П. Малицкого «Пашковцы и их богословские тенденции», напечатанной в «Тульских Епархиальных Ведомостях» за 1881-й год и вышедшей отдельной брошюрой. Статья эта обращает на себя внимание еще в том отношении, что в ней указаны все те места, которые подчеркнуты или отмечены в Новых Заветах, вышедших из рук пашковцев, причем места эти, соответственно учению Пашкова, разделены на категории. В отношении полемики с пашковцами довольно важны «Письма к одному лицу в С.-Петербурге по поводу появления там нового учителя веры», напечатанные в 1881 году. В письмах этих автор (вероятно, еп. Феофан), до глубины души возмущенный пашковским лжеучением, в сильных и правдивых без прикрас выражениях обличает это лжеучение. В сочинении видна ревность автора по православию. К тому же полемическому отделу с пашковцами должна быть отнесена маленькая брошюрка под заглавием «Разговор православного и пашковца о Священном Писании и преданиях церковных», С.-П.Бург 1890 г. В Богосл. Вестн, за 1893 год печаталась статья г. Мартынова «Разбор и опровержение догматических заблуждений пашковцев. «В конце концов обозревая литературу относительно пашковской секты, упомянем о недавнем издании бывшего старосты Исаакиевского собора Е. В. Богдановича «Голоса из России против пашковского лжеучения, по поводу недавнего прискорбного случая» (С.П.Б. 1891 г.) и о статье г. Н. Сахарова, напечатанной в апрельской книжке (1892 г.) «Богословского Вестника» под заглавием «Пашковец». В первой из этих статей говорится в защиту православного обряда погребения усопших, – против пашковцев и им подобных сектантов, не признающих подобного погребения; во второй сообщаются сведения о пашковце Бежецкого уезда, дер. Малых-Горок Михаиле Иванове (который в статье назван Дмитрием) и его учении. – В заключение мы должны сказать, что в опровержение и обличение пашковского лжеучения о церкви православной, таинствах, почитании святых, мощей и икон и вообще в обличение отрицательного отношения пашковцев к церкви с полным удобством можно пользоваться всем тем, что написано против подобных же пунктов учения молокан, духоборцев, штундистов и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРГСОН [франц. Bergson] Анри Луи (18.10.1859, Париж - 3.01.1941, там же), франц. философ и психолог, представитель интуитивистского направления в философии жизни (А. Шопенгауэр , Ф. Ницше ). Б. рос в религ. евр. семье, воспитывавшей его в атмосфере иудаистической традиции. Отец, музыкант и композитор Микаэль Бергсон (1820-1898) из Варшавы, по-видимому, находился под воздействием идей иудейского мистического учения хасидов; мать - из семьи, жившей на севере Англии, была интеллектуальной и религ. женщиной. В семье было 4 сына и 3 дочери. Б. увлекался музыкой, проявлял большие способности к математике, древним языкам, философии и риторике. В 17 лет он получил первую премию на «Всеобщем конкурсе» по лит-ре, а через год - по математике, решив геометрическую задачу таким способом, каким до него ее удалось разрешить только Б. Паскалю ( Chevalier. Р. 41, 47; Guitton. Р. 57). C 1868 по 1878 г. обучался в лицее Кондорсе, с 1878 по 1881 г.- в Эколь Нормаль. Был назначен профессором философии и преподавал в лицее Анжера (1881-1883), в лицее Паскаля в Клермон-Ферране (1883-1888), затем в Париже (1889-1900), в лицеях Людовика Великого и Генриха IV и в Эколь Нормаль и Коллеж Роллен. Защитил в 1889 г. диссертации: «Опыт о непосредственных данных сознания» (Essai sur les données immédiates de la conscience) и «Что Аристотель думал о категории места» (Quid Aristoteles de loco senserit; на лат. языке); изданы соответственно в 1888 и 1889 гг. В 1891 г. Б. женился на Луизе Нойбергер. У супругов родилась глухая девочка, ставшая в дальнейшем художницей. Анри Бергсон Анри Бергсон В 1896 г. была выпущена одна из главных работ Б., «Материя и память» (Matière et Mémoire), в к-рой он исследует проблему взаимоотношения тела и духа и обосновывает оригинальную форму интуитивизма. Б. становится профессором Коллеж де Франс (1900-1914), избирается членом Академии моральных и политических наук (1901). В 1900 г.

http://pravenc.ru/text/78118.html

2015 О дохристианских крестах: Lipsius, Zestermann (Progr., 1867). Raoul-Rochette, Dc la croix ansée (Mémoires de l’instit. royale de France. Acad. des inscr. et belles-lettres, t. XVI, p. 285). M.F. Lajard, Observ. sur l’orig. et la signific. du symbole appellé la croix ansée (ibid., t. XVII, 1-re part., p. 348). Sur la croix ansée asiatique (ibid., t. XVII, 2-e part., p. 735). Stockbauer. Zöckler, Das Kreuz Christi, S. 7–94 (Gütersloh, 1875). Gabr. de Mortillet, Le signe de la croix avant le christianisme (Paris, 1866). Bunsen, D. Symbol d. Kreuzes bei allen Nationen (Berlin, 1876). Fulda. Mourant Brock, La croix païenne et chretienne (Paris, 1881). Max Müller, Über die Crux gammata (Ilios. Stadt u. Land der Trojaner v. Schliemann. Leipzig, 1881. Там же о том же предмете статьи Бюрнуфа, Сэйса и Томаса). Старые соч. показаны у Цёклера и Фульды. 2016 Памятники: Aringhi, R. S., t. I, p. 311. Ciampini, t. I, p. 225–226 (описание). Millin, Voyage dans les depart. du midi de la France. Atlas, pl. LXV, 3. Münter, Sinnbild. H. 2. Taf. XI, 69. Twining, Symbols and emblems, pl. IV, 33 (неполное). Garrucci, CCCXLIX, 3; CCCL, 1–4; CCCLI, 1, 4; CCCLII, 2; CCCLIII, 1, 4; CDI, 1; CDIII, 4. Издания саркофага «страданий Иисуса Христа» указаны выше: сноска 1941. 2017 Piper, De la représentation symbolique la plus ancienne du crucifiement et de la resurrection de Notre-Seigneur. Paris, 1861. 2018 Sub cruce sanguinea niveo stat Christus in agno, Agnus ut innocua injusto datus hostia leto. Paul. Nol. epist. XXXII ad Sever. Migne, s. l., t. LXI, col. 339. 2021 Ibid., CDLXXII, 2. Macarii (L’heureux) Hagiogl., p. 46. Martigny, p. 28. Kraus, R. E., II, 265, Fig. 105. 2023 Ibid., t. II, tab. XV. De Rossi, Musaici crist. fasc. V-VI. Piper, Bilderkreis, Fig. 11. Martigny, p. 28. Smith-Cheetham, II, p. 1337. Kraus, R. E., II, 266, Fig. 107. Garrucci, CCLIII. Ср. Ciampini, De sacris aedificiis, tab. XIII. 2024 Garrucci, CDXXX, 5. Kraus, R. E., II, S. 236, 243. Mart., p. 216, 226. Smith-Cheetham, I, p. 513. Reusens, I, p. 536. Ch. de Linas, Les origines de l’orfévrerie cloisonné, t. I, pl. XVIII, p. 374; cf. p. 285. Revue de l " art chr., 1891, t. II, 2-me livr., p. 153.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

1208       Leroy-Beaulieu A. La papauté, le socialisme et la démocratic (1893); Grégoire L. Le pape, les catholiques et la question sociale (1893); Spuller E. L’évolution politique et sociale de l’église (1893); Joly H. Le socialisme chrétien (1893); Nitti F. Il socialismo cattolico (1891; франц. Пер. – 1894); Jösting W. Sozialdemokratie und Christentum (1891); Bourgeois J. Le catholicisme et les questions sociales (1867); Ribot P. Du rôle social des idées chrétiennes (1878); Westcott B.F., Bishop. Social aspects of Christianity (1887); Barry A. Lectures on Christianity and socialism (1890); Behrends A.J.F. Socialism and Christianity (1886; одно из последних переизд.: General Books, 2010); Msgr. Freppel C.-E. La question ouvrière (1880); Gladden W. Applied Christianity (1886); Lustrac A. de. Christianisme et socialisme (1863); Martensen H. Socialismus und Christenthum (1875); Marchal Ch. Christianisme et socialism. P., 1850; Girdlestone E. Thirty-nine articles of relief for Christian socialists (1886); Kaufmann M. Christian socialism (1888); Rae J. Contemporary socialism. Ch. V (1884); Laveley E. de. Le socialisme contemporain. 8me éd. Ch. VIII (1893); Kirkup Th. History of socialism (1892); Lapeyre P. Le socialisme catholique (1888); Idem. Le Catholicisme social. 3 vols. (1900); Msgr. Mermillod G. L’église et les ouvriers au XIX siècle (1868); Idem. La question ouvrière (1872); Pascal G. de. L’église et la question sociale (1892); (Euvres des cercles catholiques d’ouvriers. Questions sociales et ouvrières. Régime du travail (1883); Instruction sur l’œuvre (1887); Nebe G. Die Stellung der Kirche zur Arbeiterfrage (1872); Albertus J. Die Sozialpolitik der Kirche (1881); Oschwald L. Sociale Frage und Kirche (1874); Scheicher J. Klerus und die soziale Frage (1884); Frexas J. El socialismo y la teocracia/Dirigido a D. Juan Donoso Cortès. 3 vol. Barcelona, 1852; Tafel R.L. Socialism and reform in the light of the new Church lectures (1891); Huet F. Le règne social du christianisme (1853); Gaume J.-J.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Дополнительная литература 11.  Каримуллин А. Г.  Татары: этнос и этноним. — Казань: Татарское кн. изд-во, 1988. 12.  Августин (Никитин), архим.  История мусульманства в Поволжье//История и человек в богословии и церковной науке. — Казань, 1996. — С. 137—157. 13.  Базанов А. Г.  Очерки по истории миссионерских школ на Крайнем Севере. — Л.: Ин-т народов Севера им. П. Г. Смидовича, 1936. 14.  Благовещенский А.  История Казанской Духовной Семинарии с восемью низшими училищами за XVIII-XIX ст. — Казань: Редакция «Православного собеседника», 1881. 15.  Журавский А. В.  Христианство и ислам: Социокультурные проблемы диалога. — М.: Наука, 1990. 16. Журавский А. В.  Казанская Духовная Академия на переломе эпох (1884—1921 гг.): Автореф. канд. дис. — Казань, 1999. 17.  Знаменский П. В.  История Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период ее существования (1842—1870 гг.). — Казань, 1891. — Вып. 1. — 380 с. 18.  Знаменский П. В.  История Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период её существования (1842—1870 гг.). — Казань, 1892. — Вып. 2. — 592 с. 19.  Знаменский П. В.  История Казанской Духовной Академии за первый (дореформенный) период её существования (1842—1870 гг.). — Казань, 1892. — Вып. 3. — 466 с. 20.  Знаменский П. В.  На память о Н. И. Ильминском: К 20-летию Братства свт. Гурия. — Казань: Братство свт. Гурия, 1892. 21.  Знаменский. П.В.  Казанские татары. — Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1910. 22.  Ильминский Н. И.  Беседы о народной школе//Очерк просветительской деятельности Ильминского — СПб., 1904. — Прил.; Отд. отт.: Казань, 1911. — Вып 23.  Ильминский Н. И.  переписки об удостоении инородцев священнослужительских доджей. — Казань: Тип. В. М. Ключникова, 1885. 24.  Ильминский Н. И.  Обучение церковнославянской грамоте в церковноприходских школах и начальных училищах. Кн 1: Для учителей. — СПб.: Училищный совет при Святейшем Синоде, 1891. 25.  Ильминский Н. И.  Избранные места из педагогических сочинений, некоторые сведения о его деятельности и о последних днях его жизни. — Казань: Издание попечителей покойного, 1892.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

407–571 Св. Ефрем Сирин 235–406 573–787 345–487 Св. Ефрем Сирин 163–343 489–633 347–498 Св. Ефрем Сирин 185–346 499–673 179–348 349–580 139–278 279–408 409–553 177–310 311–478 479–703 139–306 307–520 521–605 173–320 321–490 491–639 123–284 285–416 417–571 169–374 375–502 503–642 163–326 327–488 489–628 149–318 319–482 483–622 291–392 495–723 167–290 393–494 495–723 245–362 503–646 109–244 363–502 503–646 297–512 513–676 677–915 167–371 372–536 537–751 521–797 203–519 799–1141 1 (прод.) 4 (прод.) 263–544 363–678 363–661 345–710 2 (прод.) 5 (прод.) 385–710 391–688 343–710 303–653 3 (прод.) 6 (прод.) 433–730 335–634 505–991 195–434 191–402 185–437 6 (прод.) 283–668 285–488 359–738 353–745 217–479 177–341 8 (прод.) 271–638 277–662 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ БВ Богословский вестник. СП, 1892–1918; Н. с. 1 (1993) -. Журналы Журналы Совета Московской духовной академии Корсунский 1894 Корсунский И. К истории изучения греческого языка и его словесности в Московской Духовной Академии. СП: 2-я типография А. И. Снегиревой , 1894. Отчет о состоянии Московской духовной академии ПрибТСО Прибавления к ТСО. М., 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891. Творения святых отцов в русском переводе. М., 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891, 1893–1917. Т. 1–69. 1 Отчет о состоянии Московской духовной академии в конце 1869–1870 и в течение 1870–1871 уч. г.//ПрибТСО 24. С. 560. Далее перечислялись некоторые статьи, опубликованные в «Прибавлениях» (Там же. С. 560–561). 2 Отчет за 1871–1872 г.//ПрибТСО 25. С. 481–482; Отчет за 1880–1881 г.//ПрибТСО 28. С. 669–672. 4 «Последние две книжки вашего издания получил я, – одну из Москвы, другую из Посада, и много благодарен Обществу трудящихся! Дай Бог , чтобы Его благословение споспешествовало всем обстоятельствам дела!» ([Письмо 40 от 20 января 1849 г.]//ПрибТСО 37. С. 811). 5 Например, в объявлении о выходе в свет сочинения о церковной иконографии ректора Академии архим. Христофора указывался следующий адрес: Сергиев Посад, Москов. губ., в редакцию журнала «Творения святых отцов» (Объявление//ПрибТСО 39).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

quattuor, поскольку основу этого источника, по его мнению, составляют 4 договора). Соч.: Oratio de accurato antiquitatis Hebraicae studio Theologo Christiano magnopere commendendo. Leiden, 1853; Libri Exodi et Levitici secundum Arabicam Pentateuchi Samaritani versionem ab Abu-Saido conscriptam. Leiden, 1854; Historisch-kritisch onderzoek naar het antstaan en de verzameling van de boeken des Ouden Verbonds. Leiden, 1861-1865. 1885-18932. 3 Delen (англ. пер. части 1-го тома: The Pentateuch and Book of Joshua Critically Examined. L., 1865; A Historico-critical Inquiry into the Origin and Composition of the Hexateuch. L., 1886; нем. пер.: Historisch-kritische Einleitung in die Bücher des AT hinsichtlich ihrer Entstehung und Sammlung. Lpz., 1887-1894. 3 Bde; франц. пер. 1-го и 2-го томов: Histoire critique des livres de l " Ancien Testament. P., 1866-1879. 2 vol.); De godsdienst van Israël tot den ondergang van den Joodschen staat. Haarlem, 1869-1870. 2 Delen (англ. пер.: The Religion of Israel to the Fall of the Jewish State. L., 1874-1875. 3 vol.); De profeten an de profetie onder Israël. Historisch-dogmatische studie. Leiden, 1875 (англ. пер.: The Prophets and Prophecy in Israel: An Historical and Critical Inquiry. L., 1877); Bijdragen tot de critiek van Pentateuch en Jozua//Theologisch Tijdschrift. Amst., 1877. T. 11. S. 465-496, 545-566; 1878. T. 12. S. 139-162, 297-324; 1880. T. 14. S. 257-302; 1881. T. 15. S. 164-223; 1884. T. 18. S. 121-171, 497-540; National Religions and Universal Religions. L., 1882. Лит.: Loader J. A. The Exilic Period in Abraham Kuenen " s Account of Israelite Religion//ZAW. 1984. Bd. 96. N 1. S. 3-23; Prinsloo W. S. Response to J. A. Loader «The Exilic Period in Abraham Kuenen " s Account of Israelite Religion»//Ibid. 1986. Bd. 98. N 2. S. 267-271; Mulder M. J. Abraham Kuenen (1828-1891)//Abraham Kuenen (1828-1891): His Major Contributions to the Study of the Old Testament: A Coll. of OT Studies Published on the Occasion of the Centenary of A. Kuenen " s Death/Ed. P. B. Dirksen, A. van der Kooij. Leiden; N. Y., 1993. (OTS; 29); Becker U. K. H. Grafs Beitrag zur Pentateuchforschung// Conrad J. Karl Heinrich Grafs Arbeit am AT. B., 2011. S. 1-12; Smend R. The Work of A. Kuenen and J. Wellhausen//Hebrew Bible/Old Testament: The History of Its Interpretation/Ed. M. Sæbø. Gött., 2013. Vol. 3: From Modernism to Post-Modernism. P. 424-453. А. К. Лявданский Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2462391.html

Поль Аллар Библиографический указатель Источники Acta primorum martyrum sincera et celecta, publies par Ruinart, Paris 1689. Acta Sanctorum quotquot toto orbe colunter, publies par les Bollan-distes, Anvers et Paris 1643–1894, janvier a novembre, t. I-LX. Ammicn Marcellin, ed. Valois, Paris 1681; ed. Gardthausen, Leipzig 1874–5. Analecta Bollandiana, Bruxelles depuis 1882, t. I-XV. The Apology and Acts of Apollonius, edites par Conybeare, Londres 1894. The Apology of Aristides, editee par Rendel Harris et Armitage Robinson, Cambridge 1891. Augusta historia, Paris 1620; ed. Peter, Leipzig 1865. Corpus inscriptionum graecarum, quatre volumes, Berlin 1828–1877. Corpus inscriptionum latinarum (en cours de publication), Berlin 1863 et suiv., t. I-XV. Corpus juris civilis, ed. Freiesieben, Munich 1789; ed. Krüger-Mommsen, Berlin 1872–7. Corpus juris romani antejustiniani, ed. Böcking, Bonn 1841; ed. Huschke, Leipzig 1861. Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum(en cours de publication), Vienne 1867 et suiv., t. I-XVIII. Doctrina duodecim apostolorum, ed. Funk, Tubingue 1887. Dion Cassius, ed. Valois, Paris 1634; ed. L. Dindorf, Leipzig 1863–5. Eunape, ed. Boissonade, Amsterdam 1822. Eutrope, ed. Zell, Stuttgard 1829; ed. Dietsch, Leipzig 1875. Exempla inscriptionum latinarum, ed. Wilmans, Berlin 1873. Herodien, ed. Bekker, Berlin 1826. Inscriptions chretiennes de la Gaule, editees par Edmond Le Blant, Paris 1856–1865. Inscriptiones christianae urbis Romae saeculo septimo antiquiores, editees par J. B. de Rossi, Rome 1861–1888. Inscriptionum latinarum selectarum amplissima collectio, editees par Orelli et Henzen, Turin 1826 et 1856. Julien, ed. Hertlein, Leipzig 1875–1876. Libanius, ed. Reiske, Oldenbourg 1791–1797. Liber Pontificalis, ed. Duchesne, Paris 1886–1892. Martyrologium hieronymianum, ed. J. B. de Rossi et Duchesne, Bruxelles 1894. Opera Patrum apostolicorum, ed. Funk, Tubingue 1878 et 1881. Panegyrici (a la suite du Pline le Jeune de Casaubon), 1504. The Passion of S. Perpetua, with an Appendix on the Scillitan martyrdom, editee par Rendel Harris, Cambridge 1891.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В общину должны приниматься преимущественно вдовы и девицы, проживающия в Соликамском и Чердынском уездах. Относясь сочувственно к благочестивому намерению купцов Рязанцевых, Ваше Преосвященство, согласно прошению их, ходатайствовали пред Святейшим Синодом об открытии при Красносельской, близ города Соликамска, церкви женской общины, на условиях, выясненных в прошении благотворителей – братьев Рязанцевых. Разсмотрев изложенное и руководствуясь Высочайшим повелением, воспоследовавшим в 9 день мая 1881 года, Святейший Синод 17октября/7 ноября 1890 г. определил учредить женскую общину при Красносельской Иоанно-Предтеченской близ города Соликамска церкви, на средства купцов Рязанцевых, согласно предложенным ими условиям, на такое число сестер, какое община в состоянии будет содержать по своим средствам, с наименованием сей общины Иоанно-Предтеченскою. Предварительно же приведения сего во исполнение, предоставить г. Синодальному Обер-Прокурору снестись с Министерством Внутренних Дел о том, не встречается ли с его стороны препятствий к учреждению поименованной общины. Приказали: об учреждении при Красносельской Иоанно-Предтеченской церкви, близ города Соликамска, женской общины, с наименованием оной Иоанно-Предтеченскою, уведомить Ваше Преосвященство указом, с возвращением представленных Вами прошения купцов Рязанцевых, выписки из журнала Соликамской городской думы 6 сентября 1885 г. 11 и плана. Июня 7 дня 1891 года. Во исполнение вышеизложенного указа Св. Синода, Пермская духовная консистория 25 минувшего июля определила: с прописанием указа Св. Синода от 7 июня 1891 г. за 3375, об открытии, вследствие ходатайством пред Св. Синодом Его Преосвященства, Преосвященнейшего Владимира, епископа Пермского и Соликамского, при Красносельской Иоанно-Предтеченской церкви близ города Соликамска женской общины 1). Послать указ благочинному всех монастырей Пермской епархии, игумену Тихону, чтобы он объявил означенный указ Соликамским купцам Василию и Иоанну Рязанцевым, по прошению и на средства коих учреждается сказанная община, и проживающим при Красносельской церкви сестрам, по соглашению с коими назначил день открытия, в который в сказанной церкви должен быть прочитан указ Св.

http://sobory.ru/article/?object=16250

722 Очевидно, речь идет о предполагавшихся перемещениях в иерархии Иерусалимской Церкви. Кирилла, архиепископа Севастийского, Патриарх хотел сделать «святым Петром» (митрополитом Петры Аравийской), митрополита Вифлеемского Анфима – назначить митрополитом Птолемаидским (в Акру), а Агапия Птолемаидского – опять Вифлеемским. Все перестановки планировались ради того, чтобы посвятить в архиереи архимандрита Никодима, будущего Патриарха, находившегося в то время в России. Комбинация не состоялась. Вопреки желанию и планам Патриарха Иерофея, члены Иерусалимского Синода отказались поддержать эту идею, опасаясь конкуренции. Архимандрит Никодим будет, по просьбе иерусалимского священноначалия, посвящен в архиепископа Фаворского в Петербурге (во избежание его появления в Палестине). 731 Степанов Михаил Петрович (10.02.1853–12.12.1917) – полковник, позже генерал, состоявший с 1878 г. при великом князе Сергии Александровиче. Окончил Пажеский корпус, Академию Генерального Штаба (1877). Полковник (1880), генерал-майор (1891), генерал-лейтенант (1900), генерал от кавалерии (1910). Участник Русско-турецкой войны 1877–1878 гг. С 29 апреля 1878 г. М. П. Степанов состоит при особе Великого Князя Сергия Александровича (в том числе, с мая 1889 г. по апрель 1891 г. – адъютант Великого Князя). Сопровождал Сергия Александровича в обеих его поездках в Святую Землю (1881, 1888). Один из создателей Императорского Православного Палестинского Общества (1882), его Секретарь (1882–1889) и помощник Председателя (1889–1917). 733 Матушка Леонида – монахиня Лебединского Николаевского монастыря (Киевской губернии). Одна из первопоселенок и организатор монастырского устройства в Горней. 734 Речь идет о Евфимии Апостолиди, петербургском гимназисте. «Дворником, умершим от пьянства», называет его отца, Клеопу, автор пасквиля «Пейс-паша». Чиновник V класса именовался «Ваше Высокородие». Офицеры, соответствующие этому классу, получали дворянство. 735 Имеется в виду отставка министра внутренних дел Лорис-Меликова (заменен Н. П. Игнатьевым 4 мая 1881 г.). Процесс увольнения Александром III прежних, «либеральных» министров растянулся на несколько месяцев. Так, министр финансов А. Г. Абаза был уволен 6 мая 1881 г., военный министр Д. А. Милютин – 22 мая 1881 г., Председатель Госсовета великий князь Константин Николаевич – 13 июля 1881 г., министр двора А. В. Адлерберг – 17 августа 1881 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010