Преподобный Алексий Голосеевский Святой Алексий родился в Киеве в 1840 году и с рождения был нем. Епископ Антоний предсказал его матери, что она даст жизнь человеку, больному телом, но притом великому слуге Божию. Когда ему исполнилось 13 лет, митрополит Киевский Филарет позвал их с матерью на пасхальную всенощную. Иерарх дважды приветствовал их словами: «Христос Воскресе!» – и мальчик ответил: «Воистину Воскресе!» С этих пор он заговорил. После смерти матери митрополит взял его к себе и дал прекрасное образование. Юноша помогал Филарету в делах управления и часто бывал у святого Парфения (память 17 марта). В 1857 году он стал послушником в Киево-Печерской лавре, при типографии. В 1872 году принял постриг с именем Алексий, а еще через три года был рукоположен в священника. Послушание духовника он прилежно исполнял до конца своих дней. Кроме того, его назначили ризничим Ближних пещер, где он должен был с миром и наставлением принимать большое число паломников. Эту же должность он занимал потом при главной церкви лавры. Однако через шесть лет его ложно обвинили в неправедном использовании средств одного женского монастыря, которому он на самом деле помог вполне бескорыстно, и святой Алексий был переведен на служение при больнице (1887). Поскольку обвинения преследовали его, он был переведен в Преображенский скит (1891), а оттуда в Голосеевский скит опять же на должность ризничего (1895). Несмотря на это, он оставался духовником монахов лавры и множества паломников, приходивших к нему отовсюду и толпившихся у его кельи, чтобы получить духовное утешение и Божие благословение. Святой Алексий также был духовником Киевских митрополитов Иоанникия и Флавиана. Бог наградил его даром прозрения, который он использовал, чтобы побудить своих посетителей к покаянию. Раздав свои немногие сбережения на милостыню, святой Алексий предал душу Господу 11 марта 1917 года. В 1925 году он трижды являлся во сне архиепископу – игумену лавры, попросив перенести свои останки, оказавшиеся затопленными. С большим трудом игумену удалось получить разрешение на это от большевистских властей.

http://pravoslavie.ru/60314.html

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 4 (17) февраля Священномученик Петр Соколов Священномученик Петр родился 15 января 1873 года в семье священника Мотомского прихода Белозерского уезда Новгородской губернии Василия Соколова. Первоначальное образование Петр получил в родном селе в школе, подведомственной Министерству просвещения, а затем, по окончании Белозерского духовного училища, поступил в Новгородскую Духовную семинарию и окончил ее в 1892 году. В том же году Петр Васильевич был определен псаломщиком в собор при военной крепости в городе Двинске, в 1895 году он был переведен в Москву в одну из церквей при воинской части, в 1896м – рукоположен во диакона ко храму святителя Николая в Старом Ваганькове при Румянцевском музее. Духовенство этого храма окормляло военнослужащих артиллерийского ведомства Московского военного округа; в это время настоятелем храма был священник Леонид Чичагов, впоследствии митрополит Серафим, закончивший жизнь мученически. В 1902 году диакон Петр был перемещен к церкви при 1-й Гренадерской артиллерийской бригаде на Ходынском поле. В 1908 году он был рукоположен во священника и служил в храме при Сергиево-Елизаветинском трудовом училище увечных воинов города Москвы. В 1919 году в связи с закрытием всех дореволюционных училищных храмов отец Петр был назначен в Константино-Еленинский храм в селе Майданово Клинского уезда Московской губернии, в 1930 году – переведен в Скорбященскую церковь в Клину. В 1921 году отец Петр был возведен в сан протоиерея, в 1930 году награжден митрой. В 1925 году протоиерей Петр был назначен благочинным Клинского района, а в 1936 году и Солнечногорского . В Скорбященской церкви отец Петр прослужил до ареста в 1938 году. В конце января был допрошен дежурный свидетель, а в самый день ареста, 2 февраля, – сосед священника, подписавший показания, составленные следователем. – Кого вы знаете из служителей религиозного культа в Клинском районе и с кем персонально поддерживаете связь и в чем она выражается? – спросил священника следователь.

http://fond.ru/kalendar/120/petr/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 25 (8 декабря) Священномученик Иоанн Тарасов Священномученик Иоанн родился 18 февраля 1867 года в селе Бородино Клинского уезда Московской губернии в семье крестьянина Якова Ивановича Тарасова. Иван окончил городскую начальную школу и с десятилетнего возраста служил у состоятельных торговцев в Клину, а затем перешел служить в контору прокурора Шмидта. С 1895 года и до самой революции 1917 года Иван Яковлевич работал у многих крупных торговцев, а после революции поступил чиновником в Народный комиссариат путей сообщения, откуда уволился по болезни и по возрасту в 1921 году. С этого времени он посвятил свою жизнь служению Церкви, поступив псаломщиком в московский храм Живоначальной Троицы в Листах, и к этому же храму в 1923 году он был рукоположен диаконом. В 1924 году диакон Иоанн был рукоположен в сан священника к Дмитровской церкви в селе Шевырева Слобода Епифанского района Тульской губернии. В 1925 году он был награжден набедренником и скуфьей и в том же году переведен в Успенский храм в селе Обухово Клинского района Московской губернии. В 1928 году отец Иоанн был награжден камилавкой, в 1930 году – назначен в Константино-Еленинский храм в селе Майданово. В 1931 году священник был награжден наперсным крестом, в 1934 году – возведен в сан протоиерея и в том же году переведен в Николаевскую церковь в селе Голенищево. В 1935 году протоиерей Иоанн был назначен в Одигитриевскую церковь в селе Воронино, в 1936 году – в Казанскую церковь в селе Фроловское, а в августе 1937 года был переведен в храм Рождества Пресвятой Богородицы погоста Вырки Орехово-Зуевского района. Эти частые перемещения священника с прихода на приход избавили его от нескольких арестов, которым он безусловно бы подвергся, оставаясь на одном месте. Но пришло время столь беспощадных гонений, что от них, по замыслу гонителей, не должен был ускользнуть никто. 22 октября 1937 года был допрошен председатель Нестеровского колхоза, который показал: «Иван Яковлевич Тарасов враждебно настроен к советской власти и ВКП(б), часто высказывает среди населения антисоветские настроения. В начале сентября 1937 года Тарасов в личной беседе со мной заявил: “У вас, видно, дела-то плохо обстоят в колхозе. Есть ли крестьянам интерес в дальнейшем работать сообща в колхозе? Не думают ли у вас колхозники опять быть единоличниками? Посмотрю я на ваших колхозников, товарищ председатель, и думаю, что не люди стали, а тени. Все они замучены, изнурены непосильной работой в колхозе. Сразу видно, что они при такой колхозной жизни долго не проживут”».

http://fond.ru/kalendar/1359/ioann/

Статистика Голубцов Александр Петрович Александр Петрович Голубцов (20 ноября 1860, Ильинский погост Галичского уезда Костромской губернии — 4 июля (17 июля) 1911, Сергиев Посад) — русский богослов, профессор Московской духовной академии. Семья Родился в семье бедного сельского священника Петра Александровича Голубцова и его супруги Анны Елисеевны. Жена — Ольга Сергеевна, урождённая Смирнова, младшая дочь ректора Московской духовной академии, протоиерея Сергея Константиновича Смирнова. Они обвенчались в 1886. Дети: Иван (1887—1966) — доктор исторических наук; Мария (1888—1925); Сергей (1893—1930); Пётр (1895—1917), студент Московской духовной академии; Наталия, в монашестве Сергия (1896—1977); Анна (1898—1943); Николай (1900—1963), священник. Алексей (1904—1978), инженер; Павел, в монашестве Сергий (1906—1982), художник-реставратор, архиепископ Новгородский и Старорусский; Серафим (1908—1981), священник. Образование и учёные степени Окончил Галичское духовное училище, Костромскую духовную семинарию (1882, вторым в выпуске), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1886; первым магистрантом). В 1886—1887 — профессорский стипендиат по кафедре церковной археологии и литургики Московской духовной академии. Магистр богословия (1891; тема диссертации: «Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны»). Доктор богословия (1907; тема диссертации: «Соборные чиновники и особенности службы по ним»). Преподаватель и учёный С 1887 — и. д. доцента по кафедре церковной археологии и литургики Московской духовной академии. Магистерская диссертация Голубцова, посвящённая полемике о вере между православными и протестантами в XVII веке, заслужила позитивную оценку профессора Василия Ключевского, который написал в своём отзыве, что «магистрант не только впервые в одной работе охватил все стороны этого исторического эпизода, но и тщательно проанализировал все материалы, имевшиеся в различных Российских книгохранилищах». Эта работа была удостоена Святейшим Синодом премии митрополита Макария.

http://lib.cerkov.ru/authors/990

Февраля 4 (17) Священномученик Петр (Соколов) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Петр родился 15 января 1873 года в селе Мотома Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье священника Василия Соколова . Первоначальное образование Петр получил в родном селе в школе, подведомственной Министерству просвещения, а затем, по окончании Белозерского Духовного училища, поступил в Новгородскую Духовную семинарию и окончил ее в 1892 году. В том же году Петр Васильевич был определен псаломщиком в собор при военной крепости в городе Двинске, в 1895 году он был переведен в Москву в одну из церквей при воинской части, в 1896-ом – рукоположен во диакона ко храму святителя Николая в Старом Ваганькове при Румянцевском музее. Духовенство этого храма окормляло военнослужащих артиллерийского ведомства Московского военного округа, в это время настоятелем храма был священник Леонид Чичагов, впоследствии митрополит Серафим, закончивший жизнь мученически. В 1902 году диакон Петр был перемещен к церкви при 1-й Гренадерской артиллерийской бригаде на Ходынском поле. В 1908 году он был рукоположен во священника и служил в храме при Сергиево-Елизаветинском трудовом училище увечных воинов города Москвы. В 1919 году в связи с закрытием всех дореволюционных училищных храмов отец Петр был назначен в КонстантиноЕленинский храм в селе Майданово Клинского уезда Московоской губернии, в 1930 году – переведен в Скорбященскую церковь в Клину. В 1921 году отец Петр был возведен в сан протоиерея, в 1930 году награжден митрой. В 1925 году протоиерей Петр был назначен благочинным Клинского района, а в 1936 году и Солнечногорского. В Скорбященской церкви отец Петр прослужил до ареста в 1938 году. В конце января был допрошен дежурный свидетель, а в самый день ареста священника, 2 февраля, житель соседнего дома, который подписал показания, составленные следователем. Протоиерей Петр был допрошен на следующий день после ареста. – Кого вы знаете из служителей религиозного культа в Клинском районе и с кем персонально поддерживаете связь и в чем она выражается?

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Богородице-Рождественский Ильинский Тюменский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Женский монастырь при Ильинской церкви Тюмени создан ок. 1620, но в 1765 упразднён, церковь обращена в приходскую. Восстановлен в 2002 одновременно с началом реставрации церкви. Содержание История [ править править код ] Ильинская приходская церковь в Тюмени впервые упоминается в 1586—1587 гг. В 1620 г. настоятель Никон основал при церкви женскую монашескую общину. Она просуществовала до 1765—1767 гг., когда была преобразована в приходскую Успенскую церковь. За всё время существования обитель неоднократно меняла своё название — Успенская, Ильинская, Алексеевская. 21 июня 1773 года был освящена однопрестольная приходская церковь, получившая название во Имя Ветхозаветного Пророка Илии. Через 60 лет, 3 июня 1833 г., был заложен фундамент нового каменного здания во имя Покрова Пресвятой Богородицы. 24 апреля 1837 года была освящена каменная построенная двухъярусная колокольня, в которой повесили шесть колоколов. В 1884 г. с северной стороны храма был построен новый Покровский придел, а старый придел был объединён с Ильинским приделом аркой. Строительство было профинансировано на средства пароходчика Ивана Ивановича Игнатова и прихожан. В апреле 1894 г. - ноябре 1895 гг. храм был прошёл капитальный ремонт. Проект предусматривал перестройку главного купола и колокольни в русско-византийском стиле, установку нового иконостаса в главном приделе в стиле эпохи Ренессанса, а также обновление каменного пола и роспись стен живописью. 12 ноября 1895 года Пророко-Ильинская церковь была освящена. Церковь Илии Пророка 25 января 1893 года в приходе была открыта церковно-приходская школа. Она действовала до 1918 г., когда была закрыта советской властью. В июне-сентябре 1925 г. тюменцы провели капитальный ремонт храма. А 26 января 1930 года Ильинская (Покровская) церковь была закрыта, верхние ярусы колокольни разобраны, кресты и купола — сняты. В 1935 г. здание бывшей церкви было передано под ломбард, а с 1942 по 2002 г. здесь размещался Тюменский ликеро-водочный завод «Водликёртрест».

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Рож...

Лучшие стихи Есенина 3 апреля, 2012 Содержание статьи Сергей Александрович Есенин (1895-1925) — это любимейший ценителями новокрестьянской лирики поэт. Сергей Есенин родился в селе Константиново Рязанской Губернии и посвятил многие стихотворения родным местам. За ним закрепилась репутация «крестьянского поэта», сам он никогда это не опровергал. Сергей Есенин писал о любви и о природе, о своей свободолюбивой натуре. Он называл себя хулиганом, но оставался при этом тончайшим лириком. Его сложное и противоречивое творчество оказалось близким самым разным читателям, а его биография, полная загадок, трагические обстоятельства кончины Сергея Есенина до сих пор интересует историков. На стихи поэта было написано множество песен, снято множество документальных и художественных биографических фильмах о «последнем поэте деревни». Именно так в одном из произведений назвал себя сам Есенин, словно предчувствуя ранний уход. В его душе жили грусть по родным местам, бунт и любовь к свободе, величайшая любовь к людям и боль за судьбу народа. Стихи Есенина и его уникальный дар к стихосложению никого не оставляют равнодушным. Мы собрали для вас лучшие стихи величайшего представителя русской поэзии — Сергея Александровича Есенина. Стихи Есенина о любви Я помню, любимая, помню Я помню, любимая, помню Сиянье твоих волос. Не радостно и не легко мне Покинуть тебя привелось. Я помню осенние ночи, Березовый шорох теней, Пусть дни тогда были короче, Луна нам светила длинней. Я помню, ты мне говорила: «Пройдут голубые года, И ты позабудешь, мой милый, С другою меня навсегда». Сегодня цветущая липа Напомнила чувствам опять, Как нежно тогда я сыпал Цветы на кудрявую прядь. И сердце, остыть не готовясь, И грустно другую любя. Как будто любимую повесть, С другой вспоминает тебя. 1925 Заметался пожар голубой… Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Был я весь — как запущенный сад, Был на женщин и зелие падкий. Разонравилось пить и плясать

http://pravmir.ru/stihi-esenina-luchshie...

В Костроме освящен храм-усыпальница Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора 12 ноября 2006 г. 14:59 10 ноября, в день памяти святой мученицы Параскевы, нареченной Пятницей, состоялось малое освящение храма-усыпальницы Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора города Костромы и прошла первая Божественная литургия в этом храме . Чин освящения возглавил архиепископ Костромской и Галичский Александр . Храм во имя святого великомученика Никиты (небесного покровителя и основателя Богоявленской обители — преподобного Никиты Костромского) и преподобного Сергия Радонежского был устроен в крипте боковой части пристройки, сделанной в 1864-69 годах к Богоявленскому собору. Освящение храма состоялось 14 сентября 1867 года. Впоследствии в этой церкви были погребены настоятельницы Богоявленско-Анастасииного монастыря: игумения Мария (Давыдова), управлявшая обителью в 1863-1889 годах и возродившая этот древний монастырь после опустошительного пожара середины XIX столетия, ее преемница игумения Евпраксия (Горталова), настоятельница в 1889-1895 годах, игумения Анна (Левашова), возглавлявшая обитель с 1896 по 1912 год. В 1925 году одновременно с закрытием Богоявленско-Анастасииного собора храм-усыпальница также перестал действовать. Его внутреннее убранство и надгробия настоятельниц Богоявленской обители были уничтожены. Возрождение церкви во имя святого великомученика Никиты и преподобного Сергия Радонежского началось в 2004 году. В усыпальнице были проведены археологические раскопки, благодаря которым было установлено местоположение захоронений, произведен ремонт, поставлен новый резной иконостас. По окончании Божественной литургии архиепископ Александр совершил освящение резной иконы-статуи святой мученицы Параскевы Пятницы — копии древнего скульптурного изображения, на протяжении веков почитаемого жителями города Галича. По преданию, эта резная деревянная скульптура в середине XV века была подарена последним галичским князем Димитрием Шемякой Пятницкому храму, «что в Рыбной слободе» города Галича. После закрытия и разрушения этой церкви скульптура оказалась в краеведческом музее, где ее в 1953 году обнаружил Н.Н. Померанцев, один из крупнейших в Советском Союзе специалистов по древнерусскому искусству, командированный в Галич министерством культуры для сбора церковных древностей.

http://patriarchia.ru/db/text/159522.htm...

Великая миссия Патриарха Сергия (Страгородского) Сен 12, 2023 Новости , Статьи К 80-ЛЕТИЮ ВТОРОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПАТРИАРШЕСТВА 12 сентября 1943 года в Москве, в кафедральном Богоявленском соборе, что в Елохове, состоялась интронизация Патриарха Сергия (Страгородского). Событие огромное по своей значимости не только для Русской Православной Церкви, но для всей России. Патриарх Сергий (Страгородский) оставил после себя громадное наследие. Его усилия в области богословия и церковного строительства внесли огромный вклад в русскую историю. При этом во всех деяниях Патриарха видна миссия, возложенная на него Богом, — миссия по спасению русского православия и Русской Церкви. И важнейшим из этих деяний стало восстановление Патриаршества. Институт Патриаршества, как известно, был уничтожен еще Петром I, который считал этот шаг важной мерой против возможных смут и мятежей. Теперь мы знаем, что государь ошибся: в истории все случилось ровно наоборот… Первое решение о восстановлении Патриаршества было принято в ходе Поместного собора 1917–1918 годов. Оно стало в каком-то смысле чудом, поскольку внутренняя логика революционных Поместных соборов, и февральского, и последующих обновленческих (1923 и 1925 годов), объективно противоречила такому решению. Это была логика «новой Реформации» — с умалением роли епископата в Церкви, заменой кафолической соборности светской общинностью, введением принципов церковного республиканизма. Будущий Патриарх Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) родился в Арзамасе в семье протоиерея Николая Страгородского. Мальчика отдали в Арзамасское духовное училище, затем в Нижегородскую духовную семинарию, которую он окончил с высшими баллами. Иван Страгородский с ранних лет склонялся к монашеской стезе, совершал паломничество на остров Валаам. Став иеромонахом, он просит отправить его на службу в составе Японской православной миссии. Впоследствии его назначают настоятелем Русской посольской церкви в Афинах и возводят в сан архимандрита. В 1895 году архимандрит Сергий защищает свою знаменитую магистерскую диссертацию «Православное учение о спасении». Диссертация вызвала восторженные отзывы коллег и внесла существенный вклад в православную сотериологию (учение о спасении души). Последняя тесно связана с понятием обожения (теозиса), согласно известному принципу: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом не по природе, но по благодати» (святитель Ириней Лионский).

http://sinfo-mp.ru/velikaya-missiya-patr...

Владимир Семенович Новочадов (27.03.1881–20.12.1937) Апологетика Святоотеческая энциклопедия Владимир Семенович Новочадов Ученый, богослов, составитель Святоотеческой энциклопедии — фундаментального труда по творениям святых отцов и учителей Православной Церкви. Биография Родился 15 (27 по н.с.) марта 1881 года, в семье священника, в деревне Лопатино (Носины) Спасского уезда (Шацкого р-на) Тамбовской губернии. Окончил Тамбовское духовное училище (1895) по I разряду и был направлен в Тамбовскую семинарию, которую окончил в 1901 году. В том же году он поступил в Московскую духовную академию и закончил ее со званием кандидата богословия (1905). Кандидатским сочинением его был «Апологетический очерк православного учения о почитании святых мощей в связи с недавними событиями в Сарове». Работа В. С. Новочадова получила высокую оценку такого авторитетного рецензента, как заслуженный ординарный профессор МДА В. А. Соколов. В своем отзыве он отметил, что «работа г. Новочадова с начала до конца проникнута духом глубокой веры и искреннего религиозного настроения». В 1906 году был направлен в Оренбургскую духовную семинарию, где до 1912 года преподавал гомилетику, литургику, практическое руководство для пастырей и французский язык. Не позднее 1909 года Владимир Семенович начал работать над созданием Святоотеческой энциклопедии. Эта работа целиком захватила его. В 1914 году он стал преподавателем Священного Писания в Псковской духовной семинарии, после чего переехал в Ленинград и поселился на Литейном проспекте (с 1918 по 1944 год проспект Володарского), продолжая трудиться над воплощением своего грандиозного замысла. В конце 1925 года женился на Наталье Васильевне Шелковой. Венчание происходило в Ленинграде в церкви свв. Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (на углу ул. Володарского и Белинского, бывшей Симеоновской ул.). В условиях небывалых гонений на Церковь, в 1930-е годы, шла к завершению работа над составлением Святоотеческой энциклопедии. В предшествовавшие аресту годы, Новочадов занимал должность делопроизводителя канцелярии Ленинградской епархии. Но на его иждивении была мать, приехавшая к нему из Тамбовской губернии после кончины отца, дочь Наталья и четырнадцатилетний племянник, сын брата — арестованного священника Сергия. Чтобы содержать близких, Владимир Семенович, несмотря на плохое здоровье (к пятидесяти годам он уже имел инвалидность) подрабатывал счетоводом в местном ЖАКТе. К осени 1937 года монументальный труд 56-летнего богослова был почти окончен. Он завершал одиннадцатый дополнительный том, представлявший собой алфавитный справочник-путеводитель по Энциклопедии. Многолетняя титаническая работа ученого была оборвана на слове… «Святыня». После этого Господь призвал его на крестный подвиг…

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010