Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИВАНОВ Йордан Николов (25.12.1871 (6.01.1872), Кюстендил - 29.07.1947, София), выдающийся болг. историк, археолог, этнограф и филолог. Окончил педагогическое уч-ще в Кюстендиле (1889), затем Высшую школу в Софии по специальности «славянская филология» (1892). В 1892-1894 гг. изучал романские языки и лит-ру в ун-те Лозанны (Швейцария). По возвращении преподавал франц. язык и лит-ру в гимназии г. Сливена, а с 1899 г.- в Высшей школе в Софии (с 1904 ун-т). В 1906 г., чтобы иметь возможность путешествовать по обл. Македония и посещать Афон, входившие в то время в состав Османской империи, И. поступил на службу в болг. торговое агентство в Фессалонике. В 1909 г. в звании доцента вернулся к преподавательской деятельности в Софийском ун-те, с 1917 г. профессор, с 1925 по 1942 г. зав. кафедрой болг. лит-ры. В 1920-1923 и 1927-1930 гг. преподавал болг. язык в Национальной школе живых вост. языков в Париже, заложил основы франц. болгаристики. Член Болгарского ученого об-ва с 1909 г. (с 1911 Болгарская АН), Рус. археологического ин-та в К-поле с 1912 г., Славянского ин-та в Праге с 1932 г. Исследовательские интересы И. были в первую очередь сосредоточены на Македонии и ее церковной истории. В своей 1-й книге (Съверна Македония. София, 1906) И. описал историю и культуру населения родного ему Кюстендилского края, уделив особое внимание истории Брегальницкой и Вельбуждской епископий. В 1908 г. ученый издал том собранных им во время путешествий материалов по истории болгар в Македонии с раннего средневековья до нач. ХХ в., к-рый впосл. пополнял новыми свидетельствами, полученными в ходе дальнейших путешествий (Български старини из Македония. София, 1908, 19312, 1970р). К этому кругу работ также принадлежат исследование о св. Иоанне Рильском и об основанном им Рильском мон-ре (Св. Иван Рилски и неговият монастир. София, 1917) и работы о средневек. мон-рях и храмах в Беренде, Земене и Бачкове, об Охридской архиепископии.

http://pravenc.ru/text/200481.html

Антоний, епископ Пензенский и Саранский (Николаевский Вениамин Иванович) Родился в 1820 году в селе Добрицах Костромской губернии в семье диакона. По окончании Костромской духовной семинарии в 1837 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1841 году окончил полный курс Санкт-Петербургской духовной академии со степенью старшего кандидата богословия и в августе назначен преподавателем в Нижегородскую духовную семинарию, в которой в разное время преподавал: физику, математику, естественную историю, сельское хозяйство, еврейский и немецкий языки и учение о богослужебных книгах. 5 сентября 1851 года пострижен в монашество, 7 сентября рукоположен во иеродиакона, а 7 октября – во иеромонаха. С 1852 года – помощник ректора семинарии, одновременно исполнял должность секретаря и члена семинарского правления. 8 ноября 1855 года переведен в Тамбовскую духовную семинарию инспектором и преподавателем Священного Писания. 10 марта 1857 года возведен в сан архимандрита. 16 мая 1859 года назначен ректором Екатеринославской духовной семинарии. 19 февраля 1867 года хиротонисан во епископа Старицкого, викария Тверской епархии. С 31 марта 1873 года – епископ Енисейский и Красноярский. 15 мая 1881 года переведен на Пензенскую кафедру. Скончался 15 апреля 1889 года в Пензе. В период ректорско-преподавательской деятельности владыка Антоний заслужил славу «обходительного, ласкового, одинаково хорошего с преподавателями и учениками». Самостоятельная архипастырская деятельность преосвященного Антония началась в отдаленной и обширной Енисейской епархии. Несмотря на большую протяженность епархии, епископ Антоний постоянно ездил в самые отдаленные концы ее, преодолевая при этом большие трудности. Путешествие совершал и на плотах, и на лошадях. В каждую поездку проезжал до 1500–2000 километров. Преосвященный Антоний особенно заботился о развитии среди духовенства миссионерской деятельности для обращения инородцев в Православие. Однажды в селе Аскизе Минусинского округа он лично окрестил в р. Аскизе до 3000 инородцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНИЧКОВ Евгений Васильевич (2.01.1866, Боровичи Новгородской губ.- 22.10.1937, Белград), историк лит-ры, прозаик. Род. в дворянской семье. Детство провел в Тифлисе и Вильне, с 1878 г. жил в С.-Петербурге. В 1886 г. поступил на историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та, где занимался историей лит-ры под руководством А. Н. Веселовского . В дек. 1887 г. исключен из ун-та за участие в студенческих беспорядках, в 1889 г. восстановлен. В 1892 г. закончил С.-Петербургский ун-т, затем преподавал англ. язык в Киевском ун-те. С 1895 г. приват-доцент Киевского ун-та, с 1901 г. зав. кафедрой истории зап. лит-ры. В 1901 г. принимал участие в создании рус. Высшей школы общественных наук в Париже. С 1902 г. приват-доцент С.-Петербургского ун-та, с 1903 г. профессор Психоневрологического ин-та. В 1904 г. защитил докт. дис. «Весенняя обрядовая песня на Западе и у славян», за к-рую получил Уваровскую премию. В диссертации и др. историко-лит. исследованиях А. развивал идею о том, что языческие обряды имели практическое и бытовое значение, были напрямую связаны с земледельческим трудом и охотой славян. По мнению А., поэзия и искусство являются порождением магических культов. В 1900-х гг. А. принимал участие в революционном движении, неск. раз находился в тюремном заключении. 20 июня 1905 г. посвящен в масоны в парижской ложе «Космос» ( Серков. С. 62). В кон. 1900 - нач. 10-х гг. ХХ в. был заметной фигурой в литературно-общественной жизни, участвовал в деятельности Об-ва ревнителей художественного слова, в литературно-артистическом кабаре «Бродячая собака», посещал собрания у Вяч. Иванова . Редактировал Полное собрание сочинений Н. А. Добролюбова (СПб., 1911-1913. 9 т.). Добровольцем принял участие в первой мировой войне, в 1917 г. командирован с рус. экспедиционным корпусом во Францию, затем - на Салоникский фронт, служил лейтенантом во франц. армии. С 1920 г. профессор Белградского ун-та, с 1926 г.- ун-та в Скопье.

http://pravenc.ru/text/115532.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДУХАВИН Иван Петрович (29.05.1866, С.-Петербург - после 1917), регент, учитель церковного пения. Родился в семье придворного служащего (гардеробного помощника). В 70-х гг. XIX в. окончил курс с.-петербургского Исаакиевского ДУ, в 1886 г.- регентский класс Придворной певческой капеллы с аттестатом 2-го разряда и званием регента. В годы учебы был помощником регента Исаакиевского собора. С 1886 г. жил в Тамбове, преподавал пение и музыку в Екатерининском учительском ин-те (с 20 сент. 1886 по окт. 1904). В 1890-1893 гг. хор ин-та часто исполнял на народных чтениях произведения духовного содержания, понятные и знакомые слушателям. Д. обучал церковному пению воспитанниц Александрийского ин-та благородных девиц (с 31 окт. 1892) и жен. гимназии (с 1 янв. 1889). Д. внимательно относился к вопросу религиозно-нравственного воспитания через хоровое пение, поэтому настоял на том, чтобы в Александрийском ин-те благородных девиц церковный хор посещали не только старшекурсницы, но и учащиеся 2-го и 3-го классов и на предмет «церковное пение» было увеличено количество часов. В 90-х гг. Д. разработал собственную программу занятий для проведения уроков пения в объединенных классах (1-й со 2-м; 3-й с 4-м; 5-й с 6, 7 и 8-м). Д. обучил пению более 500 народных учителей. Ему поручали управление соединенными хорами муж. и жен. гимназий, реального уч-ща и Екатерининского ин-та (200 чел.). Д. составил «Обиход церковного пения» для учебных заведений и «Учебник пения» (в рукописях), которые использовали в педагогической деятельности тамбовские учителя пения. Современники называли его «талантливым регентом», «недюжинным педагогом» (Местная хроника. С. 3). Осенью 1904 г. Д. переехал в С.-Петербург, где получил место помощника регента хора Исаакиевского собора (с 8 окт. 1904). Продолжил педагогическую деятельность учителя пения в гимназии при Имп. историко-филологическом ин-те и в Елизаветинском ин-те благородных девиц, а также в гимназии Человеколюбивого общества. С 1908 г. преподавал в 5-й муж. гимназии, в 1913-1917 гг.- в Смольном институте (церковное пение).

http://pravenc.ru/text/180621.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЕЛЛИН [нем. Sellin] Эрнст Франц Макс (26.05.1867, Альт-Шверин - 1.01.1946, Эпихнеллен, близ Айзенаха), нем. протестант. библеист. Изучал богословие и древние вост. языки в ун-тах Ростока, Эрлангена и Лейпцига. После защиты диссертаций по морфологии евр. языка (Die verbal-nominale Doppelnatur der hebräischen Participien und Infinitive und ihre darauf bruhende Construction, 1889) и истории традиции псалмов (Disputatio de origine carminum, quae primus psalterii liber continet, 1890; опубл.: Erlangen; Lpz., 1892) преподавал в гимназии в Пархиме (ныне земля Мекленбург-Передняя Померания) (1891-1894), был репетитором (1894), приват-доцентом (1895) в Эрлангенском ун-те. С 1897 г. внештатный профессор Евангелического богословского фак-та в Вене, с 1899 г. профессор в Венском ун-те. З. был профессором в ун-тах Ростока (1908), Киля (1913), Берлина (с 1921 жил и преподавал в этом городе до увольнения на пенсию в 1935). З. принадлежат многочисленные публикации по истории Израиля и ветхозаветной лит-ры. Он первым среди нем. библеистов признал, что в работе необходимо использовать результаты археологических исследований Палестины (см. Археология библейская ). В 1901-1904 гг. при поддержке Австрийской имп. АН он возглавил экспедицию на Тель-Таанах в долине Изреель. Под патронатом нем. Восточного об-ва З. проводил раскопки Иерихона (1907-1909) и ветхозаветного Сихема (1913-1914; работы продолжались в 1926-1934). Он обращал первостепенное внимание на исследование архитектуры построек и фортификационных сооружений и не проводил необходимого анализа керамики. Было найдено 12 табличек с аккад. надписями (впосл. уничтожены во время бомбардировок Берлина). В работе «Введение в Ветхий Завет» (1910) ученый использовал метод лит. критики. Его книга о пророках (1912) содержит исследование истории их служения, описание представлений о мессианском времени, сравнение понятия о теофании в Библии и в ханаанской религ. традиции. З.- автор работ о Книге Иова (1919), о прор. Моисее (1922). В комментариях на книги малых пророков (1922) он критиковал распространенный в кон. XIX - нач. XX в. метод анализа пророческих текстов, при к-ром поздние добавления в библейский текст рассматривались как не имеющие ценности для понимания ветхозаветного пророчества.

http://pravenc.ru/text/199711.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОВАЧЕВИЧ [серб. Любомир (4(16).01.1848, Петница близ Валева - 19.11(2.12).1918, Врнячка-Баня), серб. историк, один из родоначальников критической серб. историографии. Род. в семье священника. Начальную школу окончил в Петнице, гимназию - в г. Шабац, философский фак-т в Великой школе (впосл. ун-т) - в Белграде (1867-1870). Во время обучения занимался исследованием белградских архивов. Участвовал в сербско-турецкой войне 1876-1877 гг. Работал преподавателем гимназии, директором Учительской школы в Крагуеваце, преподавал историю серб. народа, общую историю и сербский язык в Высшей женской школе и Военной академии в Белграде (1878-1882, 1889-1893). С 1894 г. профессор истории в Великой школе. В 1895-1896 гг. и 1901-1902 гг. был министром просвещения Сербского княжества и не мог совмещать гос. службу с преподавательской деятельностью, поэтому 3 периода он был секретарем отдела общественных наук (1892-1896, 1900-1906 и 1913-1914), временным (1905-1912) и постоянным (1912-1913) главным секретарем Сербской королевской АН. Член Сербской королевской АН (с 1887). Награжден орденами кн. Милоша Великого 5-й степени и св. Саввы Сербского 4-й степени. К. был сторонником критического подхода к оценке исторических событий и основное внимание уделял анализу исторических источников. Собрал и подготовил к изданию грамоты (повельи) афонских монастырей, но большая часть материалов пропала в годы первой мировой войны, сохранившиеся документы опубликовал С. Новакович (Законски споменици српских држава века/Приред.: С. Београд, 1912). Одновременно с В. Ягичем опубликовал хрисовул кор. Милутина монастырю Баньска (Светостефанска Београд, 1890. 4). Опроверг легенды о предательстве Вуком Бранковичем кн. Лазаря во время Косовской битвы (Вук Н. Београд, 1888. 10. С. 215-301). Вместе с Л. Йовановичем составлял «Историю сербского народа», но довел хронологию только до 1020 г. (Ucmopuja српског народа. Београд, 1890. Св. 1; 1891. Св. 2; Ucmopuja српског народа: Hajcmapuja ucmopuja. Београд, 2000).

http://pravenc.ru/text/1841604.html

Михаил Осипович Вержболович (31.08.1861–12.07.1911) Догматическое богословие Психология Священное Писание Ветхого Завета Священное Писание Нового Завета Теория эзотерических учений Михаил Осипович Вержболович Педагог, магистр богословия, библеист, знаток древних языков, переводчик. Биография Родился в селе Барани Борисовского уезда Минской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Минском духовном училище (1871–1877) и затем в Минской духовной семинарии (1877–1883). По окончанию семинарии Михаил Вержболович, как наиболее способный из выпуска, был отправлен на казенный счет продолжать образование в Киевскую духовную академию. В 1887 году он успешно окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при ней в качестве профессорского стипендиата для изучения психологии. 28 июля 1888 года Вержболовича назначили преподавателем на кафедру словесности и русской литературы в Симферопольскую духовную семинарию. В августе 1889 года он перевелся по прошению на ту же кафедру в Минскую семинарию. В 1892 году Ученый совет Киевской духовной академии удостоил Вержболовича степени магистра богословия за сочинение «Пророческое служение в Израильском (десятиколенном) царстве». В этой работе автор попытался охватить исследуемый предмет в возможной полноте. Рассматривая библейские события, он указывал причины, почему пророки в каждом конкретном случае поступали так, а не иначе. История пророческого служения обязательно предварялась выяснением политических и религиозно-нравственных условий деятельности пророков, благодаря чему вырисовывалась целостная картина происходящего, а, следовательно, и подлинность событий. В 1893 году М. О. Вержболович начинает печатать в «Минских Епархиальных Ведомостях» фундаментальное исследование «История Минской духовной семинарии», охватывающее период с 1785 по 1874 год. Вместе с тем в журнале «Вера и Разум» публикуются его обширные статьи по вопросам истории и развития психологии. Вскоре на педагогические способности, трудолюбие и научные труды М. О. Вержболовича обратило внимание высшее духовное начальства. 21 сентября 1895 года приказом обер-прокурора Святейшего Синода его переводят преподавателем философских наук и дидактики в Московскую духовную семинарию. Через некоторое время он становится также членом епархиального Училищного совета и образованной при нем школьной комиссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Модест (Стрельбицкий Даниил Константинович), архп.Волынский и Житомирский Родился 17 декабря 1823 года в семье священника с.Зиновицы Литинского уезда Каменец-Подольской епархии. В 1848 году окончил семинарию со званием студента. 17 дек.1848 года пострижен в монашество. 30 января 1849 года рукоположен во иеродиакона, а 2 февраля – во иеромонаха. С 1849 года – учитель певчих архиерейского дома. В 1854 году окончил Киевскую духовную академию и определен смотрителем Слуцких духовных училищ Минской епархии. 25 дек.1856 года возведен в сан игумена. 31 марта 1859 года удостоен степени магистра богословия. С 14 дек.1860 г. – инспектор Минской семинарии. 3 апр. 1862 г. возведен в сан архимандрита и 31 авг. – перемещен инспектором в Литовскую духовную семинарию. С 12 окт.1866 г. – инспектор Черниговской духовной семинарии. С II дек.1868 г. – ректор Иркутской семинарии. С 1871 года состоял редактором Иркутских Епархиальных Ведомостей. 10 апр.1877 года хиротонисан во епископа Екатеринбургского, вик.Пермской епархии. С 9 дек.1876 г. – епископ Люблинский, вик.Холмско-Варшавской епархии. С 7 июня 1885 года – епископ Нижегородский и Арзамасский. С 25 ноября 1889 года – епископ Волынский и Житомирский. 20 окт.1890 года награжден золотим наперстным крестом, украшенным бирюзой и бриллиантами. 15 мая 1892 года возведен в сан архиепископа. 6 мая 1901 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Скончался 13 апреля 1902 года. В Волынской епархии заботился о восстановлении православия, оживлении историко-археологических воспоминаний, о возобновлении иноческих обителей и храмов. В личной жизни был строгий подвижник, обладал необыкновенной аскетической выносливостью и терпением. Труды: «О Слуцких князьях». « Григорий Палама , митрополит Солунский, поборник православного учения о Фаворском свете и о действиях Божиих». Киев, 1860. «Краткие сказания о жизни и подвигах преп.отец дальних пещер Киево-Печерской Лавры». Киев, 1885. «Киев – о древнейшем существовании православия " · «О русской народности в Галиции».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Петр, епископ Томский и Семипалатинский (Екатериновский Федор) Родился в Саратовской губернии в семье священника. Первоначально обучался в Саратовской духовной семинарии, потом поступил в Московскую духовную академию. 12 октября 1841 года пострижен в монашество; 19 октября рукоположен во иеродиакона. С 30 июля 1844 года – иеромонах. 12 декабря 1844 года по окончании духовной академии определен учителем Иркутской духовной семинарии. 15 ноября 1845 года удостоен ученой степени кандидата богословия и назначен инспектором Иркутской духовной семинарии. 6 октября 1852 года возведен в сан архимандрита. 16 октября 1855 года назначен ректором Иркутской духовной семинарии. С 15 января 1857 года – ректор Новоархангельской духовной семинарии на острове Ситхе. 29 марта 1859 года хиротонисан во епископа Новоархангельского, викария Камчатской епархии. 9 ноября 1866 года перемещен епископом Якутским, викарием той же епархии. 3 июля 1867 года уволен на покой по болезни. С 13 октября 1867 года – член Московской Синодальной конторы и управляющий Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем. 4 апреля 1869 года назначен епископом Уфимским и Мензелинским. С 19 ноября 1876 года – епископ Томский и Семипалатинский. 9 июля 1883 года вторично уволен на покой в Оптину пустынь Калужской епархии. С 11 февраля 1885 года управлял Московским Заиконоспасским монастырем. 10 июля того же года назначен членом Московской Синодальной конторы, а 9 августа – управляющим Московским Новоспасским монастырем. Скончался 27 мая 1889 года. Преосвященный Петр отличался глубоким смирением. Когда один священник инородческого прихода докладывал епископу о различных печальных явлениях, то владыка, молча выслушав его, с сокрушенным сердцем промолвил: «Их может исправить и на путь наставить только Сам Христос». Епископ Петр – духовный писатель. Из его печатных трудов наиболее известны сочинения о монашестве, а затем поучения и миссионерские известия. Свои сочинения он пожертвовал в пользу Оптиной пустыни. Епископ Петр был постоянным членом Комитета по распространению духовно-нравственных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

прот. Иоанн Чижевский 2 Полное Собрание Законов имеется только в немногих высших приличных местах и в дух. консисториях. С 1859 г. все Высочайшие повеления и указы Св. Синода печатались в «Церковной Летописи», при журнале «Духовная беседа», который не был обязательным к выписке для церквей; с 1876 г. печатались в журнале, тоже не обязательном для получен церквами, «Церковный Вестник», а с 1888 г. в журнале «Церковные Ведомости», получение которого обязательно для всех церквей, указы же и распоряжения епарх. начальств печатаются в «Епархиальных Ведомостях», а потому только с 1888 г., во всех архивах церквей, можно найти и постановления и распоряжения Правительства. 3 Доказательством этому служит то, что в журналах: «Церковные Ведомости» и «Церковный Вестник» в каждом почти выпуске помещаются вопросы духовенства и ответы на оные, по разным случаям церковно-гражданской практики, нередко даже по самым простым. 4 «Церковное Письмоводство» в 1893 г. напечатано третьим изданием, в том же году напечатана вторым изданием «Инструкция Церковным Старостам», а в 1896 г. вторым изданием «Об епарх. Попечительствах». Содержание брошюры «Божия Свеча» напечатано отдельно, на большом листе для рам. Под моею же редакцией напечатано первое издание «Руководства к производству, дознаний и следствий по проступкам духовенства» составленное Пермским Протоиереем А. Луканиным. 5 Так напр. Маврицким в 1878 г. «Указы Св. Синода с 1721–1876 г.» и им же в 1883 г. «Церковное Благоустройство»; в 1878 г, протоиереем Луканиным «Хронологический указатель узаконений по духовному ведомству», а в 1889 г., им же, вторым изданием «Руководство к производству дознаний и следствий по проступкам духовенства», Ивановскими в 1883 г. «Обозрение церковно-гражданских узаконений», Нечаевым в 1884 г., а в 1894 г. четвертым изданием: «Практическое руководство для священнослужителей», Забелиным в 1882 г. «Права и обязанности пресвитеров»; Барсовым «О действующих и руководствующих церковных и церковно-гражданских постановлениях по ведомству православного исповедания»; Булгаковым в 1892 г. «Настольная книга для священнослужителей»; Григоровским в 1894 г. «О родстве и свойстве» а в 1896 г. «О браке и разводе»; Завяловым «Указы Св. Синода с 1867–1896 г.»; Калашниковым в 1891 г. «Духовные и гражданские законы по делам брачным и о законности рождений», им же в 1893 г. «Алфавитный указатель действующих и руководственные канонических постановлений, указов, определений и распоряжений Св. Синода с 1721–1893 г.» и то же самое издано во многом дополненное в 1896 г. вторым изданием. – Это последнее издание, справедливо может назваться единственным, подробным справочным сводом в алфавитном порядке церковно-гражданских узаконений, и потому, вполне заслуживает внимания духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010