Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений: 1918 - 1941 АЛЕКСИЙ Константинович Введенский (1871 (по др. данным 1872) – 1918), сщмч. (пам. 23 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Тютюнов (1892 – 1937), сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе Брянских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Михайлович Никитский (1891 – 1938), свящ., сщмч. (пам. 15 февр., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСИЙ Петрович Скворцов (1875 – 1938), сщмч. (пам. 21 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Петрович Кротенков (1878 – 1930), свящ., сщмч. (пам. 5 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСИЙ Иванович Рождественский (1865 – 1937), сщмч. (пам. 13 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), прот. АЛЕКСИЙ Ильич Княжеский (1884 – 1938), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) АЛЕКСИЙ Великосельский (1865 – 1918), сщмч. (пам. 17 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростовских святых), свящ. АЛЕКСИЙ (Гаврин Алексей Петрович; 1883 – 1937), прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. АЛЕКСИЙ Николаевич Троицкий (1875 – 1942), сщмч. (пам. 7 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Степанович Меркурьев (1851 – 1918), свящ., сщмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСИЙ (Бельковский Петр Филиппович; 1842 - 1937), архиеп. Великоустюжский (с 1924 г. на покое), сщмч. (пам. 2 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/121838_3.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИВАНЦОВ-ПЛАТОНОВ (Иванцев-Платонов) Александр Михайлович (13.10.1836 (1835?), г. Щигры Курской губ.- 12.11.1894, Москва), прот., д-р богословия, историк Церкви. Жизнь и служение Род. в семье священника. Окончил Курское ДУ, в 1856 г.- Курскую ДС, в 1860 г.- МДА со степенью магистра. Стал последним в истории академии студентом, получавшим (в 1858) стипендию Московского митр. Платона (Левшина) для лучших учеников и имевшим добавление к фамилии - Платонов. Он выделялся среди студентов своего курса и должен был окончить МДА 1-м магистром с оставлением на кафедре психологии. Но в последний момент этому помешал ректор архим. Сергий (Ляпидевский ; впосл. митрополит Московский), несправедливо заподозривший И.-П. в авторстве повестей (Современник. 1860. 3), в к-рых описывались события в МДА весной 1860 г. и неблаговидная роль ректора в них. 3 авг. 1860 г. по рекомендации проф. МДА прот. А. В. Горского И.-П. был приглашен в СПбДА на только что открытую кафедру церковной истории на должность бакалавра. 24 авг. 1863 г. рукоположен во иерея свт. Филаретом (Дроздовым) , митр. Московским; в 1874 г. возведен в сан протоиерея. 1 сент. 1863 г. назначен на должность законоучителя московского Александровского военного уч-ща. Состоял также законоучителем гимназии Л. И. Поливанова. С 5 сент. 1867 по 9 сент. 1870 г. был членом правления Заиконоспасского ДУ, с 3 мая 1871 по 25 авг. 1872 г.- членом правления МДС. 11 марта 1872 г. по инициативе ректора Московского ун-та С. М. Соловьёва И.-П. был избран экстраординарным профессором ун-та по кафедре церковной истории, 12 мая 1879 г. (1878?) - ординарным профессором. В университетских курсах значительное место отводил историографии христианства. Его опубликованные лекции по истории Церкви сохраняли значение и после смерти И.-П. Пользовался любовью и уважением студентов Московского ун-та и слушателей военного уч-ща за талант педагога и лектора. Помимо обязательных учебных часов устраивал богословские чтения у себя дома, на них присутствовали члены семьи С. М. Соловьёва. Много внимания уделял вопросам жен. образования. В 1865-1866 гг. читал публичные лекции в доме кнг. Голицыной, в 1883-1886 гг. вел религиозно-нравственные беседы по церковной истории для женщин. Содействовал открытию в 1872 г. Высших жен. курсов при Московском ун-те. Им также была создана специальная б-ка по церковной истории в одном из залов Московской епархиальной б-ки.

http://pravenc.ru/text/200519.html

Православная Восточная Церковь 20-го января и 20 июня чтит память св. мучеников Инны, Пинны и Риммы. Их имена можно встретить – в редких полных святцах и обширных календарях – и то большею частью под сокращением «св. муч.», а это-то сокращение, а также и то, что имена этих мучеников имеют окончание женского рода, многие (даже и из приходских священников) принимают этих мучеников за мучениц и их именами нарекают при крещении девочек. Так недавно в N Семинарское Правление подано было прошение одной духовной особы о принятии сына в семинарию на казен. содержание; при прошении приложено было свидетельство о семейном положении просителя и в списке детей ее находится дочь Римма… Несколько лет тому назад одна девица, матери которой, как родившейся на Кавказе, желалось в память св. равноапостольной просветительнице Грузии назвать Ниною, носила имя Инны и день своего ангела праздновала 20-го января на память св. мучеников Инны, Пинны и Риммы, так как крестивший ее приход. священник не нашел в своих святцах имени Нины. В православной Руси, вероятно, не одна женщина носит имя этих святых в полной уверенности, что их имена даны в честь св. мучениц Инны, Пинны и Риммы. Не одних только приходских священников имена этих святых приводили в недоумение и заставляли принимать их за мучениц, – составители календарей в таком множестве создаваемых ныне и распространённых в среде даже простого народа, нередко обозначают их мученицами и ставят эти имена в отделение женских имен. Так в календаре (лучшем из полных календарей) г. Суворина в алфавитном указателе имён святых в числе св. жен. (стр. 23, 1876г. и стр. 58, 1878 г.) обозначены Инна 20-го янв., Пинна 20-го янв. и Инна 20-го января; в календаре изданном г. Гоппе в алфавитной росписи святых, празднуемых православною церковью те же святые обозначены мученицами под 20-м числом января (1876 г. стр. 48 – 49 и послед. годов); в календаре (издан. Овсянниковым 1871 г.) под 20-м числом января (стр. 3) поименованы мученицы: Инна, Пинна и Римма. То же и в других календарях.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Пути-дороги паломницы из России (версия для печати)/Православие.Ru Пути-дороги паломницы из России Православие.Ru , 3 сентября 2001 г. Недалеко от Сэндая, в трех часах езды на машине, находится город Итиносэки с храмом Вознесения. 26 октября 1871 г. в церкви при Российском консульстве в Хакодатэ приняли крещение несколько самураев. Один из них, Матфей Кагэта (он стал священником в 1878 г.), в декабре того же года пришел проповедовать в Итиносэки, а через четыре года, т.е. в 1875 г., там был построен молитвенный дом в честь Преображения Господня. В июне 1881 г. Итиносэки посетил Николай. Тогда здесь было двадцать христианских семей. Николай записал в дневнике: «Итиносэки — место важное, составляющее центральный пункт для многих других местностей и могущее влиять на них, и поэтому заслуживает особенной заботливости». В 1899 г. число верующих возросло до пятисот человек, старый молитвенный дом перестроили, и он просуществовал до 1986 г. В связи с перепланировкой города его разобрали и перевезли в новое место, но собирать не стали, а привезли морем из Финляндии новый деревянный храм. 13 мая 1990 г. состоялось его освящение. Одноэтажный храм в виде сруба из бревен светлой древесины (вероятно, карельской березы) наполнен солнечными лучами и смолистым лесным ароматом. На крыше возвышаются две колоколенки. Большинство икон в храме написаны Рин Ямаситой, и особенно выделяются среди них «Рождество Христово», «Моисей» и «Молитва в Гефсиманском саду». В храме находится покрывало, которым, по свидетельству верующих, был покрыт гроб Архиепископа Николая. Видимо, кто-то из прихожан Итиносэки присутствовал на похоронах Владыки и увез его с собой, тем самым сохранив его от Великого землетрясения 1923 г. В настоящее время в храме 43 прихожанина. На пути между Сэндаем и Итиносэки в окружении рисовых полей лежит деревня Каннари. Ее уроженец, врач по имени Иоанн Сакаи, был одним из трех первых японцев, принявших крещение в Хакодатэ от самого Николая, и когда там в 1868 г. начались гонения на христиан, он вернулся на родину проповедовать православие. Очень быстро у Иоанна Сакаи появилось много последователей, и они построили деревянный храм, но просуществовал он недолго, потому что в тех краях тоже начались жестокие преследования православных христиан. В сентябре 1880 г. храм был снесен.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Ростов-на-Дону. Собор Александра Невского. Александро-Невский собор /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты История разрушенного храма начиналась в 1875 году на площади между Средним и Большим проспектами закладкой временной небольшой церкви. Заложили ее в память избавления от опасности императора Александра II во время покушений 1866 и 1867 годов. Проектировал церковь инженер С. Загоскин, размещалась она в створе Никольской улицы (ныне ул. Социалистической). В 1878 году временную церковь освятили, и попечительство по постройке храма продолжило сбор средств на строительство будущей соборной церкви. В 1887 году оно сообщало думе, что собранный из пожертвований капитал составляет 50 350 руб., и просило отвести место для него по линии Большой Садовой улицы. Думская комиссия осмотрела указанное место и согласилась с предложением. Размеры и точные границы территории решили «определить по представлении попечительством на одобрение думой проекта храма». Автором проекта Александро-Невского храма стал архитектор А.А. Ященко. Он происходил из дворянской семьи, в 1871 году окончил Санкт-Петербургскую Академию художеств со званием классного художника I степени. В первые годы работы в Новочеркасске зодчий занимает должность младшего инженера Областного правления при войсковом атамане. С 1875 года он участвует в завершении строительства Казанского собора Устъ-Медведицкого женского Спасо-Преображенского монастыря. В последующее десятилетие Александр Александрович проектирует и возводит в Новочеркасске учебные здания (Мариинская женская гимназия, духовная семинария, Мариинский институт благородных девиц), выделяющиеся среди застройки города высокими художественными достоинствами. В 1883 году Войсковое правление по рекомендации Академии художеств поручает ему подготовительные работы, а затем — составление третьего проекта новочеркасского Войскового собора: первые два здания обрушились во время строительства. В эти годы в отечественном зодчестве происходило возрождение византийского стиля, который на Юге России стал символом единения славянских народов. Во второй половине 1880-х годов этот стиль становится ведущим в творчестве А.А Ященко. Несколько лет он разрабатывает проект главного и лучшего своего творения — новочеркасского Войскового Вознесенского собора. Одновременно составляет проекты меньших по габаритам храмов для других городов: Оренбурга, Царицына, Ростова-на-Дону.

http://sobory.ru/article/?object=33882

Содержание 1843 год 1844 год 1845 год 1846 год 1847 год 1857 год 1859 год 1860 год 1861 год 1862 год 1863 год 1864 год 1865 год 1866 год 1867 год 1868 год 1869 год 1870 год 1871 год 1872 год 1873 год 1874 год 1875 год 1876 год 1877 год 1878 год 1879 год 1880 год 1881 год 1882 год 1883 год 1884 год 1885 год 1886 год 1887 год 1888 год 1889 год 1890 год 1891 год 1892 год 1893–1894 годы 1894 год 1894 год     Русское ученое монашество прошлого столетия выдвинуло множество талантливых ученых в различных областях богословской науки. Целая школа с глубокой и плодотворной традицией сложилась, в частности, в науке церковно-исторической. Митрополит Платон (Левшин) , митрополит Евгений (Болховитинов) , архиепископ Амвросий (Орнатский) , архиепископ Филарет (Гумилевский) , профессор-протоиерей Александр Горский, митрополит Макарий (Булгаков) , архиепископ Сергий (Спасский) – каждое из этих имен составляет отдельную эпоху в русской церковной истории. Но обобщающие труды названных историков невозможны были бы без неустанной работы подчас безвестных иноков-изыскателей, посвятивших жизнь кропотливым исследованиям и описаниям русских монастырей, монастырских ризниц, книгохранилищ, архивов и частных собраний. Достойным ратником этой иноческой ученой дружины предстает перед нами наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Леонид (Кавелин) (см. «ЖМП», 1972, 6). Он поражал современников глубиной и масштабностью своих научных интересов. Архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин) родился 22 февраля 1822 года в калужском имении своего отца. В 1840 году он окончил кадетский корпус, дослужился до чина капитана, но в 1852 году оставил службу и стал послушником в Оптиной Пустыни. Оптинская школа и определила весь его последующий творческий путь. В 1857–1859 гг. он находился в составе Иерусалимской миссии под началом епископа Кирилла (Наумова) ; в 1859–1863 гг. он опять был в Оптиной Пустыни; с 1863 года он снова в Иерусалиме, но уже в качестве начальника Русской Духовной Миссии. В 1865–1869 гг. архимандрит Леонид – настоятель посольской церкви в Константинополе; в 1869–1877 гг. – настоятель Новоиерусалимского Воскресенского монастыря. С 1877-го до самой смерти (22 октября 1891 года) отец Леонид занимал ответственный пост наместника Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Ульяново. Ульяновский Троице-Стефанов монастырь. Ульяновский монастырь; Монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы Стефаново-Ульяновский Карта и ближайшие объекты Троице-Стефано-Ульяновский монастырь, общежительный, в местечке Ульянове, в 1045 верстах от города Вологды и в 165 верстах от города Усть-Сысольска, близ реки Вычегды. Основан в конце XIV века святым Стефаном Пермским (см. 26 апреля). Упраздненный в 1764 году, он был восстановлен в 1860 году. При монастыре с 1893 года церковно-приходская школа, преобразованная в 1896 году в миссионерскую. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Село Ульяново. Ульяновский Троице-Стефанов монастырь. Монастырь был основан святителем Стефаном Пермским, просветителем зырян, не позднее 1396 года. В то время на реке Вычегда был построен небольшой храм в честь Преображения Господня, новая пустынь была названа в честь Нерукотворного Образа Спасителя. В XVII веке Спасскую пустынь возглавил иеромонах Филарет, ставший новым её строителем. Ввиду того что обитель была бедна при секуляризационной реформе в 1764 году она была закрыта. Храм обители обратили в приходской для Ульяновского погоста. В 1860 году монастырь был возобновлен иноками Соловецкого монастыря архимандритом Матфеем и иеромонахами Паисием, Феофилактом и Амвросием. Вскоре был выстроен прекрасный каменный архитектурный ансамбль монастыря с колокольней высотой 64 метра, каменной оградой с 4 красивыми угловыми башнями. В 1878 г. вне монастырской стены было начато строительство четырехэтажной гостиницы для приезжих. Кроме того, вне стены был построен трехэтажный домдля монастырских рабочих. В 1882 г. была открыта церковно-приходская школа для мальчиков, в 1907 г. -богадельня для больных. В 1871 г. в монастыре жили 36 монахов и послушников, в 1889 г. число их выросло до семидесяти человек. Для них были построены 2 братских корпуса. Монастырь вскоре вошёл в десятку известнейших российских обителей. В начале XX века это был также один из крупнейших монастырей России.

http://sobory.ru/article/?object=11631

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КАЛУЖСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Калужской и Боровской епархии , один из самых старых епархиальных журналов РПЦ, начавший выходить по инициативе еп. Калужского Григория (Митькевича) с янв. 1862 г. Издавался до янв. 1907 г. 2 раза в месяц. Каждый номер состоял из офиц. и неофиц. частей (неофиц. часть до 1894 г. называлась «Прибавлениями») с раздельной пагинацией. Редакторами официальной части были подписывавшие каждый номер секретари консистории А. Р. Воронцов (1862-1871), Н. П. Бернадский (1871-1873), К. Медведский (1873-1875), С. И. Пантеровский (1876-1877), Н. Е. Томашевский (1880-1884), И. М. Лорченков (1885-1886), Н. В. Разумов (1887-1895) и Д. С. Соколов (1896-1907). Во время их отсутствия номера подписывали исполняющие должность секретаря, а также другие чиновники консистории, напр. в 1878-1880 гг. столоначальник А. Извеков; до сер. 1901 г. вместе с ними офиц. часть подписывали члены консистории кафедральные протоиереи М. Потёмкин (1862-1871), А. Колыбелин (1871-1876 и 1880-1901) и Д. Рождественский (1876-1880). Неофициальная часть в 1862-1869 гг. выходила без подписи редактора. В ходатайстве об издании К. е. в. еп. Григорий указал фамилии преподавателей семинарии М. Скворцова и Ф. И. Покровского, представивших программу издания, и калужских священников И. Любимова и И. Извекова, изъявивших желание постоянно в нем участвовать (до 1870); они, а в 1865-1866 гг. также ректор семинарии архим. Асинкрит (Верещагин), очевидно, коллегиально редактировали неофиц. часть. Далее неофиц. часть подписывали свящ. Д. Рождественский (1870-1880), свящ. И. Любимов (1870-1890), ректор семинарии прот. Д. Г. Лужецкий (1890-1901) и инспектор А. А. Преображенский (1901-1907). В официальном отделе печатались высочайшие манифесты и указы, «Распоряжения Святейшего Синода», «Распоряжения епархиального начальства» (в т. ч. об определениях на места священно- и церковнослужителей), «Объявления и известия» о вакансиях, о книгах, рекомендованных для церковных б-к, об открытии внебогослужебных собеседований, журналы общеепархиальных съездов, отчеты и журналы епархиального училищного совета, отчеты о деятельности братств, епархиального комитета Правосл.

http://pravenc.ru/text/1320161.html

Профессор Пётр Иванович Линицкий († 12 июня 1906 года) Σωφρονεν ρετ μεγστη. Ιρκλειτος ap. Stob. 12 июня текущего года, в 10 часов утра, скончался от рака печени, на шестьдесят седьмом году от рождения заслуженный ординарный профессор Киевской Духовной Академии, доктор богословия, действительный статский советник, Пётр Иванович Линицкий . Внешняя сторона жизни покойного профессора не сложна, потому что его общественная деятельность в течение сорока с лишком лет, от школьной скамьи и до могилы, всецело сосредоточивалась в Академии, и это – главная черта его внешней биографии, в значительной степени характеризующая его цельную, последовательную натуру. Сын священника Харьковской епархии (род. 23 ноября 1839 года), П.И. Линицкий получил образование в Ахтырском духовном училище, Харьковской духовной семинарии и Киевской духовной Академии, которую окончил в 1865 году со званием магистра богословия. В том же году конференцией (?) Академии избран и подлежащею властью утверждён в должности преподавателя философских наук в родной Академии. 13 января 1867 года утверждён в звании бакалавра. 13 июня 1869 года, на основании нового академического устава, переименован в доцента. 18 мая 1871 года утверждён, по избрании, в звании экстраординарного профессора. 7 января 1877 года, по представлении и публичной защите диссертации «Учение Платона о Божестве», – в учёном звании доктора богословия. 30 апреля того же года – в звании ординарного профессора. До 1887 года Пётр Иванович занимал в Академии кафедру истории философии, а в этом году (16 августа), согласно собственному желанию, перемещён на кафедру логики и метафизики; кроме того, в разное время, за отсутствием или болезнью преподавателей, временно преподавал, по поручению Совета Академии, логику (в 1870–1871 и 1886–1887 академических годах), метафизику (в 1871–1872 и 1878–1879 академических годах), педагогику (в 1872–1873 академическом году) и патрологию (в 1876–1877 и 1877–1878 академических годах). С 17 января 1897 года и до кончины состоял членом академического Правления.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Linickij/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУЛЬТУРКАМПФ [нем. Kulturkampf - борьба за культуру], направление внутренней политики в Германской империи в 1871-1878 гг. с целью реформировать отношения между гос-вом и католич. Церковью, вслед. чего возник конфликт между герм. гос-вом и нем. католиками. Политика К. приняла форму противостояния Германской империи при рейхсканцлере О. фон Бисмарке (1871-1890) и Римско-католической Церкви при папе Римском Пии IX (1846-1878). Официально К. объявили завершенной в 1887 г. Термин «Культуркампф» впервые встречается в опубликованной в мае 1840 г. анонимной рецензии на сочинение радикала Л. Снелля «Значение борьбы либеральной католической Швейцарии с Римской курией» ( Snell L. Die Bedeutung des Kämpfes der liberalen katholischen Schweiz mit der römischen Kurie. Solothurn, 1839) для обозначения конфликта между либеральными швейцар. католиками и Папским престолом. В широкое употребление термин был введен одним из главных оппонентов О. фон Бисмарка Р. Вирховым: выступая 17 янв. 1873 г. в прусской палате депутатов, он обозначил этим термином проводимую Пруссией политику отделения культуры от влияния католич. Церкви. В подготовленном Вирховым предвыборном обращении Германской прогрессистской партии (23 марта 1873) он повторил этот термин, к-рый впосл. иронически высмеивался католич. прессой, а в либеральных газетах и журналах, напротив, защищался. Гос. политика К. подразумевала проведение либеральных преобразований, отделение Церкви от гос-ва и учреждение регистрируемого гос-вом гражданского брака. Этому противились сторонники консервативных и религ., прежде всего католических, сил. Они выступали за сохранение влияния Церкви на нем. общество и гос. политику. К. затронул и протестант. Церкви в Германии, хотя они не находились в центре противостояния и даже не определяли своих позиций в этом конфликте. Ослабление влияния католич. Церкви в Германии было в интересах герм. протестантов, но жесткие меры Бисмарка в отношении католич. духовенства не раз критиковались представителями протестант. Церквей. В политическом смысле это противостояние свелось в Германии к борьбе представителей католич. меньшинства в парламенте, прежде всего католич. партии Центра, за влияние на внутреннее развитие гос-ва. Предпосылки К.

http://pravenc.ru/text/2462235.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010