы XVI-XVII вв. Особенно много работ посвящено Стоглаву. О Стоглавом Соборе писали И.В. Беляев (Материалы для истории Русской Церкви: О Стоглаве (против раскольников)//ЧОЛДП. 1878. 7, 9, 11, 12), И.Н. Жданов (Материалы для истории Стоглавого собора//Соч. М., 1904. Т. 1), Н.И. Лебедев (Стоглавый собор 1551 г.: Опыт изложения его внутренней истории. М., 1892). Наиболее глубокий источниковедческий анализ Стоглава дан в книге Д.Ф. Стефановича «О Стоглаве: Его происхождение, редакции, состав» (СПб., 1909). Новый источниковедческий материал содержит монография Е.Б. Емченко «Стоглав: происхождение и рукописная традиция XVI-XVII вв.» (М., 1995). Соборам XVII в. посвящены исследования Н. Виноградова (Церковный Собор в Москве 1682. Смоленск, 1899), Г.О. Воробьева (О Московском Соборе 1681—1682 гг. СПб., 1885), сборник документов «Восстание 1682 г. в Москве» (М., 1976).    Изучению биографий митрополитов, патриархов и выдающихся церковных деятелей посвящены исследования В. Жмакина (Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881), К. Заусцинского (Макарий, митрополит всея России. М., 1881), архимандрита Макария (Веретенникова) (Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси и его время. М., 1997), Д. Дмитриева (Святейший Иов, первый Патриарх на Руси. М., 1907), С. Кедрова (Жизнеописание св. Гермогена, Патриарха Московского и всея России. М., 1912), В. Соколова (Святейший Патриарх Гермоген. М., 1912; Святитель Ермоген: Сб. материалов. М., 1997), А.А. Воронова (Патриарх Филарет. СПб., 1897), И.А. Шляпкина (Святитель Димитрий Ростовский и его время. СПб., 1891), П. Смирнова (Иоаким, Патриарх Московский. М., 1881) и др.    Институты церковного управления исследованы в работах М.И.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3449...

Вера Владимировна — см. Нечаева В.В. Верещагин Василий Васильевич (1842–1904) — русский художник–баталист, автор известной картины «Апофеоз войны» (1871 г.). Вертоградов Владимир Семенович (1883–1964) — профессор Богословского института, ректор Академии в 1950–1951 гг. Веснины — братья: Леонид Александрович (1880–1933), Виктор Александрович (1882–1950), Александр Александрович (1883–1952) — русские архитекторы. Ветелев Александр Андреевич (1892–1976) — профессор–протоиерей, преподаватель Богословского института. Виктор Эммануил III (1869–1947) — последний король Италии. Виллебрандс Иоанн — кардинал, почетный президент Папского Совета по содействию христианскому единству. Виноградов Константин Александрович (1897–1947) — ученый–востоковед, послушник Троице–Сергиевой Лавры после возобновления. Похоронен на Немецком кладбище (уч. Виссарион — « Христос» (Сергей Тороп) — глава религиозной секты. Виссерт Хуфт Вильям — голландский богослов, Генеральный Секретарь Всемирного Совета Церквей (в 40–е — 60–е гг.). Владимир — двоюродный брат митрополита Питирима. Владимир Андреевич — см. Нечаев В.А. Владимир (Богоявленский) (1848–1918) — митрополит Киевский и Галицкий, священномученик. Богослов, духовный писатель, проповедник. Убит в Киево–Печерской лавре. Владимир Креститель (ск. 1015 г.) — равноапостольный, великий князь. Волошин Максимилиан Александрович (1877–1932) — русский поэт. Воскресенская (урожд. Соколова) Екатерина Вениаминовна (1880–1956) — жена прот. Александра Воскресенского. Воскресенская Софья Александровна (Сонечка) (1899–1915) — старшая дочь прот. Александра Воскресенского. Воскресенский Александр Георгиевич (1875–23.02. 1950), протоиерей, настоятель храма Иоанна Воина на Якиманке (с 1930 г.), подвижник благочестия, духовник семьи Нечаевых. См. о нем также книгу «Духовник старцев» (М., 2000). Похоронен на Немецком кладбище (уч. 12–1). Воскресенский Вениамин Александрович (1905–1935) — сын прот. Александра Воскресенского. Воскресенский Георгий — дьякон, отец. прот. Александра Воскресенского

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

Во второй половине XIX в. начинается богословский диалог между Русской Православной Церковью и инославными христианами — англиканами, старокатоликами и дохалкидонитами. Контакты с Англиканской Церковью активизировались в 60-е годы XIX в. в Северной Америке, где православные приходы находились в тесном соприкосновении с Епископальной Церковью в США. В очередной раз вопрос о сближении англикан и православных был поставлен на переговорах в 1895—1897 гг., а затем в начале XX в. при участии святителя Тихона, будущего Патриарха Московского и всея Руси. Важными для выработки богословских оснований для диалога с инославными были переговоры между Русской Православной Церковью и Старокатолической Церковью в рамках Петербургско-Роттердамской комиссии (1892—1914). Начавшаяся Первая мировая война и последовавшая за ней революция 1917 г. прервали официальный диалог Русской Православной Церкви с англиканами и старокатоликами. При этом диалог с инославием продолжался силами русской православной диаспоры. Русская Православная Церковь смогла возобновить богословские диалоги только в пятидесятые годы. Так, Русская Православная Церковь вступила в диалоги на двустороннем уровне с Церковью Англии (1956), Евангелической Церковью в Германии (1959), Римско-Католической Церковью (1967), Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии (1970). Русская Православная Церковь участвует в богословском диалоге с инославием и на общеправославном уровне — с Англиканской Церковью (1976), со Старокатолической Церковью (1975), с Римско-католической Церковью (1979), с Восточными Православными (дохалкидонскими) Церквами (1985), со Всемирной Лютеранской Федерацией (1981), со Всемирным Альянсом Реформатских Церквей (1986). Отношения с Древними Восточными (дохалкидонскими) Церквами Русская Православная Церковь принимает участие в диалоге с дохалкидонскими Церквами на всеправославном уровне с 1961 г., сначала в ходе неофициальных встреч, а с 1985 г. в официальном богословском диалоге в лице своих представителей, входивших в состав Смешанной богословской комиссии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Во второй половине XIX века начинается богословский диалог между Русской Православной Церковью и инославными христианами – англиканами, старокатоликами и дохалкидонитами. Контакты с Англиканской Церковью активизировались в 60-е годы XIX века в Северной Америке, где православные приходы находились в тесном соприкосновении с Епископальной Церковью в США. В очередной раз вопрос о сближении англикан и православных был поставлен на переговорах в 1895–1897 гг., а затем в начале ХХ века при участии святителя Тихона, будущего Патриарха Московского и всея Руси. Важными для выработки богословских оснований для диалога с инославными были переговоры между Русской Православной Церковью и Старокатолической Церковью в рамках Петербургско-Роттердамской Комиссии (1892–1914). Начавшаяся Первая мировая война и последовавшая за ней революция 1917 г. прервала официальный диалог Русской Православной Церкви с англиканами и старокатоликами. При этом диалог с инославием продолжался силами русской православной диаспоры. Русская Православная Церковь смогла возобновить богословские диалоги только в пятидесятые годы. Так, Русская Православная Церковь вступила в диалоги на двустороннем уровне с Церковью Англии (1956), Евангелической Церковью в Германии (1959), Римско-Католической Церковью (1967), Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии (1970). Русская Православная Церковь участвует в богословском диалоге с инославием и на общеправославном уровне – с Англиканской Церковью (1976), со Старокатолической Церковью (1975), с Римско-Католической Церковью (1979), с Восточными Православными (дохалкидонскими) Церквами (1985), со Всемирной Лютеранской Федерацией (1981), со Всемирным Альянсом Реформатских Церквей (1986). Отношения с Древними Восточными (дохалкидонскими) церквами Русская Православная Церковь принимает участие в диалоге с дохалкидонскими церквами на всеправославном уровне с 1961 г., сначала в ходе неофициальных встреч, а с 1985 в официальном богословском диалоге в лице своих представителей, входивших в состав Смешанной богословской комиссии.

http://sedmitza.ru/lib/text/429403/

Его чудесная книга «Маленькие индейцы» в сокращенном детиздатовском переводе потеряла почти все свое обаяние. Родителям надо следить не только за названиями читаемых детьми книг, но и за качеством их изданий. Очень многие прекрасные книги знаменитых авторов совершенно изуродованы издательскими чиновниками. 96 Выдающийся естествоиспытатель и писательница — защитник животного мира Джой Адамсон в начале 1980 г. была убита в Кении браконьерами, а спустя девять лет от руки браконьеров погиб ее муж — Джордж Адамсон. 97 Н. И. Пирогову посвящена огромная научная и популярная беллетристическая литература (см. ЖЗЛ). Ему посвящен рассказ А. И. Куприна «Добрый доктор». Перу самого Н. И. Пирогова принадлежат, кроме научных специальных, работы, посвященные воспитанию («Вопросы жизни» и др.). 98 Описанию жизни врачей и ученых медиков посвятил себя талантливый французский писатель Поль де Крюи, многие книги которого переведены на русский язык. 99 Ключевский В. О. Добрые люди древней Руси; Он же. Значение Преподобного Сергия для русского народа и государства. Речь на собрании Московской Духовной Академии в память Преподобного Сергия Радонежского//Церковь и Россия. Париж, 1981. 100 Кони А. Ф. Федор Петрович Гааз. Биографический очерк. Он неоднократно переиздавался как в журнальном варианте, так и отдельными книгами, (1897, 1903, 1904, 1911, 1914 гг.) с прекрасными иллюстрациями художницы Е. П. Самокиш–Судаковской (изд. 1904 г.) и, кроме того, приведен в собрании сочинений А. Ф. Кони (Т. 5. М., 1968, сс. 289–422). 101 Фиалкин В. Святитель Иннокентий, Митрополит Московский, и его миссионерская деятельность//ЖМП. 1979, 3, сс. 73–75; 5, сс. 73–77: Архим. Евлогий (Смирнов) . Жизнь и апостольские труды митрополита Иннокентия Вениаминова//ЖМП. 1975, 2; 1977, 12, сс. 3, 58–65. См. также ЖМП. 1949, 7; 1965, 1; Окладников А. П. От Анги до Уналашки: удивительная судьба Ивана Попова//Вопросы истории. 1976, 6. Лингвистические исследования И. Вениаминова получили мировое признание. Его труды до сих пор используются языковедами. Память свт. Иннокентия празднуется 23. IX и 31. III (ст. стиль). Большая монография о свт. Иннокентии вышла в Америке. 102

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Л., 1970; Живопись домонгольской Руси/Авт.-сост. О. А. Корина. М., 1974. 5. С. 16-17, 37-39; Овчинникова Е. С. Московский вариант «Богоматери Боголюбской»//Дри. М., 1975. [Вып.:] Зарубежные связи. С. 333-353; Грабар А. Н. Заметка о методе оживления традиций иконописи в рус. живописи XV-XVI вв.//Тодрл. 1981. Т. 36. С. 289-294; Анисимов А. И. О древнерус. искусстве: Сб. ст. М., 1983. С. 88, 175-176, 325, 397-398, 440; Bentchev I. Handbuch der Muttergottesikonen Russlands: Gnadenbilder, Legenden, Darstellungen. Bonn; Bad-Godesberg, 1985. S. 16, 19, 31-32; Романова М. В. Уникальное произведение живописи домонгольской Руси//Рус. искусство XI-XIII вв.: Сб. ст. М., 1986. С. 62-72; Ebbinghaus A. Andrej Bogoljubskij und die «Gottesmutter von Wladimir»//Russia Mediaevalis. 1987. T. 6/1. S. 182 ff.; idem. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. B., 1990. S. 98-99; Vzdornov G. I. Frühe Russische Ikonen//Russische Ikonen: Neue Forschungen. Recklinghausen, 1991. 13. S. 110-112 (рус. вариант: Вздорнов Г. И. Ранние рус. иконы//VI науч. чтения памяти И. П. Болотцевой (1944-1995): Сб. ст. Ярославль, 2002. 15. С. 30); Сказание о чудотворных иконах Богоматери и о Ея милостях роду человеческому. Коломна, 1993. С. 349-351, 351-355 [чтимые списки]; Агроскина Е. А. Неизвестный художник XVII в. Николай Соломонов//ПкНо, 1994. М., 1996. С. 210-221. [Боголюбская икона Н. Соломонова: С. 215-217]; Маханько М. А. «Богоматерь Боголюбская»: Об использовании древних иконографических изводов в иконописи XVI в.//Искусствознание. 1998. 2. С. 240-261; Кызласова И. Л. История отечественной науки об искусстве Византии и Древней Руси, 1920-1930-е гг. М., 2000. С. 195, 211, 227, 233, 245, 282; Стерлигова И. А. Драгоценный убор древнерус. икон XI-XIV вв.: Происхождение, символика, худож. образ. М., 2000. С. 133-136, 162, 199-220; она же. Боголюбская икона Богоматери в XII-XIII вв.//Дри. СПб., 2002. [Вып.:] Византия, Русь, Зап. Европа: искусство и культура: Посвящ. 100-летию со дня рожд. В. Н. Лазарева (1897-1976).

http://pravenc.ru/text/149497.html

Старшая дочь Матрёны Григорьевны Татьяна Борисовна (предположительно её фамилия в замужестве была Frerjean), (1920-2009) [в некоторых источниках указан год смерти - 1982] родила троих детей: Сержа (р. 29.07.1939), Мишель (р. 06.08.1942) и Лоранс (р. 30.11.1943). Последняя дочь (правнучка Г.Е. Распутина-Нового) - Лоранс Ио-Соловьефф (LaurenceHuot-Solovieff) неоднократно посещала Россию, и, конечно, село Покровское. У Сержа двое детей: Валери (р. 1963) и Александра (р. 1968); у Валери в 1992 году родился сын Базиль. У Мишель сын - Жан-Франсуа (1968-1985). У Лоранс две дочери: Кэрол (р. 1966) и Мод (р. 1967) (Блог Анастасии Рахлис, anastasiarahlis) . Младшая дочь Мария (13.03.1922, Баден, Австрия - 19.04.1976, Марсель, Франция) в 1947 году вышла замуж за голландского (нидерландского) дипломата GideonWalraveBoissevain (1897-1985), от которого родила единственного ребенка - сына Сержа (SergeAlexandreBoissevain) (10.07.1947-03.01.2011). Будучи с мужем в Греции, когда он был там послом в конце 40-х - начале 1950-х гг., Мария Борисовна познакомилась и подружилась с дочерью Феликса Юсупова Ириной (1915-1983), а их дети - Серж и Ксения (р. 1942) вместе играли в детские игры (Блог Анастасии Рахлис, anastasiarahlis) . У Сержа две дочери, которые ныне здравствуют (информация дана на 20 мая 2016 г.): Катя (KatiaBoissevain) (р. 20.01.1970) и Эмбр (AmbreBoissevain) (р. 23.12.1978) - праправнучки Григория Ефимовича Распутина. Правнучка Г.Е. Распутина-Нового - Лоранс Ио (в девичестве Соловьёфф) - внучка старшей дочери Григория Распутина Матроны (или Матрёны, как её называли в семье) не говорит по-русски. Два её старших брата занимаются бизнесом. Лоранс живёт в Париже, у неё две дочери-красавицы. В заметке Алены Бучельниковой от 30 августа 2005 сказано, что в августе 2005 года Лоранс посетила Покровское и была в гостях у Владимира и Марины Смирновых, хозяев частного музея Григория Распутина в селе Покровском. Маршрут её поездки: Тюмень - Покровское - Тобольск. «Рассказать, что её прадед - вовсе не " святой черт " , каким его представляли, а человек, действительно положительно влиявший на здоровье цесаревича Алексея (Распутин снимал у мальчика приступы гемофилии), хочет и Лоранс. После выхода на пенсию парижанка ездит с лекциями о своем одиозном предке. " Мы всегда шутили, что, как это ни печально, Распутин стал первой жертвой " пиара " , - соглашается, улыбаясь, со своей гостьей Марина Смирнова. - Нужно было скомпрометировать царскую семью, и " средством " для этого стал Григорий Распутин " « (заметка Алены Бучельниковой) .

http://ruskline.ru/analitika/2017/01/04/...

Суханова Вера см. Варвара, монахиня. Сухих Николай Николаевич, священник см. Серапион, иеромонах. Сцегото Аркадий, протоиерей см. Афанасий, архимандрит . Сыщенко Иоанн (дата рождения не установлена – 1993, Лондон, Великобритания), протоиерей. Из перемещенных лиц, в конце 2-й мировой войны эмигрировал через Германию в Великобританию, где стал священником, состоял в клире РЗЦ, помощник настоятеля церкви в Лондоне (1960-е гг.1993), обслуживал также общины в Брэдфорде, Манчестере (с 1972) и Ноттингеме, член епархиального совета Великобританской епархии, протоиерей (после 1984), больше сведений о нем не имеется. Т Таисия ( Карцева Татьяна Георгиевна ; 29.5.1897, Сувальский уезд Привислинск. губ. – 12.1.1995, Бюсси-ан-От, Франция), монахиня. Эмигрировала в Ниццу, поступила послушницей в женскую обитель в Муазенэ-леТран (1944), пострижена в рясофор (1946), поступила в Покровский монастырь в Бюсси-ан-От (1952), пострижена в мантию (17.12.1976). Соч.: Жития русских святых. Дж., 1983 (2-е изд. М., 2004) Русское женское монашество. Дж., 1984. Лит.: Кончина монахини Таисии. SOP. 1995. 195 Басова И. Покровская обитель. Тальберг Николай Димитриевич (10.7.1886, м. Коростошев Киевск. губ. – 11.6.1967, Джорданвилль, Нью-Йорк, США), церковно-общественный деятель, историк Церкви. Из обрусевшей прибалтийской семьи, окончил С.-Петербургское училище правоведения (1907), служил в Министерстве внутренних дел (19071917), директор кабинета министра внутренних дел в правительстве гетмана Скоропадского в Киеве (1918), эмигрировал в Белград (1920), член Высшего Монархического Совета, сотрудник журнала «Двуглавый Орел» и газеты «Отечество», прихожанин русской Троицкой церкви в Белграде, состоял в юрисдикции РЗЦ, участник 2-го Карловацкого зарубежного собора (1424.08.1938), эмигрировал в Австрию (1945), староста Св.-Михайловской церкви в г. Зальцбург и Покровской церкви в г. Парш (19451947), уехал в США (1947), профессор по кафедре истории Церкви в Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле (19501967).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010