Мерано. Церковь Николая Чудотворца. Церковь при Русском Доме Карта и ближайшие объекты Русская церковь возникла в Южном Тероле в конце XIX в., когда эти земли входили в пределы Австро-Венгерской империи (были переданы Италии в 1918 г. в качестве военного трофея). В 1875 г. было учрежден Русский Комитет, существовавший на пожертвования его членов, преимущественно врачей, здесь практиковавших. Целью Комитета было оказание помощи больным соотечественникам, желающим пройти курс лечения в Мерано, одновременно предпологалось и строительство для них пансионата. Но так как россияне испытывали нужду и в правосланых богослужениях, то в 1884 г. Комитет обратился за разрешением к духовным властям в Петербурге об основании православного храма. Благословление было получено, и 21 (9) декабря 1884 г. в Мерано была освящена церковь во имя Николая Чудотворца, размещенная первоночально в наемном помещении, на вилле Стефани. Небольшая комната на вилле не вмещала всех прихожан и Комитет стал хлопотать об устройстве " настоящего храма " . Огромную роль в дальнейших событиях сыграла Надежда Бородина, дочь надворного советника, которая по завещанию оставила Русскому Комитету крупную сумму. Было решено приобрести у муниципалитета участок земли в Майя-Басса для строительства Русского Дома вместе с церковью. Здесь уже началось строительство двух вилл, и поэтому Комитету нужно было достроить виллы, возвести храм и разбить сад. Исполнение технических работ поручили инженеру Хуберу, а общее руководство - местному архитектору Тобиасу Бреннеру. Убранством Русского Дома занялись местные ремесленники, а некоторые картины, иконы, часть церковной утвари были заказаны в Москве. Сооружение Русского Дома им. Бородиной началось в 1895 г. и закончилось в 1897 г. Никольскую церковь разместили в верхнем этаже двухэтажного флигеля, увенчав ее куполом русской формы и " русским " крестом. Торжественное освящение нового русского храма состоялось 15 (3) декабря 1897 г. Регулярная жизнь меранских курортников раз и навсегда оборвалась в 1914 г. Весной того года иеромонах Алексий, по установившимся правилам , отбыл в родную Александро-Невскую Лавру с тем, чтобы вернуться осенью. Но этого не произошло, вспыхнула война, и Австро-Венгрия, и Россия оказались во вражеских станах. Русский Дом опустел, чтобы в начале 1920-х годов наполниться новой категорией россиян - беженцами. В настоящее время русских курортников в Мерано нет. Службы в церкви проводились эпизодически священниками Московского Патриархата. И только совсем недавно в 2006 г. появился настоятель, который духовно окормляет Меранскую общину.

http://sobory.ru/article/?object=09540

Павловский Посад. Церковь Воскресения Словущего. Карта и ближайшие объекты В центре Павловского Посада, на берегу р. Вохны, одиноко стоит высокая колокольня. На её верхнем, четвёртом ярусе установлены часы с боем. Это всё, что осталось от трёхпрестольного, с приделами святого великомученика Дмитрия Солунского и преподобного Сергия Радонежского (в трапезной) Воскресенского собора. Впервые о Воскресенской церкви упоминается в 1665 году Каменный же храм был выстроен в 1703 году. В начале он был очень небольшой и невысокий, с острой четырехскатной крышей и одною малою главкою, с одноярусной невысокой колокольней. Наружный вид этого храма в первый раз изменился в 1838-1839 гг., при церковных старостах Аниките Петровиче Нырнове и Андрее Семеновиче Лабзине: была построена настоящая колокольня. Второе изменение наружного вида храма последовало в 1850 году, когда он был возвышен накладкою стен и купола, на котором устроено 5 глав. Еще большая перемена в наружном и внутреннем виде храма произошла в 1860 году, когда при церковном старосте Василие Ивановиче Грязнове на месте малого прежнего Воскресенского алтаря построен настоящий обширный, а придельные алтари перенесены в одну линию с настоящим и расширен храм в южную и северную стороны по 15 аршин. Такое же изменение произошло и в 1875 г., когда при церковном старосте Якове Ивановиче Лабзине был устроен второй купол на трапезе с изменением типа ее крыши. Внутреннее благоустройство и украшение храма шло также последовательно, как и внешнее. Воскресенский храм по своему благоустройству и благолепию может считаться одним из лучших провинциальных храмов. В 1899 году начались работы по реставрации стенной живописи, которая заменялась дорогою художественною и исполнялась известным художником Я.Е. Епанешниковым. Храм закрыли ещё в 1920-х гг. Последним настоятелем был о. Николай Русинов, В то время гонениям подвергалось не только само духовенство, но и члены семей священнослужителей. Сын о. Николая, Иван, отсидел 10 лет в Соловецком лагере. Сразу после закрытия храм начали разрушать. Из кирпича его ограды в 1926 г, построена баня, В 40-х гг. XX в. подгнили перекрытия и провалился купол, после чего были разобраны и стены. Рядом с колокольней - каменный столбик-часовенка, обозначающий место, где находился алтарь первой деревянной церкви, построенной ещё святым благоверным князем Дмитрием Донским. При храме на средства Кирилло-Мефодиевского общества содержалась церковно-приходская школа (с 1905 г. двухклассная смешанная), директором которой был протоиерей Павел Доброклонский. В ней преподавал псаломщик собора Тихон Михайлович Троицкий (автор книги о павловопосадских храмах). Когда церковно-приходская школа была преобразована в женскую прогимназию, Закон Божий в ней вёл о. Илья Попов. Церковными старостами были самые уважаемые в городе люди, творцы знаменитых павловских платков Василий Иванович Грязнов и Яков Иванович Лабзин.

http://sobory.ru/article/?object=00567

Разделы портала «Азбука веры» Впервые публикуется фрагмент библейско-богословского труда преподобномученика архимандрита Неофита (Осипова) «Мысли о стыде». Во вступительной статье дается характеристика экклезиологической позиции автора в период церковных разделений конца 1920–1930х гг. и обозначается круг волновавших его в это время богословских вопросов, на основании труда о. Неофита формулируется ряд положений православного библейского учения о нравственной категории «стыд». Вступительная статья О.И. Хайлова «Мысли о стыде» — библейско-богословский труд преподобномученика архимандрита Неофита (Осипова), который с 1918 по 1922 г. был секретарем Святейшего Патриарха Тихона, а все последующие годы провел в заключении и изгнании. «Мысли о стыде» были написаны о. Неофитом в сибирской ссылке в 1928–1930 гг., как следует из титульного листа машинописи 1 . Ниже публикуются две первые главы из первой части «Мыслей о стыде». Канва жизни о. Неофита в общем известна. Николай Александрович Осипов, как звали его в миру, родился 9 мая 1875 г. в г. Августове Сувалкской губ. в семье отставного военного фельдшера. В Холмской семинарии его наставником был будущий Святейший Патриарх Тихон. На последнем курсе Санкт-Петербургской академии Николай принял монашеский постриг и сан иеродиакона. По окончании академии в 1901 г. был рукоположен во иеромонаха и назначен преподавателем в Холмскую семинарию. В 1902–1903 гг. служил в Пекинской духовной миссии, по возвращении в Россию был смотрителем Тихвинского духовного училища, а с 1905 г. — ректором Самарской семинарии. После покушения на него воспитанником был переведен в Волынскую семинарию. С 1911 г. входил в Учебный комитет при Святейшем Синоде, а с 1912 г. — в Санкт-Петербургский Духовный цензурный комитет. В 1917 г., оставив должности по несогласию с деятельностью обер-прокурора Святейшего Синода В. Н. Львова, о. Неофит жил в Александро-Невской лавре в Петрограде. Вскоре он был приглашен в Москву Святейшим Патриархом Тихоном на должность секретаря. Поместный Собор 1917–1918 гг. назначил о. Неофита председателем комиссии для издания Православного месяцеслова, служб всем русским святым и лицевых святцЕв.В 1922 г. о. Неофит был арестован на Троицком подворье в Москве. Одновременно там же было арестовано 44 человека, 19 из которых отпустили практически сразу, остальных — после проведения следствия. И только о. Неофит получил наказание в виде ссылки на три года в Зырянский край. С 1928 г. он находился в ссылке в Сибири, был лишен права проживания в ряде городов и областей, и в 1933 г. переехал в г. Углич. В 1934 г. он жил в Московской обл., где в 1935 г. был арестован и приговорен к пяти годам ИТЛ. 10 октября 1937 г. был арестован в Антибесском отделении Сиблага и 3 ноября расстрелян 2 .

http://azbyka.ru/biblejsko-bogoslovskij-...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 21 июня (4 июля) Священномученик Алексий Скворцов Священномученик Алексий родился 9 февраля 1875 года в селе Велино Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Петра Скворцова. В  1895 году Алексей окончил Московскую Духовную семинарию и в 1897 году был назначен псаломщиком к церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ивановском женском монастыре в Москве. 5 марта 1898 года он был рукоположен во диакона, а в 1917 году – во священника к той же церкви. В 1920 году он был награжден камилавкой. После того как монастырь в 1918 году во время гонений на Русскую Православную Церковь был закрыт безбожниками, а монашеские кельи превращены в камеры для политических заключенных, монастырский храм в честь Иоанна Предтечи был обращен в приходской; отец Алексий служил в нем до его закрытия, а затем, с конца 1926 года стал служить в Успенской церкви в поселке Гжель Бронницкого уезда . В 1929 году был арестован священник, служивший в храме Архангела Михаила в расположенном неподалеку от Гжели селе Загорново, и церковный совет пригласил отца Алексия служить к себе, с этого времени он поселился вместе с семьей в селе Загорново. В начале 1930-х годов Раменское отделение ОГПУ стало искать предлог, чтобы арестовать священника. В 1928 году в селе Загорново был организован колхоз, председателем которого был назначен крестьянин, хорошо знавший односельчан и местные условия, и колхоз довольно успешно стал заниматься хозяйственной деятельностью, но в 1931 году райком партии прислал из города другого председателя, после чего началось разрушение и разграбление хозяйства: новый председатель смотрел на колхоз как на временно данную ему крепостную вотчину. Крестьяне посему стали проявлять недовольство и выходить из колхоза. Председатель, чтобы оправдать свой неуспех, распространил слух, что кулаки будто бы задумали убить его и других советских руководителей; привлеченные к расследованию сотрудники ОГПУ написали: «В селе Загорново... со стороны организовавшейся группы, в состав которой входила кулацко-зажиточная часть деревни под руководством местного попа Алексея Петровича Скворцова, велась явная антисоветская агитация, направленная к срыву политхозкампаний, проводимых советской властью на селе, такие как хлебозаготовки, коллективизация, заем и так далее... Со стороны означенной группировки подготовлялось совершение террористического акта путем убийства местного актива деревни» .

http://fond.ru/foto/511/Aleksiy/

Родился в 1875 или 1876 г. в семье священника Харьковской губ. Волковского уезда с. Мерчака Феодосия Мухина. В 1896 г. окончил курс Харьковской духовной семинарии по 2-му разряду; в том же году определен старшим учителем женской второклассной школы. В 1899 г., в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, рукоположен во диакона, а через четыре дня – во иерея. Первым местом его служения была станица Староджерелиевская Таманского отдела Кубанской обл. Через год перешел служить в станицу Анастасиевскую Темрюкского отдела. В начале 1920-х гг. был сослан в Зырянский край, где близко познакомился с митрополитом Кириллом (Смирновым), епископом Афанасием (Сахаровым) , архимандритом Неофитом (Осиповым). Связь поддерживали и после окончания срока ссылки. В 1930 г. сослан в Казахстан. С 1932 г. служил в Актюбинске. О чуде, которое совершилось с этим ревностным, молитвенным священником, говорит в одной из проповедей митрополит Николай (Могилевский) : «Есть один старенький батюшка, отец Василий Мухин из Актюбинска, большой друг отца Архимандрита, и вот он описал в письме к нему и ко мне, что с ним произошло около месяца тому назад. Вызвали его на требу. Надел он свой большой тулуп, валенки и пошел. Совершил что надо. Возвращаясь домой, пошел не по мостику, а через полотно железной дороги, по которому маневрировал поезд. Незаметно для себя очутился он сперва под паровозом, а затем над ним прошел и весь состав. Его заметили, начали кричать: «Человек под поездом!» Остановили поезд, и вылез он из-под него совершенно невредимый, даже на тулупе ни одной царапинки не было. А вы ведь знаете, сколько под паровозом всяких рычагов, крючьев, как легко там могли они его зацепить и втянуть под самые колеса! Он долго не мог прийти в себя от пережитого. Кто же его сохранил невредимым в такой беде? – Конечно, Божия Матерь, потому что он имел обыкновение неуклонно каждую пятницу служить Ей всенощную, а в субботу утром читать акафист перед иконою Ея «Нечаянная Радость». Трудно выразить его благодарность Царице Небесной за такое избавление от внезапной смерти. Оно и произошло как раз с пятницы на субботу». Скончался в 1962 г., похоронен в Киеве 856 . 1. 1 января 1958 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Славковичи. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенский храм Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Славковичах построен в 1810 году. В храме было три престола: центральный во имя Успения Пресвятой Богородицы, и приделы Пресвятой Троицы и в честь Собора Иоанна Предтечи, разрушенный большевиками. В 1920-е годы он был закрыт, во время Великой Отечественной войны фашисты устроили в нем конюшню, а позже открыли для богослужения, по преданию, священник Успенского храма был ими убит. С 1954 года в Успенском храме возобновил богослужение отец Евгений Степанов. Погост Славковичи церковь Успения Божией Матери Дата строительства церкви неизвестна, в 1810 году прихожанами построен придел в честь Святого Иоанна Предтечи, в 1811 году построен придел в честь Святой Живоначальной Троицы. Придел Святого Иоанна Предтечи на средства прихожан расширен в 1890-1893 годах, вновь освящен 7 ноября 1893 года. Церковь и колокольня построены из камня. Колокольня построена отдельно от храма, в 1834 году она пострадала от пожара, но исправлена старанием прихожан. На колокольне было восемь колоколов. Первый колокол весил 101 п., имел надпись: «Лит сей колокол в С.-Петербурге на заводе мастера купца Стуколкина в 1863 году в церковь Успения Божией Матери Славковского погоста усердием прихожан и церковного старосты Ивана Емелианова при священниках Василии Цветкове, Василии Светлове, Иакове Аполинском и диаконе Алексии Яснецком». На третьем колоколе имелась надпись: «Слава Богу Великого Царя и Государя Великого Князя Ивана Васильевича, при архиепископе Нова-Града и Пскова Владыке Серапионе». Остальные колокола надписей не имели, известен вес пятого колокола - 20 п. 34 ф., и шестого колокола - 17 п. 13 ф. Престолов в церкви было три. Главный престол - во имя Успения Божией Матери, правый придел - во имя Собора Святого славного пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, левый придел - во имя Пресвятой Троицы. Возле церкви находилось кладбище. В приходе было двенадцать часовен. При церкви находилась каменная Владимирская часовня, построенная в 1865 году прихожанами, остальные часовни были деревянными. В полуверсте от церкви находилась Пятницкая часовня с колодцем; при деревне Крюково - Дмитриевская часовня; в деревне Голубово - Георгиевская часовня; в деревне Дарицы - Пятницкая; в деревне Петли - Борисо-Глебская; в деревне Ольхово - Петропавловская часовня; в деревне Авчух - Троицкая; в деревне Боровики в 1875 году построена Власиевская часовня; в деревне Сумско - Пятницкая часовня на кладбище; в деревне Козибор - Борисо-Глебская; в деревне Молонец - Никандровская часовня.

http://sobory.ru/article/?object=14714

Троицкое. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты До 1862 года на месте каменного стоял деревянный храм, построенный в 1720 году, уже тогда освященный во имя Пресвятой Троицы. Информация сайта Русские Церкви Храм построен в 1862 г., закрыт в 1920-е гг., вновь открыт в 1989 г. Ремонтно-восстановительные работы велись с 1989 по 2012 гг. Храм является памятником истории и культуры XIX в. http://hram-troitskoe.cerkov.ru/ Церковь Троицы Живоначальной — православный храм Липецкой и Задонской епархии Липецкой митрополии. Расположена в селе Троицкое Липецкого района Липецкой области. Троицкое возникло в 1630-е годы. В Переписной книге 1646 года упоминается как слобода при селе Романово Городище (ныне село Ленино). Тогда в этой слободе уже была Троицкая церковь, поэтому позже село стало называться Троицким. В окрестностях села археологами найдены стоянки древнего человека, относимые к эпохе бронзового века. До 1928 года село территориально входило в состав Липецкого уезда Тамбовской губернии. До 1862 года на месте каменного стоял деревянный храм, построенный в 1720 году, уже тогда освященный во имя Пресвятой Троицы. В документах Тамбовской епархии 1876 года отмечено: «Троицкая церковь бывшаго города Романова, построена в 1862 году тщанием прихожанъ; престол один, главная, при ней въ томъ же г. Романове Николаевская церковь (ныне утрачена – прим. адм.), Рождество Богородицкая (ныне село Ленино – прим. адм.), Архангельская (ныне село Хрущевка – прим. адм.). В 1876 году в штате Троицкого храма числились: настоятель Гавриил Васильевич Голубев (священник 2 разряда, рукоположен в 1834 году), помощник настоятеля Иван Трофимович Чижов (священник 2 разряда, студент семинарии, рукоположен в 1858), Димитрий Автономович Андреевский (священник 2 разряда, рукоположен в 1840 году), Михаил Иванович Иванов (сверхштатный священник 2 разряда, рукоположен в 1868). Прихожан в слободе в это время насчитывалось 1196 душ мужского пола и 1204 женского пола. Храму принадлежало 66 десятин пахотной и сенокосной земли. Церковным старостой Троицкой церкви числился государственный крестьянин Загорский (с 1875 года). В 1893 году штат Троицкого храма состоял из: настоятеля (священник Михаил Петрович Баталин, 47 лет, рукоположен 2 марта 1868 года, награжден скуфьей), диакона (Феодор Канинский, окончил курсы семинарии, рукоположен в 1892 году) и двух псаломщиков (Евтихий Стефанович Пальмин, 33 года и Николай Васильевич Благодаров, 25 лет, домашнее образование). В земской школе села в конце XIX века обучалось 94, а в школе грамотности – 20 человек. Земли у церкви отмечено 40 десятин, душ мужского пола – 1330, в обществе трезвости – 73 человека.

http://sobory.ru/article/?object=17341

Няндомская Основана в 1929 г. Именование – по г. Няндома (Архангельская область). Вологодское викариатство. 16(29)01.1929 16(29)07.1931 Няндомская, обн. Основана в 1930 г. Именование – по г. Няндома (Архангельская область). Архангельское викариатство. Упразднена в 1931 г. 14(27)03.1930 29.01(11.02)1931 Николай Смирнов Овручская Основана ок. 1924 г. (?) Именование – по г. Овруч (Житомирская область УССР). Житомирское викариатство. Возобновлена 09(22)07.1993 как самостоятельная (выделена из Житомирской епархии). Именовалась: Овручская; с 09(22)07.1993 – Овручская и Коростеньская. Викарная кафедра: Брусиловская. ( 09(22)07.1993 Одесская Основана 09.05.1837 (выделена из Екатеринославской епархии). Изначально именовалась Херсонской, но кафедра пребывала в Одессе. К новообразованной епархии были приписаны земли между рр. Буг и Днестр с уездами Одесскими, Тираспольским и Ананьевским, приписанные в 1812 г. к Кишиневской епархии. На вновь сформированную епархию был переведен опытный администратор – еп. Гавриил Розанов (б. Екатеринославский). Именовалась: Херсонская и Одесская; с 1853 г. – Херсонская и Таврическая; с 16.11.1859 – Херсонская и Одесская, паки; с 1946 г. – Одесская и Кировоградская; с 17(30)10.1947 – Херсонская и Одесская, в 3-й раз; с 27.08(09.09)1976 – Одесская и Херсонская; С 30.01(12.02)1991 – Одесская и Измаильская. Викарные кафедры: Одесская, Мелитопольская, Новомиргородская, Белгород-Днестровская, Кировоградская, Николаевская, Тираспольская, Ананьевская, Николаевская, Новомиргородская (?), Криворожская, Славянская. (Слисок иерархов составлен по месту реального нахождения их кафедры.) 09.05.1837 01.03.1848 Гавриил Розанов 01.03.1848 26.05.1857 11.06.1857 02.10.1874 02.10.1874 16.11.1875 16.11.1875 01.03.1877 25.04.1877 04.02.1882 Платон Городецкий 20.02.1882 14.11.1883 12.12.1883 27.12.1890 12.01.1891 09.06.1893 Сергий Ляпидевский 03.09.1893 26.03.1905 26.03.1905 03.02.1913 02.1913 22.12.1913 08.12.1913 09(22)02.1918 1920(?) 03(16)05.1921 01(14)06.1923 13(28)12.1923

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРАБМАНН [нем. Grabmann] Мартин (5.01.1875, Винтерцхофен, В. Пфальц — 9.01.1949, Айхштетт), нем. католич. теолог и философ, медиевист, исследователь средневек. философии. Начальное образование получил в гуманитарной гимназии в Айхштетте. С 1893 г. обучался в теологическом ин-те еп-ства Айхштетт, по окончании к-рого 20 марта 1898 г. рукоположен во пресвитера. В 1900–1902 гг. продолжил учебу в коллегии св. Фомы в Риме, где получил степени д-ра философии и теологии. По возвращении в Айхштетт служил в приходах еп-ства, с 1906 г. преподавал догматическое богословие в Айхштеттском теологическом ин-те. В 1913–1918 гг. занимал должность профессора христ. философии в Венском ун-те. С 1918 г. профессор догматического богословия в Мюнхенском ун-те. В 1920 г. избран членом Баварской АН с включением в состав исторической комиссии и центральной дирекции по изданию «Monumenta Germaniae Historica». В 1921 г. папой Римским Бенедиктом XV возведен в сан прелата папского двора. С 1924 г. возглавлял издание сб. «Beiträge zur Geschichte der Philosophie im Mittelalter», переименованного по его инициативе в «Beiträge zur Geschichte der Philosophie und Theologie des Mittelalters» (Документы к истории философии и теологии средних веков). В 1930 г. избран членом папской академии св. Фомы Аквинского, с 1934 г.— членом-корреспондентом Прусской АН. В 1939 г. прекратил преподавательскую деятельность в связи с закрытием нацистами теологического фак-та Мюнхенского ун-та, к-рую возобновил по окончании второй мировой войны, член-корреспондент Австрийской АН (с 1948). Значительное влияние на становление взглядов и интересов Г. оказал один из представителей нем. неотомизма — проф. Ф. фон Паула Морготт,— под рук. к-рого в 1903 г. Г. начал работу над первой монографией, посвященной учению Фомы Аквинского о Церкви (Die Lehre deshl. Thomas von der Kirche als Gotteswerk). Во время учебы в Риме Г. познакомился с историком схоластики, префектом Ватиканской б-ки пресв. (впосл. кардинал) Франциском Эрлем, побудившим его к углубленным исследованиям не только томизма, но и всей средневек. философии и теологии.

http://pravenc.ru/text/531115.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Г. Джанашвили. Фотография. 40-е гг. XX в. [груз. ] Моисей (Мосе) Георгиевич (19(31).03.1855, с. Кахи Закатальского окр. Тифлисской губ., ныне г. Гах, Азербайджан - 19.04.1934, Тифлис), груз. историк, филолог, педагог. Род. в бедной крестьянской семье. Отец Д. в юности находился на службе у султана Илису (территория совр. Гахского р-на Азербайджана, груз. историческая обл. Саингило), позже вместе с семьей перебрался в Тифлис, принял крещение, участвовал в миссионерских поездках в Саингило. Д. учился в приходской школе с. Кахи (1865-1868), затем в Закатальском ДУ (1868-1872) и Тифлисской ДС. С 1875 г. преподавал исторические и филологические дисциплины, в т. ч. в Тифлисском ДУ (1878-1901), жен. уч-ще св. Нины и 5-й жен. гимназии Тифлиса (1909-1917), Тифлисском политехническом ин-те (с 1920). Участвовал в разработке груз. учебников: в 1884 г. в Тифлисе был издан его учебник по истории Грузии, в 1906 г. вышла в свет «Грузинская грамматика», где значительное внимание уделялось этимологии груз. лексики с привлечением мегрело-сванских корней, а также синтаксису, грамматике и стилистике груз. стиха. С 1888 г. работал в Церковном музее Тифлиса (в 1898-1926 директор), в 1897 г. избран членом Тифлисского музейного комитета. Продолжал работу по изучению и описанию рукописей, начатую его предшественником Ф. Жордания . В рукописном фонде музея Д. обнаружил мн. произведения груз. оригинальной лит-ры. Он составил и выпустил (1898, 1899) 1-е каталоги рукописей и грамот музея с описанием 484 рукописей и 994 грамот. С 1902 по 1914 г. Д. и Жордания описали и издали каталоги всего рукописного фонда Церковного музея: в 2-томнике 1902 г. было описано 800 рукописей, в 3-м т. (1908) - 240, в каталоге 1914 г.- 68. В 1916 г. Д. опубликовал итоговую работу о содержании фондов музея. Д. занимался изучением сб. груз. летописей Картлис Цховреба (КЦ) и древней груз. историографией. 21 мая 1906 г. в тифлисском магазине торговца древними рукописями Г. Майсурадзе Д. обнаружил список КЦ XVIII в., ставший известным в научной лит-ре как «рукопись Джанашвили». Текст содержал историю Грузии XIV - нач. XVIII в., изложенную неск. авторами по заказу груз. царя Вахтанга VI Законодателя (джанишин Картли в 1703-1712, царь - в 1716-1724). Д. назвал хронику «Новая Картлис Цховреба», исследовал и опубликовал текст в своих «Трудах» (1907). В 1904 г. он издал «Географию Грузии» Вахушти Багратиони (Батонишвили), также входящую в свод КЦ.

http://pravenc.ru/text/171813.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010