Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Зверинский Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи: С библиогр. указ. СПб., 1890-1897. 3 т. 2005р ЗВОРАО Записки Восточного отделения РАО. СПб., 1887-1912. 20 т. Здравомыслов. Словарь иерархов Здравомыслов К. Я. Биографический словарь иерархов РПЦ с введения христианства до 1918 г.//РНБ ОР. Ф. 102 ЗИАН Записки Имп. Академии наук. СПб., 1862-1895 ЗИНУ Записки Имп. Новороссийского ун-та. Од., 1867-1913. 113 т. ЗИФФ Записки историко-филологического факультета С.-Петербургского ун-та. СПб., 1876-1918. 143 ч. ЗЛУ Зборник Матице Српске за ликовне уметности. Нови Сад, 1965-. Кн. 1-. ЗМВЭМН Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-1917 гг.)/Ред.: А. Ф. Крашенинников. М., 1998 ЗМИАИ Записки Московского имп. Археологического ин-та. М., 1909-1916. Т. 1-39 ЗНТШ Записки науковаго товариства iм. Т. Шевченка. Льbib, 1893-. Т. 1-. ЗОЛКА Записки Общества любителей кавказской археологии. Тифлис, 1875. Вып. 1-. ЗОРСА Записки Отделения русской и славянской археологии Русского Археологического общества. СПб., 1851-1918. 13 т. ЗРАГ Записки Русской академической группы в США. Н.-Й., ЗРАО Записки Русского Археологического общества. М., 1847-1863. 14 т.; Н. с. СПб., 1886-1902 ЗРВИ Зборник радова Византолошког ин-та. Београд, 1952-. ИА Исторический архив. М.; Л., 1936-1953. М., 1955-. ИАБ Исихазм: Аннот. библиогр./Сост.: А. Г. Дунаев и др.; ред.: С. С. Хоружий. М., 2004 ИАИ Известия на Археологическия ин-т. София, 1927-. ИАН Известия Академии наук. М., 1918-. ИБИД Известия на Българското историческо дружество в София. София, 1944-1948, 1967-. ИБ ОВЦС МП Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. М., 1968-. ИВ Исторический вестник. СПб., 1880-1917 ИВАД Известия на Варненското археологическо дружество. Варна, 1908-1964. 15 кн. ИВЛ История всемирной литературы. М., 1983-1991. 8 т. ИДРДВ История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. М., 1976-1989. 5 т. ИЗ Исторические записки. М., 1937-. Изб. 1076 Изборник Святослава, 1076 г. ГПБ. Эрм. 205: Ркп. Изд.: Изборник 1076 г./Подгот.: В. С. Голышенко и др. М., 1965 ИзвГАИМК Известия Гос. академии истории материальной культуры. М.; Л., 1921-1935 ИзвКавИАИ Известия Кавказского историко-археологического ин-та. Тифлис, 1923. Т. 1; 1927. Т. 2; 1925. Т. 3 ИзвОЛЯ Известия АН СССР. Отд. лит-ры и языка. М., 1928-1991 (с 1992 - Известия АН: [Журнал РАН], сер.: лит-ра и яз.) 1 ... ← предыдущая 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 следующая → ... 22

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=8

Во время нападения мусульман (должно быть, халебского эмира Занги I Имад ад-Дина в 1139) 6 иноков из И. П. м. были казнены. Однако из сочинения Мухаммада аль-Идриси (ок. 1154) следует, что греч. монахи продолжали жить в мон-ре. В 1160 г. И. П. м. был полностью разрушен землетрясением и в 70-х гг. XII в. заново отстроен имп. Мануилом I Комнином , видимо, на том же месте - на расстоянии «двух выстрелов из лука от Иордана» ( Иоанна Фоки Сказание. 1889. С. 50). В то же время на полпути от И. П. м. к Иордану была воздвигнута новая часовня на месте Крещения Господня (еще в 1175 немецкий мон. Теодорих вместо часовни увидел только камень, на котором стоял Спаситель - Theodericus. 1976. P. 37). По мнению Прингла, эта часовня была построена на месте предыдущей церкви VII в. ( Pringle. 1993. Vol. 1. P. 109). В 1169-1172 гг. тамплиеры для обеспечения безопасного посещения паломниками Иордана построили недалеко от мон-ря замок ( Theodericus. 1976. P. 37). Хотя в 1212 г. часовня на месте Крещения была разрушена, мон-рь уцелел и в нем подвизались греч. монахи. Из описания И. П. м. свт. Саввы I , архиеп. Сербского, посетившего его в 1229 г., следует, что мон-рь находился на вост. (!) берегу Иордана (Путешествия св. Саввы, архиеп. Сербского/Ред.: архим. Леонид (Кавелин)//ППС. 1884. Т. 2. Вып. 2(5). С. 3). О жизни обители XIV в. свидетельствуют колофоны присланных туда или переписанных в ней рукописей. Из записи в одном из кодексов лавры Саввы Освященного известно, что в 1316 г. с Крита в И. П. м. было прислано 6 Миней ( Παπαδπουλο-Κεραμες. 1897. Τ. 3. Σ. 113; Леонид (Кавелин). 2008. С. 298-299). В рукописи Hieros. 230, 1330 г., назван кафигум. Памва ( Παπαδπουλο-Κεραμες. 1897. Τ. 3. Σ. 249; Die griechischen Schreiber des Mittelalters und der Renaissance/Hrsg. M. Vogel, V. E. Gardthausen. Lpz., 1909. S. 297). Иерусалимский Типикон (Sinait. gr. 1099) был создан в И. П. м. в XIV в., при игум. Григории ( Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 196). В Иерусалимской патриаршей б-ке хранится ряд рукописей, ранее принадлежавших И. П. м. ( Παπαδπουλο-Κεραμες. 1897. Τ. 3. Σ. 27, 129, 249, 279).

http://pravenc.ru/text/577918.html

была проведена ревизия серб. школ с целью изъятия книг на кириллице. Митр. Дионисий II выступал против перехода епархии из юрисдикции К-польского Патриарха в юрисдикцию Карловацкой митрополии , находившейся под контролем Австро-Венгрии, и изъятия рус. богослужебных книг, что привело к его отставке. Администратором митрополии в 1891-1892 гг. был архим. мон-ря Тавна Александр (Симич). При митр. Николае (Мандиче ; 1892-1896) в епархии строились церкви, в школах было введено преподавание Закона Божия. Митр. Григорий (Живкович ; 1897-1909) боролся за церковно-образовательную автономию Боснии и Герцеговины, к-рая была предоставлена в 1905 г., уделял много внимания просвещению в епархии. В правление митр. Илариона (Радонича ; 1910-1922) в условиях военного времени на территории епархии было запрещено использование кириллицы, мн. священники попали в тюрьмы или были убиты. В 1920 г. Зворникско-Тузланская кафедра вошла в состав восстановленной Сербской Патриархии в ранге епархии, до назначения в 1929 г. еп. Нектария (Круля) адм. управление епархией осуществляли еп. Шабацкий Михаил (Урошевич), митр. Баня-Лукский Василий (Попович) и еп. Захумско-Герцеговинский Иоанн (Илич) . В 1921-1941 гг. в З.-Т. е. было построено 29 церквей, 17 обновлено, восстановлены мон-ри Озрен, Тавна и Папрача. В начале второй мировой войны епархия оказалась на территории фашистского Независимого гос-ва Хорватия, в к-ром правосл. сербы подвергались гонениям. В 1941-1945 гг. было убито 46 священников, 54 храма разрушено (в т. ч. 17 полностью), повреждено 25 приходских домов и 20 церковных объектов, уничтожено 62 церковных архива, 49 приходских и монастырских б-к. После войны, вернувшись из изгнания, еп. Нектарий начал восстанавливать епархию, но ему мешали новые коммунистические власти - в послевоенные годы в З.-Т. е. было убито 10 священнослужителей. В 1951 г. владыка был перемещен на Сараевскую кафедру, но продолжал адм. управление З.-Т. е. В 1955 г. епархию возглавил еп. Лонгин (Томич) , при к-ром все церкви и мон-ри были восстановлены, построено 30 храмов. В кон. 1976 г. епархия делилась на 6 наместничеств, действовали 4 мон-ря и 131 церковь, служили 75 священников и 22 монаха. После краткого адм. управления епархией еп. Шабацко-Валевского Иоанна (Велимировича) 16 июля 1978 г. главой З.-Т. е. стал еп. Василий (Качавенда), который продолжил восстановление храмов и мон-рей, но во время гражданской войны 1991-1995 гг. был вынужден перенести кафедру из Тузлы в Биелину. Из епархий СПЦ в Боснии и Герцеговине в ходе гражданской войны больше всех пострадала З.-Т. е. Было разрушено 38 и повреждено 60 церквей, полностью уничтожен мон-рь Сасе, разрушены (31) и повреждены (19) приходские дома и др. церковные здания. По окончании войны восстановлены церковные здания, а также основано несколько новых монастырей. Особое внимание уделяется воспитанию молодежи, 16 марта 2006 г. в Зворнике был основан Святосавский молодежный союз.

http://pravenc.ru/text/199675.html

Будучи юношей, я так же, как и все молодые люди, посещал кино и танцевальные площадки. И вот однажды, придя на танцы (это было под праздник святого пророка Илии), я увидел нечто такое, что меня поразило до самого сердца и окончательно повернуло меня в другую сторону; я уже никогда в жизни не возвращался к мирским утехам.... [Здесь владыка говорит про случай на танцплощадке, о котором говорилось выше]. ...В 1945 году был посвящен в иподиакона, а через год, в 1946-м, пострижен в рясофор с оставлением прежнего имени. ...С 1949 года учился в Саратовской духовной семинарии, которую закончил по первому разряду со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом на кафедре сектоведения. 8 октября 1956 года я принял полный монашеский постриг и был определен преподавателем Минской духовной семинарии. В октябре 1957 года указом Святейшего Патриарха Алексия (Симанского) я был переведен в распоряжение архиепископа Чебоксарского и Чувашского Мануила и назначен на должность священника кафедрального собора. В то время я помогал своему владыке в его трудах по составлению " Каталога русских архиереев за последние 60 лет (1897-1957 гг.) " , над которым мы трудились с 8 часов утра и до часу ночи, прерываясь лишь на обед и молитву. ...В сентябре 1960 года переведен в город Куйбышев, в наш Покровский кафедральный собор. Дальнейшая моя жизнь вам уже известна. Если что изложил не так, как, может быть, нужно - не взыщите. Аминь». В данной книге мы кратко опишем и остальную часть биографии митрополита Иоанна (Снычева). В 1961 г. иеромонах Иоанн был возведен в сан игумена, а в 1964 г. в сан архимандрита. 12 декабря 1965 г. состоялась его хиротония в епископа Сызранского. В 1969 г. был утвержден епископом Куйбышевским и Сызранским. В 1976 г. владыка Иоанн был возведен в сан архиепископа. В 1988 г. за труды по истории РПЦ получил звание доктора церковной истории. В 1990 г. архиепископ Иоанн был возведен в сан митрополита. С августа 1990 г. возглавлял Санкт-Петербургскую епархию.

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/09/...

Керкирского Василия Педиадита к папе Римскому Иннокентию III датировал ее 13 нояб. 1213 г. ( Μανφης. 1975/1976. Σ. 431-434). Новую датировку одни исследователи поддержали ( Georg. Acrop. 2007. P. 160), другие выступили против нее ( Schminck. 1982. S. 198). По словам историка Георгия Акрополита, М. А. отличали глубокие познания и в богословии, и в светских науках ( Georg. Acrop. 2007. P. 11). М. А. связывала многолетняя дружеская переписка с выдающимися интеллектуалами эпохи: митр. Фессалоникийским Евстафием , митр. Афинским Михаилом Хониатом и его младшим братом историком Никитой Хониатом. Известно послание Евстафия к М. А., в к-ром он сетовал на то, что, добившись карьерных высот, М. А. забыл о своем старом друге ( Eustathii. 1832. P. 339). Сохранилось 7 посланий Михаила Хониата к М. А. Самое раннее относится ко времени до 1182 г. ( Michaelis Choniatae. 2001. P. - 8-9), самое позднее - к годам Патриаршества М. А., когда Михаил, пользуясь старой дружбой с М. А., имевшим большое влияние при дворе никейского императора, добивался имп. милости для своего протеже архонта Халкуциса (Ibid. P. 224-225). Единственное сохранившееся послание Никиты к М. А. относится к 1206-1207 гг.: Хониат из Никеи приветствовал М. А., к-рый находился в тот момент в Прусе, и сетовал на бедность и тяжелые бытовые условия, не позволившие ему навестить друга ( Nicetae Choniatae. 1973. P. 214-215). Ист.: Eustathii metropolitae Thessalonicensis Opuscula/Ed. Th. L. F. Tafel. Fr./M., 1832. P. 339; Niceph. Callist. Catalog.//PG. 147. P. 465; Павлов А. С. Синодальная грамота 1213 г. о браке греч. императора с дочерью армянского князя//ВВ. 1897. Т. 4. С. 160-166; Georg. Acrop. Chron. P. 11; idem. The History/Transl., introd., comment. R. Macrides. Oxf., 2007. P. 83, 120-121, 159-160; Heisenberg A. Neue Quellen zur Geschichte des lateinischen Kaisertums und der Kirchenuninon. Münch., 1923. Bd. 2: Die Unionsverhandlungen vom 30. August 1206. Patriarchenwahl und Kaiserkrönung in Nikaia 1208; Bd. 3: Der Bericht des Nikolaos Mesarites über die politischen und kirchlichen Ereignisse des Jahres 1214; Oikonomid è s N.

http://pravenc.ru/text/2563670.html

В 1860 г. Б. отказался от должности старшего архитектора Приказа общественного призрения, затем покинул службу в Воспитательном доме и при московском генерал-губернаторе, ограничившись частной практикой. В 1867 г. Б. стал организатором и первым председателем МАО. В кон. 60-х гг. теоретические воззрения Б. на сущность архитектуры пополнились идеями о стилеобразующем значении строительных материалов и конструктивных особенностях строения. Б. искал новые стилевые решения, используя наследие неклассической архитектуры, что получило распространение в эпоху эклектики. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Соч.:Речь о неосновательности мнения, что архитектура греческая, или греко-римская, может быть всеобщею и что красота архитектуры основывается на пяти известных чиноположениях. М., 1834. Арх.: ГИМ ОАГ. Р-1560. Папка 19. Р-2859, 2860; ГИМ ОПИ. ф. 327. Д. 5, 15, 16; РГАДА ДО. д. 16092. Л. 1; Д. 16118. Л. 90-91; д. 16124. Л. 33-34; Д. 46992 Л. 44 об.; Д. 47013. Л. 24 об.; д. 47028. Л. 36; Оп. 50. Д. 7253; РГИА. Ф. 789. Оп.1. Д. 1218. Л. 2-3; ЦГИАМ. Ф. 4. Св. 1110. Д. 262. Л. 18; Ф. 16. Оп. 7. Д. 89603. Л. 62, 128, 139 об.; Оп. 24. Д. 988; Ф. 54. Оп. 184. Д. 16. Л.1, 2; Ф. 163. Оп. 4. Д. 399. Л. 96; Ф. 459. Оп. 1. Д. 4283. Л. 1, 2; Ф. 2186. Оп. 1. Д. 1. Ист.: Московский некрополь/Сост. В. И. Саитов, Б. Л. Модзалевский. СПб., 1907. Т. 1. С. 161; Быковские Н. М. и К. М. М. Д. Быковский//Рус. художественный архив. 1892. Вып. 1. С. 3-6; Вып. 2. С. 70-79. Лит.: Ист. записка о деятельности МАО за первые 30 лет его существования, 1867-1897. М., 1897; Речь М. Д. Быковского. Жизнь и архитектурная деятельность М. Д. Быковского//Торжественное чествование 29 окт. 1901 г. столетней годовщины со дня рожд. М. Д. Быковского. М., 1903; Дьяконов М. В. К биогр. словарю моск. зодчих//Рус. город. М., 1976. Т. 1. С. 286-287; Гумбург Ю. Михаил Быковский. М., 1988; Кириченко Е. И. Михаил Быковский. М., 1988; Быковский М. Д.//ЗМВЭМН. 1998. С. 46-48. Е. Э. Спрингис Рубрики: Ключевые слова: ГАГАРИН Григорий Григорьевич; 1810 - 1893, рус. кн., художник, архитектор, график, вице-президент АХ, член ученых об-в, коллекционер

http://pravenc.ru/text/153731.html

И. Ю. были официально опубликованы 21 нояб. 533 г. (Imperatoriam. 7) и вступили в силу 30 дек. 533 г.- одновременно с «Дигестами» (Tanta. 23). Ввод И. Ю. в действие регламентировала специальная конституция Юстиниана, получившая условное название «Imperatoriam». Хотя Юстиниан не принимал участия в подготовке институций, сборник был издан от его имени; Юстиниан называл институции «наши законы» или «наши институции» (Imperatoriam. 7; Omnem. 2). Источники Создатели И. Ю. руководствовались гл. обр. Институциями Гая и их переработкой Res cottidianae (рубеж III и IV вв.). Они также пользовались институциями Флорентина, Ульпиана, Марциана и Павла (Omnem. 2; Imperatoriam. 6). Наряду с этим они самостоятельно обработали новый материал имп. конституций (из 1-го издания Кодекса Юстиниана, «50 решений» и др.). Кроме того, ими были задействованы отдельные сочинения Гая, Модестина, Ульпиана и др. юристов классического периода ( Kotz-Dobr . 1916. Sp. 1578-1584). Рукописная традиция, издания, переводы Лат. оригинал И. Ю., видимо, был забыт в Византии уже вскоре после Юстиниана, поскольку, с одной стороны, основная часть их норм, имеющих практическое значение, дублировалась в «Дигестах» и Кодексе Юстиниана и, с др. стороны, появился греч. перевод И. Ю.- Парафраза Феофила ( Mortreuil. Histoire de droit. T. 1. P. 17; Pieler. Rechtsliteratur. S. 419). Название И. Ю. приводится в визант. юридической лит-ре в греческой транслитерации и только у Феофила и в Collectio tripartita сохраняется в лат. написании ( Семеновкер. 1995. С. 113). Парафраза Феофила была создана в 533-534 гг. ( Pieler. Rechtsliteratur. S. 420). При ее составлении были использованы не только И. Ю., но и Институции Гая - вероятно, посредством их греч. Парафразы ( Липшиц. Право. С. 17). Парафраза Феофила является единственной полностью дошедшей до нас греч. переработкой И. Ю. Editio princeps греч. текста Парафразы Феофила вышло в 1531 г. в Базеле. Ее научное издание осуществил К. Феррини (Institutionum graeca paraphrasis. 1884-1897). Основанная на рукописной традиции атрибуция Парафразы антецессору Феофилу, одному из составителей И. Ю., долго оставалась под сомнением. Ее отвергал Феррини, считавший, что Парафраза была ошибочно приписана Феофилу в рукописях XI в. (ряд его статей о Парафразе Феофила собран в кн.: Ferrini. 1929). К. Э. Цахарие фон Лингенталь подверг эти взгляды Феррини критике ( Zachari ä v. Lingenthal. 1889. S. 257-261; Idem. Geschichte. S. 5). В наст. время большинство ученых разделяют мнение об авторстве Феофила (см., напр.: Lokin. 1976). Различные ошибки и противоречия, встречающиеся в тексте памятника, можно объяснить тем, что Парафраза представляет собой недостаточно отредактированные студенческие записи лекций Феофила об И. Ю. ( Mortreuil. Histoire de droit. T. 1. P. 124).

http://pravenc.ru/text/468833.html

По высочайше утверждённому расписанию приходов и причтов Черниговской епархии от 17 января 1876 года, Успенская церковь входила в состав Очкино-Журавского прихода, настоятелем которого в 1879 году был её священник Иоанн Левицкий с. 105–106]. В разное время в ней служили Иоанн Корейша (?), Иоанн Левицкий (? – 1874–1890 – ?) и Успенская церковь другие священники. Богослужения в церкви продолжались до середины 20-х годов прошлого века, после чего её закрыли, а в 1934 году разобрали на кирпичи и построили из них Дом культуры. В 1768 года279 в Очкино функционировала церковно-приходская школа, в которой преподавал дьяк. Со временем её закрыли, а в октябре 1860 года открыли новую церковно-приходскую школу, в которой в 1860–1861 учебном году обучалось 40 мальчиков и 10 девочек с. 175]. В 1890 году (по другим данным в 1896 году) в Очкино была открыта земская школа (сельское начальное народное училище), в которой в 1896–1897 учебном году обучалось 38 мальчиков и 2 девочки. На её содержание Новгород-Северское земство выделяло 165 руб. в год, а сельская община 75 руб. c. 126]. Процент грамотности среди очкинских жителей был одним из самых высоких в Хильчичской волости и в начале 1897 года составлял 17,9 % с. 27]. В Очкино родились известный археограф Михаил Осипович Судиенко (1802 – 8.09.1871) и Владимирский губернатор Иосиф Михайлович Судиенко (27.07.1830 – 5.12.1892). Сведения о количестве дворов и численности жителей (податных душ в 1795, 1799 гг.) села Очкино: год 1795 1799 1859 1883 1892 1897 1901 1913 1917 дворов 143 124 183 196 200 184 – – – жителей 205 215 843 1022 1089 1109 1178 684 – год 1923 1926 1940 1970 1976 1989 2001 2008 дворов 262 244 269 296 274 – – – жителей 1402 1224 832 542 500 401 ==== Иная информация (http://www.otkudarodom.ua/ru/ochkino#_ftnref1): Очкино (Черниговская губерния) На р. Десне, в 25 вер. от Новгорода, на левом берегу Десны, в соседстве с Кривоносовкою и Поселение по названию и по положению на Десне дотатарское. По переписи 1767 г. Очкино на чине генерального судьи, с дерев. храмом Успения Богоматери. В церковном архиве есть бумаги с 1704 г.

http://pravicon.com/image-31976

Иконография А. и. восходит к образцам итало-греч. искусства. Пресв. Богородица изображена со сложенными на груди в молении руками (в соответствии с католич. традицией), слева от нее - Иисус Христос, распятый на Голгофском кресте. Существуют варианты: Богородица в мафории (XIX в., ПГХГ), в короне с непокрытой головой (XIX в., ЦАК МДА), с непокрытой головой (кон. XVIII - сер. XIX в., ГММК). В честь А. и. были освящены храм в с. Чернетове Брянской обл. (построен в 1805 на средства помещицы А. Н. Надаржинской, родной тетки Ф. И. Тютчева), Ахтырский жен. мон-рь в с. Гусевка Волгоградской обл. (основан в 70-х гг. XIX в., местночтимый список с А. и. был спрятан в 20-х гг. XIX в.), храм в дер. Ахтырка Сергиево-Посадского р-на Московской обл. (построен в 1825 архит. А. С. Кутеповым в бывш. имении князей Трубецких, возвращен РПЦ в 1991), часовня при республиканской больнице в Петрозаводске (освящена в 2000). Лит.: История явления Ахтырской чудотворной иконы Богоматери и соборного Покровского храма, где она ныне находится. СПб., 1903; Поселянин Е. Богоматерь. С. 410-414; Киселев А. , прот. Чудотворные иконы Божией Матери в русской истории. Н.-Й., 1976. С. 135-138; Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. B., 1990. S. 15, 87; Bentchev I. Handbuch der Muttergottesironen Russlands. Bonn, 1992. S. 25-26; Свод памятников истории и культуры России: Смоленская область. М., 2001. С. 197-198. Л. А. Щенникова, Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви) ВАЛААМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасо-Преображенском Валаамском муж. мон-ре в 1897 г. ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси КОНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Коневская Икона Божией Матери (празд. 10 июля, 3 сент.), чудотворный образ, появление к-рого на Руси предание связывает с именем прп. Арсения Коневского

http://pravenc.ru/text/77220.html

А. В. много сделал для духовного просвещения своего края. По его приглашению прп. Григорий Хандзойский был принят с большими почестями во дворце куропалата: приветствуя его, А. В. поднялся с трона и стоя испросил благословение для своего дома и семьи, что святой и исполнил ( Георгий Мерчул. Житие. С. 96). Из того же источника известно, что А. В. пожертвовал мон-рю Хандзта «хорошие места», и в т. ч. местность Шатберди с пахотной землей. В надписи в мон-ре Опиза говорится, что А. В. был строителем этого мон-ря. Там же сохранилось его барельефное изображение. Обстоятельства смерти А. В. источники передают по-разному. Сумбат Давитисдзе пишет, что царь собирал отряд в мест. Долискана, чтобы отразить нападение арабов. Догадавшись, что его собираются убить, царь бежал в Артануджи, но преследователи настигли его в ц. святых апостолов Петра и Павла и закололи мечом пред алтарем (КЦ. Т. 1. С. 377). По др. сведениям, царя убили арабы в церкви в Гардабани на юго-востоке Грузии (Там же. С. 253). Н. Бердзенишвили, проанализировав эти данные, считает, что убийцами А. В. были азнауры из левобережья р. Чорохи, недовольные чрезмерным усилением власти царя. Прп. Григорий Хандзойский, возвратившись из К-поля, с большой скорбью оплакивал А. В., называя его «могущественнейшим из царей», «крепостью Церквей», «оградой христиан» и т. д. ( Георгий Мерчул. Житие. С. 98). Похоронен А. В. в придворной ц. святых апостолов Петра и Павла в Артануджи. Его могила упоминается среди имущества Светицховели (Пожертвовательные акты, отданные Светицховели в сер. XVI в.//ЦГАГ. 1449-1588. ИР Hd-8712). Время и место канонизации А. В. неизвестны. В богослужебных книгах, а также в агиографиях Католикосов-Патриархов Грузии Виссариона (Бараташвили-Орбелишвили) и Антония I (Багратиони) его имя не упоминается вплоть до кон. XVIII в. Возможно, оно было внесено в календарь без канонизации вместе с еще нек-рыми именами в 60-х гг. ХХ в. при Католикосе-Патриархе Грузии Ефреме II (Сидамонидзе) . Ист.: /, . // . ,1897. С. 195-198; Георгий Мерчул. Житие св. Григория Хандзтийскаго/Груз. текст, введ., изд., пер. Н. Марра//ТРАГФ. Кн. 7. С. 92-100, 128-130; //КЦ. Т. 1. С. 252-253 (рус. яз.: Матиане Картлиса/Пер., введ. и примеч. М. Д. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1976. С. 28-29); . //Там же. Т. 4. С. 128-129; . //Там же. С. 376-377 (рус. яз. Сумбат Давитисдзе. История и повествование о Багратионах/Пер., введ. и примеч. М. Ю. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1979. С. 30-33); // / I . . , 1980. С. 285-287.

http://pravenc.ru/text/77252.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010