О1890–91 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1892–93 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1894–95 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1896–97 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). В 1878 г. в мужских монастырях должно быть по штату – 4352 монашествующих, В женских монастырях картина обратная до 20% 3). В 1879 Мужск. мон. по штату – 4383 4). В 1880 Мужск. мон. по штату – 44045). В 1881 Мужск. мон. по штату – 4504 6). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 7). Нет данных в О1887 и О1888–89 8). В 1889 Мужск. мон. по штату – 4167, Женский штат – 2843 на лицо – 4040 чел. Превышение в 1,4 раза. 9). Нет данных в О1899 и О1900 О церквах (Ведомость [размерность – ед.] Соборы Церкви [в т.ч. выборочно]: – церкви при мужских и женских монастырях – церкви приходские и ружные – церкви единоверческие – церкви кладбищенские Часовни и молитвенные дома Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1890–91 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1892–93 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1894–95 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1896–97 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

Духовный путь Гоголя 1. Предисловие 2. Детство 3. Лицей 4. Петербург (1829–1836) 5. За границей и в России (1836–1842) 6. Снова за границей (1842–1847) 7. «Выбранные места из переписки с друзьями» 8. Религиозный кризис (1847–1848) 9. Духовное просветление (1848–1851) 10. Смерть 11. Заключение Владимир Соловьев. Жизнь и учение Предисловие 1. Детство и отрочество (1853–1869) 2 Студенческие годы. Религиозное обращение (1869–1874) 3. «Кризис западной философии» (1874) 4 Путешествие в Лондон и Египет (1875–1876) 5. Речь «Три силы». «Философские начала цельного знания» (1877) 6. Учение о Богочеловечестве и о Софии (1878) 7. «Критика отвлеченных начал» (1877–1880) 8. Перелом в жизни Соловьева: речь о смертной казни (1881) 9. Церковно-общественная работа. Разрыв с славянофилами. Национальный и еврейский вопрос 10. Литературные знакомства (К. Леонтьев, Н. Федоров, А. Фет). «Духовные основы жизни» (1882–1884) 11. Теократия (1884–1889) 12. Борьба за теократию (1889–1891) 13. Эротика (1892—1894) 14 Полемика с Розановым. Акт 18 февраля 1896 г. Соловьев в девяностые годы (1893—1896) 15. Перестройка философской системы (1897—1899) 16. Эстетика 17. Эсхатология: «Три разговора» и «Повесть об Антихристе» (1899—1900) 18. Смерть Достоевский. Жизнь и творчество Предисловие Глава 1. Детство и юность Глава 2. «Бедные люди» Глава 3. «Двойник». «Господин Прохарчин» Глава 4. Произведения 1847 и 1848 годов Глава 5. Первый опыт романа: " Неточка Незванова " Глава 6. Достоевский революционер Глава 7. Крепость и каторга Глава 8. Ссылка. Первая женитьба. «Дядюшкин сон». «Село Степанчиково» Глава 9. «Записки из мертвого дома» Глава 10. «Униженные и оскорбленные» Глава 11. Журнал «Время» (1861–1863). «Зимние заметки о летних впечатлениях». Роман с А. Сусловой Глава 12. Журнал " Эпоха " . " Записки из подполья " Глава 13. «Преступление и наказание» Глава 14. «Игрок». Вторая женитьба. Жизнь за границей (1866—1868) Глава 15. «Идиот» Глава 16. Флоренция и Дрезден. «Вечный муж» и «Житие великого грешника» Глава 17. Работа над романом «Бесы» Глава 18. «Бесы» Глава 19. Эпоха «Гражданина». «Дневник писателя» за 1873 год Глава 20. «Подросток» Глава 21. «Дневник писателя» (1876—1877) Глава 22. Последние годы. История создания «Братьев Карамазовых» Глава 23. «Братья Карамазовы» Глава 24. Пушкинская речь. Смерть Заключение Приложение Полный текст Глава 7. Крепость и каторга

http://azbyka.ru/fiction/gogol-solovev-d...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИТТЕ Сергей Юльевич (17.06.1849, Тифлис - 28.02.1915, Петроград), граф, российский гос. деятель. Из семьи голл. происхождения, с XVI в. состоявшей на рус. службе и в 1856 г. получившей потомственное дворянство. Воспитывался в семье дяди ген. Р. А. Фадеева, военного историка и публициста, благодаря к-рому В. в юности усвоил славянофильский взгляд на рус. государственность. В 1866 г. В. сдал экстерном выпускные экзамены в Кишинёвской гимназии и поступил на физико-математический фак-т Новороссийского ун-та в Одессе, к-рый окончил в 1870 г. Работал в дирекции гос. Одесской железной дороги. Через год в чине коллежского секретаря перешел в канцелярию Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора. В 1874 г. назначен чиновником сверх штата в Департамент общих дел Министерства путей сообщения (МПС), одновременно проходил службу в разных должностях на Одесской железной дороге. 1 июля 1874 г. получил чин титулярного советника. В 1877 г. уволился из МПС и был назначен помощником управляющего по движению и начальником эксплуатации Одесской железной дороги. С 1880 г. начальник эксплуатации, с 1886 г. управляющий Юго-Западных железных дорог. В 1883 г. В. опубликовал соч. «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов». В 1881 г., после убийства народовольцами имп. Александра II Николаевича , В. направил письмо ген. Фадееву с предложением начать борьбу против «анархистов» и создать с этой целью законспирированную орг-цию. Письмо попало к имп. Александру III Александровичу . Весной 1881 г. с согласия власти была создана «Священная дружина», В. вызвали в С.-Петербург, где он принес присягу верности и был назначен главой «дружинников» в Киевском р-не. Из-за плохой организации и разнородного состава «Священная дружина» через год распалась, В. вышел из нее еще раньше. 10 марта 1889 г. он был назначен директором Департамента железнодорожных дел Мин-ва финансов и получил чин действительного статского советника. Являлся ведущим специалистом при составлении таможенного тарифа 1891 г., сыгравшего значительную роль во внешнеторговой политике России. 15 февр. 1892 г. назначен управляющим МПС, продолжил политику сосредоточения железных дорог в руках гос-ва путем выкупа частных дорог и казенного железнодорожного строительства. 30 авг. 1892 г. назначен управляющим Мин-ва финансов. 1 янв. 1893 г. получил чин тайного советника, был утвержден в должности министра финансов и назначен членом комитета Сибирской железной дороги. Во многом благодаря энергичным действиям В. была успешно завершена «таможенная война» с Германией: 29 янв. 1894 г. между Россией и Германией был подписан договор о торговле и мореплавании.

http://pravenc.ru/text/158868.html

прот. Александр Мень Периодические издания Периодические издания библейские, журналы, газеты, альманахи и другие повременные издания, посвященные Библии. Существуют самые различные по характеру Периодические издания – от предназначенных для специалистов- экзегетов до детских. История библейской периодики еще не написана, хотя она занимает немаловажное место в исследованиях и популяризации Писания. Западные издания 18–19 вв . Родоначальником Периодических изданий библейских считается «Указатель по библейской и восточной литературе» («Repertorium für biblische und morgenländische Literatur»), издававшийся под редакцией (Lpz.,1777–1786, Он же редактировал «Всеобщую библиотеку библейской литературы» («Allgemeine Bibliothek der biblisch en Literatur», Lpz.,1787–1800, Эти издания носили рационалистический характер. В 1825–1871 в Принстоне (США) под редакцией выходил консервативно-пресвитерианский «Библейский указатель» («The Biblical Repertory») (с 1872 он изменил название на «Presbyterian quarterly and Princeton review», с 1878 – «Princeton review» и с 1886 по 1888 – «New Princeton review»). Затем появились научные издания: «Библейское собрание» («The Biblical Repository») в Нью-Йорке (1831–1850) и «Библейский журнал» в Бостоне (1842–1843). В 1848 в Лондоне был основан межконфессиональный «Журнал священной литературы» («Journal of Sacred Literature»), просуществовавший до 1855. С 1855 по 1868 с он выходил под названием «Journal of Sacred Literature and Biblical Records». Аналогичный характер имел выходивший в Лондоне в 9 сериях «Толкователь» («Expositor», 1875–1925). В 1881 было основано два научных журнала: немецкий протестантский «Временник ветхозаветной науки» («Zeitschrift für die alttestamentliche Wissenschaft») и американский межконфессиональный «Журнал библейской литературы» («Journal of Biblical Literature»). В расчете на пасторов и на широкого читателя был создан основанный в 1889 журнал «Толковое обозрение» («Expository Times»). В 1892 при доминиканской школе стало издаваться «Библейское обозрение» («Revue Biblique»), которое выходит и поныне. Центральное место в нем занимают вопросы и библейской. Издаются также книжные обзоры. С 1892 по 1920 в США существовал журнал «Библейский мир» («Biblical World»).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

3l) Философ В.С. Соловьев. Книга «Оправдание добра“ (2-е изд. 1899 г.) Книга заслуживает серьезного внимания и обсуждения людей, интересующихся вопросами нравственности, и в частности богословов, – особенно тех, которые поставили своей задачей уяснение вопроса об «аскетизме“. И это обусловливается не только тем обстоятельством, что означенное сочинение представляет собой в истории русской науки первый самостоятельный опыт построения цельной системы философской этики, но и самым содержанием этого труда, его существенным характером и основным направлением. Автор – человек глубоко религиозный и верующий, стоит свою систему на основе христианского мировоззрения; его общие и основные положения совпадают с принципами и христианской богословской этики. В частности, и занимающемуся вопросом об аскетизме нельзя обойти молчанием этот труд. В этике В. С. Соловьева вопросу об аскетизме отведено очень видное, почетное, выдающееся место. Аскетический принцип (вместе с началами – альтруистическим и религиозным) трактуется им, как одна из трех существенных основ нравственности. Мало этого. В чувстве стыда, которое, по его мнению, является исходным началом и внутренней опорой принципа аскетизма, 1887 автор видит «первичную основу совести, свойственную исключительно человеку. 1888 Если жалость – основа альтруизма – «в значительной степени свойственна многим животным,“ 1889 а благоговение или преклонение перед высшим хотя в слабой, зачаточной степени, но все же замечается у некоторых животных“, 1890 то чувство стыда «из трех элементарных основ нравственной жизни“ «принадлежат исключительно человеку“, 1891 являясь, таким образом, специфически присущим человеку, в отличие от других животных. 1892 Чувство стыда есть уже фактически безусловное отличие человека от низшей природы, так как ни у каких других животных этого чувства нет ни в какой степени, а у человека оно появляется с незапамятных времен. 1893 Таким определением значение чувства стыда в системе В. С. Соловьева аскетический принцип естественно выдвигается в ней на первый план. Отсюда и вся рассматриваемая нами система получает аскетический оттенок; заметный наклон к аскетическому – наиболее рельефное, характеристическое отличие этики Соловьева.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 60-й годовщине смерти великого русского композитора С.В.Рахманинова (комментарий в цифрах и фактах) Портрет С.В.Рахманинова (худ. К.А.Сомов) СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РАХМАНИНОВ (1873-1943) История рода Рахманинова уходит корнями к внуку молдавского царя Стефана Великого Василию, прозванного Рахманиным. Сергей Рахманинов родился в Старорусском уезде Новгородской губ. 20 марта 1873 г. После переезда семьи в Петербург мальчика отдали учиться в консерваторию. Но особого интереса к учебе он не проявлял. Все изменилось после того, как Сережиным педагогом стал профессор Московской консерватории Николай Сергеевич Зверев, который брал на полное обеспечение двух-трех наиболее талантливых учеников своего класса. С 1887 г. Сережа, у которого открывается тяга к импровизации, начинает записывать свои сочинения. С 1889 г. он изучает контрапункт у замечательного композитора, ученого и педагога Сергея Ивановича Танеева. С 1890-х гг. начинается самостоятельная жизнь Рахманинова. Он зарабатывает себе на жизнь уроками фортепиано и теории музыки. В 1892 г. Рахманинов блестяще сдает экзамен по композиции и покидает консерваторию с Большой золотой медалью. Первой значительной работой композитора стала одноактная опера «Алеко» (1882) по мотивам пушкинских «Цыган», премьера которой в Большом театре состоялась в 1893 г. В то время Рахманинов выступает со сцены как пианист, исполняя собственные произведения, преподает теорию музыки в Мариинском женском училище. В 1895 г. композитор пишет Первую симфонию. На премьере в 1897 г. дирижировал симфонией А.Глазунов. Премьера провалилась. Следствием этого у композитора началась депрессия. В течение трех лет он ничего не писал. Спасала новая работа — Рахманинов был приглашен в московскую Русскую частную оперу С.И.Мамонтова на должность второго дирижера. Театральный опыт для композитора оказался весьма полезным. Он приобрел определенную технику, раскрылся его дирижерский дар. В мамонтовской опере Рахманинов подружился с Ф. Шаляпиным.

http://sedmitza.ru/text/396459.html

I. Преосвященный епископ Борис как ученый 1 Личность каждого человека, относительно внешнего наблюдения, представляет собою как бы многогранник, с большим или меньшим количеством углов. Смотря по тому, с какой стороны и под каким углом зрения совершается наблюдение данной личности, смотря по этому, высказывается о ней то или иное суждение. Соответственно этому, и о личности преосвященного Бориса могут высказываться разные суждения, смотря по тому, с какой стороны больше наблюдали и больше знают его личность. Мне, как сотруднику «Церковного Вестника», ведшему в нем в 1884–1888 гг. отдел обозрения журналов, а потом, с 1894 г. по сие время, состоящему помощником редактора, пришлось наблюдать личность называвшегося в мире Владимира Плотникова, а потом архимандрита и епископа Бориса, со стороны его ученой и литературной деятельности. А потому я и осмеливаюсь сказать несколько слов о его личности с этой именно точки зрения. В истории русской церкви, в ряду русских иерархов, имя преосвященного Бориса сохранится для памяти потомства, как имя «ученого иерарха». Несмотря на сравнительно непродолжительный период деятельности и, несмотря на то, что чисто ученая деятельность его соединялась с деятельностию общественной и служебной, он оставил после себя длинный ряд более или менее ценных и обстоятельных исследований по очень многим и разнообразным вопросам 2 . В своих ученых трудах преосвященный Борис является то ученым филологом, то церковным историком, то метафизиком, то апологетом, то экзегетом, то пасторалистом, то моралистом. Его статьи по разным отраслям науки можно встретить и в «Филологических Записках», и в «Томских Епархиальных Ведомостях», и в «Руководстве для сельских пастырей», и в «Чтениях в обществе любителей духовного просвещения», и в «Православном Обозрении», и в «Вере и Разуме» и наконец, в академических органах всех четырех академий, с которыми преосвященный Борис имел то или иное соприкосновение. Из отдельных исследований преосвященному Борису принадлежат: «О сравнительной мифологии Макса Мюллера» (изложение и критика новейшей лингвистической теории мифов); «Главные черты арийской доисторической культуры по данным сравнительного языкознания»; «Об изучении истории просвещения вообще и истории литературы в особенности»; «История христианского просвещения в его отношении к древней греко-римской образованности», в трех выпусках (1885 г., 1890 и 1892 г.); «Космология или метафизическое учение о мире», в двух выпусках (1888 и 1889 гг.); «Задачи метафизики»; «Вопрос о начале мира» (апологетическое исследование); «О невозможности чисто физиологического изъяснения душевной жизни»; «Опыт объяснения XLIX гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

А.А. Половцов Лествицын, Вадим Иванович Лествицын , Вадим Иванович, сын священника села Арефина Ярославской губ., род. 15 августа 1827 г., среднее образование получил в Ярославской семинарии, а высшее в Московской духовной академии, курс которой окончил кандидатом в 1848 году. В том же году он был назначен преподавателем истории в Варшавское духовное училище, где и состоял по 1851 год. Одновременно он преподавал историю ученикам «Валаамской семинарии», состоявшим в Варшавском архиерейском хоре. Уже в это время он почувствовал склонность к научно-литературным занятиям и в 1851 году напечатал в «Отечественных Записках» две статьи: «Истукан Святовица, найденный в Подолии», с рисунком 7) и «Солнечное затмение в Варшаве» 12). Желая заниматься русскою археологиею на родине, Лествицын просил духовное учебное управление перевести его преподавателем в Ярославскую семинарию или, по крайней мере, в какую-либо внутреннюю губернию, но просьба его не была уважена, и Лествицын в 1851 году оставил должность преподавателя и временно поселился в селе Сменцове, Ярославской губ. Проезжая на родину через Москву в декабре этого года, он познакомился с М. П. Погодиным и передал ему свое исследование об Ятвягах, которое не было напечатано. В 1852 году он ездил в Москву с целью найти там место постоянного сотрудника в редакции какой-либо газеты или журнала, но надежды его не оправдались, и он вынужден был обратиться с просьбою к обер-прокурору Св. Синода или определить его преподавателем в Ярославскую семинарию или уволить из духовного звания; последнее состоялось в 1854 году. После долгих мытарств и скитаний Лествицын сделался чиновником «Газетного стола» в Ярославском губернском управлении и с 1856 года до конца жизни был начальником того же стола и редактором «Ярославских Губернских Ведомостей». Скончался он 24 декабря 1889 года. Лествицын напечатал много историко-литературных статей и исследований о местной старине; между ними встречается немало корреспонденций и заметок о текущих событиях общественной жизни, преимущественно местной. Почти полный список его статей приложен к книге А. А. Титова «Рукописи славянские и русские, принадлежащие И. А. Вахрамееву» 1892 г., вып. III, стр. 205–226. В этой же книге описаны и рукописи Лествицына, приобретенные после его смерти Вахрамеевым. Мы отметим здесь следующие статьи Лествицына:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

А.А. Половцов Снегирев, Вениамин Алексеевич Снегирев , Вениамин Алексеевич, профессор Казанской духовной академии, уроженец Нижегородской губернии, сын сельского священника, род. в 1841 г. и, по окончании курса Нижегородской семинарии, поступил в Казанскую духовную академию, курс которой окончил в 1868 г. и сейчас же назначен преподавателем логики и психологии в академии. 30 июня 1870 г. получил степень магистра за сочинение: «Учение о лице Господа И. Христа в трех первых веках христианства» (Прилож. к «Правосл. Собеседн.» 1870 г. III и 71 г., I, и отдельно Казань 71 г.) и 15 авг. того же года получил звание доцента. 14 июня 1872 г. избран и утвержден (14 авг. экстраординарным профессором. С 1877 по 1886 г. преподавал логику и психологию в Казанском университете. Временно преподавал в академии и метафизику в весеннем семестре 1884 г. и с 15 ноября 1886 г. до конца 1887–1888 уч. г. Кроме чтения лекций, на Снегиреве лежали и другие обязанности: так, напр., с 1874 по 82 г. он был членом совета от отделения, с 1877 по 81 г. – членом Казанского комитета духовной цензуры. Умер 16 февр. 1889 г. С. напечатал: 1) «Спиритизм, как философско-религиозная доктрина» («Правосл. Собеседн.» 1871 г., т. I, 12, 279; III, 9, 142 и 282). 2) «Вера в сны и снотолкование» (Каз. 1874 г.). – 3) «Психология и логика, как философские науки» (ib., 1876 г., т. II, 427–51). – 4) «Науки о человеке» (ib., 1876 г., т. III, 62–89). – 5) «Сон и Сновидения» (ib. 1875 г., т. III, 208, 441 и 1876 г., т. II, 57, 136, т. III, 321 и отд. – 6). «Физиологическое учение о сне и сновидениях» (ib. 1882 г., т. II, 36, 117 и 1884 г., т. I, 266). Два последние исследования дополнены и соединены в одно под заглавием: «Учение о сне и сновидениях. Историко-критич. очерк» (Казань 86 г.) и удостоено советом академии премии митр. Макария. – 7) «Психологические сочинения Аристотеля» (вып. I, Каз. 1885 г. и раньше в «Учен. Зап. Казанск. унивс. περ ψυχηςεσоδια). – 8) «Метафизика и философия» («Вера и Разум» 1890 г. и отд. Харьков 90 г., – издано по смерти автора). 9) «О природе человеческого знания и отношении его к бытию объективному» («Вера и Разум» 1891 г.). – 10) «Самознание и его личность» (ib. 1891 г.). – 11) «Субстанциальность человеческой души» (ib. 1891 г.). – 12) «Нравственное чувство (опыт психологического анализа)» (ib.). – 13) «Сердце и его жизнь» (ib. 1892 г. 7–8, 12–14. Все это и отд.). Кроме того, Снегиревым напечатаны критические разборы чужих трудов: 1) «Ересь антитринитариев III века», соч. Гусева (Протоколы академии 1870 г., 127–31); 2) «Космологическое доказательство бытия Божия», соч. Попова (ib. 1871 г., 96–99); 3) «Православное христианство в Китае», соч. Панова (ib. 1871 г., 371–2); 4) «Древнее языческое учение о странствованиях и переселениях душ и следы его в первые века христианства», соч. Милославского (ib. 1874 г., 13–19). В 1891 г. в отдел рукописей библиотеки академии поступило два тома лекций Снегирева составленных студентами и проверенных доцентом ак. А. Н. Потехиным.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Аким Алексеевич Олесницкий (1842–1907) – известный русский православный библеист, исследователь Священного Писания Ветхого Завета, доктор богословия, профессор Киевской духовной академии. Аким Алексеевич родился в Волынской губернии в семье протоиерея; с 1857 г. по 1863 г. учился в Волынской духовной семинарии, затем – в Киевской духовной академии, по окончании которой в 1867 г. был оставлен преподавателем по кафедре еврейского языка и библейской археологии. В 1868 г. получил степень магистра богословия за рукописное сочинение об И. Канте. С 1869 г. – доцент, с 1873 г. – экстраординарный профессор КДА. В 1873 г. А. А. Олесницкий был направлен на год в Палестину и соседние страны для изучения древних памятников. Результатом его поездки явился труд «Святая Земля. Т. 1: Иерусалим и его древние памятники. Т. 2: Другие замечательные по древним памятникам места Иудеи» (К., 1875–78), за которую он получил звание доктора богословия. С 1881 по 1883 г. Аким Алексеевич трудился в должности инспектора КДА. В 1883 г. он стал ординарным, а в 1892 г. – заслуженным профессором академии. В 1899 г. А. А. Олесницкий вышел в отставку, но до самой смерти не переставал интересоваться академическими делами. Как писал его ученик, профессор В. П. Рыбинский , «Аким Алексеевич был ‹...› ученым в настоящем смысле этого слова: для него не существовало других интересов, кроме научных, и вся его жизнь прошла в кабинете, над письменным столом, за разработкой научных вопросов. От природы он обладал редкими дарованиями, соединяя глубокий оригинальный, философский ум с живым художественным чувством и с огромной памятью. Блестящие природные дарования при этом сочетались ‹...› с замечательным трудолюбием и удивительной методичностью». У А. А. Олесницкого были все предпосылки для занятий в сфере Священного Писания Ветхого Завета и библейской археологии: он прекрасно владел древнееврейским языком, знал арабский, сирийский, а также классические и новые языки. Считая необходимым условием всестороннего изучения Ветхого Завета знакомство с Палестиной, он четыре раза ездил туда в продолжительные научные командировки (1873–1874, 1886, 1889, 1891). Он посещал еще и западные археологические музеи, в которых лично знакомился с новейшими артефактами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010