Статья посвящена проблеме выявления последствий государственной религиозной политики в исследуемом регионе в период с 1958 по 1964 год. Начальная дата связывается с окончанием послесталинской борьбы за лидерство в коммунистической партии и государстве и формированием новой церковной политики, направленной на разрушение религиозных организаций в СССР. Окончание периода связано со сменой высшего руководства СССР и сопутствующими изменениями в религиозной политике. С целью выявления последствий государственной религиозной политики были проанализированы характер, содержание данной политики, а также отношение верующих к антицерковным действиям местных органов власти. Территория Краснодарской и Кубанской епархии в исследуемый период соответствовала административным границам Краснодарского края. Данную епархию возглавлял митрополит Виктор (Святин). Применение статистического метода позволило автору выявить динамику изменения кадрового состава среди православного духовенства, количество закрытых храмов в Краснодарской и Кубанской епархии и количество совершаемых священнослужителями религиозных обрядов. В результате применения системного метода было выявлено, что в реализации религиозной политики принимали участие не только местные советские и партийные органы власти, но и активно привлекалась общественность, что придавало широкомасштабность антицерковным акциям. Стремление органов власти к полному вытеснению Православной церкви из жизни граждан в исследуемом регионе привело к потере более половины кадрового состава священнослужителей и закрытию более 50 % храмов. Для борьбы с религиозными традициями власти использовали как административные меры, выразившиеся в изменении правил оформления документов при крещении детей, так и распространение опыта организации советских нерелигиозных обрядов. Эти меры привели к тому, что с 1958 по 1964 г. количество крещений уменьшилось на 38,2 %, венчаний – на 87 %, отпеваний – на 66 %. Однако жители края продолжали посещать храмы и участвовать в религиозных обрядах. Было выявлено, что в Краснодарском крае обряд крещения составлял наибольший процент в сравнении с другими обрядами, что говорит о большей востребованности данного обряда у прихожан. В результате государственной религиозной политики Православной церкви как институту был нанесен серьезный удар, но ликвидировать религиозность населения не удалось.

http://bogoslov.ru/event/6004863

Не удалось извлечь искомое из базы (((

В некоторых городах, преимущественно в районных центрах, нашлись активисты, откликнувшиеся на очередную инициативу руководящей партии. В Боровичах, Малой Вишере, Старой Руссе, Парахине попытались проводить в Домах культуры и клубах регистрацию новорожденных, играть комсомольские свадьбы. Но желаемого размаха это движение не получило. И только 23 мая 1964 года, во время новой антицерковной волны, бюро Новгородского обкома КПСС совместно с облисполкомом приняли постановление 364 – «О внедрении в быт советских людей гражданских обрядов». Как показывает действительность, традиции и обряды складываются в течение многих лет в самой среде. Понятие «внедрение» уже несет в себе определенное насилие, навязывание со стороны тех или иных действий. Все это явно проступает в тексте партийно–советского документа: «...обязать исполкомы райсоветов и горсоветов, областное управление культуры, облсовпроф, обком ВЛКСМ обеспечить активное участие учреждений культуры и молодежи в организации и проведении народных праздников и внедрении современных обрядов». Средства массовой информации были озадачены освещением и пропагандой новых веяний, торговые организации – материальным обеспечением предпринимаемого похода. 1964 год вошел в историю взаимоотношений государства и Церкви как начало неслыханного до сего времени по силе и масштабности атеистического наступления в расчете окончательно расправиться с Церковью , подавить ее, чтобы советские граждане вошли в строящееся коммунистическое общество не обремененные религиозными заблуждениями. Инициатива очередного похода принадлежала первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву. По его указанию идеологическая комиссия при ЦК КПСС разработала «Мероприятия по усилению атеистического воспитания населения». 2 января 1964 года они вышли в свет как постановление ЦК партии и стали государственным планом преодоления религиозного сознания людей. Ровно через месяц после выхода постановления вступила в действие главная пропагандистская сила – областная газета «Новгородская правда».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Отправной точкой в развитии отношений КПЦ с дохалкидонскими Церквами стало послание патриарха Афинагора, написанное в 1951 г. по случаю 1500-летия IV Вселенского Собора. В нем он призывал к межхрист. единству и сотрудничеству, говорил о необходимости диалога с Древними Восточными Церквами (Ορθοδοξα. 1951. Τ. 2. Σ. 490). Первые контакты с дохалкидонитами были установлены в 1956 г. Мелитским митр. Иаковом, в то время представителем патриарха Афинагора при ВСЦ, к-рый нанес визиты главам нек-рых Древних Восточных Церквей. Во время патриаршей поездки по странам Ближ. Востока в 1959 г. патриарх Афинагор встретился с сиро-яковитским патриархом Игнатием Иаковом III, копт. патриархом Кириллом VI и посетил в Каире Ин-т высших коптских исследований. В 1961 г. наблюдатели дохалкидонских Церквей были приглашены на 1-е Всеправославное совещание на Родосе. 1961 год стал решающим в установлении связей между КПЦ и Армянской Апостольской Церковью (в т. ч. визит на Фанар католикоса Эчмиадзина Вазгена I). Важным этапом в развитии отношений КПЦ с дохалкидонитами стали неофиц. консультации в Орхусе (Дания) в авг. 1964 г., в к-рых участвовали 15 богословов, принадлежавших к 2 группам Церквей. Особое внимание патриарх Афинагор уделял связям с англикан. Церковью. В 1962 г., во время визита архиеп. Кентерберийского А. М. Рамсея к К-польскому патриарху, обсуждался вопрос о воссоздании существовавшей в 30-40-х гг. XX в. Смешанной православно-англикан. богословской комиссии. III Всеправославное совещание (1964) постановило образовать межправославные богословские комиссии «для продолжения богословских дискуссий» с англиканами и старокатоликами (Решение Третьего Всеправославного совещания//ЖМП. 1964. 12. С. 4-5), на IV Всеправославном совещании (1968) была поднята тема о диалоге со Всемирной лютеранской федерацией, делегация к-рой 24-27 марта посетила Фанар. Важными событиями в развитии взаимоотношений с протестантскими церквами стала встреча патриарха в Женеве с генеральным секретарем ВСЦ Ю. К. Блейком в нояб. 1967 г. и визит в Великобританию, где патриарх Афинагор был принят кор. Елизаветой II, посетил богослужение в Кентербери и был возведен архиепископом Кентерберийским А. М. Рамсеем на древнюю кафедру св. Августина , просветителя Британии. Патриарх также присутствовал на православ. литургии, впервые совершенной в часовне Ламбетского дворца архиеп. Фиатирским Афинагором.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Мне активно не нравилась его артуровско-византийская мифология; я по-прежнему считаю, что она испортила трилогию К. С. Л. (очень впечатлительного, чересчур впечатли-тельного) в последней ее части. Касательно предложенной рекламки на обложку «Дерева и листа»…. Боюсь, на самом деле проблема возникает из-за того, что соединили вместе две вещи, которые, на самом деле, едва соприкасаются, если можно так выразиться. Не думаю, что за предложенную комбинацию ответственен я, и, как бы то ни было, случилось оно в тяжкий для меня период злоключений и неприятностей. Сам я с некоторых пор размышлял о переиздании трех вещиц, что в моем представлении и впрямь хорошо сочетаются: «Беовульф»: чудовища и критики»; эссе «О волшебных сказках» и «Возвращение Беорхтнота». В первой речь идет о связи «героического» с волшебной сказкой; во второй — преимущественно о волшебной сказке как таковой; а в последней — о «героизме и рыцарстве». 260 Из письма к Кэри Блайтону 16 августа 1964 Блайтон спрашивал разрешения Толкина на написание увертюры к «Хоббиту». Я безусловно даю вам разрешение сочинять какое угодно произведение на основе «Хоббита»….. Как автору, мне крайне лестно слышать, что я вдохновил композитора. Я давно на это надеялся, и надеялся также, что, может статься, смогу оценить результаты или хотя бы почувствую, что они сродни моему собственному вдохновению — в той же степени, как, скажем, некоторые (но не все) иллюстрации Полин Бэйнс….. В музыке я разбираюсь слабо. Хотя происхожу я из очень музыкальной семьи, в силу недостатков образования и отсутствия возможностей — ведь я рос сиротой — та музыкальность, что была во мне заложена, оказалась вытесненной на задний план (до тех пор, пока я не женился на пианистке) или нашли выражение в языке. Музыка доставляет мне огромное удовольствие и порою вдохновляет, однако я остаюсь в положении человека — с поправкой на ситуацию, — который любит читать или слушать стихи, но почти ничего не знает о стихосложении, о традиции или о структуре языка. 261 Из письма к Анне Барретт, издательство «Хоутон-Мифлин» 30 августа 1964 Комментарии по поводу статьи о К. С. Льюисе, написанной одним из его бывших учеников, Джорджем Бейли, и опубликованной в «Репортере» от 23 апреля 1964.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Его смерть обернулась для меня тяжким ударом. Однако, по правде сказать, виделись мы с ним все реже и реже, после того, как он подпал под неодолимое влияние Чарльза Уильямса, и еще реже — после его престранного брака…..Я прочел «Блуждания паломника» еще в рукописи. «Пиквик» мне никогда не нравился. Сейчас я нахожу, что «Властелин Колец» «хорош местами». А теперь я должен принести глубокие извинения за свою болтливость; однако ж надеюсь, что «местами» это все небезынтересно. Искренне Ваш, РОНАЛЬД ТОЛКИН. 258 Из письма к Рейнеру Анвину 2 августа 1964 В 1964 судно на подводных крыльях «Аквастролл», совершившее пробное плавание от Кале до Дувра, получило название «Скадуфакс» (имя коня Гандальва во «Властелине Колец»). Хотелось бы мне, чтобы «авторское право» распространялось и на имена тоже, в придачу к выдержкам из текстов. Это — особая разновидность вымысла, что стоит мне немалых трудов и доставляет немало удовольствия; по чести говоря, дается она ничуть не легче (а зачастую и труднее), нежели, скажем, стихотворные строчки. Должен признаться, я немало уязвлен тем, что это чудовищное «судно на подводных крыльях» «окрестили» «Скадуфаксом» — даже разрешения не спросив; о чем мне не преминули сообщить в личной переписке (кое-кто с негодованием). Я постепенно привыкаю к «Ривенделлам», «Лориэнам», «Имладрисам» и т. д. в качестве названий для домов — хотя, боюсь, названия эти встречаются куда чаще, нежели письма со словами «с вашего позволения». 259 Из письма к Анне Барретт, издательство «Хоутон-Мифлин» 7 августа 1964 Я — человек крайне ограниченных пристрастий (я сам отлично это сознаю), и на [Чарльза] Уильямса они практически не распространяются. Я с ним довольно близко общался с конца 1939 г. и вплоть до его смерти — собственно говоря, я выступал своего рода повивальной бабкой при рождении «Кануна дня Всех Святых» — книга зачитывалась нам вслух по мере написания, но изменения действительно крупные были, как мне кажется, в нее внесены главным образом благодаря К. С. Л., — и общество Уильямса доставляло мне немало удовольствия; но вот наш образ мыслей оставался диаметрально противоположным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

3 апр. 1961 г. на Пермскую кафедру был определен архиеп. Сергий (Ларин) . Его деятельность началась с выполнения постановления Синода «О мерах по улучшению существующего строя приходской жизни» от 18 апр. 1961 г. Во все благочиния и приходы были разосланы циркуляры, предписывавшие передачу финансово-хозяйственных функций от настоятелей церковным советам. В 1962 г. священники Пермской и Соликамской епархии были переведены на фиксированные оклады, в результате бедные сельские приходы, не способные платить священнику фиксированный оклад, оказались на грани закрытия. Архиеп. Сергий безрезультатно пытался договориться с властями о приемлемых размерах окладов. 21 дек. 1962 г. архиерей издал указ, к-рым обязал благочинных проследить, чтобы церковными советами были установлены реалистичные ставки окладов духовенству. Распоряжением архиепископа священнослужителям Пермской епархии был установлен месячный оклад от 100 до 1 тыс. р. в зависимости от возможностей прихода. Оклад управляющего епархией - 1300 р. 10 окт. 1962 г. архиеп. Сергий был назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, экзархом в Ср. Европе, с сохранением за ним управления Пермской кафедрой. Частое отсутствие архиерея в епархии развязывало руки властям: в 1961-1964 гг. в Пермской епархии было закрыто 10 храмов. В отчетах за 1962-1964 гг. Горбунов писал об архиепископе: «Сергий... в последнее время ведет себя неправильно. Приезжая на 2-3 дня в Пермь и бывая у меня на приеме, ничего мне не говорит о своих намерениях. Вернется в Москву и оттуда посылает циркуляры епархиальному совету» (ГАПК. Ф. Р-1204. Оп. 2. Д. 12. Л. 20-21). В 1960-1964 гг. в Пермской епархии было закрыто 22 храма. В 1965 г. в епархии имелся 41 приход (12 - в городах, 6 - в поселках, 23 прихода - в сельской местности), действовали 35 храмов, 3 часовни и 3 молитвенных дома. В клире епархии состояли 60 священников, 14 диаконов, 33 псаломщика, из них семинарию окончили 18 чел., академию - 5 чел. В дек. 1965 г. в результате объединения Совета по делам Русской Православной Церкви и Совета по делам религиозных культов был создан Совет по делам религий. Уполномоченным Совета по делам религий по Пермской обл. был назначен А. А. Сонько, Горбунов занял должность старшего инспектора.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

США выдвинули программу решения кипрской проблемы, получившую название «план Ачесона» по имени бывш. госсекретаря Д. Г. Ачесона, к-рый предложил расчленить остров на 2 части: большую присоединить к Греции, а Турции передать сев.-вост. часть К. (на которой должна была быть устроена турецкая военная база) и входящий в состав Греции о-в Мейисти (Кастелоризо). Два района К. должны были подчиняться тур. комиссарам. При греческом Верховном комиссаре назначался советник по мусульм. делам. Предусматривались особые гарантии прав тур. меньшинства. При объединенных вооруженных силах греков-киприотов и турок-киприотов назначался амер. представитель. Все греки, изгнанные незадолго до этого из Турции (в т. ч. с островов Имброс и Тенедос), должны были вернуться в свои дома. Туркам-киприотам, которые пожелают покинуть страну, предлагалась денежная компенсация. Тур. правительство согласилось обсудить этот план, предполагая в ходе переговоров скорректировать территориальные требования, но греч. правительство и архиеп. Макарий отвергли его, поскольку он ликвидировал Республику Кипр. После столкновений Национальной гвардии с тур. боевиками у тур. деревень Коккина и Мансура 7-8 авг. турецкие самолеты бомбардировали города и села в северо-западной части К., в результате погибли и были ранены десятки мирных жителей. 9 авг. Правительство Республики Кипр обратилось за поддержкой к СССР и Египту как лидеру Движения неприсоединения (15 авг. Советский Союз заявил, что в случае интервенции окажет помощь К.); в тот же день на заседании Совета Безопасности ООН Греция предупредила, что, если Турция не прекратит бомбардировки, она выступит в защиту К. Совет Безопасности ООН принял резолюцию о прекращении огня, и боевые действия остановились. В сент. 1964 г., во время визита кипрской правительственной делегации в СССР, было заключено соглашение о помощи К. По договору от 30 сент. 1964 г. К. приступил к закупке советского вооружения. Неприсоединившиеся гос-ва во время Каирской конференции (5-10 окт. 1964) приняли резолюцию, призывавшую уважать суверенитет К. и воздерживаться от вмешательства в его внутренние дела.

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Разделы портала «Азбука веры» дайджест 18 Апр 2023 На презентации научной монографии ее авторы сделали доклады, вызвавшие множество вопросов и оживленную дискуссию МОСКВА. Высшей школе юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ состоялась презентация монографии «Епископское служение в Русской Православной Церкви в контексте государственно-церковных отношений в СССР в 1941–1964 годы» . Монографию представил коллектив авторов: Трое авторов – протоиерей Алексей Марченко, П.А. Ефимушкин и Н.А. Марченко – являются выпускниками ПСТГУ: отец Алексей окончил программу  «теология»  на факультете дополнительного образования, Павел Алексеевич и Никита Алексеевич – выпускники  исторического направления  историко-филологического факультета. Осуществление этого научного проекта стало возможным благодаря финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (конкурс грантов «Теология в контексте междисциплинарных научных исследований»). Целью исследования стало комплексное изучение служения епископов Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны (1941–1945), послевоенный период (1945–1953) и период «хрущевской оттепели» (1953–1964) в контексте государственно-церковных отношений в СССР. На презентации научной монографии ее авторы сделали доклады, вызвавшие множество вопросов и оживленную дискуссию. Татьяна Александровна Чумаченко дала обзор государственно-конфессиональных отношений в Советском государстве в 1918–1991 годы и подробно остановилась на рассмотрении правовых государственных актов, регламентировавших деятельность религиозных организаций в СССР. Она отметила, что в 1941–1964 годы ведущую роль в формировании и практическом осуществлении государственной религиозной политики сыграл Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК (СМ) СССР. Павел Алексеевич Ефимушкин в своем выступлении сделал обзор использованных в монографии источников и отметил, что новизна проведенного исследования подчеркнута введением в научный оборот большого количества новых неопубликованных документов. Для написания монографии авторами были использованы материалы 22 фондов (459 дел) из 14 государственных и двух церковных хранилищ.

http://azbyka.ru/news/opublikovana-novaj...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Опубликована новая книга по церковной истории ХХ века 17.04.2023 Высшей школе юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ состоялась презентация монографии «Епископское служение в Русской Православной Церкви в контексте государственно-церковных отношений в СССР в 1941–1964 годы» . Монографию представил коллектив авторов: Трое авторов – протоиерей Алексей Марченко, П.А. Ефимушкин и Н.А. Марченко – являются выпускниками ПСТГУ: отец Алексей окончил программу «теология» на факультете дополнительного образования, Павел Алексеевич и Никита Алексеевич – выпускники исторического направления историко-филологического факультета. Осуществление этого научного проекта стало возможным благодаря финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (конкурс грантов «Теология в контексте междисциплинарных научных исследований»). Целью исследования стало комплексное изучение служения епископов Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны (1941–1945), послевоенный период (1945–1953) и период «хрущевской оттепели» (1953–1964) в контексте государственно-церковных отношений в СССР. На презентации научной монографии ее авторы сделали доклады, вызвавшие множество вопросов и оживленную дискуссию. Татьяна Александровна Чумаченко дала обзор государственно-конфессиональных отношений в Советском государстве в 1918–1991 годы и подробно остановилась на рассмотрении правовых государственных актов, регламентировавших деятельность религиозных организаций в СССР. Она отметила, что в 1941–1964 годы ведущую роль в формировании и практическом осуществлении государственной религиозной политики сыграл Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК (СМ) СССР. Павел Алексеевич Ефимушкин в своем выступлении сделал обзор использованных в монографии источников и отметил, что новизна проведенного исследования подчеркнута введением в научный оборот большого количества новых неопубликованных документов. Для написания монографии авторами были использованы материалы 22 фондов (459 дел) из 14 государственных и двух церковных хранилищ.

http://drevo-info.ru/news/28959.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010