Овдовев, отец Василий 8 октября 1876 года принял монашество с именем Виталий и 22 октября был возведен в сан архимандрита. В 1879 году архимандрит Виталий был возведен в сан епископа и определен епископом Острожским, викарием Волынской епархии, а в 1882 году переведен на Могилевскую кафедру. За два с небольшим года святитель благоустроил Духовную семинарию, открыл двести восемьдесят шесть церковно-приходских школ, восстановил деятельность Богоявленского Братства. Под руководством епископа Виталия стали издаваться «Могилевские епархиальные ведомости». «Он был прекрасно образованный законоучитель, неутомимый труженик богословской науки, знаток Священного Писания, проповедник и бдительный страж религиозно-нравственных основ общественной жизни... Он явился ревностным поборником и распространителем религиозного просвещения в духе Православной Церкви особенно в такое время, когда ложное просвещение и несдерживаемый либерализм подрывали основы веры и благочестия». – писал биограф. По мнению митрополита Антония (Мельникова), «в трудах отца Виталия виден опытный катехизатор, глубоко понимающий Священное Писание и умело раскрывающий его перед паствой, особенно те места евангельского учения, которые требуют практического исполнения». Епископ Виталий скоропостижно скончался 14 мая 1885 года и был погребен в Спасской церкви архиерейского дома в Могилеве. Печатные труды 354 . Божественная литургия с применением к ее священнодействиям и молитвословиям всех Евангельских воспоминаний. – Житомир: Тип. Соколова, 1882. -VI, 276 с. 355 . Всенощное бдение: Дух и значение богослужения. – СПб.: Кн. маг. Луковникова, 1901. – 44 с. 356 . Всенощное бдение: (Из собеседований законоучителя с детьми): Говорено в церкви Николаевского сиротского института. – СПб., Ценз. 1859. – 16 с. То же. – СПб., 1861. – 39 с. – Из: Странник. – 1861. 357 . Две речи и три слова, сказанные преосвященным Виталием, епископом Острожским. – Почаев: Тип. Почаевской Успенской Лавры, 1882. – 32 с. 358 . Две речи по случаю выпуска воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц. – СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», Ценз. 1867. – 5 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старшие рус. списки содержатся в домакариевских Минеях-Четьих XV в., напр. в РГБ. Волок. 591 (Л. 33-41, 80-е гг. XV в.) и др. (см.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 499). Критическое издание Жития Д. А. по южнослав. спискам, сопровождающееся исследованием, подготовлено К. Ивановой и В. Пилевой (см.: Иванова. 2002. С. 353-354. Примеч.). Житие Д. А., написанное Симеоном Метафрастом, было переведено на слав. язык между 1518 и 1525 гг. в Москве прп. Максимом Греком (о списках см.: Иванов. 1969, где ошибочно указано, что текст не изд.), включено в состав ВМЧ и в т. н. агиографический свод кн. A. M. Курбского - сборник переводных житий (ГИМ. Син. 219, ок. 1579 г.- Калугин. 1998. С. 49, 52). Перевод Максима Грека наряду с лат. изданием Л. Сурия (по изд.: De Probatis Sanctorum Historiis. Colonia, 16184) положен в основу редакции «Книги житий святых» св. Димитрия, митр. Ростовского (К., 1689). Все существовавшие к XVI в. тексты о Д. А. были собраны в ВМЧ митр. Макария. Здесь находятся слав. переводы Житий Митродора (без имени переводчика), Симеона Метафраста, а также сказания из стишного и нестишного Прологов (ВМЧ. Окт. Дни 1-3. Стб. 238-263, 787-790). В украинско-белорусских списках XVII в. известно Житие Д. А. в переводе на «просту мову» (нач.: «Сей святый Дионисий з места славнаго Афина») - см. Минеи-Четьи. Вильнюс. БАН Литвы. ф. 19. 81, XVII в.; 82, 1669 г. ( Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публичной б-ки, церковнославянских и русских. Вильна, 1882. С. 124, 133). Лит.: Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека. Л., 1969. С. 54-55, 12; Hannick. Maximos Holobolos. S. 112, N 44; Калугин В. В. Андрей Курбский и Иван Грозный: Теоретич. взгляды и лит. техника древнерус. писателя. М., 1998 (по указ.); Иванова К. «Западни светци» в състава на староизводните Чети-минеи: (Предварителни бележки)//Средневековна християнска Европа: Изток и Запад: Цености, традиции, общуване. София, 2002. С. 353-354. А. А. Турилов Иконография Д. А. в соответствии с чином епископа представлен в архиерейском облачении: фелони (иногда в полиставрии), с омофором, в руках держит Евангелие.

http://pravenc.ru/text/178443.html

297-298 298-299 ИРАКЛИЯ ПОНТИЙСКАЯ [Гераклея; Понтираклия], античный греч., визант. и совр. тур. город в Сев. Анатолии, на юго-зап. побережье Чёрного м., митрополия К-польской Православной Церкви 299-300 ИРАКЛИЯ ФРАКИЙСКАЯ [Гераклея; тур. Мармара-Эреглиси], город на сев. берегу Мраморного м. (Пропонтиды), центр митрополии К-польской Православной Церкви 300-304 304-305 ИРАН [Исламская Республика Иран; Джомхурийе Эсламийе Иран; до 1935 г. Персия], государство в Юго-Зап. Азии 305-354 354-355 355-356 ИРГИЗСКИЕ МОНАСТЫРИ исторический центр старообрядцев-поповцев (см. в ст. Беглопоповцы), возникший в 60-70-х гг. XVIII в. на землях саратовского Заволжья 356-364 364-367 367-370 ИРИНА (нач. 50-х гг. VIII в. - 803), св. (пам. визант. 7 и 9 авг.), визант. имп. (780-790, 792-802), восстановительница иконопочитания 370-373 373-374 ИРИНА (сер. IX - сер. X в.), прп. (пам. греч. 28 июля), игум. Хрисовалантского монастыря (К-поль) 374-376 376-383 ИРИНА Федоровна Фролова (1899-1931), прмц. (пам. 17 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушница ИРИНА (Хвостова Ирина Михайловна; 1882- 1938), мон. , прмц. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИРИНА мц. (пам. греч. во вторник Светлой седмицы) - см. в ст. Рафаил, Николай, преподобномученики, и Ирина, мц. 383-384 ИРИНА мц. Фессалоникийская (пам. 16 апр.; пам. визант. 3 апр.) - см. Агапия, Хиония и Ирина, мученицы Солунские (Иллирийские) ИРИНА Лаврентьевна Гуменюк (1885-1942), мц. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИРИНА Алексеевна Смирнова (1891-1938), мц. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИРИНА (Кожина; † ок. 1419-1420), прав. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), Кашинская 384-385 385-386 ИРИНА [Ингигерд] († 1051), 2-я (после св. кнг. Анны) супруга новгородского (позднее киевского) кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого

http://pravenc.ru/vol/xxvi.html

Сольский Дмитрий Мартынович (03.09.1833–29.11.1910) – граф. Окончил Императорский Александровский лицей с золотой медалью. 01.01.1852 определен на службу в Канцелярию Его Императорского Величества, с 25.01.1872 ее главноуправляющий, член Гос. Совета. – 36 Спасский Алексей Михайлович (1849–?) – митрофорный протоиерей. Депутат III Гос. Думы от Воронежской губ., окт. Окончил в 1874 г. Киевскую духовную академию и был назначен преподавателем Тамбовской духовной семинарии. В 1882–1900 гг. – преподаватель, инспектор и ректор Воронежской духовной семинарии, протоиерей кафедрального собора г. Воронежа. 13 лет состоял редактором «Воронежских епархиальных ведомостей», где помещал и свои печатные труды. – 320, 322, 330, 354 Спасский Владимир Александрович (1869 – после 1919) – священник. Депутат IV Гос. Думы от Курской губ., прав. Окончил духовную семинарию. – 345, 354 Сперанский Михаил Михайлович (01.01.1772–11.02.1839) – граф (с 1839), русский государственный деятель, реформатор. Родился в семье сельского священника. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, в которой состоял с 1792 по 1795 г. профессором математики, физики и красноречия, в 1795–1797 гг. ее инспектор. В 1797 г. перешел на службу в Сенат. С 1808 г. ближайший сподвижник императора Александра I, автор плана либеральных преобразований, инициатор создания Гос. Совета (1810). После того как открылась связь Сперанского с масонами, он в 1812 г. был уволен от всех должностей и арестован, в 1812–1816 гг. находился в ссылке. В 1819–1821 гг. – генерал-губернатор Сибири. С 1826 г. фактический глава 2-го отделения, руководил кодификацией Основных Законов Российской империи. – 154 Спирин Иван Лаврентьевич (1873–?) – крестьянин, старообрядец белокриницкой иерархии. Депутат III Гос. Думы от Московской губ., окт. Получил домашнее образование под руководством старообрядческого епископа. Занимался кустарным производством и торговлей. Член союза старообрядческих начетчиков, член Егорьевского старообрядческого братства. Имел библиотеку духовно-религиозных полемических книг. – 322, 327, 344

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Ф. Ковалевским. При этом архимандрит Иаков изъяснял: «Кирилло-Белоезерская обитель будет очень утешена духовно, если Господь поможет ввести у мощей преподобного Кирилла акафистное чтение по примеру других именитых обителей наших. Печатные книжицы акафиста могли бы мы раздавать бесплатно в благословение приходящих богомольцев для душеполезного чтения: народ православный их так любит». Рассматривавший рукопись архимандрит Тихон 23 марта 1882 года доносил комитету, что акафист св. Кириллу Белоезерскому «содержит в себе прославления в последовательном порядке жизни и подвигов преподобного и написан языком ясным и сообразным с предметом; имеет также и назидательность и способен возбуждать молитвенное усердие в читателе или слушателе». Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет нашел, что акафист этот может быть одобрен к печати и должен быть представлен на благоусмотрение и разрешение Святейшего Синода. 13 апреля 1882 года за 335 комитетом было послано в Святейший Синод донесение с одобрительным отзывом об акафисте. Синод поручил рассмотреть акафист и дать о нем отзыв высокопреосвященному митрополиту Санкт-Петербургскому, который уведомил Святейший Синод, что препятствий к напечатанию сего акафиста нет. Синод определением 7 мая/4 июня 1882 года за 885 разрешил напечатание акафиста, о чем и послан был Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету указ 7 июня 1882 года за 1853 222 . 69 Акафист Пресвятой Богородице в честь явления чудотворной Ее иконы Толгской В 1879 году настоятель Толгского первоклассного монастыря Ярославской епархии представил в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет акафист Божией Матери в честь иконы Ее Толгской. Комитетом акафист был одобрен к напечатанию и представлен на благоусмотрение Синода, который определением 11/18 июля 1879 года разрешил акафист напечатать в самом ограниченном количестве экземпляров, о чем был послан Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету указ от 18 июля 1879 года за 2555. Акафист был напечатан в количестве 500 экземпляров.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

8.5. [Сокращенная афонская редакция] К IV Афонской редакции восходит Сокращенная афонская редакция, содержащая значительно сокращенный и переработанный текст рассказов странника, которая была напечатана в 1882 г. в Москве (М-1882). Сокращенная редакция сохраняет характерные особенности IV Афонской редакции, что указывает на ее афонское происхождение: IV Афонская редакция (Пант-127) Сокращенная редакция (М-1882) Выслушавши все это, я от радости готов был упасть к ему в ноги (Л. 21). Выслушав это, я от радости готов был броситься в ноги ему (С. 12). Текст Сокращенной редакции неоднократно переиздавался в кон. XIX – нач. XX вв.: в 1883 и 1884 гг. (Киев), в 1885 г. (Вятка), в 1889 г. (Москва), в 1891 г. (Киев), в 1894 г. (Москва), в 1894 г. (Киев), в 1896 г. (Москва), в 1898 г. (Киев), в 1900 г. (Москва), в 1911 г. (Киев) и в 1913 г. (Москва). 8.6. Если Сокращенная редакция впервые была напечатана в 1882 г., то, соответственно, лежащая в ее основе IV Афонская редакция рассказов странника и предшествующие I–III Афонские редакции были созданы ранее. Последовательное появление афонских редакций указывает на подготовку четырех рассказов странника к изданию, которое не было осуществлено, вероятно, из-за появления К-1881. В свою очередь, наличие фрагмента рукописи, содержащей текст III Афонской редакции с редакторской правкой (Пант-095. Л. 1–6 об.), в сборнике различных материалов, связанных с деятельностью архимандрита Макария (Сушкина), свидетельствует о его участии в подготовке текста к изданию. 9. Афонская редакция Михаила (Козлова) 9.1. Особое место среди рукописных редакций рассказов странника, происходящих из афонского Пантелеимонова монастыря, занимает опубликованный в 2014 г. текст, находящийся в Мух-293 и восходящий к рукописной копии, которая была выполнена в Пантелеимоновом монастыре на Афоне в июне 1870 г. с оригинала, принадлежавшего Михаилу (Козлову). Характерным отличием этой редакции является измененное название по отношению к первоначальному: Сводная редакция

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/is...

Архиепископы Казанские и Свияжские: Иларион Рогалевский 1732–1735. Гавриил Русской 1735–1738. Епископы: Лука Конашевич 1738–1755. Гавриил Кременецкий 1755–1762. Архиепископы: Вениамин Пуцек-Григорович 1762–1782. Митр. с 1775. Антоний Герасимов-Зыбелин 1782–1785. Амвросий Подобедов 1785–1799. Архиепископы Казанские и Симбирские (до 1832 г.): Серапион Александровский 1799–1803. Павел Зернов 1803–1815. Амвросий Протасов 1816–1826. Иона Павинский 1826–1828. Казанские и Свияжские (с 1832 г.): Филарет Амфитеатров 1828–1836. Владимир Ужинский 1836–1848. Григорий Постников 1848–1856. Митр. с 1856. Афанасий Соколов 1856–1866. Антоний Амфитеатров 1866–1879. Еп. до 1867. Сергий Ляпидевский 1880–1882. Палладий Раев 1882–1887. Павел Лебедев 1887–1892. Владимир Петров 1892–1897. Арсений Брянцев 1897–1903. Димитрий Ковальницкий 1903–1905. Димитрий Самбикин 1905–1908. Никанор Каменский 1908–1910. Иаков Пятницкий 1910. Чистопольское викариатство, учр. в 1899 г. Епископы (в Казани): Антоний Храповицкий 1899–1900. Алексий Молчанов 1900–1905. Феодосий Олтаржевский 1905. Алексий Дородницын 1905. Чебоксарское викариат., учр. в 1853 г. Епископы (в Казани): Никодим Казанцев 1854–1861. Гурий Карпов 1866–1867. Викторин Любимов 1868–1874. Иоанн Жданов 1875–1878. Павел Вильчанский 1878–1882. Кирилл Орлов 1882–1888. Сергий Соколов 1888–1891. Никанор Каменский 1891–1893. Анастасий Опоцкий 1893–1897. Антоний Храповицкий 1897–1899. Иоанн Алексеев 1899–1902. Иоанн Смирнов 1902–1904. Хрисанф Щетковский 1904–1905. Митрофан Симашкевич 1905–1907. Михаил Богданов 1907. Мамадышское викариат., учр. в 1907 г. Епископы (в Казани): Андрей кн. Ухтомский 1907–1911. Варсанофий Лебедев 1911. Калужская, учр. в 1799 г. Кафедра в Калуге Епископы Калужские и Воровские: Серапион Александровский 1799. Феофилакт Русанов 1799–1809. Архп. с 1803. Евлампий Введенский 1809–1813. Евгений Болховитинов 1813–1816. Антоний Соколов 1816–1819. Филарет Амфитеатров 1819–1825. Григорий Постников 1826–1828. Гавриил Городков 1828–1831.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Из описания 1857 г. следует, что на тот момент весь храм уже был обшит тесом. Он состоял из трех частей, отделявшихся друг от друга капитальными стенами: помещения для молящихся и алтаря в одном почти квадратном в плане срубе, просторной трапезной и небольших сеней. Две последние клети имели равную ширину, немного превосходящую ширину основного объема. Все три части завершались двускатной кровлей одинаковой высоты. Довольно точно определяются все основные размеры храма, поскольку они прописаны в документах. Причем, размеры плана здания, указанные до и после его ремонта в 1882 г., отличаются незначительно (всего на 1 аршин (0,7 м)) и, скорее всего, просто соответствуют внутренним и внешним размерам срубов. Следовательно, план постройки не изменился. В отношении высоты срубов такой определенности нет. В «Актах обследования собора» говорится: «от земли до крыши – около 2-х сажен (4,3 м)», а в метрике читаем: «вышина церкви 3 сажени 2 четверти (6,7 м)». Однако эта разница легко объяснима: до ремонта церковь не имела фундамента, ее «нижние венцы бревен изгнили, от чего здание сделало осадку». Очевидно, при подведении фундамента и замене сгнивших бревен вся постройка была поднята приблизительно на одну сажень. Сопоставление двух описаний Петропавловского собора – после первой перестройки 1761 г. и второй 1882 г. – показывает, что он в целом сохранил прежний облик, а изменения коснулись лишь деталей. Подклета он не имел и потому не нуждался в высоком крыльце. Небольшое же крылечко располагалось с запада. С 1882 г. оно имело вид одновсходной лестницы, крытой двускатной кровлей, опиравшейся на два столбика. Изображений интерьера памятника обнаружить не удалось, но те же описания XIX в. дают о нем немало сведений. В сени вела простая одностворчатая дверь, а помещения трапезной и собственно храма соединялись прорубленным в 1761 г. арочным проемом с деревянной решеткой. Изначально в храме была только одна печь, но, судя по трубам, видным на фотографиях, после ремонта 1882 г., их стало две: у западной стены трапезной и в северной части основного объема.

http://sobory.ru/article/?object=35835

На примере обустройства Успенского монастыря и его благотворительных учреждений наиболее наглядно проявилась специфика деятельности братств в Остзейском крае, начало которым положило открытое 8 января 1867 г. Петропавловское братство в Риге. Крупнейшим было Прибалтийское православное братство Христа Спасителя и Покрова Божьей Матери. Оно было образовано в 1882 г. по желанию императрицы Марии Феодоровны через слияние Гольдингенского Покровского православного братства и Прибалтийского православного братства Христа Спасителя (Спасского) «вследствие единства целей и задач». Покровское братство было основано 19 января 1869 г. и занималось в основном локальными проблемами в пределах Курляндской губернии. При этом братство активно привлекало жертвователей из Санкт-Петербурга, его попечительство находилось в доме министра внутренних дел. Устав Спасского братства, целью которого декларировалось «удовлетворение религиозно-нравственных потребностей прибалтийских единоверцев», был утвержден Синодом 15 января 1871 г. Общее собрание и выборы членов совета состоялись 2 апреля 1879 г. в Санкт-Петербурге. Первыми пунктами устава предусматривались забота «о постройке новых церквей в тех городах и селениях Прибалтийского края, где настоит в них крайняя надобность», и о «поддержании и возобновлении существующих церквей» [Устав, 4]. Оно занималось также благоустройством школ, приютов и лечебниц, оказанием медицинской помощи крестьянам. Устав объединенного братства по согласованию с императрицей — высочайшей покровительницей братства был утвержден 20 марта 1882 г. императором Александром III и 30 апреля (16 мая) Синодом. 22 сентября 1882 г. состоялось первое общее собрание [ Устав, 4; Лейсман, 23–24; РГИА. 157; LVVA. 5, 237–239. lp. ]. Председательницей братства избрали возглавлявшую с 1871 г. Спасское братство вдову адмирала Л. И. Рикорд (+1883), ее преемником с 22 сентября 1882 г. стал М. Н. Галкин-Враской . В 1871 г. братство насчитывало 603 члена, в 1888 г. — 1237 членов [ Лейсман, 39–42 ].

http://bogoslov.ru/article/6191776

В 1879–1886 годах иеромонах Владимир славно потрудился на благо Японской Православной Церкви: он преподавал в Токийской семинарии и на собственные деньги приобрел землю и возвел на ней церковь. “Владыка, будучи иеромонахом, приехал в Токио и помогал усопшему архиепископу Николаю, активно участвуя в делах Японской Православной Церкви Владыка любил Японскую Церковь: он купил прекрасный участок в Тоносава, где построил храм и дачу для семинаристов. Сейчас мы глубоко скорбим, сообщая о преставлении почитаемого Владыки”, — пишут его японские ученики в 1932 году, вспоминая своего наставника спустя почти полвека после возвращения отца Владимира в Россию 21 . По чертежам отца Владимира была построена и церковь в расположенном поблизости приходе Одавара. Мария Александровна Черкасова Несколькими месяцами раньше из Петербурга в Токио направилась Мария Александровна Черкасова. По дороге в Японию Мария Александровна специально посетила и Иерусалим: “…По­сле трехмесячного почти путешествия из Одессы в Йокогаму, так как я заезжала поклониться Гробу Господню в Иерусалиме, молитвами святых Отцев Церкви благополучно достигла берегов Японии…” 22 . Миссионерка находилась в Японии в 1879–1882 годах и стала первой руководительницей Женской школы, открытой на территории Русской Духовной миссии в Токио: “Здесь, усердно изучая чуждый ей дотоле язык, Мария Александровна была в течение трех лет полезной помощницей апостолу Японии архиепископу Николаю в его катехизаторских школах и главным образом в школах для христианок…” 23 . В январе 1882 года Мария Александровна решила вернуться из Японии на родину, в Петербург. «Я должен был заключить: “…Поезжайте в Россию”», — вспоминает епископ Николай (Касаткин) 11/23 января 1882 года. В 1882 году морской дорогой через Суэцкий канал миссионерка отправилась в Петербург. “Возвращаясь морем на родину, Мария Александровна Черкасова пожелала по пути посетить Святую Землю и помолиться у Живоносного Гроба Господня. Много наслышавшись в Иерусалиме о полезной, плодотворной и неусыпной для блага Православной Церкви и к славе нашего отечества деятельности приснопамятного начальника Русской Духовной миссии, о. архимандрита Антонина (Капустина), она быстро сблизилась с ним и с полною готовностью предложила ему свои услуги и свой педагогический опыт…”, — сообщается тридцать лет спустя в юбилейной статье о служении миссионерки 24 .

http://pravmir.ru/iz-yaponii-v-ierusalim...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010