После Октябрьской революции 1917 г. М. на нек-рое время стала центром притяжения для мусульман с азиатских окраин России, а также из Турции, Индии, Ирана, Афганистана, Египта и стран Магриба, население к-рых разделяло коммунистические идеи. В 1921 г. в М. прошел Всемусульманский конгресс. Согласно Всесоюзной переписи населения 1926 г., численность в М. представителей народов, традиционно исповедовавших ислам, достигла более 170 тыс. чел., они занимали 2-е место за абсолютно доминировавшими русскими. С объявлением «безбожной пятилетки» в 1929 г. активизировался процесс вытеснения религии из сферы общественной жизни, что нашло отражение в гонениях на практикующих мусульман и в закрытии 1-й (Исторической) мечети в Замоскворечье (1936). В советское время в столице действовала единственная мечеть в Выползовом пер., после закрытия Исторической мечети называвшаяся Московской соборной мечетью. Она на долгие годы стала центром религ. жизни мусульман города. Обращение представителей мусульм. духовенства к верующим в связи с немецко-фашистской агрессией, принятое на съезде в мае 1942 г. в Уфе 12 представителями мусульм. духовенства СССР, подписал среди прочих имам-хатыб Московской соборной мечети Халил Насретдинов (1890-1964). В 1945 г. община мечети была зарегистрирована аппаратом уполномоченного Совета по делам религ. культов. Председателем исполнительного органа (двадцатки) и секретарем имама стал Хамза Айсин. В том же году впервые за 20 лет в М. на татар. языке араб. шрифтом была издана книга с изложением основ ислама «Ислам дине» (Исламская религия), написанная главой Духовного управления мусульман европ. части СССР и Сибири (ДУМЕС) муфтием Г. Расулевым. В 1940-1952 гг. в М. сложился неофиц. мусульм. приход на Даниловском мусульм. кладбище во главе с комендантом кладбища И. Гаитовым. В 1952 г. богослужения на кладбище были пресечены властями, обвиненный в их организации имам-хатыб соборной мечети Насретдинов в 1953 г. был вынужден подать в отставку. В 1954 г. Московская мечеть получила статус центра мухтасибата ДУМЕС по Московской и Горьковской областям, Чувашской АССР и Мордовской АССР.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Ядром бандеровского движения на Западной Украине была «зона энергетической активности» - Прикарпатская Галичина. («Пьемонт украинской революции»). Для галицийских националистов, как и гитлеровцев, нация была идолом.Главной установкой для них было стремление вырваться из-под соседних государственных образований - Польши и «вечного врага» - России (любой - красной, белой и др.). Как во многих странах Европы, идеология ОУН формировалась под влиянием фашистских движений и в расчёте на победу Германии над СССР. Течений среди украинских националистов было несколько. Одно из них «мельниковцы» ОУН (м) - сторонники Андрея Мельника (1890-1964). Мельник считал себя преемником основателя ОУН Е.Коновальца (1891-1938) и заявлял, что следует сотрудничать с гитлеровцами на любых условиях, ибо «главная задача - совместная борьба против Советов». Круг мельниковцев включал бывших руководителей и офицеров Австро-Венгерской монархии. При немцах они существовали легально, получали от них финансовую поддержку и пропагандировали «немецкий протекторат» над Украиной. Сильнее было крыло сторонников галичанина Степана Бандеры (1909-1959) - ОУН (б). Диким экстремизмом и террором против польских полицейских и советских дипломатов в Польше он завоевал неоспоримый авторитет, особенно после убийства в 1934 г. министра внутренних дел Польши Б. Перацкого. Сутью никогда не воевавшего главаря был накалённый (по отзыву немцев) темперамент и непомерные притязания. «Ловкий, упрямый, фанатичный славянин. Своей идее предан до последнего. Ненавидит как великороссов, так и немцев» . Этот вождь националистов заявлял, что «его движение стало таким сильным, ...что Сталину не удастся его подавить» . «Бульбовцы» Тараса Боровца (1908-1981) с июня 1941 г. пытались вести «независимую» от руководства ОУН политику, стремились создать «Украинскую Народную Демократическую Республику». Боровец организовал отряды «Полесской Сечи», сотрудничавшие с немцами. Позже отряды Боровца назывались «Украинской Народно-Революционной армией» (УНРА). По преувеличенным оценке Боровца УНРА состояла из 10 тыс. бойцов. Бандеровцы требовали распустить УНРА и её отряды, потом те в большинстве влились в УПА.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Нила Сорского на месте их рождения, т. е. в Заволжье еще более способствовали переходу их на общественную почву. 1959 В соответствии с характером образовательных средств древней Руси XV–XVI вв., среди которых «почитание книжное», открывавшее доступ исключительно к книгам религиозно-нравственного содержания, занимало первое место, религиозно-нравственное развитие было почти единственным способом общего умственного развития. Поэтому всё сводилось на религиозную почву и оценивалось с религиозной точки зрения, так что даже явления чисто государственного порядка старались освятить авторитетом религии; 1960 и неудивительно, что идеи преп. Нила Сорского в обществе, высшие интересы которого сосредоточивались в религиозной сфере, получили практический характер, стали применяться к решению вопросов церковно-общественной жизни. Затем, идея личной свободы, самобытности, которой проникнут Устав скитского жития, у последователей преп. Нила Сорского «заволжских старцев» необходимо должна была принять иную форму, проявления. Здесь, в Заволжье, царил дух новгородской вольности и свободы. Наследие еще от темных времен язычества дух свободы в Новгороде был жизненный нервом его политического строя, носившего республиканский характер: политический центр тяжести сосредоточивался на вечевой площади, где собира- —59— лись все граждане для совокупного решения важнейших дел. 1961 Этот же дух свободы породил и те своеобразные особенности в общественном быте новгородцев, которые составляли его отличительные черты, а именно: склонность к раздорам, выражавшаяся в постоянных внутренних усобицах между местной богатой знатью, «вячшими» людьми и чернью «меньшими» людьми, 1962 личный произвол, стеснение которого заставляло новгородских удальцов искать простора за пределами новгородской земли 1963 и дух предприимчивости, нашедший яркое выражение в богатом развитии торговли, которая вследствие частого нарушения договоров с иноземцами, 1964 неустроенности путей сообщения и разбоев, 1965 была сопряжена с большим риском.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Новоржев. Церковь Николая Чудотворца (старая). Никольская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:1782. Год утраты:1964 Адрес: Псковская обл., Новоржевский р-н, г. Новоржев, улица Германа напротив дома 87 с правой стороны Координаты: 57.03853, 29.330549 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Построен в 1782 г. на средства помещика Я.А. Татищева. Здание собора каменное с каменной колокольней, пять престолов: главный - Святителя и Чудотворца Николая, придельные - Святого Пророка Ильи, Преподобного Симеона Столпника, Успения Божьей Матери, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. По штату 1876 г.: настоятель, два помощника и три псаломщика. Имел приписную кладбищенскую церковь Рождества Христова, построенную в 1797 г. купцами Е. Чистовским и И.К. Поросёнковым, возобновлённую в 1877 г., а также три каменные часовни: построенную на торговой площади в 1855 г. П.И. Филимоновым; построенную новоржевским мещанским обществом в 1890 г. и освящённую 28 апреля 1891 г. в память спасения императора и его семьи при крушении поезда; сведений о дате строительства третьей часовни не имеется. Ближайшие церкви: Троицкая погоста Бараново, Преображенская погоста Вехно, Воскресенская в с. Сторожня. В приходе существовало приходское народное училище в с. Орша. В 1930-е гг. в помещении собора была устроена дизельная электростанция. В годы Великой Отечественной войны богослужения в соборе были возобновлены. В 1944 г. здание пострадало в ходе военных действий: разрушена колокольня и часть купола. В 1964 г. здание собора уничтожено. Ф. 482, 1 ед. хр., 1857 г., оп. 1.  Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая была построена в городе Новоржеве в 1782 г. помещиком Яковом Афанасьевичем Татищевым. Здание церкви каменное и такая же колокольня. Согласно ведомости за 1804 г., отмежеванной земли у церкви не было. Приходских дворов было 472, в них проживало населения: мужского - 1923, женского - 1883. Опись всему церковному имуществу была произведена в 1801 г., кроме того при церкви были метрические шнурованные книги и духовные росписи с 1799 г.

http://sobory.ru/article/?object=40214

альм. Вып. 2 (в печати). Свящ. Павел Хондзинский Иконография И. К. обширна и многообразна. Сохранилось значительное количество его прижизненных изображений различного типа и техники: фотографий, натурных живописных портретов, рисунков, эстампов, скульптур. Они различаются по жанру: парадные портреты, репортажные снимки, массовые групповые фотографии, семейная хроника. Совр. почитание И. К. столь широко, что его иконы находятся во мн. правосл. храмах в России и за рубежом. Прав. Иоанн Кронштадтский. Икона. 1964 г. Иконописец архим. Киприан (Пыжов) (собор в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Нью-Йорке) Прав. Иоанн Кронштадтский. Икона. 1964 г. Иконописец архим. Киприан (Пыжов) (собор в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Нью-Йорке) Поскольку еще при жизни И. К. его святость была очевидна, практически каждый шаг всенародно любимого пастыря был документирован; собранные в альбом и аннотированные фотоснимки могли бы составить подробную летопись жизни святого. Вскоре после кончины И. К. решением Святейшего Синода было определено поручить Издательской комиссии Училищного совета напечатать 40 тыс. портретов почившего и разослать их по всем церковным школам для размещения их там «на видном месте» (Св. прав. Иоанн Кронштадтский: Последние дни и блаженная кончина. М., 2000. С. 50). Большинство прижизненных изображений святого относится к 1890-1908 гг., более ранние портреты встречаются редко. Отсутствуют натурные изображения И. К. в детском и юношеском возрасте, фотографии его отца И. М. Сергиева; известен только фотоснимок матери, Ф. В. Сергиевой. Прав. Иоанн Кронштадтский. Икона. 1999 г. Иконописец С. Е. Большакова (Мемориальный музей-квартира прав. Иоанна Кронштадтского в Кронштадте) Прав. Иоанн Кронштадтский. Икона. 1999 г. Иконописец С. Е. Большакова (Мемориальный музей-квартира прав. Иоанна Кронштадтского в Кронштадте) Фотографии И. К. можно условно разделить на выполненные в фотосалоне и натурные. К 1-й группе относятся поясные и ростовые портреты, сделанные в различных фотоателье С.-Петербурга и Кронштадта. Особую ценность представляют экземпляры, имеющие дарственные надписи и автографы И. К. Мн. снимки изготовлены специально для последующего тиражирования.

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

К церкви были приписаны 5 часовен в деревнях: Красиковщине, Задворье, Борках, Заболотье и Заходцах. В настоящее время храм восстанавливается. В августе 2015 года митрополит Евсевий совершил чин освящения купола и креста храма Рождества Христова поселка Красиковщина. Подробнее... Церковь Троицы Живоначальной (Мелётово) [ править править код ] Церковь Троицы Живоначальной (Мелётово) Адрес: Псковская область, Псковский район, село Мелётово. Церковь Троицы Живоначальной построена в начале ХХ века, в настоящее время восстанавливается. Престольный праздник: Троица, переходящий праздник (50-й день после Пасхи). Приговором общего собрания прихожан Успенской церкви в Мелётово от 25 марта 1890 года назначен сбор по 50 коп. с окладной души на расширение храма. В 1910 году была собрана достаточная сумма, и с благословения архиепископа Арсения началось строительство отдельного теплого кирпичного храма во имя Святой Живоначальной Троицы. Церковь была построена в псевдорусском стиле с элементами модерна. В 1914 году церковь освящена. Закрыта не позже 1930-х годов. В 1944 году служил священник Дисидерий Дмитриевич Бойцов, являвшийся участником Псковской православной миссии. Решением облисполкома от 12 мая 1964 года религиозная община Троицкой церкви снята с регистрации, храм закрыт. К 1990-м годам храм был в тяжелом состоянии. В настоящее время храм восстанавливается. Подробнее... Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Мелётово) [ править править код ] Храм Успения Пресвятой Богородицы (Мелётово) Адрес: Псковская область, Псковский район, село Мелётово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы — каменная церковь, сложенная из плитняка, построенная в 1461-1462 годах при участии посадника Я.И. Кротова и других знатных псковичей. Один из лучших образцов псковского зодчества 2-й половины XV века. С 1912 года началось изучение церковных фресок. В 1913 к югу от церкви была построена новый каменный храм, в который был переведен приход, а храм Успения заброшен. После революции помещения храма использовались в качестве склада и хлебопекарни. Колокольня с пристройками XVIII-XIX веков разобрана. В 1949 памятник был законсервирован. В 1958-1968 годах в церкви проведены реставрационные работы: укреплены стены и перекрытия, восстановлена 32-скатная кровля. В 1964 церковь была оштукатурена и побелена.

http://azbyka.ru/palomnik/Храмы_Псковско...

Интерьер собора св. Людовика в Карфагене, Тунис. 1884–1890 гг. В Новое время К. окончательно превратился в развалины. К нач. XIX в. он представлял собой небольшую деревню в пригороде Туниса, в к-рой проживали ок. 10 семей фаллахов, обрабатывавших окрестные земли. В 1830 г. французские войска оккупировали Алжир и бей Туниса Хусейн признал себя вассалом Франции. В 1841 г. он подарил Франции холм Бирса, где вскоре была возведена часовня во имя Людовика IX Святого. С 1843 г. существовал апостольский викариат в Тунисе. В 1879 г. цистерцианцы основали на Бирсе мон-рь, при котором открыли коллеж св. Людовика, в дальнейшем действовавший в рамках «Сахаро-Суданской миссии», учрежденной кард. Шарлем Лавижери. К этому времени католич. Церковь уже имела на территории Африки еп-ство в Алжире. В 1881 г. Тунис стал протекторатом Франции. В 1884-1890 гг., после перемещения католич. архиепископской резиденции из Алжира в К., на месте, где, по преданию, в 1270 г. умер франц. кор. Людовик IX, был построен собор св. Людовика. В XIX в. постепенно шло возрождение городской жизни К. Здесь находились загородные резиденции представителей бейского правительства, а затем французских колониальных властей. В 1919 г. было создано муниципальное образование К. во главе с муниципальным президентом (мэром). На его территории выстроили офиц. резиденции последний бей Туниса Мухаммад аль-Амин (1943-1957) и 1-й президент Хабиб Бургиба (1957-1987). В период независимости Туниса К. стал правительственным пригородом столицы, где кроме резиденций располагаются иностранные посольства, различные учреждения, а также проводятся международные фестивали (музыкальные, театральные). По распоряжению президента Зина аль-Абдина бен Али в 2003 г. в К. была возведена мечеть Эль-Абидин, которая наряду с собором св. Людовика является наиболее монументальным религ. строением города. В 2004 г. население района составляло ок. 16 тыс. чел. Католич. кафедра К. в 1884 г. из титулярной была преобразована в архидиоцез, к-рый охватил всю территорию Туниса и Алжира. В 1964 г. архиеп-ство К. было преобразовано в территориальную прелатуру Туниса, в 1995 г.- в диоцез Туниса, в 2010 г.- в архидиоцез. При этом название К. не входит в титулатуру католич. прелатов Туниса. Титул архиепископа К. в Римско-католической Церкви присваивается иногда лишь как почетное звание.

http://pravenc.ru/text/1681203.html

Демблин. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Иоанно-Предтеченская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Архитектурные стили: Эклектика , Русско-византийский стиль Год постройки:1849. Год утраты:1968 (разобрана) Адрес: Польша, Люблинское воеводство, Демблин Координаты: 51.556053, 21.836419 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Демблинская крепость была одной из трех крупнейших цитаделей в Польше. 27 сентября 1849 года в крепости была освящена военная церковь. Постройкой руководил генерал Ден - глава армейских инженеров. Гранитные блоки были привезены из карьера в Яновой долине на Волыни. Крестообразный в плане каменный храм на центральной площади крепости был возведенв классическом стиле, с одним куполом, высотой 41 м (вместе с крестом 47 м). У входа находилась звонница, на которой были шесть колоколов. Храм окружала кованая ограда с тремя воротами. Церковь имела один главный алтарь и два боковых, и в ней могли разместится до семьсот человек. До 1890 года церковь оставалась в ведении епархии, а затем была передана военному ведомству. После того как крепость была захвачена польской администрацией, церковь была обращена в католический гарнизонный костёл. После Второй Мировой войны здание церкви служило складом военной техники. В 1964 году был начат снос храма с целью получения камня для строительства местной начальной школы 5. К лету 1968 года церковь была полностью снесена, сохранился лишь её фундамент. Источник: Ивангородская крепость была одной из 3 главных русских цитаделей в Польше, поэтому уже 27 сентября 1849 г. в ней была освящена военно-крепостная церковь. Ее постройкой руководил генерал Ден — начальник инженеров действующей армии. Церковь была каменной, одноглавой, с колокольней на 6 колоколов. Она имела 1 престол и вмещала до 700 человек. Церковь стояла среди крепостных построек. До 1890 г. она находилась в ведении епархии, а затем была передана военному ведомству. До наших дней от церкви сохранился лишь фундамент. Источник: книга " Купола над Вислой: Православные храмы в Центральной Польше в XIX - начале XX века в 1815-1915 гг. " К.Г. Сокол, А.Г. Сосна. - Москва, 111 с.; Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=52902

В селе имелись волостное правление, фельдшерский медицинский пункт, начальное училище, открытое в 1843 г., преобразованное в 1864 г. в земскую трехклассную школу, и церковно-приходская школа (1890 г.). Здание земской школы сохранялось до 1979 г. В 1890-х гг. открыта земская больница, имелась мельница, несколько кузниц. В 1931 г. в селе была открыта школа колхозной молодежи, преобразованная в 1934 г. в семилетнюю, в 1938 г. в среднюю. До 1964 г., когда было выстроено типовое здание, школа располагалась в нескольких зданиях. Село Курчум (Екатерининское тож). Екатерининская церковь каменная, построена в 1731 г., расстоянием от г. Вятки в 87 верстах, от уездного города в 56 верстах, от благочиния в 21 верстах. Часовни деревянные: на приходском кладбище, построена в 1901 г., Поломская и Быховская, построены в 1891 г. Причта по штату положено: 3 священника, 1 диакон, 3 псаломщика; квартиры для причта казенные, кроме псаломщика Москвина, имеющего свой дом. Земли: удобной 32 десятины 2232 сажени, неудобной 1824 сажени, в том числе усадебной 6 десятин 1200 сажень, пахотной 17 десятин 2304 сажени, сенокосной 3 десятины, выгона 5 десятин 1128 сажень. Братский денежный доход: священника 753 руб. 60 коп., диакона 502 руб. 40 коп., псаломщика 250 руб. 20 коп. Руги собирается на весь причт до 230 пуд. ржи, 450 пуд. овса и 250 пуд. ячменя. Прихожан: православных русских 4184 муж. пола, 4448 жен. пола; приход состоит из 72 селений, расстоянием 1-10 верст. Село расположено на высоком берегу реки Курчума, по течению которой устроено несколько мельниц; местность гористая, лесов мало. В приходе пять школ: земские – в селе и в деревнях в расстоянии от села 5, 6, 10 верст, пятая школа церковно-приходская при селе. Главное занятие прихожан земледелие и отхожие промыслы: плотничество, портничество и катание валяной обуви. Из древних предметов в церкви находятся: напрестольное евангелие 1711 г., напрестольный крест серебряный, резной образ, довольно грубой работы, Св. Великом. Екатерины, особенно чтимый прихожанами; живописная икона на золотом фоне с четырьмя клеймами, в которых изображено: явление Спасителя Марии Магдалине, Евангелист Лука, Великом. Прокопий, Священно-муч. Поликарп; в средине иконы помещается серебряный позлащеный крест с частицами Св. мощей.

http://sobory.ru/article/?object=10720

К началу 1990-х годов в церкви появился алтарь и начались регулярные богослужения - однако Ковтун к тому времени уже рассорился с иерархами и заявил, что вместе со всем приходом (больше 1000 человек) выходит из РПЦ. Позже они переименовались в Российскую Православную Свободную Автономную церковь (ещё позже в РПАЦ). В 1997 году Ильинскую церковь взяли на баланс муниципальные власти Трубчевского района, а через пару лет они заключили с общиной Ковтуна договор о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование. В 2011 году администрация передала храм из муниципальной в федеральную собственность. Ильинский храм в Трубчевске - последний в России исторический памятник архитектуры, до недавнего времени находящийся в распоряжении у Русской Православной Автономной Церкви. В 2018 году Клинцовская епархия РПЦ выясняла в арбитражном суде, кому должен принадлежать Ильинский храм, опираясь на постановление Совета министров РСФСР от 1974 года, признававшее эту церковь объектом культурного наследия государственного значения. В результате этих тяжб 30-летнее владение этим храмом РПАЦ закончилось - Свято-Ильинский храм 15 мая 2019 года при епископе Клинцовском и Трубчевском Владимире вновь возвращён в лоно Русской Православной Церкви. Источники информации. Книга: М. Цапенко. " Земля Брянская " . - Москва. Издательство " Искусство " , 1972. Сайты: http://trubchevsk.pro/Трубчевские храмы/Церковь Ильи Пророка, Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Церковь Ильи Пророка (ул. Урицкого, 12) построена на кладбище в 1890-1899 гг. взамен деревянной. Крупное кирпичное здание в русском стиле. В советское время закрыта, ныне отремонтирована и действует. Козельщанской Божией Матери церковь (в народе Ильинская по одному из престолов). Начало строительства 1845 г. Достроена 1890-1896 гг. Не работала 1937-1941 г. Оставлена Брянской Епархией в 1964 г. (протоиерей Жук). Всё имущество было вывезено. Не работала вплоть до 1989 года. Пришла в великое запустение. С 1989 г. по настоящее время богослужение в ней проводит причт РПАЦ, Ковтун Владимир Иванович. Его силами и силами прихожан церковь внешне и внутренне весьма хорошо обустроена. В 2018 г. Брянская Епархия разделена на Орловско-Севскую и Клинцевско-Трубчевскую Епархии. Последняя претендует на данную церьковь, предъявив в Арбитражный суд Брянской области иск. Решением суда от 24 июля 2018 г., дело 09-479/2018, в иске отказано.

http://sobory.ru/article/?object=00676

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010