Одоевский Владимир Федорович (1803/1804? –1869) – князь, русский писатель и философ. Председатель «Общества любомудрия», автор сборника новелл и философских бесед «Русские ночи» (1844). 1357 Козлов Алексей Александрович (1831–1901) – российский философ. Один из первых представителей персонализма в России, развивал концепцию панпсихизма. Издатель первых в России философских журналов «Философский трехмесячник» (1885–1887) и «Свое слово» (1888–1898). 1362 Хайдеггер (Heidegger) Мартин (1889–1976) – немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма. Развил учение о бытии («фундаментальная онтология»), в основе которого противопоставление подлинного существования человека (экзистенции) и мира повседневности, обыденности; постижение смысла бытия связано, по Хайдеггеру, с осознанием бренности человеческого существования («Бытие и время», 1927). Темы работ позднего Хайдеггера – происхождение «метафизического» способа мышления, поиск пути к «истине бытия». Витгенштейн (Wittgenstein) Людвиг (1889–1951) – австрийский философ и логик, представитель аналитической философии. С 1929 г. в Великобритании. Выдвинул программу построения искусственного «идеального» языка, прообраз которого – язык математической логики. Философию понимал как «критику языка». Разработал доктрину логического атомизма, представляющую собой проекцию структуры знания на структуру мира. Карнап (Carnap) Рудольф (1891–1970) – немецко-американский философ и логик, ведущий представитель логического позитивизма и философии науки. Активный участник Венского кружка. С 1935 г. в США. Развил теорию логического синтаксиса языка науки, дополненную позднее семантической теорией. Разрабатывал индуктивную логику, теорию семантической информации, модальную логику и др. Гадамер (Gadamer) Ханс Георг (р. 1900) – немецкий философ, один из главных представителей философии герменевтики середины ХХ в. («Истина и метод», 1960). Труды по истории философии, эстетике и философии истории. Ортега-и-Гасет (Ormega y Gasset) Хосе (1883–1955) – испанский философ и публицист, представитель философии жизни и философии антропологии. Подлинную реальность, дающую смысл человеческому бытию, усматривал в истории, истолковывая ее в духе экзистенциализма как духовный опыт непосредственного переживания. Разрабатывал концепцию «массового общества», массовой культуры («Восстание масс», 1929–1930) и теории элиты. В эстетике выступил как теоретик модернизма («Дегуманизация искусства», 1925).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Лит.: Diculescu C. C. Un episod diplomatic de ep. Melchisedec. Bucur., 1907; Iorga N. Istoria Bisericii Româneti i a vieii religioase a românilor. Bucur., 1928, 1930. Vol. 2. P. 288-322; Pocitan V. Melchisedec: Ca membru al Sfantului Sinod (1861-1892). Bucur., 1939; Mihail M. Viaa i opera lui Gavriil Musicescu oglindit în scrisorile anilor 1871-1899//Studii muzicologice. Bucur., 1956. Vol. 2. P. 91-127; 1957. Vol. 4. P. 58-128; idem. Din corespondena ep. Melchisedec//BOR. 1959. Vol. 77. N 5/6. P. 493-612; idem. Legturile culturale ale ep. Melchisedec cu Rusia: Corespondena din anii 1849-1892//Mitropolia Moldovei i a Sucevei. Iai, 1961. Vol. 37. N 3/4. P. 261-296; idem. Geneza studiului, întocmit de ep. Melchisedec, despre Grigorie amblac//Idem. 1969. Vol. 37. N 7/9. P. 505-510; idem. Contribuia ep. Melchisedec la rzboiul pentru independen//BOR. 1977. Vol. 45. N 5/6. P. 418-428; idem. Scrisori i însemnri de la ep. Melchisedec al Romanului//Cronica episcopiei Romanului i Huilor. Roman, 1992. Vol. 1. P. 163-197; idem. Un mesaj de solidaritate spiritual româneasc cu lupta cretanilor (1869)//Hrisovul: Buletin al facultii de arhivistic. Bucur., 1996. N 2. P. 205-209; P curariu M. Traduceri româneti din literatura teologic rus pân la sfâritul secolului al XIX-lea//Studii teologice. Bucur., 1959. Vol. 11. N 3/4. P. 182-212; idem. Istoria Bisericii Ortodoxe Române. Iai, 2008. Vol. 2. Pt. 1. P. 97-157; idem. Cultura teologic româneasc. Bucur., 2011. P. 198-207, 236-246; Ciachir N. Cu privire la misiunea diplomatic a ep. Melchisedec în Rusia în anul 1868//BOR. 1965. Vol. 83. N 11/12. P. 1079-1082; Porcescu S. Episcopia Romanului. Bucur., 1984. P. 298-313; Ioni A. M. Autocefalia Bisericii Ortodoxe Române. Contribuia ep. Melchisedec tefânescu la recunoaerea autocefaliei Bisericii noastre//BOR. 1985. Vol. 103. N 5/6. P. 440-478; erb nescu N. Autocefalia Bisericii Ortodoxe Române cu prilejul centenarului//Centenarul autocefaliei Bisericii Ortodoxe Române. Bucur., 1987. P. 41-138; Moraru A. Biserica Ortodox Român între anii 1885-2000. Bucur., 2006. Vol. 2. Pt. 1. P. 13-89; Ceobanu A.-B. Atitudini i stri de spirit în mediul politic românesc cu privire la Rusia (1866-1877)//Relaii internaionale: Lumea de ieri, lumea de mâine. Iai, 2007. P. 56-64; Costea P. Ierarhul acad. Melchisedec tefnescu - predicator, catehet i pedagog de vocaie. Roman, 2015.

http://pravenc.ru/text/2562934.html

бьет по родному лицу — описание эпизода с похвалой труду ремесленника и критикой техники, столь эффективно пережитого Николаем Вершининым, во многих выражениях почти дословно совпадает с формулировками одного из разделов «Дополнения к «Диалектике мифа»» (см.: Лосев А. Ф. Диалектика мифа. М, 2001. С. 263—265). Близкий образ рисуется также при передаче светских разговоров, состоявшихся в фантастической избушке где–то в Сокольниках («Мне было 19 лет», гл. 6). 199 СССР — столп и утверждение мирового идеализма — аллюзия к названию известного трактата о. Павла Флоренского «Столп и утверждение истины. Опыт православной феодицеи в двенадцати письмах» (М., 1914). 200 «Медленным шагом Рабочий народ» — цитата из популярного в революционных кругах сатирического стихотворения, впервые опубликовано в газете «Искра» (1901) за подписью «Нарцисс Тупорылов» (Л. Мартов, он же Ю. О. Цедербаум). 201 первый по размерам в мире Канал — приводимые далее характеристики объема строительства существенно расходятся с приведенными в заключительной главе книги «Беломорско–Балтийский Канал имени Сталина. История строительства 1931—1934 гг.», которая вышла из печати в январе 1934 года (шлюзов — 19, плотин — 15, дамб — 49, общая длина пути 227 км); указанное расхождение позволяет приблизительно датировать повесть началом 1934 года, так как автор скорее всего сверился бы с книгой, отметившей важную веху в его жизни. 202 «Душой Чтоб бытию причастным быть» — стихотворение Гёте «Одно и всё» (1821) в переводе Н. Н. Вильмонта; юбилейное собрание сочинений Гёте в 13 томах печаталось в СССР с 1932 года и открывалось томом «Лирика», куда входило и данное стихотворение. 203 Имеются в виду участники философской дискуссии (1925—1930), проходившей сугубо в рамках марксистских схем. Одну сторону — «диалектиков» — представляли Деборин А. М. (1881–1963) и Луппол И. К. (1896–1943), «механистов» — Варьяш А. И. (1885–1939). 204 «Деритесь за Канал, как черти!» — типичный образец служебной лагерной риторики или, говоря словами одного из советских литераторов, высказывания «в той манере патетической конкретности, которая присуща всем оперативным беломорстроевским приказам — этой мало изученной, но интересной литературе» (см.: Беломорско–Балтийский Канал имени Сталина. М., 1934. С. 396); приведем для примера еще один лозунг из того же источика: «Превратам зимний январь в жаркий, победный июнь!» (с. 420). 205

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Известен эдикт тибетского царя Еше О (947–1024), в котором он сетует на то, что человеческие жертвоприношения, запрещенные еще царем Трисонг Даценом (742–800), снова приносятся. Царь запрещает тантристам приносить кровавые жертвоприношения и предписывает наказывать тех монахов, которые также едят мясо, пьют алкоголь, занимаются сексом, и приходят на кладбище, чтобы предложить плоть Будде – их царь объявляет теми, кто неправильно понял буддистское учение 150 . Позднее в «Синей летописи» сообщается, что в XIII веке в Тибете действовали восемнадцать «монахов-разбойников», которые убивали мужчин и женщин для своих тантрических ритуалов 151 . О наличии ритуальных убийств в Тибете ХХ века свидетельствуют англичанин Белл (1870–1945) 152 , американец Эквелл (1898–1983) 153 и советский журналист-международник Овчинников (род. 1926) 154 . Это подтверждает и сочинение тибетского монаха Ригдзина Гарванга (1858–1930) под названием «Опасности кровавых жертвоприношений» 155 . Сам автор стремится отговорить жителей области Няронг от этой практики, однако его сочинение свидетельствует, что даже в то время кровавые жертвы приносились в Тибете. В тибетском буддизме известны тексты, категорически осуждающие практику кровавых жертвоприношений, но, судя по всему, это была не единственная точка зрения. У буддистов Непала, принадлежащих к направлению ваджраяны, кровавые жертвоприношения животных открыто совершаются до сих пор: каждый год во время праздника в честь бодхисатвы Бунгадьи, почитаемого как одно из воплощений Авалокитешвары, буддистские священнослужители убивают двадцать шесть коз, овец и буйволов 156 . Этот же ритуал до сих пор совершают и буддисты, проживающие в индийском штате Орисса 157 . Сказанное выше касается не только северного буддизма. Человеческие жертвоприношения практиковались в Бирме вплоть до последнего короля Тибо Мина, свергнутого в 1885 г. 158 , также и в Камбодже XIX века «человеческие жертвоприношения совершались среди народа, исповедующего буддизм тхеравады и осуществлялись при поддержке королевской власти...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

В общей сложности в мастерских Фаберже работало до пяти сотен человек, создававших вручную примерно 10 тысяч ювелирных изделий в год. Питер Карл Фаберже родился в 1846 году в Санкт-Петербурге и пошел по стопам своего отца-ювелира, происходившего из гугенотов - преследуемых протестантов Франции. В двадцать один год Карл уже работал в музее Эрмитажа, реставрируя предметы антиквариата и занимаясь оценкой металлических и ювелирных изделий. Через пять лет он полностью берет на себя дело своего отца и занимается изготовлением ювелирных изделий. В 1885 году Фаберже назначается поставщиком двора Императора Александра III. Многие из предметов коллекции, выставляемой ныне в Эдинбурге, были подарены лично членам Британской Королевской семьи их родственниками из Императорского дома Романовых - Александром III, Марией Феодоровной, Николаем II и Александрой Феодоровной. Единственные коллекции, которые можно сравнить с Британской Королевской коллекцией, принадлежали самим Романовым и насчитывали до тысячи наименований. Они были конфискованы и разделены после революции 1917 года. В то время восемь из пятидесяти Пасхальных яиц, выполненных Фаберже, исчезли навсегда. Несколько из них были повреждены или были потеряны " сюрпризы " , хранящиеся внутри. Четырнадцать яиц были проданы в 1930 и 1933 году " Антиквариатом " - орган советского правительства, учрежденный в 1921 году для продажи российских государственных ценностей на Запад. Значительное число предметов из коллекции Романовых сейчас находится в Оружейной палате Московского Кремля, в Государственном Историческом Музее в Москве и Государственном Музее Эрмитаж. Всемирной известности российского ювелирного мастера несомненно помогло родство Императорских домов России, Великобритании и Дании. Особенно ценили работы Фаберже дочери датского короля - Императрица Мария Феодоровна, супруга Александра III, и ее сестра Александра, супруга Британского короля Эдуарда VII. Королевские семьи всегда обменивались подарками на Пасху и Рождество, дни рождения и другие праздники или во время встреч друг с другом - в России, Англии или Дании. Поэтому многие изделия, хранящиеся в Британской Королевской коллекции, непосредственно связаны с людьми, которым эти предметы были особенно дороги и напоминали о каких-то приятных или важных моментах их жизни.

http://pravoslavie.ru/27.html

Папа Лев XIII предпринял шаги по модернизации В. б. В 1881 г. он снял все ограничения для ученых, подчеркнув фундаментальное значение фондов б-ки для исторических исследований. В 1885 г. был открыт ныне действующий читальный зал. В 1888 г. опубликовано «Положение о деятельности Ватиканской апостолической библиотеки», в к-ром детально описывались ее адм. структура и предоставляемые ею услуги. Под рук. Франца Эрле (в 1895-1914 - хранитель, затем префект; в 1929-1934 - кардинал-библиотекарь) и Эжена Тиссерана (пропрефект в 1930-1936, кардинал-библиотекарь в 1957-1971) на рубеже XIX-XX вв. были опубликованы новые каталоги и описания фондов В. б. Эрле организовал в Сикстинском зале постоянную экспозицию рукописей о фресках, к-рыми расписан зал; разработал правила описания рукописей и приступил к созданию карточного каталога печатных изданий; основал мастерскую по реставрации рукописей (1896); начал издание научной сер. «Studi e testi» (Исследования и тексты, с 1899; к наст. времени издано более 300 выпусков) для публикации реставрированных текстов и наиболее значимых работ о них. Зал каталога манускриптов фонда Барберини Зал каталога манускриптов фонда Барберини В 1891 г. В. б. пополнилась фондом Боргезе (Fondo Borghese), включающим часть бывш. папской авиньонской б-ки. Важнейшее приобретение В. б. в нач. XX в.- б-ка Барберини, собранная в XVII в. усилиями кард. Франческо Барберини (Fondo Barberiniano - 10041 лат., 595 греч., 160 вост. манускриптов, а также более 30 тыс. печатных изданий). Особый интерес представляет вошедшая в нее часть б-ки аббатства Гроттаферрата - центра греко-визант. исследований. В 1921 г. в В. б. было включено собрание библиофила Дж. Ф. Де Росси (Fondo Rossiano - 1196 рукописей, 2500 инкунабул и более 6000 редких книг). В 1923 г. итал. правительство безвозмездно передало В. б. коллекцию, собранную папой Александром VII, к-рая затем пополнялась 3 кардиналами из семейства Киджи (Fondo Chigiano - 3916 рукописей, в т. ч. 54 греч., 28 тыс. др. мат-лов), при условии что будет сокращен период летних каникул и продлено ежедневное время работы б-ки.

http://pravenc.ru/text/149915.html

202. «Душой Чтоб бытию причастным быть» — стихотворение Гёте «Одно и всё» (1821) в переводе Н. Н. Вильмонта; юбилейное собрание сочинений Гёте в 13 томах печаталось в СССР с 1932 года и открывалось томом «Лирика», куда входило и данное стихотворение. 203. Имеются в виду участники философской дискуссии (1925—1930), проходившей сугубо в рамках марксистских схем. Одну сторону — «диалектиков» — представляли Деборин А. М. (1881–1963) и Луппол И. К. (1896–1943), «механистов» — Варьяш А. И. (1885–1939). 204. «Деритесь за Канал, как черти!» — типичный образец служебной лагерной риторики или, говоря словами одного из советских литераторов, высказывания «в той манере патетической конкретности, которая присуща всем оперативным беломорстроевским приказам — этой мало изученной, но интересной литературе» (см.: Беломорско–Балтийский Канал имени Сталина. М., 1934. С. 396); приведем для примера еще один лозунг из того же источика: «Превратам зимний январь в жаркий, победный июнь!» (с. 420). 205. Зачин данного рассказа, а также повести «Мне было 19 лет…», явственно перекликается с первой фразой из романа К. Фламмариона «Урания»: «Мне было 17 лет». Произведения французского астронома относились к излюбленному чтению Лосева–гимназиста. 206. Возможно, по этой хронологической помете можно отнести время написания рассказа к первой половине 40–х годов; характерен и почерк автора, в эту пору заметно ухудшившийся. 207. Здесь рукопись обрывается посредине тетрадной страницы. 208. на школьной скамье — вероятно, главка не окончена, так как оставлена пустой оборотная сторона соответствующей страницы (все прилегающие листы рукописи заполнены с обеих сторон). 209. в машине Атвуда — упоминается машина английского изобретателя Дж. Атвуда (1784), состоящая из вертикальной штанги со шкалой, блока сверху и нити с грузами; утратив в XIX веке исследовательское значение, она долгое время использовалась в педагогических целях для демонстрации законов падения тел. 210. Тише! ни слез — заключительная строфа из стихотворения И. С. Никитина (1824—1861) «Вырыта заступом яма глубокая» (1860), цитата с пунктационными неточностями.

http://predanie.ru/book/122243-ya-soslan...

339 Шлюмберже Жан (1877—1968) — французский прозаик и литературный критик, один из основателей журнала «Нувель ревю Франсез»; автор романа «Святой Сатюрнен» (1931). 341 Популисты — французская литературная школа, возникшая в конце 20-х гг. XX в. и распавшаяся к концу 30-х гг.; декларировали реалистическое отображение повседневного быта городской и сельской бедноты, свободное от политической тенденциозности и социальных обобщений. Во главе популистов стояли литературный критик и публицист Л. Лемонье (1890—1953) и романист А. Терив (1891—1968). ...вслед за одним из персонажей Лафонтена — «вложите в землю труд, земля не подведет» — Имеется в виду басня Лафонтена. «Крестьянин и его сыновья» (Басни, кн. V, 9). 346 Поль Бурже назвал... иллюстрациями к анатомии морали. — В ранних очерках, развивавших в основном идеи позитивизма («Очерки современной психологии», 1883; «Новые очерки современной психологии», 1885), Бурже утверждал, что продолжает изучать «анатомию души». Протей ( греч. миф.) — морское божество, способное принимать любой облик; в современном языке стал символом многоликости.   МОИ ВЕЛИКИЕ   В виде отдельной книги опубликовано в 1949 г. издательством «Роше». Текст «Бальзак» впервые появился в качестве предисловия к книге Клода Мориака «Любить Бальзака», опубликованной в 1945 г. издательством «Табль ронд». Текст «Гюстав Флобер» — в 1930 г. в издании «Капитоль» («Три великих человека перед ликом Бога»). Текст «Радиге» напечатан в 1928 г. издательством «Артизан дю ливр» (в книге «Роман»). Избранные статьи из «Моих великих [людей]» публикуются на русском языке впервые.   «Розовая библиотека» — собрание произведений для юношества, основанное в 1857 г. издательством «Ашетт». ...при правлении Конгрегации... — в эпоху Реставрации Бурбонов была создана религиозная организация, функционировавшая в 1814— 1826 гг.; ее членами были в основном представители правящих классов. Фаге Эмиль (1847—1916) — французский литературовед, придерживавшийся позитивистской методологии И. Тэна; автор трудов о французской литературе XVII—XIX вв.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Арест был произведен 25 мая 1931 года. Согласно следственному делу, матушку Афанасию и Евдокию (Бучиневу) арестовали в один день. Врач М. М. Мелентьев, напротив, пишет, что Евдокия уехала с матушкой Афанасией в ссылку по своей воле, не оставив в беде свою игумению. Официально им инкриминировалась антисоветская деятельность. Будто бы «произведенным по делу следствием было установлено, что в селении Алабино в 1930–1931 годы имели место частые случаи срыва общественно-политических кампаний и мероприятий советской власти, как, например, коллективизации, контрактации, хлебозаготовок и т. п. Срывы являлись результатом организованной деятельности группы монашек, возглавляемой бывшей игуменией Лепешкиной в составе и при активном участии монашки Бучиневой. Обвиняемые собирались у игумении Лепешкиной для обсуждения и выработки планов совместных антисоветских действий и срывов предстоящих кампаний в деревне, что неоднократно и успешно осуществляли на протяжении указанного периода времени». Чтобы устоять во время следствия, сохранить себя от деморализации, сберечь то, что являлось подлинной жизненной ценностью в обстановке нравственного угнетения, путаницы, клеветы и физических истязаний, требовалось предельное напряжение умственных и физических сил и особая мудрость для каждого совершаемого шага, из-за огромной ответственности за каждое слово. Судя по следственному делу, обе не поддались давлению следователя, не приняли возводимых на них обвинений в антигосударственной и контрреволюционной деятельности 760 , были мужественны и лаконичны в своих ответах, не называли никаких имен. Более того, матушка Афанасия не сомневаясь объявила, что одна из ее родных сестер живет «в городе Николаеве в Крыму», а вторая родная сестра замужем, но «его имя, отчество и фамилия ей неизвестны». Отец стал «служащим у Мюр-Мерилиза», а мать – домохозяйкой. И только чей-то неподписанный донос на клочке бумаги, подшитый к следствию, выдал ее: «По нашим сведениям, Лепешкина дочь фабриканта. 28/V– 31». Даже год своего рождения она назвала неверно, чтобы не дать никакой информации о родственниках– 1885 вместо 1875 761 . Несмотря на разные «свидетельства очевидцев», обе они сумели сохранить душевный мир и верность Христу до конца. Матушка Афанасия свои показания следователю заключила следующими словами: «Во время пребывания моего в монастыре я крепко была предана Богу и так же предана в настоящее время и готова за Бога и Христа жизнь положить. Больше показать ничего не могу».

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Пельцих (1885—1971г.). В лагере была создана сельскохозяйственная опытная станция (СХОС), которая была крупным научно-исследовательским учреждением, накопившим исключительно ценный опыт работы в деле освоения пустынных степей Центрального Казахстана. Руководителями отделов станций были заключенные-ученые: С.А. Вертелецкий, Д.С. Левнев, С.А. Архангальский (впоследствии академик ВАСХНИЛ), А.А. Корнилов (ученик Н.И. Вавилова), А.А. Зайцева (будущий лауреат Ленинской премии), И.К. Фортунатов, С.П. Сорокин, Д.И. Новогрудский, Н.Я. Постоялков, С.Т. Бубенцов и многие другие. В результате проделанной работы уже в 1941 году было выведено и продано в госсортиспытание 43 новых сорта, из которых 33 сорта — по зерновым и 10 сортов — по травам. Таким образом, сельскохозяйственная опытная станция обеспечила получение рекордных урожаев. В лагерь в качестве заключенных привозили лучших специалистов,  ученых. Почти вся Тимирязевская академия прошла через стены Карлага. В 1948 году руководство Карлага отправило в ГУЛАГ списки на 785 заключенных-специалистов и ученых, необходимых для хозяйства лагеря, с ходатайством об оставлении их  в  Карлаге. Крупные научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы проводились и в области промышленного производства. В Карлаге было проектно-конструкторское бюро, подведомственное отделу капитального строительства управления лагеря. В нем работали крупные специалисты-инженеры заключенные: В.А. Бресневич, В. И. Лиод, К.И. Страхович, В.Л. Пржецлавский, И.В. Климов, А.Л. Чижевский, А.Г. Глебов и другие. Руководителем был профессор Ф.Н. Леон-Леонов. После освобождения из лагеря они все остались в Караганде и работали в институте «Карагандашахтостройпроект». Каждый из них имел удостоверение ссыльного с предупреждением о необходимости ежемесячно являться на отметку в комендатуру. Одновременно с них была взята подписка, в которой содержалось предупреждение, что нарушение границ предписанного им района проживания (Ленинский район г. Караганды) будет караться без суда и следствия каторжными работами сроком на 25 лет. В институте, где они работали, почти каждый день их навещали солдаты с автоматами, а по вечерам наведывались в их квартиры.

http://pravoslavie.ru/2264.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010