Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕМУЦКИЙ Порфирий Данилович (10.03.1860, с. Янишевка Таращанского у. Киевской губ.- 3.06.1927, Киев), хоровой дирижер, фольклорист, композитор-любитель, педагог, организатор хоровых коллективов. Заслуженный артист УССР (1926). Из семьи сельского священника, основавшего хор при церкви и церковноприходской школе. Д. «с детства проявлял интерес к церковному пению и чтению на клиросе» (Автобиография//Етногр. bichuk. 1928. Кн. 6. С. ХХ). Обучаясь в школе, пел в хоре, ставшем впосл. известным. После окончания Киевского ДУ (т. н. Подольской бурсы), где изучались нотное пение по обиходу и нотная грамота, Д. поступил в 1876 г. в Киевскую ДС благодаря, по его выражению, «умению петь на гласы». По воспоминаниям Д., в то время семинария переживала период расцвета хорового пения. Впосл. Д. окончил медицинский фак-т Киевского ун-та св. Владимира (1882-1889), пел в самодеятельном хоре ун-та под упр. Н. В. Лысенко, исполняя обязанности его помощника (субрегента), секретаря и переписчика нот. Отказавшись после окончания ун-та от переезда в С.-Петербург, Д. поселился в дер. Охматов Таращанского у. (1890-1918), где вел бесплатную врачебную практику и занимался этнологией, фольклористикой, организовал сельский хор (1892). Охматовский хор исполнял традиц. церковные напевы, авторские сочинения (Д. С. Бортнянского , А. Л. Веделя , А. Е. Варламова ), а также составленные Д. обработки и гармонизации народных песен. Ежегодные (майские) публичные концерты в Охматове (1894-1911) собирали энтузиастов, любителей народного искусства со всей Украины, вызывали положительные отзывы публики и критиков. Первый концерт хора в Киеве (1901), для участия в к-ром было отобрано 70 лучших голосов, имел большой успех. Впосл. коллектив концертировал в Одессе, Жашкове, Умани, Тараще. Наибольшей заслугой хора Д. считал исполнение совр. обиходных напевов (вероятно, в его аранжировке). На протяжении мн. лет Д. собирал народные песни (ок.

http://pravenc.ru/text/171677.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЖИВАЯ СТАРИНА» ж. Отделения этнографии имп. Рус. географического об-ва (РГО), выходивший в 1890-1916 гг. в С.-Петербурге 4 раза в год (отдельные номера были сдвоенными). Решение об учреждении издания было принято 19 дек. 1889 г. Первым редактором журнала (1890-1905) был председатель Отд-ния этнографии РГО В. И. Ламанский , далее журнал редактировали Ф. И. Щербатский и Н. Н. Виноградов (1906-1907), Виноградов (с вып. 3 за 1907), Ламанский и А. Н. Самойлович (с вып. 2/3 за 1909), редколлегия (1911), С. Ф. Ольденбург , Э. К. Пекарский и Самойлович (1912), А. А. Шахматов и А. Д. Руднев (1913. Вып. 1/2), Н. Ф. Познанский и Пекарский (вып. 3/4), Шахматов и Пекарский (1914), Ольденбург, Пекарский и редколлегия (с 1915). «Ж. с.» и московский ж. «Этнографическое обозрение» были известными периодическими изданиями в стране, объединявшими специалистов в области этнографии и фольклора. Здесь печатались статьи А. Н. Веселовского , В. И. Срезневского , А. И. Соболевского , В. Н. Перетца , Ольденбурга, литературоведа и фольклориста П. К. Симони, слависта П. А. Ровинского, путешественника и этнографа Г. Н. Потанина, историка лит-ры и фольклориста Л. Н. Майкова и др. Однако основной круг авторов складывался из провинциальных корреспондентов РГО. В программной статье вып. 1 за 1890 г. журнал анонсировался как издание, «посвященное народоведению России и соплеменных ей стран», проблемам «антропологии, этнографии, исторической географии и этнологии России и соплеменных… народов» (1890. Вып. 1. С. III). Характерными для «Ж. с.» были статьи, в которых давалась этнографическая, экономическая и статистическая характеристика рус. населения определенного края: «Троичина Кадниковского уезда: Бытовой очерк» (1892. Вып. 2. С. 106-138), «Тавреньга Вельского уезда: Этнографический очерк» (1895. Вып. 2. С. 171-198; вып. 3/4. С. 359-375) А. А. Шустикова, «Деревня Будогоща и ее предания» Перетца (1894. Вып. 1. С. 3-18), «Поездка на Алтай: Описание поездки по Змеиногорскому округу Томской губернии Тюменского округа, Семипалатинской области, в январе и феврале месяцах 1897 года» (1897. Вып. 3/4. С. 267-293), «Усть-Ницынская слобода Тюменского уезда Тобольской губернии» (1898. Вып. 2. С. 125-157; Вып. 3/4. С. 320-328) Ф. К. Зобнина, «Сольвычегодский крестьянин, его обстановка, жизнь и деятельность» Н. А. Иваницкого (1898. Вып. 1. С. 3-74), «Домашний быт крестьян Левочской волости Боровичского уезда Новгородской губернии» М. А. Синозерского (1899. Вып. 4. С. 403-435), «О быте казаков Восточного Забайкалья» К. Д. Логиновского (1902. Вып. 2. С. 182-200) и др. Печатались статьи о русских поселениях в других странах (напр., Я. И. Смирнова «Из поездки по Малой Азии: У Некрасовцев на острове Мада, на Кейшеирском озере, Гамид-абадского санджака, Конийского вилайета» (1896. Вып. 1. С. 3-31)).

http://pravenc.ru/text/182245.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. А. Бунин. Фотография. 1929 г. Иван Алексеевич (10.10.1870, Воронеж - 8.11.1953, Париж), писатель, поэт, переводчик. Род. в дворянской семье, детство провел в родовом поместье, на хуторе Бутырки Елецкого у. Орловской губ. В 1881-1886 гг. учился в елецкой гимназии, затем жил в имении Озёрки, закончил образование под рук. брата Ю. А. Бунина. С 1887 г. начал печататься (стихотворения и 2 рассказа в газ. «Родина»). С осени 1889 г. работал в редакции газ. «Орловский вестник», в приложении к к-рому выпустил первую кн. «Стихотворения, 1887-1891 гг.» (1891). С авг. 1892 г. жил в Полтаве, служил в земской городской управе. В 1895 г. переехал в С.-Петербург, затем в Москву, познакомился со мн. писателями и поэтами - Л. Н. Толстым , А. П. Чеховым , К. Д. Бальмонтом , В. Я. Брюсовым , А. И. Куприным и др. В 1896 г. вышел его перевод поэмы Г. У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», впосл. Б. переводил произведения Дж. Г. Байрона, А. Теннисона, А. де Мюссе, Леконта де Лиля, А. Мицкевича и др. В 1897 г. опубликовал первую книгу прозы «На край света и другие рассказы», в 1898 и 1901 гг.- стихотворные сборники «Под открытым небом», «Листопад». Приобрел лит. известность в России, в 1903 г. получил Пушкинскую премию, стал активным участником лит. жизни, посещал «среды» Н. Д. Телешова, сотрудничал с изд-вом «Скорпион» и альманахом «Северные цветы», с нач. 1900-х гг.- с изд-вом «Знание», в к-ром выпустил первое Собрание сочинений в 5 томах (1902-1909, т. 6 вышел в изд-ве «Общая польза»). В 1904-1905 гг. редактировал отдел беллетристики в ж. «Правда», в 1909 г.- в ж. «Северное сияние». В 1909 г. вторично получил Пушкинскую премию, избран почетным академиком имп. АН по отд-нию рус. языка и словесности. С 1912 г. почетный член и товарищ председателя ОЛРС. В 1912-1914 гг. участвовал в работе «Книгоиздательства писателей в Москве». В 1915 г. в изд-ве А. Ф. Маркса выпустил Полное собрание сочинений в 6 томах. В 1915-1917 гг. жил в Москве, С.-Петербурге, дер. Глотово, Одессе.

http://pravenc.ru/text/153647.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАЙЛОВ Александр Васильевич (10.03.1859, С.-Петербург - 10.08.1927, Москва), славист, библеист. Окончил Холмскую гимназию (1880), историко-филологический фак-т Московского ун-та (1884), где специализировался под рук. Н. С. Тихонравова и входил в круг его ближайших учеников. В 1889-1892 гг. стажировался в Венском и Берлинском ун-тах, слушал лекции лучших славистов того времени, в числе которых был И. В. Ягич; изучал слав. рукописи в книгохранилищах Вены, Мюнхена, Парижа, Рима, Неаполя, Флоренции. В Венской королевской б-ке обнаружил серб. список «Учительного Евангелия» XIV в. По возвращении продолжал изучение библейских рукописей в древлехранилищах Москвы и С.-Петербурга. Целью этих занятий было выявление рукописного материала, необходимого для изучения текстологии кн. Бытие. В 1904 г. М. защитил магист. дис. «К вопросу о литературном наследии свв. Кирилла и Мефодия в глаголических хорватских миссалах и бревиариях», в 1913 г.- докт. дис. «Опыт изучения Книги Бытия. Паремийная редакция» и был назначен ординарным профессором С.-Петербургского ун-та. В 1895 г. М. читал лекции по рус. языку в Варшавском ун-те (с 1905 профессор). В 1911 г. занял кафедру истории рус. лит-ры. В 1914 г. вышел в отставку и поселился в Москве. Преподавал в Московском ун-те (1915-1922), Костромском (1920-1923) и Смоленском (1923-1924) педагогических ин-тах. С 1908 г. М. входил в состав Комиссии по изданию памятников древнерус. письменности, с 1914 г.- Московского археологического об-ва. Состоял членом диалектологической и словарной комиссий. В 1915 г. был удостоен Ломоносовской премии за кн. «Опыт изучения текста Книги Бытия». В 1922 г. был избран членом-корреспондентом АН. Скончался от приступа грудной жабы. Обращение к текстологии Свящ. Писания было связано с предпринятым М. исследованием библейских цитат в составе Толковой Палеи (К вопросу о тексте Книги Бытия прор. Моисея в Толковой палее. 1896), в ходе к-рого ученый столкнулся с тем, что текстология слав.

http://pravenc.ru/text/Михайлов.html

Примечания к главе 1 А.А.Васильев. История Византийской империи Ph. Labbe. De byzantinae historiae scriptoribus ad omnes per omnes eruditos . Paris, 1648, pp. 5-6. L. Feugere. Etude sur la vie et les ouvrages de Ducange. Paris, 1852 p. 9. В. Г. Васильевский. Обзор работ по византийской истории. СПб., 1890, с. 139. См. также письма издателя Жана Амиссиона (Jean Amission) К Дюканжу: H. Ornont. Le Glossaire du Du Cange. Lettres l " Amission a Du Gauge relatifs a l " impression du Glossaire (1682-1688). - Revue des etudes grecques, V, 1892, pp. 212-249. См.: Feugere. Op. cit., p. 67-71. Весьма интересное письмо с описанием его болезни и смерти написано современным ему исследователем Этьеном Валюзом (Etienne Baluze). Оно опубликовано в боннском издании Chronicon Paschale (II, 67-71). Удовлетворительной биографии Дюканжа не существует. См.: J. U. Bergkamp. Dom Jean Mabillon and the Benedictine Historical School of Saint-Maur. Washington (D. C.), 1928, с. 116-119 (богатая библиография); S. Salaville. Le second centenaire de Michel Le Quien (1733- 1933). - Echos d " Orient, XXXII, 1933, pp. 257-266; J. W. Thompson. The Age of Mabillon and Montfaucon. - American Historical Review XLVII 1942, pp. 225-244. F.-M. Voltaire. Le pyrrhonisme de l " histoire, par un bachelier en theologie, chap. XV. Edition Beuchot, 1768, t. XLIV, p. 429. Ш. Монтескье. Размышления о причинах величия и падения римлян. В кн.: Ш. Монтескье. Избранные произведения. М., 1955, с. 142. Г. В. Ф. Гегель. Лекции по философии истории. Перевод Л. М. Водена. СПб., 1993, с. 357, 2-е изд. " Moniteur " , 13 juin 1815. См. также: Н. Houssaye. 1815. Vol. 1. La Premiere Restauration; le retour de l " ile d " Elbe; les cent jours. Paris, 1905, PP. 622-623. A. Sorel. Montesquieu. Paris, 1889, p. 64. The Autobiographies of Edward Gibbon. Ed. Murray J. London, 1896, PP. 148, 152. Ibid., p. 302. The Autobiographies of Edward Gibbon. London, 1896, p. 311. Ibid., p. 333-334. Е. A. Freeman. Historical Essays. London, 1879, vol. Ill, ser. 3, pp. 234-235.

http://sedmitza.ru/lib/text/434217/

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.0 из  5) Константин Фофанов Фофанов Константин Михайлович (1862–1911) – поэт. Современники называли его «поэтом милостью Божьей». И в этом не было особого преувеличения. Среди восьмидесятников XIX века только Надсон превосходил его по степени популярности. «Посленадсоновский» период в истории русской поэзии называли «фофановским». В 1887 году вышел его первый поэтический сборник, в 1889 – второй, в 1892 – третий, в 1896 – четвертый. Символисты и даже эгофутуристы считали его своим предтечей. Дмитрий Крюков обращался к нему: «Ликуй, неузнанный предтеча,//Приемли блещущий венец!//Свершится радостная встреча//В дому, где благостен Отец». Но он открещивался даже от своего собственного сына Константина Олимпова, блиставшего на поэтическом Олимпе вместе с Игорем Северяниным. Фофанов называл декадентов «князьями уродства», противопоставляя себя, «внука простонародья» (его дед был олонецким крестьянином-старовером), литературной аристократии и нарождавшимся «измам». Обремененный семьей из девяти детей, он бедствовал, срывался в запои. О горестных сторонах его жизни свидетельствуют строки: «Двух дочек взяли по приютам,//А старший сын, совсем дурак,//Мне угрожает или кнутом,//Или под нос сует кулак…» Но при всей жизненной безысходности стихи его сохраняли удивительную чистоту и искренность, напевность. «Он говорил о свете добра, о весне, мае, соловьях и ландышах и заставлял себя слушать», – отмечал Николай Гумилев. А Игорь Северянин в «Поэзе о Фофанове» писал: «Возьмите «Фофанова» в руки//И с ним идите в вешний сад,//Томленье ваше, скуку, муки//Его напевы исцелят». Илья Репин, создавший в 1888 году известный живописный портрет Фофанова, в набросках воспоминаний писал: «Я знал всю плеяду современников, талантливых товарищей К.М. Фофанова… Какой несомненный – типичный образ из всей этой компании представлял собою Фофанов! Особенно ярка в нем была черта почти религиозного культа служения поэзии… Я всегда приятно был удивлен тоном его традиционной величавости, когда он переступал порог своего храма. Совершалось преображение… И Фофанова уже нельзя было узнать: он казался – в длинном сюртуке, с высоким воротником и гофрированными манжетами – вдохновенный, недоступный, важный идеей своего высокого поста». Тем разительнее был этот контраст поэтического образа и реальности в последее десятилетие его жизни уже в новом XX веке, в котором он оказался «забытым» уже при жизни, хотя не дожил и до пятидесяти, но блоковским поколением он воспринимался уже как далекое прошлое.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Скачать epub pdf (К вопросу: имеет ли право диакон заменять священника в совершении некоторых священнодействий?) В недавнее время 1 был поднят вопрос о праве диакона одному, без священника, совершать некоторые молитвословия и священнодействия – литии, панихиды, вынос тела умершего из дома в храм («подъём покойника»), вечерни, часы и другое. По этому вопросу не излишним почитаем со своей стороны указать несколько частных дополнительных данных. 1) По свидетельству Св. Писания диаконы, служа бедным и вдовицам ( Деян. 6:2–7, 13:5 ), вместе с тем помогали апостолам «во благовестии Христовом» для утверждения и утешения христиан в вере ( Кол. 4:7 ; 1Фес. 3:2 ). Указание на эту последнюю деятельность диаконов в первохристианское время можно находить, думается нам, в названии диакона «благовестителем» (ευαγγελιστν) в теперешнем чине литургии св. Златоуста. Перед тем, как читать Евангелие, диакон обращается к священнику с возгласом: «Благослови, Владыко, благовестителя святаго апостола и Евангелиста (имярек)» и проч. 2) По второму правилу Анкирского собора диакон, «идоложертвовавший и возобновивший снова подвиг веры» должен «престать от священнослужения», между прочим «от провозглашения молений» (κυρσσειν). Под «провозглашением молений» справедливо разумеют ектении и возгласы, с которыми диакон обращается к народу во время совершения литургии. На возглашение ектений, как на самую главную обязанность диакона во время совершения богослужения, указывает также и самое название ектений в греческих и древне-славянских богослужебных памятниках: «διακονικ» и «диаконства», или «диаконская». См. например «διατξις της θεας Λειτουργας, εν η κα τα διακονικ» Константинопольского патриарха Филофея, изданный профессором Красносельцевым в Материалах для исторических чинопоследований литургии Златоуста, Казань, 1889 г, стр. 36. Также: Διακονικ της προηγιασμνης Λειτουργας το αγου изд. профессором Дмитриевским в «Православном собеседнике» за 1892 год. В славянских служебниках ектении называются диаконствами весьма часто; так, например, в рукописном служебнике Хлудовской библиотеки 113 на первом листе читаем: «устав божественныя службы, в ней же и диаконства».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ» журнал Московского психологического общества . Основан по инициативе председателя об-ва Н. Я. Грота, издавался в 1889-1918 гг. с периодичностью 4-6 книг в год, всего вышло 142 книги (последняя в 1918). Издателем журнала первоначально был А. А. Абрикосов, к-рый в 1893 г. передал его в собственность Московского психологического об-ва. Тираж - ок. 1200 экз. С 1898 г. на обложке «В. ф. и п.» появилась надпись: «При содействии Санкт-Петербургского философского общества», но это содействие было почти номинальным. В 1889-1893 гг. редактором журнала был Грот, в 1894-1895 гг.- Грот и Л. М. Лопатин , в 1896-1897 гг.- Лопатин и В. П. Преображенский. В 1898-1899 гг. на титуле журнала было написано: «Под редакцией В. П. Преображенского, при непосредственном содействии Н. Я. Грота, Л. М. Лопатина и кн. С. Н. Трубецкого и при ближайшем участии В. А. Гольцева, В. Н. Ивановского, Н. А. Иванцова, С. С. Корсакова, А. А. Токарского, Н. А. Умова»; в 1900-1905 гг. журнал выходил «под редакцией кн. С. Н. Трубецкого и Л. М. Лопатина, при ближайшем участии В. А. Гольцева, В. Н. Ивановского, Н. А. Иванцова, А. А. Токарского, Н. А. Умова». В 1905-1918 гг. журнал редактировал Лопатин. В программной ст. «О задачах журнала» (1889. 1. С. XIX) Грот писал, что рус. философия, «философия спасения мира от зла, его нравственного совершенствования, не будет ли именно нашей особой философией. От самой красоты мы ждем «спасения», от истины - также», т. о., журнал имел нравственно-просветительскую и религиозно-философскую направленность. В той же книге помещен «Обзор статей философского содержания в русских духовных журналах за первую половину 1889 г.» иером. Антония (Храповицкого ; впосл. митрополит Киевский). В дальнейшем печатались обзоры журналов «Православное обозрение» , «Вера и разум» . Благодаря участию в издании таких философов, как Лопатин, Вл. С. Соловьёв , С. Н. Трубецкой и Е. Н. Трубецкой , «В. ф. и п.» стал первым «большим» философским журналом. В своих статьях эти авторы боролись с позитивизмом и материализмом. Лопатин опубликовал ст. «Теоретические основы сознательной нравственной жизни» (1890. Кн. 5) и мн. др., Соловьёв - «Красота в природе» (1889. Кн. 1), «Понятие о Боге (в защиту философии Спинозы)» (1897. Кн. 38), С. Трубецкой - «О природе человеческого сознания» (1889. Кн. 1; 1890. Кн. 3; 1891. Кн. 6, 7), «Основания идеализма» (1896. Кн. 31-35), «Религиозный идеал евреев» (1898. Кн. 44), Е. Трубецкой - «Философия христианской теократии в V в. Миросозерцание блаженного Августина в его генезисе» (1891. Кн. 9, 10; 1892. Кн. 13, 14), «Смысл жизни (Теодицея)» (1918. Кн. 141/142).

http://pravenc.ru/text/155238.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЮВАЛЬ [франц. Duval] Поль Рубенс (25.10.1839, Морсан-сюр-Сен - 10.05.1911, там же), франц. востоковед, сиролог. C 1867 по 1869 г. слушал в Гёттингене лекции нем. ориенталиста и библеиста Г. Эвальда . По возвращении во Францию занимался семит. языками, особенно диалектами арамейского. В 1886-1893 гг. в качестве помощника работал в Академии надписей и изящной словесности над арам. частью «Corpus inscriptionum semiticarum». В 1895-1907 гг. преподавал арам. язык и лит-ру в Коллеж де Франс. С 1879 г. состоял членом Азиатского об-ва (Société asiatique): с 1894 г. входил в состав его Совета, в 1889-1892 гг. выполнял обязанности библиотекаря и помощника секретаря, в 1908 г. был избран вице-президентом, но по болезни был вынужден уйти в отставку. За многолетнюю деятельность об-во удостоило Д. звания почетного президента (1910). Д. составил 1-ю франц. грамматику сир. языка (1881), в которой дал подробное описание фонетики, морфологии и синтаксиса с привлечением как сир. грамматической традиции (грамматика Григория Бар Эвройо), так и достижений совр. ему сирологии (работы аббата Мартена). Д. является автором классической работы по истории Эдессы (1892). Используя сир., араб., греч. и лат. источники, он рассмотрел историю города до его захвата в 1144 г. Занги, атабеком Мосула. «История сирийской литературы», написанная Д. по тематическому принципу, стала в 3-м издании (1907) одним из авторитетных пособий в данной области. Д. осуществил издание важнейшего лексикографического труда «Сирийский лексикон», составленного восточносир. ученым Абу-ль-Хасаном ибн Бахлулем (X в.) с использованием ряда имевшихся работ подобного рода, и опубликовал письма восточносир. католикоса Ишоява III (сер. VII в.), а также неск. гомилий Севира Антиохийского. Одной из незавершенных работ Д. осталось издание «Риторики» западносир. автора Антония Тагритского (IX в.). Соч.: Traité de grammaire syriaque. P., 1881. Amst., 1969r; Histoire politique, religieuse et littéraire d " Édesse jusqu " à la Première Croisade. P., 1892. Amst., 1975r; La littérature syriaque. P., 19073. Amst., 1970r.

http://pravenc.ru/text/180813.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖУЗЕ Пантелеймон Крестович [араб. Бандали ибн Салиба аль-Джаузи] (20.07.1870, Иерусалим - 20.01. 1942, Баку), историк, исламовед, миссионер. Род. в семье правосл. арабов, в детстве остался сиротой. Окончил гимназию Православного миссионерского общества в Назарете, переехал в Россию. В 1889-1892 гг. учился в Вифанской ДС, в 1892 г. поступил в МДА, в 1895 г. переведен в КазДА, к-рую окончил в 1896 г. со степенью кандидата богословия. Ж. остался в академии практикантом на кафедре араб. языка и обличения мухаммеданства до 1916 г., одновременно с 11 окт. 1899 до 1913 г. преподавал франц. язык. 6 мая 1899 г. утвержден в степени магистра богословия за продолжавшее канд. работу соч. «Мутазилиты: Догматико-историческое исследование в области ислама» (Каз., 1899). При обсуждении диссертации автора обвиняли в объективистском подходе, отсутствии критики ислама, нек-рые профессора академии выступили против присуждения магист. степени. 16 дек. 1899 г. Ж. принял присягу и стал российским подданным. За время службы в КазДА был командирован в Египет в 1897 и 1909-1910 гг. Одновременно в 1901-1903 гг. был преподавателем Казанских миссионерских курсов, с 1 окт. 1912 по февр. 1917 г.- цензором Казанского временного комитета по делам печати (цензурировал мусульм. книги и периодические издания), с 1 нояб. 1913 г.- штатным преподавателем французского языка в КазДС, в 1914-1917 гг.- военным цензором. В 1911 г. баллотировался на должность профессора кафедры арабского языка и обличения мухаммеданства, но проф. М. А. Машанов выступил против, обвинив Ж. в светском характере его научных интересов и нежелании заниматься противомусульм. полемикой; избрание не состоялось. Неудачно окончилась и попытка Ж. возглавить кафедру татар. языка и этнографии поволжских инородцев. На заседаниях совета КазДА его критиковали за активное участие в общественной жизни христиан Ближ. Востока, вмешательство в «борьбу партий» Антиохийской и Иерусалимской Православных Церквей. В результате Ж. уже в 1912 г. пытался уйти из академии, в июле был назначен инспектором народных уч-щ Екатеринославской губ., но отказался от назначения. Покинул КазДА в 1916 г. 20 апр. того же года, продолжая службу в семинарии, стал приват-доцентом юридического фак-та Казанского ун-та, читал курс мусульм. права. К нач. 1917 г. имел чин статского советника. Был награжден орденами св. Станислава 3-й степени, св. Анны 3-й степени, св. Владимира 4-й степени.

http://pravenc.ru/text/182347.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010