Впечатлениями о зарубежных поездках М. делился в очерках, пользовавшихся большой популярностью. Одна из таких публикаций - очерк «Поездка в Иерусалим» в ж. «Исторический вестник» (1881. 6) - дала возможность М. А. Булгакову не только включить в роман «Мастер и Маргарита» детали расположения иерусалимских улиц, но и представить город глазами М., о чем можно судить, сравнив пометы, сделанные Булгаковым в номере «Исторического вестника» с очерком М. (РГБ ОР. Ф. 562 (Булгаков М. А.). К. 25. Ед. хр. 1. С. 470, 471, 474), с соответствующими описаниями в знаменитом романе. В 80-90-х гг. XIX в. М. написал повести «Мамаево побоище» (1881), «Сагайдачный» (1882), романы «Наш Одиссей» (1887), «Замурованная царица» (1890), «За чьи грехи?» (1891), «Прометеево потомство» (1897), оставшийся незаконченным посвященный Костомарову биографический роман «Профессор Ратмиров» (1889). М. поддерживал отношения с рядом православных деятелей. Писатель встречался с Сербским патриархом, с Черногорским архиереем, высказавшим желание черногорского народа «предаться России на вечное подданство с переселением на Кавказ», о чем М. сообщил Киевскому митр. Арсению (Москвину) (РГАЛИ. Ф. 320. Оп. 1. Ед. хр. 7) . Большое значение в идейном становлении М. сыграло увлечение «славянским вопросом». Под влиянием публицистики И. С. Аксакова и К. С. Аксакова М. считал «славянскую взаимность» одним из важнейших факторов общественно-политической жизни Вост. Европы в XIX в. Демократические взгляды М. сформировались под влиянием творчества А. И. Герцена и Т. Г. Шевченко. В диспутах с Костомаровым и Некрасовым о способах изображения исторических лиц и событий в лит. произведении были заложены основы художественного метода М., краеугольным камнем к-рого стало стремление осмыслить историческую роль и историческую психологию отдельных социальных групп. Писатель стремился преодолеть узконациональные представления об исторических явлениях. Так, в событиях раскола XVII в. едва ли не первым среди представителей рус. общественной мысли М.

http://pravenc.ru/text/2564166.html

Лит.: Воздвиженский Т. Я. Ист. обозрение Рязанской иерархии и всех церк. дел сея епархии. М., 1820. С. 240-245; Анисимов П. Вятские архиереи//Вятские ГВ. 1844. 47. С. 307; Макарий (Миролюбов), архим. Сб. церковно-ист. и стат. сведений о Рязанской епархии. М., 1863; он же. Ист.-стат. описание Рязанской ДС и подведомых ей духовных училищ. Новг., 1864. С. 14; Пинегин Г. Мат-лы для истории Вятской епархии//Вятские ЕВ. 1865. 17. С. 519; Петров Н. И. О словесных науках и лит. занятиях в Киевской академии от начала ее до преобразования в 1819 г.//ТКДА. 1866. 11. С. 359, 372-373; он же. Очерки из истории укр. лит-ры XVIII в. К., 1880. С. 51-69; Верещагин А. С. История Вятской семинарии//Вятские ЕВ. 1868. 2. Отд. дух.-лит. С. 25-26; он же. Краткий очерк истории Вятской ДС//Столетие Вятской губ. Вятка, 1881. Т. 2. С. 581-584; он же. Ученый-южнорусс на Вятке в XVIII в.//Календарь и памятная кн. Вятской губ. на 1895 г. Вятка, 1894. Отд. 4. С. 302-321; он же (псевд. Буевский). Эпизоды из жизни основателя Вятской семинарии: [Лаврентий Горка]. 1902. Вып. 2. С. 164-171; Платон (Любарский), архиеп. Сб. древностей Казанской епархии. Каз., 1868. С. 172-173; Суворов Н. Об иерархах бывшей Велико-Устюжской епархии//Вологодские ЕВ. 1869. 13. Ч. неофиц. С. 475-476; Мат-лы для истории Рязанской епархии//Рязанские ЕВ. 1879. 24. Приб. С. 603-604; Добролюбов И. Встреча еп. Лаврентия вятским духовенством в 1733 г.//ИВ. 1881. Т. 6. 10. С. 443-444; Агнцев Д. История Рязанской ДС: 1724-1840 гг. Рязань, 1889; Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности. Рязань, 1889; он же. Дополнительные о Рязанской епархии сведения. Рязань, 1891. С. 23; Список имен замечательных деятелей и уроженцев Рязанского края/Сост.: И. Ф. Микулин. Рязань, 1894. С. 79-80; Духовные деятели Рязанского края//Рязанские ЕВ. 1899. 5. Отд. неофиц. С. 152; Изергина Н. П., Лузянина Л. Н. Горка//Словарь рус. писателей XVIII в. Л., 1988. Вып. 1. С. 219-220; Рязань православная/Автор-сост.: Ю. А. Дёгтев. Рязань, 1993. С. 102-103; Бронников К. Г., Лузянина Л. Н., Поздеев В. А. От Трифона Вятского до Ермила Кострова//Энциклопедия земли Вятской. Киров, 1995. Т. 2. С. 18; Мосин А. Г. Библиотека Лаврентия Горки: Мат-лы для реконструкции/РАН, Урал. отд. и др. Екат., 1997; Знаменский П. В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. СПб., 2001. С. 162-163; Келарский обиходник Матфея Никифорова, старца Кирилло-Белозерского мон-ря. М., 2002. С. 102; Гомаюнов С., свящ. Очерки истории вятской духовной школы. Вятка, 2005; Кустова Е. В. История вятского Успенского Трифонова мон-ря. Киров, 2012. Т. 1. С. 239-243; Буранок О. М. Рус. лит-ра XVIII в.: Петровская эпоха, Феофан Прокопович. М., 2013. С. 142.

http://pravenc.ru/text/2462465.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович (14.12.1862, Калуга - 26.02.1938, Леванто, Италия), писатель, лит. критик, драматург, публицист революционно-демократического направления. Сын прот. Валентина Амфитеатрова , от отца всегда был духовно далек, изобразил его черты в образе свящ. Маркела в романе «Дочь Виктории Павловны». Окончил гимназию в Москве (1881), юридический фак-т Московского ун-та (1885). Печатался с 1881 г., с 1882 г. работал журналистом, публиковал стихи, фельетоны, рассказы. А. В. Амфитеатров А. В. Амфитеатров В 1891-1899 гг. А. писал для «Нового времени» А. С. Суворина , но затем публично раскаялся в «охранительстве и национализме» и перешел на антигос. позиции, создал ряд сатирических статей, очерков, самым резким из к-рых стал фельетон «Господа Обмановы» (1902), где язвительно высмеивались члены династии Романовых, прежде всего св. мч. имп. Николай II . За это А. был подвергнут высылке в Минусинск, но затем, во внимание к заслугам его отца, переведен в Вологду и вскоре возвращен в С.-Петербург. С началом русско-япон. войны в 1904 г. А. выехал корреспондентом на Дальн. Восток, за публикацию статьи, в к-рой выступил против обвинений студентов Горного ин-та в прояпон. настроениях, вновь был выслан в Вологду с запрещением лит. деятельности. Летом 1904 г. А. покинул Россию, жил в Италии и Франции, общался с революционно настроенными эмигрантами, 16 мая 1905 г. посвящен в масоны в парижской ложе «Космос» (Серков. С. 62). Его сочувствие революционерам сказалось, в частности, в издании революционной газ. «Красное знамя» (1906-1907), в причислении к «святым отцам революции» М. А. Бакунина (тема лекции в Высшей рус. школе общественных наук), а также в создании антицерковного памфлета «Акафист Сергию Каменноостровскому и стихиры» (1906). В 1906-1916 гг., живя в эмиграции, А. активно печатался во многих российских периодических изданиях. После возвращения в Россию в 1916 г. продолжал антигос. выступления в печати, за что подвергся адм. высылке в Иркутск, откуда вернулся после февральской революции 1917 г. Октябрьскую революцию встретил враждебно, в 1921 г. бежал за границу, последние годы жизни провел в Италии, продолжая литературно-художественную деятельность.

http://pravenc.ru/text/114650.html

1 Учитывая то значение, который имеет Евхологий РГАДА БМСТ/ин. 132 (3092) для истории никоновской справы, было бы интересно подготовить качественное описание этой книги. С. Белокуров устанавливает время и место издания этой книги «из последнего листа, наклеенного на внутренней стороне второй половины переплёта» (Белокуров 1886, XXXIII). К тому же, вопреки прямой ссылке А. А. Дмитриевского (см. с. 14–15 настоящего издания), об Евхологии 1602 года ничего не говорится в фундаментальном каталоге Эмиля Леграна (Легран XV-XVIII). 2 О судьбе Служебника в XIX-XX веках см. Кравецкий, Плетнева 2001, 236; Кравецкий 2002, 176–180; Романский 1903; Никольский 1978. 5 В Егорьевске, где действовала миссионерская книжная лавка, полемика между старообрядцами и их противниками была весьма острой. См. И. С. 1905. 9 Экземпляры этого издания имеются в библиотеке Киевской духовной академии под знаком 13. XVII 8/253 и в библиотеке Троице-Сергиевой лавры, 22. 19 О дальнейшей судьбе славянского служебника см. Романский 1903; Кравецкий, Плетнева 2001, 236, 261–263; Кравецкий 2002. 22 Новые данные истории грамоты константинопольского патриарха Паисия к московскому патриарху Никону (отд. отт. из: Христианское чтение. 1881. 11–12.) и начатое большое исследование, обещающее громадный интерес для читателей, под заглавием «Московский печатный двор при патриархе Никоне » (в том же журнале: 1890. Ч. 1. С. 114–141; Ч. 2. С. 434–469; 1891. Ч. 1. С. 147–186; Ч. 2. С. 152–186.). Первая статья П. Ф. Николаевского появилась в свет под влиянием статьи И. Е. Троицкого «Грамота Константинопольского патриарха Паисия I к Московскому патриарху Никону» (отд. отт. из: Христианское чтение. 1881. 3–4. С. 304–308; 5–6. С. 591–595), упомянуть о которой считаем своим долгом ввиду её близкого отношения к рассматриваемому нами вопросу. 23 Статья: Как у нас правились церковные книги/Прибавление к творениям св. Отцев. Кн. IV. 1883. С. 514–574. 24 Имеем в виду брошюру профессора «К нашей полемике со старообрядцами» (Сергиев Посад, 1892; отд. отт. из журнала Московской духовной академии «Богословский вестник» за 1892 г.). Эта брошюра нашего почтенного историка и послужила для нас толчком к составлению настоящего этюда, так как многие из положений учёного профессора, по нашему мнению, требуют более обстоятельного, а подчас и иного освещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

БАРНАУЛЬСКАЯ 16(29)01.1937 14(27)07.1937 в/у БИЙСКАЯ 16(29)01.1937 14(27)07.1937 ШЛИССЕЛЬБУРГСКАЯ 19.11(02.12)1923 15(28)02.1928 в/у САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 12.1925 06.1926 ФЕОДОСИЙСКАЯ 05.1928 12(25)08.1928 Григорий Лисовский ЛУБНЕНСКАЯ 10.1921 ПОЛТАВСКАЯ 04(17)03.1927 Григорий Медиоланский ВЫБОРГСКАЯ 02.02.1867 21.08.1868 ПЕНЗЕНСКАЯ 21.08.1868 24.04.1881 Григорий Миткевич (Митькович) КАЛУЖСКАЯ 09.12.1851 13.04.1881 Григорий Орлов РОССОШАНСКАЯ, обн. 10(23)04.1933 19.09(02.10)1935 МИЧУРИНСКАЯ, обн. 19.09(02.10)1935 02(15)04.1938 Григорий Полетаев КОВНЕНСКАЯ 02.02.1891 21.11.1892 АСТАНАЙСКАЯ 21.11.1892 18.02.1895 ОМСКАЯ 18.02.1895 17.12.1900 ТАЛЛИННСКАЯ 07.05.1822 04.01.1826 КАЛУЖСКАЯ 04.01.1826 03.03.1828 РЯЗАНСКАЯ 03.03.1828 25.07.1831 ТВЕРСКАЯ 25.07.1831 01.03.1848 КАЗАНСКАЯ 01.03.1848 01.10.1856 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 01.10.1856 17.06.1860 НОВГОРОДСКАЯ 01.10.1856 17.06.1860 Св. Григорий Премудрый ЯРОСЛАВСКАЯ 14.03.1396 03.05.1416 Григорий Соколов КРАСНОСЛОБОДСКАЯ 11.07.1910 14(27)01.1922 в/у ПЕНЗЕНСКАЯ 20.05.1914 20.07.1914 в/у ПЕНЗЕНСКАЯ, паки 1918(?) 1919(?) Григорий Униат КИЕВСКАЯ 07.1442 Григорий Цамблак КИЕВСКАЯ 15.11.1415 14.10.1419 Григорий, кн. Чиковани ЦАИШСКАЯ 30.08.1814 15.11.1823 Григорий Чирков в/у МОЖАЙСКАЯ 28.08(10.09)1987 31.08(13.09)1987 МОЖАЙСКАЯ 31.08(13.09)1987 Григорий Чуков САРАТОВСКАЯ 01(14)10.1942 13(26)05.1944 в/у ВОЛГОГРАДСКАЯ 07.1942 02(15)05.1944 в/у АСТРАХАНСКАЯ в/у ТАМБОВСКАЯ 09.1943 01.1944 ПСКОВСКАЯ 13(26)05.1944 25.08(07.09)1945 в/у ТАЛЛИННСКАЯ 1944(?) 1945(?) в/у ПЕТРОЗАВОДСКАЯ в/у САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 25.08(07.09)1945 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ 25.08(07.09)1945 23.10(05.11)1955 в/у ПСКОВСКАЯ 25.08(07.09)1945 в/у НОВГОРОДСКАЯ в/у ТАЛЛИННСКАЯ, паки 1949(?) 1950(?) в/у ПЕТРОЗАВОДСКАЯ, паки 19.02(04.03)1949 23.10(05.11)1955 в/у ПСКОВСКАЯ, паки 08(21)10.1949 29.10(11.11)1954 в/у ФИНЛЯНДСКАЯ Григорий Яцковский МИЧУРИНСКАЯ 21.11.1908 13.12.1912 БАКИНСКАЯ 13.12.1912 13.09.1917 в/у ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ 09.09.1913 04.10.1913 ЕЛИСАВЕТПОЛЬСКАЯ 13.09.1917 17.11.1917

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2585        Кондаков Н.П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. Т. 1–2. Одесса, 1876; франц. пер.: Kondakoff N. Histoire de l’art byzantin considérée principalement dans les miniatures. T. 1–2. P.; Londres, 1886–1891; перепеч.: by B. Franklin. N.Y., 1970; рец.: Bayet C.//Byzantinische Zeitschrift. 1896. Bd. V. S. 191–195. 2587        Кондаков Н.П. Древняя архитектура Грузии. M., 1876 (Древности. Тр. ИМАО. Т. 6. Вып. 3); Kondakoff N. Les sculptures de la porte de Sainte-Sabine à Rome//Revue Archéologique. 1877. Vol. 33–34. P. 361–372; русский текст: Кондаков Н.П. Барельефы стол. по P. X.) деревянной двери базилики св. Сабины//Мир Кондакова… C. 115–132; Он же. Мозаики мечети Кахрие-Джамиси (Μον τς Χρας) в Константинополе. Одесса, 1881; Vues et antiquités du Sinaï par M. le Professeur Kondakoff et photographe J.X. Raoult. [Odessa, 1881]; Он же. Путешествие на Синай в 1881 году. Из путевых впечатлений: Древности Синайского монастыря. Текст и альбом. Одесса, 1882; Он же. Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии, составленная по высочайшему повелению/Груз. надписи прочитаны и истолкованы Д. Бакрадзе. СПб., 1890; Он же. Памятники христианского искусства на Афоне. СПб., 1902; Он же. Археологическое путешествие по Сирии и Палестине. СПб., 1904 (рец.: Millet G. М. le prof. Kondakov en Syrie et en Palestine//Revue Archéologique. 1905. 4, 5. P. 421–423); перепеч.: M., 2004; Он же. Иерусалим христианский: Исторический очерк и памятники//Правосл. богосл. энциклопедия. Т. 6. СПб., 1905. С. 483–570; Он же. Македония: Археологическое путешествие. СПб., 1909. 2588       Толстой И.И., Кондаков Н.П. Русские древности в памятниках искусства. Т. I–VI. СПб., 1889–1890. Франц. пер. первых трех томов: Kondakoff N., Tolstoï I., Reinach S. Antiquités de la Russie méridionale. T. 1–2. Paris, 1891–1893. 2592        Кондаков Н. П. Византийские эмали. Собрание A.B. Звенигородского: История и памятники византийской эмали. СПб., 1892; франц. пер.: Émaux byzantins. Collection A.V. Zvenigorodkoï: Histoire et monuments des émaux byzantins. F./M., 1892; нем. пер.: Byz. Zellen-Email-Sammlung A.W. Zvenigorodskoi: Geschichte und Denkmäler des byzantinisches Emails. F./M., 1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

282 Силоамская надпись, обнаруженная в 1880 г. в Иерусалиме, в туннеле, пробитом в скале при иудейском царе Езекии и соединившем источник Девы (Гихон) и Силоамскую купель, является одним из древнейших сохранившихся памятников древнееврейского письма. Шик был первым археологом, исследовавшим надпись. Полный перевод ее был осуществлен Ш. Клермоном-Ганно. Текст, датируемый 701 г. до Р. Х. (уцелели лишь нижние шесть строк), рассказывает о завершении строительства водовода. В 1891 г. камень с письменами (1,32 м в ширину и 0,21 м в высоту) был тайно вырублен из стены и разбит на куски, которые позже удалось собрать. В настоящее время находится в Музее Древнего Востока в Стамбуле. Слепки и оттиски надписи, подобные тем, который сделал для себя Антонин, известны в нескольких музеях Европы. 285 Мориц Петр Алексеевич (1818–15.11.1898) – секретарь императрицы Марии Александровны, посредник в передаче ее пожертвований архимандриту Антонину. Активный участник многих благотворительных проектов императрицы, один из создателей Императорского Общества любителей древней письменности. После смерти императрицы (1880) отошел от дел и вел замкнутую жизнь. 287 Имеется в виду Димитрианова Елизавета Ивановна – вдова полковника, постоянно проживавшая в Иерусалиме с сер. 1870-х гг. Другое обозначение в дневнике – «Экс-еврейка». 290 Священник из Кишинева, земляк члена Русской Духовной Миссии в Иерусалиме иеромонаха Вениамина. 294 Фекоридис (см. ниже правильно: Фокилидис) Иоанн (Fokilidis I.) – греческий богослов, археолог, палестиновед. 298 Последнее пожертвование императрицы Марии Александровны составило сумму в 161 фунт стерлингов, 5 шиллингов и 10 пенсов (письмо архимандрита Антонина к В. Н. Хитрово от 26 марта 1881 г.). Ср. неточное указание суммы по устной передаче в дневниковой записи от 3 февраля. 307 Текст надписи см.: Murphy-O’Connor J. The Holy Land. An Oxford Archaeological Guide from Earliest Times to 1700. Fourth edition, revised and expanded. Oxford; New York, 1998. P. 118. 308 Дюйсберг Иоганн Герман – коммерсант и банкир в Иерусалиме, представитель Паломнической миссии Св. Кришоны. После смерти Шпиттлера (см. выше примеч. 20) Совет Миссии в Базеле разделил бизнес последнего между Фрютигером (ему была поручена банковская деятельность) и Дюйсбергом (торговая деятельность). Дюйсберг был одним из постоянных поставщиков и благотворителей архимандрита Антонина.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

На людях, хорошо знавших А.В-ча и твердо его помнящих, лежит нравственный долг поделиться своими воспоминаниями об этом замечательном человеке. Чтобы избежать дробной цитации, приводим главнейшие источники: 1. Дневник А.В. Горского. Приб. к Тв. св. Отцов, кн. 34 и 35. Издан с пропусками, по большей части не оговоренными, и недостаточно тщательно. 2. Письма к А.В-чу митр. Филарета. Там же, кн. 29 и 30. 3. Письма Филарета архиеп. Черниговского. Там же, кн. 31, 33 и ,36. 4. Письма Евсевия Орлинского , архиеп. Могилевского. Там же, кн. 37. 5. Письма Протоиерея В.С. Горского и самого А.В-ча к Ф.А. Голубинскому, любезно сообщенные нам Д. Ф. Голубинским . 6. Некоторые письма и бумаги из архива А.В. Горского в библиотеке Московской Духовной Академии. 7. С.К. Смирнов, Воспоминания о покойном ректоре Моск. Дух. Академии А.В. Горском. Речь. Прав. Обозр. 1876, III. 8. С.К. Смирнов, История Моск. Дух. Академии. 9. П.С. Казанский, Из моих воспоминаний об А.В. Горском по поводу речи проф. С. Смирнова . Прав. Обозр., 1876, III. 10. Памяти о. ректора М. Д. Академии, протоиерея А.В. Горского. (Некролог и речи). Прав. Обозр. 1875, III. 11. Η.П. Гиляров-Платонов, Сборник сочинений, изд. под редакцией К.П. Победоносцева , т. II. 12. Η.П. Гиляров-Платонов, Из пережитого. 13. Н.И. Троицкий, Воспоминания о прот. А.В. Горском, по поводу трех его писем. Чт. в Общ. Люб. Дух. Просв., 1881, III. 14. (А.П. Смирнов) Из студенческого дневника. Воспоминания об А.В. Горском. Душ. Чт. 1891, III. 15. Гр. М.Вл. Толстой: а) Воспоминания, Р. Архив 1881 г. в) Воспоминания о моей жизни и ученьи в Сергиевом Посаде (18251830. Богосл. Вест. 1894, IV и с) Хранилище моей памяти, Душ. Чт. 1890. 16. Гр. А. Воскресенский, А.В. Горский. Слав. Обозрение 1892, 3. 17. А.Д. Беляев, А.В. Горский. М. 1877. 18. Арх. Григорий, К биографии ректора Моск. Дух. Академии А.В. Горского. Чт. Общ. Ист. и Др. 1875, III. 19. Гр. Дим. Н. Толстой, А.В. Горский. Биографический очерк. Р. Архив, 1875, 3. 20. Е.Н. Воронец, К воспоминаниям о скончавшемся в Бозе прот.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1997 Мы не можем, конечно, задерживать внимание читателя на этих фактах; но, если бы он заинтересовался указанным вопросом, мы отсылаем его к интересной и поучительной брошюре юриста Friedmann’a (Die wahren Lehren des Heinzschen Prozesses für Sitten und Rechtspflege. Berl. 1891), где на стр. 12, он найдёт и упомянутый нами в тексте Erlass императора Вильгельма Интересны также происходившие по этому поводу дебаты в нынешнюю сессию Рейхстага (см Vossische Ztg. 104 и след.). 1998 Напр., с 1-го декабря 1880 г. по 1-е декабря 1885 г. население Германии возросло на 1миллион.; но деревенское население за это время уменьшилось на 113.000 человек, тогда как городское, напротив, на 1.700.000 увеличилось. Всего яснее это ненормальное соотношение городского и деревенского населения можно проследить, напр., на маленькой саксонской провинции в 1834 г. её население состояло из 1.590.000, из которых 1.070.000 приходилось на деревни, и только 520.000 – на города; между тем как в 1885 г. из общего числа жителей 3.180.000 на города приходилось уже 1.340.000 против 1.840.000 сельского населения: следов., 20% сельского населения в Саксонии передвинулись в города, которые, т.е. в течение 50 лет возросли почти на 240 %, тогда как деревни только на 77%! См. брошюру Papst Leo XIII, Feldmarschal Moltke und ihre Bekämpfung der Sozialdemokratie. Berl. 1892. s. 21 – Много числовых данных этого рода у Бебеля (ниже). 1999 В 184 1 / 2 учебном году во всех германских университетах было 11 626 студ., а в 188 8 / 9 – 29 294. 2000 Интересно, что до 1881 г. число теологов в университетах постоянно убывало и упало с 2117 (за 194 1 / 2 г.) до 1780 (за 1876 г. – и почти до 1881); но потом начало быстро возрастать и теперь достигло значительной цифры 4(за 188 8 / 9 ). Кроме переполнения других факультетов Бебель указывает как на причину этого явления, на пробуждение религиозности в виду борьбы с социализмом (!). 2001 Вот некоторые из них: : 1) Die Freiheit: war’s,: wofür er sollte enden,– : Die Freiheit, die dereinstens wir vollenden

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИТТЕ Сергей Юльевич (17.06.1849, Тифлис - 28.02.1915, Петроград), граф, российский гос. деятель. Из семьи голл. происхождения, с XVI в. состоявшей на рус. службе и в 1856 г. получившей потомственное дворянство. Воспитывался в семье дяди ген. Р. А. Фадеева, военного историка и публициста, благодаря к-рому В. в юности усвоил славянофильский взгляд на рус. государственность. В 1866 г. В. сдал экстерном выпускные экзамены в Кишинёвской гимназии и поступил на физико-математический фак-т Новороссийского ун-та в Одессе, к-рый окончил в 1870 г. Работал в дирекции гос. Одесской железной дороги. Через год в чине коллежского секретаря перешел в канцелярию Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора. В 1874 г. назначен чиновником сверх штата в Департамент общих дел Министерства путей сообщения (МПС), одновременно проходил службу в разных должностях на Одесской железной дороге. 1 июля 1874 г. получил чин титулярного советника. В 1877 г. уволился из МПС и был назначен помощником управляющего по движению и начальником эксплуатации Одесской железной дороги. С 1880 г. начальник эксплуатации, с 1886 г. управляющий Юго-Западных железных дорог. В 1883 г. В. опубликовал соч. «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов». В 1881 г., после убийства народовольцами имп. Александра II Николаевича , В. направил письмо ген. Фадееву с предложением начать борьбу против «анархистов» и создать с этой целью законспирированную орг-цию. Письмо попало к имп. Александру III Александровичу . Весной 1881 г. с согласия власти была создана «Священная дружина», В. вызвали в С.-Петербург, где он принес присягу верности и был назначен главой «дружинников» в Киевском р-не. Из-за плохой организации и разнородного состава «Священная дружина» через год распалась, В. вышел из нее еще раньше. 10 марта 1889 г. он был назначен директором Департамента железнодорожных дел Мин-ва финансов и получил чин действительного статского советника. Являлся ведущим специалистом при составлении таможенного тарифа 1891 г., сыгравшего значительную роль во внешнеторговой политике России. 15 февр. 1892 г. назначен управляющим МПС, продолжил политику сосредоточения железных дорог в руках гос-ва путем выкупа частных дорог и казенного железнодорожного строительства. 30 авг. 1892 г. назначен управляющим Мин-ва финансов. 1 янв. 1893 г. получил чин тайного советника, был утвержден в должности министра финансов и назначен членом комитета Сибирской железной дороги. Во многом благодаря энергичным действиям В. была успешно завершена «таможенная война» с Германией: 29 янв. 1894 г. между Россией и Германией был подписан договор о торговле и мореплавании.

http://pravenc.ru/text/158868.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010