Т. 1–5/Под ред. А. П. Лопухина . СПб., 1902–1904; Т. 6–12/Под ред. H. Н. Глубоковского . СПб., 1905–1911. ПО Православное обозрение. М., 1860–1891. ППС Православный палестинский сборник. СПб., 1881–1916. Вып. 1–62; Палестинский сборник. 1954–1993. Вып. 1 (63) – 32 (95); Православный палестинский сборник. 1998 – . Вып. 96 (33) – . ПрибТСО Прибавления к творениям святых отцов. М., 1843–1864, 1871,1872, 1880–1891. ПОРЛ Полное собрание русских летописей. СПб., 1846–1921. Т. 1–24; М.; Л.; СПб., 1949–1994. Т. 25–39; М., 1994–2004. Т. 40–43. ПЭ Православная энциклопедия. М., 2000 – . Т. РПЦ, 1 – . СОРЯС Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. СПб.; Пг.; Л., 1872–1928. ТКДА Труды Императорской Киевской духовной академии. Киев, 1860–1917. ТОДРЛ Труды отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (Пушкинский дом). Л.; СПб., 1934 – . ТСО Творения святых отцов в русском переводе. М., 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891, 1893–1917. Т. 1–69. —14— ХЧ Христианское чтение. СПб., 1821–1917; 1991 – . ЧОИДР Чтения в Обществе истории и древностей российских при Императорском Московском Университете. М., 1845–1848; 1858–1917. АСО Acta Conciliorum Oecumenicorum/Iussu atque mandato Societatis Scientiarum Argentoratensis edenda, instituit E. Schwartz, continuavit J. Straub. Straßburg; В.; Leipzig, 1914–1974. T. 1–4 (27 partes). BZ Byzantinische Zeitschrift. Leipzig; München; Stuttgart, 1892 – . CCSG Corpus Christianorum, Series Graeca. Turnhout, 1978 – . CPG Clavis Patrum Graecorum. Vol. 1–4/Cura et studio M. Geerard. Turnhout: Brepols, 1983, 1974, 1979, 1980; Vol. 5/Cura et studio M. Geerard et F. Glorie. Turnhout: Brepols, 1987. CPGS Clavis Patrum Graecorum Suppiementum/Cura et studio M. Geerard et J. Noret, adiuvantibus F. Gloire et J. Desmet. Turnhout: Brepols, 1998; Vol. 3А/Addenda voluminis 3 a J. Noret parata. Turnhout: Brepols, 2003. CSCO Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Paris etc. (затем Louvain; книжная серия, все старые выпуски были воспроизведены в Лувене репринтно), 1903 – .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(The Martyrology of Donegal: A Calendar of the Saints of Ireland/Ed. J. H. Todd, W. Reeves. Dublin, 1864. P. 38-39). В средневек. мартирологах под этой датой указана память св. Колмана, основателя ц. Сенбот (ныне Темплшанбо, графство Уэксфорд), к-рый, как и К., происходил из рода И Фиахрах (Félire Óengusso Céli Dé. L., 1905. P. 219, 228-229; The Martyrology of Donegal. Dublin, 1864. P. 286-287). О торжественном поминовении К. 27 окт. (со строгим постом и вигилией) сообщал также Колган; празднование памяти святого было обязательным для членов рода О " Шонесси, считавших К. своим предком и покровителем ( Colgan. 1645. P. 246-247; Fahey. 1893. P. 101-102). Согласно декрету рим. Конгрегации обрядов от 1 июля 1747 г., дни памяти некоторых местночтимых святых, в т. ч. К., «епископа и исповедника» (29 окт.), в Ирландии получили статус «двойных» праздников (duplex maius). Томас Берк, католический епископ Оссори (1759-1776), составил оффиций в честь К., опираясь гл. обр. на данные, собранные Колганом ( Thomas de Burgo. Hibernia Dominicana, sive Historia provinciae Hiberniae Ordinis Praedicatorum. Coloniae Agrippinae, 1762. P. 23; Fahey. 1893. P. 99-100, 102, 447-450; о днях памяти К. также см.: ActaSS. Oct. T. 12. P. 880-881). В действующем календаре Римско-католической Церкви в Ирландии память К. указана под 29 окт. Об истории ц. Келл-Мек-Дуах сохранилось немного сведений. По нек-рым данным, здесь был похоронен правитель Гуайре (Silva Gadelica/Ed. S. H. O " Grady. L.; Edinb., 1892. Vol. 1. P. 401; Vol. 2. P. 437) (по более распространенной версии, могила Гуайре находилась в Клуан-Мокку-Носе (ныне Клонмакнойз)). Считалось, что в Келл-Мек-Дуахе были похоронены персонажи ирл. средневек. сказаний - Кано, сын Гартнана (герой «Повести о Кано»), Ку Конгелт (герой повести «Подвиги Келлаха»), Гелгес и Кред, дочери Гуайре (см.: Ó Coile á in S. The Structure of a Literary Cycle//Ériu. 1974. Vol. 25. P. 124). В «Анналах Четырех наставников» сообщается о кончине нек-рых епископов (под 814) и аббатов (под 967) Келл-Мек-Дуаха; под 846 г.

http://pravenc.ru/text/1841764.html

Werke: Denkschrift betreffend die Lage der Orthodoxen Kirche im Ostland, engl, übers, in: Eastern Churches Review VI(1974) 135–161. Literatur: W. Alexeev, Russian orthodox Bishops in the Soviet Union, 1941–1953 (New York 1954) S. 65–97. W. Alexeev – Th.G. Stavrou, The Great Revival. The Russian Church Under German Occupation 73–78. W. Alexeev, Le drame de 1’exarque Serge Voskresenskij et 1’élection du patriarche de Moscou, in Irénikon 1957, 181 bis 202. W. Alexeev, L " Eglise orthodoxe russe sous 1’occupation allemande (1941–1944)243–276. W. Alexeev, The Orthodox Church under German Occupation: An Unpublished Memorandum by the Exarch of the Baltic Area, Metropolitan Sergii, in: Eastern Churches Review VK1974) 131–161. Treulieb, Metropolit Sergij von Riga und die «Orthodoxe Mission» in Pleskau, in: KiO 8(1965)55–66. W. Kahle, Die Orthodoxie im baltischen Raum. Ein Überblick, in: KiO 21/22(1978/9)97. Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte III, 31–33, 65. A. Ionov, Zapiski missionera (Pskovskaja missija), in: Prav. Rus’ 1982 ,22,9–11; 23,7–10. Regel " son 511, 512. N. Struve 49, 72, 77, 523. A.E. Levitin-Krasnov, Die Glut deiner Hände 121. D. Pospielovsky, The Russian Church 6, 147, 187f, 190, 377; Exarch 183, 227, 232. Vest.russ.ehr.dv. 127(1979)246 (Pamjati o. Nikolaja Trubeckogo) W. Fletcher, Study in Survival. New York 1965, S. 101f. W. Fletcher, The Russian Orthodox Church Underground 81f, 154. A. Andreev, G. Gerodnik, Krest na slufcbe u svastiki, in: NiR 1963,11,43–48 Literatur: A. ertkov, Krach· Moskau 1968, 161f. N. Kitev, Ispovedniki i mueniki 30-ch godov, in: Vest.russ. chr.dv. 150(1987)235–248. Byla i drugaja pravda, in: NiR 1988,5,14–15. Heyer, Die orthodoxe Kirche 166, 168. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 67, 170. Die Orthodoxe Kirche in Rußland. Dokumente ihrer Geschichte (860–1980), hg. von P. Hauptmann und G. Stricker (Göttingen 1988): R. Rössler, Die Russische Orthodoxe Kirche im Sowjetstaat (seit 1917), hier: Dokument Nr. 280. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 6. Савва (Бабинец) – Ювеналий (Тарасов). – 1989. - 534 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Norelli E. (ed.) La Bibbia nell’antichità cristiana. I. Da Gesù a Origene. Bologna, 1993 (La Bibbia nella storia 15/1). Derrett J.D.M. Scripture and Norms in the Apostolic Fathers. – ANRW , II.27.1, 649–699. di Marco A.-S. La recenzione del Nuovo Testamento nei padri apostolici. – ANRW II.27.1, 724–762. The Use of Sacred Books in the Ancient World/Edd. L.V. Rutgers , P.W. van der Horst , H.W. Havelaar, L.Teugels. Leuven: Peeters, 1998 (Contributions to Biblical Exegesis and Theology 22). 318 p. van den Boeft J.P., van de Lisdonk M.L . The impact of scripture in early Christianity. Leiden: Brill, 1999 (Supplements to Vigiliae Christianae 44). XIV, 278 p. Мецгер Б . М . Канон Нового Завета: Возникновение, развитие, значение/Пер. с англ. Д.Гзгзян. М.: ББИ св. ап. Андрея, 1999 (гл. 3, 40–73). Луни Д. Новый Завет и его литературное окружение. СПб., 2000 (211–215 Игн. Ант., 243–245 Ерма). Экзегетика [Аноним.] Толкование ветхозаветных книг в период мужей апостольских. – ЧОЛДП 1893, кн. 9, 117–155. Longenecker R.N. Biblical exegesis in the apostolic period. Grand Rapids, 1975. Fiedrowicz M . Prinzipien der Schriftauslegung in der Alten Kirche. Bern, Berlin, Frank./M., N.Y., Paris, Wien, 1998 ( TrCh 10). 203 S. (Франц. вариант: Principes de l’interprétation de l’Écriture dans l’Église ancicnne). Богословие Schindler A. Gott als Vater in Theologie und Liturgie der christlichen Antike. – Das Vaterbild im Abendland/Hrsg. v. G.Fruehsorge, H.Tellenbach. Stuttgart, 1978, 55–69. Daniélou J. Théologie du judéo-christianisme. Vol. 1. Tournai, 19581 (Paris, 19913) [engl. transl.: A History of Early Christian Doctrine before the Council of Nicaea. Vol. 1. London; Philad., 1964; trad, it.: Teologia del giudeo-cristianesimo. Bologna, 1974. На рус. изданы лишь отрывки; давно подготавливавшийся полный рус. пер. этого классического труда пока не вышел]. Kelly J.N.D. Early Christian Creeds. London, 19723; Idem.: Early Christian Doctrines. London, 19581, 501 p. (19775); Cf.: Idem. Altchristliche Glaubensbekenntnisse. Geschichte und Theologie. Göttingen, 1972.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

На рус. иконе кон. XVI в. (Собрание П. Д. Корина. ДР-542) Г. Н. К. изображен со смуглым лицом правильной формы, обрамленным небольшой клиновидной бородой, с усами, короткими вьющимися волосами, с непокрытой головой. На 2-й по старшинству иконе 60-70-х гг. XVII в. (Там же. ДР-510) Г. Н. К. представлен с по-юношески округлым лицом, пухлыми губами, высокими, изогнутыми бровями, голова чуть склонена влево. С кон. 70-х - нач. 80-х гг. XVII в., начиная с фрески Воскресенского собора г. Борисоглебска (совр. Тутаев), Г. Н. К. стал изображаться на рус. иконах как воин, защищающий свою веру от ислама: юный, безбородый, в полный рост, с непокрытой русой головой, окруженной нимбом, в кольчуге, воинских доспехах, с мечом в левой руке ( Калиганов. С. 661). Ист.: С. Служба и живот св. Кратовца//ГСУД. 1867. 21. С. 104-131; Яцимирский А. И. Мелкие тексты и заметки по старинной и рус. лит-рам//ИОРЯС. 1908. Т. 13. Кн. 2. С. 168-171; Станимиров С. Едно малко познато житие на св. Георги Нови софийски//ИИД. 1932. Кн. 11/12. С. 290-292; Динеков П. Софийски книжовници от XVI в. София, 1939. Ч. 1. С. 58-74; Ангелов Б. С. Из старата българска, руска и сръбска лит-ра. София, 1967. Кн. 2. С. 268-279; он же. Из старата българска, руска и сръбска лит-ра. София, 1978. Кн. 3. С. 99-130; Д. Жumuje Гeopruja Кратовца//Зб. ucmopuje jeзuka и САНУ. Београд, 1976. 10. С. 217. Лит.: Карастоянов Н. Служба с житием и страданием вмч. Георгия Новаго. Самоков, 1855. София, 1978; Danicic D. Sv. Durad Kratovac mucenik XVI v.//Knjizevnik. 1860. N 3. S. 302-307; Гильфердинг А. Болг. житие Георгия Нового Софийского//ЛЗАК, 1862/1863. СПб., 1864. Вып. 2. Прил. С. 1-24; В. Joш нешто о животу св. Кратовца//ГСУД. 1874. 40. С. 121-132; М. Кратовац, Србин. Београд, 1885; Руварац Д. И joш нешто о животу св. Николи Београд, 1893. 13. С. 291-308; Яцимирский А. И. Из истории слав. проповеди в Молдавии и Валахии XV-XVII вв. СПб., 1906. Т. 98; М. Св. Кратовац//Црква и живот. 1924; Снегаров И. История на Охридската архиепископия-патриаршия. София, 1932, 1995р. Т. 2. С. 324-328; Смирнов С. Н. Сербские святые в рус. рукописях//Юбил. сб. Рус. Археол. об-ва в Королевстве Югославии. Белград, 1936. С. 184; Т. Р. Св. Нови//Emhoлoruja. 1941. Бр. 1. С. 41-143; История на българска лит-ра. София, 1962. Т. 1. С. 338-395; Динеков П. Из истории рус.-болг. лит. связей XVI-XVIII вв.//ТОДРЛ. 1963. Т. 19. С. 318-324; Л. Култови лица код Срба и Македонаца: Ист.-етногр. расправа. Смедерево, 1965. С. 140-146; Партений, еп. Левкийски. Жития на българските светци. София, 1974. Т. 1. С. 43-53; Миловска Д. Кратовски во книжевната и народната mpaдuцuja. Ckonje, 1989; СтБЛ. С. 157, 324-325; Калиганов И. И. Георгий Новый у восточных славян. М., 2000.

http://pravenc.ru/text/164411.html

1 . Проф. А. И. Сагарда (1883–1950) 2 . Проф. И. И. Зеленецкий (1893–1972) 3 . Проф. С. А. Купресов (1887–1965) 4 . Проф. К. М. Федоров (1882–1978) 5 . Протоиерей Михаил Чуб (1912–1985). Архиепископ Михаил 6 . Проф. Георгий Миролюбов (1884–1964) 7 . Проф., протоиерей Андрей Сергеенко (1902–1973) 8 . Проф., протоиерей Василий Верюжский (1874–1955) 9 . Проф. Л. Н. Парийский (1892–1972) 10 . Проф. А. Ф. Шишкин (1897–1965) 11 . Проф. А. А. Углянский (1883–1951) 12 . Проф. В. В. Четыркин (1883–1948) 13 . Митрополит Григорий (Чуков) (1870–1955) 14 . Митрополит Никодим (Ротов) (1929–1978) 15 . Доцент В. А. Некрасов (1892–1987) 16 . Проф. К. А. Сборовский (1883–1965) 17 . Д. Ф. Вознесенский (1889–1970) 18 . Е. Н. Бояновская (1887–1956) 19 . Л. Г. Овчинникова (1932–1987) 20 . В. Д. Знаменский (1883–1949) 21 . М. А. Добрынин (1922–1963) 22 . Проф. А. И. Иванов (1890–1976) 23 . Проф. Н. Д. Успенский (1900–1987) 24 . Проф. М. Ф. Русаков (1891–1979) 25 . А. И. Макаровский (1888–1958) 26 . П. Д. Вознесенский (1887–1947) 27 . П. П. Игнатов (1883–1965) 28 . Протоиерей Иоанн Козлов (1887–1971) 29 . Протоиерей Георгий Смирнов (1901–1974) 30 . Протоиерей Евгений Амбарцумов (1916–1969) Рисунок 90. Св. прав. Иоанн Кронштадтский благословил о. Николая Чукова на труды по народному просвещению в самом начале его церковно-школьной деятельности (1897 год) Рисунок 91. Священномученик митрополит Петроградский Вениамин, архипастырь, наставник и «соузник» протоиерея Николая Чукова в Петрограде (1919–1922 годы) Рисунок 92. Священномученик архиепископ Фаддей – «человек кристально-чистой души», который помог о. Николаю Чукову максимально полно раскрыть свои педагогические способности (1903–1908 годы) Рисунок 93. Священномученик митрополит Серафим (Чичагов) . Во время церковных разделений протоиерей Николай Чуков неизменно сохранял верность Московской Патриархии и был авторитетным помощником митрополита Ленинградского и Гдовского Серафима (1928–1933 годы) Читать далее Источник: Исповедник. Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова)/[прот. В. Сорокин]. – Изд. Князь-Владимир. Собор. – Санкт-Петербург : Тип. ИД Русская Симфония, 2005. - 734, с.: ил., портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

12. С. 6; Архипастырские труды//Там же. 1955. 10. С. 12-13; 11. С. 7; 1956. 2. С. 22; 10. С. 8; 12. С. 13; 1957. 4. С. 9; 9. С. 8; 1958. 4. С. 6; 7. С. 18; 1959. 3. С. 16; Определения Свящ. Синода: [Назначен епископом Берлинским]//Там же. 4. С. 6; В Западной Германии//Там же. 12. С. 21; Петр (Л " Юиллье), архим. Пребывание в СССР группы священников экзархата Московской Патриархии в Зап. Европе//Там же. 1960. 8. С. 22; Указы Свят. Патриарха Московского и всея Руси Алексия от 12(25) февр. 1962 г.: [Возведен в сан архиепископа]//Там же. 1962. 3. С. 10; Иванов И. Празднование 85-летия Свят. Патриарха Алексия//Там же. 1963. 1. С. 5; Из жизни епархий//Там же. 2. С. 45-46; 1964. 1. С. 20; 1967. 2. С. 34-35; 1968. 4. С. 18; 10. С. 18; 1971. 1. С. 27; 1983. 4. С. 25; 1984. 2. С. 25; 5. С. 33; 1985. 1. С. 32-33; 5. С. 23; 10. С. 54-55; Награждения архиереев РПЦ: [Награжден правом ношения креста на клобуке]//Там же. 1963. 6. С. 10; [Пасхальное паломничество в Святую Землю]//Там же. 1967. 6. С. 9; Вечная память почившим//Там же. 1969. 2. С. 30; 5. С. 30; 9. С. 33; 1973. 11. С. 38; 1974. 10. С. 39; 1975. 2. С. 33; 6. С. 20; 12. С. 37; 1980. 6. С. 25; 7. С. 42; 1982. 2. С. 25; Определения Свящ. Синода: [Вызван к участию в летней сессии Синода]//Там же. 1972. 7. С. 1; Патриаршие награды: [Возведен в сан митрополита]//Там же. 10. С. 1; Высокопреосв. Иоанн, митр. Псковский и Порховский (к возведению в сан митрополита)//Там же. 1973. 1. С. 18-19; Патриаршие награды: [Награжден 2-й панагией]//Там же. 1977. 11. С. 3-4; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 322-324; Патриаршие награды: [Награжден орденом прп. Сергия Радонежского 2-й степени]//ЖМП. 1980. 5. С. 9; Патриаршие награды: [Награжден орденом св. кн. Владимира 1-й степени]//Там же. 1984. 2. С. 5; Малык К., прот. Высокопреосв. митр. Иоанн [(Разумов): Некр.]//Там же. 1990. 12. С. 42-44; Цыпин. История РЦ. С. 264, 310, 741; Казем-Бек А. Л. Жизнеописание Свят. Патриарха Московского и всея Руси Алексия I//БТ. 1998. Т. 34. С. 119, 150, 184; Любартович В.

http://pravenc.ru/text/469536.html

Für seinen sechsjährigen Dienst in Amerika erhielt er am 7.10.1970 den Vladimir-Orden 1. Klasse (MP 1970,11,2). 1.12.1970 EB von Char‘kov und Bogoduchov (MP 1971,1,3). Am 24.2.1971 wurde er mit der zw. Vw des Exarchats von Zentral- und Südamerika beauftragt (MP 1971,4,3). Vom 25.9. bis 5.11.1973 besuchte er das Exarchat in Zentral- und Südamerika (Bericht in: MP 1974,2,14–20). Vom 11. bis 24.5. 1974 war er Beobachter bei der 3. Versammlung der Panafrikanischen Kirchenkonferenz in Zambia (MP 1974,6,5). Am 6.10.1977 wurde er von der zw. Vw des Exarchats in Zentral- und Südamerika befreit (MP 1977,12,6). Vom 22.4. bis 6.5.1978 weilte er auf dem Athos (MP 1978, 12,6), vom 10. bis 15.5.1981 nahm er teil an einem Colloquium der Lateinamerikanischen Friedenskonferenz in St. George, Grenada. Im April 1981 feierte er in Char " kov mit mehreren Hierarchen seinen 60. Geburtstag und erhielt dabei den Sergij-von-Radonei- Orden 2. Kl. (MP 1981 ,10 ,37f. ). Im Juni 1982 leitete er eine Pilgerfahrt ins Hl. Land (MP 1982,12,44–46). Furov zählt ihn zur 1. Gruppe der Hierarchen, die dem Staat gegenüber absolut loyal sind. Am 5.9.1983 wurde er zum EB von L‘vov und Ternopol’ sowie zw. Vw der Ep. Char‘kov ernannt (MP 1984,1,10). Vom 1. bis 9.8.1983 leitete er eine Abordnung des Moskauer Patriarchats zur Weltkonferenz gegen Atomrüstung in Japan (MP 1984.1,12). Vom 23. bis 29.11.1984 nahm er an der Eröffnung des Kirchenzentrums der Malabarischen Orthodoxen Syrischen Kirche in Delhi/Indien teil (MP 1985 ,2 ,9). 28. 3.1984 von der zeitw. Vw der Ep. Char " kov befreit (MP 1984,5,6). Vom 11. bis 26.5.1984 besuchte er zu interkonfessionellen Gesprächen Spanien (StdO 1985,1,4). Am 9.4.1985 wurde er zum Metropoliten erhoben (MP 1985, 7,3; StdO 1985,8,3). Vom 20. bis 26.6.1985 weilte er in Südamerika (MP 1985, 11,34). Werke : Novogodnjaja ekumenieskaja molitva v Argentine za mir vo vsem mire, in: MP 1969,6,47–50. U svjatoj plašanicy v Argentine, in: MP1969,7,21–22. Slovo pri osvjašenii chrama Blagovešenija v gorode Buenos – Ajrese, in: MP 1969,3,29–30.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Vom 4. bis 19.7.1968 war er Leiter der Delegation des Mosk. Patr. bei der 4. Vollversammlung des Weltrates der Kirchen in Uppsala (MP1968,8,3–5). Vom 8. bis 15.7.1968 Leiter der Delegation des Mosk. Patr. bei der Interorthodoxen Kommission in Genf (MP1968,9,2–3). Vom 1. bis 4.10.1968 Teilnahme an der Arbeitssitzung des Sekretariats der Christlichen Friedenskonferenz in Massus bei Paris (MP 1968,11,3). Vom 20.1. bis 8.2.1969 Besuch in den USA (MP 1969,4,5). Am 9 ./10.8.1969 in Canterbury bei der Komiteesitzung des Weltrates der Kirchen (MP 1969,10,65). Vom 31.10. bis 10.11.1969 Besuch in Äthiopien (MP1970, 1,10). Vom 18.11. bis 1.12.1969 Besuch in Japan (ebenda). Vom 18.3. bis 3.4.1970 Besuch in den USA (MP1970,5,24). Am 12.4.1970 erhielt er das Recht auf 2 Panhagien (MP 1970,5,6). Am 15.4.1970 erhielt er für seine Dissertation «Ioann XXIII, Papa Rimskij» den Grad Mag. theol. (MP 1970,5,26; 7,39–41). Vom 31.8. bis 4.9.1970 in Arnoldshain (MP1970,11,1). Vom 29.9. bis 1.10.1970 Arbeitssitzung der Christlichen Friedenskonferenz in Budapest (MP 1970,11,1). 14./15.8.1970 Besuch in den USA (MP1971,1,12). Am 17.6.1971 erhielt er das Recht, den Gottesdienst bei vorangetragenem Kreuz zu feiern (MP 1971,7,1; StdO 1971,9,8). Vom 30.9. bis 3.10.1971 Leiter der Delegation des Mosk. Patr. bei der 4. Friedenskonferenz in Prag (MP1971,10,1; StdO 1972,1,14). Am 30.5.1972 wurde er auf eigene Bitte von der Leitung des kirchlichen Außenamtes befreit, wegen seiner schlechten Gesundheit (Herzinfarkt, Zuckerkrankheit) (MP1972,7,1; StdO 1972, 7,3; FAZ v. 6.6.1972). Er blieb aber Vorsteher der Kommission für christliche Einheit und zwischenkirchliche Beziehungen. Ende Oktober 1972 erlitt er den 2. Herzinfarkt in Bukarest (Deutsche Tagespost v. 21.11.1972, S.2). Vom 18. bis 20.11.1974 nahm er an der Pax Christi internationalis in Wien (MP 1974,6,5) teil. Am 3.9.1974 wurde er zum Exarchen für Westeuropa bestimmt (MP1974,11,3). Am 6.2.1975 erhielt er vom Rat der Leningrader GA den Grad Dr. theol. für sein fünfbändiges Werk «Sbornik soinenij»

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В соавторстве с Софронием И. М. написал также Житие свт. Иоанна Милостивого, от к-рого сохранились лишь фрагменты в позднейшей переработке, приписываемой Симеону Метафрасту (PG. 114. Col. 865-966). О Житии сообщает др. биограф свт. Иоанна Милостивого, еп. Неаполя Кипрского Леонтий: «Иные, опередив нас, прекрасно и высоко любомудрствовали о сем чудном муже и первосвященнике Иоанне, будучи сильны и делом, и словом,- говорю об Иоанне и Софронии, [людях] богобоязненных, любителях добродетели и борцах за благочестие» (CPG, N 7882; Leontios. 1893. S. 2). Житие и «Луг духовный» были написаны в Риме. Это устанавливается из жизнеописаний И. М. и косвенно на основании того, что автор «Луга духовного» в 8 случаях говорит о своем 2-м егип. путешествии в прошедшем времени (главы 40, 105, 145, 146, 171, 172, 184, 195). Издания и древние переводы Греч. текст «Луга духовного» был опубликован в 1624 г. Фронтоном дю Дюком (Bibliotheca Veterum Patrum. 1624. T. 2. P. 1055-1162), однако издано было только 115 глав. Ж. Б. Котельер, издатель Apophthegmata Patrum , напечатал в 1681 г. остальную часть греч. текста ( Cotelerius . 1681. T. 2. P. 341-456). В 1865 г. Ж. П. Минь объединил издания Дюка и Котельера, поместив параллельно с греч. текстом изданный в 1628 г. лат. перевод А. Траверсари , который не всегда соответствует греч. оригиналу ( Chadwick. 1974. P. 42). До 1624 г. существовавшие печатные издания «Луга духовного» (1558, 1575, 1583, 1589, 1593, 1601, 1615, 1617) предлагали не греческий текст, а латинский перевод, сделанный в 1423 г. Траверсари ( Chadwick . 1974. P. 41). Он основывался на рукописи XII в., присланной ему Критским архиепископом в 1421 г. (=Laurent. Plut. X 3), к-рая находится ныне во Флоренции ( Mioni. 1950. P. 319-331). Траверсари следовал этой рукописи в делении текста на 301 главу, однако издатель его латинского перевода Алоизий Липоман (1558) сгруппировал рассказы, касающиеся одного персонажа, в одну главу, получив, т. о., 219 глав. Этот порядок утвердился и был воспроизведен в «Патрологии» аббата Миня (PL. 74. Col. 121-240).

http://pravenc.ru/text/471388.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010