Сокращения БВ Богословский вестник. СП, 1892–1918 (ежемесячно); и. с. 1-.1993-. Богословские труды. Сборники. М., 1958-, Византийский временник 1–25. СПб/.А., 1894–1928; и. с. 1 (26)-. Μ., 1947-, Вера и разум. Харьков, 1884–1917 (дважды в месяц); и. с. 2000– (ежемесячно). Вестник русского христианского движения. Париж, 1925 – 1939,1945-; Мюнхен, 1949; Париж, 1950– (с 1953 г. с общей нумерацией); 112/113-, Париж, Ν. Y., Μ., 1974-; 164-, М., 1992– (с неопред, периодичностью, до 1974 г. под названием «Вестник русского студенческого христианского движения»), ВЦП Вестник церковной истории. М., 2006-. Всероссийский церковно-общественный вестник. Пг., 1917 – 1918. 1–46 (1.1.1917–26.2.1917); 1–169 (7.4.191731.12.1917); 1 (3.1.1918). Душеполезное Чтение. М., 1860–1917 (ежемесячно). Журнал Министерства народного просвещения. СПб., 1834– 1917 (ежемесячно). Журнал Московской Патриархии. М., 1948-, Ежемесячно. Московские епархиальные ведомости. Μ., 1869-; и. с. 1990-. Московские церковные ведомости. М., 1880–1918 (ежемесячно). Православное обозрение. М., 1860–1891. Ежемесячно. ПрибТСО Прибавления к творениям святых отцов 1–48. М.: МДА, 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891. Православный собеседник. Каз., 1855–1917 (4 раза в год, 1868–1917 ежемесячно). Полное собрание законов Российской Империи/Под ред. Μ. М. Сперанского. СПб., 1 1826–1830, 2 1830–1884, 3 1881–1916. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи в 10 тт. СПб., 1869–1916. Православная энциклопедия. М., 2000-, Таврические епархиальные ведомости. Симферополь, 1869–1918 (с неопред, периодичностью). Труды Императорской Киевской духовной академии. К., 1860–1917. Ежеквартально, в 1861–1917 ежемесячно. В1997 г. изд. возобновлено с неопред, периодичностью и с исключением из назв. слова «Императорской». Творения святых отцов в русском переводе 1–69 (1–77). М.: МДА, 1843–1864, 1871, 1872, 1880–1891, 1893–1917. Христианское чтение. СПб., 1821–1917; н. с. 1991– (с неопред, периодичностью).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Александр III смело и решительно повел борьбу с врагами. После цареубийства прошли аресты и прямых исполнителей, и некоторых других, которые в этом злодеянии лично не участвовали, но готовили новые. Всего арестовали около пятидесяти человек. Самые главные - убийцы государя. Их было пятеро. Вина их была полностью доказана, и суд приговорил их к высшей мере наказания. Всего за время царствования Александра III - за тринадцать с половиной лет - было казнено 17 человек. В их число входил и старший брат Ленина Александр Ульянов. (...) Александр III принял бразды правления, когда экономическое хозяйство страны если и не лежало в руинах, то очень скоро могло в них превратиться. Война с Турцией и массовый выпуск в обращение бумажных денег подорвали кредит и поставили финансы России на грань краха. (...) В 1881 году государственный долг превышал 1,5 миллиарда рублей (при государственном доходе в 653 миллиона), а ежегодные платежи по заграничным займам поглощали более 30% всех государственных поступлении. (...) Деньги стремительно обесценивались, деловая активность замирала. Перед Министерством финансов император поставил задачу: выправить положение. При Александре III бюджету впервые за долгое время удалось добиться того, что статьи расходов и доходов стали сбалансированными. За время царствования Александра III все экономические показателя развития народного хозяйства России демонстрировали неуклонный рост. Страна медленно, но уверенно превращалась из страны сельскохозяйственной в страну аграрно-индустриальную. Заметно повышалось общее благосостояние населения: если в 1881 году в сберегательных кассах России общая сумма вкладов едва достигала 10 миллионов рублей, то в год кончины Александра III (1894) она превысила 330 миллионов. По инициативе царя в 1891 году началось осуществление одного из крупнейших мировых экономических проектов XIX века - строительства грандиозной железнодорожной магистрали через всю Сибирь протяженностью более 8 тысяч километров. Каждодневно в центре внимания монарха находились дела государственного управления. Царь знал, что сановники часто заняты не столько разработкой законов, изучением предмета для подготовки обоснованных решений и законопроектов, сколько выведыванием настроений монарха, чтобы затем " попасть в тон " . Эту манеру он терпеть не мог и всегда старался не высказывать свое суждение до предстоящего обсуждения. Когда же ему говорили, что без заявления монаршей воли " будут разногласия " , он подчеркивал, что " присутствие разных мнений очень полезно для дела " . (...)

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Уже в конце 1881 года при Святейшем Синоде учреждается «Комитет для обсуждения соображений об изменениях в существующей организации Духовных Академий». В состав этого Комитета от Киевской Духовной Академии входил В. Ф. Певницкий . К концу 1883 года Комитет подготовил проект нового Устава Академий и внес его на утверждение в Святейший Синод. В 1884 году после незначительной корректировки новый Устав Духовных Академий был принят к исполнению. Устав должен был сдерживать проникновение в высшую духовную школу революционных настроений и светского духа через ограничение применения научно-критического метода в исследованиях и преподавании. На ректоров Академий возлагалась полная ответственность за направление в преподавании. Некоторые профессора и студенты критиковали новый Устав (особенно в революционный 1905 г.) за насаждение в преподавании многопредметности. Но даже такой либерально настроенный профессор, как Владимир Петрович Рыбинский , учившийся в Киевской Академии в 1887–1891 гг., в своих воспоминаниях признает, что «академическая атмосфера, хотя она оставляла желать многого, все-таки в известной мере была пропитана научным духом и этот дух подчинял себе и преобразовывал... Влияние Академии давало о себе знать и в известной широте взглядов и интересов, и в особом подходе к вопросам. Хороший студент, при самодеятельности, мог из академического преподавания все-таки извлечь много. Формальное развитие студентов духовных академий в общем, несомненно, было не ниже развития студентов университетов, а вероятно даже выше его». 26 16 февраля 1881 года указом Святейшего Синода за 25-летнюю выслугу в Академии В. Ф. Певницкий был удостоен звания заслуженного ординарного профессора. Согласно Уставу Академий 1869 года, по выслуге лет профессор должен был уйти в отставку. Но ректор и академическое правление убедили профессора продолжить преподавание ради сохранения преемственности добрых традиций Академии. По-видимому, на такое решение повлияло и то, что у профессора среди его коллег и учеников была репутация исключительно благородного, доброго, кроткого и незлобивого человека, который, в то же время, всегда готов решительно отстаивать свои убеждения. 27

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

30 Иосиф Флавий ошибочно вычисляет дни царствования Тиверия от 19 августа по 16 марта, выходит без трех дней семь месяцев, иначе сказать – шесть месяцев и 27 дней, а не 6 м и 3 дня. Ошибка в том, что из 19 вычел 16, тогда как следует наоборот, Ioseph, de Bello, II 9, sec 5. Светоний, полагая смерть Тиверия в 23 год его царствования, считает последний год (6 мц и 27 дней) за полный год. См Caspari, стр. 44. 32 Разрушение Иерусалима Титом было в конце субботнего года, который простирался от Тисри 822 до Тисри 823 г. (Caspari, стр. 63). Иосиф Флавий говорит, что от завоевания Иерусалима Иродом до разрушения его Титом протекло 107 лет, считая один неполный год за год, а именно первое событие было в июле 717 г., а второе в сентябре 823 года от основ Рима, Antiq XIΧ 10. Следов. точная дата разрушения Иерусалима Титом в сентябре 823 года от основ Рима, что соответствует 73 году от Р Хр. Zchurer, стр. 465. 33 «Соедин. и перевод четырех евангелий», т. I Geneve 1892 г. От автора 29 августа 1891 г. Ясная Поляна» 34 Бирюков также говорит, что Толстовское «евангелие» написано Толстым около 1881 г. См. Бирюков «Лев Николаевич Толстой». Биография, т. II изд. «Посредника», Москва 1908 г. Стр. 350 35 Год казни Толстовского «бродяги» падает на 84 г. нашей эры или на 834 г. Первосвященник же Анна лишился своих прав в 784 г., а Каиафа – в 789 г. 36 Толстовский «герой» родился на 40 лет позднее Христа. Так как Пилат был изгнан в 5 год после смерти Христа, то приговор Толстовского Пилата падает на 45 год по изгнании исторического Пилата. 37 Мы уже установили эту дату, на основании времени написания Толстым своего «евангелия». Это подтверждает и Бирюков, составитель биографии Толстого, говорит, что Толстовское «евангелие» написано около 1881 года. Бирюков «Лев Никол Толстой». Биография, т. II, стр. 350 .Изд. Посредника, Москва 1908 г. 39 Полное собрание сочинений Графа Л.Н. Толстого, вышедших за границей. С оригиналов В.Г. Черткова, том V «Царство Божие внутри вас», СПБ, 1908 стр. 35. 40 В «Таврическом Церковно-Общественном Вестнике» за 1907 г. от 20-го ноября, стр. 1477, сообщают о появлении новой секты «святодуховцев», не имеющей ничего общего с Толстовским «свято-духовским» сектантством. Вот что пишут об этой секте»:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/k...

Вместе с Ф.М.Достоевским был и Вл. С.Соловьев , о взглядах которого старец, как передают, отозвался неодобрительно. К.Н.Леонтьев жил несколько лет при старце Амвросие и по его благословению принял в Оптиной пустыни монашество. В 1887 году о.Амвросия посетил Его Императорское Высочество Великий Князь Константин Константинович, проведший некоторое время с ним в задушевной беседе и после с любовью к нему относившийся. Несколько раз был у старца граф Л.Н.Толстой. В первый раз Л.Н.Толстой был у старца вместе со Н.Н.Страховым в 1874-м году; во второй раз пришел пешком в 1881-м году в крестьянской одежде со своим конторщиком и сельским учителем, а в третий раз в 1890 году приехал к нему со своею семьею. Сильное впечатление произвел о.Амвросий на графа Л.Н.Толстого, во второй его приезд. Свое впечатление от разговора со старцем Толстой передавал так: «этот о.Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко стало и отрадно у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога». Это было сказано гр.Толстым в 1881. г. А в 1890 г., выйдя от старца, он сказал окружающим его лицам – «я растроган, я растроган». Последние дни своей жизни старец Амвросий делил свою деятельность между, по-прежнему приходящим к нему скорбным людом, и созиданием указанной выше женской Шамординской пустыни, о которой мы будем говорить ниже. И, благодаря своему преклонному возрасту, изнурявшей его на протяжении многих лет мучительной болезни, 10-го октября, 1891 года, он отошел к Тому, Кому так чудно, так славно и так назидательно служил почти с ранней своей молодости, и к нему можно вполне применить прекрасное стихотворение, хотя и написанное на утрату другого лица, но сродного ему и по духу, и по деятельности, – великому старцу в миру – о. Иоанну Кронштадтскому . ... " Он был жив – мы сердцем не робели, Он был жив – и были мы сильней; Умер он, – и мы осиротели, Умер он, – и ночь еще темней. Ночь темней, – а мы так одиноки В грозном море – слабые пловцы... Миру нужны вещие пророки

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

Сольский С.М. Каков может быть состав научных введений в книги Священного Писания в настоящее время?//Труды Киевской духовной академии, 1887, т. I, – С. 358–376. Сперанский А.И. Краткий исторический очерк судьбы неканонических книг Ветхого Завета//Христианское чтение, 1881, II, – С. 387. Сперанский А.И. Свидетельства новозаветных священных писателем о неканонических книгах Ветхого Завета и значение их на основании этих свидетельств//Христианское чтение, 1881, II, – С. 683; 1882, I, – С. 28. Стеллецкий, свящ. Брак у древних евреев//Труды Киевской духовной академии, 1891, т. II, – С. 511–561, т. III. – С. 3–57, 171–210, 492–544; 1892, т. II. – С. 387–404; т. II. – С. 365–415, 567–628; т. III. – С. 225–260. Стоянов И. Современная апология Талмуда и талмудистов//Вера и разум, 1888, т. II; 1889, т. II; 1890, I. Стоянов И. Художественный натурализм в области библейских повествований//Вера и разум, 1890, т. II. Страхов В., свящ. Эсхатологическое учение второй главы второго Послания св. ап. Павла к Фессалоникийцам//Богословский вестник. 1911. Т. 1. 3. С. 525–548. 1911. Т. 1. 4. С. 643–670. 1911. Т. 2. 5. С. 52–84. 1911. Т. 2. 7/8. С. 451–466. 1911. Т. 3. 9. С. 43–66. Сысуев, свящ. Быт патриархов еврейского народа//Православный собеседник, 1900, т. I. – С. 419–463, 703–752; т. II. – С. 127–136; т. III. – C. 223–245, 388–428. Сысуев, свящ. Быт патриархов еврейского народа//Православный собеседник, 1901, т. I. Т Т-цкий Д., свящ. Для чего Бог дал закон ( Гал. 3:19 ) //Странник, 1896, I. Таланкин В. Сущность первородного греха с христианско-философской точки зрения//Вера и разум, 1912, Тареев М.М. [Рец. на:] Lasarus. Die Ethik des Judenthuius. (Этика Юдаизма)//Богословский вестник, 1904, т. I, – С. 395–407. Тареев М.М. Законическое иудейство//Богословский вестник, 1907, т. II, – С. 494–549. Тареев М.М. Uoah. VIII, 44 //Богословский вестник. 1903. Т. 3. 10. С. 295–397. Тареев М.М. Иоан. Х, 12–13 //Богословский вестник. 1903. Т. 3. 9. С. 88–90. Тареев М.М. Примечание к критической заметке К.Торопова//Богословский вестник. 1904. Т. 2. 7/8. С. 591–593.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/biblio...

Этим он, будучи с 1874 г. профессором Петербургской Академии, вызвал активное оживление интереса к своему предмету. Преемником Троицкого стал его высокоодаренный ученик профессор В. В. Болотов (1854–1900). Этот замечательный ученый, к сожалению рано скончавшийся, был гордостью русской науки и, подобно А. В. Горскому, в равной мере значительным и как исследователь, и как преподаватель. Его изыскания по специальным проблемам и лекции об эпохе Вселенских Соборов выдают в нем большого историка и богослова. В лекции Болотов в изобилии включал результаты собственных исследований, подталкивал студентов к самостоятельной работе, не уставая указывать на нерешенные проблемы. И сегодня, спустя полстолетия, его посмертно изданные лекции не утратили научного значения. Введение в богословие читал профессор Н. П. Рождественский (1840–1881), до своей профессуры в Петербурге (1869–1881) бывший в 1865–1869 гг. бакалавром в Казанской Академии. На основе своих лекций он создал капитальное двухтомное сочинение «Курс основного богословия, или Христианская апологетика», которое до самого последнего времени служило главным учебным пособием по этой дисциплине. Философию долгие годы преподавал М. И. Каринский (1869–1917). Верный традициям Московской Академии, в которой он учился, он исходил в своих лекциях из основ христианской веры и с этой точки зрения анализировал затем философские учения. Еще молодым доцентом Московской Академии Каринский сумел завоевать симпатии студентов. В 1870 г. он был послан Петербургской Академией в Геттинген, где прослушал курс лекций. Среди преподавателей Нового Завета выделялся Н. Н. Глубоковский (1863–1937) — не только как лектор, но и как богослов. Окончив Московскую Академию, он с 1891 г. был доцентом, а с 1894 по 1918 г.— профессором Петербургской Академии. Замечательным литургистом был профессор Н. В. Покровский (1848–1917), научные работы которого посвящены церковной археологии и иконографии. Церковная археология, появившаяся в программах академий лишь в 1869 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

34 Синетта «Эзотерический буддизм». – Альфред Перси Синнетт (Sinnett; 1840–1921), английский журналист, теософ, редактор газеты «The Pioneer» (Аллахабад, Индия). Через посредничество Е.П. Блаватской вступил в переписку с двумя махатмами, которая продолжалась с 1880 по 1884 г. и составила более 140 писем (в настоящее время хранятся в Британском музее в Лондоне). Популяризировавшие теософию книги «Оккультный мир» (1881) и «Эзотерический буддизм» (1883) написаны А. Синнеттом почти полностью на материалах, содержащихся в этих письмах. См.: Readers guide to the Mahatma letters to A.P. Sinnett/Ed. by G.E. Linton and V. Hanson. London, 1988. 35 В оригинале: будхизм. Также в тексте встречается написание: будхизм, Буддха. Далее исправление не оговаривается. 36 Безант Анни (Besant; 1847–1933), английская общественная деятельница, теософ, лидер движения за независимость Индии. С1889 г. член Теософского общества, в 1907 г. стала его президентом. Подробнее см.: Nethercot A.H. The first five lives of Annie Besant (1960); The last four lives of Annie Besant (1963). 37 Ледбитер Чарльз Уэбстер (Leadbeater; 1854–1934), англиканский священник, оккультист, член Братства благословенного причастия, с 1883 г. член Теософского общества. Редактор газеты «Буддист» на Цейлоне (1886–1889), организатор ложи «Лотос» (1902) и одноименного теософского журнала. С 1916 г. епископ Либеральной католической церкви. 38 Е. Блаватской, «Secret Doctrine» (Тайное Учение). – Первые два тома книги Елены Петровны Блаватской (урожд. Ган; 1831–1891) «The Secret Doctrine» («Тайная доктрина») были опубликованы в Лондоне в 1888 г. (на английском языке). Третий том вышел посмертно, в 1897 г. На русском языке первые тома были напечатаны в Риге в 1937 г. (пер. Е.И. Рерих), третий том – в 1994 г. (пер. А.П. Хейдока). 39 ...в сборнике, посвященном памяти Е.П. Блаватской. – Имеется в виду второй выпуск сборника «Вопросы теософии», посвященный Е.П. Блаватской и ее произведениям (1910; 2-е изд.: 1913). 40 ...В. Прибыткову, редактору «Ребуса». – Еженедельный научно-популярный журнал русских спиритуалистов «Ребус» выходил в Санкт-Петербурге в 1881–1903 гг. под редакцией В.И. Прибыткова, затем в 1904–1918 гг. в Москве под редакцией П.А. Чистякова.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

8) Василевский В. О сочинениях о. Антонина/Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. СПб., 1889. Т. 1. с. 629–635. 9) Хитрово В. Н. Юбилей архимандрита Антонина//Странник. СПб., 1892. 1. с. 181–188. См. также: СППО. СПб., 1891. Т. 2. 10) Русское празднество в Яффе//Церковные ведомости. СПб., 1893. 10. с. 419. 11) Малышевский И. И. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин в его отношениях к Киевской Духовной Академии//церковные ведомости. СПб., 1893. 45. с. 1627–1630. 12) Некролог//Церковные ведомости. СПб., 1894. 15. с. 507. 13) Терновский С. А. О последних днях жизни, кончине к погребении настоятеля Русской Духовной Миссии в Палестине архимандрита Антонина и надгробная речь над ним//Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1894. 5. Перепеч.: Церковные ведомости. СПб., 1894. 21. 14) Фотий, архимандрит. Надгробное слово//Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1894. 6. 15) Хитрово В. Н.//Сообщения Православного Палестинского Общества. СПб., 1894. Т. 6. с. 299–311. Характеристика деятельности архимандрита Антонина. 16) Малышевский И. И. Отчет о состоянии Киевской Духовной Академии за 1893–94 гг.//Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1894. 11. с. 450–454. Характеристика деятельности отца Антонина и отношение его к Киевской Духовной Академии. IV. Были и строгие, и прямо враждебные статьи о нем, например: Ушинский А. Д.//Церковно-общественный вестник. СПб., 1876. 17–18; и особенно в «Колоколе» Герцена. Появилась даже целая книга некоего Ю. Добрынина (псевдоним Афанасия Чернышева), о которой и вспомнить больно; укажем только рецензии на нее://Вестник Европы. СПб., 1881. 2; Отечественные Записки. СПб., 1881. 2; Новое Время. СПб., 1861. 3: фельетон А. С. Суворина. Но против всех нападок отец Антонин мог бы смело сказать: Наши дела говорят гораздо громче, чем красноречивейшие языки. Конотоп, 21 сентября 1894 г. С. П. Статья напечатана в соответствии с правкой по экземпляру ГПИБ: Отд. оттиск (вырезанные и склеенные страницы), б.м. б.г. шифр Б7 02/201. Список периодических изданий

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

54 В 1890 г. вышел ещё роман известного французского писателя Золя, под названием «La bte humaine». По мнению Гекеля, известного последователя «эволюционизма», производящего человека от обезьяны путём постепенного усовершенствования, «толстые икры наиболее отличают человека от обезьяны». 55 См. статью Де-Пуле «Нигилизм, как патологическое явление русской жизни» в «Русск. Вестнике» 1881 г., ноябрь и в романе Достоевского «Преступление и наказание», личность Раскольникова. 57 Неудивительно, что книга американца Инезднирба «Как разбогатеть» выдержала 48 изданий и разошлась в количестве 430 000 экз. Она переведена недавно и на русский язык. 58 В 1893 и 94 гг. обнаружена в Бельгии подделка дипломов школ гражданских инженеров искусств и мануфактур, состоящих при Гентском университете, о чём бельгийский посланник уведомил наше правительство, так как наши фабриканты и заводчики приглашают гражданских инженеров из Бельгии. 60 «Нива» и появившаяся позже «Нева» – в том расчёте, вероятно, что по созвучию примут «Неву» за «Ниву». 65 Девица Зас–ч выстрелила в С.-Петербургского градоначальника ген.-ад. Т. за то, что он одного политического арестанта за дерзость подверг телесному наказанию. А К–ва, бывшая в связи с актёром В., приехав из Петербурга в Петергоф, нанесла ножом раны жене В., из ревности: «она так любила его!», – патетически воскликнул адвокат её. 66 В 1891 г. в Петербурге некая госпожа Б. привлечена была к ответственности перед мировым судьёй за нанесённые ею побои лицу, сострившему на её счет. «Я психопатка», – оправдалась она, – «мне даже мушку к затылку ставили». Возникла целая литература о психопатии, с такими авторитетами, как Шарко, Ломброзо; у нас появился, между прочим, перевод книги Кюллера «Современные психопаты». 67 У нас в одном лишь Петербурге, по статистическим сведениям, за 1881–87 гг. было 2823 самоубийства и покушений на самоубийство. 68 См. брошюру Клитина «Наше время и самоубийство» и «Вера и Разум», 1889 г. 15 «Очерки церковной и общественной жизни». St. Petersburg Sonntagsblatt 1896 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010