Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛЬСКИЙ Василий Серафимович (дек. 1839, г. Моршанск Тамбовской губ.- до 1913, Тамбов (?)), прот., регент, учитель церковного пения. Род. в семье причетника и ктитора моршанской Вознесенской ц. Окончил Тамбовское ДУ. Еп. Тамбовский и Шацкий Макарий (Булгаков) назначил его помощником регента архиерейского хора (с 1859); впосл. Н. являлся регентом этого хора (1870-1886 или 1887). 3 мая 1868 г. еп. Тамбовским и Шацким Феодосием (Шаповаленко) рукоположен во диакона Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Тамбова, в 1871 г. перемещен в Знаменскую ц., в 1874 г. уволен за штат. Для рукоположения во иерея в 1878 г. сдал экзамен в Тамбовской ДС на знание богословских предметов; рукоположен в том же году. Педагогическая деятельность Н. в должности учителя церковного пения проходила в ряде учебных заведений Тамбова: в епархиальном женском уч-ще (февр.-нояб. 1864), в Александринском ин-те благородных девиц (1869-1874, 1876-1887), в мужской и министерской женской гимназиях (1876-1877), в 1-м приходском уч-ще (до авг. 1886). Как регент архиерейского хора Н. первым в Тамбове с 80-х гг. XIX в. проводил духовные концерты. В 1881 г. архиерейский хор вместе с солистом Большого театра уроженцем Тамбова баритоном К. Алелековым исполнил фрагменты оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки . 11 дек. 1883 г. концерт хора был приурочен к 50-летию публичного исполнения национального гимна «Боже, царя храни» А. Ф. Львова (программа состояла из произведений этого композитора). В ж. «Искусство» сообщалось и о проведенном Н. 28 марта 1884 г. духовном концерте. В концертах архиерейский хор под упр. Н. исполнял духовные сочинения Д. С. Бортнянского , А. Т. Данилевского , Львова, Ю. Н. Голицына , можно предположить, что и самого Н. В 1887 г. Н., будучи священником Архидиаконо-Стефановской ц. и регентом Тамбовского архиерейского хора, согласно его прошению, был перемещен в Таврическую епархию (Тамбовские ЕВ. Ч. офиц. 1887. 3 (1 февр.). С. 53).

http://pravenc.ru/text/2566202.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Иаков» найдены статьи: ИАКОВ (Данилов; 1892 - 1918), инок, прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ один из патриархов ветхозаветных, родоначальник 12 колен Израилевых (пам. в Неделю св. отец и в Неделю св. праотец) ИАКОВ († 62/63), брат Господень, ап. от 70, сщмч. (пам. 23 окт., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов, в Неделю по Рождестве Христовом; пам. зап. 1 мая) ИАКОВ († сер.- 2-я пол. XV в..), прп. Брылеевский, Железноборовский (пам. 11 апр. и 23 янв.- в Соборе Костромских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ИАКОВ Радонежский (XIV в.), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), один из первых насельников Троице-Сергиева мон-ря ИАКОВ Соловецкий, Костромской († после 1607), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИАКОВ (Поспелов Василий Иванович; 1818 - 1896), архим., прп. (пам. 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ИАКОВ Иванович Алфёров (1878-1938), свящ., сщмч. (пам. 26 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Самарских святых) ИАКОВ Иванович Архипов (1888-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 авг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ Иванович Бобырёв (1883-1937), свящ., сщмч. (пам. 4 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ Яковлевич Бойков (1896-1943), свящ., сщмч. (пам. 6 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ Иванович Бриллиантов (1871-1937), свящ., сщмч. (пам. 19 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИАКОВ Иванович Гусев (1887-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 дек., в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/Иаков.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений: 1918 - 1941 АЛФЕЙ Анатольевич Корбанский (1871 (по другим данным 1873) – 1937), сщмч. (пам. 24 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), диак. АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АМВРОСИЙ (Астахов Алексей Аникеевич; 1860–1937), архим. , прмч. Московский(пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АМФИЛОХИЙ (Скворцов Александр Яковлевич;1885 - 1937), еп. Красноярский и Енисейский, сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАСТАСИЯ Степановна Бобкова (1890 – 1938), прмц. (пам. 23 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), послушница АНАСТАСИЯ Петровна Титова (1873 – 1937), прмц. (пам. 4 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушница АНАСТАСИЯ (Камаева Анастасия Леонтьевна; 1879-1937), мон., прмц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАСТАСИЯ († 1922), мц., (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНАСТАСИЯ Алексеевна Лебедева (1899 - между 1941 и 1945), мц. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) АНАТОЛИЙ Ананьевич Бержицкий (1873-1937), свящ., сщмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121838_4.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь Заграницей (1921/23 -2007; 2007 -). Епископат АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 1873-1965), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ ВЕНЕДИКТ (Бобковский Василий; 1876 - 1951), архиеп. Берлинский и Германский Русской Православной Церкви за границей ВИТАЛИЙ (Максименко Василий Иванович; 1873 - 1960), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ВИТАЛИЙ (Устинов Ростислав Петрович; род. 1910), митр., бывш. первоиерарх Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ГАВРИИЛ (Чепур[а] Григорий Маркеллович; 1874 - 1933), архиеп. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ГРИГОРИЙ (Граббе Юрий (Георгий) Павлович; 1902 - 1995), еп. бывш. Вашингтонский и Флоридский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) ДИМИТРИЙ (Вознесенский Николай Федорович, 1871 - 1947), архиеп. Хайларский, церковный писатель, богослов, педагог ЕВЛОГИЙ (Георгиевский Василий Семенович; 1868 - 1946), митр., экзарх Западноевропейского Экзархата русских православных приходов ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 1861 - 1945), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви ИЕРОНИМ (Чернов Иван Иванович; 1878 - 1957), архиеп. Детройтский и Кливлендский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) ИЛАРИОН (Капрал Игорь Алексеевич; 1948-2022), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей> (РПЦЗ) ИОАНН (Максимович Михаил Борисович; 1896-1966), архиеп. Западноамериканский и Сан-Францисский, Шанхайский Русской Православной Церкви за границей, свт. (пам. 19 июня и 29 сент.) ИОАНН [ассир. Мар Юханнан] (Шлеман (Геваргизов) Моисей; 1857-1962), еп. Урмийский и Салмасский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) ИОАНН-НЕКТАРИЙ (Ковалевский Евграф Евграфович; 1905-1970), бывший еп. Сен-Денийский РПЦЗ, основатель и первоиерарх Французской Православной Церкви галликанского обряда

http://pravenc.ru/rubrics/133526.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор святых Архангельской митрополии АЛЕКСАНДР Сергеевич Державин (1864 – 1933), свящ., исп. (пам. 12 марта в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНТОНИЙ (Быстров; 1858-1931), архиеп. Архангельский и Холмогорский, сщмч. (пам. 3 июля и в Соборе новомучеников и Церкви Русской и в Соборе Архангельских святых) АНТОНИНА Брянских (10 июня 1891, Иркутск – 9 января 1938, Архангельск), мученица (пам. 27 декабря, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедиков Церкви Русской) ЛЕОНИД (Молчанов Лев Петрович; 1872-1918), игумен, преподобномученик (пам. 31 окт., в Соборе Святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской ЛЕОНИД (1551 (?) - 1654), прп. (пам. 17 июля, в Соборе Архангельских святых, в Соборе Вятских святых, Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых), основатель Леонидовой Усть-Недумской в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мужской пустыни ЛОНГИН († 10.02.1540), игумен, прп., Коряжемский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе святых Архангельской митрополии) ЛУКА (Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович 1877 - 1961), архиеп. Симферопольский и Крымский, ученый-медик, духовный писатель, священноисп. (пам. 29 мая, 5 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборах Архангельских, Крымских, Красноярских, Курских, Ростово-Ярославских святых) МАКСИМ (Попов Мефодий Григорьевич; 1876-1934), иером., прмч. (пам. в Соборе Архангельских святых, в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Петрович Горбунов (1878 - 1938), свящ., сщмч. (пам. 22 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Иванович Викторов (1871-1933), прот., священноисп. (пам. 29 марта, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/2423716.html

Нейво-Шайтанский. Церковь Петра и Павла. Сусанская Петро-Павловская церковь Карта и ближайшие объекты Каменный трехпрестольный храм в поселке Нейво-Шайтанский (бывший Сусанский завод) заложен был более двухсот лет назад, в 1797 году. Храм строился на средства заводовладельцев Яковлевых. В 1936 гду храм был закрыт, после войны, в 1947 году вновь открылся. А в 1962 году богослужения по распоряжению властей были вновь прекращены, и в молитвенном здании долгое время располагался детский сад. В 1990-м в Нейво-Шайтанском была восстановлена община. (По материалам ИА Екатеринбургской епархии) В 1750 году была заложена в заводе деревянная церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, которая, по окончании постройки, в 1754 году была освящена. В 1797 году вместо деревянной была заложена каменная двух-престольная церковь. По окончании устройства придельнаго храма во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы храм сей в 1812 году Мая 27 дня освящен. Дело о постройке каменной церкви в заводе продолжалось до 1820 году, когда окончен постройкой главный храм во имя апостолов Петра и Павла. Третий придельный храм во имя святого благовернаго князя Александра Невскаго был заложен в 1871 году, а освящен в 1878 году. В 1880 – 1881 годах все приделы храма внутри были отштукатурены и украшены стенною живописью, а в главном приделе был устроен новый иконостас в пять ярусов с 32 иконами, украшенный золотою резьбою, имеющий вышину 6 сажень 2 аршина и ширину 4 сажени. В храме есть особо чтимыя народом иконы: 1) Почаевской Божией Матери, писанная масляными красками на деревянной доске в женском монастыре города Туринска 2) икона Афонская Божией Матери, писанная в Афонском Андреевском ските на кипарисной доске. При церкви устроены для квартир причта два деревянные дома и один двух-этажный полукаменный. Из книги " Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии " . - Екатеринбург, 1902. стр. 214-215 Первый, деревянный храм в поселке был поставлен при Сусанском заводе (прежнее название Нейво-Шайтанского) в 1750 году. Его освятили во имя апостолов Петра и Павла. В конце XVIII столетия случилось несчастье: в результате удара молнии деревянная церковь полностью сгорела. На ее месте на средства заводовладельцев Яковлевых в 1797 году был заложен каменный двухпрестольный храм. В 1812 году освятили его правый придел в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а в 1821 году — главный престол во имя апостолов Петра и Павла. Храм построили в стиле уральского барокко. На сегодня он является великолепным и редким примером этого стиля на уральской земле. В 1877 году к Петропавловской церкви пристроили левый придел, освященный во имя святого князя Александра Невского. К 1881 году все внутренние стены храма были расписаны настенными росписями в стиле древнерусской живописи. В главном храме был устроен великолепный пятиярусный иконостас, украшенный золотой резьбой.

http://sobory.ru/article/?object=11376

Ногинск. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери расположен недалеко от Богоявленского собора , построен на пожертвования прихожан. Закладка состоялась в 1846 г. в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери, освящен 8 сентября 1857 г. свт. Филаретом. До 1873 г. был приписан к Богоявленскому собору Ногинска . Со временем храм расширился. К 1887 г. была построена трехъярусная колокольня, новая трапезная с двумя обширными приделами — Никольским и Сергиевским. В 1920-е гг. церковную землю конфисковали, священника Митрофана Петровича Ласкина арестовали, он погиб в лагере в 1937 г. В начале 1930-х гг. храм был закрыт, разрушен и разорен. В помещении храма сначала устроили клуб, затем кинотеатр, потом школу киномехаников. В 1991 г. зарегистрирована православная община и освящен Никольский придел. 20 ноября 1995 г. были обретены мощи сщмч. Константина Богородского и перенесены в Тихвинский храм. Церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери была воздвигнута при городском кладбище на пожертвования горожан по проекту, Высочайше утвержденному 10 января 1846 года. В том же 1846 году, в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери 26 июня, состоялась закладка церкви. Строилась она более 10 лет и 8 сентября 1857 года была освящена святителем Московским Филаретом (Дроздовым). Колокольня при церкви вначале была выстроена деревянная. Старое городское кладбище располагалось на восток от церкви и было обнесено каменной оградой с башенками по углам; перед храмом со стороны улицы кладбище было ограждено сквозной железной решеткой. До 1873 года Тихвинская церковь была приписана к Богоявленскому собору города Богородска и не имела официально определенного прихода. Богослужения совершались в ней только в летнее время. В 1871 году на месте разобранной паперти к западной стене церкви для большей вместимости была пристроена беспридельная трапезная. 21 июня 1873 года Тихвинская церковь получила самостоятельность, причт состоял из священника и псаломщика. Приход стал составлять восточную половину города, начиная от Тихвинского переулка, в него вошли деревни Торбеево, Ланино и Малое Буньково. С 1873 года в Тихвинском храме велись метрические книги и исповедные росписи. При церкви находился деревянный дом с усадьбой, в котором проживало 8 престарелых женщин, деревянный домик для церковного сторожа и деревянный сарай для хозяйственных принадлежностей, под навесом хранились дрова для обогрева храма. В 1874 году при Тихвинской церкви началось строительство трехъярусной каменной колокольни, которая была завершена в 1878 году. Каменная паперть соединила колокольню с церковью, под папертью была устроена комната для церковного сторожа. На колокольню были подняты колокола, вес самого большого составлял более трехсот пудов.

http://sobory.ru/article/?object=03919

профессор Дмитрий Васильевич Гусев (1845–19.10.1894) Патрология профессор Дмитрий Васильевич Гусев Профессор Казанской духовной академии, патролог, церковный писатель, богослов, статский советник. Основатель казанской школы патрологии . Биография Родился в с. Иванырсе Городищенского уезда Пензенской губернии (ныне Лунинский район Пензенской обл.) в семье псаломщика. Окончил Пензенское духовное училище, затем в 1866 году - Пензенскую духовную семинарию, в 1870 году - Казанскую духовную академию. Его однокурсниками в академии были М.И. Богословский, Ф.А. Курганов, Н.П. Остроумов, Н.Ф. Красносельцев и А.В. Вадковский (впосл. митр. С.-Петербургский), вместе с ним отобранные для работы на доцентских должностях ректором архим. Никанором (Бровковичем). С 20 ноября 1870 года исполнял должность доцента Казанской духовной академии на кафедре патрологии. В апреле 1871 года удостоен степени магистра богословия. Одновременно он преподавал в Казанском юнкерском пехотном училище. С июня 1878 по январь 1882 года был членом комиссии КазДА по объяснению неудобопонятных слов и выражений в пророческих книгах Священного Писания (в т.ч. в Книгах пророков Исаии, Иезекииля, Даниила, Малахии и Осии). 2 сентября 1879 года заключил второй брак с Верой Андреевной, дочерью Андрея Ясницкого, протоиерея Казанской Грузинской церкви. Род внесен в 3-ю часть дворянской родословной книги Казанской губернии по определению Казанского дворянского депутатского собрания от 1899.12.15, утвержден указом Герольдии от 1900.10.23. С мая 1885 года - экстраординарный профессор. Статский советник. Считается основателем казанской школы патрологии. Оказал влияние на формирование научных взглядов и интересов Л.И. Писарева, П.П. Пономарёва, прот. Н.П. Виноградова, П.П. Мироносицкого, А.Н. Потехина, прот. А.И. Дружинина, прот. Н.В. Петрова и др. Был одним из первых, кто отметил талант и «выдающееся философско-богословское развитие» В.И. Несмелова, который считал себя его учеником. В 1895-1899 гг. под редакцией Потехина были изданы «Чтения по патрологии» - первый систематический курс (после соч. архиеп. Филарета (Гумилевского) «Историческое учение об отцах Церкви»), который имел широкое распространение и применялся во всех духовных академиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/

профессор Юлиан Андреевич Кулаковский (25.07.1855–21.02.1919) История Древней Церкви профессор Юлиан Андреевич Кулаковский Русский филолог-классик, историк Римской и Византийской империй, археолог, переводчик с латыни и древнегреческого, публицист, педагог. Член-корреспондент Императорской академии наук, заслуженный ординарный профессор кафедры классической филологии Императорского университета св. Владимира. Биография Сын настоятеля церкви в городе Поневеж Андрея Ивановича Кулаковского. Первоначальное образование получил в Виленской гимназии, с 1871 года обучался в Лицее цесаревича Николая при Московском университете, который окончил в 1873 году с золотой медалью. В 1876 году окончил историко-филологический факультет Московского университета со степенью кандидата по отделению классической филологии. В 1878—1880 — в научной командировке Министерства народного просвещения за границей: Бонн, Тюбинген, Берлин; слушал лекции и принимал участие в семинарах Т. Моммзена, А. Гутшмида и других. В 1880 году Кулаковский начал в Киевском университете св. Владимира чтение лекций по римской словесности и латинскому языку. В 1882 году защитил в Москве магистерскую диссертацию: «Коллегии в древнем Риме: Опыт по истории римских учреждений», в 1888 - в Санкт-Петербурге - докторскую: «К вопросу о начале Рима». В 1891 Кулаковский прочитал публичную лекцию: «Христианская церковь и римский закон в течение первых двух веков», где доказывал, что принцип религиозной нетерпимости проведён в государственный строй христианскими императорами Рима. Эта лекция вызвала резкое возражение в «Трудах Киевской духовной академии», 1892 5 и 6) и 1893 2 и 4), где Юлиан Кулаковский сравнивался с Юлианом Отступником. В своём ответе («Университетские известия», 1892) Кулаковский с блеском доказывает справедливость своего взгляда. Во второй половине 1890-х годов Кулаковский производил археологические раскопки на юге России: в Ольвии, Керчи и Старом Крыму. Участвовал почти во всех Археологических съездах 1884—1908 годов, был делегатом на Римском международном историческом конгрессе (1903), Берлинском съезде историков (1909), III Международном конгрессе историков в Лейдене (1912). Состоял членом Императорской Археологической комиссии, Московского археологического общества, был вице-председателем Киевского художественно-промышленного и научного музея императора Николая Александровича, членом Совета попечителя Киевского учебного округа, членом Высочайше утверждённой комиссии по преобразованию высших учебных заведений и прочих.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Санкт-Петербург. Церковь Петра и Павла при Детской больнице пр. П.Г.Ольденбургского. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Когда принц Петр Георгиевич Ольденбургский прослужил в благотворительном ведомстве Учреждений Императрицы Марии четверть века, ведомство решило отметить этот юбилей основанием в столице детской больницы его имени. В это время в России действовало всего три больницы для детей. Постройка здания продолжалась ровно три года: 30 сентября 1866 больница была заложена и 30 сентября 1869 освящена митрополитом Исидором в присутствии принца Ольденбургского с семьей. Работы велись по проекту Ц. А. Кавоса, который в марте 1866 выиграл объявленный конкурс, и под руководством комиссии, куда входил известный педиатр К. А. Раухфус, стремившийся сделать больницу „образцовым учреждением в своем роде“. На строительство и оборудование пошло почти 700 тыс. руб. На Всемирной выставке в Париже в 1878 больницу наградили большой золотой медалью, и тогда же она получила имя принца Ольденбургского. По первоначальному проекту церковь в больнице не намечалась, но незадолго до окончания строительства ее разрешили устроить на средства купца И. И. Смирнова и назвать в честь учредителя. Церковь заняла продолговатый зал на втором-третьем этажах центрального ризалита, отделяясь раздвижной перегородкой от смежного зала, и была освящена вместе с больницей. На крыше находилась небольшая звонница; на дворе стояла каменная часовня для отпеваний. Иконостас был вырезан из дуба. Смирнов пожертвовал храму образ свт. Николая Чудотворца XVI века; акад. И. А. Тюриным были написаны две большие, в рост, иконы свв. Александра Невского и Марии Магдалины. В 1871 вел. кн. Екатерина Михайловна, много сделавшая для больницы, подарила икону Феодоровской Божией Матери в мраморном киоте, поставленную в приемном покое. Через пять лет после этого храм получил собственный причт, во главе которого стоял перед революцией о. Константин Васильевич Быстряков. С 1895 при больничной церкви существовало Александро-Мариинское благотворительное общество.

http://sobory.ru/article/?object=11230

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010