Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Борис (Скворцов), еп. Рязанский. Фотография. Нач. 70-х гг. XX в. (Скворцов Борис Гаврилович; 30.09.1895, с. Стрешнево Данковского у. Рязанской губ.- 11.08.1972, Рязань), еп. Рязанский и Касимовский. Род. в семье священника, рано потерял мать. В 1911-1917 гг. учился в Рязанской ДС, по окончании к-рой женился и 8 сент. 1917 г. еп. Михайловским, вик. Рязанской епархии, Павлом (Вильковским) был рукоположен во священника к Борисоглебской ц. в Рязани, в к-рой служил его отец. В 1923 г. стал ключарем храма. В сер. 20-х гг. овдовел. По предложению о. Бориса приходской совет постановил (23 дек. 1923) включить в клир храма Михайловского еп. Глеба (Покровского) , к-рому власти отказали в регистрации. В окт. 1925 г. свящ. Б. Скворцов был привлечен к уголовной ответственности по делу «О контрреволюционной деятельности Рязанской епархиальной канцелярии» вместе с архиеп. Борисом (Соколовым) , еп. Глебом (Покровским) и др. членами канцелярии. На следствии о. Борис никого не оговорил, ложных показаний не давал. За отсутствием состава преступления был освобожден. О. Борис был добрым пастырем, любимым народом, он ежедневно совершал богослужения и никогда не отказывал в совершении треб. В праздник Богоявления в 1927 г. о. Борис сослужил митр. сщмч. Серафиму (Чичагову) и вместе с архиереем совершил великое освящение воды на р. Трубеж. После закрытия в 1929 г. соборов в Рязанском кремле священник добился разрешения властей на перенесение епископской кафедры в Борисоглебский храм с правом служения в нем архиеп. Рязанского и Шацкого сщмч. Иувеналия (Масловского) . Несмотря на это, 5 нояб. 1929 г. храм закрыли и стали использовать для хранения зерна. После многочисленных обращений духовенства и прихожан в органы власти в июле 1930 г. в храме возобновились богослужения. В том же году о. Борис в сане протоиерея стал настоятелем Борисоглебского собора и председателем приходского совета. В 1935 г. в связи с закрытием собора назначен настоятелем ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», единственного храма в Рязани, не закрывавшегося в период гонений. За патриотическую деятельность в годы Великой Отечественной войны награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

http://pravenc.ru/text/153163.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. В. Вейдле Владимир Васильевич (1.03.1895, С.-Петербург - 5.08.1979, Париж), историк христ. искусства, лит. критик, поэт, публицист. В 1916 г. окончил историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та. В 1918-1920 гг. являлся профессором Пермского ун-та, в 1921-1924 гг. преподавал историю средневек. искусства в Петроградском ун-те и Ин-те истории искусств. С июля 1924 г. в эмиграции. С 1925 г. преподавал в Православном богословском ин-те прп. Сергия в Париже, в 1932-1952 гг. профессор истории христ. искусства. Активно печатался в эмигрантских периодических изданиях («Вестнике русского студенческого христианского движения» (см. ст. «Вестник русского христианского движения» ), «Православной мысли» , «Современных записках», «Новом журнале» и др.), написал большое число статей, заметок и рецензий о рус. писателях и поэтах (А. А. Ахматовой, А. А. Блоке, И. А. Бунине, В. Я. Брюсове, Ф. М. Достоевском, А. С. Пушкине и др.). В 20-30-х гг. состоял в братстве Св. Софии, на его религ. взгляды оказал значительное влияние его духовник, председатель братства прот. Сергий Булгаков . С 1929 г. В. являлся членом Русско-франц. лит. об-ва в Париже. После второй мировой войны сотрудничал в качестве эксперта ЮНЕСКО с радиостанцией «Свобода» (Мюнхен), вещавшей на СССР. Кавалер франц. ордена за лит. заслуги. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Одной из ведущих тем в книгах и статьях В. является тема религ. сущности искусства и культуры в целом. Взгляды В. на эту проблему наиболее отчетливо выражены в кн. «Умирание искусства» (П., 1937). Исследователь делает вывод о том, что художественное творчество в XX в. утратило живую связь с бытием и находится в состоянии упадка, причины к-рого автор видит в утере художниками мировоззренческого единства и в отсутствии веры в «чудесное». Возрождение «чудесного» в искусстве возможно, по мнению В., только через возвращение к религии, к-рая питает собой художественное творчество, придавая ему духовное единство и смысл; для европ.

http://pravenc.ru/text/150033.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР Павлович Холодковский (ноябрь 1895 , Каменский завод Камышовского уезда Пермской губернии (ныне в черте г. Каменска-Уральского Свердловской области) – 13 августа 1937, Челябинская область), священномученик (пам. 31 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Екатеринбургских святых), священник. Из семьи чиновника, коллежского регистратора. В 1912 г. Окончил Екатеринбургскую школу псаломщиков и был направлен в храм Вознесения Господня села Завьяловское Камышловского уезда (в настоящее время село Завьяловское Талицкого городского округа Свердловской области). В 1918 г. рукоположен во диакона к Ильинскому храму в селе Тимохинском того же уезда (в настоящее время село Тимохинское Пышминского городского округа). В 1919 г. эвакуировался с армией А. В. Колчака, с войсками белых дошел до Новониколаевска (в настоящее время г. Новосибирск). В Новониколаевске служил в храме Покрова Пресвятой Богородицы. В марте 1920 г. вернулся в село Тимохинское. В декабре того же года был рукоположен во иерея и определен к храму в честь святителя Николая села Тупицинское (по другим данным Тупицыно) Пышминского района. В 1925 г. направлен в храм Боголюбской Божией Матери в селе Юрмитском Пышминского района Уральской области. В 1927 г. храм перешел к обновленцам и отец Владимир вернулся в Тупицинское. 1 ноября 1929 г. Владимир Холодковский был арестован по обвинению в антисоветской агитации, отправлен в Шадринский исправдом и приговорен к 5 годам концлагерей. В 1935 г. освободился, вернулся в село Тупицинское и вновь стал служить в Никольском храме. В 1936 г. властями было принято решение о закрытии храма. Отец Владимир пытался препятствовать этому. В 1937 г. Управлением НКВД по Челябинской области было сфабриковано дело о «контрреволюционной монархической организации церковников» в Камышловском и Пышминском районах. По этому делу были арестованы 29 человек, в том числе, Владимир Холодковский по обвинению в систематической пораженческой агитации и клевете в адрес политики партии и Советской власти. 8 июля он был заключен в тюрьму в г. Камышлове. Виновным себя не признал. Постановлением Особой тройки при УНКВД по Челябинской области приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение. Погребен в безвестной могиле.

http://pravenc.ru/text/2475764.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. А. Вехновский. Фотография. Кон. 30-х гг. XX в. Николай Александрович (13.01.1895, пос. Лобно Новоржевского у. Псковской губ.- 18.07.1972, г. Печоры Псковской обл.), регент, композитор, общественный деятель. Род. в семье потомственного священника, прот. Александра. Прадед В., прот. Петр, настоятель Псковского кафедрального Троицкого собора, принимал активное участие в устроении Псковской ДС и стал ее первым ректором. С 5 лет В. прислуживал в алтаре; в 6-7 лет проявил незаурядные муз. способности. Образование получил в Псковской ДС, где изучал церковное пение под рук. регента и церковного композитора (впосл. протоиерея) Михаила Гривского . Во время обучения В. был регентом семинарского хора (с 1918). В 1912 г. написал 1-е произведение - «Разбойника благоразумнаго» (эксапостиларий утрени Великого пятка). После революции 1917 г. В. переехал в Нарву и служил регентом в храме, расположенном в крепости. В 1921 г. переехал в г. Печоры и по благословению наместника мон-ря архим. Иоанна (Булина) стал регентом смешанного любительского хора при Псково-Печерском мон-ре, где организовал муж. квартет, сопровождавший архиерея в поездках по епархии. В 1925 г. при участии В. было образовано Печорское русское об-во просвещения. В 30-х гг. В. в соавторстве с А. Анисимовым издал детский учебник пения, писал статьи о церковном пении для ж. «Русское общество». В 1937 г. активно участвовал в памятных мероприятиях, посвященных 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина, в т. ч. в 1-м слете рус. хоров в Эстонии. При открытии 2-го слета рус. хоров в 1939 г. руководил хором из 600 чел. В. преподавал пение в гимназии, муз. школе и педагогическом уч-ще. 65 лет прослужил регентом. В. награжден орденом митр. Платона (Левшина) (в 40-х гг.) и орденом св. равноап. кн. Владимира 3-й степени (1970). Духовномуз. сочинения (неопубл.): «Разбойника благоразумного» (e-moll, 1912), «Христос воскресе» (на лат., эст. яз.: C-dur, на слав.

http://pravenc.ru/text/158306.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Григорьевич Скворцов (13.07.1875, с. Буняково Бронницкого у. Московской губ.- 27.09. 1937, полигон Бутово Московской обл.), сщмч. (пам. 15 сент., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи священника. В 1895 г. окончил МДС, служил учителем. В янв. 1904 г. рукоположен во иерея к Троицкой ц. с. Конобеева Бронницкого у. В апр. 1911 г. назначен на место отца к храму святых Космы и Дамиана в с. Козмодемьянском Московского у. и губ. В дек. 1917 г. был переведен в Москву настоятелем в Петропавловский храм в Лефортове. После введения в нач. 1918 г. запрета на преподавание основ веры в школах Н. организовал уроки Закона Божия в храме. Уроки проводил по воскресеньям и четвергам. Собиралось более 10 групп, все группы были разделены по возрастам. Весной 1922 г. из Петропавловского храма были изъяты церковные ценности. В том же году Н. арестовали за незаконное «духовное обучение детей в храме». Освободившись через неделю, Н. не смог возобновть преподавание Закона Божия. Был возведен в сан протоиерея. Неск. раз Н. пытались отстранить от настоятельства в храме, но прихожане, видя его бескорыстное и самоотверженное служение, выступали в его защиту. В 1925 г. Н. был арестован по ложному доносу и заключен в Бутырскую тюрьму. Но из-за отсутствия доказательств был вскоре освобожден и продолжил служить в Петропавловском храме. В апр. 1937 г. Н. перевели в Знаменскую ц. в г. Перово (ныне в черте Москвы). 29 авг. 1937 г. он был арестован по обвинению в антисоветской агитации и заключен в Бутырскую тюрьму. На допросе не признал себя виновным. Н. был расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 26 сент. 1937 г. и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Имя Н. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 27 дек. 2005 г.

http://pravenc.ru/text/2565826.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ Васильевич Борисоглебский (22.08.1874, г. Васильсурск Нижегородской губ.- 20.11.1937, Горький (ныне Н. Новгород)), сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи священника. Поступил в Нижегородскую ДС, но в 1893 г. выбыл из 3-го класса. С 1895 г. служил учителем в церковноприходских школах Балахнинского и Макарьевского уездов Нижегородской губ. 28 окт. 1898 г. рукоположен во иерея, назначен настоятелем Успенского храма в с. Горшки Семёновского у. Нижегородской губ. В 1900 г. переведен на должность настоятеля Воздвиженского храма с. Лубянец Княгининского у. той же губернии, также исполнял обязанности законоучителя в местной земской школе. 9 сент. 1908 г. назначен настоятелем Преображенской ц. в с. Ляпуны Макарьевского у. и законоучителем сельской школы. 17 янв. 1918 г. переведен по прошению на священническое место к Троицкой ц. с. Сосновка Васильсурского у., где служил до 1924 г. С 1925 г. был иереем в храме во имя арх. Михаила в с. Фокине Лысковского у. Нижегородской губ. Награжден набедренником (1903), скуфьей (1910). В 1928 г. был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности. Два с половиной месяца находился в тюрьме в Н. Новгороде. Приговорен Особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3 годам ссылки в Коми (Зырян) автономную обл. Отбывал срок ссылки в Усть-Сысольске (с 1930 - Сыктывкар). В 1931 г., по окончании срока ссылки, вернулся в Нижегородскую епархию, был назначен настоятелем Покровской ц. в с. Плотинском Лысковского р-на Нижегородского (с 1932 Горьковского) края. 24 июля 1937 г. арестован. Содержался в тюрьме в Лыскове, затем был переведен в тюрьму в Горьком. Проходил по одному следственному делу с большой группой духовенства Лысковского р-на. Обвинялся в участии в «контрреволюционной церковно-фашистской диверсионно-террористической организации», проведении среди населения «активной антисоветской агитации за выход из колхозов», распространении «контрреволюционной клеветы по адресу руководителей ВКП(б) и Советского правительства и слухов о голоде в Союзе». Отказался признать себя виновным. 11 нояб. 1937 г. приговорен Особой тройкой УНКВД по Горьковской обл. к высшей мере наказания вместе со священномучениками священниками Александром Ильинским , Александром Крыловым, Александром Курмышским , Алексием Молчановым , Николаем Филипповым и Порфирием Колосовским. Расстрелян вместе с ними в тот же день на полигоне близ Горького, похоронен в общей безвестной могиле.

http://pravenc.ru/text/2581831.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Пентковский. Типикон Пентковский А. М. Типикон Патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси/МДА, Ин-т рус. яз. РАН. М., 2001 Пергаменные рукописи БАН Пергаменные рукописи Библиотеки Академии наук СССР: Описание рус. и слав. рукописей XI-XVI вв./Ред.: В. Ф. Покровская. Л., 1976 Песнопевцы Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви. СПб., 1902. Серг. П., 1995р ПИ Проблемы источниковедения. М.; Л., 1933-1963. Т. 1-11; 2006-. Т. 1(12)-. Пигулевская. Арабы Пигулевская Н. В. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964 NKJUФ Прилози за книжевност, jeзuk, ucmopujy и фолклор/Унив., Филос. фак. Београд, 1921-. Кн. 1-. ПККДА Памятники, изданные Киевской комиссией для разбора древних актов. К., 1897-1898. 3 т. ПКМГ Писцовые книги Московского государства. СПб., 1872-1895. Ч. 1: Писцовые книги XVI в. Отд. 1-2. 1872-1877 ПКНО Памятники культуры. Новые открытия. М., Платон (Любарский). Иерархии Платон (Любарский), архиеп. Иерархии Вятская и Астраханская/Предисл.: П. С. Казанский. М., 1848 ПЛДР Памятники литературы Древней Руси. М., 1978-1994. 12 вып. ПМ Православная мысль. П., Вып. ПМА Писания мужей апостольских/Введ., пер. с греч. и примеч.: прот. П. Преображенский; доп.: свящ. В. Асмус, А. Г. Дунаев. Рига, 1994. М., 2003п, 2008р ПО Православное обозрение. М., 1860-1891 Политбюро и Церковь Архивы Кремля: Политбюро и Церковь, 1922-1925 гг./Изд. подгот.: Н. Н. Покровский, С. Г. Петров. Новосиб., 1997. Кн. 1; 1998. Кн. 2 Положение о церк. суде, 2008 Положение о церковном суде//Церк. вестн.: Газ. М., 2008. 13/14(386/387). С. 18-22 Польский Польский М., протопр. Новые мученики российские. Джорд., 1949-1957. М., 1993р. 2 ч. Порфирий (Успенский). Алекс. Патриархия Порфирий (Успенский), еп. Александрийская Патриархия: Сб. мат-лов, исслед. и записок. СПб., 1898. Т. 1 Поселянин Е. Богоматерь Богоматерь: Полн. иллюстр. описание Ее земной жизни и посвящ. Ее имени чудотворных икон/Ред.: Е.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=15

Нестор (Фомин Николай Дмитриевич), еп. Новгород-Северский Родился 31 августа 1849 года в семье генерал-майора Ковенской губернии. Окончив императорское училище Правоведения, он в 1870 году поступил на службу в ведомство Министерства Юстиции. В 1884 году перешел в Варшавский Окружной Суд. В 1887 году поступил в СПБ духовную академию. 16 сент.1889 года пострижен в монашество и был рукоположен в сан иеродиакона, а 2 февраля 1890 года – во иеромонаха. В 1891году окончил академию со степенью кандидата богословия. С 16 авг.1891 г. – наместник Свято-Духова монастыря в г.Вильно. 25 мая 1892 года возведен в сан архимандрита. С 28 апр.1895 года – настоятель Русских Православных Церквей в По и Биоррице в Южной Франции. 15 апр.1901 года хиротонисан во епископа Балахнинского, вик. Нижегородской епархии. Хиротония состоялась в Нижнем Новгороде. Чин хиротонии совершали: Арсений, архп. Казанский и Свияжский, еп. Нижегородский и Арзамасский Назарий, еп. Муромский Платон и еп. Вятский и Слободский Алексий. 4 ноября 1903 года – епископ Новгород-Северский, вик. Черниговской епархии. Скончался 19 авг.1910 года. Погребен в правом приделе Успенского храма Елецкого монастыря во имя Святого Апостола Иакова. Литература: «Церк.Ведом.”1901, 9, стр.9. -«- 1903, 46, стр.377. «Приб. к «ЦВ» 1901, 17, стр.616. -»- 1903, стр.1806–1807. - " - 1910, 39, стр·1671–1672. «Мисс.Календ.» 1907, стр.136. «Состав Св.Прав.Всер.Син. иРос.Церк.Иерархии на 1910 год», стр.132. «Отдых Христианина» 1908, авг.-сент., стр.58. Булгаков, стр.1406, 1417. Никандр(Викторов Леонид Николаевич), архп. Ростовский и Новочеркасский Родился 16 апреля 1891 года в семье протоиерея ярославской епархии. Среднее образование получил в Ярославской духовной семинарии, которую окончил в 1911г. В 1915 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 16 авг.1915 года рукоположен в сан священника к Пермскому Преображенскому кафедральному собору и был назначен законоучителем средней школы. С 1925 по 1927 г. был настоятелем церквей в г.Ханькоу (Китай) Пекинской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Новосиль. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Город Новосиль лежит в 118 верстах от Тулы и в 12 верстах от ст. Залегошь Орловско-Грязской ж. д. По своему происхождению Новосиль один из древнейших городов Тульской губернии. В 1777 году Новосиль становится уездным городом Новосильского уезда Тульского наместничества, с 1796 года - Тульской губернии. В 1925 году Новосильский уезд из Тульской губернии был передан в Орловскую. Кроме городской части, в состав прихода входят деревни Петровка, Чернышино и Сорочий мост, всех прихожан числится муж. пола 1131 душа и жен. пола 1176 душ. До 1810 г. приходский храм был деревянный, во имя Св. Николая, с приделами во имя Рождества Иоанна Предтечи и мученицы Параскевы. Место этого храма в настоящее время отмечено часовнею и двумя кирпичными столбами. Вместо этого храма, на другом месте, на главной площади города, построен каменный храм во имя Св. Николая. Первоначально построена была в 1810–13 гг. трапезная церковь с приделами св. Иоанна Предтечи и мученицы Параскевы, а в 1838 г. освящен был и настоящий храм. В 1858 г. построена была каменная колокольня. Храм был построен на средства прихожан с дополнением кошельковой суммы. На содержание храма получаются проценты с капитала более 2150 руб. и половина доходов с торговой лавочки, принадлежащей церкви. Причт состоит из 2 священников, диакона и 2 псаломщиков, в пользу его получаются проценты с 1250 руб. В приделах прихода с 1894 г. открыта церковно-приходская школа, а в деревнях Петровке и Чернышине открыты школы грамоты. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Новосильский уезд, стр. 530. Церковь во имя Святителя Николая является главным достоянием города Новосиля. Исторические факты информируют о том, что много лет назад на берегу реки Зуша стояла обитель с колокольней, сооруженная из дерева. Освящена была во имя Святителя Николая. В период с 1810 по 1858 годы на городской площади при финансовой поддержке новосильских лавочников и купцов была возведена новая кирпичная Никольская церковь. Этот храм восхищал своей красотой и величием.

http://sobory.ru/article/?object=08176

Ноября 25 (8 декабря) Священномученик Иоанн (Тарасов) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Иоанн родился 18 февраля 1867 года в селе Бородино Клинского уезда Московской губернии в семье крестьянина Якова Ивановича Тарасова. Иван окончил городскую начальную школу и с десятилетнего возраста служил у состоятельных торговцев в Клину, а затем перешел служить в контору прокурора Шмидта. С 1895 года и до самой революции 1917 года Иван Яковлевич работал у многих крупных торговцев, а после революции поступил чиновником в Народный комиссариат путей сообщения, откуда уволился по болезни и по возрасту в 1921 году. С этого времени он посвятил свою жизнь служению Церкви, поступив псаломщиком в московский храм Живоначальной Троицы в Листах, и к этому же храму в 1923 году он был рукоположен диаконом. В 1924 году диакон Иоанн был рукоположен в сан священника к Дмитровской церкви в селе Шевырева Слобода Епифаньского района Тульской области. В 1925 году он был награжден набедренником и скуфьей и в том же году переведен в Успенский храм в селе Обухово Клинского района Московской области. В 1928 году отец Иоанн был награжден камилавкой, в 1930 году – назначен в Константино-Еленинский храм в селе Майдаково. В 1931 году священник был награжден наперсным крестом, в 1934 году – возведен в сан протоиерея и в том же году переведен в Николаевскую церковь в селе Голенищево. В 1935 году протоиерей Иоанн был назначен в Одигитриевскую церковь в селе Воронино, в 1936 году – в Казанскую церковь в селе Фроловское, а в августе 1937 года был переведен в храм Рождества Пресвятой Богородицы погоста Вырки Орехово-Зуевского района. Эти частые перемещения священника с прихода на приход избавили его от нескольких арестов, которым он безусловно бы подвергся, оставаясь на одном месте. Но пришло время столь беспощадных гонений, что от них, по замыслу гонителей, не должен был ускользнуть никто. 22 октября 1937 года был допрошен председатель Нестеровского колхоза, который показал: «Иван Яковлевич Тарасов враждебно настроен к советской власти и ВКП(б), часто высказывает среди населения антисоветские настроения. В начале сентября 1937 года Тарасов в личной беседе со мной заявил: «У вас, видно, дела-то плохо обстоят в колхозе. Есть ли крестьянам интерес в дальнейшем работать сообща в колхозе? Не думают ли у вас колхозники опять быть единоличниками? Посмотрю я на ваших колхозников, товарищ председатель, и думаю, что не люди стали, а тени. Все они замучены, изнурены непосильной работой в колхозе. Сразу видно, что они при такой колхозной жизни долго не проживут».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010