В сент. 1961 г. М. принял участие в I конференции глав-государств и правительств неприсоединившихся стран в Белграде, и т. о. Республика Кипр стала одним из гос-в-основателей Движения неприсоединения. Европейское направление также всегда было одним из внешнеполитических приоритетов М. В 1961 г. Кипр стал членом Европейского Совета, в дек. 1972 г. было подписано соглашение об ассоциации Кипра с Европейским экономическим сообществом. В 1961 г. М. посетил Египет, в 1962 г. - ФРГ, США, Грецию, Индию, Турцию. После убийства Дж. Кеннеди, с которым у М. были дружеские отношения, политика США по кипрскому вопросу резко изменилась. Непропорциональное представительство в системе управления (30% при доле 18,3% в составе населения) и чрезмерные полномочия, предоставленные туркам-киприотам Цюрихскими и Лондонскими соглашениями, создавали проблемы в работе гос. органов и вынудили М. изменить 13 пунктов конституции (30 нояб. 1963). Это стало предлогом для турок-киприотов к началу межобщинных столкновений. 25 янв. 1964 г. Великобритания предложила ввести на Кипр войска НАТО, но эта идея встретила резкие возражения со стороны СССР. 7 февр. Н. С. Хрущёв направил руководству Великобритании, США, Греции и Турции письмо, в к-ром поддержал кипрского президента, высказался против вооруженного вмешательства международных сил во внутренние дела Кипра и четко выразил свою позицию: защита интересов обеих общин, мирное решение проблемы, неприятие энозиса и террора. Одновременно в телеграмме Хрущёв пожелал ему полной победы в борьбе за сохранение территориальной целостности и независимости гос-ва. 29 февр. 1964 г. в Никосии было подписано соглашение между советским и кипрским правительствами о воздушном сообщении. По указанию Анкары турки-киприоты перешли к политике самоизоляции (все депутаты и госслужащие вышли из гос. органов и попытались создать собственную администрацию), тур. население стало сосредоточиваться в анклавах. Благодаря усилиям М. Совет безопасности ООН 4 марта 1964 г. принял резолюцию о признании территориальной целостности и политической независимости гос-ва Кипр, а также о законности кипрского правительства, несмотря на выход из него турок-киприотов. Согласно данной резолюции, на К. были отправлены миротворческие войска.

http://pravenc.ru/text/2561422.html

Рождество страны моей родной. 1934 Иосиф Бродский – Рождество 1963 года Спаситель родился в лютую стужу. В пустыне пылали пастушьи костры. Буран бушевал и выматывал душу из бедных царей, доставлявших дары. Верблюды вздымали лохматые ноги. Выл ветер. Звезда, пламенея в ночи, смотрела, как трех караванов дороги сходились в пещеру Христа, как лучи. 1963-1964 первая публикация – 1981, Нью-Йорк. Иосиф Бродский – Рождество 1964 Волхвы пришли. Младенец крепко спал. Звезда светила ярко с небосвода. Холодный ветер снег в сугроб сгребал. Шуршал песок. Костер трещал у входа. Дым шел свечой. Огонь вился крючком. И тени становились то короче, то вдруг длинней. Никто не знал кругом, что жизни счет начнется с этой ночи. Волхвы пришли. Младенец крепко спал. Крутые своды ясли окружали. Кружился снег. Клубился белый пар. Лежал младенец, и дары лежали. Январь 1964 первая публикация – 1981, Париж Иосиф Бродский – В Рождество все немного волхвы… V. S. В Рождество все немного волхвы. В продовольственных слякоть и давка. Из-за банки кофейной халвы Производит осаду прилавка грудой свертков навьюченный люд: каждый сам себе царь и верблюд. Сетки, сумки, авоськи, кульки, шапки, галстуки, сбитые набок. Запах водки, хвои и трески, мандаринов, корицы и яблок. Хаос лиц, и не видно тропы в Вифлеем из-за снежной крупы. И разносчики скромных даров в транспорт прыгают, ломятся в двери, исчезают в провалах дворов, даже зная, что пусто в пещере: ни животных, ни яслей, ни Той, над Которою – нимб золотой. Пустота. Но при мысли о ней видишь вдруг как бы свет ниоткуда. Знал бы Ирод, что чем он сильней, тем верней, неизбежнее чудо. Постоянство такого родства – основной механизм Рождества. То и празднуют нынче везде, что Его приближенье, сдвигая все столы. Не потребность в звезде пусть еще, но уж воля благая в человеках видна издали, и костры пастухи разожгли. Валит снег; не дымят, но трубят трубы кровель. Все лица, как пятна. Ирод пьет. Бабы прячут ребят. Кто грядет – никому непонятно: мы не знаем примет, и сердца

http://azbyka.ru/fiction/stihi-o-rozhdes...

до Р. Х., за к-рым последовала карательная экспедиция во главе с Марком Виницием, к-рый считается 1-м рим. военачальником, переправившимся на левый берег Дуная; неоднократные атаки даков на районы к югу от Дуная и их вытеснение к северу от Дуная Корнелием Лентулом и Секстом Алетием Катом (между 9 г. до Р. Х. и 11/12 г. по Р. Х.); нападение гетов на некоторые добруджские крепости (Эгисс в 12 г. и Троэсмис (Трезмис) в 15 г.) и т. д. Для ослабления военного потенциала гето-даков Римская империя применила метод их переселения вглубь империи ( Strabo. Geogr.//FHDR. 1964. Vol. 1. P. 237). Вместе с тем в Трансильвании в горах Орэштие и после смерти Буребисты продолжал существовать сильный центр; Сармизегетуза стала столицей, в которой правили главный жрец Буребисты Деценей (44-27 гг. до Р. Х.), Комосик (до 28 г. по Р. Х.) ( Iord. Get. 1939. P. 96), Скорило (28-68 гг.) ( Florus. Epitom.//FHDR. 1964. Vol. 1. P. 520-528) и Дурас (68-87 гг.) ( Iord . Get. 1939. P. 99). Военные действия даков с римлянами возобновились зимой 85/86 г., когда даки вторглись в Мёзию и убили ее наместника Гая Оппия Сабина ( Ibid. P. 99). Рим. имп. Тит Флавий Домициан отбросил даков за Дунай и реорганизовал Мёзию, разделив на 2 провинции. Испытывая необходимость отразить готовящееся рим. вторжение, Дурас передал власть Децебалу (87-106) - очевидно, своему племяннику. В 86 г. римляне по плавучему мосту переправились у Олта через Дунай и стали продвигаться вглубь Трансильвании. Увидев многочисленное рим. войско, Децебал запросил мира и, получив отказ, предпринял молниеносное наступление на римлян. Рим. военачальник Корнелий Фуск был убит, легионеры истреблены или взяты в плен вместе с оружием, военными орудиями и знаменем легиона. Поражение, к-рое потерпела армия Фуска, считается одним из наиболее крупных поражений рим. армии за все время ее существования ( Dio Cassius. Hist. Rom.//FHDR. 1964. Vol. 1. P. 683). В 88 г. Домициан, оценив силу даков, направил новое войско во главе с полководцем Теттием Юлианом, к-рый прошел в дакийские земли через Банат и выиграл бой при Тапах.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

67 Единение веры и разума – один из важнейших принципов мировоззрения Лосева. Особенно блестяще этот тезис развернут в известной книге Лосева «Диалектика мифа», не раз издававшейся за последние годы (1930 г. – первое изд.). 68 У А. Ф. было в университетские годы два приятеля. Один – П. С. Попов (1892–1964), с которым связь была прервана после того, как он сыграл неблаговидную роль при удалении Лосева с философского ф-та МГУ весной 1944. П. С. Попов был профессором философского ф-та с 1948 по 1964 гг. Другой – товарищ по гимназии Александр Федорович Попов, сын преподавателя пения в гимназии Ф. И. Попова , ученика композитора М. Балакирева. Кому принадлежат эти слова, не совсем ясно, хотя Лосев, упоминая второго Попова, иной раз называет его по имени. 69 Студент Лосев ездил с гимназическими товарищами в экскурсии на Урал во главе с о. В. Чернявским («батя»). С гимназистами ездили также, кроме о. Василия Чернявского, преподаватели Горчуков и Адальберт Цейгер. 71 Властов Б. В. (1893–1964), друг Лосева в течение всей жизни, профессор-биолог, муж поэтессы и художницы М. Б. Вериго. 72 Кассо Л. А. (1865–1914) – министр народного просвещения (1910–1914), из-за реакционной деятельности которого Московский Университет покинули многие выдающиеся профессора. 73 Фролов Ф.К. – директор классической Новочеркасской гимназии, прекрасно относившийся к гимназисту Лосеву. Подарил ему при переходе в последний класс собрание сочинений Вл. Соловьева. После революции эмигрировал на Балканы. 74 Тэн И. (1828–1893), французский философ, историк, изучавший искусство и литературу с культурно-исторических позиций. Автор «Происхождения современной Франции» (т. 1–6, 1876–94) и «Философии искусства» (1865–69). 75 Отец В. Чернявский, священник, преподаватель Закона Божия в классе, где учился Лосев. Кончил Киевскую Духовную Академию, был образованнейшим человеком, знал современную художественную литературу, устраивал диспуты и обсуждения интересных книг, возглавлял гимназические экскурсии. А. Ф. сохранил самые теплые воспоминания об о. В. Чернявском.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Losev/...

Естественно, что как изменения в мировой обстановке, так и накопление опыта внутри Христианского мирного движения содействовали уточнению целей и задач Христианской Мирной Конференции, побуждали избирать новые темы или изменять акценты при обсуждении прежней проблематики. Однако основные задачи ХМК оставались теми же самыми, что и при её основании: борьба за разрядку международной напряженности, за устранение угрозы войны, за укрепление дружбы и сотрудничества между народами, за созидание прочных основ всеобщего мира в условиях которого могли бы наилучшим образом осуществляться социальный прогресс, преодоление всех видов несправедливости, разумное использование производительных сил и свободное развитие человеческой личности. Три Всехристианских Конгресса — 1961, 1964 и 1968 голов — можно рассматривать как своего рода условные границы периодов жизни и деятельности ХМК. На первом этапе своей деятельности (1958–1961 гг.) ХМК видела свою ближайшую задачу в объединении христианских усилий с тем, чтобы трудиться ради разоружения, призывать к запрещению и уничтожению оружия массового уничтожения (прежде всего атомного и ядерного оружия), содействовать преодолению духа холодной войны, популяризировать идею и принципы мирного сосуществования. Второй период деятельности ХМК (1961–1964 годы) характеризуется стремлением облегчить взаимопонимание между христианами Востока и Запада на базе более объективного анализа двух систем и преодоления антикоммунистической пропаганды, служащей прикрытием империалистических устремлений. Вместе с этим находит признание убеждение в необходимости сотрудничества в деле созидания и упрочения мира с представителями других религий и с людьми неверующими. В течение третьего периода (1964–1968 годы) большое внимание ХМК уделяла проблемам мира, справедливости, мирного сосуществования и революционных изменений. Подчеркивалась тесная взаимосвязь между очагами напряженности. Широко обсуждались вопросы развития «третьего мира», проблемы борьбы освободившихся политически народов за свободу и независимость в выборе путей дальнейшего развития, за радикальные социальные перемены.

http://blog.predanie.ru/article/hristian...

В этот же день, 16 марта 1961 года, Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР утвердил «Инструкцию по применению законодательства о культах» . В ней, среди прочего, говорилось, что служители культов и религиозные объединения не могут устраивать религиозные шествия, совершать религиозные обряды и церемонии под открытым небом, а также в квартирах и домах верующих без разрешения исполкомов районных (городских) советов депутатов трудящихся . Таким образом, местные органы власти брали под свой контроль все требы, которые совершали священнослужители на дому. Вместе с тем религиозным центрам запрещалось организовывать различные собрания, паломничества, благотворительность и использовать средства для поддержки «затухающих» церквей. Следующим толчком к новым мероприятиям по борьбе с Русской Православной Церковью послужил состоявшийся в октябре 1961 года XXII съезд ЦК КПСС, который подчеркнул, что «коммунистическое воспитание предполагает освобождение сознания от религиозных суеверий…» . В связи с поставленной задачей построения коммунизма к 1980 году съезд внёс в Устав КПСС формулировку, которая обязывала каждого члена партии вести решительную борьбу с «религиозными предрассудками» . В. А. Куроедов в инструктивном письме уполномоченным на местах от 5.02.1962 года под грифом «секретно» призывал принять меры по предотвращению распространения религиозной обрядности, особенно среди детей и молодёжи. В качестве рекомендации по решению этой задачи председатель указал на усиление научно-атеистической пропаганды, а также на создание и развитие новых гражданских обрядов, связанных с рождением ребёнка, бракосочетанием, и других, которые своей красочностью и эмоциональностью вытесняли бы религиозные обряды . В июне 1963 года состоялся пленум ЦК КПСС. В его постановлении отмечалось: идеологический фронт является важнейшим в борьбе за победу коммунизма . В связи с этим главным содержанием всей атеистической пропаганды становилось разоблачение антинаучного характера религии. На практике это выразилось в очередном усилении давления на священнослужителей. Так, уполномоченный Совета по Ленинградской области Г. С. Жаринов в докладе от 1964 года пишет, что с 1962 по 1964 годы научные сотрудники Музея истории религии и атеизма выезжали в разные районы Ленинградской области, где выступали с лекциями на атеистические темы .

http://bogoslov.ru/article/6174834

Декабрем 1962 г. датируются также прошения о восстановлении в составе учащихся на имя Совета МДА и на имя Патриарха Алексия (Симанского). Очевидно, в Московской семинарии не спешили восстанавливать А. Просвирнина в составе учащихся, поэтому ему пришлось обращаться к Патриарху. В письме к Предстоятелю Церкви он писал, что в армии имел 37 поощрений и ни одного взыскания, имеет знак «отличник ВВС» и просил восстановить его в числе воспитанников МДС и снова прописать в г. Загорске. В начале 60-х годов, органы милиции стали чинить различные препятствия в восстановлении прописки тем из воспитанников духовных учебных заведений, которые хотели продолжить свое обучение с момента демобилизации из рядов Советской Армии. Очевидно, в декабре 1962 г., А. Просвирнин был зачислен в четвертый класс, сдав задним числом экзамены за третий класс. Табель за третий класс, датирован задним числом – 29 мая 1962 г., когда он еще служил в армии. Согласно справке за подписью инспектора МДС иеромонаха Филарета (Денисенко), летом 1963 г. он был переведен в 4-й класс семинарии, который тогда был последним. С июня 1963 года он становится иподиаконом у епископа Питирима 9 – и одновременно внештатным сотрудником Издательского отдела Московской Патриархии. В Издательском отделе о. Иннокентий работал ровно 30 лет: с 23 мая 1963 года по 25 мая 1993 года. 9 марта 1964 г. он пишет прошение на имя ректора МДА протоиерея Константина Ружицкого о зачислении в Академию. В характеристике, подписанной ректором, инспектором и секретарем Ученого совета МДАиС, А. Просвирнин характеризуется с самой положительной стороны: «отличных способностей и успеваемости, безупречно дисциплинирован» 10 . В сентябре 1964 года А. Просвирнин начал обучение в МДА. Согласно благодарности ректора, А. Просвирнин потрудился во время подготовки к празднованию 150-летия пребывания МДА в стенах Троице-Сергиевой лавры, которое состоялось осенью 1964 г. Уже в годы обучения в духовных школах у Анатолия возникли серьезные проблемы со здоровьем. Согласно прошению, написанному в мае 1966 г., на имя ректора епископа Филарета, А. Просвирнин просил перенести ему зачетную сессию из-за обострения язвенной болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

«Убитый». Художник: Сергей Гавриляченко, 1996 г. О переживании утраты и другая работа художника – «Время утрат» (2012). Уходили те фронтовики, кто сумел дожить до Победы, те, кто поддерживал, служил опорой здесь, на земле, и теперь уже их дети становились «старшим поколением». Лично для Сергея Александровича Гавриляченко время утрат – это и смерть отца, фронтовика, офицера-артиллериста, которому он посвятил множество работ, снова и снова стремясь выразить свою благодарность, сказать недосказанное когда-то. «Время утрат». Художник: Сергей Гавриляченко, 2012 г. Обращают на себя внимание работы Ксении Соповой (1987). В картине «Мать» (2014) работает не только изображение, но и слово – строчки письма, занимающие почти все изобразительно пространство. Так что мы в прямом смысле слышим диалог сына с матерью. Цветовое решение работы напоминает фотографии того времени, пожелтевшие странички писем. Главная героиня картины, сидящая фронтально и устремившая взгляд на зрителя (а на самом деле куда-то дальше), тоже словно сошла с фотографии, это и конкретная женщина, и обобщенный, собирательный образ матери, проводившей на фронт своего сына. В работе «Правнук» (2015) Сопова касается важной темы связи поколений, важности обретения себя через знание о предках. Это тема звучит еще в искусстве второй половины XX века, например в фильме Марлена Хуциева «Застава Ильича» (1964), в картине Виктора Попкова «Шинель отца» (1972). «Мать». Художник: Ксения Сопова, 2014 г. «Правнук». Художник: Ксения Сопова, 2015 г. Связи, преемственности поколений посвящена и работа Елены Павловской (1964) «Отец и сын. Портрет военного историка В.В. Жукова». «Отец и сын. Портрет военного историка В.В. Жукова». Художник: Елена Павловская, 1964 г. Тему материнства, но совсем иначе, чем у Соповой, раскрывает в своей работе «Страшный сон» (2019) Ирина Пьянкова (1986). Защитить сына в данный момент, успокоить, прогнать тревоги ночи сейчас под силу молодой матери, но вот ее тревоги разогнать некому… «Страшный сон». Художник: Ирина Пьянкова, 2019 г.

http://pravoslavie.ru/153450.html

В этот же день 1964 года народный художник СССР, доктор искусствоведения, действительный член Академии художеств Сергей Васильевич Герасимов. Он родился 26 сентября 1885 г. в Можайске в крестьянской семье. Занимался в московском Строгановском художественно-промышленном училище с 1901 по 1907 г., а затем в Училище живописи, ваяния и зодчества с1907 по 1912 г., где его наставниками были С.В.Иванов и К.А.Коровин. Был членом объединений «Маковец», «Общество московских художников» и АХРР. Одним из известнейших живописных полотен о войне стала герасимовская «Мать партизана» (1943-1950). Сквозь все творчество мастера проходят реальные впечатления постреволюционных потрясений и бед – прежде всего в повторяющихся мотивах соседствующего с его домом Лужецкого монастыря, разрушенного и варварски разоренного после его закрытия в 1926 г. В простых по сюжету, лирически-задушевных пейзажах живописный импрессионизм Герасимова выразился наиболее органично. Окружающая реальность неразрывно соединилась в этих композициях с воспоминаниями о русской провинциальной старине. Герасимов проявил себя как опытный педагог, а также умелый и чуткий администратор, завоевав в середине века прочную репутацию оппозиционера, за что в 1948 г. был уволен с поста директора Московского художественного института имени В.И.Сурикова. Художник занимал также посты директора Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского; 1950-1964) и Первого секретаря правления Союза художников СССР (1958-1964). Его работы находятся в собраниях Третьяковской галереи в Москве, Русского музея в Петербурге, Художественного музея в Таганроге. С.В.Герасимов был награжден Ленинской премией в 1966 г. посмертно, двумя орденами Трудового Красного Знамени, серебряной медали Международной выставки 1937 г. в Париже, золотой медали Всемирной выставки 1958 г. в Брюсселе, золотой медали Министерства культуры СССР 1958 г., золотой медали Академии художеств СССР 1962 г. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/20/de...

Однако требования уполномоченного к митр. Корнилию (Попову) о принятии в отношении заштатных клириков более жестких мер, вплоть до лишения сана, не были выполнены. В целях более тщательного изучения и более полной характеристики нелегальных религ. обществ в янв.-февр. 1961 г. в Горьковской обл. при участии исполкома обл. Совета и исполкомов районных Советов был проведен 1-й единовременный учет незарегистрированных религиозных групп. По его данным, к 1 марта 1961 г. в Горьковской обл. насчитывалось 187 нелегальных православных общин и было 3865 верующих (ЦАНО. Ф. 5899. Оп. 3. Д. 28. Л. 77). Однако эти данные оказались заниженными: С. И. Массалков в докладе председателю Совета по делам РПЦ при СМ СССР В. А. Куроедову от 21 дек. 1961 г. сообщал уже о 300 незарегистрированных общинах РПЦ в регионе, из к-рых 35 действовали в Ардатовском р-не, 17 - в Спасском, 11 - в Воротынском, 10 - в Сергачском, 9 - в Ковернинском (Там же. Д. 27. Л. 85). Согласно докладу, 4 нелегальные общины имели ключи от закрытых пустовавших церквей, в к-рых неск. раз в год собирались для богослужений, в т. ч. молебнов по ночам: в селах Костылиха Чернухинского (ныне Арзамасского) р-на, Ступино Балахнинского (ныне Городецкого) р-на, Шутилово Первомайского р-на, Невадьево Вачского р-на. Тем не менее по итогам повторного единовременного учета незарегистрированных правосл. общин к 1 апр. 1962 г. их насчитывалось 136, в них состояло 3559 верующих. В марте 1963 г. нелегальных правосл. общин было уже 105, в т. ч. в Ардатовском р-не - 37, в Сергачском - 14, в Перевозском - 13, в Семёновском - 11, в Арзамасском - 10, в Лысковском - 9, в Богородском - 8 (Там же. Д. 29. Л. 21). Массалков подчеркивал, что, хотя все нелегальные православные общины отмечены в его картотеке как «незарегистрированные группы РПЦ», какая-то часть их не поминает Московского патриарха и тяготеет к «истинно православному» движению. Однако конкретное число общин, стоявших на «истинно православных» позициях, уполномоченный к 1964 г. установить не смог, отметив, что они составляли незначительную часть. К янв. 1964 г. в Горьковской обл. оставалось уже 83 общины с 3460 верующими. В отчете Куроедова от 20 апр. 1964 г. содержались данные о 65 нелегальных общинах РПЦ в Горьковской обл., что выводило регион на 4-е место в стране по числу нелегальных общин (после Татарской АССР, Ульяновской и Оренбургской областей). При этом часть незарегистрированных групп лишь на время ослабила свою деятельность, введя более строгую конспирацию.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010