26 декабря 1882, по случаю 100-летия со дня рождения «доблестнейшего иерарха отечественной церкви» епископ Олонецкий Павел (Доброхотов) совершил литургию и панихиду в Петрозаводском кафедральном соборе (Заупокойная обедня и панихида по митрополите Филарете.//ОГВ. 1882. 99. С. 1062). См.: Иоанн (Снычев), митрополит. Жизнь и деятельность Филарета, митрополита Московского. Тула. 1994. 4, 231, 354 Филимон . 415 Филимонов Козьма Филимонович; (1855 – 11 июня 1924). Сын дьячка. Родился в с. Ежезеро Вытегорского у. Окончил Олонецкую ДС (1879 по второму разряду). Был учителем Коштугского сельского земского училища Вытегорского у. (в 1879). В 1882–1903 служил в Олонецком губернском статистическом комитете, в 1903–1919 – в Олонецком управлении земледелия и государственных имуществ (мл. помощник делопроизводителя, с 15 марта 1905 – и. д. старшего помощника делопроизводителя). Был членом Губернского статистического комитета. В 1919–1921 – библиотекарь Ежезерской волостной библиотеки. В 1921 был инициатором создания краеведческого отделения при Центральной Карельской библиотеке в Петрозаводске. 7 ноября 1890 зачислен в штат канцелярии губернатора (3-й разряд по происхождению и 2-й по воспитанию) с откомандированием в Олонецкий губернский статистический комитет. См.: А. Х. Козьма Филимонович Филимонов (Скончался 11 июня 1924).//Краеведение. 1924. 4. С. 476. 60 Филипп (Колычев Федор Степанович); (1507 – 23 декабря 1569), св. Митрополит Московский июль 1566 – ноябрь 1568. 231 Фиников Петр Михайлович; (? – не ранее 1923). Окончил Рязанскую ДС и С.-Петербургскую ДА (1895), к. б. С 1 ноября 1896 – преподаватель логики, психологии и соединенных с ними предметов Рязанской ДС. Впоследствии священник и законоучитель Царскосельского женского училища духовного ведомства. С 7 января 1904 – священник, 6 мая 1914 – протоиерей Крестовоздвиженской церкви на Большой Посадской ул. в С.-Петербурге. 57, 72 Фирсов Иван Андреевич ; (ок. 1895 – ?) – слушатель Высших Богословских курсов. 358 Флитнер Наталья Давидовна; (14 сентября 1879 – 16 июля 1957) – историк востока, искусствовед. Окончила Николаевский Сиротский институт, училась в Санкт-Петербургском университете (1905–1909), Берлине (1909, 1912–1914), преподавала в институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (1919–1956), Ленинградском университете (с 1921). В 1922–1924 – заведующая музеем сравнительной истории религий экскурсионной секции Политпросвета. В 1919–1950 работала в Эрмитаже. Доктор исторических наук, профессор (1940).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Погребен Алексей Афанасьевич Дмитриевский был на братском кладбище Александро-Невской Лавры. Б. Сове 29.03.2006 2 Например, первая его печатная работа – «О состоянии сектантства в Астраханском крае в царствование Александра Благословенного по документам архива Консистории». «Астраханские епархиальные ведомости», 1878, N 22. 5 Н. Ф. Одинцов, кандидат богословия СПб. дух. акад. XXXIV курса (вып. 1877), духовный писатель, был окружным инспектором Виленского судебного округа. Ему принадлежит сочинение «Униатское богослужение в XVII и XVIII вв. по рукописям Виленской публичной библиотеки», Вильна, 1886, 137 стр., которое не мог видеть, автор данной работы. 6 Сначала появилось в виде статей в «Душеполезном чтении», 1877, I-II; 1878, I, а «Последование таинств в Церкви Русской в XVI столетии по рукописям Новгородско-Софийской и Синодальной библиотек» в «Страннике», 1880, N 3, с. 354–371; N 4, с. 551–573; NN 9–10, с. 34–67. 7 «Православный собеседник» (далее-ПС), 1882, I, с. 138–196, 252–296; П» с. 346–373; III, с. 149–167, 372–394; 1883, II, с. 345–374; III, с 198–230, 470–485 22 Извлечение из журналов Совета Киев. дух. акад. (далее – Извлечение…) за 1883–1884 гг., с. 87, 174–176, 216–217. (В Curriculum viitae А. Дмитриевского указан день избрания 13 марта 1884 г. (ГПб., фонд 253, карт. 1-й).– Н, У. 23 Георгий Онисимович Булашев, магистр богословия КДА, вып. 1883, учитель Киево-Подольского дух. учил, (потом Киев. дух. сем.), автор полезного дополнения по киевским рукописям к труду архиеп. Владимирского Сергия «Полный Месяцеслов Востока» – «Месяцесловы святых при рукописных богослужебных книгах церковно-археологического музея». ТКДА, 1882, VI, прил. 1–32; VII, о. 32–92; IX, с. 216–217. О Булашеве – ПБЭ, II, с. 1182–1183. Архиеп. Сергий. «Полный Месяцеслов Востока», 12, с. XVIII-XIX. 28 Греческие нежинские храмы и их капитальный вклад в церковно-археологический музей при Киевской дух. акад. «Православное обозрение», 1885, N 12, с. 370– 400. Описание рукописей и книг, поступивших в церчовно-археологический музей при Киевской дух. акад. из греческой нежинской Михаило-Архангельской церкви. ТКДА, 1885, прил. к III, IV, V, VI, VII-XII. 11стр. На VIII Археологическом съезде в Москве в 1890 г. Дмитриевский читает доклады «Греческое Нежинское братство и его устав» и «Архив греческого Нежинского братства» (Труды VIII Археологического съезда в Москве в 1890 году, т. Ill, M., 1897, с. 114. Занятия VIII Археологического съезда, М» 1890, с. 171, 178–179).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

158 ПСЗ. 5. 2991, 3232, 3662, 3349, 3653. 159 ПСЗ. 5. 1713, 2863; 6. 3637, 3697, 3001, 3062; 5. 2920; 6. 3637, 3121, 3410, 3400. 160 Горчаков. Монастырский приказ. С. 102, 123, 128. 161 Там же. С. 136, 131 и след.; ПСЗ. 4. 1834. 162 ПСЗ. 4. 1886; Горчаков. Ук. соч. С. 140; Завьялов. С. 55—63. 163 Горчаков. Ук. соч. С. 242 и след., 163—168, 70—74. 164 Горчаков. Ук. соч. С. 123 и след.; см. различные указы Сената: ПСЗ. 4. 2321, 2349, 2380, 2454, 2571, 2394, 2482, 2415, 2597, 2462, 2514, 2376; 5. 3038, 2953, 3409; 6. 3659, 3502. 165 ПСЗ. 5. 2385; Пекарский. 2. С. 443; Верховской. 1. С. 91, 112. Позднее, в 1731 г., Феофан Прокопович написал специальное сочинение «Рассуждение о присяге, или клятве: подобает ли христианам присягать или клятися Всемогущим Богом?» (напечатано в 1734 г.). См.: Морозов. С. 358 и след. 166 Верховской. 1. С. 522, 524 и след. 167 Устрялов. 6. С. 29 и след., 506, 508, 512 (этот том целиком посвящен делу царевича Алексея); Соловьев. 4 (Общ. польза). С. 270; Морозов. С. 92; Чтения. 1861. 3. С. 1—374; ПСЗ. 5. 3151 (манифест от 3 февраля 1718 г. об отказе Алексея от престолонаследия). Французский посланник Ла Ви также сообщал в Париж о спорах между Петром и Алексеем: Сборник. 34. С. 304 и след., 413 и след., 350, 354, 321 (тут он доносил, что Петр хочет якобы объявить Алексея патриархом!). По Устрялову (6. С. 512), Алексей симпатизировал местоблюстителю Стефану и подал ему через доверенное лицо совет примириться с царем. 168 О процессе против Тверетинова см.: Записка о деле Тверетинова, в: ПДП. 38 (1882); «тетради» Тверетинова: Прав. соб. 1863. 8 (отрывок); протоколы заседания Сената: ОДДС. 1 (отрывок); см.: Пекарский. 1. С. 481—492; Чистович. С. 64 и след.; Тихонравов, в: Сочинения. 2. С. 156—303; Соловьев. 16. С. 336 и след. (или 4 (Общ. польза). С. 256); Покровский Н. Борьба с протестантскими идеями в петровское время, в: Русс. в. 1872. 9; Терновский. Московские вольнодумцы; он же. Московские еретики в царствование Петра I, в: Прав. соб. 1862. 4—6; он же. «Рожнец духовный» и «Камень веры»: Два полемических сочинения против еретиков, в: Прав. соб. 1863. 12; Д. Извеков. Проповедническая и противопротестантская литература XVIII века, в: Прав. об. 1871. 8; Чистович. Неизданные произведения Стефана Яворского, в: Христ. чт. 1867. 1; Морев. «Камень веры» (1904); он же. Митрополит Стефан Яворский в борьбе с протестантскими идеями. СПб., 1905.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3191...

ПСЗ. 5. 2991, 3232, 3662, 3349, 3653. 159 ПСЗ. 5. 1713, 2863; 6. 3637, 3697, 3001, 3062; 5. 2920; 6. 3637, 3121, 3410, 3400. 160 Горчаков. Монастырский приказ. С. 102, 123, 128. 161 Там же. С. 136, 131 и след.; ПСЗ. 4. 1834. 162 ПСЗ. 4. 1886; Горчаков. Ук. соч. С. 140; Завьялов. С. 55–63. 163 Горчаков. Ук. соч. С. 242 и след., 163–168, 70–74. 164 Горчаков. Ук. соч. С. 123 и след.; см. различные указы Сената: ПСЗ. 4. 2321, 2349, 2380, 2454, 2571, 2394, 2482, 2415, 2597, 2462, 2514, 2376; 5. 3038, 2953, 3409; 6. 3659, 3502. 165 ПСЗ. 5. 2385; Пекарский. 2. С. 443; Верховской. 1. С. 91, 112. Позднее, в 1731 г., Феофан Прокопович написал специальное сочинение «Рассуждение о присяге, или клятве: подобает ли христианам присягать или клятися Всемогущим Богом?» (напечатано в 1734 г.). См.: Морозов. С. 358 и след. 166 Верховской. 1. С. 522, 524 и след. 167 Устрялов. 6. С. 29 и след., 506, 508, 512 (этот том целиком посвящен делу царевича Алексея); Соловьев. 4 (Общ. польза). С. 270; Морозов. С. 92; Чтения. 1861. 3. С. 1–374; ПСЗ. 5. 3151 (манифест от 3 февраля 1718 г. об отказе Алексея от престолонаследия). Французский посланник Ла Ви также сообщал в Париж о спорах между Петром и Алексеем: Сборник. 34. С. 304 и след., 413 и след., 350, 354, 321 (тут он доносил, что Петр хочет якобы объявить Алексея патриархом!). По Устрялову (6. С. 512), Алексей симпатизировал местоблюстителю Стефану и подал ему через доверенное лицо совет примириться с царем. 168 О процессе против Тверетинова см.: Записка о деле Тверетинова, в: ПДП. 38 (1882); «тетради» Тверетинова: Прав. соб. 1863. 8 (отрывок); протоколы заседания Сената: ОДДС. 1 (отрывок); см.: Пекарский. 1. С. 481–492; Чистович. С. 64 и след.; Тихонравов, в: Сочинения. 2. С. 156–303; Соловьев. 16. С. 336 и след. (или 4 (Общ. польза). С. 256); Покровский Н. Борьба с протестантскими идеями в петровское время, в: Русс. в. 1872. 9; Терновский. Московские вольнодумцы; он же. Московские еретики в царствование Петра I, в: Прав. соб. 1862. 4–6; он же. «Рожнец духовный» и «Камень веры»: Два полемических сочинения против еретиков, в: Прав. соб. 1863. 12; Д. Извеков. Проповедническая и противопротестантская литература XVIII века, в: Прав. об. 1871. 8; Чистович. Неизданные произведения Стефана Яворского, в: Христ. чт. 1867. 1; Морев. «Камень веры» (1904); он же. Митрополит Стефан Яворский в борьбе с протестантскими идеями. СПб., 1905. 169

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

19 декабря. Резолюция на докладе архимандрита и казначея с просьбой вызолотить и исправить железные кресты на церквах и колокольнях: «Звезд на главах прежде не было. Наложение их умножит число скважин на кровле глав и при недосмотре может быть случаем течи. Посему сию статью отменить и тем сберечь 2.000 руб. ассигн., которые могут быть употреблены с большею пользою» (Резолюции. Т. 4. С. 162. 9375). Мнение о предполагаемом A. X. Востоковым издании Остромирова Евангелия: «Хотя приготовленное издание Остромирова Евангелия приспособлено не к богословию, а к языкознанию, но и в сем есть своя нужда и польза, по моему мнению, не надобно сему препятствовать» (Мнения. Т. III. С. 33). Письмо матери: «Простите меня, что по некоторым ходатайствам Вашим не мог я исполнить. Частию и приходили поздно; частию не властен я был по стечению обстоятельств» (Письма. 1882. С. 354. 410). 20 декабря. Резолюция на прошении дьячка о разрешении поступить в монастырь, а на его место определить сына: «Прошение сие оставить без действия, во-первых, потому, что оно о разных материях, относящихся до разных ведомств, как то: о передаче места сыну и о принятии другого сына на казенное содержание; во-вторых, потому, что семинарское начальство не обязано принимать сына его на казенное содержание потому только, что он хочет бросить попечение о детях, которых родил, и идти в монастырь» (Резолюции. Т. 4. С. 163. 9377). Резолюция на докладе учрежденного при Лавре собора об увольнении лаврского иеромонаха на три месяца для поклонения святым мощам: «Высшее начальство с неудовольствием замечает, что монашествующие, часто не утвержденные в поведении, много ходят с места на место без нужды, к умножению искушений и к нареканию на звание. Проситель добровольные обеты должен был исполнить прежде, нежели произнес обет совершенного послушания, а дав сей обет, не должен без благословения принимать произвольных намерений, которые, хотя и кажутся добрыми, не будут совершенны, когда не покорены главному пред церковию данному обету послушания» (Резолюции. Т. 4. С. 171. 9392).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

С. 296-384; 8. С. 385-497; Ч. 3. 10. С. 184-242; 11. С. 282-351; 12. С. 405-458 (переизд.: Каз., 1873. М., 2003); Речь при отпевании покойного проф. И. П. Гвоздева//ПС. 1873. Ч. 3. С. 290-295; Сто лет тому назад: [Биогр. очерк о митр. Вениамине (Пуцек-Григоровиче)]//Там же. 1874. Ч. 2. С. 89-125; Чтения из истории Рус. Церкви за время царствования Екатерины II//Там же. 1875. Ч. 1. С. 3-22, 99-143, 228-254, 392-418; Ч. 2. С. 3-44, 327-347; Ч. 3. С. 87-109, 354-411; Основные начала духовно-училищной реформы в царствование имп. Александра I: Речь в торжеств. собрании Казанской академии по случаю празднования столетней годовщины рождения имп. Александра I, 12 дек. 1877 г.//Там же. 1878. Ч. 1. 1. С. 3-42 (отд. отт.: Каз., 1872); Сильвестр, митр. Казанский (1725-1732)//ПО. 1878. Т. 1. 4. С. 573-595; Т. 2. 5/6. С. 69-239; Духовные школы в России до реформы 1808 г.//ПС. Прил. 1878. Ч. 3. С. 1-64; 1879. Ч. 1. С. 65-176; Ч. 2. С. 177-256; Ч. 3. С. 257-336; 1880. Ч. 1. С. 337-480; Ч. 2. С. 481-576; Ч. 3. С. 577-608; 1881. Ч. 1. С. 609-642; Ч. 2. С. 673-806 (переизд.: Каз., 1881. СПб., 2001); Сергей Шелонин, один из малоизвестных писателей XVII в.//ПО. 1882. Т. 1. 2. С. 282-314; 4. С. 666-686; Произведения Соловецкой письменности, относящиеся к личности св. Филиппа митрополита//Там же. 1883. Т. 1. 4. С. 768-785; Святые в рус. нар. жизни: Нар. верования, относящиеся к пчеловодству//Странник. 1883. 7. С. 422-447; Шестоднев Афанасия, архиеп. Холмогорского//Там же. 12. С. 565-574; Нечто о записках архиеп. Василия Полоцкого по поводу выхода в свет записок митр. Литовского Иосифа Семашки//ПС. 1884. Ч. 2. С. 310-329; Речь 6 апр. 1885 г. [в день праздненственного восп. 100-летия со дня блаженной кончины св. равноап. Мефодия, архиеп. Моравского]//Там же. 1885. Ч. 1. С. 357-404; Чтения из истории Рус. Церкви за время царствования имп. Александра I//Там же. С. 3-38, 263-299; Ч. 2. С. 173-211, 357-376, 443-460; Ч. 3. С. 70-98, 236-282, 405-432 (переизд.: Каз., 1885); Прот. М. М. Зефиров: (Некр.)//Там же.

http://pravenc.ru/text/199943.html

57 Троицкий И. Е. «Сказание вкратце о городах от Антиохии до Иерусалима и пр.» Иоанна Фоки (XII в.) // ППС. 1889. Т. 8, вып. 2. 58        В фонде И. С. Бердникова , хранящемся в архиве Казанского университета (Ф. 10 (Казанская Духовная академия). Оп. 5. Д. 1104) находится 4 письма И. Е. Троицкого (от 20 декабря 1889 г. (л. 198–199), 2 декабря 1889 г. (л. 200–201), 24 октября 1891 г. (л. 202–203), 12 декабря 1891 г. (л. 204–205)). В последнем письме содержится ответ Троицкого на вопрос о восприемниках в Гре­ческой церкви, со слов архим. Неофита Пагидаса, настоятеля Греческой церкви в Петербурге (справ­ка Т. А. Богдановой). 59        Полемика между двумя канонистами, проводившаяся в весьма резких словах, нашла свое вы­ражение в ряде их статей по поводу книги А. С. Павлова «50-я глава Кормчей книги как исторический и практический источник русского брачного права» (М., 1887): Бердников И. С. Несколько слов по поводу рецензии на исследование А. С. Павлова о 50-й главе Кормчей книги. М., 1887 (2-е изд.: Ка­зань, 1891); Павлов А. С. По поводу некоторых недоумений в науке православного церковного права//ЧОЛДП. 1891. T. 1. С. 640–667; Бердников И. С. О восприемничестве при крещении и о духовном родстве, как препятствии к браку//Православный собеседник. 1892. Ч. 1. С. 252–254; Павлов А. С. Продолжающиеся недоумения по вопросу о восприемничестве//ЧОЛДП. 1893. T. 1. С. 354–408, 483–519; Бердников И. С. 1) Ответ проф. Павлову на его «Продолжающиеся недоумения по вопросу о восприемничестве»//Православный собеседник. 1893. Ч. 1. С. 3–72 (в этой статье Бердников использует сведения, сообщенные ему Троицким); 2) По поводу второго издания проф. Павловым Номоканона при Требнике. М., 1897 (Учен. зап. Казанского университета. 1899. Т. 4. С. 1–72). 61 Павлов А. С. Историко-юридическое значение 50-й главы Кормчей//ХЧ. 1882. Ч. 1. С. 367– 404; 1883. Ч. 1. С. 358–406; 1884. Ч. 1. С. 370–419. Памятники византийского брачного права изданы Павловым в 1898 г.: Павлов А. С. Сборник неизданных памятников византийского церковного права. СПб., 1898.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Булгаков Сергий, прот. О внешнем, непогрешительном авторитете в Церкви//Булгаков Сергий, прот. Православие. Очерки учения Православной Церкви. С.67. Мейендорф Иоанн, протопр. Один епископ в одном граде//Мейендорф Иоанн, протопресвитер. Церковь в истории. С.292, 293. Антоний Сурожский, митр. Цель исповеди и сущность греха//Антоний Сурожский, митрополит. Пастырство. М., 2020. С.348. Суворов Н.С. Объем дисциплинарного суда и юрисдикции Церкви в период Вселенских Соборов. Ярославль, 1884. С. 103-105, 108-110. Эллиот Д. Испанская империя. Мировое господство династии Габсбургов. 1500-1700. М., 2023. С.98. Карташев А.В. Очерки по истории Русской православной церкви. В 2 т. Т.2. СПб., 2004 С.325, 326. Брент А. Игнатий Антиохийский. Епископ-мученик и происхождение епископата. М., 2012. С. 35-37, 94, 136, 137. Афанасьев Николай, протопр. Церковные соборы и их происхождение. Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2003. С.58-63. Тертуллиан К.С.Ф. О прескрипции (против) еретиков, 32//Тертуллиан К.С.Ф. Избранные сочинения. С.121. Евсевий Памфил. Жизнь блаженного василевса Константина. Книга I, глава 44; Книга IV, глава 24. М., 1998. С. 52, 152. Суворов Н.С. Девять глав о свободной Церкви доктора Фридриха Маасена//Временник Демидовского юридического лицея. Книга 29. Ярославль, 1882. C.XXIV. Соколов И.И. О византинизме в церковно-историческом отношении//Соколов И.И. Сочинения. СПб., 2003. С. 89. Мейендорф Иоанн, протопр. Рим, Константинополь, Москва. Исторические и богословские исследования. М., 2005. С.125. Ломизе Е.М. Константинопольская патриархия и церковная политика императоров с конца XIV в. до Ферраро-Флорентийского собора (1438-1439)//Византийский временник. 1994. «Деяния Вселенских Соборов» (далее – ДВС). В 4 т. Т.4. СПб., 1996. С.342, 349, 350, 351, 354, 366, 395, 396. Горчаков Михаил, прот. Вселенские Соборы//Христианство: энциклопедический словарь. В 3 т. Т.1. М., 1993. С.385. Шмеман Александр, протопр. О духовности, церковности и мифах//Шмеман Александр, протопр. Собрание статей 1947-1983. М., 2009. С.791.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/25/...

(Выписка из «обихода» Волоколамского Иосифова мон-ря//ЧОИДР. 1863. Кн. 4. Смесь. С. 5-6; Das Speisungsbuch von Volokolamsk. 1998. S. 360). Полевы имели тесные связи с Волоколамским мон-рем, давали земельные вклады (АФЗХ. Ч. 2. 118, 259, 354). В числе пострижеников мон-ря - Серапион (Полев), Симеон (Полев), Филофей (Полев) и архиеп. Казанский Герман (Полев). Ист.: Горский А. В., прот. Отношения иноков Кирилло-Белозерского и Иосифо-Волоколамского мон-рей в XVI в.: [Изд. ркп. письма XVI в.]//ПрТСО. 1851. Ч. 10. С. 506-507; Жмакин В. Нил (Полев)//ЖМНП. 1881. Т. 216. 8. С. 189-196; Иосиф, иером. Опись рукописей, перенесенных из б-ки Иосифова монастыря в б-ку МДА//ЧОИДР. 1881. Кн. 3. С. 6, 134, 314; То же. М., 1882. С. 78-79. 121(459); С. 198. 177(557); Послания Иосифа Волоцкого/Подгот.: А. А. Зимин, Я. С. Лурье. М.; Л., 1959. С. 366-369; Леонид (Кавелин), архим. С. Полево, или Полевщина, и ее владельцы, Полевы и Балк-Полевы//ЧОИДР. 1872. Кн. 4. Смесь. С. 1-14; Das Speisungsbuch von Volokolamsk: Eine Quelle zur Socialgeschichte russischer Klöster im 16. Jh./Hrsg., Ubers. von L. Steindorff unter Mitarbeit von R. Koke, E. Kondraškina, U. Lang und N. Pohlmann. Köln; Weimar; W., 1998. S. 360; Соборник Нила Сорского/Подгот.: Т. П. Лённгрен. М., 2000. Ч. 1; 2002. Ч. 2; 2004. Ч. 3; Алексеев А. И. О переходе Иосифо-Волоколамского мон-ря под патронат вел. князя//Прп. Иосиф Волоцкий и его обитель. М., 2015. Вып. 3. С. 213-214. Лит.: Лурье Я. С. Идеологическая борьба в рус. публицистике кон. XV - нач. XVI в. М.; Л., 1960; Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969. С. 369-372; Клосс Б. М. Нил Сорский и Нил Полев - «списатели книг»//ДРИ: Рукоп. кн. М., 1974. Сб. 2. С. 150-167; он же. Новый автограф Нила Полева//Зап. ОР ГБЛ. М., 1978. Вып. 39. С. 105; Прохоров Г. М. Автографы Нила Сорского//ПКНО, 1974. М., 1975. С. 37-54; он же. Нил Полев//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 2. С. 131; Зимин А. А. Крупная феод. вотчина и соц.-полит. борьба в России (кон. XV-XVI вв.).

http://pravenc.ru/text/2577627.html

План и межевая книга одни с помещиком графом Муравьевым. Причт, с 1843 г. состоит из священника и дьячка. Из прежних священников известны: Гурий, Никифор Гурьич, Агап Никифорович, Михаил Агапыч, Николай Алексеев Лебедев , Симеон Петров Вашневский, Алексей Васильев Тихомиров, служивший с 1867 года и в 1871 г. перешедший в Югостицы; Павел Федоров Добряков, перешедший из Зачеренья и наконец Иоанн Никифоров Соколов, перешедший из с. Заполья. До штатов причт содержался землею, ругою и доходами за требы; по штатам 1843 г. получал, по 5 классу, 220 руб. сер. в год. Ныне священник получает 240 р., а дьячок – 80 р. Кроме того причт получает проценты с 358 р., положенных на поминовение Александра Степановича Обольянинова. Земли при церкви 36 дес. Из них пахатной 33 дес. Церковных зданий – одна сторожка. Причт помещается в собственных домах. Приход граничит: с запада Городенским и Чупровским приходами, а с прочих сторон окружен деревнями и лесами Новгородского уезда. Приход составляют 6 деревень: Мроткино, Дубец, Косова, Велеш, Холохна и Удраи. Все они от церкви не далее 4 верст. Прихожан м. п. 303, ж. 354. Кроме земледелия прихожане занимаются зимою перевозкой дров. Прихожане посещают церковь усердно. В воскресные и праздничные дни половина их бывает в церкви. Кроме общих и храмовых праздников особенно уважаются дни Варлаама Хутынского и Флора и Лавра. 6-го января бывает крестный ход на реку, а 1-го августа, к ключу преп. Сергия, находящемуся в версте от Мрошкина. Кроме того, бывает крестный ход 23-го апр. и в пятницу пред Троицей – вокруг села. Последний установлен в память пожара, бывшего в 1861 году. В день Тихвинской Божией Матери бывает крестный ход в деревню Дубцы, и в Успеньев день – в Велеши, оба в память скотского падежа. Грамотных в приходе очень мало. В 1881 г. открыто было в Мроткине земское училище, переведенное в 1882 г. в деревню Косово, а потом закрытое. Ныне – два училища, одно в селе Мроткине (16 мальчиков и 4 девочки) другое – в Малой Удраи (34 мальчика и 8 девочек). Попечительница школ жена статского советника Юлия Несторовна Пекин. Законоучителем – местный священник.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010